Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Осторожно, бабушка!2014-02-01 19:10:19+ развернуть текст сохранённая копия По дороге с предельной скоростью мчится старенький "Москвич", едва не сбивая встречные машины. За рулём "Москвича" сидит бабушка (Фаина Раневская), а рядом - её внучка Лена (Ариадна Шенгелая), директор Дома культкры. Правда,самого дома пока нет, он строится, но уже идут репетиции... СССР. Ленфильм. 1960 г Режиссер: Надежда Кошеверова Автор сценария: Константин Исаев В ролях: Фаина Раневская, Ариадна Шенгелая, Людмила Маркелия, Светлана Харитонова, Нина Ургант, Юлиан Панич, Леонид Быков, Сергей Филиппов ertata Тэги: бабушка, видео, история., кино, кино,, комедия, культура, ленфильм, назад, онлайн, осторожно, раневская, смотреть, советское, ссср, ссср., театр., фаина, художественное Набирая высоту.2014-01-31 18:44:10+ развернуть текст сохранённая копия История авиации органов безопасности СССР и России насчитывает 90 лет. Впервые вопрос о создании собственной авиации в войсках ОГПУ возник в 1923 году. Это был период активной и жестокой борьбы соединений и частей РККА и пограничников с бандами басмачей на границе и в Туркестане. Приказ РевВоенСовета Республики и ГПУ от 18 Июля 1923 года предписывал: «Главному управлению Красного Воздушного Флота Республики приступить к формированию авиазвеньев для войск ГПУ...». В приказе ГПУ «О формировании авиазвеньев для войск ГПУ» от 14 августа того же года, подписанном заместителем председателя ОГПУ Иосифом Уншлихтом, уже конкретно указывалось: «В целях усиления войск ГПУ техническими средствами на 1924 год сформировать пять авиаотрядов по три звена в каждом - всего 30 самолётов различных систем. Исполнение приказа поручит уполномоченному ГлавВоздухФлота при ГПУ тов. А.А. Пороховщикову». Дату этого первого приказа ГПУ можно считать Днём Рождения Авиации Органов Государственной Безопасности СССР. Валерия Чкалова (в центре), Георгия Байдукова (слева) и Александра Белякова, совершивших вынужденную посадку на острове УДД в Охотском море из-за штормовой погоды, отыскали именно авиаторы-пограничники, 1936 год. Первые шаги Первый руководитель авиационной структуры Александр Пороховщиков уже в 1923 году приступил к набору экипажей, командного и технического состава сначала двух авиационных звеньев - для сухопутных и морских войск ГПУ. В 1924 году он сформировал экипажи уже пяти авиаотрядов по три звена в каждом из наиболее достойных командиров и летчиков ВВС и Гражданский воздушный флот (ГВФ). Некоторые из них уже имели опыт службы в авиационных отрядах особого назначения (АООН). Они-то и стали костяком будущего «авиаспецназа ГПУ», и в первую очередь - авиационных частей пограничных войск. В том же году он отобрал 40 слушателей Высшей пограничной школы и направил их для обучения в различные авиашколы. Впоследствии из них были сформированы специальные авиаподразделения ВЧК-ОГПУ. История авиации пограничных войск началась в 1932 году, когда в пограничных округах НКВД СССР по постановлению Совета Труда и Обороны СССР от 21 июля 1932 года были сформированы первые 15 авиаотрядов, состоявших из трех-четырех авиазвеньев самолетного состава. Эта дата и вошла в историю как день рождения авиации пограничных войск (ПВ), так как именно с образованием отдельных авиаотрядов во всех пограничных округах в 1932 году авиация ПВ организационно стала существовать как система. На вооружении пограничников в то время были в основном отечественные самолеты нескольких типов: бипланы Р-1, Р-3, Р-5, У-2, а также гидросамолеты Ш-2, «Савойя» С-62-бис и МБР-2. Одномоторные двухместные Р-1, Р-3, Р-5 обладали скоростью полета до 200 километров в час и радиусом действия до 300 километров. Гидросамолеты Ш-2, «Савойя» С-62-бис и МБР-2 имели радиус действия до 400 километров. В довоенный период летчики границы участвовали во всех крупных вооруженных пограничных конфликтах: в синьцзянских событиях на советско-китайской границе с аэродрома Бахты в 1933 году, в борьбе с остатками басмачества в песках Туркмении и в горах Таджикистана в середине 1930-х, на границе Казахстана с Китаем с аэродрома Туругард в 1937 году, в Хасанских событиях в Приморье в 1938 году. Участвовали они в спасении экипажа и пассажиров затертого льдами парохода «Челюскин» в Чукотском море в феврале 1933 года, обеспечивали автопробег Каракумы - Москва в 1934 году. Именно летчики границы первыми отыскали в июле 1936 года совершивший вынужденную посадку на острове Удд самолет Ант-25 Валерия Чкалова, а также спасли группу альпинистов Евгения Абалакова, которая попала под лавину при восхождении на пик Хан-Тенгри в сентябре 1936 года. Многие годы авиаотряды участвовали в агитационных авиаперелетах и в авиационных парадах. Первой серьезной реорганизацией авиации ПВ, в соответствии с постановлением Правительства № 274 от 29 июня 1939 года «Об авиационных отрядах НКВД», стало формирование авиабригады ПВ НКВД, в которую сводились все разрозненные и малочисленные авиационные отряды на границах нашего государства. На базе авиаотрядов были сформированы 12 отдельных авиаэскадрилий, состоящих из 15 самолетов каждая. Командиром авиабригады ПВ в августе 1939 году был назначен полковник Илья Чупров. К началу Великой Отечественной войны в состав пограничных войск НКВД СССР входили следующие авиационные части и подразделения: в Украинском погранокруге - 7-я морская отдельная авиационная эскадрилья в Одессе, в Крымском - 6-я отдельная авиаэскадрилья в Коктебеле, в Прибалтийском погранокруге - 11-я отдельная авиаэскадрилья в Курессааре (о. Саарема), в Белорусском - 10-я отдельная авиаэскадрилья в Гродно, в Туркменском - 4-я авиаэскадрилья в Мары, в Среднеазиатском - 8-я отдельная авиаэскадрилья в Ташкенте, в Казахстанском - 3-я отдельная авиаэскадрилья в Алма-Ате, в Забайкальском - 9-я отдельная авиационная эскадрилья на ст. Белая, в Приморском - 2-я отдельная авиаэскадрилья в Петропавловске-Камчатском и 5-я отдельная авиаэскадрилья во Владивостоке, в Хабаровском погранокруге - 10-я отдельная авиаэскадрилья в Хабаровске, 2-е отдельное морское авиазвено при 4-м погранотряде войск НКВД в Архангельске и 1-е отдельное морское авиазвено в Новой ладоге. Непосредственно Главному управлению пограничных войск НКВД СССР были подчинены штаб и управление Отдельной авиационной бригады (численность - 90 человек), 1-я отдельная авиационная эскадрилья (217 человек), узел связи управления авиабригады 24 человека), 1-я окружная авиаремонтная мастерская (12 человек). Все эти части и подразделения базировались на аэродроме Быково под Москвой. Командиру авиабригады также подчинялись все авиачасти ПВ на государственной границе. На вооружение, кроме уже имевшихся у пограничников У-2, Р-5 и МБР-2, поступили самолеты новых типов: учебные УТ-2, УТИ-4, скоростные бомбардировщики СБ, скоростные разведчики Р-10, гидросамолеты МБР-2-бис, истребители Як-1, МиГ-1, МиГ-3, транспортные Ли-2, ПС-84 и С-47. В боях за Победу Несмотря на немногочисленный состав, авиационные части внесли достойный вклад в Победу. 