|
Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Крепостные ружья.2015-01-27 18:09:15... модификацию французского крепостного ружья «Рампар ... нового крепостного ружья. Крепостные ружья ... + развернуть текст сохранённая копия ![]() Что появилось раньше◦— ружье или пушка? Можно смело ответить◦— крепостное ружье. Во всяком случае, первые известные пиробаллические устройства◦— арабские мадфаа ХIII века по внешнему виду, габаритам и баллистическим данным больше подходят к крепостным ружьям, чем, скажем, к пушкам или мушкетам. На Руси крепостные ружья назывались затынными пищалями. Затынные пищали получили широкое распространение. Их изготавливали не только в Москве, но и в Твери, Великом Новгороде, и даже в Кирилло-Белозерском монастыре. К сожалению, затынные пищали XV века до нас не дошли. Наиболее старая затынная пищаль хранится в Артиллерийском музее в Петербурге. Калибр ее 37 мм, длина ствола 1250 мм, общая длина 1760 мм, вес 40,6 кг. Пищаль была изготовлена в начале XVI века и до 1876 года находилась в Тихвинском монастыре. Большинство затынных пищалей XV–XVI веков были железные кованые, но изредка встречались и литые медные (бронзовые). Так, в 1864 г. в городище на берегу реки Сухона была найдена пищаль второй половины XVI века с медным стволом калибра 23 мм. Длина ее ствола 1088 мм, вес 20 кг. С начала XVIII века на Московском пушечном дворе изготавливались крепостные мушкеты с кремневым замком. Их конструкция мало отличалась от пехотных мушкетов, но длина и вес были в 1,5–2 раза больше. Сохранившиеся крепостные мушкеты имеют калибр: 16,2–16,3 мм, длину ствола 720–735 мм, общую длину 1145–1153 мм и вес 8,5–8,7 кг. Наиболее мощными крепостными ружьями стали дубельгаки, введенные указом Петра I от 11 ноября 1724 г. Название дубельгак произошло от немецкого слова Doppelhaken. Историк Сен-Реми писал, что дубельгак◦— нечто среднее между мушкетом и пушкой. Дубельгаки были гладкоствольными и стреляли свинцовыми пулями весом от 50 до 100 г. В 20–30-х годах XVIII века единого образца дубельгаков не существовало, а их калибр колебался от 20 до 30 мм. По весу ствола дубельгак был близок к фальконету, но меткость стрельбы дубельгака была существенно выше. В 1747 г. в Туле начался выпуск стандартного дубельгака образца 1747 г. Его калибр был 25 мм, длина ствола 1490–1500 мм, длина всей системы около 2 м. Вес дубельгака 18–19 кг. Вес свинцовой пули 64 г, вес метательного заряда 34 г. В 20-х годах XVIII века были приняты на вооружение раскатные фузеи (раскатная — от древнерусского слова «роскат» — помост в крепости, где устанавливались пушки). Раскатная фузея — тип длинноствольного крепостного ружья небольшого калибра. Калибр ее 16–16,5 мм был значительно меньше калибра пехотного (19,8 мм) и даже драгунского (17,3 мм) ружья, зато длина фузеи доходила до 2140 мм. В 1730 г. в штаты крепостного вооружения были введены мушкетоны. В каждой крепости должно было состоять от 60 до 70 мушкетонов, а во всех крепостях — 4950. Первоначально крепости снабжались обычными пехотными мушкетонами. Во второй половине XVIII века было принято на вооружение несколько типов крепостных мушкетонов. В качестве примера рассмотрим 28-мм крепостной мушкетон, изготовленный в 1787 г. в Туле. Ствол мушкетона железный, круглый. Длина мушкетона 1230 мм, вес около 6 кг. Пуля свинцовая весом 38 г, вес заряда 17 г. В 1790 г. одновременно были созданы 25-мм гладкоствольное крепостное ружье и 18,7-мм крепостной штуцер. Обе системы изготавливались на Тульском орудийном заводе. Ствол крепостного ружья круглый с одной верхней гранью, длина ствола 1150–1170 мм. Замок кремневый с предохранителем курка — крючком-собачкой. Длина ружья около 1,6 м. Вес ружья 28–30 кг. Скорострельность — 1 выстрел за 60–90 секунд. Гладкоствольное крепостное ружье образца 1790 г. состояло на вооружении Санкт-Петербургской крепости до середины 20-х годов XIX века, а в сибирских и оренбургских крепостях — до 50–60-х годов XIX века. Штуцер образца 1790 г. имел 8-гранный ствол длиной 1251 мм. Канал нарезной с восемью полукружными нарезами. Замок того же типа, что и у гладкоствольного ружья. Длина штуцера 1665 мм, вес 7,5 кг. Досылка пуль производилась с помощью железного шомпола с латунной головкой. Существенным недостатком штуцера была малая скорострельность — один выстрел в течение 4–5 минут. Затем наступил 50-летний антракт в проектировании крепостных ружей. Отчасти это было связано с маневренным характером наполеоновских войн. Да и вообще Александра I уделял мало внимания строительству и вооружению крепостей. Его брат Николай I, будучи цесаревичем, получил инженерное образование, а, став императором, приступил к модернизации старых и строительству новых крепостей. В 1837–1838 гг. была спроектирована система крепостных орудий образца 1838 г. А в 1839 г. было принято на вооружение крепостное ружье образца 1839 г. Ружье представляло собой модификацию французского крепостного ружья «Рампар», созданного знаменитым оружейником Фалисом в 1831 г. Ружье образца 1839 г. стало первым отечественным капсюльным нарезным ружьем. Калибр ружья 8,33 линии, то есть 21,16 мм. Длина ствола 1274 мм, а всего ружья◦— 1811 мм. Вес ружья 10,94 кг (Сх. 8). ![]() Схема 8. Крепостное ружье обр. 1839 г. В стволе сделано 8 нарезов постоянной крутизны глубиной 0,84 мм и шириной 3,15 мм. Прицельное приспособление состояло из медной вдвижной мушки и прицела, состоящего из одного неподвижного (на 100 шагов [Шаг соответствовал одному аршину, т. е. 711 мм.]) и двух откидывающихся на шарнирах щитиков (на 200 и 300 шагов). Предельная прицельная дальность 747 м. Заряжание ружья производилось с казенной части. Ствол, имеющий с казенной части четырехугольную форму, был снабжен цапфами, которыми он и вставлялся в четырехугольную же сверху открытую железную коробку, прикрепленную