Каталоги Сервисы Блограйдеры Обратная связь Блогосфера
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Законы запрета обижать ближнего2016-11-20 20:46:48... רב הונא תקיפו ליה», -ое письмо рава Хаима Каневского, приведено ... + развернуть текст сохранённая копия Запрещено обижать ближнего, как сказано (Ваикра, 24:17): «Не обижайте друг друга» (Талмуд, Бава Мециа, 58б). bear-hugs-1024x683Люди, в отношении которых следует быть особенно осторожным Запрет обижать относится ко всем евреям, однако особенно выделяется несколько групп, в отношении которых надо быть предельно острожными: это гер, жена, вдова и сирота. Гер В отношении гера (прозелита) надо быть особенно осторожным, поскольку Тора несколько раз предостерегает не обижать геров (Талмуд, Бава Мециа 59б; Шульхан Арух, 228:2). Тот, кто обижает гера, нарушает три запрета Торы: общий запрет «Не обижайте друг друга» (Талмуд, Бава Мециа, 58б), а также: «…гера не обижай» (Шмот, 22:20) и «…когда будет жить с тобой пришелец (гер), не обижай его» (Ваикра, 19:33). (Талмуд, там же; Рамбам, Законы продажи, 14:15). Жена Необходимо быть особенно осторожным, чтобы не обижать жену (Шульхан Арух, 228:3). Повелели мудрецы, чтобы муж уважал жену больше, чем себя, и любил её так же, как себя. И если есть у него средства, пусть умножает ей всякие блага в соответствии со средствами, и пусть не наводит на неё лишнего страха, и пусть будет разговор его с ней мягким, без раздражения и гнева. (Рамбам, Законы супружества, 15:19). Вдовы и сироты Очень грустный ребенокЕсть особый запрет притеснять и обижать сирот и вдов, как сказано: «Никакой вдовы, ни сироты не притесняйте» (Шмот, 22:21) (Рамбам, Книга Заповедей, 256). С ними необходимо говорить крайне мягко и деликатно, вести дела предельно добросовестно и порядочно и относиться к ним максимально доброжелательно, стремясь во всем этом достигнуть возможного совершенства. (Рамбам, там же; Законы Мнений, 6:10). Кто считается вдовой или сиротой? Запрет обижать сирот относится как к сиротам по отцу, так и к сиротам по матери. (Рамбам, там же) До какого возраста сирота считается сиротой с точки зрения этого запрета? До тех пор, пока сирота зависит в чём-то от взрослого человека и не может вести самостоятельный образ жизни. (Рамбам, там же) Вдова считается вдовой всё время, пока не выйдет вновь замуж. В запрет обижать сирот и вдову входят всякие виду обиды – запрещено дразнить и раздражать их, причинять им всяческую боль или наносить им материальный убыток. (Рамбам, там же) Этот запрет действителен даже в случае, если вдова или сироты весьма богаты и занимают высокое социальное положение, ведь Тора подчёркивает: «никакой вдовы и сироты не обижайте». (Рамбам, Законы Мнений, 6:10). Суровое наказание за притеснение вдов и сирот Тора предусматривает тяжёлое наказание тому, кто притесняет вдову или сирот, как сказано (Шмот, 22:21-23): «Никакую вдову и сироту не обижайте… если будешь обижать их..! Ибо если воззовет ко Мне, Я услышу его вопль; И воспылает Мой гнев, и поражу вас мечом, и будут ваши жены вдовами, а ваши дети сиротами». В каком случае не запрещено обижать вдов и сирот? Запрещено притеснять или обижать вдову и сирот только в случае, если это делается для собственной выгоды. Если же человек обижает их, чтобы обучить их Торе, либо какой-то профессии, либо направить их по правильной дороге, в этом нет запрета. (Рамбам, там же) Несмотря на это, да не будет человек вести себя с ними как с каждым другим, но пусть сделает различие между тем, как он относится к ним и к другим людям. Важно стараться всегда разговаривать с ними спокойно и проявлять к ним большое милосердие и почёт. (Рамбам, там же) Что включает в себя запрет обижать? Запрет обижать ближнего включает в себя запрет обижать, огорчать и причинять страдание другому как словами, так и действиями. (Хаей Адам, 143) Запрещено показывать другим или публиковать чьи-либо фотографии, если это причинит этому еврею боль. Если само фотографирование причиняет ему боль, то запрещено и фотографировать его. Пишет Хазон Иш в послании (Сборник Посланий, 1:33): «Я чувствую для себя большую обязанность остерегаться, чтобы не причинить людям какую-то неприятность даже на одну секунду». И стоит каждому приучить себя такому поведению. Запрет упоминать дурные поступки Если еврей делал в прошлом дурные поступки, но позже раскаялся, запрещено говорить ему: «Вспомни свои прежние поступки», поскольку это причиняет ему боль. (Талмуд, Бава Мециа, 58б; Рамбам, Законы Продажи, 14:13; Шульхан Арух, Хошен Мишпат, 228:4). Также запрещено напоминать ближнему дурные дела его отцов либо родственников, если это причиняет ему боль. Если еврея постигли какие-либо несчастья, запрещено ему сказать: «Это тебе наказание за твои грехи». (Талмуд, Рамбам и Шульхан Аурх, там же) Однако, если еврей говорит, что его постигли беды несправедливо, можно упомянуть ему о его грехах. (Хошен Мишпат, там же) Всё же важно постараться сделать это деликатно, чтобы не обидеть еврея. Если намекают еврею, что несчастья постигли его из-за его грехов, с тем чтобы пробудить того раскаяться и оставить грехи, это не запрещено. (Талмуд, Брахот, 5б; 25 רב הונא תקיפו ליה», -ое письмо рава Хаима Каневского, приведено в конце книги «Лереаха Камоха», 3 часть, «Мишпетей Шалом», 7, 14-ое примечание). Однако следует хорошо обдумать свои слова, как сказать это таким образом, чтобы не обидеть ближнего. (Торат Коаним, Кдошим, 2$ Рамбам, Законы нравов, 6:8) Запрет спрашивать цену товара