2016-12-19 16:15:34
«Если же ты вспомнишь обо мне, когда тебе будет хорошо, и сделаешь мне милость, и напомнишь ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«Если же ты вспомнишь обо мне, когда тебе будет хорошо, и сделаешь мне милость, и напомнишь обо мне фараону, то выведешь меня из этого дома». (Берейшит, 40:14)
Йосеф остался в тюрьме ещё на два года
Каждому человеку необходимо чётко осознавать: всё, что с нами происходит — от Творца, нет никакой самостоятельной силы, которая могла бы нам принести благо или причинить вред. Также необходимо осознавать: всё, что Творец с нами делает — Он делает во имя нашего блага. Сказано в Талмуде (Брахот 60 б): «Всегда человек должен говорить: “Всё, что Милосердный делает, — к лучшему”».
С другой стороны, на человека возложена обязанность прилагать усилия — (иштадлут — «старание»). Творец, который поместил человека в этот мир, желает, чтобы тот вёл себя в нём мудро и действовал в соответствии с законами этого мира. Еврейские мудрецы часто упоминают правило: «Нельзя полагаться на чудо».
Мудрецы говорят (Берейшит Раба 89:3): за то, что Йосеф сказал виночерпию фараона: «Если же ты вспомнишь обо мне, когда тебе будет хорошо, и сделаешь мне милость, и напомнишь обо мне фараону, то выведешь меня из этого дома» (Берейшит 40:14), а не положился на Творца, Небеса постановили, что он проведёт в тюрьме ещё два года.
Комментаторы спрашивают: за что же Йосеф был наказан? Ведь, прося виночерпия напомнить о себе фараону, он лишь выполнял обязанность «старания», которая возложена на каждого.
Объясняет Рабби Шимон Шкопф, что запрещено «стараться чересчур». Ведь чрезмерным старанием человек показывает, насколько большое значение имеет для него само «старание». Его поведение свидетельствует: человек полагает, что его бурная деятельность может ему помочь. Первой части просьбы Йосефа: «Если же ты вспомнишь обо мне…» было достаточно. За то, что он добавил: «и напомнишь обо мне…», он был наказан. Из-за этого лишнего слова возникало впечатление, что Йосефу недостаёт веры.
Дополнительный ответ на этот вопрос мы находим в книге Хазон Иша «Эмуна у-Витахон». Он пишет, что запрещено делать усилие, которое явно не может помочь. Творец нам заповедал совершать только те усилия, которые по природе своей способны помочь. Египетская аристократия тех дней была известна своей неблагодарностью, поэтому не было сомнения, что виночерпий забудет про Йосефа и не станет ходатайствовать за него перед фараоном.
Этот матерьял был опубликован на сайте "Беерот Ицхак"
2016-12-19 13:50:24
«И пришёл домой делать свой труд». (Берейшит 39:11) + развернуть текст сохранённая копия
«И пришёл домой делать свой труд». (Берейшит 39:11)
Изучениее Торы
Пишет Хафец Хаим в книге «Нидхей Исраэль» (12-ая глава), что Йосеф даже в те моменты, когда работал и трудился для других, изучал Тору. Сказано в мидраше на пасук «и пришёл домой делать свой труд», что, когда Йосеф возвращался с работы, он садился и повторял то, что учил со своим отцом. И поэтому написано: «делать свой труд».На первый взгляд, слово «свой» лишнее, ведь каждый человек трудится своим трудом. Однако в этом слове находится намёк на изучение Торы, которое является поистине «своим» трудом. Ведь все другие виды труда не приносят человеку выгоду на веки веков. Однако награда, которую человек получит за изучение Торы, – вечна.
Хафец Хаим пишет, что Тора, намекая нам на самоотверженную учебу Йосефа, обучает нас тем самым нескольким вещам.
Во-первых, пишет Хафец Хаим, это показывает, насколько велика сила Торы в спасении от греха изучающих её. Ведь Йосеф находился в одной из самых развращённых стран, которые когда-либо были (как приводит Раши в комментарии на Хумаш Ваикра 18:3). Он был там один, без какого бы то ни было подспорья и поддержки. Да и находился он в не самом благоприятном окружении, будь то во время его нахождения в тюрьме или во время его нахождения в царском дворце среди египетской аристократии.