своим задним концом к ружейной ложе. В коробку вложена железная камора, которая могла вращаться около приделанных к ней цапф. В этой каморе сделано углубление для помещения пороха и пули. Камора имела спереди конус, который и входил плотно в соответствующее углубление на конце ружейного ствола. Чтобы зарядить ружье, надо было повернуть камору вертикально, вложить заряд и пулю, придать каморе прежнее положение, продвинуть ее вперед настолько, чтобы конус вошел в углубление ствола. Затем закрыть затвор, препятствующий каморе при выстреле податься назад. Стрельба из ружья производилась свинцовыми пулями круглой (весом 57,5 г) и конической (весом 73,2 г) формы. Заряд состоял из 14,3 г мушкетного пороха. Скорострельность◦— 1 выстрел в минуту. Первая партия ружей образца 1839 г. была отправлена в Кавказский корпус на вооружение укреплений, подвергавшихся непрерывным нападениям горцев. Сейчас модно говорить, что «народы Кавказа боролись за свободу против русского империализма». На самом деле русские войска сражались с разбойничьими горными племенами, которые столетиями грабили своих соседей◦— жителей долин. При этом горцы располагали, в полном смысле этого слова, ультрасовременным вооружением. Так, значительная часть горцев имела нарезные ружья (штуцеры) английского и французского производства, предельная дальность которых существенно превосходила дальность стрельбы гладкоствольных ружей русской пехоты. Я уж не говорю о появлении в 1818–1821 гг. на Кавказе английских горных пушек на железных лафетах. В русской армии железные лафеты были приняты только в конце 60-х годов XIX века. Крепостные ружья образца 1839 г. должны были в какой-то мере компенсировать превосходство горцев в нарезном оружии. Однако ружья образца 1839 г. себя не оправдали. Затворы ломались, при выстреле происходил прорыв газов через затвор. В связи с этим полковник Куликовский на базе ружья образца 1839 г. создал дульнозарядный крепостной штуцер стержневой системы. В 1851 г. штуцер Куликовского был принят на вооружение и получил название «крепостной штуцер образца 1851 г.» Калибр штуцера 8,5 линий (21,59 мм). Длина ствола была уменьшена до 800 мм. Размеры нарезов а их крутизна по сравнению с ружьем образца 1839 г. не изменились. Прицельная дальность штуцера◦— 1000 шагов, то есть 711 м. Ложа орехового дерева доходила до половины ствола. Под цевьем несколько впереди замка крепилась толстая рукоятка, за которую стрелок во время прицеливания брался левой рукой, плотно упирая в плечо приклад, причем, для уменьшения отдачи на приклад надевался кожаный чехол с войлочной подушкой. Дульную же часть при прицеливании клали на бруствер. Шомпол стальной с медной головкой (Сх. 9). ![]() Схема 9. Крепостной стержневой штуцер обр. 1851 г. Стрельба из штуцера велась остроконечными цилиндрическими свинцовыми пулями с двумя выступами («ушками») и чугунным шпеньком в головке, предохраняющим пулю от расплющивания при ударах шомполом. Вес пули 77 г, вес метательного заряда 6 г. Конструкция пули также принадлежала полковнику Куликовскому. Крепостной штуцер образца 1851 г. получился в целом удачным. Кучность боя была в два раза выше, чем у ружей Фалиса и образца 1839 г., а время заряжания даже немного меньше. Но стержневая система все же была сложной, неудобной для чистки, да и удары шомполом по пуле не настолько ее расширяли, чтобы она заполняла глубокие нарезы ствола. Крепостные штуцеры образца 1851 г. получили относительно большое распространение в крепостях. Так, по штату в Севастопольской крепости было положено иметь 199 крепостных штуцеров, но к началу обороны Севастополя их туда не завезли, и штуцеры пришлось доставить из Бендерской крепости. С поступлением на вооружение пехоты казнозарядных винтовок крепостные штуцеры в 60-х годах XIX века остались лишь в кавказских, оренбургских и сибирских крепостях. Поводом для начала проектирования нового русского крепостного ружья послужило успешное применение прусского игольчатого крепостного ружья образца 1865 г. в ходе франко-прусской войны 1870–1871 гг. Так, во время осады французской крепости Страсбург в прусских и баденских войсках из самых лучших стрелковых пехотных подразделений были сформированы специальные команды, вооруженные крепостными ружьями образца 1865 г. Прислуга французских крепостных орудий понесла значительные потери от огня этих команд. В связи с этим в конце 1870 г. Оружейный отдел Артиллерийского комитета Главного Артиллерийского Управления (ГАУ) с участием Инженерного комитета разработал тактико-технические требования нового крепостного ружья. Крепостные ружья предполагалось использовать как при обороне, так и при осаде крепостей. Дальность эффективного огня должна быть не менее 500 саженей (1067 м). Пули крепостного ружья должны пробивать сапный тур или три земляных мешка. В 1873 г. член Арткома ГАУ полковник барон Т. Ф. Ган спроектировал 8-линейное (20,3-мм) крепостное ружье. Длина ствола ружья была 914 мм. В стволе имелось 8 нарезов глубиной 0,38 мм постоянной крутизны в 50 калибров. Вес ружья 20,5 кг. Затвор откидной системы Крнка ничем, кроме размеров, не отличался от затвора 6-линейной (15,24-мм) пехотной винтовки системы Крнка, принятой на вооружение русской армии в 1869 г. Цевье ложи доходило только до середины ствола. Особенностью устройства ложи было наличие приспособлений для ослабления действия отдачи. На средней части ствола навинчен бронзовый крюк который зацеплялся при стрельбе за земляной мешок, служащий опорой для ружья. На приклад надет бронзовый затылок, имевший вид крышки. В задней стенке приклада высверлены два углубления. В каждое из них вложена спиральная пружина, упиравшаяся одним концом в дно углубления, а другим◦— в затылок. В центре затылка ввинчен болт, входящий в соответствующее углубление в прикладе. На конце