ПЯТКА ОПОРЫ
2016-08-30 12:09:36
«И будет пятка (экев) слушать эти законы, и хранить, и исполнять, и Б-г, Г-сподь твой сохранит для ...
+ развернуть текст сохранённая копия
«И будет пятка (экев) слушать эти законы, и хранить, и исполнять, и Б-г, Г-сподь твой сохранит для тебя союз и добро, о которых клялся твоим отцам» (Дварим, 7:12).
Экев (עקב) – так начинается и называется этот недельный раздел. Обычный перевод слова – «вследствие» (аналогично בגלל). Но, возможно, есть здесь и дополнительный смысл.
Вспомнилось выражение «с головы до пят» – целиком, когда сознание человека полностью проникает его всего. Редкому достоинству цельности (шлемут, которое определяет шалом человека, его мир, прежде всего, с самим собой) учит и к нему направляет Тора своим рассказом и заповедями, охватывающими всю жизнь человека и указывающими будущую судьбу его души.
Тора в первый раз использует слово экев в рассказе о проклятии змея в Ган Эден: «Вражду устрою меж тобою и женщиной и меж потомством твоим и потомством ее, оно будет поражать тебя в голову, а ты поражать его в пяту» (Берешит, 3:15).
Зачем Тора уточнила о голове и пяте? Возможно, потому что начало всего в голове, и, в первую очередь, нам надо избавиться от идейного влияния дурного влечения и его обольщающих слов. Но понимая, что проигрывает на этом уровне, оно старается пустить яд в пяту – самую низкой и тупой нашей материальной частью, которая является нашей земной опорой и направляет наши шаги. Наша задача – идти по путям Б-га, и пятки должны следовать за головой, а голова следовать слову Его.
Так раби Ханина бен Доса (как рассказывается в Талмуде, Брахот 33а) засунул голую пятку в нору ядовитому змею, убившему несколько человек и вселившему страх в окрестное население. И змей, укусив ее, сдох. После чего раби Ханина сказал: «Не змей убивает, а грех убивает». Он поступил, как написано в Торе, как сказал Б-г, и показал, что над праведником не властвует змей, если человек весь чист и свят.
Совершенный праведник с головы до пят, иш там, как он назван в Торе, потомство которого в будущем спасет мир – это Яков (יעקב), его потомство подчинит в будущем (что указывает буква йуд) материальное начало и направит, шаги своего народа и всего человечества к Б-гу.
Как объясняют и явление Машиаха на осле, хаморе, означает, что он будет властвовать над своей материальностью (хомер) и возглавит восстание всех людей против власти материальности над духом.
И голова встанет во главе человека, а не хвост. Человек и народ будет слушать тогда эти законы всем существом, и внимать им, жаждать их как воды, хранить как зеницу ока и исполнять всей душой и всем телом.
И тогда исполнит Б-г Свой договор и сделает хесед, как обещал твоим отцам.
Тэги:
gedalia,
spinadel
* * *
2016-08-29 20:52:06
солнце в капле смолы
бег сына
ветхий ствол сосны
+ развернуть текст сохранённая копия
солнце в капле смолы
бег сына
ветхий ствол сосны
Тэги:
gedalia,
spinadel
ИМЕНА Б-ГА И ИМЕНА ПРАОТЦЕВ
2016-08-29 11:40:11
+ развернуть текст сохранённая копия
Начните планировать свои цели вместе с S.U. Nekrassov + индексы с ведущих
мировых финансовых рынков
Когда Б-г впервые позвал Моше, сказал ему: «Я – Б-г твоего отца, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Якова» (Шмот, 3:6).
И на вопрос Моше «А они меня спросят, как Его Имя» «Всесильный (Эло-им) сказал Моше: Я БУДУ (אהיה), который Я БУДУ. И пояснил: так скажи Сынам Израиля: Я БУДУ послал меня к вам» (Шмот 3:14).
И это, вероятно, основа убеждений: «Будь, что будет», «Что будет, то и будет», «Будет хорошо (ихье тов)», «И это к лучшему», «Все, что ни делает Б-г – к лучшему».
Но почему не сказал «Я Б-г твоих праотцев Авраама, Ицхака и Якова», а называл Себя их Б-гом поименно?
Предложу еще объяснение:
Взглянем на первые буквы имен праотцев: אברהם יצחק יעקב. Все они образуют в глаголах будущее время. И сумма начальных букв имен праотцев – гематрия Имени «Я буду».
Каждый из них прокладывал новый путь для мира, и все шли по путям Творца, и Он не раз говорил: не за ваши заслуги, а за заслуги отцов.
Они Его отражение и Его слуги в мире, как и Моше: משה = השם = א-ל ש-די.
А следующая фраза открывает другое Имя: «Скажи сынам Израиля Авая, Б-г отцов ваших, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Якова послал меня к вам. Вот Мое вечное Имя, и так должны называть Меня во всех поколениях» (3:15).
Что же должен Моше сказать: первое Имя или второе, или оба?
Получается, что вначале Моше должен сказать им о ближайшем будущем, что заинтересует их в первую очередь. А завершить вечным, ведь имя Авая равное по гематрии алефу (началу алфавита и первой букве имени первого праотца, образующей будущее время первого лица) включает в себя и будущее, и настоящее, и прошлое.
И, возможно: אברהם יצחק יעקב = Тора, Авая, Эло-им – Один (эхад)
Тэги:
gedalia,
spinadel
НАМЕКИ МАЛЕНЬКОЙ БУКВЫ МЕМ: БУНТОВАЛИ – 40 и 40
2016-08-28 11:25:54
Моше продолжает воспитывать народ, напоминая: «מַמְרִים הֱיִיתֶם עִם יְהוָה מִיּוֹם דַּעְתִּי ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Моше продолжает воспитывать народ, напоминая: «מַמְרִים הֱיִיתֶם עִם יְהוָה מִיּוֹם דַּעְתִּי אֶתְכֶם – бунтовали вы со дня, что узнал вас» (Дварим 9:24).
Бааль аТурим пишет: «Фраза начинается и кончается буквой мем, указывая, что так поступали сыны Израиля все мем (40) лет в пустыне».
То есть для рава повторение мем – усиление идеи. Но мне кажется, что возможны дополнительные объяснения, где дают намек обе буквы, причем для этого достаточно даже одного слово мамрим, מַמְרִים, начатого и законченного мем.
Два раза Моше в этом разделе Экев рассказывает, как поднялся на гору Синай для получения Скрижалей Завета, и оба раза говорит, что был там 40 дней и 40 ночей.
Более того, в Торе, согласно одной из версий, первая мем в слове мамрим (с тремя мем) – маленькая. (Редкий случай, когда о написании букв есть разногласия). Возможно, это намек: вы сделали грех золотого тельца, что умалило первое пребывание 40 дней и ночей, пришлось разбить Скрижали и подниматься во второй раз.
И еще. Название буквы мем связано с водой, маим, которая проявление милосердия, каким было и дарование Торы. И слово מַמְרִים можно разделить на маим и мар – воду и горечь (как были маим марим, горькие воды в Мара).
И возможен дополнительный намек, если прочесть слово как м(мэй-воды)-Мирьям, благодаря которой сорок лет был источник воды в пустыне. А когда она умерла, воды не стало, народ стал требовать у Моше воду, он обозвал народ бунтовщиками и ударил по скале два раза вместо того, чтобы извлечь воду из скалы словами, за что лишился права войти в обетованную землю. То есть вода умалила его радость и надежду.
Тэги:
gedalia,
spinadel
* * *
2016-08-25 20:24:48
я в альпах видел твое отраженье
в фиалке что пила пыльный сумрак рассвета
в ручьях что ...
+ развернуть текст сохранённая копия
я в альпах видел твое отраженье
в фиалке что пила пыльный сумрак рассвета
в ручьях что проливались в озера
а капли из бездн поднимались туманом
и мост изгибался
высокая пела струна
Тэги:
gedalia,
spinadel