Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная / Главные темы / Тэг «полемика»
Нужна ли православным партия? 2012-01-13 14:08:45
Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин запустил пробный дискуссионный шар в новосозданном блоге на платформе ЖЖ "Православная политика" ( pravoslav_pol) на тему Нужна ли, возможна ли «православная» / «христианская» партия? Сегодня это стал основным новостным поводом российских СМИ. А вот мои мысли на этот счет: О политической силе и засланных казачкахОткровенно говоря, мой личный опыт соприкосновения с таким явлением, как православная партия - неважнецкий. Вспоминаются выборы 2003 года, когда наряду с другими политическими силами на арене появилась православная партия "За Русь Святую". Честно признаться, возлагал некоторые надежды на эту политическую партию. Думал, мол, ну, наконец-то, появится сила, которая сможет отстаивать интересы православной части российского общества. Более того, даже принимал скромное участие в организации местного отделения "ЗРС" (тогда был еще мирянином). Помню, раздавали верующим брошюрки с названием "Зачем монастырю стены, а православным партия". Правда, если признаться, немного настораживал лидер новосозданной партии, который взялся словно из неоткуда. Кое-кто поговаривал, дескать, "казачок это засланный". Но на волне неофитства меня успокоило присутствие священнослужителей на заседаниях политического объединения. Как лидер православной партии на теледебатах "плавал"Мои надежды начали развеиваться, как дым, когда посмотрел политические теледебаты с участием председателя политической партии "За Русь Святую" Сергея Попова. В студии Сергей Борисович, говоря студенческим языком, откровенно "плавал". На прямые вопросы ведущего о сущности политической платформы "ЗРС" лидер партии говорил что-то невнятное о десяти заповедях, о борьбе добра и зла, то есть о тех вещах, которые было прилично услышать из уст священника, а не политического деятеля. Политическая программа тоже походила, скорее, на церковную брошюрку "В помощь кающемуся", чем на серьезный проект возрождения России. Но все же, подавив в себе разочарование - я отдал свой голос "За Русь Святую". В результате "ЗРС" набрала 0,49%. На мой тогдашний взгляд, все это было похоже на задумку политтехнологов, чтобы православные пар спустили. Хотя, если бы это был проект "кукловодов", то "ЗРС" вошла бы в блок "Родина", как планировалось первоначально и там бы растворилась. Охлобыстина в лидеры!В связи со всем пережитым, то есть обжегшись на молоке, хочется подуть на воду. Другими словами, если и возможна подобная партия, то для того, чтобы была реальная поддержка народа - это политическое объединение должны возглавить всем известные православные воцерковленные люди, которые будут гарантом того, что это не очередная манипуляция нашими чувствами. Более того, общеизвестно, что партии-долгожители зиждутся на ярких харизматических лидерах. Примеры: КПРФ - Зюганов, ЛДПР - Жириновский, СР - Миронов. Думаю, что не стоит изобретать колесо и воспользоваться этими примерами. Мне почему-то на ум сразу приходит о. Иван Охлобыстин, который уже громко заявил о себе. Почему бы не использовать таланты заштатного батюшки для полезных целей? Кроме него, первую пятерку списка могли бы занять Наталья Нарочницкая, генерал Ивашов. Актив партии можно было также сформировать из известных церковных деятелей-мирян.