ценаЗапрещено спрашивать у продавца цену товара, если спрашивающий не намеревается его купить. (Талмуд, Рамбам и Шульхан Арух, там же) Причина этого запрета в том, что продавец надеялся продать вещь, но был разочарован. (Меири, там же, Хафец Хаим Ховат а-Шмира, 14-ая часть). Поэтому, если человек уже купил какую-то вещь и видит её в другом магазине, нужно остерегаться, чтобы не спросить продавца, по какой цене он её продаёт. Можно выяснять цену, когда у человека есть какая-то вероятность, что он её купит, либо он желает найти наиболее низкую цену в нескольких магазинах. (Мишпетей Шалом, 7, 9-ое примечание) Если человек сообщает продавцу, что не желает купить вещь, а просто выясняет цену, нет запрета это делать. (Мишпетей Шалом, там же). Проверьте свои знания Хотите проверить, насколько хорошо Вы усвоили эти законы? Мы подготовили Тэги: ближнего, галаха, другим, еврейский, закон, законы, запрет, куклин, обида, обижать, отношения, рав, реувен Еврейский подход к знакомствам2016-11-20 13:07:28... к комментарию рава Шимшона Рафаэля Гирша ... 24:67). Рав Гирш пишет: этот ... мире, пишет рав Гирш (так ... + развернуть текст сохранённая копия Недельная глава «Хаей Сара» «И ввел ее Ицхак в шатер Сары, своей матери. И взял он Ривку, и стала она ему женой, и он возлюбил ее. И утешение обрел Ицхак после своей матери». (Берешит 24:67) Обратите внимание, что, на первый взгляд, порядок действий при женитьбе Ицхака на Ривке, описанный в Торе, выглядит крайне странным. Нам кажется, что порядок должен быть следующим: и полюбил Ицхак Ривку, после этого взял её в жёны и после свадьбы привёл её в шатёр. Почему же Тора перечисляет действия Ицхака в такой странной последовательности? Чтобы получить ответ, обратимся к комментарию рава Шимшона Рафаэля Гирша к этому стиху (Берешит 24:67). Рав Гирш пишет: этот стих показывает нам огромное различие между знакомством и женитьбой, как их видит Тора, и знакомством и женитьбой, принятыми в светском мире. В светском мире, пишет рав Гирш (так это, по крайней мере, было в его время), брак обычно начинается со «слепой» любви — молодые люди влюбляются друг в друга, у них возникает пламенная любовь. Молодой человек делает предложение, и пара решает пожениться. Им кажется, что они будут самыми счастливыми супругами на всём земном шаре. Но не проходит много времени, как молодожёны начинают ощущать разочарование. Оно растёт изо дня в день. И по мере роста разочарования угасает любовь, пока семейные отношения не превратятся во что-то привычное и «пресное» (непривлекательное). Пламенной любви не остаётся и в помине. В противоположность этому еврейский брак основывается не на страсти и увлечении, а на мудрости. Молодые люди задумываются, прежде всего, насколько они подходят друг другу для семейной жизни, советуются об этом с родителями и мудрыми людьми. И только после того, как поймут, что подходят друг другу, они решают построить вместе семейный очаг. Чем больше усилий прилагают супруги к строительству семьи после женитьбы, тем больше становится их любовь. Ведь истинная любовь — это способность ощутить себя единым целым с другим человеком. Поэтому настоящая любовь между супругами возможна только при совместном строительстве семьи. И чем дольше они женаты, чем больше времени занимаются этим строительством, тем сильнее их любовь друг к другу. Именно таким был порядок в отношениях между Ицхаком и Ривкой. Вначале Ицхак желал проверить, насколько Ривка праведна и насколько подходит для того, чтобы стать его женой. Для этого он, прежде всего, привёл Ривку в шатёр своей матери, праведницы Сары, чтобы проверить, праведна ли она в той же мере, что и его мать. Так переводит этот стих Ункелос: «И привёл её Ицхак в шатёр, и увидел, что её дела праведны, как дела Сары, матери его, и (только после этого) взял Ривку в жёны». Это же следует и из комментария Раши: «Он ввёл ее в шатёр, и стала она подобной Саре, матери его… Ведь пока Сара жила, свеча горела (в шатре) от одного субботнего вечера до другого, и благословение было на тесте, и облако стояло над шатром. Когда же она умерла, все это пропало, а с приходом Ривки появилось вновь». После того, как Ицхак понял, что Ривка праведна, он женился на ней. И только после этого Ицхак полюбил её по-настоящему, и огонь их любви постоянно увеличивался в течение всей их жизни. Эта статья была опубликована на сайте Беерот.ру. Тэги: <<хаей, глава, куклин, недельная, рав, рувен, сара>>, сватовство, семья Мудрецы знали о микробах 2000 лет назад2016-11-17 23:26:46... "Переворот". Рав Замир Коен + развернуть текст сохранённая копия Статья из книги "Переворот". Рав Замир Коен Открытие микробов До изобретения микроскопов и последовавшего за ним открытия микромира бактерий, микробов и вирусов, никто из учёных не мог и вообразить, что, помимо видимых невооружённым глазом живых существ, этот мир населяют и другие формы жизни, бывшие неизвестными науке до сравнительно недавних пор из-за своих микроскопических размеров. Величина микробов, в среднем, два микрона на полмикрона. Это значит, что на одном миллиметровом делении линейки могут уместиться 500 микробов, построенных в колонну, или 2000 микробов, построенных в шеренгу! Первый шаг к открытию таинственного мира микроорганизмов сделал голландец Антони ван Левенгук, сконструировавший в 1680 году первый в мире микроскоп. Микроскоп представлял собой тонкую трубку с линзами и позволял добиваться всего лишь 200-кратного увеличения. С помощью своего изобретения Левенгук разглядел крошечные существа, движущиеся внутри налета на зубах. Однако только во второй половине XIX века ученый мир со всей очевидностью убедился в существовании микроорганизмов и осознал их роль в распространении целого ряда болезней. Человеком, который двинул вперед микробиологию и открыл связь между крошечными микробами и различными болезнями, был известный французский ученый Луи Пастер, живший в XIX веке. Он также разработал и ввёл в медицину технологию стерилизации инструментов. До открытий Пастера множество людей умирало из-за многократного использования одного и того же операционного скальпеля и других инструментов и материалов, которые переносили различные микробы-возбудители болезней от одного больного к другому. Ни один врач не подозревал, что смерть очередного пациента причинена его собственным ножом, заражённым болезнетворной инфекцией. После того, как Пастер ввёл в больницах обязательную стерилизацию инструментов перед операцией, количество послеоперационных осложнений и смертей в результате их резко уменьшилось. Пастер также обнаружил в ходе своих исследований, что нагревание молока убивает молочнокислые бактерии в нем и предотвращает его скисание (процесс пастеризации). Благодаря введению пастеризации молока были спасены от смерти сотни миллионов младенцев, матери которых были вынуждены из-за недостатка собственного молока кормить их коровьим. Итак, всего лишь на протяжении последних 350 лет учёные постепенно открыли: а) существование микробов; б) сущность инфекционных заболеваний, распространяющихся микроорганизмами в результате контакта с кровью или выделениями заражённого; в) способ уничтожения микробов посредством нагревания (кстати, лишь относительно недавно учёные выяснили, что характерное для ряда болезней повышение температуры тела необходимо для уничтожения микробов!) Позже было сделано ещё одно базисное открытие в области исследования природы инфекционных болезней: учёные обнаружили существование латентной (скрытой) стадии болезней, во время которой инфицированный человек может быть переносчиком заболевания, не испытывая никаких болезненных симптомов. Знания мудрецов И вот удивительно: в записанных нашими мудрецами законах надлежащего поведения человека во время трапезы есть, среди прочего, и такая фраза(2): «Нельзя отпить из стакана и передать его товарищу — из-за смертельной опасности». Причина этой опасности объясняется в «Завещании рабби Элиэзера Великого»(3): «Возможно, в теле человека находится болезнь, и из его рта она проникнет в остаток напитка, и заболеет товарищ его [выпивший из того же стакана]». Получается, что рабби Элиэзер, живший около 1900 лет назад, знал следующие факты: болезнь развивается благодаря деятельности каких-то невидимых существ, находящихся не только в отдельных поражённых органах, но распространяющихся по всему телу и проникающих в его выделения; возбудители заболеваний могут передаваться одним человеком другому через контакт с одной и той же жидкостью*, и самое удивительное: даже внешне здоровый человек должен воздерживаться от передачи своего стакана другому, поскольку «возможно, в его теле находится болезнь». Другими словами, человек может быть носителем болезни, которая никак не проявляется в нём самом, но причиняет вред здоровью тех, кого он заразил** Но это еще не все. В Талмуде, который записан примерно 1600 лет назад, есть одна удивительная фраза (4): «Сказал Шмуэль: «Рана, нанесённая железным предметом, является смертельно опасной, и из-за нее нарушают шабат [если это необходимо для лечения]». Нарушение шабата допускается только в случае реальной угрозы для жизни. Поэтому Шмуэль в данном контексте имеет ввиду, что если бы точно такая же рана была бы нанесена не железом, а чем-то другим, не было бы необходимости совершать запрещённую в шабат работу. Получается, что Шмуэль знал об особой опасности, связанной именно с железом. Так о какой же опасности идёт речь? Лишь в конце XIX века учёным стало известно, что возбудитель страшной болезни – бактерия столбняка – в виде спор часто попадает в ржавчину, покрывающую железный нож. При ранении она проникает в организм и активно развивается в нём, вырабатывая сильнейший яд, в подавляющем большинстве случаев приводящий к смерти в результате мышечных судорог и паралича органов дыхания. Всё, что нужно этому микробу для начала его убийственной деятельности: попасть в воздуха. ___________________________________________ * Мудрецы Талмуда предупреждали также, что болезни могут переноситься мухами и даже ветром! Вот что сказано в трактате «Ктубот» (77б): «Раби Йоханан провозглашал: «Берегитесь мух, которые сидели на прокажённых!» Рабби Зейра избегал садиться там, где ветер дул со стороны больного. Рабби Элазар не входил в комнату, где жил прокажённый. Рабби Ами и рабби Аси не ели яиц с той улицы, где жил прокажённый». ** Следует отметить, что, помимо объяснения, приведенного в «Завещании раби Элиэзера Великого», раби Шломо Лурия написал о дополнительной причине предпринимать такие меры предосторожности: возможно, человек гнушается пить из сосуда после того, как из него отпил другой. Но он стесняется в этом признаться, отопьет против своей воли и будет терзаться. Источники и примечания 2) Трактат «Дерех Эрец» 7. 3) Приводится в книге «Турей Заахав» («Орах Хаим» 170:8). 4) Авода Зара 28а. Тэги: замир, коэн, микробы, наука, переворот, рав, тора Количество звезд и галактик2016-11-17 13:29:24... "Переворот" Рав Замир Коен + развернуть текст сохранённая копия Статья из книги "Переворот" Рав Замир Коен «Устремите ввысь ваши глаза и узрите: кто сотворил всех этих? Выводящий по счету их [звезд] воинства, всех их Он зовет по имени» (Йешаяу 40: 26). Количество звезд wallpapers-room_com___apo_nebula20_by_fune_stock_1680x1050Невооруженным глазомс поверхности Земли можно разглядеть около 4000 звезд. Древние народы ошибочно полагали, что это и есть все звезды во вселенной, расположенные на небесной сфере, как лампочки на потолке. Никто в те времена не мог представить, что маленькая мерцающая «звездочка», возможно, является далекой галактикой, состоящей из миллиардов звезд. Мудрецы Торы знали? Сегодня нам известно, что, кроме видимых звезд, существует еще огромное количество других звезд и звездных скоплений, которые вообще не видны невооруженным глазом.А часть видимых глазу «звезд» в действительности является гигантскими галактиками, содержащими огромное число раскаленных небесных тел, удаленных от нас на невероятные расстояния. К величайшему удивлению нашего современника, еврейские мудрецы уже в глубокой древности знали из Торы, что истинное количество звезд во Вселенной во много раз превосходит то, что открывается человеческому глазу. Они также были прекрасно осведомлены, что мириады звезд не рассеяны по пространству в хаотичном беспорядке, а сгруппированы в упорядоченные структуры. Вот что об этом сказано в Талмуде(1): «(Сказал Г-сподь народу Израиля:) 12 мазалот (созвездий Зодиака – Весы, Скорпион, Рыбы и т.д.) сотворил Я на небе, и в каждом мазале сотворил 30 армий (каждому из 12 созвездий соответствуют 30 звездных скоплений), и в каждой армии сотворил 30 легионов (каждое скопление звезд из этих тридцати состоит, в свою звезд! Сколько всего батальонов? 30 батальонов х30 полков х30 дивизий х30 легионов х30 армий х12 созвездий Зодиака = 291 600 000, т.е. 291 миллион 600 тысяч групп звезд) В каждом легионе сотворил 30 дивизий (30 собраний звезд в каждой из тридцати групп), в каждой дивизии сотворил 30 полков. И в каждом полку сотворил Я 30 батальонов, и в каждом батальоне Я подвесил 365 десятков миллионов (!) звезд по числу дней солнечного года. И все это сотворил Я только ради тебя». А теперь подсчитаем: В каждом батальоне находится 365х10 000 000=3 650 000 000, т.е. 3 миллиарда 650 миллионов Сколько же всего во Вселенной звезд, по данным Талмуда? Умножим количество батальонов на количество звезд в батальоне: 3 650 000 000х291 600 000=1 064 340 000 000 000 000, т.е. более миллиарда миллиардов звезд!!! Необходимо подчеркнуть, что данное число относится к космическим объектам, которые называют «звездами» наши мудрецы, а не к разным другим телам, странствующим по Вселенной. Удивителное открытие Удивительно, что через тысячи лет после наших мудрецов, заявлявших о существовании столь большого числа звезд (в то время как окружающие народы были знакомы только с 4 000 видимых звезд), современные ученые постепенно приближаются к похожим выводам. Так эксперты NASA(2) предполагают, что Вселенная содержит 1021 звезд, в то время как по оценкам Национального Университета Австралии(3),произведенным в 2003 году, их число приближается к 1022. При этом сами ученые заявляют, что их данные являются очень грубыми, непроверенными и основанными на маленькой выборке. В то время как наши мудрецы, получившие свои знания по традиции, называют точное число звезд на момент Творения – 1018 и еще 64 340 000 000 000 000. 00025147Любителям научных исследований мы советуем обратить внимание на заключительную фразу нашей цитаты: «И все это сотворил Я только ради тебя!» Получается, что вся Вселенная существует ради нашего мира, подобно тому, как огромный завод производит материалы и товары для маленького человека, для обеспечения его потребностей и защиты его от опасностей. С духовной же точки зрения существование необъятной Вселенной необходимо, например, для того, чтобы дать человеку хотя бы отдаленное представление о понятии «бесконечность». Ведь без надлежащего смирения, в особенности, перед Всемогущим Творцом, человек не в состоянии достичь подлинного духовного совершенства. Если бы все Творение сводилось только к планете Земля и небольшой системе отопления и освещения поблизости от нее, вероятно, человеческие представления о величии Творца были бы весьма ограниченными — несмотря на восхищение таким «большим» миром. Но когда Вселенная со всеми ее пространствами и составляющими раскрывается во всей своей огромности и непостижимости человеческим разумом, когда на фоне ее грозного величия человек и весь его мирок выглядят жалкой пылинкой, то сердце смертного наполняется трепетом и смирением перед Великим Творцом, и из его уст вырывается молитва: «Как увижу я Небеса Твои… что есть смертный, которого Ты помнишь, и сын человеческий, что Ты о нем печешься?» (Теилим 8:4-5). Смирение же приводит человека к духовному совершенству, т.е. служит его же пользе. Однако, как и в случае с любой духовной системой, здесь также, вне всякого сомнения, имеют место сугубо материальные последствия. Другими словами: из этих слов мудрецов следует, что была также физическая необходимость в творении Вселенной для обеспечения условий, необходимых для существования человека на Земле. Прежде чем мы коснемся этой темы, оговорим заранее, что наука еще очень далека до открытия истинных взаимосвязей между таинственной Вселенной и земным миром_ и количество непонятных вещей намного превышает количество изученных. Интересно, однако, отметить, что в последнее время известные ученые все больше пишут о наметившейся в научном мире тенденции признавать роль Вселенной жизненно важной для нашего существования. Вот цитата из статьи профессора физики Натана Авиэзера, посвященной одному из аспектов этого вопроса(4): «Новейшие исследования в области астрономии указывают на прямую связь между существованием жизни на Земле и далекими звездами. Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что без звезд жизнь была бы попросту невозможна». Далее он приводит слова проф. Майкла Зейлика из университета Нью-Мексико(5): «Продолжительность жизни звезд-гигантов строго ограничена определенным отрезком времени, в конце которого они взрываются. Термоядерный реактор в сердцевине звезды продуцирует в «рабочий» период ее жизни различные химические элементы. В конце концов, звезда погибает в результате мощнейшего взрыва, который на языке астрономов называется «вспышкой сверхновой», а большая часть ее вещества разлетается по космическим пространствам, после чего из остатков звезды образуются планеты. Не будь взрывов «сверхновых», неоткуда было бы взяться, скажем, углероду, который является важнейшим элементом для построения живых клеток». В этой связи стоит процитировать слова наших мудрецов в мидраше Берейшит Раба, где говорится, что перед сотворением нашего мира Всевышний «творил миры и разрушал их»(6). Мудрецы не объяснили развернуто, для чего нужны были эти разрушенные миры. Однако в Учении Кабалы существует мистическое объяснение, которое аллегорически обозначается выражением «Смерть Царей»(7). Возможно, что и в простом понимании слов мидраша о «погибших мирах» содержится намек на последние этапы процесса Творения, в ходе которого духовные силы поэтапно воплощались в материальные объекты(8), и потребовалось, согласно Высшему Замыслу, создание и разрушение неких огромных миров-звезд. (Согласно мнениям некоторых мудрецов, наш мир является только одним из этапов последовательности миров под названием Шмитот, т.е. отрезков продолжительностью в семь тысячелетий. Об этом говорится в книге Тмуна, автором которой считается живший около 2 тысяч лет назад мудрец эпохи Мишны рабби Нехунья бен Акана). Как уже говорилось, нет никакого сомнения, что ученых еще ждут в этой области большие сюрпризы: просторы Вселенной скрывают в себе много неразгаданных и даже еще необнаруженных тайн. Источники и примечания 1) Вавилонский Талмуд, трактат Брахот 32б. 2) www.imagine.gsfc.nasa.gov 3) www.education.cnn.com 4) В начале Творения, стр. 121. 5) Scientific American, №238, стр. 110 6) Берейшит Раба, 3:7, 9:2. Смотри также мидраш Коэлет Раба, главы 3 и 11, мидраш Шохер Тов, псалом 34. 7) На что намекает первая книга Торы Берейшит (36:31-39), как объясняется от имени великого кабалиста Аризаля в книге Эц хаим (Древо Жизни), ч. 2, гл. «Разбитие Сосудов». 8) Иерархический порядок процесса Творения детально описан Аризалем в начале книги Древо Жизни. 9) Scientific American , №225, стр. 57 10) Об этих уникальных условиях см. далее в главе «Есть ли жизнь на других планетах?», а также в приложении «Загадка Вселенной». Тэги: замир, коен, космос, коэн, наука, рав, тора Законы наследственности в Торе2016-11-16 18:46:26... "Переворот". Рав Замир Коен + развернуть текст сохранённая копия Статья из книги "Переворот". Рав Замир Коен Возможно ли, что два революционных закона генетики – закон наследственности Менделя и закон гетерозиса, открытые сравнительно недавно, упоминаются в Торе, которая дана нам 3300 лет назад? законы наследственностиК величайшему удивлению, ответ на этот вопрос – положительный. Эти законы, открытые учеными в новое время, были раскрыты в пророческом видении нашему праотцу Яакову более 3700 лет назад! Прежде чем углубиться в рассмотрение деталей пророчества Яакова и его противостояния Лавану-арамейцу, давайте проясним один из важных принципов относительно Сотворения мира и описания деяний наших праотцев, содержащихся в Торе. Мир сотворен в соответствии с Торой В книге Зоар в нескольких местах говорится, что Тора существовала еще до Сотворения мира(1). И когда Всевышний захотел сотворить мир, Он «смотрел» в нее и действовал в соответствии с написанным в ней. Т.е. Тора является планом устроения мира, и в ней коренятся все последующие исторические события во всех их деталях. И в соответствии с Торой была создана и будет создана каждая деталь Творения до конца всех поколений.законы наследственности в тореМидраш(2) уподобляет это строительству царского дворца по заранее составленному плану, каждая деталь которого хорошо продумана. В этом плане дано описание каждого помещения, офиса, зала, окна, двери… Так Всевышний «спроектировал» творение, приспособив его для исполнения заповедей Торы. Как это возможно, что исторические события были записаны в Торе задолго до того, как они произошли? Для тех, кто привык смотреть на историю как на расположенную во времени череду событий, высказанная идея кажется новой и даже, пожалуй, странной. Например, об исходе евреев из Египта Тора рассказывает за два с половиной тысячелетия до того, как это событие произошло. Или она описывает человека по имени Яаков, сын Ривки, который пошел в Харан, чтобы прожить 20 лет у Лавана-арамейца, и описание это дано задолго до того, как Лаван и Яаков родились на свет? Однако все станет понятным, если мы вспомним, что Тора – творение Самого Всевышнего. Ему известно все скрытое: что было, что есть и что будет. Перед Ним нет тайн, для Него нет никакой разницы, произошло ли уже событие или произойдет в далеком будущем. И поэтому Творец может записать в Торе все события во всех подробностях задолго до того, как они произойдут. Мир сотворенный в соответствии с Торой Более того, из упомянутых выше слов Зоара и Мидраша вытекает: Творец не только записал в Торе то, что должно произойти в будущем, но и сам мир изначально сотворен в соответствии с записанным в Торе, включая все самое глубокое и сокровенное в нем. Тору можно уподобить фундаментальному и всеобъемлющему генеральному плану, в соответствии с которым Создатель изначально установил все частности Творения, законы природы и исторические события.