2017-02-05 12:47:29
... подавляющее большинство коенов сегодня пользуется ... известных кланов несомненных коенов – семья ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Рассказывают такой анекдот: «Приходит еврей к реформистскому раббаю и просит:
— Ребе, не могли бы Вы произвести меня в коены? Я заплачу $1000!
— Как это так «произвести в коены»? Как Вы хотите, чтобы я сделал Вас коеном? Это невозможно!
— Я не знаю, как, я не раввин. Но Вы постарайтесь, я заплачу вам $10.000!
— Э-э-э, ну ладно… 10000 – хорошо. Я сделаю. Но скажите ради Б-га, зачем Вам быть коеном?
— Как зачем? Мой дед был коеном, мой отец был коеном, так я тоже хочу…»
Смешной анекдот. Но однажды со мной случился не совсем смешной случай. Когда я работал в Петербургской общине Мигдалор, у одного из членов общины родился первый сын, и, по закону Торы, на 30-ый день его надо было выкупать. Но где найти настоящего коена в Петербурге, такого, у которого отец и дед считались коенами, он не знал. Среди тысяч питерских евреев не нашлось человека, у которого и отца, и деда первыми вызывали к Торе: ассимиляция порвала «связь времен» и поколений.
Как же быть? Может быть, отец назначит меня своим «посланцем», т.е. уполномочит меня выкупить его сына у какого-нибудь коена в Израиле? Согласно алахе, то, что сделал «посланец», можно рассматривать, как будто это сделал уполномочивший его. Я дам коену положенные ему деньги по поручению отца, и будет считаться, что отец исполнил заповедь выкупа. Все бы хорошо, но в Шулхан-Арухе черным по белому сказано, что это не пройдет (объяснение, почему в данном случае не действует принцип «посланец – как сам человек» выходит за рамки этой короткой статьи).
Что же делать? Выход подсказал мне известный раввин из Бней Брака р. Пинхас Бронфман: обратись к какому-нибудь коену, чтобы он назначил тебя своим уполномоченным, и ты вместо него выкупишь новорожденного сына! Сначала я опешил: мне выкупать первенца? Я же не коен, что же я стану «исполняющим обязанности коена»? Не будет ли выглядеть смешно? Но поразмыслив трезво, я понял, что как бы странно не выглядело предложение, оно нисколько не противоречит алахе. Так почему бы нет? Стану коеном на час! Но уж если коеном, то самым настоящим! Дело в том, что выяснить принадлежность человека к племени коаним – вещь очень непростая. Фамилии типа Каган, Каганович, Коен, Кац и т.п. ни о чем не говорят, и подавляющее большинство коенов сегодня пользуется их привилегиями на основании того лишь, что ими пользовались их отец и дед… Но когда речь идет о необходимости выкупить первенца у коена, имеет смысл поискать такого, кто может проследить свое генеалогическое древо до самого первосвященника Аарона. Таких несомненных коенов во всем мире немного, и не к каждому первенцу они могут придти на выкуп. Но я же не буду просить, чтобы несомненный коен приехал в Питер, мне достаточно, чтобы он уполномочил меня принять деньги выкупа вместо него.
Один из наиболее известных кланов несомненных коенов – семья Рапопорт (эта фамилия впервые упомянута в документах их Регенсбурга в Германии в 1380 году). Я набрался наглости и позвонил раву Рапопорту, который преподает в ешиве «Бейт Матитьяу». Поначалу он засомневался (я почти уверен, что до меня никто к нему с подобной просьбой не обращался), но услышав, что предложение одобрил рав Бронфман, растаял: «Хорошо, ты уполномочен выкупить первенца вместо меня! И деньги можешь взять себе. Если там есть еще первенцы, можешь выкупить и их тоже».
