«И говорил Г-сподь Моше: Иди, спустись, ибо извратился твой народ… сделали себе тельца литого… И сказал Господь Моше: Я видел этот народ, и вот, народ упрямый он» (Шмот 32:7-9).
Из этих стихов, на первый взгляд, видно, что упрямство является одним из наиболее негативных качеств нашего народа, которое лежало в основе греха золотого тельца. Однако удивительная вещь: в продолжении недельной главы мы видим, что Моше приводит упрямство евреев как аргумент, когда он просит Творца идти в среде народа. И так сказал Моше (Шмот 34:9): «Если я обрел милость в Твоих глазах, Г-сподь, пусть же пойдет Г-сподь в нашей среде, поскольку народ упрямый он».
Виленский Гаон в комментарии на книгу Мишлей пишет, что в действительности упрямство евреев является положительной чертой. Стих в книге Мишлей (10:20) гласит: «Отборное серебро – язык праведного, сердце (же) нечестивых минутное». То есть, несмотря на то, что уста праведника изрекают чудесные проповеди, эти проповеди имеют влияние на нечестивых только на минимальное время: спустя небольшой период слова праведника полностью забываются, и нечестивые возвращаются к своим грехам. Виленский Гаон объясняет, что причина этого заключается в «мягкости» их сердец. Нечестивые с легкостью впечатляются словами праведника, но и с той же легкостью забывают их. Однако разумному человеку, у которого твердо сформировано сознание и мировоззрение, бывает зачастую непросто принять обличение. Но, когда он все же осмысливает и принимает его и, вследствие этого, решает поменять что-то в своей жизни, его решение прочно и неизменно. И это качество называет Тора «упрямством».
Пример этому, пишет Виленский Гаон, мягкий и твердый материалы. Форму мягкого материала можно с легкостью изменить, но также легко он возвращается в исходное состояние. Форму твердого материала изменить весьма тяжело, тем не менее, когда все же удается сделать в нем отверстие, это отверстие останется неизменным.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" автор текста: Рав Рувен Куклин
Сегодня специалисты отмечают возросший процент населения страдающего от душевных болезней. Люди, которые всегда отличались здоровой психикой, уверенностью в себе, были рассудительными и способными к самоконтролю, – вдруг обнаруживают в себе беспредметные страхи, фобии, тяжелые депрессии и другие душевные расстройства.
Лишь в редких случаях душевные болезни возникают без видимой причины. Как правило, они являются следствием различных тяжелых кризисов, которые травмируют человека и приводят к расстройствам психики. Однако не следует забывать, что профилактика поддерживает и телесное здоровье, и душевный баланс. Чем раньше мы привьём своим детям (и себе самим!) правильный взгляд на жизнь и здоровье, поймём назначение трудностей, кризисов и проблем, тем твёрже мы выстоим во всех испытаниях.
Постарайтесь выработать свой собственный способ мысленной профилактики, который поможет вам: успокоит, облегчит страдания, примирит с обстоятельствами, которые вы не в силах изменить, а возможно, и принесёт излечение – как от физического, так и от душевного кризиса.
Чем раньше мы привьём своим детям (и себе самим!) правильный взгляд на жизнь и здоровье, поймём назначение трудностей, кризисов и проблем, тем твёрже мы выстоим во всех испытаниях.
Итак, поддержание душевного здоровья зависит от четырёх основных факторов:
Понимания смысла трудностей и страданий, которыми нас испытывает жизнь, и того блага, которое сокрыто в них. Воздержания от излишнего нервного напряжения. Адекватного и терпимого отношения к оплошностям и просчётам близких людей. Близкого контакта с природой – освежающего и обновляющего.
Современная психиатрия и человек
Содержание этой главы абсолютно соответствует основам иудаизма и его фундаментальным понятиям. В ней вы найдёте общие советы и наставления, подходящие для каждого человека. Однако если вы серьёзно больны — ваше состояние требует индивидуального подхода. Для лечения вам следует обратиться к специалисту-профессионалу, желательно, богобоязненному человеку, который сумеет найти для вас индивидуальное решение.
К сожалению, традиционная терапия, которой подвергаются сегодня душевнобольные, зачастую оказывается медицинским преступлением. В её основе лежит отношение к человеку как к высокоразвитому животному, что абсолютно противоречит точке зрения Еврейской Торы. Современные психиатрия и психология широко используют принципы психоанализа Фрейда. Постулатом психиатрических исследований является аналогия поведения человека и животных (в основном, в сравнительной психологии, развитию которой способствовали работы Дарвина и его ближайшего ученика Джорджа Джона Роменса. Роменс пытался доказать, что у животных есть «базовое человеческое сознание»). В действительности же, человек – совершенно особое создание, Венец творения. Его мыслительная деятельность и штампы поведения – это порождения его высокой души.
