Уважаемый рав, большое спасибо за то, что вы отвечаете на актуальные вопросы ежедневного соблюдения заповедей. Подскажите, есть ли святость в использованных стаканчиках от ханукии? Как правильно их выбросить (пластик с использованным фитилем)? Пока что я просто сложила все в пластиковый пакет.
В самих стаканчиках и фитильках нет святости. Однако с предметами, которые служили для заповеди, нельзя поступать неподобающе, чтобы не показать тем самым презрение к заповедям. Это мы можем выучить из слов Рамо (Орах Хаим, 21:1), который пишет, что цицит, который был отрезан от талита, запрещено бросать в неподобающее место. Поэтому фитили от ханукии запрещено выбрасывать напрямую в урну. Однако их разрешено положить в пакетик, либо завернуть во что-либо. После этого их можно будет выбросить в урну.
Поскольку, как я понимаю, речь идет об «одноразовых» стаканчиках, предназначенных для ханукии, то их тоже стоит положить в пакетик перед выбросом.
[Добавление рава Игаля Полищука. Однако если после 8-го дня Хануки часть свечей потухла до того, как прошло полчаса после зажигания, и поэтому остались масло и фитили, пропитанные им, которые были предназначены для заповеданного горения (мукце ле-мицвато), – эти остатки необходимо сжечь.] источник: www.imrey.org
«Месилат Йешарим» – это своеобразный духовный путеводитель, который обучает нас, каким образом постепенно, шаг за шагом, продвигаться в духовном самосовершенствовании. Рамхаль начинает свою книгу с начальных стадий духовной работы и завершает самыми высочайшими уровнями, поднявшись до которых, человек приобретает пророческий дух и даже возможность оживлять мертвых – возможность, которую Г-сподь дает только людям, максимально приблизившимся к Нему.
Тот, кто находится в самом начале духовной работы, может подумать, что у него нет необходимости изучать всю книгу «Месилат Йешарим», ведь он в настоящее время не собирается становиться пророком и уж тем более оживлять усопших. Он полагает, что ему достаточно изучить начальные главы этой книги, которые обращены к человеку, находящемуся на начальном этапе духовного подъема.
Однако Рамхаль поясняет, что это совершенно не так: даже находясь на самых начальных стадиях духовной работы, человек должен знать цель и идеал, к которым он должен стремиться; это поможет ему выбрать верное направление и не сойти с него.
И так сказали наши мудрецы: «Обязан каждый человек спросить себя: когда мои поступки будут подобны поступкам праотцев, Авраама, Ицхака и Якова?» Из этого мы видим, что даже самый обычный человек должен стремиться к тому, чтобы в конечном счете уподобиться в поступках величайшим праведникам, когда-либо жившим на земле
Известно высказывание Наполеона: «Солдат, который не стремиться стать полководцем, не является полноценным солдатом». Человек, который не стремиться достичь наивысочайших духовным высот и ограничивается тем уровнем, на котором пребывает сейчас, никогда не сможет полноценно выполнять духовную миссию даже своего нынешнего уровня.
«И было: когда пришел Йосеф к своим братьям… И взяли его и бросили в яму… И подняли глаза свои и увидели: вот караван ишмаэлим (арабов) подходит из Гилада, а их верблюды несут благовония и бальзам и лот... И сказал Йеуда: … давайте продадим его ишмаэлим». (Берейшит 37:23-27)
Благовония
Почему Тора, «экономная» в каждом слове, подробно перечисляет, что несли верблюды ишмаэлим? Объясняет Раши, что Тора привела этот перечень, «чтобы сообщить вознаграждение праведным». «Обычно, — пишет Раши, — арабы перевозят дурнопахнущие нефть и скипидар; для Йосефа же Творец «подготовил» таких арабов, которые торгуют благовониями. Это чудо Творец сделал, чтобы Йосефу не страдать от дурного запаха».
Многие комментаторы спрашивают: в чём была необходимость этого чуда? Ведь у Йосефа произошла настоящая трагедия, с которой тяжело что-либо сопоставить: он был разлучен со своим дорогим отцом, Яоковом, и дедом, Ицхаком, самыми большими праведниками в мире, у которых непрестанно учились служению Б-гу и жизненным путям. Его собственные братья, которых он горячо любил, замыслили его хладнокровно убить. И, в конце концов,он был продан в рабство мерзким и низменным людям. Неужели в это тяжёлое время мысли Йосефа были свободны для того, чтобы наслаждаться благовониями?!
В Телзе обычно говорили как ответ на этот вопрос, что Йосефу не нужны были благовония, но ему был нужна улыбка Творца. Творец как бы протянул Йосефу Свою руку и сказал: иди за Мной, не бойся, Я веду тебя по этому незнакомому тебе пути. И это подобно человеку, который едет по неведомым извилистым улицам с опытным водителем. Поскольку пассажир понимает, что водитель досконально знает эти дороги, он абсолютно спокоен: он уверен, что водитель довезёт его до конечного пункта по оптимальному маршруту. И так сказал царь Давид (Теилим 3:4): «Даже если иду долиной тьмы – не устрашусь зла, ибо Ты со мной».
У каждого человека есть в жизни тяжёлые часы, в которые ему кажется, что он потерялся в «лабиринте жизни». Однако в различные моменты Творец посылает ему тут и там различные «озарения», цель которых — намекнуть человеку, что он не один: Творец ведёт его по этому лабиринту. И если человек сможет обратить внимание на эти «озарения» и понять намёки Творца, вся его жизнь превратится из темноты в большой свет. И так сказал Давид (Теилим 139:11): «И сказал я: тьма скроет меня, и (вдруг) ночь – (превратилась) в свет для меня!»
Этот матерьял был опубликован на сайте "Беерот Ицхак"ofollow
2016-12-19 16:15:34
«Если же ты вспомнишь обо мне, когда тебе будет хорошо, и сделаешь мне милость, и напомнишь ...
+ развернуть текстсохранённая копия
«Если же ты вспомнишь обо мне, когда тебе будет хорошо, и сделаешь мне милость, и напомнишь обо мне фараону, то выведешь меня из этого дома». (Берейшит, 40:14)
Йосеф остался в тюрьме ещё на два года
Каждому человеку необходимо чётко осознавать: всё, что с нами происходит — от Творца, нет никакой самостоятельной силы, которая могла бы нам принести благо или причинить вред. Также необходимо осознавать: всё, что Творец с нами делает — Он делает во имя нашего блага. Сказано в Талмуде (Брахот 60 б): «Всегда человек должен говорить: “Всё, что Милосердный делает, — к лучшему”».
С другой стороны, на человека возложена обязанность прилагать усилия — (иштадлут — «старание»). Творец, который поместил человека в этот мир, желает, чтобы тот вёл себя в нём мудро и действовал в соответствии с законами этого мира. Еврейские мудрецы часто упоминают правило: «Нельзя полагаться на чудо».
Мудрецы говорят (Берейшит Раба 89:3): за то, что Йосеф сказал виночерпию фараона: «Если же ты вспомнишь обо мне, когда тебе будет хорошо, и сделаешь мне милость, и напомнишь обо мне фараону, то выведешь меня из этого дома» (Берейшит 40:14), а не положился на Творца, Небеса постановили, что он проведёт в тюрьме ещё два года.
Комментаторы спрашивают: за что же Йосеф был наказан? Ведь, прося виночерпия напомнить о себе фараону, он лишь выполнял обязанность «старания», которая возложена на каждого.
Объясняет Рабби Шимон Шкопф, что запрещено «стараться чересчур». Ведь чрезмерным старанием человек показывает, насколько большое значение имеет для него само «старание». Его поведение свидетельствует: человек полагает, что его бурная деятельность может ему помочь. Первой части просьбы Йосефа: «Если же ты вспомнишь обо мне…» было достаточно. За то, что он добавил: «и напомнишь обо мне…», он был наказан. Из-за этого лишнего слова возникало впечатление, что Йосефу недостаёт веры.
Дополнительный ответ на этот вопрос мы находим в книге Хазон Иша «Эмуна у-Витахон». Он пишет, что запрещено делать усилие, которое явно не может помочь. Творец нам заповедал совершать только те усилия, которые по природе своей способны помочь. Египетская аристократия тех дней была известна своей неблагодарностью, поэтому не было сомнения, что виночерпий забудет про Йосефа и не станет ходатайствовать за него перед фараоном.
Этот матерьял был опубликован на сайте "Беерот Ицхак"
2016-12-19 13:50:24
«И пришёл домой делать свой труд». (Берейшит 39:11) + развернуть текст сохранённая копия
«И пришёл домой делать свой труд». (Берейшит 39:11)
Изучениее Торы
Пишет Хафец Хаим в книге «Нидхей Исраэль» (12-ая глава), что Йосеф даже в те моменты, когда работал и трудился для других, изучал Тору. Сказано в мидраше на пасук «и пришёл домой делать свой труд», что, когда Йосеф возвращался с работы, он садился и повторял то, что учил со своим отцом. И поэтому написано: «делать свой труд».На первый взгляд, слово «свой» лишнее, ведь каждый человек трудится своим трудом. Однако в этом слове находится намёк на изучение Торы, которое является поистине «своим» трудом. Ведь все другие виды труда не приносят человеку выгоду на веки веков. Однако награда, которую человек получит за изучение Торы, – вечна.
Хафец Хаим пишет, что Тора, намекая нам на самоотверженную учебу Йосефа, обучает нас тем самым нескольким вещам.
Во-первых, пишет Хафец Хаим, это показывает, насколько велика сила Торы в спасении от греха изучающих её. Ведь Йосеф находился в одной из самых развращённых стран, которые когда-либо были (как приводит Раши в комментарии на Хумаш Ваикра 18:3). Он был там один, без какого бы то ни было подспорья и поддержки. Да и находился он в не самом благоприятном окружении, будь то во время его нахождения в тюрьме или во время его нахождения в царском дворце среди египетской аристократии.
Во-вторых, пишет Хафец Хаим, Тора показывает следующим поколениям, какой большой награды удостаивается тот, кто усердно изучает Тору. Все, чем бы ни занимался Йосеф, Творец делал успешным; кроме того, Творец дал Йосефу милость в глазах всех окружающих.
Интересно, что наши мудрецы (Брахот 43 а) учат из сказанного в стихе (Берейшит 39:5): «И было: с тех пор, как назначил его (Йосефа) в доме своём и над всем, что есть у него, благословил Г-сподь дом мицри ради Йосефа», что в любое место, в которое талмид хахам приходит, сразу же Творец посылает благословение.
Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак». источник:www.imrey.org