На полит.ру достаточно интересный обзор " ...
http://polit.ru/article/2013/11/12/paternalism/
На полит.ру достаточно интересный обзор "поведенческой экономики" - относительно нового течения в науке об обществе, которое не закладывается на то, что человек по своей природе разумен и всегда пытается сделать выбор в пользу максимальной выгоды (пусть и ошибается из-за неполноты информации).
По-моему, ни малейших оснований сомневаться в ограниченной рациональности человека нет.
Такие вещи как
- Гиперболическое дисконтирование.
- Психологическое (ментальное) бюджетирование
- "Холодные" и "горячие" психологические состояния
- Ошибки оптимизма и пессимизма
- Эффект присутствия
- Вытеснение внутренней мотивации
- Зависимость от контекста
- Ошибка статус-кво
каждый из нас неоднократно наблюдал и в поведении окружающих людей, и в своем собственном (хотя я лично продолжаю считать что использование рефлексии в качестве метода познания недопустимо).
Другое дело, что некоторые сторонники бихевористской экономики из факта ограниченной рациональности делают выводы о допустимости государственного патернализма. И Капелюшников, которому эта идея вполне обоснованно не нравится, начинает критиковать не натянутый логический переход "человек ведет себя глупо -> государство должно его от самого себя защитить", а исходную посылку "человек ведет себя глупо". Которая, увы, факт.
Вообще говоря, Капелюшников, ссылаясь на Сен-Пола, называет и вторую посылку:
Для решения своих поведенческих проблем люди нуждаются во вмешательство третьих лиц. Наилучшим кандидатом на эту роль является государство.
Принстонскому профессору Сен-Полу может быть и простительно считать что государство является хорошим кандидатом на компенсацию ограниченной рациональности людей.
Люди пережившие распад СССР и разнообразные метания постсоветского государства должны бы понимать, что у государства с рациональностью ничуть не лучше, чем у индивида. А при большей части способов этого государства построения - и хуже.
Вообще говоря, единственным агентом, не допускающим ошибок, является эволюция, естественный отбор. Соответственно, государство является худшим из возможных внешних агентов потому, что оно очень большое и попытка с него соскочить, когда оно начнет от естественного отбора загибаться, связана с очень большими накладными расходами.
Если допустить, что человеку действительно нужен патерналистский агент, который компенсирует его ограниченную рациональность, то этот агент должен обладать следующими свойствами:
1. Таких агентов должно быть много. Чтобы в случае если какой-то из них окажется "неправильным" пострадало довольно небольшое количество людей.
2. Должен быть свободный выбор агентов. Т.е. крайне желательно, чтобы гибель агента в результате естественного отбора выглядела не как "все кто пользовался данным агентом умерли", а как "все кто пользовался данным агентом, перешли на других агентов". Понятно, что ошибка статус-кво приведет к тому что за агента будут держаться несколько дольше, чем это рационально, и нести потери. Но мы как-то и не надеемся сконструировать систему, в которой потерь вообще не будет.
3. У агента не должно быть интересов, отличных от интересов опекаемого. Ну ладно, еще можно допустить интерес "привлечь к себе возможно больше опекаемых". В условиях ограниченной рациональности опекаемых и наличия свободы выбора агента этот интерес не будет на 100% совпадать с интересом "сделать опекаемому возможно лучше в долгосрочном плане".
По-моему, из этих условий следует, что если агентом является социальная структура, состоящая из людей (которые всегда имеют собственные интересы), желательно чтобы размер этой структуры не превышал числа Данбара. Но ещё лучше, чтобы агент был не человеком, а, скажем, программой для компьютера.
Года два назад я уже писал про электронную религию. Теперь вот электронный заменитель барина-батюшки.
This entry was originally posted at http://vitus-wagner.dreamwidth.org/918714.html. Please comment there using OpenID. Now there are
comments
Искать в интернете оригинальную статью Вайзмана мне лень (тем более, что не факт что она есть в ...
Искать в интернете оригинальную статью Вайзмана мне лень (тем более, что не факт что она есть в открыым доступе)
Поэтому проциирую статью "Ошибка выживших" из блога "You are not so smart".
Вайзман утверждал, что то, что мы называем удачей, на самом деле просто паттерн действий, который объединяет стиль восприятия и обращения с событиями и людьми, встречающимися вам на жизненном пути. Он заметил, что у «неудачников» слишком узкий фокус внимания. Они помешаны на безопасности и очень тревожны: вместо того, чтобы резвиться, как дельфин, в море случайного выбора, они зацикливаются на контролировании происходящего, выискивая что-то конкретное. В результате они профукивают множество возможностей, мирно проплывающих мимо.
Вам этот паттерн поведения ничего не напоминает? Мне вот - напоминает. Все меры по защите от террористов, защите от информации, защите от ГМО и прочих controlled substances - это навязывание паттерна неудачника. Всему обществу.
Шнайер, по-моему уже не одну клавиатуру стоптал, в сотый и двухсотый раз объясняя, что единственная успешная стратегия борьбы с терроризмом соответствует Вайзмановской стратегии победителя - refuse to be terrorized + активная агентурная работа. И вообще, даже с учетом 9/11 вероятность гибели от рук террористов для жителей большинства развитых стран, включая Россию и США, на порядок ниже вероятности гибели в ДТП. Американцы не внимают. Потому что те кто принимает решения заинтересованы в том, чтобы подавляющее большинство населения были неудачниками. Во всяком случае бо́льшими неудачниками, чем они сами
This entry was originally posted at http://vitus-wagner.dreamwidth.org/898128.html. Please comment there using OpenID. Now there are
comments
+ развернуть текст сохранённая копия
Надо в конце концов кроме мелочных придирок к книжке
butakow написать общее впечатление от неё.
Итак, вопрос вынесенный в заглавие книги (и этого поста). По-моему. ответ на этот вопрос очевиден: затем же, зачем молотку забитый гвоздь. Разум это инструмент такой, с помощью которого обладающие этим свойством существа решают разные задачи. В том числе и задачу космической экспансии.
Автор книги уделяет довольно много места вопросу "что есть разум", "каков критерий отнесения существа к разумным". И в итоге приходит к тому же выводу, к которому пришел некоторое время назад я - существует достаточный критерий: Если некоторые существа вооруженной силой заставили заведомо разумную расу (например людей) с собой договариваться, а договорившись перешли к взаимовыгодному сотрудничеству в рамках оговоренных границ, то эти существа заведомо разумны.
Более мягкие критерии сформулировать довольно сложно. Потому что вообще-то вопрос о разумности иной расы (будь то внеземная цивилизация, бобры или реплицирующиеся роботы) это вопрос их признания таковыми с нашей стороны. А люди, твари упрямые, пока пистолет не предъявишь, доброго слова слушать не хотят.
Вообще у Ярослава при обсуждении разума идет почему-то уклон в инструментальную деятельность, а не в социальные взаимодействия. Хотя разум это штука в первую очередь социальная. Впрочем, это очень типичная ошибка для людей, воспитанных в традиции просвещенческой социальной философии - искать разум у индивида, а не у социума.
А собственно даже инструментальная деятельность это способ кооперации такой - один троглодит делает копье. второй идет с ним на охоту. И в результате вдвоём они оказываются куда сильнее чем каждый из них в отдельности.
Тем не менее, хотя вопрос что есть разум, и как он соотносится с социумом, цивилизацией и разумным видом, в книге до конца не решён, в конце концов вопрос о том, зачем космическая экспансия ставится в контексте "зачем человечеству космическая экспансия".
И тут выдвигается достаточно спорная этологическая гипотеза о том, что в рамках одного общества соотношение эгоистов и альтруистов всегда смещается в сторону эгоистов. И показываектся что даже если эта гипотеза верна, разделение разумного вида на несколько изолированных социумов может привести к тому, что общее количество альтруистов по всем этим социумом будет расти. Потому что численность социумов где оказалась больше альруистов, растет быстрее.
Обосновывать, почему нельзя отменить глобализацию и слияние всех цивилизованных народов в единый социум (в котором действительно количество эгоистов будет расти) автор не стал, огранчился парой общих фраз. Хотя вот эта тема заслуживала бы более подробного рассмотрения. Желающих по разным причинам отгородиться от мира железным занавесом нынче много. И многие из них мотивируют это именно необходимостью улучшения нравов. У автора, кстати ровно такой персонаж и выведен.
Я хотел было прицепиться к идее что в дальнейшем эти общества будут обратно объединяться, и поэтому экспансия полезна для всего человечества, поскольку я субъектность человечества отрицаю.
Но потом подумал: А о чем, собственно я пишу в "Детях Пространства". А ровно о том, как космические колонисты вернулись на Землю и принесли с собой свои обычаи. И на вопрос "А почему вы спасали пострадавших от извержения вулкана" Келли Лависко отвечает "А потому же, почему кот спину(ну не мог же он в разговоре с женщиной сказать "яйца") лижет. Потому что могли".
This entry was originally posted at http://vitus-wagner.dreamwidth.org/870616.html. Please comment there using OpenID. Now there are
comments
Тэги: мысль, непричесанный, человек, этология
О смысле жизни.
2013-05-08 13:54:04
+ развернуть текст сохранённая копия
olga_podolska написала замечательный пост О смысле жизни.
Тема раскрыта полностью. Впрочем
alex_rozoff успел раньше, вложив в финале "Созвездия Эректуса" в уста Абинэ Тиингеле одну фразу: "«Я так хочу» - это и есть смысл. Единственный общий смысл действий каждого человека."
This entry was originally posted at http://vitus-wagner.dreamwidth.org/857211.html. Please comment there using OpenID. Now there are
comments
Тэги: человек, этика, этология
Гениально
2013-03-28 15:07:31
Внутреннюю пустоту нельзя заполнить радостью и удовольствием. Просто потому, что " ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Внутреннюю пустоту нельзя заполнить радостью и удовольствием. Просто потому, что "внутренняя пустота" и есть дефект механизма, при помощи которого нормальное, здоровое, непокалеченное существо получает удовольствие от жизни и в полной мере ощущает её вкус. Никакими фильмами, тусовками, вкусняшками, развлекалочками и интернетами этот дефект не перекрывается.
Внутренюю пустоту гораздо удобнее заполнять Высшим Смыслом, ощущением причастности, Надеждой, Верой и высокими идеалами. Можно ещё любовью. (Хотя это рискованно, идеалы, в отличие от любимого человека, едва ли смогут вас бросить или вам изменить.) Эти "высокие" вещи позволяют получать удовлетворение другим способом, в обход непосредственного переживания радости бытия. Поэтому многие именно в них находят отраду и облегчение.
Хотя, конечно, это всё-таки лучше не компенсировать, а лечить.
отсюда.
А я-то всегда не понимал почему для успешной идеологической системы совершенно неприемлемо допущение простых радостей бытия, почему человека надо обязательно эмоционально искалечить, объявив либо незаконным, либо аморальным, либо вызывающим рак у крыс всё, что приносит удовольствие.
This entry was originally posted at http://vitus-wagner.dreamwidth.org/849107.html. Please comment there using OpenID. Now there are
comments
Тэги: человек, этика, этология
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12