11-я, 10-я, 6-я, 7-я авиаэскадрильи и два усиленных отдельных гидроавиазвена наравне с пограничными отрядами с первых часов Великой Отечественной войны вступили в бой с превосходящими силами противника. В первые часы и дни войны в воздушных боях смертью храбрых пали 12 пограничных экипажей самолетов Р-10 и СБ. Остальные сумели пробиться из окружения. Через две недели после начала войны, согласно мобилизационному плану, на Севере, западной границе и Черном море все они были переданы в состав Красной армии и ВМФ. Летный состав в действующей армии успешно отвоевал всю войну. В августе 1941 года в Быково был сформирован 1-й истребительный авиационный полк пограничных войск НКВД. Состоявший из трех эскадрилий самолетов МиГ-3 и эскадрильи пикирующих бомбардировщиков Пе-2, он вошел в оперативное подчинение 6-го авиационного корпуса и охранял с воздуха восточный сектор Москва - Кашира - Коломна. Главная задача этого полка заключалась в прикрытии Каширской ГРЭС, которая давала свет правительственным зданиям и командным пунктам столицы, а также железной дороги, связывающей Москву с восточными и южными регионами страны. Приказ звучал так: не допустить ни одного прорыва и ни одной сброшенной бомбы врага на охраняемые объекты! Ценой гибели в воздушных боях восьми летчиков и потери шести самолетов полк свои задачи выполнил. Осенью 1941-го и весь 1942 год этот полк охранял восточный сектор и ближние подступы к столице - Малоярославец, Обнинск и Белоусово, прикрывал наступающие части в секторе Наро- Фоминск - Каменское - Балабаново - Боровск. В начале 1943 года эта часть вошла в состав 6-го авиакорпуса ПВО РККА как 11-й истребительный авиационный полк ПВО. В начале 1943 года при штабе Отдельной авиационной бригады в Быково на базе 1-й отдельной авиаэскадрильи был развернут 1-й отдельный (транспортный) авиационный полк ПВ НКВД. Он состоял из трех эскадрилий (от 36 до 42 самолетов в разное время) и выполнял важные боевые задачи в интересах погранвойск и других управлений НКВД СССР. Это были полеты в осажденный Ленинград и в тыл врага к партизанам; выброска диверсионных и разведывательных групп в глубокий тыл противника; организация спецсвязи ВГК со штабами фронтов и армий. Большую роль сыграли части и подразделения авиации ПВ в битве за Москву в 1941 году и в блокировании окруженных немецких дивизий под Москвой в начале 1942-го, в операции 1943 года за освобождение Кавказа. Восемьдесят два летчика авиационных эскадрилий и полков авиабригады погранвойск НКВД, базировавшихся в подмосковном Быково, погибли при защите подступов Москвы в 1941 году и при полетах в глубокий тыл противника в 1942-1944 годах. Их имена увековечены на памятнике в поселке Удельная Московской области. Летом 1943-го личный состав авиабригады выполнял специальное задание Правительства СССР. На аэродром Быково прибыли два новых транспортных самолета «Дуглас» С-47 и один Ли-2, которые впоследствии были переоборудованы в пассажирские с салонами класса люкс. 27 ноября 1943 года на двух из этих самолетов (полковников В. Грачева и А. Голованова) отправилась в Тегеран правительственная делегация: Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов и Климент Ворошилов. На третьем самолете (подполковника М. Скрыльникова) находилась группа обеспечения перелета и охраны членов правительства из авиабригады ПВ НКВД во главе с заместителем начальника погранвойск генералом Аркадием Аполлоновым. Позже, весной 1946 года, на одном из С-47 летчики экипажа майора П. Кудицкого из 1-го авиационного полка погранвойск доставили на Нюрнбергский процесс фельдмаршала Паулюса. Четыре авиационных полка авиабригады - 5-й Одесский, 6-й Львовский, 8-й Пярнуский и 1-й Быковский - в 1944¬1954 годы принимали активное участие в охране тыла ушедшей вперед на запад Красной армии, восстановлении западной границы СССР и ликвидации бандитских формирований на территории Украины, Белоруссии и Прибалтики. Авиационные части ПВ на границе в период войны были задействованы во многих пограничных и специальных операциях. Так, 4-й Марыйский авиационный полк обеспечивал переход частями Красной армии советско-иранской границы, а потом в период всей войны снабжал по воздуху выставленные там пограничные гарнизоны. Полк участвовал в ликвидации многочисленных немецких десантов, высаженных в наш тыл для уничтожения нефтяных вышек и запасов топлива в районе Элисты, Баку и Грозного. Первой задачей сформированного в Быково в апреле 1945 года 7-го специального авиационного полка стало срочное перебазирование в город Нерчинск для участия в прокладке линии ВЧ-связи - прямого соединения Приморья и Сахалина с Москвой требовала подготовка к войне с Японией. Впоследствии этот полк дислоцировался на Сахалине в пос. Озерский. Через год полку было вручено Боевое Красное Знамя, и он приступил к охране государственной границы. Пять авиачастей - 2-й Камчатский отдельный морской авиаполк, 5-я Владивостокская отдельная морская авиационная эскадрилья Приморского погранокруга, 3-й и 7-й авиаполки Забайкальского и 8-й авиационный полк Хабаровского пограничных округов - всю войну охраняли государственную границу в усиленном варианте, а в августе-сентябре 1945 года принимали активное участие в войне с Японией. Они были усилены эскадрильями истребителей и бомбардировщиков. Эти части оказывали помощь наземным войскам в уничтожении наиболее крупных пограничных гарнизонов противника и форсировали Большой Хинган. На их счету сотни боевых вылетов (разведка и уничтожение живой силы и техники противника), тысячи тонн перевезенных боеприпасов, продовольствия, вооружения. Два авиационных полка авиабригады ПВ - 3-й Нерчинский и 8-й Хабаровский - за боевые подвиги летного состава стали Краснознаменными. В конце Второй мировой войны в составе авиабригады погранвойск НКВД вдоль границ СССР были 15 авиаполков и отдельных эскадрилий с общим количеством более 300 самолетов. Послевоенная реорганизация В послевоенный период началось поэтапное сокращение и совершенствование структуры авиации пограничных войск под выполняемые задачи. В 1946 году были упразднены штаб и управление авиабригады ПВ, и на их базе создан авиационный отдел погранвойск МВД СССР численностью 12 человек под руководством генерал-майора Ильи Чупрова. С 1946 по 1954 год начальником авиаотдела был генерал-майор Николай Сергеев, а с 1954 по 1961 год - опять генерал-майор И.М. Чупров. В распоряжение пограничной авиации поступила новая техника, в том числе трофейная. К 1 апреля 1948 года в составе пограничных войск МВД СССР было десять авиационных частей, которые имели на вооружении более 180 самолетов: 20 единиц Ли-2 и С-47, шесть - «Зибель», 123 - По-2, 10 - МБР-2 и 25 - «Арадо». В 1950-1960-е годы в авиачасти погранвойск поступили новые образцы советской техники: самолеты Як-12, Ан-2, Ли-2, Ил-14, вертолеты Ми- 1, Ми-2 и Ми-4. С 1954 по 1960 год проводилась реорганизация авиационных частей. 