Так я исполнил обязанности коена. Причем не заплатил за это ни копейки. Наоборот, получил за первенца больше тысячи рублей! автор текста: рав Моше Пантелят источник: www.imrey.org
Загадочная жизнь растений. Из книги Рава Замира Коэна "Переворот"
В последние десятилетия в мировом научном сообществе были опубликованы завораживающие результаты серии исследований, согласно которым «зелёный мир», при всей своей (кажущейся) неподвижности и бесчувственности, вовсе не таков на самом деле! Напротив, он ощущает и испытывает сильные чувства! Более того, его обитатели хорошо умеют выражать свои чувства — боль, страх, счастье и т.п.
Подробное описание таких исследований увидело свет, когда в 1973 году в США вышла книга под названием «Тайная жизнь растений». С тех пор эта книга выдержала множество изданий и завоевала огромную популярность. В этой книге и в других, последовавших за ней трудах по данному вопросу, раскрываются увлекательные и таинственные подробности из жизни растительного мира, скрытые от глаза обычного наблюдателя. Учёные с мировым именем заявляют: нет никаких сомнений в том, что растения ощущают и испытывают чувства, принимают сигналы и посылают их!
Приведём несколько абзацев из вышеупомянутой книги:
«В научной лаборатории лежит себе несчастная морковка, пока еще живая. Она привязана жгутами к «операционному столу». В «тело» морковки (это не ошибка: речь действительно идет о морковке) вставлены две стеклянные трубки с электрическими проводками, наполненные каким-то белым веществом. Эти две трубки чем-то напоминают ноги, ступни которых погружены в «плоть» моркови. Когда «тело» корнеплода сжимают железными щипцами, вся морковь буквально сотрясается от боли. Она «кричит» от сильных страданий. «Голос» её передаёт невыносимый ужас. Морковь присоединена к электрическому датчику, который в свою очередь передаёт сигнал «боли» сверхчувствительному рычажку, толкающему маленькое зеркальце. Зеркальце трепещет, и при каждом таком трепетании по стене кабинета начинают бегать «солнечные зайчики». Таким образом, исследователю удаётся обнаружить ощущения даже такого «бесчувственного» растения, как морковь!»
Это удивительное описание появилось в английском ежемесячнике «Нэйшн», который сообщил миру о раскрытии чудесного мира растений, полного чувств и эмоций. Учёный, чьи эксперименты описал «Нэйшн», не кто иной, как сэр Джагадис Чандра Босе, индийский ученый с мировым именем, один из первых исследователей в этой области. Еще в конце XIX века Босе начал изучать реакцию растений на различные внешние раздражения. В один прекрасный день его осенила дерзкая мысль, и он подключил свой чувствительный прибор – крескограф – к листьям некоего растения. Результат его просто ошеломил! Он не мог поверить тому, что увидел, и повторял эксперимент снова и снова, пока окончательно не убедился, что растение реагирует на прикосновения и удары так же, как и животное! Босе отдался этой увлекательной теме и открыл, что и другие растения и овощи реагируют на раздражения таким образом, что их реакцию можно измерить. Джагадиш Чандра Бос в Лондонском королевском институте Джагадиш Чандра Бос в Лондонском королевском институте (Викпедия)
Вначале Британская научная ассоциация, куда Босе сообщил о своих наблюдениях, отказалась принять столь революционный подход, хотя опыты Босе соответствовали всем стандартам истинного эксперимента. Однако после того как Босе прибыл в Лондон и собственноручно продемонстрировал научному сообществу свои опыты, у научного истеблишмента не осталось другого выхода, кроме официального признания этого волнующего открытия.
Линнеевское научноеботаническое общество пригласило Босе публично продемонстрировать свои эксперименты перед членами ботанического общества, что позже и было осуществлено Босе с большим успехом. Маститые профессора не могли поверить своим глазам, наблюдая с помощью специального проектора, как извивается в предсмертных мучениях лист капусты, когда его варят. Они увидели, как редька «устаёт» и становится вялой, наподобие натруженного мускула, как она «сердится», будто обладая нервной системой, как в момент «смерти» по ней пробегает судорога, напоминающая агонию умирающих животных…
После этой потрясающей демонстрации даже респектабельный английский научный журнал «Нейчер» признал правоту Босе. Он стал официально признанным научным авторитетом, получил государственные субсидии для учреждения исследовательских институтов и удостоился дворянского звания Британской империи.
Спустя много десятков лет (в 1970 году) в атеистическом Советском Союзе центральная газета страны «Правда» опубликовала статью под заголовком «О чем рассказывают нам листья». «Растения не только говорят – они даже кричат, — писал официальный печатный орган коммунистической партии. — Только кажется, что растения терпеливо покоряются своей участи, молча вынося все удары судьбы». Журналист «Правды» В. Чертков подробно описывает в этой статье удивительные факты, которые он узнал во время своего посещения кафедры физиологии растений Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева.
«На моих глазах, — писал корреспондент, — ростки ржи просто вопили от боли, когда их корешки погружали в кипяток. В то время, когда перья самописцев, как бешеные, скакали по бумажной ленте, показывая бурную реакцию растения, его листочки оставались в полном покое, так что и невозможно было предположить, что ростки ржи находятся в предсмертном состоянии. И только своего рода «мозговые» клетки, находящиеся внутри растения, рассказали нам о внутренних процессах». И. И. Гунар, руководитель лаборатории физиологии растений академии им. Тимирязева, вместе со своими сотрудниками провёл сотни экспериментов, показывающих, что в растениях возникают электрические сигналы, весьма похожие по своим характеристикам на нервные импульсы в теле человека. Он также доказывал, что растения «принимают сигналы» и сами их посылают!
Итак, перед нами история потрясающих открытий, вызвавших переполох в научном мире и общественном сознании. Эти открытия были сделаны с помощью электрических, а затем и электронных приборов, чувствительных датчиков и микроскопов.
А сейчас вопрос: мог ли кто-то до изобретения электрических приборов и совершенных электронных средств знать об этой удивительной тайне природы и с полной уверенностью говорить о том, что растения ощущают боль и испытывают чувства, что они беззвучно «кричат», излучая электромагнитные импульсы?!
Так вот, около 2000 лет назад, когда начали записывать Устную Тору, в книге Пиркей дераби Элиэзер было записано следующее: «Когда срубают плодовое дерево, голос его расходится по миру из конца в конец, но не слышен его голос»*.
Каким образом могли люди, участвовавшие в получении и передаче Торы, знать эту тайну природы, которая была открыта в самое последнее время с использованием совершенных электронных приборов?! Народ Израиля всегда знал ответ. Тот, Кто создал этот мир, знает все тайны творения. И каждая деталь, которую Он счел необходимым раскрыть в Торе Письменной или Устной, сохранена и бережно донесена до нас мудрецами Израиля.
* В трактате Песахим (110б) приводится рассказ о человеке, попавшем под влияние колдовских сил (см. ком. Раши). Он встретил одного араба, который сообщил ему, что по своему состоянию он подобен убитому. Услышав эту весть, несчастный в беспокойстве опёрся о пальму, и «пальма закричала и треснула» (т.е. дерево «завопило» и высохло от его прикосновения).
Позволим себе сделать одно деликатное замечание: научные исследования в этой области еще «не выросли из пеленок». Электронное оборудование, которым сегодня пользуются ученые, в высшей степени несовершенно по сравнению с нашей Торой. Например, самое современное оборудование не поможет определить, на какое расстояние распространяется «крик» поваленного дерева. А в Торе Творец мира раскрыл нам, что «голос» спиленного дерева слышен от одного края Земли до другого – он огибает весь земной шар!
И невозможно удержаться от того, чтобы не спросить уважаемого читателя, как бы он реагировал, услышав это высказывание наших мудрецов, до того, как учеными были выполнены эти наглядные эксперименты? Сделать напрашивающийся вывод мы предлагаем вам самостоятельно.