Во-вторых, пишет Хафец Хаим, Тора показывает следующим поколениям, какой большой награды удостаивается тот, кто усердно изучает Тору. Все, чем бы ни занимался Йосеф, Творец делал успешным; кроме того, Творец дал Йосефу милость в глазах всех окружающих.
Интересно, что наши мудрецы (Брахот 43 а) учат из сказанного в стихе (Берейшит 39:5): «И было: с тех пор, как назначил его (Йосефа) в доме своём и над всем, что есть у него, благословил Г-сподь дом мицри ради Йосефа», что в любое место, в которое талмид хахам приходит, сразу же Творец посылает благословение.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак». источник:www.imrey.org
2016-12-15 21:42:40
««И сказал Яаков:… Мал я (т.е. недостоин) против всех милостей и всей истины, что ...
+ развернуть текстсохранённая копия
««И сказал Яаков:… Мал я (т.е. недостоин) против всех милостей и всей истины, что содеял Ты с рабом Твоим (т.е. со мной), ибо с моим посохом перешел я этот Ярден, а ныне стал я двумя станами». (Берейшит 32:10, 11)
Талмуд в трактате Хулин (89:1) говорит, что различие между праведником и грешником особенно заметно в час, когда Всевышний посылает величие. Праведники в это время «умаляют» себя, и так было, когда Всевышний даровал величие Аврааму. Авраам сказал: «…я прах и пепел» (Берейшит 18:27). Когда Всевышний даровал величие Моше и Аарону, они сказали: «…а мы что?» (Шмот 16:7). Даровал величие Давиду, а Давид сказал: «Но я — червь, а не человек…» (Теилим 22:7).
Грешники же, когда Всевышний возвышает их, исполняются гордости. Фараон сказал: «Кто Г-сподь, чтоб я послушал голоса Его?..» (Шмот 5:2). Санхерив сказал: «Кто из богов всех этих стран спас страну свою от руки моей, чтобы спас и Г-сподь Йерушалаим от руки моей?» (Млахим II, 18:35). А Невухаднецар сказал: «Взойду я на высоты облачные, уподоблюсь Всевышнему» (Йешаягу 14:14).
Это различие связано с тем, что праведники рассматривают всё происходящее с ними как милость Всевышнего. И чем больше милость, тем «меньше» кажутся они себе, и, соответственно, менее достойными этой милости, — поэтому и «умаляют» себя. И таков же текст благословения, которое произносит тот, кто удостоился спасения от опасности: «Благословен Ты, Всевышний, Царь Вселенной, Воздающий добром — недостойным этого, Который послал мне все блага». Грешники же рассматривают любое благо, которое посылает Б-г, как положенное им по праву, поэтому и возвышают себя.
Яаков видел, что причиной всех его успехов были не его мудрость и незаурядные способности, а бесконечная милость Творца. И чем большую милость Творца Яаков ощущал по отношению к себе, тем «меньше» был Яаков в своих глазах, более недостойным этой милости. Поэтому в своей молитве «мал я против всех милостей и всей истины, что содеял Ты с рабом Твоим» Яаков употребляет слово «ктонти», что обозначает в буквальном переводе: «Я уменьшился».
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак».
«И устрашился Яаков очень, и тяжко стало ему». (Берейшит 32:8)
Комментирует Раши: «»Устрашился» — как бы ему не быть убитым (на войне с людьми Эйсава); «и тяжко стало ему» — как бы не убил других». В книге «Перушей а-Тора» (собрание комментариев авторов «Тосафот») приводит рав Хаим Палтиэль следующий вопрос: почему Яаков опасался убить других, ведь закон Торы гласит: «Если кто-либо желает убить тебя, убей его прежде» (Санедрин 72 б). Выходит, что, если бы Яаков убил на Эйсава, сражаясь с ним, он сделал бы то, что необходимо сделать, и в этом не было бы никакого греха. Чтобы ответить на этот вопрос, рав Хаим приводит следующий закон: разрешено уничтожить того, кто желает убить тебя, только в том случае, если нет возможности отвратить его от исполнения злоумышления другим образом.Если же есть такая возможность, к примеру, посредством ранения его в одну из частей тела, запрещено убивать преследователя. Яаков опасался: вдруг, в разгаре войны, он убьёт того, кого была возможность остановить другим способом.
Из этого мы можем выучить важную вещь: даже в случаях, когда разрешается «воевать» с другим человеком, необходимо быть предельно осторожным, как бы не задеть его и не поранить его больше, чем это разрешается законом.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак».