2017-04-12 16:43:41
... одинаково: пасах и песах. Причем праздник, парадоксально ... или «перепрыгнул»), а Песах – как «вход». + развернуть текстсохранённая копия
На святом языке мезуза, מזוזה. В первый раз это слово в Торе во фразе «И возьмите из крови и помажьте ей два косяка (הַמְּזוּזֹת) и притолоку на домах, в которых будут ее есть» (Шмот 12:7). Это кровь пасхальной жертвы, которая открыла евреям путь спасения из Египта. И далее «И прошел Б-г поразить Египет, и увидел кровь на притолоке и двух косяках, и миновал (וּפָסַח) Б-г вход (הַפֶּתַח), и не дал губителю войти в их дома для поражения» (Шмот, 12:23). А потом Торе говорит о рабе-еврее, который не хочет после шести лет уходить на свободу от любимого хозяина – что ему следует приколоть ухо к косяку двери, и после этого останется его рабом навек (до юбилейного года). Обратим внимание на сходство слов «миновал» (פָסַח) и «вход» (פֶּתַח), которые в европейском произношении звучат почти одинаково: пасах и песах. Причем праздник, парадоксально, называется не Пасах (что переводят как «миновал» или «перепрыгнул»), а Песах – как «вход». Может быть, соседство и сходство слов не случайно, и праздник мацы обрел название Песах не только из-за того, что губитель миновал тогда наши дома, но и потому что Б-г дал нам этим выход из «дома рабства», Египта и вход на свободу в наш обещанный дом? Свидетелем нашей самоотверженности, публичного принесения в жертву египетского идола являются косяки. Корень слова мезуза – זז, заз – «двигаться». И в данном случае евреи получили повеление не двигаться до наступления утра, пока не будут поражены первенцы Египта, но утром двинуться в путь из Египта. Мезуза обеспечила движение евреев, и с тех пор евреи постоянно в движении, в котором их сопровождают мезузы на косяках их новых домов. А в суде, как учат, мезуза – напоминание рабу-еврею о вечной свободе, данной Г-сподом народу. Гематрия слова «мезуза» – 65 = אדנ-י, Г-сподь (мой Господин). Они свидетельство Его существовании и защиты нас и наших домов. И две мезузы – 130, раскрытие слова эхад, Один. Это напоминает финальную песню Седера Хад Гадья (Один козленок), которого «Отец купил за два зуза» – דזבין אבא בתרי זוזי. Может быть, за две мезузы – то есть за пасхальную жертву? И за обрезание – ведь в слове «купил», דזבין просматривается слово בין (בן), «сын», а слово «за два», בתרי – это ברית, брит, «обрезание»? И еще – что за «кот» «съел» козленка, который в припеве постоянно появляется как два козленка? Может быть, Шунра – лашон ара, злословие, из-за которого Йосеф, а затем и вся семья Якова попадает в рабство в Египет – мать всех изгнаний, и потом был разрушен второй Храм, и началась цепь изгнаний, незаконченная до сих пор? А козленок напоминает того, который был зарезан ради обмана Якова и чьей кровью былы замарана полосатая разодранная рубаха праведника Йосефа, подобная одеянию первосвященника и напоминающая об изгнаниях. В этой связи вспомним, что два зуза – это полшекеля, выкуп души каждого еврея и ежегодный взнос в Храм, который объединял весь народ, из-за раздора которого он был разрушен и началось изгнание. А о собаке, которая здесь укусила кошку, сказано, что ни одна собака не залаяла, когда евреи выходили из Египта, и этим они обрели заслугу, ведь это противоположно злословию и доносу, из-за которого попадает в долгое изгнание и наш учитель Моше. Кроме того, собака – друг. Вероятно, ее «нападение» и помешало коту загрызь козленка до конца. Дальнейшие приключения бедного козленка пока для меня скрыты. Но главное мы знаем – придет Святой, благословен Он, и поразит смерть, и еврейский народ, человек достигнет совершенства, как вначале. автор текста: Gedalia Spinadel
2017-04-11 20:39:27
... окончания последнего дня Песах — национальный ... концом длинных праздников Песах и Суккот). + развернуть текстсохранённая копия
Автор текст: M. Bruk Будучи религиозным евреем, я около 20 лет назад перешел с празднования своего светского дня рождения на еврейский календарь, по которому мой День рождения – 23 нисана. В диаспоре мы празднуем восемь дней Песах, и мой день рождения получается сразу после окончания последнего дня Песах — национальный праздник, переходящий в семейный.