болта сделана продольная прорезь, через которую проходил конец нарезного винта, ввинченного сбоку в приклад. При таком устройстве затылок не прикасался к задней поверхности приклада и поэтому удар приклада при выстреле смягчался упругостью спиральных пружин. Стрельба производилась унитарным патроном с составной гильзой. Составная гильза из латунной ленты с внутренней чашечкой была спроектирована тем же Ганом. Вес патроне 204 г, вес метательного заряд 23,4 г. Вес пули 128 г, начальная скорость пули 427 м/с. Пули использовались двух типов◦— свинцовые для поражения открыто расположенной живой силы и стальные для пробивания укрытий. К стальной пуле припаивалась свинцовая оболочка. Испытания 8-линейного ружья Гана на меткость дали хорошие результаты. При стрельбе на 600 шагов (427 м) средний радиус рассеивания оказался 335 мм, а на 1200 шагов; (853 м)◦— 860 мм, на 1500 шагов (1067 м)◦— 1045 мм. Стальная пуля с 1000 шагов пробивала 2,5 мешка с землей, а с 1500 шагов◦— один мешок. При стрельбе по 7,62-мм броневой плите с дистанции 1200 шагов все пули насквозь пробивали ее, а с 1500 шагов лишь половина пуль пробивала плиту, а половина пуль застревала в ней. По окончании испытаний ружья Гана 9 февраля 1876 г. ГАУ представило его к принятию на вооружение. В том жегоду оно было принято на вооружение под наименованием «8-линейного крепостного ружья образца 1876 г.». (Сх. 10) ![]() Схема 10. 8-линейное крепостное ружье Гана обр. 1876 г. Ружье Гана стало последним русским крепостным ружьем. С одной стороны, это было связано в появлением магазинных 3-линейных винтовок Мосина и пулеметов Максима, которые, как считалось, могут заменить крепостные ружья, а с другой стороны, с тем, что в царствование Николая II наши генералы сильно увлеклись идеями маневренной войны и были убеждены, что войну можно выиграть лишь с 3-линейной винтовкой и 3-дюймовой пушкой. За эту «французскую моду» русская армия заплатила большой кровью в 1914–1918 гг. В ходе войны потребовались новые виды вооружений. И, между прочим, вспомнили об уже забытом ружье Гана. В начале 1915 г. поступило предложение об использовании 8-линейного ружья Гана для стрельбы по бронеавтомобилям. Действительно, ружье эффективно пробивало броню немецких и австрийских бронеавтомобилей. Так что по праву ружье Гана можно назвать бабушкой отечественных противотанковых ружей. В конце 1914 г. на базе ружья Гана капитан Рдултовский создал… миномет. Ствол ружья был укорочен до 305 мм. Стрельба производилась надкалиберными шаровой и цилиндро-конической минами. Шаровая мина весила 2,56 кг и содержала 256 г пороха. Цилиндро-коническая мина весила 2,46 кг и содержала 170 г тротила. В ствол вставлялся хвостовик (стержень мины). С казенной части вставлялась гильза от 3-линейного патрона и дополнительный мешочек пороха. Начальная скорость мины◦— около 61 м/с. Дальность стрельбы◦— до 350 шагов (250 м). В январе 1915 г. Артком ГАУ испытал миномет Рдултовского. Вскоре миномет Рдултовского был принят на вооружение под названием «20-мм мортирки Рдултовского». Эти минометы успешно применялись в ходе войны. Однако большого распространения минометы Рдултовского не получили из-за того, что к 1915 г. ружья Гана в небольших количествах имелись лишь на отдаленных складах, например, в Тифлисе. Последнее упоминание о минометах Рдултовского найдено автором в приказе Артиллерийского Управления от 2 февраля 1923 г. Этим приказом все имевшиеся в РККА минометы делились на три категории: оставляемые на вооружении, подлежащие выдаче в войска с особого разрешения и подлежащие изъятию. 20-мм миномет Рдултовского оказался во второй категории. Недаром говорят, что история движется по спирали. В 20-х◦— 40-х годах XX века крепостные ружья возродились в виде противотанковых ружей, а в 1980-х годах◦— в виде крупнокалиберных снайперских винтовок. А. Широкорад. Чудо-оружие Российской империи. Глава 2. Крепостные ружья Читай ещё: Секреты кремлевских пушек. ertata Тэги: армии, вов., военная, империя, интересное, история, история., крепостные, культура, московская, оружие, россии, россии., российская, россия, ружья, руси, русское, русской, русь Мечта Зорькина. Крепостных готовят в академиях2014-12-22 14:06:41http://alanol09.livejournal.com/786339.html + развернуть текст сохранённая копия http://alanol09.livejournal.com/786339.html Тэги: духовность, крепостные, основное, россия, юмор Внимание! Цитата!2014-10-03 17:34:11... отменившим крепостной строй полностью... ... идея отвратительности крепостного права. Если ... + развернуть текст сохранённая копия Это цитата сообщения Дарт_Штомпель Оригинальное сообщение Тэги: крепостное, право, цитата, цитаты Правда политики! Д.Медведев –два пути развития РФ! Ответ на санкции Запада! То дружбаны,а теперь слышим, США развалило то или то государство!2014-05-22 10:13:44... , под названием Отмена Крепостного Права, и пошли ... + развернуть текст сохранённая копия Правда политики! Д.Медведев –два пути развития РФ! Ответ на санкции Запада! То дружбаны,а теперь слышим, США развалило то или то государство! А на самом деле - Почему разваливаются государства! И виновато ли в этом США!? Нет!!! В США и странах Цивилизованного Запада Социалистический капитализм и Вы найдете там 1001 факт Социализма! Начните с Норвегии, потом Швеция- знаменитый шведский социализм и т д.