2-й Камчатский отдельный морской авиаполк был переформирован во 2-ю отдельную авиаэскадрилью ПВ МВД Тихоокеанского пограничного округа, 7-й Сахалинский отдельный морской авиаполк пограничных войск МВД СССР - в 14-ю отдельную авиационную эскадрилью ПВ МВД Тихоокеанского погранокруга, 4-й авиаполк - в 4-ю отдельную авиаэскадрилью Среднеазиатского погранокруга. Отдельными эскадрильями стали 6-й Львовский, 8-й Пярнуский, 5-й Одесский, 3-й Нерчинский, 8-й Хабаровский полки. Но в то же время 2 июля 1955 года в Петрозаводске была сформирована новая 15-я отдельная авиационная эскадрилья пограничных войск Северного пограничного округа. В 1963-м на острове Кунашир Тихоокеанского погранокруга разместилось звено вертолетов Ми-4 и самолет Ил-14. Большой урон авиации ПВ нанесло непродуманное «хрущевское» сокращение в начале 1960-х годов. Авиация в погранвойсках была сокращена более чем на 72%. Были потеряны авиагородки и аэродромы в Пярну, Одессе, Львове, Нерчинске, Хабаровске. А главное, полностью была сокращена и потеряна главная база авиации ПВ и 1-й авиаполк в подмосковном Быково. Все полки и отдельные эскадрильи на границе были сокращены до восьми отдельных малочисленных авиационных отрядов с общим количеством авиатехники в них около 70 единиц. Был уволен прошедший горнило войны опытный летный состав. В 1963-1977 годах авиационную службу, а затем и авиационный отдел ГУПВ КГБ при Совете министров СССР возглавлял Герой Советского Союза генерал-майор Анатолий Володин. Именно он возрождал авиацию ПВ. Начиная с 1965-го и до конца 1970-х годов происходило наращивание мощи авиации пограничных войск. 27 октября 1965 года в пгт. Пришиб Азербайджанской ССР был сформирован 17-й отдельный авиационный отряд. Уже 11 декабря 1965 года он приступил к охране государственной границы на территории Закавказья. 18 июля 1967 года на базе 16-го отдельного авиаотряда была создана 16-я отдельная авиационная эскадрилья пограничных войск КГБ с местом дислокации в Хабаровске. 28 сентября того же года 18-я отдельная авиационная эскадрилья появилась в Чите. Через месяц - 12 октября 1967 года - была создана Отдельная арктическая авиационная эскадрилья в городе Воркуте. В марте 1969 года авиаторы-пограничники принимали активное участие в отражении агрессии в конфликте в районе острова Даманский на реке Уссури, а в 1970 году - в районе озера Жаланашколь. Экипажи вертолетов Ми-4 вели разведку, доставляли грузы, эвакуировали раненых. Весной 1969 года все отдельные авиаотряды вновь стали отдельными авиационными эскадрильями, появились три авиационных полка: во Владивостоке, Алма-Ате и Тбилиси, которые были усилены техникой и вооружением. Тогда же авиаторы начали освоение турбовинтовых вертолетов Ми-8 и самолетов Ан-24. В начале 1970-х на базе существовавших авиационных отрядов пограничных войск были сформированы 12 отдельных авиационных эскадрилий и отдельных авиационных полков, которые имели в своем составе около 150 единиц современной авиатехники. Постоянно совершенствовалось техническое обеспечение. К началу 1971 года по сравнению с 1965-м оснащенность погранвойск самолетами увеличилась на 136%, а вертолетами - на 204%! Приказом Председателя КГБ СССР от 11 января 1978 года был создан Отдельный авиационный отряд Пограничных войск КГБ СССР, который был оснащен самолетами Ту-134, а затем и Ил-76. На этот отряд возлагалась задача оперативной доставки руководства КГБ и выполнения специальных полетных заданий. 14 мая 1979 года стало первой страницей истории звена вертолетов, впоследствии - отдельной авиационной эскадрильи, в городе Кызыл Республики Тува. В октябре 1977 года начальником авиационного отдела ГУПВ КГБ СССР был назначен полковник Николай Рохлов. Во многом благодаря ему и начальнику Пограничных войск КГБ СССР генералу армии Вадиму Матросову конец 1970-х и начало 1980-х стали годами расцвета авиации погранвойск КГБ СССР. В части и подразделения поступали современные самолеты Ан-26, Ан-72, Ил-76, вертолеты Ми-8мт, Ми-24, Ми-26, Ка-27. Постановлением правительства от 10 декабря 1976 года на авиачасти ПВ была возложена новая задача - контроль и охрана 200-мильной морской экономической зоны. Были сформированы новые отдельные эскадрильи в Магадане, Южно-Курильске, Раквере. Авиационными полками стали отдельные эскадрильи на Камчатке, Сахалине, в Петрозаводске. В пограничных округах были введены в штаты авиационные отделы и авиаотделения. Афганский маршрут С января 1980 по февраль 1989 года авиация пограничных войск принимала активное участие в боевых действиях в Республике Афганистан. Основными ее базами были авиационные полки в Мары, Душанбе, Алма-Ате, отдельная авиаэскадрилья в Уч-Арале, а также авиагруппа Восточного погранокруга в районе кишлака Гульхана на Памире. Здесь оттачивали мастерство и приобретали боевой опыт летчики практически всех пограничных округов. Без авиаторов-пограничников не обходилась ни одна боевая операция на севере Афганистана, в том числе такие крупные, как «Горы- 80», «Осень-80», «Мургаб», Мармольская (январь - февраль 1984 года), Ташкурганская (март - апрель 1985-го), в Вардуджской долине (апрель - май 1986), операции «Вывод» в конце 1988 и начале 1989 года. Летчики-пограничники с честью выдержали выпавшие на их долю испытания. За десять лет 90% от общего количества экипажей авиации ПВ прошли через Афганистан и получили боевой опыт. В ходе боев в Афганистане погибли 58 человек летного состава. Многие авиаторы награждены орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, другими знаками отличия. Два авиатора-пограничника - майор Фарит Шагалеев и капитан Валерий Попков - за боевые подвиги по спасению сбитых экипажей вертолетов в афганской войне удостоены звания Героя Советского Союза. Два авиационных полка - 17-й Марыйский и 23-й Душанбинский - стали Краснознаменными. Новые задачи В конце 1988 - начале 1989 годов авиаторы-пограничники участвовали в ликвидации последствий землетрясения в Армении. Вертолеты пограничной авиации доставляли в пострадавшие районы гуманитарные грузы, врачей и спасателей, эвакуировали раненых и беженцев. На период распада Советского Союза в 1991 году пограничные войска КГБ СССР имели в своем составе 18 авиационных частей и более 420 единиц авиатехники. 3 декабря 1991 года вместо упраздненного ГУПВ был образован Комитет по охране Государственной границы СССР (КОГГ). Должность заместителя председателя Комитета по авиации - начальника авиационного управления занял генерал-лейтенант Николай Рохлов. После распада Советского Союза в составе российского Министерства безопасности за счет численности КОГГ и подчиненных ему войск были созданы Пограничные войска Российской Федерации. Появился и новый орган управления - аппарат командующего Пограничными войсками МБ РФ, в состав которого входило Авиационное управление со штабом командующего авиацией пограничных войск. При штабах пограничных округов были сформированы авиационные отделы. Начальником авиационного управления - командующим авиацией Пограничных войск стал генерал-майор Юрий Шатохин. 