2017-01-23 21:49:43
«И говорил Моше так сынам Исраэля, но не послушали они Моше из-за короткого духа и из-за ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И говорил Моше так сынам Исраэля, но не послушали они Моше из-за короткого духа и из-за тяжелой работы». (Шмот 6:9)
Природа человека такова, что он не в состоянии задуматься над чем-то, когда он встревожен и обеспокоен чем-либо. И так пишет Хазон Иш в начале своей книги: «Если человек обладает нежной и чувствительной душой, и в покое, и не терзает его голод вожделений, и глаз его любуется зрелищем выси небес и бездн земли, — тогда он потрясен и взволнован, — ибо мир предстает перед ним как сокрытая волшебная тайна». Только находясь в состоянии душевного покоя, человек сможет обратить внимание на чудесную гармонию, царящую в мире и его необыкновенную красоту и восхититься ими.
Рамхаль в книге Месилат Ешарим (2-ая глава) пишет, что «одна из уловок дурного начала, его коварство — постоянно загружать сердца людей «своей» работой, не давая им передышки, чтобы не осталось у них времени задуматься и понять, каким путем они идут, ибо ведомо ему, что, найдись у них возможность хоть немного подумать о своем пути, они, несомненно, сразу бы стали сожалеть о своих поступках, и крепло бы их раскаяние, так, что, в конце концов, перестали бы грешить вовсе».Рамхаль утверждает, что в этом «способ работы» дурного начала сходен со «способом работы» злодея-фараона, который сказал (Шмот 5:9): «Пусть тяготеет работа над этими людьми, и пусть занимаются ею, а не тешатся лживыми речами». «Намерением фараона было не давать евреям ни малейшей передышки и, тем самым, лишить их возможности воспротивиться или замыслить что-либо против него. Напротив, он старался внести сумятицу в души евреев, постоянно взваливая на них нескончаемую работу», — пишет Рамхаль.
Поэтому, если человек захочет понять сущность мироздания и его цель, задуматься над работой, возложенной на него, и понять, каким образом он сможет выполнить волю Творца, ему необходимо выделить себе для этих размышлений время, когда он будет находиться в духовном спокойствии, когда никто не сможет ему помешать, ни люди, ни всевозможные электронные приборы и т.п.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
Загадочная жизнь растений. Из книги Рава Замира Коэна "Переворот"
В последние десятилетия в мировом научном сообществе были опубликованы завораживающие результаты серии исследований, согласно которым «зелёный мир», при всей своей (кажущейся) неподвижности и бесчувственности, вовсе не таков на самом деле! Напротив, он ощущает и испытывает сильные чувства! Более того, его обитатели хорошо умеют выражать свои чувства — боль, страх, счастье и т.п.
Подробное описание таких исследований увидело свет, когда в 1973 году в США вышла книга под названием «Тайная жизнь растений». С тех пор эта книга выдержала множество изданий и завоевала огромную популярность. В этой книге и в других, последовавших за ней трудах по данному вопросу, раскрываются увлекательные и таинственные подробности из жизни растительного мира, скрытые от глаза обычного наблюдателя. Учёные с мировым именем заявляют: нет никаких сомнений в том, что растения ощущают и испытывают чувства, принимают сигналы и посылают их!
Приведём несколько абзацев из вышеупомянутой книги:
«В научной лаборатории лежит себе несчастная морковка, пока еще живая. Она привязана жгутами к «операционному столу». В «тело» морковки (это не ошибка: речь действительно идет о морковке) вставлены две стеклянные трубки с электрическими проводками, наполненные каким-то белым веществом. Эти две трубки чем-то напоминают ноги, ступни которых погружены в «плоть» моркови. Когда «тело» корнеплода сжимают железными щипцами, вся морковь буквально сотрясается от боли. Она «кричит» от сильных страданий. «Голос» её передаёт невыносимый ужас. Морковь присоединена к электрическому датчику, который в свою очередь передаёт сигнал «боли» сверхчувствительному рычажку, толкающему маленькое зеркальце. Зеркальце трепещет, и при каждом таком трепетании по стене кабинета начинают бегать «солнечные зайчики». Таким образом, исследователю удаётся обнаружить ощущения даже такого «бесчувственного» растения, как морковь!»