по Западу!!! По ЕвроСоюзу! Сколько уже российских туристов посмотрело на эти 1001 признак!!! Почему Отделившиеся страны стремятся в Евро Союз – потому что там Социалистический капитализм – Социализм, а проще говоря, там прогрессивная экономика, более современные производительные силы и производственные отношения. Там в арифметической прогрессии соотношение Частной собственности гражданина и Частной собственности производительных сил к Общественному Капиталу. Поэтому Виновата Либеральная экономика тех стран, где Производительные силы экономики и Частная собственность не соответствуют друг другу. Конституционный кризис Частной собственности! Далее вполне закономерное движение вразнос Производственных отношений Частной собственности Общественного Капитала, и Его Распределения. Далее Пресс Налогов на Зарплату Гражданина Государством и всё это создает напряжение в обществе и выливается в Кризис, с разными формами его действия, от Эволюционного, до Революционного, типа Украинского Кризиса. Или посмотрите школьный учебник истории СССР – в 1861 году в Царской России была введена Либеральная Экономика, под названием Отмена Крепостного Права, и пошли волнения, и через 44 года, 1905 год и далее 1917 год. Российский Кризис. Всё это описано в Школьном учебнике Истории России. Создать Новое Государство, Донецкая НР, нет ничего проще, как им думается, в интернете есть структура как пособие, структура государства, бери и назначай на эти должности хоть профессионалов, хоть преданных «большевиков своей партии самообороны», без разницы, если конечно, не планировать, что при признании, можно войти в состав какого то государства и потекли бюджетные деньги. Новое Государство создается, не сверху, а снизу, созданием Отношений Частной собственности гражданина к Общественной Собственности Капитала и Труда и закреплением этого в Конституции страны! Если создается Феодальный капитализм Либеральной экономики,то тут дело времени, и кризис типа Украинского неизбежен. Не два пути развития, а нужен Третий путь развития страны! Социалистический капитализм! Иначе мы отстанем на 100 лет в развитии. Либеральная экономика – это Песочная экономика . и Пути в ней, кроме как Увеличить Пресс Налогов и Штрафов нет! Это уже проходила Царская Россия, читайте работу В.И.Ленина «О штрафах», Это первый признак, что Экономика идёт в Застой и далее в Разнос. Либеральная экономика капитализма - это прощу говоря ,”Должность –он хороший человек!” Это уже прошли Большевики, когда ставили у руководства Экономикой Своих представителей Партии. И результат Застой в экономике и Развал СССР ! Это прошла Украина и во что это вылилось, мы наблюдаем сейчас. Это мы наблюдаем в Самопровозглашенной республике, Донецкой НР, взрослые дяди играют в “песочнице экономики”. Когда мало того что опять большевистский вариант, не профессионалы, а свои люди у руля экономики, да на лодочке можно по воде экономики плыть, а вот на корабле, тут уже нужны специалисты профессионалы. Но мы это не наблюдаем. Нет конечно, как же без США, они всё развали, все страны Европы разделили и т п, есть на кого свалить, а то что в той же Югославии, был такой же брежневский застой в экономике, так же всем надоели, аля-большевики с партноменклатурой, которые кроме болтологии и призывов надо работать лучше, вообще не понимали, что такое экономика, И результат не заставил себя ждать, вспомните Перестройку, как все в порыве вышли на улицы против кого, да Партноменклатуры большевиков, и радостно встретили Частную Собственность Кооперации в Производстве! А если на следующих выборах победят КПРФ и что, будет следующий вариант развития экономики, А если победит ЛДПР будут еще Два пути развития, и что каждая Партия будет опять народ то туды то сюды. Не пора ли заниматься просто экономикой, у которой есть основные принципы развития, частная собственность, общая – общественная собственность, Медведев: у России в связи с санкциями два варианта развития экономики Санкции западных стран в отношении России МОСКВА, 21 мая — РИА Новости. Власти РФ видят два варианта развития экономики — умеренно оптимистический и жесткий, навязанный Западом: вероятность второго оценивается в 2-3% и на него придется ответить, в этом случае многие формы межгосударственного сотрудничества могут исчезнуть, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 21 мая 2014, 04:13 (мск) | Политика | РИА Новости http://generalermoloff.livejou… ![]() Анархо-коммунист Батька Махно в 1919 году на съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов в г. Екатеринославе (цитируем) “Третья анархо-коммунистическая революция, которая будет не пролетарской, а анархо-коммунистической за всеобщее освобождение народа от ига власти и насилия, от пролетарского капитализма и социализма, когда сам пролетариат себя освободит через Выборы” Владимир Путин, Президент России: Именно эта Конституция признала своей высшей ценностью не эфемерные идеологические догмы и цели, а права человека. Поставила на самое главное, на первое место, демократические свободы и личные интересы граждан страны. Дала им возможность раскрыть свою деловую инициативу и в полной мере свою творческую силу. Особо подчеркну: согласно Конституции именно права и свободы человека определяют сам смысл, содержание и применение закон Анархо-коммунист Нестор Иванович Махно против Революций и всегда за Честные Выборы! К 15-летию конституции в 2008 году Президент России Дмитрий Медведев сказал буквально следующее: ”12 декабря 1993 года в нашей стране впервые за её историю был принят принципиально новый Основной закон – такой Закон, который признал высшей ценностью человека, его права и свободы, который установил основы демократического порядка России и обязавший государство на деле соблюдать и защищать эти новые базовые ценности[1]” (http://ru.wikipedia.org/) Самая мирная идеология, это идеология Анархо-комунизма, что и доказала Парижская Коммуна! Где прошли Свободные Выборы в Народные Советы! В них участвовали все Партии! ![]()
