Окумара Масанобу – японский художник, издатель и новатор в области полиграфической печати.
Кроме того, он известен как автор нескольких фантастических повестей.
Его ранние работы относили к школе Тории, но постепенно художник стал отходить от этого стиля.
Окумара Масанобу является видным деятелем эпохи становления укиё-э.
Сведений о личной жизни художника не сохранилось.
Ничего неизвестно о его родителях, о том, был ли он женат. Принято считать, что он родился в 1686 году в Эдо.
Прежде это был небольшой рыбацкий поселок, но после того, как сёгун Токугава Иэясу выбрал его в качестве своей административной столицы, он быстро разросся и стал процветать.
По всей вероятности, Масанобу был самоучкой, хотя его ранние работы носят опечаток влияния таких метров японского изобразительного искусства, как Хисикава Моронобу и Тории Киёнобу.
Особенно первый альбом, вышедший в свет в 1701 году.
В последующие годы, художник выпустил несколько альбомов о жизни веселого квартала Ёсивара, 22 романа и либретто для кукольного театра с собственными иллюстрациями.
Они включали и современную иллюстрированную версию «Повести о Гэндзи» в восемнадцати томах.
После 1711 года выпустил несколько новаторских альбомов с использованием тиснения на различные темы.
Самыми выдающимся оказались комические альбомы, изображающие юмористические темы, шаржи и карикатуры на сцены из театра Кабуки и японскую мифологию.
В этот период Масанобу исполнял большие какэмоно, портреты куризанок, отличающиеся особой задушевностью и теплотой за счет мягких округлых линий, выразительных одеяний и изысканных поз.
Финансовые реформы, проведенные в Японии в 1717 году, сделали изготовление больших гравюр непозволительной роскошью.
Даже триптих нового формата, сложенный в одну линю, был меньше великолепных гравюр кокемоно. В 1718 году Масанобу делает очередное открытие.
Он начинает добавлять латунный порошок к чернилам, что создает на поверхности гравюры подобие лакового покрытия.
Это не единственное открытие мастера.
Кроме латунного, он использовал металлическую золотую пудру, изобрел вертикальный формат, использовал двух -, трехцветную печать.
Все эти эксперименты художник мог себе позволить лишь с открытием собственного издательства в 1724 году.
Его торговая марка считалась в Японии образцом качества.