В связи с периодом моего погружения в иудаизм я попытался уйти от светского календаря в религиозный. Но на определенном этапе понял, что это очень интересно — иметь целых два дня рождения. Частично это было связано с активизацией Фейсбука, благодаря напоминаниям которого мы стали узнавать о днях рождения друзей – и этот процесс украсил нашу жизнь международным размахом поздравляющих. И я пришел к выводу, что «Да здравствуют два дня рождения!», если их правильно осмыслить (и заодно «утешить» персонажа мультфильма, певшего песню о том, что «к сожаленью, день рожденья только раз в году»).
Две идентичности Нам очень ценно работать со своей идентичностью. Как выяснили серьезные исследователи, человек, имеющий более одной идентичности, живет более счастливой жизнью. Вообще обычно большинство людей имеют две локальные идентичности (как минимум) – на работе и дома. Так что такое состояние дел вполне естественно. Но можно иметь еще и две (как минимум) глобальные идентичности. В частности, наиболее популярные – «Я – человек» и «Я – представитель народа/этноса». Эти две метапозиции отсылают нас к универсализму (космополитизму) и к «локализации». Такая двойная идентичность может напоминать две ноги, которые позволяют нам двигаться. Особенно такой подход бесценен, когда мы сталкиваемся с кризисом, как с ситуацией «локального тупика». Если одна «нога» уперлась в препятствие, мы «включаем вторую «ногу» и движемся с ее помощью, переступая препятствие. Успех в продвижении второй «ногой» помогает «вытащить из болота» застрявшую ногу, заимствуя импульс движения у «партнерской ноги». В моем случае возникает суперценный альянс общечеловеческого и еврейского. Когда я вижу «застой» на уровне человечества, я привлекаю элементы еврейской мудрости, которая имеет могучие ресурсы (как говорится, «Б-г в помощь!»). Когда я вижу, что еврейство «буксует», я обращаюсь к общечеловеческим достижениям (перефразируя поговорку — «Мир не без умных людей»). Приведу простой, но важный пример. Изобретенный компьютер помогает мне изучать еврейские тексты. А еврейская самодисциплина — не стать рабом компьютера и заодно отдохнуть от него в шаббат. В общечеловеческий день рождения я покупаю себе в подарок книги общечеловеческой мудрости, а в еврейский – еврейские мудрые книги. Каждый народ обладает бесценным набором полезных ресурсов. Но у каждого народа есть свои «камни преткновения» и обращение к другой «ноге» из общечеловеческих ресурсов дает возможность преодолеть это препятствие.
Длинный день рождения Недавно мне подарили красивую идею. Имея два дня рождения, находящиеся относительно рядом (как в еврейском варианте), мы можем праздновать весь период времени между двумя датами. Промежуточным дням мы можем дать свое название – Холь-а моэд (так называются полупраздничные дни между началом и концом длинных праздников Песах и Суккот).
От двух к трем Наступающий Песах – это день рождения еврейского народа. И празднование его – это тысячелетиями освященная традиция. Поэтому мы, как евреи, имеем тройную точку отсчета – день рождения народа в Песах и два индивидуальных дня рождения. С чем всех и поздравляю!
Прежде всего, следует до проверки тщательно убрать дом — так, чтобы было легко и удобно проверять. Свеча или фонарь
бдикат хамецНеобходимо подготовить для проверки свечу, чтобы с ее помощью проверять наличие в доме хамеца. Свеча должна быть восковая (а не парафиновая), ибо восковая свеча при таянии не капает и, таким образом, не испачкает дом. Многие поским считают, что вместо свечи можно использовать и фонарь. Пакет
Для проверки и поиска хамеца следует «обзавестись» пакетом, в котором найдет свое последнее пристанище найденный впоследствии хамец. Также хорошо подготовить какую-то удобную палку, которая поможет «освободить» хамец из недосягаемых мест. Полезно, чтобы в течение поиска квасного под рукой находился пылесос, с помощью которого мы сумеем «вытянуть» хамец, если до него будет тяжело добраться. Места для проверки
Нужно хорошо обдумать, какие места нуждаются в проверке. Важно знать, что в тех местах, куда, как правило, не заносят хамец, проверка не нужна. По мнению рава Эльяшива, если некоторое место в квартире было тщательно убрано и после уборки туда не заносили хамец, то здесь проверять не нужно.
Если у человека есть несколько квартир (которые он не сдает в аренду) либо у него есть офис или какое-то хранилище, которое ему принадлежит, или что-то подобное ему — нужно проверять всюду. Сдать места, которые не желают проверять
Если человек не намерен находиться в каком-либо месте всю пасхальную неделю или пользоваться каким-то местом все семь дней праздника Песах, он может это место сдать нееврею (это можно сделать через раввина, который продает хамец).
Про указанные места следует сделать заметку, что они сданы нееврею. Для проверки хамеца можно назначить посланника
Назначить посланника
Если самому физически трудно проверить наличие хамеца во всех местах, можно назначить какого-то посланником, который осуществит проверку хамеца по заданию пославшего его в отдаленном месте. Обычай спрятать 10 кусочков хамеца
Существует распространённый обычай, когда кто-то из членов семьи до начала проверки хамеца прячет 10 кусочков квасного. Их стоит во что-либо завернуть, чтобы они не раскрошились. Следует записать, куда прячут эти кусочки, чтобы их можно было найти в случае, если тот, кто проверяет хамец, их все-таки не найдет. автор текста: рав Реувен Куклин
В этот день приступают к утренней молитве раньше, чем обычно, чтобы после ее окончания успеть провести последнюю трапезу, в ходе которой можно есть хамец, и которая должна завершиться до конца четвертого солнечного часа.
В ходе этой молитвы не читается Мизмор летода — «Благодарственная песнь», ибо в обычные дни песнь благодарения исполняют как бы от имени тех, кто должен был во времена Храма приносить благодарственную жертву и, по существу, вместо нее, — но в канун праздника Песах эта жертва в Храме не приносилась. Пост первенцев
Во всех общинах Израиля с давних времен существует обычай, согласно которому первенцы постятся в канун Песаха — в память о чуде, спасшем их от казни, которая поразила всех первенцев Египта.
Подробнее про Пост первенцев читайте отдельную статью. Работа в канун праздника Песах
Канун праздника Песах отличается от кануна субботы и кануна всех других праздников тем, что после полудня в этот день запрещается работать. Более того, есть отдельные общины, в которых принято не работать с самого начала дня (однако в большинстве общин принято не работать только со второй половины дня).
Этот запрет связан с традицией, которая существовала во времена Храма: когда человек готовился принести жертву, этот день становился для него праздничным, и ему было запрещено работать в этот день так же, как и в праздничные дни, установленные Торой. В канун праздника Песах каждый еврей обязан был совершить пасхальное жертвоприношение, поэтому этот день стал праздничным для всего народа, несмотря на то, что Храма сейчас не существует. Коль скоро пасхальная жертва приносилась только во второй половине солнечного дня, после полудня, то и запрещение работать относится только ко второй половине дня. Какая работа запрещена в канун праздника Песах?
Любую «полную» работу, такую, которую делают от начала до конца, -запрещено делать в канун Песаха как за плату, так и бесплатно. Например: запрещено шить новую одежду, стирать или стричься.
В случае, если это частичная, «неполная» работа, ее можно делать в канун праздника Песах только для себя, либо для другого, но при условии, что такую работу делают бесплатно. Поэтому в канун праздника Песах можно подшить какую-то одежду, почистить обувь и т.п.
Разрешается делать любую работу в канун пасхального праздника, если поручить ее работнику-нееврею.
Следует подстричься и подстричь ногти до полудня. Тот, кто не успел этого сделать, может подстричься у парикмахера-нееврея и во второй половине дня. Но у парикмахера-еврея запрещено стричься во вторую половину дня даже бесплатно. Однако тот, кто забыл подстричь ногти в первой половине дня, может подстричь их во второй половине дня.
В канун пасхального праздника можно производить все виды работ, которые разрешаются в холь а-моэд. Уничтожение и аннулирование хамеца
Есть хамец в канун Песаха разрешается только до конца четвертого временного часа. Весь хамец, оставшийся в доме по завершении этой трапезы и не проданный нееврею, сжигается до шестого временного часа. После сожжения хамеца хозяин произносит завершающую формулу аннулирования всего оставшегося в его распоряжении хамеца:
«ВСЯ ЗАКВАСКА И ВЕСЬ ХАМЕЦ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В МОЕМ ВЛАДЕНИИ, КОТОРЫЕ Я НЕ УВИДЕЛ И КОТОРЫЕ Я НЕ УНИЧТОЖИЛ, ПУСТЬ БУДУТ АННУЛИРОВАНЫ И СТАНУТ НИЧЕЙНЫМИ, КАК ПЫЛЬ ЗЕМНАЯ».
Следует не ограничиться этой формулой, а аннулировать хамец в своем сознании. Запрет есть мацу в канун Песаха
В канун Песаха запрещено есть мацу на протяжении всего дня, чтобы, когда человек станет вкушать мацу в лейл а-седер, было очевидно, что он ест ее во имя исполнения заповеди. Есть традиции, согласно которым уже с начала месяца Нисан запрещено есть мацу.
Нужно остерегаться, чтобы не есть в канун Песаха много пищи, дабы не насытиться и не испортить себе аппетит на лейл а-седер. автор текста: рав Реувен Куклин
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Харосет
1/2 стакана молотых грецких орехов
1 большое яблоко
2 чайной ложки сахара
1 чайную ложку корицы
2 столовые ложки сладкого вина
Натрите или спеките яблоко. Измельчите орехи. Соедините все ингредиенты и тщательно перемешайте, пока не образуется однородная плотная масса.
Зеленый салат
1 лист латука или 2 листа салата
Зелёный лук — 1 пучок
Редис — 1 пучок
Маслины — 5—6 штук
Яйца — 2 штуки
Растительное масло — 2 столовых ложки
Лимонный сок — 1 столовая ложка
Сахар — 1 чайная ложка
Соль — по вкусу
Зелень и овощи помыть и нарезать. Залить все маслом и лимонным соком. Приправить солью и сахаром и перемешать. Яйца сварить и нарезать на четыре части. Нарезанными яйцами и маслинами украсить салат.
Заливная рыба — гефильтефиш
Карп или сазан — около 2кг
Морковь — 2 штуки
Растительное масло — 3 столовых ложки
Петрушка — 1 пучок
Лимонный сок — 1 чайная ложка
Сахар — 1 чайная ложка
Соль — по вкусу
Хорошо очищенную рыбу нарезать ломтями толщиной 2—3 см. Мелко нарезанные петрушку и морковь варить с маслом на слабом огне. Когда они размякнут, добавить рыбу и варить еще 10-15 минут. Приправить солью, сахаром и кислотой. Поставить в подходящей посуде в холодное место, чтобы все застыло.
Кнейдлах
1 стакан горячей кипячёной воды
1,5 стакана мацы, разломанной на мелкие кусочки
3 измельчённых зубца чеснока
3 яйца
1 головка лука
Немножко мацовой муки
Соль и перец по вкусу
Размочите мацу в тёплой воде в течение 5 минут. Взбейте яйца. Выжмите всю воду и соедините влажную массу с другими ингредиентами — с яйцами, измельчённым чесноком и луком. Из полученной массы слепите маленькие шарики. Возьмите большую кастрюлю подсоленной воды и доведите её до кипения. После опустите маленькие шарики в кипящую воду и подождав, пока они набухнут, варите их ещё 15 минут. Теперь они готовы и вы можете заправлять ими бульон.