30 декабря 1993 года в связи с упразднением Министерства безопасности России была создана Федеральная пограничная служба России во главе с генерал-полковником Андреем Николаевым. Как одно из основных подразделений в состав ФПС России вошел Департамент авиации. В 1996-1997 годах ФПС России располагала 26 авиационными частями, на вооружении которых было 250 многоцелевых вертолетов и более 60 самолетов. В марте 1996 года командующим авиацией ФПС России стал генерал-лейтенант Виктор Ратушин. Первые десять лет с момента распада СССР были чрезвычайно сложными для авиаторов границы. За это время в авиацию ФПС России не поступил на вооружение ни один современный самолет или вертолет. Создалось то критическое положение, когда моторесурс авиационной техники больше чем на 50% исчерпал свои возможности. Возникли реальные трудности в поддержании боеготовности техники и уровня подготовки летного состава. В 2000 году начальником Департамента авиации ФПС России был назначен генерал-майор Александр Дубасов, который принял меры к улучшению материально-технического снабжения вверенных ему частей и подразделений, обеспечения их новой техникой. Последние годы ХХ-го и начало XXI века войдут в историю пограничной авиации как время боевых действий в Республике Таджикистан и на Северном Кавказе, а также активного участия в укреплении новых рубежей России. За боевые подвиги, совершенные на таджикско-афганской границе в 1996 году, удостоены звания Героя Российской Федерации полковник Сергей Липовой, подполковники Василий Тарасов и Юрий Ставицкий, капитаны Игорь Будай (посмертно) и Валерий Стовба (посмертно). За боевые действия на Северном Кавказе в 2002 году Героями Российской Федерации стали полковник Николай Гаврилов, подполковники Леонид Константинов и Юрий Недвига. Многие летчики награждены орденами и медалями. 11 марта 2003 года в соответствии с Указом Президента России функции ФПС России были переданы Пограничной службе в структуре ФСБ России. Пограничная авиация, ранее подчиненная пограничным органам, ныне находится в ведении Управления авиации Федеральной службы безопасности Российской Федерации. На базе авиационного подразделения в 2004 году было развернуто Управление авиации ФСБ России, начальником которого был утвержден Герой России генерал-майор Николай Гаврилов. В результате этой реорганизации произошло расширение функций и объема выполняемых авиацией задач в интересах всех управлений и структур ФСБ России, изменение системы управления, структуры подчиненности и организационно-штатной структуры региональных авиационных центров и авиачастей. В настоящее время авиаторы ФСБ России, так же как и раньше, уверенно решают насущные проблемы по охране государственной границы, контролю 200-мильной морской экономической зоны и участвуют в боевых действиях в горячих точках. Они успели освоить высочайшие горы Северного Кавказа, Арктику и даже слетали на Северный и южный полюса нашей планеты, показав надежность российской авиационной техники и свой уровень профессионализма. У каждого времени свои задачи и свои герои. В мае 2007 года Героем Российской Федерации стал полковник Владимир Письменный. Сотни летчиков, штурманов и авиационных инженеров награждены орденами и медалями. Высокий профессионализм летчиков неоднократно подтверждался выполнением сложных, важных и ответственных заданий. В декабре 2004 года экипажи самолетов и вертолетов авиации ФСБ России выполнили посадку на «Мургаб», самый высокогорный аэродром мира, который расположен на высоте 3650 метров над уровнем моря и не эксплуатировавшийся более десяти лет. Авиаторы ФСБ России также покорили на вертолетах Эльбрус, самую высокую вершину Европы, высота которой 5642 метра. В апреле 2006 года сводная авиационная группа ФСБ России выполнила полет на Северный полюс. Самолеты Ан-72 и Ан-74 успешно приземлились на ледовую взлетно-посадочную площадку «Борнео». В честь 50-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне на самолете Ан-26 был выполнен вылет в район Северного полюса для десантирования на парашютах группы сотрудников авиации ФСБ России. А 11 апреля 2006 года впервые в истории авиации ФСБ России Северного полюса достигли вертолеты. С 26 декабря 2006 года по 13 января 2007 года была успешно проведена специальная российская воздушная полярная экспедиция. Два вертолета Ми-8 авиации ФСБ России приземлились на южном полюсе, преодолев рекордное для винтокрылых машин подобного класса расстояние. Кроме двух Ми-8 в обеспечении экспедиции были задействованы четыре самолета: Ан-124 «Руслан», Ил-76, Ан-74 и Ту-154, экипажи которых успешно выполнили стоявшие перед ними задачи. Вместе с авиаторами в тот год в самой южной точке земного шара побывали вице-спикер Госдумы России Артур Чилингаров, Директор ФСБ России Николай Патрушев, первый заместитель директора - руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Проничев и руководитель Росгидромета Александр Бедрицкий. В последние годы руководством ФСБ России целенаправленно осуществляется работа по оснащению авиационных подразделений новыми самолетами и вертолетами, в том числе со специальным оборудованием. Возросла боеготовность и надежность авиационной техники, повысился уровень подготовки летного состава и престиж службы. Журнал «ФСБ За и Против» ertata Тэги: авиации, авиация, авиация., армия,, вов., военная, войск, госбезопасности, интересное., история, история., кгб, назад, непознанное., органов, пограничных, россия, создания, спецслужбы, спецслужбы., ссср, ссср., флот,, фсб В России будет лучше, чем сейчас.2014-01-30 19:26:01... нами. Несколько лет назад Индия отказалась от ... ошибочными, тянущими людей назад.. — ... + развернуть текст сохранённая копия Индийские мудрецы о советском периоде нашей страны Почему нам важно мнение Индии? Что у нас пишут об Индии в новостных лентах? Чаще всего это сообщения о том, что где-то в горах с большой высоты упал автобус с туристами или что в трущобах Дели орудует какая-нибудь ужасная секта. Индийские успехи или просто достойные дела почти никогда не привлекают внимания тех СМИ, которые живут однодневными сенсациями. Между тем Индия, занимающая седьмое место в мире по площади и второе место по численности населения, никогда не конфликтовавшая с нами, имеющая за спиной более 5000 лет богатейшей истории, в 2013 и 2014 годах: 1) запустила свой первый аппарат для изучения Марса, Эти факты и шесть моих поездок по Индии, где было множество незабываемых встреч с тамошними мудрецами, настоятелями ашрамов, философами, учеными, членами общин и различных партий, с правительственными чиновниками побудили меня написать эту статью. Евразийцы считали влияние Востока на судьбу России в целом было куда более плодотворным, нежели влияние Запада. Так Батый, в отличии от тевтонцев и польских воевод, не покушался на нашу душу и веру. С кем бы я ни общался в Индии, все они в один голос говорили – не копируйте нас, идите своим русским путем, а мы готовы дать вам для этого свой импульс! Так говорит подлинный аутентичный Восток в отличие от суррогатного коммерческого «востока», сделанного на Западе. Да и сам я вовсе не сторонник копирования Россией чужого опыта. Я заинтересован в том, чтобы Россия в новых исторических условиях вновь нашла свой русский путь, которым шла в 19 и 20 веке. О глубинном родстве индийской и русской духовной культуры писали самые разные авторы. Индия никогда не кичилась своей мудростью, хотя к ее мудрецам шли учиться философы Древней Греции и Рима. Давшая миру Будду, Шанкарачарью, Махатму Ганди, она не стеснялась учиться даже у завоевателей. Покоривший ее император Великих Моголов Акбар — национальный герой Индии. А освободивший страну от британского владычества мирным путем Махатма Ганди заявил, что мудрости ненасилия учился у Льва Толстого. Великий философ Вивекананда предсказывал России небывалый расцвет, обещав помощь ей со стороны Индии. Духовная организация «Миссия Рамакришны», до сих пор проводит конференции на тему высокой роли России в будущем возрождении мира. Русской духовной культурой весьма интересовался Рабиндранат Тагор. Как и Махатма Ганди, он поклонялся художественному гению и духовной мощи Льва Толстого. Индусы никогда ни на кого не нападали, но сами неоднократно были оккупированы. Века им силой навязывали чужие для них культуры ислама и христианства. Но Индия осталась сама собой, бережно храня может самое, прекрасное произведение исламской архитектуры — Тадж Махал и сделав английский язык языком интернационального общения своего субконтинента, где жители говорят на многих языках. В тяжелые для нас 90-е годы индусы поддерживали меня и моих товарищей пророчествами своих мудрецов, что России в ХХI веке предстоит великое будущее, что с возрождением нашей страны начнется Сатья Юга — Золотой век для народов всего мира. Индия и фигура Рериха Сегодня большую роль в культурном сотрудничестве Индии и России играет фигура великого русского живописца и мыслителя Николая Рериха. Критически принявший революцию, он под влиянием мудрецов Индии изменил это отношение и в 1926 году привез знаменитое Послание Махатм, где мировое значение Октябрьской революции оценивалась исключительно высоко. За это письмо Рериха ожесточённо критиковали и тогда и сейчас. Но даже президент России во время визитов в Индию всегда в положительной тональности говорит о фигуре Рериха, сблизившего две страны - имя художника открывает в Индии очень многие двери. Так было и раньше, когда художника тепло принимала индийская политическая и духовная элита, Тагор, Неру. В Индии я неоднократно сталкивался с положительным отношением к Рериху. Оказавшись в городе Дарджилинг на границе с Тибетом, наша экспедиция решила посетить Институт Гималайских исследований и пришла туда без рекомендаций. Нас настороженно принял сам директор Института, полковник в военной форме. Но стоило нам произнести имя Николая Рериха, как сдержанность сменилась на самый дружественный тон. Он сказал нам важную фразу о стратегическом значении этого региона: «Кто владеет Гималаями, тот владеет миром». Я заметил, что большей частью гималайских восьмитысячников владеет Непал, не претендующий на мировое владычество и услышал в ответ: «Читайте Рериха». Внимание к Рериху не ослабевает во всём мире, хотя бы потому, что большинство государств подписали Пакт Рериха о защите памятников культуры в случае войны. Все без исключения руководители СССР и сегодняшней России проявляли в разной степени интерес к имени Рериха. У нашей страны сегодня в мире не так много друзей. Если мы признаем важность Индии для нас как главного союзника и партнера в Южной Азии, то подвергать остракизму Рериха, сделавшего для сближения двух стран так много и высоко почитаемого в Индии в высшей степени неразумно и антигосударственно. Какие идеи русской революции близки индусам? Элементы советского опыта разные страны Востока успешно использовали в своей экономике и политике не только Индия. Даже наши геополитические оппоненты японцы, недоумевают- зачем мы разрушили Госплан? Советская плановая экономика близка им по духу, ведь Япония - единственное в мире государство, составившее план своего развития на 50(!) лет вперед и реально его выполняющее. При этом Япония открыто заимствовала советские научно-технические достижения. Целых три японских института изучали изобретательские народно-рационализаторские ноу-хау СССР, которые совершенно бесплатно выкладывались нашими энтузиастами на страницах ряда журнала «Техника молодежи». Само по себе это свидетельствует о косвенном признании эффективности советских научно-технических достижений. Революция оказала огромное влияние на миры и народы Азии, помогла им сбросить колониальное иго, пробудила к жизни трудящиеся народные массы, заставила работодателей во всем мире учитывать социальные права работников. Ценой жестокости к собственному народу русская революция сделала остальной мир гуманнее. Многие идеи в СССР - отрицание эгоизма, потребительства, мещанства, победа идеи над материальным, жертвенность русских и советских людей всегда была очень близка индусам, немалая часть которых поклоняется Шиве, согласно легендам ради спасения людей выпившим яд мира. Одна из главных советских достижений, восхищавшее Индию - идея социальной справедливости. Для Индии, почитающей карму, справедливость - это воплощение божественных законов, которые постепенно сформировали искреннего, душевного, сердечного человека нового типа с альтруистическими установками, готового к постоянному труду во имя общего блага. Индусы учились у СССР способности геополитически противостоять Западу. Сегодня голос Индии на международной арене внятен и весом. Индия в традиционной для нее мягкой форме отстаивает свои национальные интересы жестко и последовательно. Это касается и отношений с нами. Несколько лет назад Индия отказалась от сотрудничества с одним из российских телеканалов из-за обилия негатива, пошлости и чернухи, транслируемой им. Индию притягивала к СССР народность советской власти, умевшей вовлекать нацию в крупные исторические проекты и выстроившей механизм ротации элит, позволявший ей привлекать к управлению страной талантливых людей из гущи народа. Индусы, увидев в советской системе проявление здорового народного демократизма начали борьбу с кастовой системой. Индия, населенная большим количеством религиозно пестрых народов, этносов и народностей заимствовала опыт из нашей национальной политики, ликвидировавшей возможность превосходства одной нации над другой. Особенно близкой Индии была государственная поддержка науки, культуры, образования, а также культ знания в СССР, который позволил нам быстро победить безграмотность и подняться к вершинам научных и культурных достижений. Индия усвоила подобный госпатернализм и добилась впечатляющих результатов в экономическом развитии. За что Индия любит советских лидеров? Индия в ХХ веке восхищалась нашими правителями - Лениным, Сталиным, Хрущевым, Косыгиным. Из современных политиков, кроме Путина и Зюганова, в Индии ценят даже эксцентричного Жириновского, разумеется, не за популистское обещание омыть сапоги наших солдат в Индийском океане, а за заявление, сделанное лидером ЛДПР еще в девяностые годы, видеть Индию в будущем приоритетным стратегическим и экономическим партнером в Азии. Высокую оценку индийские духовные лидеры (в частности Шри Мукти Ишвара Бхагаван) дали Владимиру Путину в 1999 году, когда он еще был премьером. Все это я узнал не из СМИ, но в личном общении. Однажды я побывал на религиозном празднике в гималайской деревне. На помосте местные артисты разыгрывали сцены из жизни богов, а зрители им аплодировали. Но стоящий рядом со мной человек мрачно изрек: — Невежество! — Почему вы так считаете? — спросил я. — А как назвать то, что происходит! Индия тысячи лет поклоняется своим небесным идолам и тысячи лет живет на земле в нищете, в безграмотности. Я промолчал - Рашен? — в свою очередь осведомился он и продолжил. — Вот у вас комрид Ленин и комрид Сталин покончили с идолопоклонством. Страна сразу сделалась могучей и богатой. Мне пришлось заметить моему собеседнику, который оказался секретарем местной ячейки