Нередко сегодняшние психиатры практикуют высокомерное и, порой, жестокое отношение к своим пациентам. Не вызывает сомнения, что в недалёком будущем человечество с негодованием отвергнет некоторые из принятых сегодня форм «лечения». Разумеется, недопустимо предоставлять свободу необузданному и опасному душевнобольному. Однако необходимость защитить общество от контакта с ним, результат которого непредсказуем, не оправдывает применения электрошока или инъекций убойных доз психотропных препаратов. Человек, выбравший психиатрию как профессию, прежде всего, должен быть понимающим и добросердечным, исполненным сочувствия и симпатии к своему несчастному пациенту. Ведь оба они, и пациент, и врач, — созданы по образу Всевышнего.
«И сказал (Г-сподь): Мое лицо пойдет, и Я умиротворюсь тебе» (Шмот 33:14).
затычки для ушей
О каком лице идет речь? Говорят мудрецы (Брахот 7а), что речь идет о «лице гнева». Творец, по мнению мудрецов, намеревался этим сказать Моше: «Подожди, пока Я успокоюсь, а потом удовлетворю твою просьбу». Несомненно, что Сам Творец никогда не находится в состоянии гнева, как пишет Рамбам в Законах Основ Торы (1:11). Однако этими словами Всевышний намеревался обучить Моше (и всех изучающих Тору), что не следует успокаивать человека во время гнева.
Подобное предписание высказал рабби Шимон бен Элазар в Пиркей Авот (4:18): «Не пытайся умиротворить своего товарища, когда он в гневе; и не утешай его, когда перед ним – труп близкого ему человека». Причина этого становится ясной из слов Рамбама в Законах Нравов (5:7): «Мудрец Торы да не будет говорить громко или кричать во время своего разговора, подобно животным…, а ему следует говорить спокойно…, если видит, что от его слов будет польза, и они будут услышаны, он скажет их, а, если нет – промолчит. Так, он не будет пытаться умиротворить товарища, когда тот в гневе или… утешать его, когда перед ним – труп близкого ему человека…». Из этих слов Рамбама мы видим, что причина этих предписаний заключается в том, что в данных ситуациях человек не в состоянии прислушаться к словам ближнего, и поэтому они не будут услышаны, и от них не будет пользы.
Более того, сказали наши мудрецы в трактате Йевамот (45б): «Подобно тому, как есть заповедь сказать слова, которые, вероятно, будут услышаны, также есть заповедь не говорить слова, которые, по всей видимости, не будут услышаны». То есть, в словах, к которым ближний не прислушается, не только нет пользы, но они нередко причиняют вред, поскольку зачастую имеют противоположный результат.
А какие слова будут услышаны и приняты? Те слова, которые человек заинтересован услышать, которые «хороши» в его глазах. Поэтому, если еврей желает сказать какую-то критику своему ближнему, следует это делать предельно осторожно, дав ему понять, что говоришь из любви. Виленский Гаон в своем комментарии к книге Мишлей (10:20) пишет о различии между человеком, умеющим обличать, и человеком, который этого делать не умеет: тот, кто не умеет обличать, пишет Гаон, употребляет слова жесткие и выражает презрение, говоря: «Ты почему так делаешь?!», и позорит его. Но праведник, умеющий обличать, подходит с добрыми словами, с утешением, и приближает человека к Торе, чтобы тот захотел его слушать.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" автор текста: Рав Реувен Куклин
Что такое душа человека? Многие пытались определить что же она собой представляет. Некоторые пытаются минимизировать ее значение и свести исключительно к биомолекулярному уровню, к тому что называется «животная душа». В таком представлении человек со смертью теряет и свою душу. Некоторые даже считают, что это просто иллюзия, т.е. даже при жизни у человека нет души. В противоположность этому различные религии утверждают, что душа вечна в природе, что она – Божественная Искра, которую невозможно потушить.
По этому вопросу есть разногласия у комментаторов Аристотеля: Александра из Афродисии и Тимея. Первый полагает, что душа человека идентична в своей основе животной душе, однако у нее есть потенциал, «подготовка» к тому, чтобы стать вечной, если ей удастся приобрести мудрость. Второй же считает, что душа изначально вечна, но при этом, тем не менее, у нее есть возможность продвижения в совершенстве. По этому вопросу также есть разногласие между Маймонидом и Нахманидом. Рав Кук полагал, что в этом можно видеть различие между душами евреев и душами других народов. (Олат Реая, ч. 2 стр. 256)
Если подойти к вопросу без предубеждений, то невозможно отрицать, что у человека есть напряжение между двумя типами самоопределения. С одной стороны я осознаю наличие у меня животного начала, того, что Тора называет «прах земной» или «змей». С другой стороны, я ощущаю внутри себя личность, «Я», несущую в себе метафизическую и нравственную жажду, которая не сводима к биологической машине, и которую можно назвать «Божественной частью свыше». Встреча между ними, это реальный, существующий человек, называемый «душой живой».
