«Мы живём в страшное время. Судьба налагает на нас схиму, мы должны страдать, чтобы нашим внукам легче было жить… Нет ружья, — бери лопату, да счищай с „расейской“ публики (грязь). Умру на журнале, и в гроб велю положить под голову книжку „Отечественных Записок“. Я — литератор; говорю это с болезненным и вместе радостным и горьким убеждением. Литературе расейской — моя жизнь и моя кровь… Я привязался к литературе, отдал ей всего себя, то есть сделал её главным интересом своей жизни…». Так написал о литературе, и своём отношениии к ней, русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ БЕЛИ́НСКИЙ Виссарион Григорьевич, чей день рождения отмечается сегодня.
"Беда, да и только! Нет никакого выхода. Или продай свое убеждение, сделай из себя пишущую машину, — или умирай с голоду... Это становится невыносимо. Я боюсь или сойти с ума, или сделаться пошлым человеком, приобщиться к этой толпе, которую так презираю и ненавижу".
Всегда меня поражало в Белинском именно это его качество: удивительная убеждённость в своей дороге, в том, что он выбрал действительно нужный путь, и не собирается с него сворачивать. Мало найдётся на свете таких людей, которые сохранили на протяжении всей жизни такое чувство. По большей части сталкиваешься с людьми, которые так или иначе идут на компромиссы - с властью, с деньгами, с временем, с конъюнктурой... а вот такого сильного чувства, когда становятся незначительны всякие внешние помехи, когда главное - это делать то, что считаешь нужным, - такого чувства далеко не всегда можно встретить. Что меня особенно впечатляет в Белинском (да и во всём его поколении) - так это то, что люди главной ставили цель жить не для себя, а для страны, для других людей. После этого так мелко выглядит современный цинизм, который во всём ищет только шкурный интерес и частные мотивы...
А ведь сейчас то же самое - журналист должен только продаваться, чтобы прожить своим трудом. Эх.. больше ста лет прошло, а ничегошеньки не изменилось.
И всё-таки интересно, откуда в людях берётся эта убеждённость. Я сильно сомневаюсь, чтобы во времена Белинского жить было хоть чем-то проще в плане морального выбора; так же людям нужно было заботиться о хлебе насущном, так же каждый принципиальный человек вставал перед необходимостью выбора - сохранить верность убеждениям или прогнуться "под изменчивый мир". И кто-то прогибался, а он и ему подобные оставались верны себе. Так что же даёт таким людям моральную силу?.. Вера в правильность своего решения, пренебрежение комфортом, житейская неприспособленность, глупость, в конце концов?..
------------------
Источник цитат - дневник
raisanikolaevna, за что ей огромное спасибо - так здорово, когда что-то подвигает на размышления...
Настроение сейчас - думательскоеВ колонках играет - птичьи крики и шум ветра