компартии Индии, что могучими мы действительно в свое время были, но богатыми — едва ли… — Потому что помогали колониальным странам, а не грабили их, — возразил мой собеседник. Я не стал доказывать, что когда мы прекратили «помогать», наш народ стал еще беднее, чем в советские времена и поинтересовался, сколько членов партии в его ячейке? — Семь, — ответил индус. — Немного, но мы пользуемся авторитетом. Что мой собеседник не преувеличил влияние компартии в Индии, я имел возможность убедиться не однажды. Был свидетелем многолюдных демонстраций с красными знаменами и с портретами наших обоих «комридов». Однажды наша группа попала в дорожную пробку - путь перегородили бастовавшие коммунисты штата Бихар - внушительная группа людей с лозунгами, красными флагами. Я подошел к ним: — Я руководитель русской культурной делегации. Очень прошу пропустить нас, поскольку мы торопимся на важную встречу. — У нас тоже важные дела, — был ответ. Тогда я достал подлинную справку, подписанную в нашем посольстве, удостоверявшую, что мы действительно являемся русской делегацией, прибывшей для налаживания сотрудничества между нашими странами с просьбой оказывать нам всяческое содействие в выполнении этой миссии. Но и бумага не произвела впечатления. — Помочь ничем не могу, — уперся пикетчик. Пришлось пустить в ход другие аргументы: — Я русский коммунист, сочувствую вашей борьбе, но зачем же обижать своих? — Знаем мы таких «своих», вы теперь стали капиталистами, — был ответ. Я достал из кармана свой старый партбилет. Пикетчик повертел в руках удостоверение с профилем Ленина на обложке, с моей фотографией, внимательно сличил изображение пятнадцатилетней давности с наличной внешностью комрида Ключникова, смягчился. — Проезжайте! В Калькутте, куда мы прибыли я рассказал о случившемся одному индусу и он ответил: — Ничего удивительного, коммунисты у нас очень оживились, после того как коммунизм развалился у вас. — За что же в Индии так любят наше прошлое? — Правительство наше — за даровую помощь, которую ваша страна оказывала нашей промышленности, а беднота видит в Ленине некое подобие махатмы Ганди. Что думают о религиозном смысле русского коммунизма индусы? В лихие девяностые годы, когда Россия экономически и политически ушла из Индии, геополитический вакуум заполнили другие страны. Вначале это была Япония, основной спонсор индийского экономического чуда, потом Израиль и США. Билл Клинтон совершил визит в Индию в сопровождении более 2000 советников, бизнесменов, банкиров. Тем не менее, индусы продолжают любить нас и благодарить нас за прошлую помощь. Индия, сумела использовать многие социалистические идеи более гуманно и мудро, нежели мы в том числе и потому, что в отличии от нас смогла увязать их с собственной религиозной традицией. В Гималаях мне пришлось выслушать религиозное обоснование живучести коммунистической идеи от монаха-буддиста. — Европейское слово «коммунизм» происходит от слова «коммуна» — община. У буддистов, это слово весьма почитается, оно входит в три драгоценности буддизма: первая из которых Будда — учитель мудрого жизненного пути; вторая — дхарма — учение, помогающее обрести мудрость, и третья — сангха — община. Своим последователям Будда завещал постигать Нирвану индивидуально, а жить общиной, то есть всем вместе. Согласно учению Будды, эгоизм, торжество личных, а не общинных интересов, является тяжким препятствием на пути к Нирване. — Нирвана и коммунизм, как это сочетается?— спросил я. Монах улыбнулся: — Когда вашему Иисусу Христу Понтий Пилат задал вопрос, что есть Истина, Христос, как вы знаете, не ответил. И Будда на вопрос, что такое Нирвана, промолчал. Потому что Истину и Нирвану не объяснишь словами, они достигаются трудами духа и рук человеческих. Но ведь и Иисус Христос завещал своим последователям жить общиной. Идея общины входит главной составной частью в основные мировые религии. Во всех монастырях члены живут на общинных началах. — Но Будда не заповедал устанавливать общинные порядки насильственным путем, — заметил я. — Конечно, он понимал, что насилие не может быть мудрым и долговечным, что все равно оно потерпит крах. — Выходит, наш насильственный коммунистический путь был неправильным? — Лучше сказать — иллюзорным. Но это была одной из самых плодотворных на земле иллюзий, продвигающей человечество к Истине. — Разве иллюзия может быть плодотворной? — Весь мир развивается путем смены иллюзий, иначе говоря путём смены невечных материальных форм, Сам Будда до озарения прошел через множество иллюзий и добровольных испытаний. Я надеюсь, что русские скоро осознают свои рыночные иллюзии и возвратятся к общинным началам. — Наше правительство посчитало коммунистический эксперимент неудачным и поэтому вернулось к капиталистическим порядкам. — Это, конечно, дело вашего правительства, но вы впали в еще более тяжкую иллюзию. — Почему? — Потому что иллюзии, как я уже говорил, бывают плодотворными, ведущими вперед, и заведомо ошибочными, тянущими людей назад.. — Значит, мы сейчас, по-вашему, находимся в полном тупике? — Я вам такого не говорил. После всех революций происходит частичная реставрация прежнего строя. Вы в своё время забежали слишком вперёд, устанавливая в своей стране коммунистические порядки, теперь столь же усердно реставрируете порядки прежние. Да ещё и пользуетесь чужим, явно отработанным опытом. Но то, что сделали Ленин и Сталин вам уже никогда не перечеркнуть. В заключение я спросил монаха, а что же делать нам сейчас? — Думать и действовать по возможности в правильном направлении, то есть двигаться вперед, по пути совершенствования человека и развития общинных качеств, а не назад. Капитализм ухудшает человеческую природу гораздо сильнее, чем самый плохой вариант социализма. Ищите возвращения на свой русский путь, усовершенствуйте Россию на национальных основах, включающих советские достижения. В Дели я разговаривал о судьбах коммунистических идей с профессором Делийского университета. — Дело не в том, что ваш коммунистический эксперимент был неправильным, он был закономерным этапом в развитии России и мира. Коммунистическая идея уходит корнями в очень далекое прошлое. Она была, есть и будет, потому что люди все равно придут к справедливому распределению благ, к ликвидации нищеты и невежества на всей планете. А ваш эксперимент хотя и был иллюзорным, то есть недолговечным, но принес много пользы миру и вам. — В чем вы видите пользу? — Она слишком очевидна. Под влиянием вашей революции капиталисты были вынуждены пойти на многие уступки рабочим, грабеж колониальных стран сделался не таким откровенным и наглым, как прежде. Благодаря вашему трудному опыту в мире прибавилось справедливости. Да и вы укрепили дух. Это был громадный шаг вперёд в мировой эволюции. — Но наши либералы считают, что сама Россия от революции получила одни убытки. — Это совсем не так. До революции Россия считалась четвертой пятой в мире державой по экономическому потенциалу, а после революции сделалась второй.. А по своей культуре, духу и героизму вы были впереди всех, даже несмотря на ваш атеизм. Русские, приободритесь! О наших проблемах я разговаривал с одним из самых выдающихся духовных лидеров Индии, уважаемом во всем мире святым Бабу