Виленский Гаон сказал относительно того, что наличествует в Торе и что скрыто в ней: «Все, что было, есть и будет в мире – все включено в Тору, начиная от «В начале сотворил Б-г…» и кончая «…на глазах всего Израиля». Не только общие установки и идеи, но даже частности каждого вида и, в особенности, рода человеческого – все, что случится с человеком от рождения и до конца, все воплощения, детали и детали деталей, все животные мира – дикие и домашние, каждая травинка, растение и минерал и детали их деталей; каждый вид и каждая особь вида до века, и то, что случится с ними и с их корнями…» [из комментария Виленского Гаона на «Сифра дицниюта», гл.5]. Другими словами: если мы видим, что природа ведет себя определенным путем или в определенном порядке, то это потому, что так указал Творец в соответствии с «Универсальными Установками», содержащимися в Торе. Поэтому неудивительно, что мудрецы Израиля записали в своих книгах основы научных знаний, которые современные ученые открывают только сейчас. Ведь эти знания, несомненно, содержатся в Торе и доступны каждому еврею, который учил их с исполнением необходимых условий: со всей основательностью, с истинным и искренним обдумыванием, со всем почтением к Торе… Эти научные сведения иногда приводятся в Торе явным образом (как большинство примеров в этой книге), а иногда – скрытно, намеком, глубоко запрятанным в событиях или череде событий. Такова история Яакова и Лавана, которую мы сейчас рассмотрим в качестве одного примера из тех многих мест в Торе, где законы природы даны лишь намеком. Напомним, что речь идет о двух фундаментальных законах генетики, которые были открыты только в наше время. Яаков противостоит Лавану-арамейцу Тора рассказывает, что наш праотец Яаков, выполнявший наставление своей матери Ривки взять в жёны девушку из её семьи, вынужден был 7 лет пасти скот обманщика Лавана (брата Ривки), который пообещал в награду за это женить его на своей дочери Рахели. Однако по прошествии 7 лет Лаван подменил невесту, женив Яакова на другой своей дочери — Лее. Яакову пришлось пасти скот тестя-злодея ещё 7 лет, чтобы отработать женитьбу на возлюбленной Рахели. С рождением своего 11-го сына Йосефа Яаков просит Лавана: «Отпусти меня, и пойду я к своему месту, в свою страну». Лаван, однако, настаивает, чтобы Яаков остался у него, ибо: «Благословил меня Г-сподь ради тебя». Он предлагает Яакову самому назначить себе плату за его труды и обязуется оплатить их сполна. Яаков соглашается остаться, и вот плата, о которой они договорились: все пятнистые или крапчатые овцы или козы, которые родятся в стаде, отойдут к Яакову. После этого Лаван забирает из стад, которые пас Яаков, всех пятнистых овец и коз и отгоняет их на три дня пути, оставив Яакову только одноцветных животных, вдобавок ещё и самых слабых и больных. Таким образом Лаван рассчитывал сделать ничтожным вознаграждение Яакова за его тяжкий труд. (Тот, кто внимательно вглядывается в строки Торы, замечает, что Лаван снова вносит изменения в «договор» с зятем, чтобы обмануть того. Об этом сообщает Яакову ангел (Берейшит 31:12), и об этом же, с горечью и болью, Яаков рассказывает своим женам (Берейшит 31:41). См. также комментаторов Писания, которые подробно объясняют все уловки Лавана). После этого Яакову открывается пророческое видение. Тора описывает его следующим образом: «И было, когда разгорячался скот, поднял я свои глаза и увидел во сне — и вот, все самцы, поднимающиеся на скот, – с [кольцами] на голенях, крапчатые и пятнистые (в то время как в действительности все бараны, оставшиеся в стаде у Яакова, были белыми!). И сказал мне ангел Б-жий во сне: «…смотри, все самцы, поднимающиеся на скот, — с [кольцами] на голенях, крапчатые и пятнистые, потому что увидел Я (это говорит Яакову сам Б-г через ангела) все, что делает тебе Лаван!» После этого сна Яаков, убедившийся в непрекращающихся попытках обмана и мошенничества со стороны Лавана, изменил тактику: он разделил скот, выделив заработанную им часть отдельно, и стал следить за поведением животных в стадах(4). Когда с пастбища возвращались сильные и здоровые животные, которые, как правило, приходили на водопой первыми, Яаков ставил в корыта прутья, и в результате рождались пятнистые и крапчатые ягнята, вдобавок ещё и породистые. Когда же подтягивался запоздавший скот, Яаков не ставил прутья, и у этих животных рождались белые ягнята, слабые и болезненные. И в результате: «И разбогател сей муж (Яаков) невероятно, и были у него бесчисленные стада скота, много рабов и рабынь, верблюды и ослы». В этой истории необходимо найти ответ на следующие два вопроса: 1. Почему Яаков видел во сне, что его стадо оплодотворяют пятнистые самцы, в то время как в действительности у него были только белые самцы? 2. Почему Яаков тщательно отделял менее плодовитый скот и отправлял его в стада Лавана? Какая разница между более и менее плодовитым скотом в контексте главной цели, которую Яаков ставил перед собой: получение пятнистого потомства? И хотя мы не в состоянии понять глубинных причин и мотивов поступков наших праотцев, мы, тем не менее, способны найти в их деяниях намеки на таинственные законы природы, которые ученые открывают только в наше время. Следует отметить, что перед своим пророческим видением Яаков предпринял одно простое и естественное действие, чтобы законно получить то, что полагается ему по соглашению с Лаваном: «И взял себе Яаков свежих прутьев стиракса, орешника и каштана (все разных цветов), облущил их так, что обнажилась белизна прутьев. И поставил прутья, которые облущил, возле водопойных корыт, куда скот приходит пить, напротив скота, и разгорячался скот, приходя пить. И когда разгорячался скот, видя эти прутья, рождались в стаде полосатые, крапчатые и пятнистые» (Берейшит 30:37-39). Т.е. существует и на физическом уровне влияние того, что животное видит в момент спаривания. И поэтому скот, который видел облущенные полосатые прутья при спаривании, рожал пятнистое потомство. Подобное явление упомянуто также в Мидраш Танхума (Насо 9). Один из аравийских царей спросил раби Акиву: «Я – черен, и моя жена – черна. Но она родила мне белого сына! Должен ли я казнить ее за блуд?» Ответил ему (раби Акива): «Скульптуры, что в доме твоем, цвета белого или черного?» Сказал тот: «Белого». Сказал (раби): «Когда ты входил к ней, она видела перед собой белые скульптуры и родила подобного им. А если тебе странно это слышать, вспомни, какие овцы рождались у нашего праотца Яакова». И поблагодарил аравийский царь раби Акиву. Дополнительные любопытные случаи подобного рода были опубликованы в медицинской литературе. Например, в немецком медицинском ежемесячнике «Дер Арцт» (т.7, стр.30) д-р Унцер сообщает о случае, когда после ветрянки на лбу переболевшего мальчика осталась большая красная отметина. Его мать была тогда беременна и опасалась, что подобная отметина появится и на лбу новорожденного. И действительно: через несколько месяцев женщина родила близнецов, и у обоих младенцев на лбу были точно такие отметины! В другом случае, о котором сообщает д-р Ван Свитен в журнале «Комментар цу Бирхоу» (т.3, стр.406), беременная женщина была напугана неожиданно упавшей на ее шею большой гусеницей. У девочки, которую женщина вскоре родила, на шее оказалось родимое пятно, сходное и по форме, и по цвету с этой гусеницей. Знаменитый норвежский писатель Бьернсон в своей книге «Чудеса воли» пишет, с какой брезгливостью его беременная жена отреагировала, увидев человека с огромной бородавкой на ухе. «Я очень боюсь, сказала она, что мой ребенок родится с такой же бородавкой». Так и произошло: их сын-первенец родился с огромной бородавкой на ухе. Через несколько лет, когда жена писателя снова вынашивала ребенка, в их доме появился посетитель с очень сильным косоглазием. Г-жа Бьернсон, как загипнотизированная, смотрела на гостя, не отводя глаз. После его ухода она поведала своему мужу об опасении родить ребенка с подобным дефектом. И действительно, у родившегося младенца оба глаза косили очень сильно! Современные законы наследственности По мнению известного израильского учёного профессора Й. Феликса, в пророческом видении Яакова и в рассказе о прутьях можно отыскать намек на два фундаментальных закона генетики, открытых относительно недавно: закон наследственности, названный именем Менделя, и закон гетерозиса (усиление признаков в гетерозиготе). Опишем их вкратце для понимания последующего материала. (Следует подчеркнуть также, что слова проф. Феликса содержат интересные намеки и предположения и не претендуют быть неоспоримой научной истиной). Открытие Грегора Менделя законы наследственностиИтак, примерно полтора века назад моравский монах Грегор Мендель осуществил следующий ряд экспериментов: вначале он выделил семена 2 чистых сортов гороха –зелёного и жёлтого (по цвету семядолей). Затем, скрестив их, он получил в первом поколении семена только жёлтого цвета. Однако во втором поколении при самоопылении было получено лишь 75% жёлтых семян, а остальные 25% снова вернулись к зелёной окраске, причём, все их последующие поколения устойчиво сохраняли зелёный цвет. Потомство же жёлтых семян второго поколения устойчиво давало 25% жёлтого гороха, остальные 75% были жёлтыми и зелёными в соотношении 1:3; причём, потомство зелёных неизменно оставалось зелёным, а жёлтые из этой группы продолжали давать семена в том же соотношении (25% «настоящих жёлтых», 25% «настоящих зелёных» и 50% жёлтых, дающих затем четверть зелёного потомства). Таким образом, после значительного количества поколений соотношение между жёлтыми и зелёными семенами полностью выравнивалось, так что, в конце концов, устанавливалось исходное соотношение между сортами гороха: по половине каждого из них. законы наследственности blood sample Гениальность Менделя проявилась в том, что он догадался о существовании некоего фактора наследственности, передающегося от родителей их потомству, причём, наличие того или иного фактора не обязательно проявляется внешне. При «столкновении» двух альтернативных факторов (например, жёлтого и зелёного) может происходить «подавление» одного из факторов другим, а вовсе не обязательное смешивание признаков. Таким образом, Мендель пришёл к выводу, что жёлтый цвет семян является фактором доминантным (подавляющим), а зелёный — рецессивным (т.е. присутствующим в геноме растения, но не проявляющимся внешне). Поскольку следующие поколения наследуют, по идее, один фактор от отца, а другой — от матери (в то время как каждый из родителей также имеет в геноме 2 фактора, унаследованных им от их родителей, но передают своим детям, по теории Менделя, только один из них), с точки зрения математической теории вероятностей, можно посчитать, каково будет соотношение между разными сортами у потомства. Например, легко убедиться, что во втором поколении должно быть именно 25% зелёных семян, причем, этот цвет будет характерен только для семян, оба фактора которых — зелёные; если же хотя бы один из них — жёлтый, то происходит подавление внешнего признака, но зелёный фактор всё равно проявится в потомстве… Мендель сформулировал два основных закона наследственности:закон единообразия первого поколения, согласно которому все особи, получившиеся в результате скрещивания, будут иметь только один из родительских признаков (второй, рецессивный, подавляется первым, доминантным), и закон расщепления, согласно которому 25% особей второго поколения будет иметь признак «дедушки», потерянный в первом поколении (поскольку вероятность возникновения пары одинаковых рецессивных генов именно 25%, как показано на иллюстрации). законы наследственности в торе Во второй половине XX века теория Менделя была полностью подтверждена в ходе тонких экспериментов, когда учёные открыли на молекулярном уровне участки хромосом, ответственные за те или иные внешние признаки, и назвали их генами. Живые существа, имеющие набор альтернативных генов, один из которых может быть доминантным, а другой — рецессивным, называют гетерозиготными (например, внешне жёлтый горох на самом деле имеет «зелёный» ген и поэтому дает четверть зелёного потомства), в то время как обладатели пары идентичных генов называются гомозиготными (например, зелёный горох). В последнее время ученые открыли ещё один интересный факт в механизме наследования: явление гетерозиса. Гетерозисом называется эффект увеличения жизнеспособности гибридов вследствие унаследования определённого набора различных генов от разнородных родителей. Другими словами, гетерозиготные особи часто (хотя и не всегда) оказываются более плодовитыми и жизнеспособными, чем гомозиготные индивиды. Теперь самое время вернуться к стадам Яакова. Согласно теории Менделя, стадо одноцветных овец, часть которых является гетерозиготными (то есть, на самом деле обладает рецессивными генами «пятнистости» наряду с доминантными генами «одноцветности»), разделится в соответствии с правилом гетерозиса на 2 части — сильную и слабую, причём, сильными овцами будут именно носители разнородных генов! Вот почему Яаков после сна, в котором Всевышний раскрыл ему тайны наследственности, так внимательно следил за поведением животных!! В свете сказанного выше, слова ангела в обращении к Яакову могут быть интерпретированы следующим образом: «Подними глаза свои и посмотри (здесь Яакову даётся возможность увидеть незримое) — все самцы, поднимающиеся на скот — с [белыми кольцами] на голенях, крапчатые и пятнистые (т.е. внешне белые бараны обладают на самом деле генами «пятнистости» и дают то потомство, которое по договору с Лаваном полагается Яакову в качестве платы за труд!)». А если мы вспомним слова Талмуда о влиянии зрительных образов на потомство, то немного проясним для себя, чего именно добивался Яаков с помощью странной техники выставления лущеных прутьев в водопойных корытах: возможно, он хотел таким образом усилить гетерозис. «И стало так: опаздывавшие (разгорячавшиеся позже) овцы — Лавану (Яаков выделял гомозиготных животных и сразу переводил их в отдельное стадо, чтобы они не скрещивались с другими и не давали потомству генов «одноцветности»), а плодовитые (разгорячавшиеся раньше) — Яакову (более активные и плодовитые гетерозиготные белые самцы, обладающие на самом деле генами «пятнистости», оставались в стаде крапчатых овец, принадлежавших по договору Яакову)»(6). Так Яаков вернул себе всю плату за свою тяжелую работу, которой Лаван-арамеец пытался его лишить. И только через тысячи лет научный мир открыл эти законы природы и назвал их законами наследственности Менделя и законом гетерозиса. Источники и примечания 1) Зоар, Шмот лист 161б и Зоар, Бамидбар, лист 178а. 2) Мидраш Раба, Берейшит 1. 3) Берейшит 30:25. 4) Там же 30:41-43 5) №10 стр. 31-34. 6) Проф. Й. Феликс, «Природа и Земля Израиля в ТаНаХе», стр. 28-41. Тэги: замир, коен, коэн, наука, переворот, рав, тора
Главная / Главные темы / Тэг «раве»
|
Категория «Спортсмены»
Взлеты Топ 5
Падения Топ 5
Популярные за сутки
300ye 500ye all believable blog bts cake cardboard charm coat cosmetic currency disclaimer energy finance furniture house imperial important love lucky made money mood myfxbook poetry potatoes publish rules salad seo size trance video vumbilding wardrobe weal zulutrade агрегаторы блог блоги богатство браузерные валюта видео вумбилдинг выводом гаджеты главная денег деньги звёзды игр. игры императорский календарь картинка картон картошка клиентские косметика летящий любить любовь магия мебель мир настроение невероятный новость обзор онлайн партнерские партнерских пирожный программ программы публикация размер реальных рубрика рука сайт салат своми событий стих страница талисман тонкий удача фен феншуй финансы форекс цитата шкаф шуба шуй энергия юмор 2009 |
Загрузка...
Copyright © 2007–2024 BlogRider.Ru | Главная | Новости | О проекте | Личный кабинет | Помощь | Контакты |
|