Это удивительное описание появилось в английском ежемесячнике «Нэйшн», который сообщил миру о раскрытии чудесного мира растений, полного чувств и эмоций. Учёный, чьи эксперименты описал «Нэйшн», не кто иной, как сэр Джагадис Чандра Босе, индийский ученый с мировым именем, один из первых исследователей в этой области. Еще в конце XIX века Босе начал изучать реакцию растений на различные внешние раздражения. В один прекрасный день его осенила дерзкая мысль, и он подключил свой чувствительный прибор – крескограф – к листьям некоего растения. Результат его просто ошеломил! Он не мог поверить тому, что увидел, и повторял эксперимент снова и снова, пока окончательно не убедился, что растение реагирует на прикосновения и удары так же, как и животное! Босе отдался этой увлекательной теме и открыл, что и другие растения и овощи реагируют на раздражения таким образом, что их реакцию можно измерить. Джагадиш Чандра Бос в Лондонском королевском институте Джагадиш Чандра Бос в Лондонском королевском институте (Викпедия)
Вначале Британская научная ассоциация, куда Босе сообщил о своих наблюдениях, отказалась принять столь революционный подход, хотя опыты Босе соответствовали всем стандартам истинного эксперимента. Однако после того как Босе прибыл в Лондон и собственноручно продемонстрировал научному сообществу свои опыты, у научного истеблишмента не осталось другого выхода, кроме официального признания этого волнующего открытия.
Линнеевское научноеботаническое общество пригласило Босе публично продемонстрировать свои эксперименты перед членами ботанического общества, что позже и было осуществлено Босе с большим успехом. Маститые профессора не могли поверить своим глазам, наблюдая с помощью специального проектора, как извивается в предсмертных мучениях лист капусты, когда его варят. Они увидели, как редька «устаёт» и становится вялой, наподобие натруженного мускула, как она «сердится», будто обладая нервной системой, как в момент «смерти» по ней пробегает судорога, напоминающая агонию умирающих животных…
После этой потрясающей демонстрации даже респектабельный английский научный журнал «Нейчер» признал правоту Босе. Он стал официально признанным научным авторитетом, получил государственные субсидии для учреждения исследовательских институтов и удостоился дворянского звания Британской империи.
Спустя много десятков лет (в 1970 году) в атеистическом Советском Союзе центральная газета страны «Правда» опубликовала статью под заголовком «О чем рассказывают нам листья». «Растения не только говорят – они даже кричат, — писал официальный печатный орган коммунистической партии. — Только кажется, что растения терпеливо покоряются своей участи, молча вынося все удары судьбы». Журналист «Правды» В. Чертков подробно описывает в этой статье удивительные факты, которые он узнал во время своего посещения кафедры физиологии растений Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева.
«На моих глазах, — писал корреспондент, — ростки ржи просто вопили от боли, когда их корешки погружали в кипяток. В то время, когда перья самописцев, как бешеные, скакали по бумажной ленте, показывая бурную реакцию растения, его листочки оставались в полном покое, так что и невозможно было предположить, что ростки ржи находятся в предсмертном состоянии. И только своего рода «мозговые» клетки, находящиеся внутри растения, рассказали нам о внутренних процессах». И. И. Гунар, руководитель лаборатории физиологии растений академии им. Тимирязева, вместе со своими сотрудниками провёл сотни экспериментов, показывающих, что в растениях возникают электрические сигналы, весьма похожие по своим характеристикам на нервные импульсы в теле человека. Он также доказывал, что растения «принимают сигналы» и сами их посылают!
Итак, перед нами история потрясающих открытий, вызвавших переполох в научном мире и общественном сознании. Эти открытия были сделаны с помощью электрических, а затем и электронных приборов, чувствительных датчиков и микроскопов.
А сейчас вопрос: мог ли кто-то до изобретения электрических приборов и совершенных электронных средств знать об этой удивительной тайне природы и с полной уверенностью говорить о том, что растения ощущают боль и испытывают чувства, что они беззвучно «кричат», излучая электромагнитные импульсы?!