Вирса Сингхом. Он дважды посещал Россию и вот его слова: «Русские — прекрасный, любящий народ. Но страна ваша погрязла в нищете, страхе и давлении извне, так как вы бездействуете. Это жалкое состояние, Надобно пожалеть самих себя, поверить в свои способности. Приободритесь! Беритесь за дело смелей и трудитесь, не покладая рук. Вы — народ великой религиозной страны, Ваша страна — страна великих писателей и музыкантов. Она дала жизнь величайшим героям, исследователям, ученым, мудрецам. Их гены живут в вашей крови. Их души вглядываются в вас с небес: “Что случилось с русским народом?” Я слышу их голоса, голоса ваших предков. Откуда в вас это уныние? Воспряньте! Души ваших великих предков взывают к вам: “Пробудитесь! Превозмогите свое духовное обнищание!” В России будет лучше, чем сейчас. Самое плохое уже позади. И теперь хорошему предстоит расти, распускаться, как молодому цветку. Да, Россия будет процветать. Вы прошли уже большой путь. Многие страны и народы не достигли того, чем обладаете вы. Возможно, Господь уже услышал ваши просьбы. Радуйтесь! Если будет новая буря, она не сломит вас, ибо когда проносится ураган, не все деревья падают. И ваше дерево не упадет. Вас спасет любовь и все то, чем вы уже обладаете. Радуйтесь! В Вашей стране утвердится религия, восторжествуют мир и покой». Кому-то может показаться, что слова Бабаджи слишком оптимистичны, а советы абстрактны. Как приободриться преподавателю вуза, врачу, работнику культуры, который ощущает на своей шкуре все прелести вопиющей социальной несправедливости? Восстать в прямом смысле этого слова? Вряд ли Бабу Вирса Сингх имел в виду подобный поворот событий. Скорее речь шла о нахождении русского варианта «ахимсы» - ненасильственного сопротивления, которая помогла когда-то Индии освободиться от колониализма, о повышении социальной активности народа в отстаивании своих прав. В Индии люди, с одной стороны, молятся о приходе истинного правительства на выборах, а с другой стороны довольно активно борются за свои права через профсоюзы и забастовки. А власти там более, чем у нас прислушиваются к мнению своих духовных лидеров, поддерживающих справедливые требования народа: градус веры в индийском обществе намного выше нашего. Может быть нам поучиться у индусов именно этому качеству и подумать о том, чтобы использовать индийскую идею ахимсы в народных социальных целях, раз её сегодня пытаются брать на вооружение, разумеется извращая её до основания, даже идеологи оранжевых революций? Я поэт и хочу завершить статью стихотворением: Биас под нами прочертил излуку. Юрий Ключников ertata Тэги: бытие., власть, духовность, заграница, заграница., индийские, индия, интересное, интересное., история, история., культура, мудрецы, назад, непознанное., новости., общество, общество., россия, рубежом, события., социализм, ссср, ссср-индия, ссср. МКРЦ «Лиана» - возвращение «Легенды».2014-01-30 16:42:05+ развернуть текст сохранённая копия Недавно глава Пентагона Леон Панетта заявил прописную истину: «Любой пятиклассник знает, что авианосные ударные группировки США не в состоянии уничтожить ни одна из существующих держав мира». Действительно, американские АУГ неуязвимы, потому что авиация «видит» дальше любой наземной (и морской) радиолокационной системы. Они быстрее успевают «засечь» противника и с воздуха сделать с ним все, что душе угодно. Однако наши сумели найти способ «ставить черные метки» на американский флот – из космоса. В конце 70-х годов СССР создал морскую космическую систему разведки и целеуказания «Легенда», которая могла навести ракету на любой корабль в Мировом океане. Из-за того что оптические технологии высокого разрешения были тогда недоступны, пришлось запускать эти спутники на очень низкую орбиту (400 км) и запитывать от атомного реактора. Сложность энергетической схемы предопределила судьбу всей программы – в 1993 году «Легенда» перестала «покрывать» даже половину морских стратегических направлений, а в 1998-м прекратил службу последний аппарат. Однако в 2008 году проект был реанимирован и уже на новых, более эффективных физических принципах. В результате к концу этого года Россия будет способна в течение трех часов с точностью до 3 метров уничтожить любой американский авианосец в любой точке планеты США сделали беспроигрышную ставку на авианосный флот – «птицефермы» вместе с ракетным охранением эсминцев стали недосягаемыми и крайне мобильными плавучими армиями. Даже у мощного советского военно-морского флота не было надежды тягаться с американским на равных. Несмотря на наличие в составе ВМФ СССР подводных лодок (АПЛ пр. 675, пр. 661 «Анчар», ДПЛ пр. 671), ракетных крейсеров, береговых комплексов ПКР, многочисленного флота ракетных катеров, а также многочисленных комплексов ПКР П-6, П-35, П-70, П-500, не было никакой уверенности в гарантированном поражении АУГ. Специальные боевые части исправить положение не могли – проблема была в надежном загоризонтном обнаружении целей, их селекции и обеспечении точного целеуказания для подлетающих крылатых ракет. Использование авиации для наведения ПКР проблему не решало: корабельный вертолет имел ограниченные возможности, более того, был предельно уязвим для палубной авиации. Разведчик Ту-95РЦ, несмотря на отличные задатки, был малоэффективен – самолету требовались многие часы для прибытия в заданный район Мирового океана, и вновь разведчик становился легкой мишенью для быстрых палубных перехватчиков. Такой неизбежный фактор, как погодные условия, окончательно подрывал доверие советских военных к предложенной системе целеуказания на основе вертолета и самолета-разведчика. Выход был только один – вести наблюдение за обстановкой в Мировом океане из космоса. К работе над проектом были привлечены крупнейшие научные центры страны – Физико-энергетический институт и Институт атомной энергии им. И.В. Курчатова. Расчеты параметров орбит были выполнены под руководством академика Келдыша. Головной организацией стало Конструкторское бюро В.Н. Челомея. Разработка ядерной бортовой энергетической установки велась в ОКБ-670 (НПО «Красная Звезда»). В начале 1970 года ленинградский завод «Арсенал» изготовил первые опытные образцы. Аппарат радиолокационной разведки был принят на вооружение в 1975 году, а спутник радиотехнической разведки – в 1978-м. В 1983 году был принят на вооружение последний компонент системы – сверхзвуковая противокорабельная ракета П-700 «Гранит». В 1982 году единая система была проверена в действии. Во время Фолклендской войны данные с космических спутников позволили командованию советского ВМФ отслеживать оперативно-тактическую обстановку в Южной Атлантике, точно просчитывать действия британского флота и даже с точностью до нескольких часов спрогнозировать время и место высадки на Фолклендах английского десанта. Орбитальная группировка вместе с корабельными пунктами приема информации обеспечили обнаружение кораблей и выдачу целеуказания ракетному оружию. Первый тип спутника УС-П («управляемый спутник – пассивный», индекс ГРАУ 17Ф17) представляет собой комплекс радиотехнической разведки, созданный для обнаружения и пеленгации объектов, имеющих электромагнитное излучение. Второй тип спутника УС-А («управляемый спутник – активный», индекс ГРАУ 17Ф16) оснащался РЛС двустороннего бокового обзора, обеспечивающей всепогодное и всесуточное обнаружение надводных целей. Низкая рабочая орбита (что исключало использование громоздких солнечных панелей) и потребность в мощном и бесперебойном источнике энергии (солнечные батареи не могли работать на теневой стороне Земли) определили тип бортового источника питания – ядерный реактор БЭС-5 «Бук» тепловой мощностью 100 кВт (электрическая мощность – 3 кВт, расчетное время работы – 1080 часов). 