Несмотря на то, что нарушения в речи детей встречаются достаточно часто, большинство родителей болезненно воспринимают этот факт. Но еще большим ударом для них становится известие, что их ребенка направляют… в логопедическую группу.
Чем же так страшны логопедические группы? В головах многих людей складывается отнюдь не радужная картинка – мой ребенок отстает в развитии! Многие считают, что в логопедической группе ребенок, общаясь с детьми с проблемами, станет говорить только хуже. Другие уверены – логопед в саду наверняка плохой и занимается с детьми неважно. И родители всем силами стараются избежать логопедической группы, начинают поиски частного логопеда, усиленно занимаются с ребенком. Словом – все, что угодно, только бы не логопедическая группа.
Неужели все так плохо?
Но давайте отбросим стереотипы и посмотрим на логопедическую группу беспристрастно. Многие сегодня столкнулись с тотальной переполненностью групп в детских садах – подчас в группах по 40-45 детей! Что ж, в логопедической группе детей, как правило, не больше 15-20. К тому же, помимо воспитателя и няни, у которой, как известно, хватает и своих обязанностей, в группе работает логопед. Логопед в саду занимается коррекцией речи детей в индивидуальном порядке, с каждым ребенком отдельно, работая над проблемами конкретного ребенка. Так что, можно сказать, что внимания детям здесь уделяется больше, чем в обычной группе.
В остальном же логопедическая группа ни в чем не отличается от обычной – тот же распорядок дня, те же прогулки, те же утренники, то же самое питание.
Кого приглашают в логопедическую группу.
Необходимость в логопедической группе определяет врачебная комиссия. В Украине во многих садах есть логопедические группы, которые принимают детей с 5-го года жизни. До 4-х лет логопедические диагнозы устанавливают только в редких случаях. В логопедические группы дают направление детям, которые имеют проблемы в произношении тех или иных звуков, заикаются и так далее. Следует понимать, что задержка речевого развития и задержка умственного развития – это совершенно разные диагнозы.
Однако это не значит, что мама не может самостоятельно провести примерную оценку речевого развития и речевых навыков ребенка, чтобы помочь ему справиться с трудностями или своевременно обратиться к специалисту. Это особенно важно в тех случаях, когда ребенок не посещает детские дошкольные учреждения.
Оценка речевого развития
К двум годам у ребенка завершают формироваться участки головного мозга, отвечающие за речь. Это может случиться раньше или немного позже, но у большинства детей именно после двух лет начинает активно развиваться устная речь, быстро пополняется словарный запас.
При этом пассивный словарь или тот объем слов, которые ребенок понимает и обрабатывает, всегда значительно больше активного, т.е. того, который ребенок применяет в своей речи. Для оценки развития ребенка важно учитывать обе составляющие.
Определить уровень осознанности речи в два года можно, проведя с ребенком ряд занятий. Предложите ребенку выполнить простые задания – принести кубики, построить домик, подать кольцо, подать зеленый кубик, принести плюшевого мишку, принести большого мишку.
Попросите принести или показать предметы домашнего обихода: обувь, носовой платок, футболку, ложку, тарелку и т.д.
Далее необходимо оценить понимание глаголов. Для этого ребенка нужно попросить сесть, подойти, помахать рукой и т.д. Просьбы не должны сопровождаться имитацией действия со стороны взрослых!
Если ребенок без проблем и подсказок выполняет почти все, о чем его просят, то даже при отсутствии собственной речи можно говорить о достаточном уровне развития для двух лет.
К логопеду необходимо обращаться, если:
- ребенок заикается или после пережитой стрессовой ситуации перестал разговаривать;
- в возрасте двух лет ребенок не выговаривает гласные звуки, у ребенка малоподвижен или даже высовывается язык, рот часто открыт;
- в возрасте трех лет ребенок не выговаривает такие звуки, как «К», «Д», «Г», «Х», «Т»;
- в возрасте четырех лет ребенок не выговаривает такие звуки, как «Р», «Л», «В», «С», «З», «Ж», «Ц», «Щ», «Ч», «Ш».
В норме к 4-5 годам ребенок может иногда смешивать сходные по звучанию звуки в скороговорках или нечетко выговаривать звук «р». Во всех остальных случаях родителям необходимо не откладывать визит к логопеду.