Так вот, около 2000 лет назад, когда начали записывать Устную Тору, в книге Пиркей дераби Элиэзер было записано следующее: «Когда срубают плодовое дерево, голос его расходится по миру из конца в конец, но не слышен его голос»*.
Каким образом могли люди, участвовавшие в получении и передаче Торы, знать эту тайну природы, которая была открыта в самое последнее время с использованием совершенных электронных приборов?! Народ Израиля всегда знал ответ. Тот, Кто создал этот мир, знает все тайны творения. И каждая деталь, которую Он счел необходимым раскрыть в Торе Письменной или Устной, сохранена и бережно донесена до нас мудрецами Израиля.
* В трактате Песахим (110б) приводится рассказ о человеке, попавшем под влияние колдовских сил (см. ком. Раши). Он встретил одного араба, который сообщил ему, что по своему состоянию он подобен убитому. Услышав эту весть, несчастный в беспокойстве опёрся о пальму, и «пальма закричала и треснула» (т.е. дерево «завопило» и высохло от его прикосновения).
Позволим себе сделать одно деликатное замечание: научные исследования в этой области еще «не выросли из пеленок». Электронное оборудование, которым сегодня пользуются ученые, в высшей степени несовершенно по сравнению с нашей Торой. Например, самое современное оборудование не поможет определить, на какое расстояние распространяется «крик» поваленного дерева. А в Торе Творец мира раскрыл нам, что «голос» спиленного дерева слышен от одного края Земли до другого – он огибает весь земной шар!
И невозможно удержаться от того, чтобы не спросить уважаемого читателя, как бы он реагировал, услышав это высказывание наших мудрецов, до того, как учеными были выполнены эти наглядные эксперименты? Сделать напрашивающийся вывод мы предлагаем вам самостоятельно.
Необходимо подчеркнуть, что, безусловно, не имеется в виду, что страдание и боль растения аналогичны страданию и боли представителей мира животных. Речь не идет о созданиях, обладающих душой, и поэтому Тора запрещает причинять страдания животным, но не растениям. Здесь имеется в виду, что растения в состоянии посылать определенного рода электрические импульсы, которые напоминают нам проявления чувств.
Напомним также вкратце, что алаха определяется на основании наблюдаемых реалий и не берет в расчет скрытые от наших ощущений явления, которые можно обнаружить лишь с помощью особой аппаратуры. (По этой причине разрешается, например, употреблять в пищу овощи, очищенные от насекомых, и нас совершенно не беспокоит присутствие в них миллионов невидимых простым глазом микробов. Многие подобные примеры приведены в книге «Ябиа омер» ч. 4, глава 21). источник: www.imrey.org
«И говорил Б-г Моше: и сказал ему: Я Г-сподь. И Я явил Себя Аврааму, Ицхаку и Яакову как Б-г Всемогущий , но Именем Моим Г-сподь-Превечный Я не был познан ими». (Шмот, 6:2-3)
Комментирует Раши: «Здесь не написано «не известил», а «не стал известным им», не был познан ими в проявлении Моей верности, за которую Я назван именем Господь-Превечный». Эти слова Раши помогут нам правильно понять, что выражают имена Г-спода и в чём их суть. Его Имена отражают то, как Он открывается нам своими действиями.
И этой основе обучает нас Мидраш Раба (Шмот, 3). Там сказано, что на вопрос Моше «Вот, я приду к сынам Израиля и скажу им: “Б-г отцов ваших послал меня к вам”. А скажут мне они: “Как Ему имя?”, что сказать мне им?» Творец ответил: «Моё Имя ты хочешь узнать? По деяниям Моим называюсь Я. Иногда называюсь Б-гом Всемогущим (Кель Шакай), [иногда] Господом Воинств (а-Шем Цвакот), [иногда] Элоким, [иногда] Йуд-Кей-Вав-Кей (а-Шем, четырёхбуквенное непроизносимое Имя Всевышнего). Когда сужу Свои творения, Я называюсь Элоким, когда иду войной против преступающих, называюсь Г-сподом Воинств, а когда взыскиваю за грехи человека, называюсь Б-гом Всемогущим. А когда милую Мой мир, Я называюсь Адой-ной (читается как Йуд-Кей-Вав-Кей), потому что это Имя означает только качество милосердия, как сказано (Шмот 34:6): а-Шем, а-Шем, Б-г жалостливый и милосердный”. [Поэтому и ответил Г-сподь Моше:] “Я Сущий, Который пребудет (т.е., Я буду Таким, Каким буду)” — “по деяниям Моим называюсь Я”».