Тэги: д.а.медведев, днр, капитализм, конституционный, крепостное, кризис, либеральная, право, собственность, социализм, социалистический, сша, украинский, частная, шведский, экономика Печальник земли Русской.2013-11-14 19:55:10... Тургенев показывает крепостных крестьян талантливыми ... непримиримым противником крепостного строя и ... + развернуть текст сохранённая копия Очерк-посвящение Ивану Сергеевичу Тургеневу ![]() Этот очерк посвящен жизни и творчеству человека, о котором М.Е. Салтыков-Щедрин сказал: «…Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова». Детские годы Тургенева прошли в родовом поместье его матери – селе Спасском-Лутовинове, близ города Мценска Орловской губернии, «в аллеях старого деревенского сада, полного сельских ароматов, земляники, птиц, дремлющих лучей солнца и теней; а вокруг – двести десятин волнующейся ржи!». Картины среднерусской природы оставили глубокий след в душе будущего автора «Записок охотника», но жизнь в родительском доме была для него источником тяжких впечатлений и постоянно вызывала в воспоминания об ужасающем барском произволе. «Я родился и вырос, – вспоминал писатель, – в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины и пр. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне». Многие картины помещичьего гнета, виденные им в Спасском, писатель запечатлел в своих произведениях. Мать Тургенева, своенравная и жестокая помещица, не терпела малейшего неповиновения даже со стороны самых близких людей. Отношения между домочадцами сложились так, что отец старался держаться в стороне от семьи, а подросшие сыновья вынуждены были впоследствии разорвать с матерью близкие отношения. В 1833 году Тургенев поступил в Московский университет. Но вскоре обстоятельства жизни семьи переменились. В 1834 году старший брат Ивана Сергеевича, Николай, был определен в Петербургское артиллерийское училище, и летом того же года отец перевез в столицу и младшего своего сына, успевшего закончить в Московском университете первый курс. 18 июля 1834 года Иван Сергеевич подал прошение о приеме его в «число своекоштных студентов С.-Петербургского университета по историко-филологическому факультету». Успешно выдержав экзамены на второй курс, он был принят в число студентов на 1-е отделение философского факультета (так тогда именовался историко-филологический факультет). С этого времени начался продолжительный петербургский период жизни Тургенева. Во время учебы Тургенев, по его собственному признанию, был демократически настроенным студентом, мечтавшим о республике, об уничтожении крепостного права. Таким он остался до конца своих дней. После смерти отца, в 1834 году, Тургенев оказался на попечении матери, которая не переставала хлопотать за сына, возобновив старые связи с «нужными людьми». Мать хотела видеть сына на службе, полагая что писательство не дворянское дело. Тургенева же не привлекала чиновная карьера, о которой хлопотала для него Варвара Петровна, что усугубляло антагонизм между матерью и сыном. Он учился, имея перед собой иную цель – стать ученым, быть может, профессором. Будущая деятельность рисовалась ему как служение людям, обществу, как благородный труд во имя России, во имя ее просвещения. Уже в студенческие годы проявляется горячий интерес Тургенева к литературе. Его первыми опытами были романтические стихи и драматическая поэма «Стено» (1834). Сам Тургенев видел в ней впоследствии «рабское подражание байроновскому Манфреду». Профессор Петербургского университета П.А. Плётнев, симпатизировавший Тургеневу, определил ее как неудачное произведение, заметив, однако, что в юном поэте «что-то есть». Спустя некоторое время Плетнёв напечатал в перешедшем к нему после смерти Пушкина журнале «Современник» два стихотворения Тургенева. В юношеских литературных исканиях и симпатиях Тургенева заметна явная любовь к Пушкину и увлечение популярным тогда романтизмом. В своих воспоминаниях Тургенев пишет: «Пушкин был в ту эпоху для меня, как и для многих моих сверстников, чем-то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему». С другой стороны, восхищение молодого Тургенева вызывают романтическая проза А.А. Марлинского и стихи В.Г. Бенедиктова. Тургеневу был еще неясен поворот к реализму, совершавшийся в русской литературе. Весной 1843 года в печати появилась поэма Тургенева «Параша», о которой одобрительно отозвался В.Г. Белинский. С ним Тургенев познакомился в феврале 1843 года, установив вскоре дружеские отношения. В апреле 1843 года Белинский писал В.П. Боткину: «Я несколько сблизился с Тургеневым. Это человек необыкновенно умный, да и вообще хороший человек. …Русь он понимает. Во всех его суждениях виден характер и действительность». Определяя сущность таланта Тургенева, критик замечает, что основой его является «глубокое чувство действительности». Белинский оказал большое влияние на духовное развитие молодого Тургенева. Впоследствии свое охлаждение к карьере ученого Тургенев объяснял так: «Тогда у меня бродили планы сделаться педагогом, профессором, ученым. Но вскоре я познакомился с Виссарионом Григорьевичем Белинским, с Иваном Ивановичем Панаевым, начал писать стихи, а затем прозу, и вся философия, а также мечты и планы о педагогике оставлены были в стороне: я всецело отдался русской литературе». Не сложилась у Тургенева и карьера чиновника, хотя он некоторое время служил в канцелярии Министерства внутренних дел под начальством В.И. Даля. *** Писательская деятельность Тургенева началась в новый период истории русской литературы. Пушкин, Лермонтов, Гоголь сблизили искусство с действительностью, положили начало критическому реализму, обличавшему феодально-крепостнический строй. В 40-х годах появляются писатели-реалисты, воспитанные критикой Белинского, – А.