Прочитала у Вассермана статью об авторском праве; статья интересная, как многое у мудрого Онотоле. В простых и доступных словах он доказывает ту мысль, что означенное право тормозит развитие культуры, ибо запрещает пользоваться чужими достижениями, в то время как ни одно произведение культуры не способно родиться в творческом вакууме, и всегда опирается как на общий опыт предыдущих эпох, так и на конкретные произведения.
С общей мыслью я в принципе согласна, так как вообще я не сторонник авторского права в нынешнем его виде. Оно не направлено на самом деле на творчество, не на раскрытие потенциала человека и т.п., а призвано только охранять имущественные интересы. Конечно, пока деньги существуют, будут существовать и те, кто живёт плодами своего творчества, и грабить их негоже; но и тот вид, в котором авторское право существует сейчас, меня не устраивает. Если настойчивое стремление "как бы кто не прочитал (посмотрел, послушал) бесплатно" будет развиваться и дальше, то всё получится, как вот здесь.
Но вот один момент мне кажется у премудрого Вассермана если не в корне неверным, то не совсем точным. Да, творческий человек использует в своём произведении мысли, образы, цитаты, элементы из того, что было до него. Создавая Тириона Ланнистера, Джордж Мартин опирается на шекспировского Ричарда III, Макс Фрай цитирует в своей книге строки Арсения Тарковского, в "Обитаемом острове" Бондарчука ненавязчиво мелькает металлическая медуза из "Матрицы"******... Но всё это фрагменты и части, но не целое. Здесь даже жёсткое авторское право не может придраться – речи нет ни о плагиате, ни о использовании чужого творчества. Иной раз мысль автора проходит таким извилистым и сложным путём, что невозможно точно установить, то или иное повлияло на воображение художника (особенно в тех случаях, когда уже нет возможности спросить его лично). И как тут применить закон об охране авторских прав? Всё-таки он начинает действовать только тогда, когда может идти речь о плагиате либо об использовании чужого произведения в целом.
К примеру, если я решу снять фильм о приключениях прикольного пирата Джона Цыплёнка, его друга-оружейника и врага – пирата с медузой вместо морды, – наверное, придётся отвечать, слишком уж прозрачные параллели. Но если я вообще начну создавать истории из жизни пиратов – вряд ли кто-то потребует с меня уплаты; иначе все толпы писателей, бойко пишущих вампирские саги, разорились бы на отчисления в пользу Стефани Майер. Роулинг ведь так и не выиграла суд против Дмитрия Емца (или Емеца? – так и не знаю, как правильно склоняется его фамилия). Так что, наверное, и в наше время творчество может развиваться, используя практически весь накопленный потенциал.
Хотя, впрочем, может быть и так, что я не вижу какой-то части проблемы, и в рассуждениях Вассермана есть какая-то фишка, которая ускользнула от меня? Всё может быть.
****** Я специально даю примеры самых разных весовых категорий, дабы показать, что цитирование и переосмысление образов происходит на разных уровнях творчества.
Основателем столицы считают Юрия Долгорукого. Однако, похоже, его роль придется пересмотреть [фото]
Ничто не старит так Москву, как ее археологи. 4 апреля 1147 года было принято отмечать, как День первого упоминания Москвы, как города. Отсюда отсчитывался и возраст Москвы, которой в этом году уже фактически стукнуло 866 лет (празднуется в сентябре). Но в четверг выяснилось, что эти данные уже устарели.
Об этом официально заявил главный археолог Москвы Леонид Кондрашев, который открыл в Выставочном археологическом комплексе "Старый Гостиный Двор" тематическую выставку (вход в музей бесплатный), экспонаты которой подтверждают эту теорию.
Напомним, раньше считалось, ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий шел с дружиной через леса, и в погоне за зверем, набрел на имение купца Кучки. Князь отравил купца, а его жену соблазнил. Чтобы как-то затмить это событие, князь собрал гостей, и 5 апреля (28 марта 1147 года по старому стилю) закатил пир в честь своего союзника князя Новгород-Северского Святослава Ольговича, к которому обратился со словами "Приди ко мне, брате в Москов".