Из этого мидраша следует, что у Всевышнего нет «самоназвания», все Его Имена описывают не Его Самого, а Его деяния, которые открываются нам. Сущность самого Творца у нас нет никакой возможности познать, ведь Он совершенно непостижим, как приводится в словах пророка Элияу в молитве (Тикуней Зоар 17:1): «Владыка миров… Ты Высший над всеми высшими, Непостижимый из всех непостижимых, мысль неспособна даже коснуться Тебя (самого)», и поэтому Его имена относятся не к самому Нему, а к Его избранным качествам, которые проявляются в Его действиях, в которых Он нам открывается.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак"
2017-01-22 00:57:31
«И увидел Фараон, что наступило облегчение, и отяготил сердце своё». (Шмот 8:11) < ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И увидел Фараон, что наступило облегчение, и отяготил сердце своё». (Шмот 8:11)
Наши мудрецы (Мидраш Раба на недельную главу, 10) говорят: «Таков путь грешников: когда они находятся в беде, кричат (умоляя Творца пощадить их), а когда наступает облегчение, возвращаются к своим грехам». И всё это – из-за того, что грешники находятся во власти своего сердца, как говорит Мидраш (Эстер Раба 10:3). Т.е. их чувства и ежеминутные желания правят ими и влияют на все их действия. В то время, когда грешники испытывают боль и страдания, они раскаиваются в своих грехах, но стоит пройти боли и страданиям, сразу же возвращаются к ним. И всё это — поскольку в то время, когда они не чувствуют никакой боли, им кажется, что спокойствие и беззаботность продолжатся вовеки. И так говорит Зоар (Насо 126:1): «природа человека такова, что он идёт по этому миру, думая, что он принадлежит ему и останется в нём на веки веков».
Однако праведники постоянно помнят о будущем и, осознавая, какую огромную награду получат за добрые дела и какое неимоверное наказание за злые, творят добро и воздерживаются от зла. Стих в книге Коэлет (9:5) «Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают» объясняет Талмуд (Брахот 18а) следующим образом: праведники, которые даже после смерти своей считаются живыми, знают, что умрут, т.е. постоянно напоминают себе об этом, и поэтому живут соответственно этому знанию, а грешники, которые считаются мёртвыми даже при жизни, не задумываются об этом, и поэтому продолжают грешить. Из этих слов мы видим, что одно из главных различий между праведником и грешником заключается в том, задумывается ли человек о грядущем или живёт в соответствии с ежеминутными чувствами.
И так пишет Рабейну Йона (Шаарей Тшува 2): «и должен человек во время того, когда он спокоен и безмятежен, представлять себе, как будет волноваться сердце его и дрожь пройдёт по всему телу в день смерти, когда ему предстоит дать отчёт (перед Небесным судом обо всей его жизни), как исповедуется в то время с разбитым сердцем. И так пусть делает всю жизнь свою – исповедуется с разбитым сердцем, и пусть будет боязнь перед Б-гом всегда перед его глазами».
Талмуд в трактате Тамид (32а) приводит, что Александр Македонский спросил еврейских мудрецов: «Кто является поистине мудрым?» На что мудрецы ответили: «Тот, кто видит грядущее». Объясняет Хафец Хаим (предисловие к книге Ховат аШмира), что Талмуд употребляет слово «видит» буквально: праведник представляет себе грядущее и видит его (в своём воображении) перед собой, поэтому он живёт и действует соответственно.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
Ответ: На сегодняшний день мы не можем установить, кто считается потомком какого народа, поскольку царь Санхерив (Синаххериб) в своё время смешал все народы. Поскольку мы не можем установить, к какому народу принадлежит тот или иной человек, мы действуем согласно правилу «иди по большинству». Поэтому каждого гера (даже если он египтянин и т. п.) мы считаем потомком других народов, и для них нет никакого запрета жениться на евреях.