И. Герцен, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, молодой Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович. При всем различии мировоззрений их сближает неприятие крепостничества, интерес к социальным вопросам, стремление к воспроизведению правды жизни. Тургенев примыкает к этой группе писателей. Он прекрасно понимает закономерность нового – гоголевского – периода развития русской литературы. «Время чистой поэзии прошло так же, как и время ложно-величавой фразы: наступило время критики, полемики, сатиры», – говорил он позднее, определяя задачи русской литературы. Важной вехой в жизни Тургенева стало знакомство с известной французской певицей Полиной Виардо-Гарсиа, которая приехала в Петербург в октябре 1843 года и сразу завоевала горячие симпатии петербургской публики. После первого представления «Севильского цирюльника», где Тургенев впервые услышал Полину Виардо, он был навсегда покорен ею. Любопытно, что она вспоминала с милой улыбкой, как Тургенева ей представили: «Мне его представили со словами: это – молодой русский помещик, славный охотник, интересный собеседник и плохой поэт…» Летом 1845 года Тургенев впервые посетил Куртавнель, усадьбу супругов Виардо в 50 километрах от Парижа. Поездки за границу теперь особенно привлекают его – семья Виардо (с мужем певицы Луи Виардо, известным переводчиком, писателем, искусствоведом, он познакомился еще раньше на почве страсти к охоте) становится для него вторым домом. Как писатель Тургенев явился соратником В.Г. Белинского и А.И. Герцена в их борьбе с лжеромантизмом, мешавшим прогрессивному развитию русской литературы. В статье о «Фаусте» И.В. Гёте в переводе Вронченко (1845) Тургенев осуждает романтиков за их равнодушие к социальным вопросам, высмеивает людей, занятых исключительно своими радостями и горестями, с философским спокойствием проходящих мимо «ремесленников, умирающих с голода». Широкую известность и литературную славу Тургеневу принесли «Записки охотника» (1852), ставшие новой яркой страницей в истории русской литературы. Основной идеей «Записок охотника» был протест против крепостного права: «Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя Аннибаловская клятва; и не я один дал ее себе тогда», – писал Тургенев в своих воспоминаниях. Уничтожение крепостного права Белинский считал самой насущной национальной задачей русской жизни. В ту пору, «когда писали наши просветители от 40-х до 60-х годов, – подчеркивает В.И. Ленин, – все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками». Белинский не раз отмечал, что помещичье-чиновничье общество не есть вся русская нация (как это актуально сейчас!); что, обличая крепостничество, писатель должен видеть «плодовитое зерно русской жизни», богатырские силы, таящиеся в русском народе. Как раз в «Записках охотника» Тургенев показывает крепостных крестьян талантливыми людьми с пытливым умом и высокими духовными и нравственными качествами. «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет заставить их полюбить от всей души», – пишет Белинский. Любовь к русскому народу, к родной русской земле пронизывает все произведения великого писателя-гуманиста. В 1847 году в одной из своих рецензий Тургенев писал, что «в русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития». По сути, это прозорливое предсказание мощных освободительных процессов, закончившихся Великим Октябрем 1917 года. А в рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев пишет: «Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед». В этом писатель видел залог богатого будущего русской нации. Примечателен один эпизод, происшедший с ехавшим из своего имения Тургеневым. «По дороге из деревни в Москву на одной маленькой станции вышел я на платформу, – рассказывал он. – Вдруг подходят ко мне двое молодых людей; по костюму и по манерам вроде мещан или мастеровых. «Позвольте узнать, – спрашивает один из них, – вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» – «Я». – «Тот самый, что написал «Записки охотника»?» – «Тот самый». Оба они сняли шапки и поклонились мне в пояс. «Кланяемся вам, – сказал один из них, – в знак уважения и благодарности от лица всего русского народа». Другой только молча поклонился». Это уже было истинно народное признание. Прозорливый Белинский написал после выхода «Записок охотника»: «Тургенев зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». В очерке «Лес и степь», которым заканчиваются «Записки охотника», Тургенев рисует картины бескрайней русской степи, густого леса как выражения могучих, непочатых сил своей родины, русского народа. Глубоко национальное содержание «Записок охотника» тонко почувствовал великолепный знаток русского мира Иван Александрович Гончаров. И хотя у Тургенева впереди было еще много замечательных произведений о жизни и быте разных слоев общества, именно с «Записок охотника» его можно определить как печальника русской земли и ее трудового люда. Тургенев принял деятельное участие в создании некрасовского «Современника», о чем определенно писал 8 ноября 1846 года супругам Виардо: «Скажу Вам (если это может Вас заинтересовать), что нам удалось основать свой журнал, который появится с нового года и начинается при весьма благоприятных предвидениях». Свидетельством большой заинтересованности писателя в издании «Современника» могут служить воспоминания П.В. Анненкова, который писал: «Менее известно, что Тургенев был душой всего плана, устроителем его… Некрасов совещался с ним каждодневно; журнал наполнялся его трудами». Заметными событиями в творчестве Тургенева стали его драматические произведения. Первой пьесой стала «Неосторожность» (1843), которую Белинский определил как «вещь необыкновенно умную». В то время на сценах драматических театров шли в основном водевили, романтические мелодрамы. Тургенев с Белинским страстно говорили о необходимости создания реалистической драматургии, отображающей русскую действительность. Первым на этом пути был Н.