Необходимо подчеркнуть, что, безусловно, не имеется в виду, что страдание и боль растения аналогичны страданию и боли представителей мира животных. Речь не идет о созданиях, обладающих душой, и поэтому Тора запрещает причинять страдания животным, но не растениям. Здесь имеется в виду, что растения в состоянии посылать определенного рода электрические импульсы, которые напоминают нам проявления чувств.
Напомним также вкратце, что алаха определяется на основании наблюдаемых реалий и не берет в расчет скрытые от наших ощущений явления, которые можно обнаружить лишь с помощью особой аппаратуры. (По этой причине разрешается, например, употреблять в пищу овощи, очищенные от насекомых, и нас совершенно не беспокоит присутствие в них миллионов невидимых простым глазом микробов. Многие подобные примеры приведены в книге «Ябиа омер» ч. 4, глава 21). источник: www.imrey.org
Из книги "Переворот" Рава Замира Коена Разрезание и гравирование с помощью излучения
Лазерный резак
В последнее время расширяется использование лазеров для операций резания, требующих большой точности, мощности и чистоты швов. Лазерам находится применение в самых разнообразных областях: от шлифования алмазов до медицинских операций. Излучение, подобно электричеству и другим естественным силам, является природным феноменом, но его использование стало возможным только в последнее время. Изобретение лазеров по праву считается одним из важнейших в ХХ веке.
Тем более удивительно обнаружить, что еврейские мудрецы еще с древности знали из Торы о возможности точного резания и гравирования с помощью излучения!
В числе тайн природы, открытых Творцом мира избранному народу, был и этот секрет, и владение им было необходимо евреям для выполнения заповедей Торы.
Вполне возможно, что, окажись наши древние мудрецы в современной лаборатории, они с удивлением взирали бы на ученых, использующих окольные пути для получения природного излучения. Ведь им был знаком самый аутентичный и простой способ резать вещи естественным излучением! Они знали свойства червя под названием «шамир»!
Для понимания последующего необходимо сделать небольшое отступление. Мудрецы Израиля нуждались в постижении тайн природы, чтобы обрабатывать камни для строительства Храма, не пользуясь при этом железом. Написано(1): «А Храм, когда он строился… молотов, топоров и любых других железных инструментов не слышно было в Храме, когда он строился». И это потому, что не следует пользоваться железом – орудием войны для строительства Храма — дома мира, служащего местом раскрытия Б-жественного Присутствия в материальном мире, источником благословения для всего человечества; в нем не может быть даже намека на войну.
[Интересно отметить, что, по мнению многих специалистов альтернативной медицины, использование железных инструментов для измельчения лекарственных растений, например, чеснока, практически аннулирует их лечебные свойства].
Дополнительное и более локальное использование этого важного знания имело место еще во время странствий евреев в пустыне за 400 лет до строительства Первого Храма. Моше-рабейну применял этого уникального червя для гравирования имен колен Израиля на двух драгоценных камнях наплечников эфода и на двенадцати драгоценных камнях хошена (нагрудника первосвященника). Вот как рассказывает об этом Талмуд2: Ефод Ефод
«Спросил царь Шломо у мудрецов Торы «Каким образом я смогу построить Храм из камней [не прибегая к использованию железных инструментов]?»_ Ответили ему: Есть же червь шамир, которого принес Моше для гравирования камней эфода [см. там подробный рассказ о том, как добыли этого червя]!».
Вышеупомянутый шамир резал предметы не каким-либо острым органом тела, но с помощью исходящего от него излучения! Талмуд объясняет(3): «Камни эти [что на эфоде и на нагруднике] – не пишут на них чернилами, потому что сказано [про них] в Писании: «Как вырезают печати», и не чертят по ним железным острием, потому что сказано: «цельные» [останутся они и после начертания букв, а резец изымает часть материала]!
Поэтому вначале мастер пишет по ним чернилами, а потом «показывает им (камням) шамира снаружи», и они раскалываются сами, как трескается летом спелый инжир. И при этом вес камня нисколько не уменьшается!»
То есть, чтобы сделать надпись на драгоценном камне вообще не было необходимости в контакте шамира с камнем. Но располагали его против нужного места, и резьба осуществлялась исходящим из него излучением. Возможная реконструкция Храма Соломона. (Викпедия) Возможная реконструкция Храма Соломона. (Викпедия)
В заключение этой главы приведем еще один удивительный и поучительный факт: лишь сегодня науке стало известно, что, хотя радиоактивное излучение проникает повсюду, существует только одно вещество, непроницаемое для радиации — свинец. И в Талмуде сказано, что для хранения шамира использовался свинцовый контейнер (4): «С тех пор, как был разрушен Храм, исчез и шамир. Какова же была природа этого шамира? Он был создан Всевышним «в первые шесть дней Творения». Если положить его на камни, на доски — раскалываются те перед ним, как страницы книжки. Даже если положить его на железо, раскалывается оно и опускается под ним. Ничто перед ним не может устоять! Как же с ним поступают, (чтобы хранить)? Обматывают его шерстяным войлоком и кладут в свинцовый сосуд, наполненный ячменными отрубями»*.
Перед нами еще один чудесный пример того, как Творец мира раскрыл своему народу, Израилю, тайны природы, чтобы дать ему возможность соблюдать заповеди Торы!
*Разумеется, каждый мыслящий человек понимает, что речь здесь не идет о точном определении принципа «работы» шамира, поскольку сегодня никто из людей не знаком с этим чудесным червем и мы не можем его исследовать. Мы можем только установить – в свете слов наших мудрецов, – что речь идет об уникальном излучении, способном резать на расстоянии, подобно лазерному лучу. И преградой этому излучению – как и для радиации и рентгеновских лучей – может служить только свинец. _________________________________
2017-01-15 19:23:44
Из книги "Переворот" Рава Замира Коэна + развернуть текст сохранённая копия
Из книги "Переворот" Рава Замира Коэна Всем, наверное, знаком облик человека, чей портрет напечатан на американской стодолларовой купюре. Это не кто иной, как учёный и изобретатель Бенджамин Франклин (1706-1790), видный политик периода Войны за Независимость Соединенных Штатов, чья подпись красуется на самых важных документах только что провозглашенного государства: Декларации Независимости и Конституции. Из уважения к его большому вкладу в установление американской государственности его портрет был увековечен на банкноте самого большого достоинства. Громоотвод
Среди его наиболее важных и полезных изобретений — знаменитый громоотвод, предохраняющий здание от попадания молнии. Он представляет собой железный прут, который притягивает электрический разряд. Эта идея осенила Франклина, когда он открыл, что молния — это не что иное, как электрический разряд. И он доказал это экспериментально в 1752 г., осуществив смелый и довольно рискованный опыт запуска воздушного змея во время грозы.
Все эти сведения о Франклине и его изобретении приводятся в любой энциклопедии. Но так ли это на самом деле? Правда ли, что до Франклина мир не знал о громоотводе?
Или, возможно, мудрецы народа, принявшего Тору на Синае, знали и об этом? И действительно, в Тосефте1, записанной мудрецами Израиля около 2000 лет назад (!), мы находим рассуждения мудрецов о разнице между различными мистическими обрядами, основанными на суевериях и колдовстве, и поэтому запрещенными Торой, и другими необычными «патентами», имеющими разумное обоснование и поэтому разрешенными.
К примеру, там говорится, что запрещено класть щепки на ручки кастрюли, чтобы еда не выплеснулась из неё (как было принято у эморейцев), поскольку у данного «приспособления» нет никакого научного объяснения. Но разрешено подкладывать щепки тутовника в саму кастрюлю, чтобы ускорить процесс варки, и в этом нет запрета на «обычай эмореев» (эмореи — один из 7 погрязших в идолопоклонстве народов, населявших страну Кнаан до прихода евреев), поскольку ускорение варки происходит в соответствии с законами природы2.
Также там говорится, что не следует устанавливать железный стержень в курятнике, чтобы цыплята лучше росли, ибо у этого обычая нет рационального объяснения, и по этой причине он включается в число действий, запрещенных как подражание «путям эмореев». Однако, если такой стержень укрепляют для того, чтобы уберечь птиц от попадания молнии, это разрешено, поскольку данный способ научно обоснован! Вот слова Тосефты: «[Хозяйка], ставящая железный прут между цыплятами — [нарушает запрет, поскольку это] «обычай эмореев»… но если [она делает это] из-за молнии, то разрешено».
Мы видим, что о громоотводе мудрецы Израиля говорили совершенно ясно еще 2000 лет назад!
Следует подчеркнуть, что нам не так важно знать, кто первым изобрел громоотвод. Гораздо важнее понять, что если бы Франклин и все остальные не открыли это явление, как бы воспринимали мы эти слова наших мудрецов о волшебном действии железного прута? И это вовсе не амулет, а закон природы?! Разве не преисполнились бы мы удивления или даже возмущения от того, что еврейский закон занимается вещами, полностью оторванными от реальности?
А как относится часть из нас к другим словам наших мудрецов, например, об ускорении варки посредством веток тутовника, или к другим их словам, смысл которых не слишком нам пока понятен?
__________________________________
Источники и примечания
1) Тосефта Шаббат, гл. 7
2) Там же говорится, что нельзя подкладывать в кастрюлю кусочки битого стекла, как делают некоторые, чтобы ускорить варку. И хотя к этому действию не относится запрет «обычаев эмореев» и это явление объясняется естественным путем, запрещено так поступать, поскольку это опасно для едока. источник: www.imrey.org
Коен — потомок Аарона по отцовской линии. Этимология
Дословный перевод слова коэн на русский язык — священник, который участвует в Б-гослужении, происходящем в Храме (см. Раши на Берешит 47:22, Ибн Эзра на Берешит 41:44). Это слово употребляется в Танахе не только, когда речь идёт о еврейских священниках, которые служат единому Творцу, но и когда говорится о неевреях — жрецах, которые служат различным языческим божествам. Так, например, в разделе Микец упоминается Поти Фера коэн Он, в разделе Ваигаш египетские жрецы называются коаним, а в разделе Шмот Итро назван «коэн Мидьян». Обязанности коенов
Большинство элементов Храмового служения «действительны», только если они осуществляются коэнами. Помимо работы в Храме, на коэнов возложено указывать народу верную дорогу (см., на пример, Дварим 17:9). Заповеди коенов
Поскольку коаним призваны быть ближе к Творцу, у них есть ряд обязанностей (заповедей), предписанных только им. Выполняемые ими заповеди помогают им достичь близости к Творцу. Халаль
Потомок Аарона, рожденный от запрещенных браков, является халаль и не является коеном. Тем не менее, если халаль служил в Храме, не зная о том, что он халаль, его жертвоприношение постфактум является кошерным. Каждый еврей может уподобиться коену
Рамбам говорит (Законы Шмита вэ-Йовель 13:13), что каждому еврею дана возможность уподобиться коэну. Привожу слова Рамбама:
«И не только одно лишь колено Леви, но и любой человек из приходящих в этот мир, которого подвиг дух его и умудрило сознание его отделиться, чтобы стоять пред Всевышним, и служить Ему, и быть на службе Его, знать Всевышнего; [если он] шёл путём прямым, как его создал Всевышний, и сбросил с шеи своей ярмо множества расчётов, которыми [обычно] занимаются люди, — такой человек освящается, и становится святая святых, и будет Всевышний долей его и уделом его навсегда и во веки вечные, и даст ему в этом мире достаточно, как дал Он коэнам и левитам. Ведь Давид, мир с ним, говорит: “Господь — доля моя и чаша (участь) моя, Ты споспешествуешь судьбе моей”».