Оладьи из мацы
2 куска мацы
2 яйца
Соль и перец
Разломайте мацу и замочите её на несколько минут в тёплой воде. Затем взбейте яйца. Выжмите воду из размоченной мацы и получившуюся массу соедините с яйцами. Всё посолите и поперчите. Теперь обжарьте в масле или на маргарине, всё время переворачивая.
«Бабка» из мацы
Маца — 600—800г
Куриный бульон — 2—3 стакана
Яйца — 3шт
Куриный жир — 60г
Лук репчатый — 2 средних головки
Растопите на сковороде жир и добавьте в него нарезанный лук. Прожарьте до тех пор, пока лук не станет золотистого цвета. Размочите в бульоне мацу (маца должна вся пропитаться бульоном, и жидкости не должно оставаться). Добавьте в мацу взбитые до однородной массы яйца и все тщательно перемешайте. Добавьте куриный жир (вместе с луком) и снова тщательно перемешайте. Выложите то, что у вас получилось на сковороду (желательно, ту же, где вы растапливали жир, только предварительно уберите оттуда весь лук, так как нужно смазать сковороду, а растительное масло (кроме оливкового и орехового) не подходит, так как оно в Пейсах не кошерно). Жарить «бабку» нужно пока не пропечётся все яйцо, и «бабка» уже не будет жидкой.
Паштида
8 листов мацы
4 яйца
1/2 стакана масла
500г фарша (из любого мяса)
Немного куриного бульона
Соль, перец — по вкусу
Перемешать все продукты. Смазать маслом форму для выпечки. Выложить подготовленный фарш. Поверх фарша набросать маленькие кусочки маргарина (немного). Выпекать 30-40 минут при средней температуре. Вместо мяса можно брать грибы, да все, что угодно.
Шарики из мацы с грибами и мясом
2 пластинки мацы
2 яйца
5 столовой ложки мацовой муки
0,5кг говяжьего/куриного фарша
1 пакетик сушенных грибов
2 столовых ложки мелко нарезанного укропа
4 столовых ложки распущенного маргарина
Соль и перец
Соус:
1 пакетик сушёных грибов
2 луковицы
4 столовых ложки маргарина
1 чайная ложка картофельного крахмала
1,5 стакана воды или бульона
Соль и перец по вкусу
Мацу мелко раскрошить. Яйца взбить с небольшим количеством воды и соли. Смешать яйца с мацой. Добавить мацовую муку, фарш, вымоченные и отжатые грибы, остальные ингредиенты. Из полученной массы скатать небольшие, размером с грецкий орех, шарики, и обжарить в растительном масле.
Приготовить грибной соус: обжарить на маргарине лук до золотистого цвета. Добавить вымоченные в горячей воде течение 10 минут и отжатые грибы, мелко порезав их, муку. Тщательно перемешать, затем добавить пряности, довести до кипения. Выложить шарики на блюдо, залить горячим соусом и подать к столу, присыпав зеленью.
Шоколадный пудинг из мацы
1/4 стакана киддушного или простого сладкого вина
1/4 стакана воды
6—8 кусков мацы
1/2 плитки шоколада
Растопите шоколад. Смешайте воду и вино. Пропитайте мацу половиной этой жидкости. А оставшуюся половину добавьте к растопленному шоколаду. Положите куски мацы один на другой, смазывая каждый кусок шоколадом. Оставшимся шоколадом обмажьте весь пудинг и украсьте его фруктами по вкусу.
Заварное тесто из мацовой муки
4 яйца
1 стакан воды
1/2 стакана оливкового масла
1 стакан мацовой муки
1 чайная ложка соли
Первый вариант:
Смешайте в кастрюле воду, соль и масло и доведите до кипения. Снимите с огня кастрюлю, всыпьте муку, перемешайте, а затем прогрейте на малом огне, всё время помешивая, до тех пор, пока масса не станет отлипать от стенок кастрюли. Снимите с огня и дайте слегка остыть (минут 10-15). Добавляйте в тесто по одному яйцу, тщательно размешивая. Тесто готово.