18 сентября 1977 года с Байконура был успешно запущен космический аппарат «Космос-954» – активный спутник МКРЦ «Легенда». Целый месяц «Космос-954» работал на космической орбите, вместе с «Космос-252». 28 октября 1977 года спутник внезапно перестал контролироваться наземными службами управления. Все попытки сориентировать его к успеху не привели. Вывести на «орбиту захоронения» тоже не удалось. В начале января 1978 года произошла разгерметизация приборного отсека космического аппарата, «Космос-954» полностью вышел из строя и перестал отвечать на запросы с Земли. Началось неконтролируемое снижение спутника с ядерным реактором на борту. Космический аппарат «Космос-954» Западный мир с ужасом смотрел в ночное небо, ожидая увидеть падающую звезду смерти. Все обсуждали: когда и где упадет летающий реактор. «Русская рулетка» началась. Ранним утром 24 января «Космос-954» разрушился над территорией Канады, засыпав радиоактивными обломками провинцию Альберта. К счастью для канадцев, Альберта является северной малонаселенной провинцией, никто из местного населения не пострадал. Само собой, произошел международный скандал, СССР заплатил символическую компенсацию и в течение трех последующих лет отказывался от запусков УС-А. Тем не менее в 1982 году повторилась аналогичная авария на борту спутника «Космос-1402». На этот раз космический аппарат благополучно утонул в волнах Атлантики. Если бы падение началось на 20 минут раньше – «Космос-1402» приземлился бы на территории Швейцарии. К счастью, больше серьезных аварий с «русскими летающими реакторами» зафиксировано не было. В случае нештатных ситуаций реакторы отделялись и без происшествий переводились на «орбиту захоронения». Всего по программе «Морская космическая система разведки и целеуказания» было выполнено 39 запусков (включая испытательные) спутников радиолокационной разведки УС-А с ядерными реакторами на борту, из них 27 успешных. В итоге УС-А в 80-х годах надежно контролировал надводную обстановку в Мировом океане. Последний запуск космического аппарата этого типа состоялся 14 марта 1988 года. В настоящий момент в составе космической группировки Российской Федерации находятся только пассивные спутники радиотехнической разведки УС-П. Последний из них – «Космос-2421» – был запущен 25 июня 2006 года, причем неудачно. Согласно официальной информации, на борту возникли небольшие неполадки из-за неполного раскрытия солнечных батарей. В период хаоса 90-х и недофинансирования первой половины 2000-х «Легенда» перестала существовать – в 1993 году «Легенда» перестала «покрывать» даже половину морских стратегических направлений, а в 1998 году был захоронен последний активный аппарат. Однако без нее невозможно было вообще говорить о каком-либо эффективном противодействии американскому флоту, не говоря уже о том, что мы стали слепы – военная разведка осталась без ока, а обороноспособность страны резко ухудшилась. К реанимации системы разведки и целеуказания вернулись в 2006 году, когда правительство дало поручение Минобороны проработать вопрос с точки зрения использования новых оптических технологий точного обнаружения. К работе подключили 125 предприятий 12 отраслей промышленности, рабочее название – «Лиана». В 2008 году был готов проработанный проект, а в 2009-м состоялся первый экспериментальный запуск и выведение экспериментального аппарата на заданную орбиту. Новая система более универсальна – из-за более высокой орбиты она может сканировать не только крупные объекты в океане, на что была способна советская «Легенда», а любой объект размером до 1 метра в любой точке планеты. Точность выросла более чем в 100 раз – до 3 метров. И при этом никаких атомных реакторов, представляющих угрозу экосистеме Земли. В 2013 году Роскосмос и Минобороны России завершили опытное создание на орбите «Лианы» и приступили к отладке ее систем. По плану уже к концу этого года система заработает на 100%. Она состоит из четырех новейших спутников радиолокационной разведки, которые будут базироваться на высоте около 1 тыс. км над поверхностью планеты и постоянно сканировать наземное, воздушное и морское пространство на наличие вражеских объектов. «Четыре спутника системы "Лиана" – два "Пиона" и два "Лотоса" – будут в режиме реального времени обнаруживать объекты противника – самолеты, корабли, автомобили. Координаты этих целей будут передаваться на командный пункт, где будет формироваться виртуальная карта реального времени. В случае войны по этим объектам будут наноситься высокоточные удары», – пояснил принцип действия системы представитель Генштаба. Не обошлось и без «первого блина». «Первый спутник "Лотос-С" с индексом 14Ф138 имел целый ряд недостатков. После выведения на орбиту выяснилось, что у него не функционирует почти половина бортовых систем. Поэтому мы потребовали от разработчиков довести аппаратуру до ума», – рассказал представитель Космических войск, которые сейчас включены в Воздушно-космическую оборону. Специалисты пояснили, что все недостатки спутника были связаны с недоработками в программном обеспечении спутника. «Наши программисты полностью переработали программный комплекс и уже перепрошили первый "Лотос". Сейчас претензий к нему у военных нет», – рассказали в Минобороны. Еще один спутник для системы «Лиана» запущен на орбиту осенью 2013 года – «Лотос-С» 14Ф145, который перехватывает передачу данных, в том числе переговоры противника (радиотехническая разведка), а в 2014-м в космос отправится перспективный спутник радиолокационной разведки «Пион-НКС» 14Ф139, который способен засечь объект размером с легковой автомобиль на любой поверхности. До 2015 года в «Лиану» включат еще один «Пион», таким образом, размер группировки системы расширится до четырех спутников. После выхода на расчетный режим система «Лиана» полностью заменит устаревшую систему «Легенда – Целина». Она на порядок увеличит возможности Вооруженных сил России по обнаружению и поражению объектов противника. Сергей Тихонов. «Expert» ertata Тэги: <<легенда>>, <<лиана>>, авиация., армия, армия,, вов., военная, войска, интересное., история., космическая, космические, космос, космос., мкрц, назад, наука, непознанное., новости., обороноспособность, разведка, россии, россии., россия, сделано, события., советская, спутники, ссср, ссср., техника, технологии, технологии., флот, Либерал.2014-01-23 23:58:40+ развернуть текст сохранённая копия
ertata Тэги: а.п.чехов, видео, история., кино, кино,, кинофильм, короткометражка, культура, ленфильм, либерал, назад, онлайн, смотреть, советское, ссср, ссср., театр., художественное, экранизация
Главная / Главные темы / Тэг «назад»
|
Категория «Дизайнеры»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|