В. Гоголь с гениальными «Ревизором» и «Женитьбой». Тургенев продолжил реалистические традиции Гоголя своими пьесами «Безденежье» (1846), «Нахлебник.» (1848), комедиями «Холостяк» (1849), «Завтрак у предводителя» (1849). В «Нахлебнике» и «Холостяке» Тургенев повторил гоголевскую тему маленького человека, жертвы социального неравенства и «подчиненного существования», людей типа Акакия Акакиевича. Наиболее значительной стала пьеса Тургенева «Месяц в деревне» (1850), раскрывающая социальную и духовную рознь между разночинцем Беляевым и обитателями дворянской усадьбы Ислаевых. В конфликте, изображенном в пьесе, нравственную победу одерживает разночинец-демократ Беляев. Эту тему Тургенев впоследствии развил в романе «Отцы и дети». *** 21 февраля 1852 года скончался Николай Васильевич Гоголь. Потрясенный утратой, Тургенев написал и напечатал в «Московских ведомостях» небольшую статью, где называл Гоголя великим человеком, «который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы, которым мы гордимся как одной из слав наших». Царское правительство со времени смерти Пушкина преследовало выступления в защиту передовой русской литературы, поэтому Николай I приказал за эту статью о Гоголе посадить Тургенева под арест, а затем «выслать на жительство на родину, под присмотр». Но, конечно, главной причиной такого решения были антикрепостнические «Записки охотника». В конце 1853 года писателю было разрешено выехать из деревни, но он еще долго оставался под полицейским присмотром. Тургенев возвратился в Петербург, где принял активное участие в работе редакции журнала «Современник». В 1850-е годы Тургенев пишет романы «Рудин» и «Дворянское гнездо», в которых решаются вопросы идейной эволюции дворянской интеллигенции 30–40-х годов. В это время в русском общественном движении определились так называемые западники и славянофилы. Тургеневу были ясны все, как он говорил, «комические и пошлые стороны западничества». В «Дворянском гнезде» писатель раскрывает их в образе преуспевающего, внешне культурного, но пустого, холодного, хитрого чиновника Паншина, этого представителя дворянского космополитизма, из которого впоследствии выйдет «культурный» крепостник. Противопоставленный ему Лаврецкий в конечном счете не смог решительно порвать с воспитавшей его средой, он не стал бороться с дворянским крепостничеством и покорился своей судьбе. Будучи непримиримым противником крепостного строя и николаевского режима, Тургенев говорил, что талант не космополит, он принадлежит своему народу и своему времени (не забыли ли мы об этом, читатель?). Русского писателя должно занимать «воспроизведение развития нашего родного народа, его физиономии, его сердечного, его духовного быта, его судеб, его великих дел». Вслед за Белинским он видел мастерство художника в том, чтобы явления жизни представить в художественных образах. «Поэт мыслит образами; это изречение совершенно неоспоримо и верно», – говорил он. Сочинения Тургенева выполняют ту великую задачу быть учебником жизни, которую ставили перед литературой Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Чутко уловив приближение революционной ситуации в стране, Тургенев пишет роман «Накануне» (1859). Раскрывая идею «Накануне», он сообщал И.С. Аксакову в ноябре 1859 года: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно героических натур… для того, чтобы дело продвинулось вперед». Под «делом» писатель понимал прогрессивное развитие России и ликвидацию феодально-крепостнического строя. *** Особое место в творчестве Тургенева занимает роман «Отцы и дети» (1861). В центре романа демократ-разночинец Базаров, начинающий ученый-естествоиспытатель. Такая тяга к естествознанию, к наукам, к материалистическим идеям была характерна для демократической молодежи 60-х годов. В этом романе, как отмечает С. Петров, Тургенев отобразил политическое размежевание двух лагерей в русской общественной мысли 60-х годов. Он показал, что либералы и демократы в момент борьбы вокруг вопроса о крепостнической реформе выступили как непримиримые враги и что общественная борьба в России вступила в новую историческую фазу. Тургенев горячо приветствовал отмену в 1861 году крепостного права. Не поняв, что правительство Александра II и помещики-крепостники ограбили крестьян, Тургенев в своем отношении к правительственным реформам 60-х годов стоял на позициях дворянского либерализма, хотя на многое, происходившее в деревне после реформы 1861 года, смотрел критически. Как предсказание и отражение новых перемен в общественном настроении России явились романы Тургенева «Дым» (1867) и «Новь» (1877). А впереди еще были «Вешние воды», изумительные «Стихотворения в прозе»… Последние пятнадцать лет жизни Тургенев провел главным образом в Париже, с семейством Виардо. Буржуазно-либеральной критикой по поводу Тургенева настойчиво утверждалось, что великому русскому писателю всегда и во всем было свойственно восторженное отношение к Западной Европе, ее нравам и порядкам. (В годы перестройки либералы и христопродавцы всех мастей об этом постоянно кричали.) Тургенев считал необходимым установление в России буржуазно-демократического строя с конституционной монархией вместо реакционного самодержавно-полицейского режима, мечтал о развитии культуры, просвещения, о свободе печати. В беседе с американским литератором Х. Бойзеном в 1873 году Тургенев сказал: «Европа… часто представляется мне в форме большого, слабо освещенного храма, богато и великолепно украшенного, но под сводами которого царит мрак». В январе 1857 года Тургенев пишет И.С. Аксакову из Парижа: «…Общий уровень нравственности понижается с каждым днем, и жажда золота томит всех и каждого – вот вам Франция». Вспомните, читатель, примерно такую же оценку Западу давал семьдесят лет спустя Сергей Есенин. Примерно так же отзывался о «райском» Западе великий Владимир Маяковский. А нас до сих пор насильно тянут к их «ценностям»! А как был прав Тургенев в своих опасениях относительно юнкерско-милитаристской Германии! «Я не скрываю от самого себя, что не все впереди – розового цвета – и завоевательная алчность, овладевшая всей Германией, – не представляет особенно утешительного зрелища», – писал он поэту Я.