Смажьте противень и выложите на него тесто чайной ложкой так, чтобы между кусочками оставалось много места (тесто сильно увеличивается при выпечке). Пеките в разогретой духовке на сильном огне (около 200 градусов) до золотисто-коричневого цвета. Когда пирожные остынут, можно начинить их вареньем или другой сладкой начинкой, можно просто посыпать сахарной пудрой.
Другой вариант:
Разогрейте на сковороде масло (слоем 1—2 см), выкладывайте чайной ложкой порции теста в разогретое масло и жарьте на сильном огне. Готовые шарики можно так же, как и первом случае, начинить сладким или просто посыпать сахарной пудрой
Яблочный десерт
5 яблок
150г творога
100г мёда
Для этого десерта необходимы яблоки твёрдых сортов. В Израиле это сорт «смит». Для России, подойдут антоновские яблоки. Вытащить сердцевинку и испечь яблоки в духовке, присыпав их сахаром и полив лимонным соком. Печёные яблоки поместить в миксер, добавить творог, в израильском варианте — гвина левана 5 процентная. Взбить эту массу постепенно вливая мёд в неё. Разлить по порционным вазочкам и посыпать мелко дроблёнными орехами.
«Имберлах» (маца, сваренная в меду)
Маца — 400—500г
Мед — 1 стакан
Имбирь — 2/3 чайной ложки
Оливковое масло — 1,5 столовых ложки
Разломайте мацу на небольшие кусочки. В кастрюлю поместите мед и разогревайте его на медленном огне, пока он не станет жидким. Добавьте имбирь и масло, немного увеличьте огонь и добавьте мацу. Огонь должен быть таким, чтобы мед в кастрюле кипел. Варите мацу (периодически помешивая), пока она не приобретает золотисто — коричневый цвет. Выключите огонь и осторожно лопаткой выложите мацу на смоченную водой досточку. Выкладывать нужно ровным слоем в 1 см. толщиной. Дайте маце остыть и порежьте полученный продукт на небольшие ромбики.
Шоколадные рулетики из мацы
8 пластинок мацы
Стакан красного сладкого вина
Стакан сахара
Полстакана молока
200г горького шоколада (можно взять по 100г горького и молочного)
2 столовые ложки какао
1 чайная ложка растворимого кофе
200г сливочного масла
3 столовые ложки шоколадного (или апельсинового) ликера
Мацу раскрошить в большой миске и залить вином. В кастрюльку влить молоко, добавить перемешанный с какао сахар, наломанный кубиками шоколад и на медленном огне довести до кипения. Убавить огонь до минимума и вмешать сливочное масло. Снять с огня. Влить бренди или ликер. В миску с мацой вылить шоколадную смесь, тщательно перемешать. Массу разделить на две части. Каждую выложить на лист фольги, смазанный маслом, и скатать в виде рулета. Дать остыть до комнатной температуры и положить в морозилку. С застывших рулетов удалить фольгу, нарезать и разложить в бумажные розетки.
Сладкие трубочки из мацы
6 листов мацы
100 грамм маргарина (комнатной температуры)
Ванильная эссенция
Сахар — по вкусу
2 столовых ложки какао
Немного вина
Сахарная пудра
Для покрытия трубочек
100г шоколада
1 столовая ложка маргарина
Раскрошить мацу и смочить её вином. Соединить маргарин, сахар, ванилин и какао и хорошенько перемешать до получения крема. Добавить полученный крем в мацу, перемешать. Скатать из полученного теста трубочки. Обвалять их в сахарной пудре. Растопить шоколад и маргарин и довести до кипения. Полученной глазурью залить трубочки и поставить их в холод.
Этот материал был опубликован на сайте Толдот.ру. автор текста: Тиква Серветник