Империя наносит ответный удар
Император был зол. Зол и удивлен.
Что они имеют против меня, эти несчастные? Почему они преследуют меня, словно дикого зверя? Ведь я всегда стремился делать все, что в моих силах, для блага народа!
И действительно, столько сделать для России и встретить подобную неблагодарность "народного" представителя...
Впрочем, этот факт не может удивлять, ибо любые полезные реформы всегда, во всех странах, и уж особенно в нашей, наталкивались на громкие протесты типа все идет не так, медленно и неправильно. И всегда появлялись либеральные маньяки, о которых хорошо сказал Ключевский
Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее
Почему это происходило чаще всего именно с нашей страной.... Это вопрос риторический.
"Французская революция случилась после Корнеля и Вольтера на плечах Мирабо, Бонапарта, Дантона, энциклопедистов. А у нас экспроприаторы, убийцы, бомбоносцы - это бездарные литераторы, студенты, не кончившие курса, адвокаты без процессов, артисты без таланта, ученые без науки" (с) Достоевский
Выдающиеся же люди всегда поддерживали Государя нашего. Даже живущие за границей.
www.gumfak.ru/otech_html/turgenev/memyari/090-24.html
Тургенев Иван Сергеевич
П. В. Анненкову
6(18) апреля 1866. Баден-Баден
Баден-Баден.
Schillerstrasse, 277.
18-го (6-го) апреля 1866.
Вы легко можете себе представить, любезный П<авел> В<асильевич>, чувства, возбужденные во мне известием о безобразном событии в Петербурге1. К тому же здесь сперва распространился было слух, что государь опасно ранен. К счастью, я скоро узнал действительное содержание телеграммы. Все здесь находящиеся русские присутствовали при благодарственном молебствии - и можно сказать, что на этот раз не было разногласия: все чувства слились в одно. Нельзя не содрогнуться при мысли, что бы сталось с Россией, если б это злодейство удалось. Но теперь я обращаюсь к Вам с настоятельной просьбой: Вы должны мне сказать всё, что узнаете об этом Петрове2; Вы понимаете, что тут дело не в простом любопытстве: чрезвычайно важно знать, какое его прошедшее и что могло побудить его к подобному преступлению; я полагаю, что журналы не скоро сообщат какие-нибудь положительные данные. Вы очень обяжете меня исполнением моей просьбы.
Ни о чем другом писать нельзя: мысль слишком исключительно поражена этим одним фактом. Я прочел мою статейку в No 85 "С.-П. ведомостей"8 и благодарю Вас за хлопоты. Ожидаю также для себя оттисков. Засим прощайте, будьте здоровы...
Однако остается открытым вопрос, кто был заказчик. Очень трудно полагать, что подобные Каракозову выродки появляются просто так, без внешнего культивирования, ибо слишком они гадки, выделяются из приличного народонаселения и, подобно лабораторным мутантам, совершенно нежизнеспособны в нормальных условиях.
П.А.Валуев
3 мая.
Гр. Муравьев говорил сегодня, будто Ишутин, товарищ Каракозова, признался в том, что мысль о покушении на жизнь государя подана из Женевы 113 [154]
Сообщение Муравьева не соответствует действительности. Здесь имеется в виду ряд показаний обвиняемых о существовании якобы Европейского комитета, который ставил своей целью организацию цареубийства. Впервые о существовании Европейского комитета показал 1 мая Ермолов, заметив, что местонахождение комитета ему неизвестно.
В показаниях Ишутина до 3 мая эти сведения не фигурировали (ЦГИАМ, ф. 272, 1866, д. 12, л. 127).
ftutchev.ru/pisma0312.html
Ф.И. ТЮТЧЕВ - А. Ф. АКСАКОВОЙ
9 апреля 1866 г. Петербург
(перевод)
Моя милая дочь. — Продолжаю… опустив вступление… Главной заботой последних дней был состав следственной комиссии, члены которой демонстрировали младенческую неосведомленность в вопросе, грозившую серьезно навредить делу…1 Опасались, что, пройдя через их чистые и целомудренные руки, событие 4 апреля сократится до размеров частного случая, до отчаянного поступка одержимого человека, не связанного ни с чем и, в особенности, с существом ситуации, поскольку этим честным людям не свойственно видеть существо в чем бы то ни было, — все эти слишком существенные опасения взяли верх, и вчера дело было передано в руки незаменимого Михаила Муравьева… dura necessitas,* которая кое-кому окончательно откроет глаза на гнусность содеянного. До сих пор покушавшийся держался героем, сохранял присутствие духа и даже выказывал при случае игривую насмешливость по отношению к своим простодушным собеседникам… Так, на вопрос о том, кто внушил ему его преступный замысел, он отвечал, что был вдохновлен чтением статей Каткова, присовокупив, что он вообще придерживается мнений этого почтенного писателя… Он словно старается подтвердить обоснованность предостережения, которое недавно сделал «Московским ведомостям» г-н Валуев2. Полисадов своим посещением также ничего не добился3. Тот сразу прервал его благочестивые увещевания, заявив, что все это он когда-то прекрасно знал, да давно забыл… Словом, тех немногих сведений, которые пока до меня дошли, мне достаточно, чтобы точно определить для себя его нравственные истоки, какова бы, кстати, ни была его национальная принадлежность…
Это совершенный продукт нигилизма4, уставший от пустопорожней болтовни своих единомышленников и решивший хоть раз перейти к действию… Каковое обстоятельство, однако, не исключает того, что он, наверное, был подослан, и в этом случае собственное его стремление вполне отвечало возложенной на него миссии.
Говорят, будто в самый день покушения тридцать или сорок лиц польского происхождения спешно выехали из Петербурга, воспользовавшись совершенно естественной растерянностью полиции, которая забыла закрыть заставы.
То, что у преступника был найден яд, по-моему, также указывает скорее на то, что речь идет не о фанатике-одиночке, которому незачем прибегать к подобной предосторожности из опасения проговориться, поскольку он отвечает только за себя… Словом, пока из всего этого тумана видна только рука, но она, безусловно, является принадлежностью чего-то. Хуже то, что в высших сферах, увы, недостаточно убеждены, что рука эта — часть целого организма, целого безымянного мира чувств, идей и доктрин, который власти долгое время высиживали, укрывая собственным крылом, словно доверчивая гусыня — яйцо крокодила.
Не сомневаюсь, что в любом учебном заведении Петербурга найдутся в эти дни один, два, а то и три наставника, которые, говоря с некоторыми из своих учеников, постараются изобразить виновника события 4 апреля мучеником, страдающим за святое и благородное дело…
Учитывая то, что Федор Иванович был тайный советник и дипломат, к его словам нужно отнестись серьезно.
To be continued...
4 апреля. ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Из дневников Петра Александровича Валуева
4 апреля. Покушение на жизнь государя по милости божьей тщетное. При выходе из Летнего сада, в ту минуту, когда государь хотел сесть в коляску, злодей выстрелил в него почти в упор [146]. Крестьянин, бывший в толпе, которая по обыкновению ожидала выхода государя из сада, говорят, толкнул руку убийцы [147], которого тотчас схватили. Государь спросил его: русский ли он и за что стрелял в него? (Вероятно, спросил, не поляк ли он). Убийца отвечал, что русский и что государь слишком долго будто бы нас обманывал. Другие говорят, что он сказал, что государь обделил землею крестьян. Еще другие, что, обратись к толпе, он сказал: «Ребята, я за вас стрелял».
Эта последняя версия подтверждается с разных сторон. Хотя я видел нескольких очевидцев или лиц, тотчас бывших и собиравших сведения на месте, — толки крайне разноречивы...
Вся императорская семья отправилась в Казанский собор. Потом государь принимал собравшихся во двор це разных лиц и в присутствии их при криках ура! возвел в
дворянское достоинство находившегося там же крестьянина Комиссарова, который отвел руку убийцы. Он уроженец Костромской губернии, как Сусанин. Массы народа наполнили
Дворцовую площадь. В церквах совершались молебны. Восторг был общий.
Об убийце пока ничего достоверного неизвестно. Ему отроду лет 25. Говорит чисто по-русски. Расследование производится в III Отделении
Как мы видим, это была именно бесовщина. Народ любил своего государя, а истинный представитель народа спас его от выстрела больного ублюдка.
Который был страшно далек от народа.
Более того, Государь был крайне удивлен, что стрелявший русский, а не поляк какой-нибудь драный.
9 апреля. Утром заседание соединенных Департаментов за конов и экопомии. Потом работал. Обедал в Английском клубе, где в честь Комиссарова, приглашенного гостем, было до
300 человек,— тосты, речи, стихи и музыка. Я в первый раз видел Комиссарова. Небольшой, бледный, тщедушный, но с спокойным и разумным выражением лица. Бесконечные овации ему не вскружили головы и не сбили с толка. Во всех приемах скромность. Кроме русского крестьянина, никто бы не выдержал подобного опыта.
Вообще все у нас теперь как будто в чаду. Всякого рода демонстрации повторяются без конца. Везде благодарят бога, и Русь молится. Эта прекрасная черта русского народа, кото
рый без молитвы как будто не был бы русским, ярко и везде проявляется. Но, кроме молитвы, есть во многом другом излишества. Пересол, как видно, в нашей натуре. Смотрю со стороны и удивляюсь, как никто не думает о завтрашнем дне, о реакции после чрезмерного напряжения. Ездить в театры, что бы слушать, как публика требует гимна «Боже, царя храни!» — значит уже переставать быть членом этой публики. Раз — благородное движение. Несколько раз — уже род спектакля.
С высокими и глубокими чувствами не следует обращаться легкомысленно.
О, как это верно, Петр Александрович.
Впрочем, и для Комиссарова все это кончилось не очень хорошо.
Ибо очень редко человек может справляться с неожиданно упавшим с неба.
Осип Иванович, став дворянином, поступил в армию, стал гусаром, но занимался там в основном пьянством.
Он вышел в отставку в чине ротмистра, что однако было очень неплохо для крестьянина, и занялся в своем поместье привычным делом - садоводством и пчеловодством.
[File Attachment: 201704_Komissarov_lubok.jpeg]
Тэги:
история,,
религия,
философия,
История. Эпизоды.
2017-04-04 10:01:43
Пусть сумеет нам добыть
То-Чаво-На-Белом-Свете --
Вообче-Не- ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Пусть сумеет нам добыть
То-Чаво-На-Белом-Свете --
Вообче-Не-Может-Быть!"
Бородатого мудака на облаке, я Вам добыть, действительно, не смогу.
А до социальной модели Будущего не доживу.
Более того, какой-нибудь условный пост-капитализм лет через 500 наверняка сохранит свою суЧность и суть, но наверняка тоже будет иметь свои частные отличия (в способе производства, например)
Тэги:
история,,
религия,
философия,