Тэги: полемика, политика, православие
Церковь не вовлекается в политические коллизии, а служит примирителем враждующих сторон 2012-01-13 03:45:51
+ развернуть текст сохранённая копия
Традиционное рождественское интервью патриарха Московского и всея Руси Кирилла вызвало в этом году широкий резонанс, не в последнюю очередь из-за затронутых в нем политических и общественных проблем. Вопрос о роли Церкви в происходящих сегодня политических событиях становится все более актуальным. Высказать свое мнение о нем портал "Интерфакс-Религия" попросил доктора политических наук, заведующую кафедрой сравнительной политологии МГИМО, президента Российской ассоциации политической науки Оксану Гаман-Голутвину. - Оксана Викторовна, как бы Вы оценили рождественское интервью патриарха Кирилла и прозвучавшие в нем оценки политических и общественных проблем современной России?-Это интервью было чрезвычайно значимым и символичным, поскольку ответило на целый ряд вопросов, и главный из них - о том, почему сегодня не складывается диалог власти и общества. Патриархом была диагностирована ключевая проблема, состоящая в отсутствии "слышимости". Не секрет, что у нас сложился своего рода негативный консенсус: общество имеет право все - даже предельно нелицеприятное для власти - говорить вслух, а у власти есть право общество не слышать. Патриарх обратился и к обществу, и к власти, призвав обе стороны слушать и слышать друг друга, превратить гласность в слышимость. Собственно, ключевая опасность для власти сегодня - перестать воспринимать сигналы общества. А главная опасность для общества - в который раз наступить на известные грабли, когда гражданские потрясения (лимит на которые очевидно исчерпан) не приводят к значимым позитивным переменам. - Многие, тем не менее, восприняли это интервью как попытку занять одну из сторон...- Это не так. Церковь занимает позицию Церкви. Церковь отделена от государства, она не может и не должна становиться на его позицию. Думаю, что своим интервью предстоятель Русской церкви дал вполне внятный и объемный ответ на сегодняшние проблемы, причем ответ именно с позиций Церкви. Те, кто хотел слушать, услышали это послание, те же, кто ожидал от патриарха вовлечения в конфликт и выражения его позиции языком митинговых страстей, "шершавым языком плаката", остались не удовлетворены. Но им следовало бы обратиться в политический клуб, а не в Церковь, ведь Церковь - не политический, а социальный институт. И общество обращается в Церковь в том числе в поисках морального авторитета, не вовлеченного в политический конфликт, но способного служить посредником, способствуя примирению сторон. Политические конфликты - важный, но далеко не единственный аспект социальных отношений, и сводить всю их обширную гамму исключительно к одному этому аспекту значило бы выхолащивать их многообразие. Хотя Аристотель и называл человека политическим животным, он ни в коем случае не подразумевал, что человек сводится исключительно к политической функции. Не стоит политизировать общество сверх меры, и уж тем более не стоит политизировать Церковь. В данном случае есть смысл следования исторической традиции, согласно которой Церковь выступала именно в качестве примирителя враждующих сторон. Я не думаю, что сегодня есть основания радикально эту позицию пересматривать. Позиция патриарха вполне определенна: Церковь не должна стремиться быть вовлеченной в политические коллизии, это противоречит ее основному предназначению. Она призвана быть институтом, созидающим социальную ткань. Идея начала ХХ века по превращению церковного прихода в важный центр общественной жизни не удалась, но, может быть, ее удастся реализовать сегодня? - Какова, на Ваш взгляд, роль Церкви в современной России?- Согласно результатам социологических исследований, институт Церкви является одним из наиболее авторитетных - если не самым авторитетным - в современном российском обществе, поскольку, к большому сожалению, целый ряд иных, прежде всего политических институтов, вызывает общественное разочарование. И не случайно, что люди обращаются к Церкви в поисках ответов в том числе и на политические и злободневные социальные вопросы. Эти ответы они пытаются найти и в выступлениях патриарха. Такая ситуация парадоксальна: несмотря на несколько десятилетий государственного атеизма и вопреки тому, что современные условия жизни мало способствуют возрождению религиозной веры, тем не менее, уровень религиозности в стране достаточно высок, хотя подчас эта религиозность носит формальный характер. Не думаю, что можно говорить сегодня о клерикализации общества как о насаждении религии сверху. Общество само тянется к вере, и Церковь отвечает на этот запрос. Думаю, эта общественная потребность вызвана в том числе тем, что именно Церковь призвана предотвращать нарастание конфликтности в обществе, укреплять нравственные и, собственно, человеческие начала в человеке. - Люди сегодня действительно пытаются обрести веру, но не секрет, что многие лишь именуют себя православными и в церковной жизни реально не участвуют.