П. Полонскому в октябре 1870 года, прозорливо видя во франко-прусской войне «зародыш новых, еще более ужасных войн». Гении видят вперед. Но мы, к сожалению, живем по пословице «Нет пророка в своем отечестве». *** Еще в 50-е годы Тургенев становится известным во Франции. Видный французский писатель П. Мериме свидетельствует, что западноевропейские литературные круги видели в Тургеневе «одного из вождей реалистической школы», в таланте которого «выдающейся чертой» была любовь к правде. «Ни один из русских писателей не читался так усердно по всей Европе, как Тургенев», – писал известный датский критик Г. Брандес. В 70-е годы в Париже Тургенев сближается с группой французских писателей-реалистов – Г. Флобером, А. Доде, Э. Золя, Эд. Гонкуром. Наибольшим авторитетом в этом «кружке пяти» пользовались Тургенев и Флобер. Одним из первых Тургенев заметил появление декадентства и формалистического эстетизма в западноевропейской буржуазной литературе конца ХIХ века. В конце 70-х годов он говорил: «Обратите внимание на современное французское искусство, театр, роман, даже поэзию: везде преобладает форма и голый материальный предмет, все представлено в высшей степени тщательно, детально и красиво, но ничего не говорит ни мысли, ни чувству…» Здесь надо вспомнить другого нашего гения, композитора Н.А. Римского-Корсакова, решительно отвергавшего декадентство в музыкальном мире. А выдающийся критик В.В. Стасов вообще называл декадентов паралитиками, больными людьми. Вот откуда пошел развиваться раковой опухолью искусственный авангард, ничего не дающий ни сердцу, ни уму. Вместе с Герценом Тургенев был в то время подлинным представителем русского народа в Западной Европе. Европа знала в основном официальную, крепостническую Россию, да еще богатых русских дворян, прожигавших жизнь за границей (знакомая картина, не правда ли, читатель?). О трудовом народе России на Западе распространялись клеветнические бредни. Заслуга Тургенева и других прогрессивных русских писателей состояла в распространении правды о талантливом и работящем русском народе. Один из величайших стилистов в мировой литературе, Тургенев заботился о художественной отделке своих произведений, завершенности их формы. Он настойчиво работал над языком своих произведений, добиваясь точности, простоты и выразительности слова. Тургеневский язык составил эпоху в развитии русского литературного языка, обогатил его: «…язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского – велик и могуч», – писал Ленин. Когда в начале 80-х годов XIX века в России свирепствовала реакция, смертельно больной Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах своей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» И Тургенев призывал писателей: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в челе которых блистает… Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». Тургенев очень тосковал по России. Приезжал в Спасское, в Петербург, последний раз в котором был в 1881 году. Хотел навсегда переселиться в Россию. Но этому желанию не дано было осуществиться. В начале 1882 года он тяжело заболел (врачи диагностировали рак спинного мозга). Его почти двухлетние страдания были мучительны. Сознавая, что умирает, он в мае 1882 года пишет из Буживаля поэту и другу Полонскому: «…когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». Тургенев скончался 22 августа (3 сентября по н. ст.) 1883 года в Буживале, близ Парижа. Гроб с телом писателя перевезли в Россию. Царское правительство, верное своей ненависти к передовым русским писателям, чинило препятствия воздаянию почестей умершему писателю. Тем не менее 27 сентября в Петербурге при огромном стечении народа Тургенев был похоронен на Волковом кладбище, как он завещал, недалеко от могилы Белинского. «Таких похорон еще не бывало в России, да и едва ли будет, – записал В.П. Гаевский. – Замечательно отсутствие всякой официальности: ни одного военного мундира, ни одного не только министра, но сколько-нибудь высокопоставленного лица. Администрация, видимо, была напугана. На кладбище послано было, независимо от полиции, 500 казаков, а на дворах домов и в казармах по пути шествия находились войска в походной форме. Думал ли бедный Тургенев, самый миролюбивый из людей, что он будет так страшен по смерти!» Печальник русской земли, он правдиво ознакомил весь мир с русским народом, его жизнью, мужественным характером, его свободолюбивыми стремлениями, справедливым сердцем, доброй и открытой душой и тем заслужил признание и любовь миллионов людей как в России, так и за рубежом. В этом огромная патриотическая заслуга великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, в течение долгих лет поддерживавшего в обществе (по словам Салтыкова-Щедрина) «глубокую веру в торжество света, добра и нравственной красоты». В очерке использованы воспоминания и письма самого Тургенева, а также работы С. Петрова, Г. Бялого и А. Муратова. Юрий СИДОРОВ, Санкт-Петербург Читай ещё: Русский человек из Буживаля. ![]() ertata Тэги: биографии, биографии., бытие., великие, европы., и.с.тургенев, интересное., история, история., классика, книги, книги,, крепостное, культура, литература, люди, люди,, непознанное., писатели, право, проза,, россии, россияне, русская, русские, стихи, судьбы, судьбы,
Главная / Главные темы / Тэг «крепостные»
|
Категория «Стихи»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture hollywood house imperial important love lucky made money mood myfxbook new poetry potatoes publish rules salad sculpture seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
| Copyright © 2007–2025 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |








