Весь народ Израиля знает о запрете еды и питья в Йом Кипур. Тем не менее, как объясняет еврейский закон, в случае опасности поста для жизни не только можно — заповедано пить и есть!
Вот один из примеров опасности для жизни, который приводится в Мишне(1): «Если беременная женщина почувствовала запах [пищи, и у неё возникло резкое, граничащее с потерей рассудка желание поесть], её кормят, пока она не придёт в себя». Раши комментирует: «Зародыш ощущает запах пищи и испытывает страстное желание её вкусить. Если она не поест, жизнь обоих будет в опасности». То есть, когда беременная женщина обоняет запах пищи и ощущает необъяснимую душевную потребность отведать ее, по мнению Торы Израиля, источником этого непреодолимого желания является не женщина сама, а плод внутри нее. И если не дать ей немедленно поесть, то ее жизни и жизни зародыша угрожает опасность.
Более того, в Талмуде(2), который обсуждает эту мишну, рассказывается: «Был случай с одной беременной женщиной, которой стало плохо от запаха еды в Йом Кипур. Пришли к рабби Йеуде Анаси и спросили, как следует поступить. Сказал тот: «Пойдите и шепните ей на ухо, что сегодня Йом Кипур. Быть может, она сдержится». Шепнули ей, и перестал зародыш желать еды, и его мать успокоилась. Тогда рабби Йеуда провозгласил: «О таком младенце сказано в Торе: «Ещё до того, как создал Я тебя во чреве [матери], познал Я тебя!». И действительно, этот мальчик стал впоследствии знаменитым рабби Йохананом, главой мудрецов Святой Земли и составителем Иерусалимского Талмуда.
Был ещё другой случай с беременной, которая почувствовала запах пищи в Йом кипур, и пришли к рабби Ханине за советом, как поступить. Сказал он шепнуть ей на ухо, и шепнули они, но не успокоилась мать, и тогда её покормили. Сказал тогда рабби Ханина: «О таком младенце сказано в Торе: «Отвержены злодеи с материнской утробы». И стал этот мальчик знаменитым [богачом] Шабтаем, который придерживал урожай в амбарах, (чтобы создать нехватку зерна и нажиться за счет резкого роста цен)».
Получается, что по реакции зародыша на подобные ситуации можно предвидеть его положительные и отрицательные наклонности(3).
Логично предположить, что «рационально мыслящие, просвещённые люди» прошлых поколений, которым случилось наткнуться на такие слова Талмуда, отреагировали бы на них примерно следующим образом: «Но ведь эмбрион в утробе матери — это всего лишь кусочек мяса! Он лишен всех свойств, характеризующих того, кто уже появился на свет Б-жий. Как можно приписывать ему восприятие происходящего в мире и какие-то вожделения?! И вообще, разве он слышит нашептывание в ухо матери?! Да еще и успокаивается от услышанного?!»
И вот в нашем поколении, когда на помощь исследователям пришла современная техника ультразвукового сканирования, неожиданно выяснилось, что зародыш действительно способен воспринимать сигналы и раздражения, поступающие из внешнего мира, и даже запоминать их!
Вот резюме научной работы, проведённой психологами Жаннет ди-Пейтеро из университета Джона Хопкинса, Вильямом Филером из Колумбийского университета и Хейделз Аллес из Гарвардского университета, США(4):
«Уже на первых неделях беременности эмбрион демонстрирует замечательное развитие нервной системы: на 9-й неделе он уже реагирует на внезапный шум, причём, если шум повторяется затем несколько раз, то зародыш привыкает к нему и перестаёт испытывать стресс. На 12-й неделе эмбрион уже раздвигает руки, икает, зевает и потягивается. Возможно, на 24-й неделе он уже видит сны, поскольку во время сна в течение значительного времени его глаза быстро двигаются, как происходит у видящего сон взрослого человека.
Зародыш в этом возрасте, по всей видимости, реагирует и на музыку. Он моргает и двигается в такт с музыкой, как бы танцуя. Он в состоянии отличить голос матери от голосов других людей.
Более того, он даже может узнавать разных людей по их голосу. Эмбрион более спокойно реагирует на то, что ему знакомо: в первую очередь, на голос матери, причём, он лучше себя чувствует, когда мать говорит на родном языке, чем когда она переходит на другой язык! Он более положительно реагирует на рассказы, которые слышал уже несколько раз, чем на новую историю. Когда мать внезапно входит в ярко освещённое место, зародыш чётко реагирует на это изменение.
Дополнительное подтверждение эти выводы получили после исследования, проведённого с младенцами после их появления на свет. Выяснилось, что они помнят период своего пребывания в чреве матери: узнают музыку, которую мать часто слушала во время беременности, различают сказки и истории, которые мать читала раньше вслух.
Многие из нас ошибочно считают, что эти удивительные создания начинают свою истинную жизнь только с момента рождения. Однако все их способности доказывают, что развитие ребёнка после отделения от матери является продолжением процесса, который начался намного раньше…».
Сегодня учёные ещё не располагают средствами, позволяющими понять и объяснить, каким образом эмбрионы реагируют на происходящее вне чрева матери, включая запахи. Но нам совершенно ясно, что Творец мира, записавший Тору и заповедовавший евреям запрет есть в Йом Кипур, должен был сообщить мудрецам всю релевантную научную информацию, в частности, для того, чтобы мы знали, в каких ситуациях разрешается нарушить пост Йом Кипура ради спасения жизни. И Он научил нас, что зародыш обоняет и вожделеет пищи. И поэтому, если он не успокаивается в ответ на нашептывания, следует покормить его мать. Иначе_ его жизни угрожает опасность, а опасность для жизни отталкивает запреты Йом Кипура. И поэтому еврейские мудрецы знали также и о том, что зародыш слышит! И понимает! И когда в ухо его матери нашептывают, что сегодня Йом Кипур, он успокаивается. И в этом знак, что зародыш склоняется к добру и к тому, что подобает. А если не успокаивается, это указывает на заложенные в нем отрицательные черты. Поскольку, вне всякого сомнения, он услышал_ и понял, и принял свое решение.
И теперь, когда мы обратились к теме душевных качеств зародышей, мы сможем лучше понять слова мидраша(5) на стих Торы, повествующий о Ривке, в утробе которой схватились близнецы Эсав и Яаков.
В Торе написано: «И стали сыновья толкаться внутри неё, и она сказала: «Если так, то зачем же это я [терплю такие страдания]?»(6) И пошла вопросить Г-спода»6. Рассказывает мидраш: «Когда она останавливалась возле синагог и домов учения, то Яаков порывался выйти, как сказано: «Ещё до того, как создал Я тебя во чреве [матери], Я познал тебя!» Когда же проходила она возле мест, где поклонялись идолам, Эсав порывался выйти, как сказано: «Отвержены злодеи с материнской утробы».
Таким образом наши мудрецы приняли по традиции(7), что:
зародыш способен распознавать, в каком месте находится его мать; он запоминает эти места и узнаёт их;
резкие движения зародыша в матке, когда он находится в определенном месте, не случайны, и по ним можно судить о ментальности ребёнка;
зародыш воспринимает наружные звуки.
Стоит отметить, что наука смогла исследовать и зафиксировать существование только последнего из упомянутых свойств. А мы как бы смотрим на ученых со стороны и терпеливо наблюдаем за их медленным продвижением в сторону тех знаний, которые Творец мира открыл нам в Своей Торе.
__________________
Источники и примечания
1) Мишна Йома 8:5.
2) Йома 82б.
3) Следует подчеркнуть, что сказанное не противоречит основополагающему принципу свободы выбора. Действительно, каждый человек от рождения наделен своим уникальным набором качеств и склонностей, как позитивных, так и негативных, однако вместе с тем ему даны также и особые душевные силы, позволяющие _ справиться с предстоящими испытаниями, если он того пожелает. Всевышний никогда не посылает человеку испытание, устоять в котором выше его сил. Отметим заодно, что человек, рожденный с гомосексуальными наклонностями, не может утверждать, что не в состоянии преодолеть их. Не должно быть никакого сомнения в том, что он получил от Творца достаточно душевных сил, чтобы преодолеть эту свою склонность. Иначе Тора не называла бы гомосексуализм преступлением и не карала бы за него смертной казнью (Ваикра 18:22, 20:13).
4) Из статьи Жаннет Л. Хофсон «Психология эмбриона», опубликованной в ежемесячнике Psychology Today (10/1998), а также по материалам книги «Человеческое тело – невероятная машина» (стр. 39 и стр. 52).
5) Мидраш Раба, Толдот 63:6.
6) Берейшит 25:22.
7) О передаче традиции Устной Торы и, в частности, в качестве объяснения Письменной Торы см. книгу Заира Коэна «Девять ответов и один вопрос», гл. 5, а также книгу Моше Пантелята «От Синая до наших дней».
«И сказал Йосеф своим братьям: Я Йосеф. Жив ли еще мой отец?» (Берейшит 45:3).
Бейт аЛеви удивляется, для чего Йосеф спросил: «Жив ли ещё мой отец?», ведь ответ на этот вопрос он мог понять из слов Йеуды, всё утверждение которого основывается на том, что он опасается причинить страдание своему отцу. Кроме того, спрашивает Бейт аЛеви, Йосеф уже задал братьям этот вопрос в то время, когда они пришли к Йосефу во второй раз: «Мир ли вашему отцу престарелому, о котором вы сказали? Он еще жив?», — на что братья ответили: «Мир твоему рабу, отцу нашему. Он еще жив». И с тех пор, как Йосеф получил ответ на этот вопрос, братья не возвращались к своему отцу. Кроме этого, если действительно есть место для этого вопроса, почему на этот раз братья ничего не ответили на него?
Отвечает Бейт аЛеви, что вопрос «Жив ли ещё мой отец?» был риторическим. Этим вопросом Йосеф намеревался сказать братьям следующее: «Я — Йосеф, которого вы продали в Египет, и причинили тем самым отцу неизмеримые страдания, и удивляюсь я: неужели после всех тех страданий отец продолжает жить?» Этими словами Йосеф намеривался обличить братьев в том, что их слова противоречат их собственному поведению, ведь братья всё время утверждают, что причина, по которой им так важно, чтобы Биньямин был освобождён, — их беспрестанная забота об отце и его жизни. «Если вас так волнует жизнь отца, почему вам это не помешало продать меня в Египет?» И на этот вопрос братья не нашлись что ответить: «И не могли его братья ответить ему, ибо опешили они перед ним».
Бейт аЛеви приводит мидраш (Берейшит Раба 99:10), который учит из этой истории, насколько страшен будет Небесный Суд, ведь если братьям не было что ответить на обличение их младшего брата, что мы сможем ответить на обличение Творца в Небесном Суде? Ведь многие считают, что на вопрос, почему он не выполняли заповеди с большим усердием, смогут ответить, что их силы были ограничены, а на вопрос, почему не изучали серьёзно Тору, скажут, что их умственные способности были недостаточны для изучения глубоких вещей. На что Творец сможет показать каждому человеку, что на те вещи, которые ему были важны и интересны, он нашёл достаточно сил, разума и проворности, чтобы их достичь, почему же именно на служение Творцу и выполнение своего долга в этом мире всего этого не хватило?
Этот материал был опубликован на сайте
[Error: Irreparable invalid markup ('<n<a>') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]
«И сказал Йосеф своим братьям: Я Йосеф. Жив ли еще мой отец?» (Берейшит 45:3).
Бейт аЛеви удивляется, для чего Йосеф спросил: «Жив ли ещё мой отец?», ведь ответ на этот вопрос он мог понять из слов Йеуды, всё утверждение которого основывается на том, что он опасается причинить страдание своему отцу. Кроме того, спрашивает Бейт аЛеви, Йосеф уже задал братьям этот вопрос в то время, когда они пришли к Йосефу во второй раз: «Мир ли вашему отцу престарелому, о котором вы сказали? Он еще жив?», — на что братья ответили: «Мир твоему рабу, отцу нашему. Он еще жив». И с тех пор, как Йосеф получил ответ на этот вопрос, братья не возвращались к своему отцу. Кроме этого, если действительно есть место для этого вопроса, почему на этот раз братья ничего не ответили на него?
<lj-cut>Отвечает Бейт аЛеви, что вопрос «Жив ли ещё мой отец?» был риторическим. Этим вопросом Йосеф намеревался сказать братьям следующее: «Я — Йосеф, которого вы продали в Египет, и причинили тем самым отцу неизмеримые страдания, и удивляюсь я: неужели после всех тех страданий отец продолжает жить?» Этими словами Йосеф намеривался обличить братьев в том, что их слова противоречат их собственному поведению, ведь братья всё время утверждают, что причина, по которой им так важно, чтобы Биньямин был освобождён, — их беспрестанная забота об отце и его жизни. «Если вас так волнует жизнь отца, почему вам это не помешало продать меня в Египет?» И на этот вопрос братья не нашлись что ответить: «И не могли его братья ответить ему, ибо опешили они перед ним».
Бейт аЛеви приводит мидраш (Берейшит Раба 99:10), который учит из этой истории, насколько страшен будет Небесный Суд, ведь если братьям не было что ответить на обличение их младшего брата, что мы сможем ответить на обличение Творца в Небесном Суде? Ведь многие считают, что на вопрос, почему он не выполняли заповеди с большим усердием, смогут ответить, что их силы были ограничены, а на вопрос, почему не изучали серьёзно Тору, скажут, что их умственные способности были недостаточны для изучения глубоких вещей. На что Творец сможет показать каждому человеку, что на те вещи, которые ему были важны и интересны, он нашёл достаточно сил, разума и проворности, чтобы их достичь, почему же именно на служение Творцу и выполнение своего долга в этом мире всего этого не хватило?
Этот материал был опубликован на сайте <n<a href="http://www.beerot.ru/" rel="nofollow" target="_blank">"Беерот Ицхак"</a></noindex>
2017-01-02 16:05:59
«И сказал Фараон Яакову: Сколько дней лет жизни твоей? И сказал Яаков Фараону: Дни лет моего ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«И сказал Фараон Яакову: Сколько дней лет жизни твоей? И сказал Яаков Фараону: Дни лет моего проживания — сто тридцать лет; немногочисленны и плохи были дни лет жизни моей, и не достигли они дней лет жизни моих отцов во дни их проживания». (Берейшит 47:8-9)
В этом диалоге между Фараоном и Яаковом есть много непонятных вещей. Во-первых, почему, говоря о годах жизни его отцов, Яаков добавляет слова: «во дни их проживания»? Также непонятно, почему он решил сетовать Фараону на свою тяжелую жизнь? Также неясно, как может Яаков утверждать, что его дни не достигли дней его отцов, быть может, он ещё проживет много лет и достигнет возраста своих отцов и проживет даже дольше них? Также неясно, почему Фараон говорит о «годах жизни», а Яаков начинает свой ответ с годов «проживания» («Дни лет моего проживания»), а потом упоминает дни «жизни» («немногочисленны и плохи были дни лет жизни моей») и заканчивает снова «проживанием» («и не достигли они дней лет жизни моих отцов во дни их проживания»)?
Возможно, ответ на этот вопрос следующий. Услышав вопрос Фараона о днях жизни, желал Яаков прояснить, что такое настоящая жизнь. Настоящая жизнь в представлении Яакова не связана с тем, сколько лет провёл человек, «крутясь» на земле. Это возможно назвать только «проживанием». Настоящая жизнь зависит от того, сколько человек смог сделать хороших дел во время лет своего «проживания» на свете, насколько он наполнил их смыслом. Может быть человек, который провёл в этом мире совсем немного лет и умер, не дай Б-г, молодым, но он успел все эти годы наполнить смыслом, делая добрые дела. Тем самым он «прожил» все эти годы настоящей жизнью, достойной этого слова. С другой стороны, может быть человек, который прожил долгие годы, но жил совершенно бессмысленно и пусто, заботясь только о собственных удовольствиях. Все эти годы невозможно назвать «годами жизни» в полном смысле этого слова. И так сказали наши мудрецы (Брахот 18б): «грешники, даже при жизни не считаются живыми».
И это то, чему желал Яаков обучить Фараона: есть большая разница между жизнью и проживанием. Если говорить о проживании, то он провёл в этом мире 130 лет. Но эти годы невозможно назвать «годами жизни», поскольку я не наполнил все их смыслом и хорошими делами (так считал Яаков по своей великой скромности), и поэтому «немногочисленны и плохи были дни лет жизни моей». И он добавил, что его отцы смогли гораздо больше наполнить свою жизнь смыслом и хорошими делами, говоря: «и не достигли они дней лет жизни моих отцов в дни их проживания».
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
«И сказал Исраэль: Премного..! Еще Йосеф, сын мой, жив! Пойду и увижу его, прежде чем умру. И отправился в путь Исраэль и все, что есть у него, и пришел он в Беер-Шеву, и принес он жертвы Б-гу своего отца Ицхака». (Берейшит 45:28, 46:1)
Тогда Израилем и всеми, кто был с ним, овладело радостное настроение. Это был кульминационный момент всей его жизни, полной тяжких испытаний жестокой борьбой и страданиями. Они двинулись на юг и прибыли в Беер-Шеву, город у границ Ханаана, прославленный памятью его отцов. Здесь Израиль принес жертву זבחים, части которой жертвователь и другие люди могут есть. В Писании больше нигде не упоминается о том, что кто-либо из наших патриархов приносил жертву זבחים. Как все другие потомки Ноаха, они приносили только עולות (жертвы всесожжения).
Жертва всесожжения выражает абсолютную преданность человека Б-гу. זבח как таковая — это пища, которую съедают вместе с домочадцами, она освящает дом и стол, превращая их в храм и жертвенник. זבחים, которое, как правило являются שלמים (мирными жертвоприношениями), выражают более возвышенное понятие «Б-га среди нас». Поэтому такие жертвы обычно приносятся в счастливом осознании того, что, где бы ни жила семья, если домочадцы живут в согласии, верности долгу и с ощущением Б-жественного Провидения, («Б-г в праведном поколении» — Теилим 14:5), там постоянно находится Б-г. Вот почему дух שלמים, «мирных жертвоприношений» семьи, благословенной Б-гом, так типичен для евреев.
Представление о том, что нужно полностью отдаться Б-гу и позволить Ему проникнуть во все сферы жизни человека, стало овладевать и нееврейскими умами. Но мысль о том, что повседневная жизнь может быть настолько наполненной Б-жьим духом, что человек ест, пьет и при этом видит Б-га, что все наше жилье становится храмом, а наши столы — алтарями, наши юноши и девушки — священниками, — эта одухотворенность повседневной жизни представляет собой неповторимую ценнность иудаизма.
Причина, по которой Яаков-Израиль в этот момент приносит не жертву всесожжения, а זבחים, состоит в том, что сейчас впервые Яаков счастлив, весел и «целостен» (שלם также означает «полный, целый») в кругу своей семьи. Именно под влиянием этих мыслей и чувств он совершил «семейное жертвоприношение» Б-гу.
Этот материал был опубликован на сайте "Беерот Ицхак" источник: www.imrey.org
Виленский Гаон, опираясь на Иерусалимский Талмуд, пишет, что каждое слово Торы, которое человек изучает, является отдельной заповедью, каждая из которых ценней всех заповедей вместе взятых. Выходит, что, изучая, к примеру, один лист Талмуда, человек может выполнить сотни заповедей.