- Действительно, СМИ обоснованно обращают внимание на то, что значительная часть верующих может быть названа таковыми скорее формально. Патриарх сожалеет, что в Церковь порой приходят, как в магазин. Однако я обратила бы внимание на феномен "оживших декораций", суть которого может быть передана с помощью метафоры Сомерсета Моэма, блестящего писателя и тонкого психолога: один из его героев, всеми силами стремившийся войти в высшее общество, буквально в каждом своем действии старался поступать "как джентльмен". В результате герой погибает, спасая кошку из горящего дома... Иначе говоря, усилия по обретению формального сходства изменили и внутренний мир. Нравственные усилия в любом случае меняют внутренний мир человека. Даже поверхностная и формальная вера - порой без знания церковных канонов - лучше, нежели безверие. Я бы предпочла иметь дело пусть даже с формально верующим человеком, нежели с неверующим по одной простой причине: верующий человек обладает определенными представлениями о границах добра и зла, которые не должно пересекать. Слишком много стало людей, которым не ведомы границы дозволенного. Еще Достоевский обратил внимание на нерасторжимую связи веры и запрета: если все позволено, то нет Бога... В конце концов, в широком смысле культура есть не что иное, как система запретов. Поэтому человек, лишенный представления о запретах, - вне культуры. Не стану утверждать, что система этического формирования человека связана исключительно со сферой религиозной веры. Вне всякого сомнения, существует и светская этика, но светскую этику сегодня выстраивать сложнее, поскольку наша жизнь, к сожалению, к тому мало располагает. Религиозный мир в большей степени открыт для тех, кто ищет систему нравственных ориентиров. Поэтому Церковь отвечает как на религиозную, так и на светскую потребность в этических ориентирах, и в этом мне видится еще одна грань миссии Церкви в нашем обществе. - Каковой в системе отношений Церковь-общество Вам видится роль непосредственно патриарха?- Патриарх Кирилл входит в тот крайне немногочисленный ряд людей, обладающих моральным авторитетом в обществе. Миссию духовного пастыря патриарх несет с большим достоинством. Думаю, что есть очень большой запрос в обществе на такого рода моральные авторитеты. - Сегодня определенные изменения происходят и внутри Церкви: создаются новые епархии, организовано Межсоборное присутствие. Как Вы считаете, это действительно востребовано и необходимо?- Мне представляется, что происходящие в Русской православной церкви процессы являются процессами тщательно выверенного и осмысленного развития - я бы сказала модернизации, если бы этот термин, к сожалению, не был бы захватан и избыточно перегружен смыслами. Если Церковь видит свою миссию в том числе в изменении общества в соответствии с этическими идеалами, то и самой Церкви необходима внутренняя перенастройка - именно для того, чтобы эту миссию она могла осуществлять более эффективно. В этом я вижу смысл внутренней перенастройки Церкви. Интерфакс-религия
Тэги: перепост, полемика, политика, церковь
Ежедневный Журнал: Жупел политики 2012-01-10 10:25:37
Постоянно приходится спорить с крайностями. На прошлой неделе я спорил с подходом,заменяющим ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Постоянно приходится спорить с крайностями. На прошлой неделе я спорил с подходом,заменяющим объединение граждан и развитие кампании протеста малоосмысленным политиканством.
А сегодня на ЕЖ оппонирую бессмыленному отрицанию политики, характерному для части неофитов протеста,особенно, в VIP сегменте. Хотя некоторые представители несистемной оппозиции и исповедуют своеобразный бланкизм, предполагающий, что именно они своими усилиями способны оказать решающее влияние на общественную ситуацию, оснований всерьез рассматривать такой подход я не вижу. Конечно, меньшинство, чуть-чуть опередившее процессы в массе общества, неизбежно воспринимается (да и является) маргинальным. Но все это не отменяет огромной роли этого меньшинства в поддержании того маленького огонька, который при изменении ситуации разгорается в пожар. Годы активности нацболов, «Солидарности», Левого фронта, ОГФ не были потеряны. Именно из этой искры возгорелось пламя, даже если кому-то теперь кажется, что оно возникло из ничего.
Тэги: полемика, протест
Вопреки обыкновению, не могу не согласиться с Латыниной 2012-01-09 04:46:28
Последние три раза, когда я высказывался по поводу творчества Юлии Латыниной, я, в целом, вынужден ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Последние три раза, когда я высказывался по поводу творчества Юлии Латыниной, я, в целом, вынужден был с ней полемизировать.
Но с ее последней статьей на ЕЖе я, скорее, согласен. Не с выводом (да вывода там толком и нет), а с постановкой проблем. Они очевидны, и я практически полностью разделяю видение этих проблем Латыниной. Предвижу критику, но не могу не отметить в этой связи, что я не являюсь левым либералом.
Тэги: демократия, латынина, полемика, экономика
Слова Мудрости от Омара Хайяма 2012-01-02 17:58:47
Здравствуйте, друзья! В эти длинные зимние каникулы, которые позволили нам отключиться от ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Здравствуйте, друзья! В эти длинные зимние каникулы, которые позволили нам отключиться от многих повседневных забот и стрессов, от нашей «беготни», самое время «остановиться» и задуматься о тех любимых и дорогих, которые рядом с нами, о смысле жизни, о себе. И поможет нам в этом это чудное наследие, которому уже без малого 900 лет, оставленное [...]
Тэги: жизнь, полемика
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Главная / Главные темы / Тэг «полемика»
|
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
|