В соответствии с этим, само собой разумеется разделение уровней души, которые называются в каббале нефеш, руах и нешама. Эти же понятия упомянуты в мидраше (Берешит раба 14). Нефеш – это часть души объединенная с телом, как сказано об этом в книге Зоhар: Нефеш и тело – одно и тоже. Она идентифицируется с личностью, с осознанным «Я», сопровождает человека с самого начального его осознания себя. Нешама представляет высший идеал человека, спрятанный в глубине его личности. Руах – представляет динамическую связь между нефеш и нешама. Это наименее устойчивый уровень в человеке, и именно в нем происходит работа его жизни. Есть параллель между тремя уровнями души и между прошедшим временем, настоящим и будущим. Нефеш — погружена в прошлое, Нешама – это будущий идеал, а руах – это настоящее, в котором человек живет и трудится.
Но кто это, человек, с которым мы связываем понятия нефеш руах и нешама? Невозможно видеть в человеке только сложную структуру. Необходимо заключить, что в человеке есть сущность личности, предшествующая трем ее проявлениям, о которых мы говорили выше. Эту сущность мы называем Хая – она представляет общую жизненность – которая суть человека. Каждая душа – это выражение Высшей Воли, часть общего Божественного плана. И поэтому можно сказать, что у каждой части души есть точка привязки в Эйн Соф (Божественной Бесконечности), и эту точку мы называем Йехида.
Итого пять частей души: Нефеш, руах, нешама, хая и йехида.
«В Книге Мишлей сказано: “Она заклала свою жертву, разлила вино [в кубки]…”» (Мишлей, 9) В этом стихе речь идет об Эстер, которая, когда над всем Израилем нависла угроза, устроила пир для Ахашвероша и Гамана и напоила их вином. Гаман считал, что ему оказана великая честь, не понимая, что Эстер расставила ему ловушку. Напоив его вином, Эстер спасла свой народ.
Далее в этом стихе следует: «…и накрыла стол свой». Эти слова следует понимать так: «Она утвердилась в обоих мирах — этом и будущем.
Все еврейские праздники в будущем будут отменены — кроме Пурима».
Более того: в будущем, после прихода Машиаха, будут отменены все Книги Пророков и Писаний — за исключением Книги Эстер, существование которой столь же незыблемо, как и существование пяти Книг Торы. Законы, содержащиеся в Устной Торе, никогда не будут отменены. Но несмотря на то, что, как предсказал пророк Йешайя, все беды, постигшие в прошлом Израиль, будут забыты («Ибо забыты все прежние горести и скрылись они от глаз моих» — гл. 65), это не относится к истории Пурима. Ведь в Книге Эстер сказано: «И эти дни Пурима не будут отменены среди евреев, и память о них не исчезнет у потомков их» (Эстер, 9).
Чем же превосходит Пурим остальные еврейские праздники?
Дело в том, что все остальные праздники освящаются Израилем. В будущем, когда праздничным, субботним станет весь мир, они уже ничем не будут выделены. В Талмуде сказано: «Свеча в полдень — чем она может помочь?» Но Пурим освящен не народом Израиля, а непосредственно открывшейся миру Святостью Всевышнего, а она сохранится и останется выделенной и в будущем светлом мире.
Чем же отличается Мегилат Эстер — Книга Эстер от всех остальных частей Писания? Дело в том, что назначение всех других Книг Пророков — разъяснить слова Торы, укрепить веру в них, способствовать соблюдению евреями заповедей. Но в будущем, после прихода Машиаха, истина восторжествует во всех своих проявлениях, исполнятся все предсказания пророков, и все люди будут изучать Тору и ее законы столь же полно, как и до грехопадения Адама, до появления пророков и составления их книг. Но Книга Эстер отличается от них всех — она лишь начало нового повествования, повествования об уничтожении Амалека. Когда после прихода Машиаха Всевышний избавит Израиль от всех его врагов и окончательно сотрет самую память об Амалеке, когда Его Имя приобретет свою подлинную полноту и заполнит Вселенную, тогда все живое будет прославлять Всевышнего и Его деяния и прежде всего — уничтожение Амалека со времен Мордехая и Эстер и до времен Машиаха. автор текста: рав Элияу Ки Тов