Обед оказался настолько "силен", что удостоился упоминания в Ипатьевской летописи. Так мир узнал, что есть такой населенный пункт - Москов. Но ведь оба князя пришли с дружинами через дремучие леса уже по готовым дорогам!
- Москва, как уже сложившийся город может быть на 100, а то и на 200 лет старше известной по Ипатьевской летописи даты, - рассказал корреспонденту "КП" Леонид Кондрашев, - это стало известно после того, как вскрыли погребные ямы, что были вдоль старых дорог, которые проходили, через Москву. Найденный в них уголь отправили на радиоуглеродный анализ, который показал, что дороги относятся ко второй половине 11-го века. Считаю, что Москва в это время уже была городом. Летописи сохранили сведения, что киевские князья, в том числе внук Владимира Мономаха ходил «на Голядь» еще в 1058 году. А в Москве есть речка Голяданка. Голядь - это балтоязычное племя обитавшее на территории Москвы между племенами вятичей и кривичей. О том, что Москва старше говорили давно. Ходит версия, что киевские князь перессорили между собой племена голяди, вятичей и кривичей, которые жили в устье Москва-реки с первого тысячелетия. Это привело к тому, что балтов ассимилироали вятичи, которые жили охотой. Уже в конце 11-го века первобытные москвичи жили уже не в землянках, а в посадах на территории крепости с рвом и валом, которая назвалась Москов. Эти данные подтверждают археологические находки в районе Кремля. - Москвичи 11-го века охотились и ловили рыбу сетями, а добычу продавали за арабские серебряные монеты 9-го века (их находят в кладах на территории современного Кремля), - рассказал Леонид Кондрашев.
Главный археолог столицы Леонид Кондрашев на открытии выставки в археологическом комплексе «Старый Гостиный двор» Фото: Александр БОЙКО
- А москвички носили украшения вятичей: решетчатые кольца и витые браслеты, а в ушах лопастные височные кольца. В одном из захоронений нами было найдено захоронение женщины, у которой сохранилось ухо. В нем было семь сережек, которые его мумифицировали. Москвички в 11-веке носили стеклянные браслеты, которые часто ломались. По их осколкам можно датировать древние поселения, которые обнаружены на территории современного города. Их оказалось намного больше, чем было принято считать ранее.
Москвички в те времена носили стеклянные браслеты, которые часто ломались. По их осколкам датировали древние поселения на территории современного города
Кстати, вместо СМС наши "предки" пользовались берестяными грамотами, которые после прочтения просто рвали, и бросали под ноги. Возможно, уже завтра археологам посчастливится найти целую, да еще и с датой. Тогда Москва может быть станет еще старше. Жили на территории города с незапамятных времен. Совсем недавно на территории реконструируемого стадиона Динамо ученые обнаружили поселение каменного века. В частности камни, которые похожи на кремниевые скребки, которыми первобытный человек отделял мясо от шкур животных.
Раскопки на территории Кремля начали проводиться всего лишь век назад
Не знаю, как там дальше будет - но интересно взять на заметку.
Примечательно то, что, как всегда, научная новость вызывает мало интереса; все комментарии суть злобное сведение счетов. Народ считает, что археологи копают исключительно для того, чтобы отмыть какие-то деньги или же свести счёты с Киевом; вот же бестолковые люди! Неужели уже никто не верит в науку ради неё самой?
Венесуэльское телевидение порадовало шестидесятисекундным мультфильмом о том, как покойный Уго Чавес попадает в рай и встречается там со своей бабушкой и различными деятелями латиноамериканской истории. Лично мной признаны в лицо трое (Эрнесто Че Гевара, Симон Боливар и Сальвадор Альенде), но знающий народ на Ютубе указал, кто там есть кто.
"Chogyok Pochong Бородач в красной рубахе рядом с Че - возможно Камилло Сьенфуэгос, соратник Че и Фиделя по Кубинской революции. Женщина на заднем плане - возможно Эвита Перон, супруга президента Аргентины Доминго Перона и сама была президентом непродолжительное время. Остальных не узнаю. Не хватает национального героя Кубы и борца за её независимость - Хосе Марти и национального героя Мексики -Бенито Хуареса, и был бы весь латиноамериканский пантеон в сборе. Сама задумка мультика правильная. Графика хромает, персонажи малоузнаваемы. Крайний слева в форме с бакенбардами - это Симон Боливар, национальный герой Венесуэлы, освободивший её от испанского колониализма, человек в костюме и очках -покойный президент Чили Сальвадор Альенде, погибший в результате военного переворота в 1973 г. Негр в красном доломане - Туссен Лувертюр, национальный герой Гаити, провозгласивший независимость. Ковбой в шляпе - Аугусто Сандино,национальный герой Никарагуа, борец с американской оккупацией."
В принципе, я не сказала бы, что графика хромает и персонажи малоузнаваемы; те, кого я знаю в лицо, изображены вполне внятно.
Интересно... вот так создаются легенды нашего времени.
А какой был голос! Как он пел народные песни!.. И не только народные. У него был совершенно необычный, чисто свой тембр и сильный, ярко окрашенный голос. А играл как? На днях пересматривала его Моцарта в швейцеровских "Маленьких трагедиях" – что за чудо.
С кем останется наше кино через несколько лет, когда уйдут все старики? Нет, кто-то есть и из талантливых молодых, но они все уже порчены сериалами, сниженными требованиями, облегчённой игрой.
А вообще впечатление такое, что Любимов высасывает жизнь из актёров. Иначе почему ему уже под 100, когда актёры мрут?
Я люблю готовить (некоторые знакомые даже подвергались воздействию моих экспериментов), и иногда стараюсь расширить свой кругозор, читая разнообразную информацию по этому поводу. Но неистребимая привычка философствовать и здесь подталкивает искать поводы для размышлений...
Очень удивляет меня сложившееся в последнее время среди соотечественников отношение к такой вещи, как майонез. Читая разные рецепты на всяческих кулинарных сайтах, я обратила внимание на то, что этот соус нередко подвергается остракизму. Почему-то считается хорошим тоном выразить своё "фы" в отношении магазинного майонеза, и подчеркнуть, что "это блюдо готовить надо только с домашним майонезом!"
Ну просто такие все стали знатоки и гурмэ*, что иначе как с собственноручно приготовленным майонезом им и за плиту-то стыдно встать! Помню, года полтора-два ходил по интернетам тест "сноб ли ты", этакая проверка на вшивость; так вот там этот самый домашний майонез был одним из отличий истинного сноба от всякого быдла и пролетариата. На Луркморье майонез обливается такими тоннами презрения – ну просто его употребляют только записные идиоты.
Так вот не понимаю: что все прицепились к невинным пластиковым пакетикам "Провансаля"? Почему именно они стали показателями быдловости или небыдловости? Нет, я не спорю – возможно, домашний майонез действительно вещь обалденно вкусная; если честно, я никогда его не пробовала, а самой приготовить – как-то руки не дошли. Но почему наличие одного вкусного соуса должно отрицать существование другого? Ну всё равно что кто-то стал бы заявлять, что раз на свете есть кетчуп, использовать грибной соус пошло и не стильно.
Воистину, странные вещи иногда становятся знаковыми явлениями. А ещё – как же людям хочется предстать лучше, чем они есть, да ещё таким простым способом – погромче скажи, что покупной майонез это не для нас, не для избранных, – и всё, ты уже на особицу.
А я люблю майонез, и не стыжусь в этом признаться. А что такого? Вкусная вещь, украсит множество блюд – главное использовать его в меру и в тему. Ели освою когда-нибудь приготовление домашнего – что же, буду готовить то с тем, то с другим; но высказывать своё презрение к испытанному продукту точно не буду. Ну а если кто-то решит относиться ко мне хуже из-за злополучного соуса – что же, флаг вам в руки, барабан на шею. Для меня майонез – не показатель воспитанности или образованности, а просто еда.
------------------------------------ *На всякий случай поясню. Распространённое и часто употребляемое слово "гурман" (gourmand) на самом деле означает обжору, человека, любящего много и вкусно поесть. А тонкого знатока вкуса и специалиста по изысканной кухне называют именно гурмэ (gourmet). К сожалению, в начале позапрошлого века гурмэ стали называть гурманами, а исходное слово практически выпало из обращения. Отсюда.