«Вели Аарону и его сыновьям, и скажи им: вот Тора восходящей жертвы ола, ола, остающейся всю ночь до утра на очаге жертвенника, и огонь жертвенника горит на нем» (Ваикра 6:2). Обычно разделу давали название по одному из первых необычных слов, здесь это Цав. Но есть тут и что-то уникальное. По окончании раздела мудрецы указывают число фраз в нем и дают этому знак – слово с тем же числовым значением и связанное со смыслом раздела. Здесь число фраз записывается теми же буквами цав, צו (96), и такой же знак цав они дали этому разделу. Совпадение числа фраз с названием/«первым» словом раздела, уникально. А название знака – Цав уже не вызывает особого удивления, если учесть, что и в каждой из четырех последних фраз раздела в разных формах используется тот же глагол цав, повели. То есть это действительно главное в разделе. Еще одна уникальная особенность этого раздела в том, как указано, что одна из его фраз – средняя в Торе. Это седьмая или восьмая фраза восьмой главы: «И возложи на него хошен, и вложи в хошен урим и тумим» – нагрудник первосвященника с драгоценными камнями и пергаментом в нем, который открывает пророчества, что является высшей прерогативой первосвященника, самогоприближенного человека к Б-гу. Ваикра – книга Призвания еврейского народа, и это кульминационный момент призвания, которое выражается в том, что Творец мира прямо обращается к избранному народу, выражая ему Свою волю, Свои веления. И еще особенность – во второй фразе, которую мы цитировали, это слово «очаг жертвенника», мокда, первая буква в котором уменьшена – מוֹקְדָה. Рассмотрим внимательнее это слово. Его гематрия 155 = 31х5 – Имя Б-га Э-ль, повторенное пять раз. Оно выражает Милость, с которой Он дарует всем, независимо от заслуг, все необходимое для существования, например воздух и воду. А пять – этот мир делания и завершения, созданный пятой буквой Эй и рукою, пятью пальцами. И очаг жертвенника – место искупления грехов и благодарности, призывающее Милость Свыше к каждому человеку (אדם, Адам, как написано в начале Ваикра) и всему народу (עם) – сумма этих слов также155. Приношение жертв от всех четырех царств, которые создал Творец, и всего, что дает – минералов, растений животных и, конечно, от себя, человека – ярчайший символ исполнения велений Его, наасе, понятны они или нет. Выражание подчинения и признательности, благодарности Ему, утверждает Его как Владыку всего, קנה (155), приближает человека к Нему и связывает его с Ним. Но близость к высшей власти не должна вызвать гордости. Не случайно, наверное, мы встречаем это слово с умаленной буквой в обращении к Аарону-первосвященнику (создателю тельца) и его сыновьям, которые потом ошиблись в этом, поступив своевольно, и были поглощены небесным Огнем. Наоборот, настоящая жертва требует смирения и должна вызывать его. Может быть, указывая на это, слово мокда здесь начинается с уменьшенной буквы мем (40), как кончается уменьшенной буквой алеф слово «призвал» в начале книги Ваикра. Вместе эти первая и средняя буква алфавита и крайние буквы слова Адам, человек (как сказано: Адам, когда будет приносить жертву) образуют слово אם, мать, пробуждая в «нашем единственном Г-споде» (эхад эло-эйну, 115 и Его народе, העם, 115) материнские чувства к Своему народу. Слово מוֹקְדָה содержит в себе и корень קְדָה – поклон. И приношение жертв называется поклонением – это основное чувство, которое предшествует этому действию. Осознание, что по грехам своим человека следовало бы казнить, самого принести в жертву, но Б-г Милосердный принимает вместо этого как выкуп за его душу жертвенное животное. Что же такое оставшиеся буквы מוֹ? Может быть, просто элемент словообразования Но также число 46, равное לב + יד, сердце + рука. Желание принести жертву должно исходить от сердца и претворяться рукой с этим чувством и сознанием, и тогда эта жертва будет истинное поклонение и исполнение воли, веления Б-га. автор текста: Gedalia Spinadel
2017-04-12 16:43:41
На святом языке мезуза, מזוזה. В первый раз это слово в Торе во фразе «И возьмите из крови и ...
+ развернуть текстсохранённая копия
На святом языке мезуза, מזוזה. В первый раз это слово в Торе во фразе «И возьмите из крови и помажьте ей два косяка (הַמְּזוּזֹת) и притолоку на домах, в которых будут ее есть» (Шмот 12:7). Это кровь пасхальной жертвы, которая открыла евреям путь спасения из Египта. И далее «И прошел Б-г поразить Египет, и увидел кровь на притолоке и двух косяках, и миновал (וּפָסַח) Б-г вход (הַפֶּתַח), и не дал губителю войти в их дома для поражения» (Шмот, 12:23). А потом Торе говорит о рабе-еврее, который не хочет после шести лет уходить на свободу от любимого хозяина – что ему следует приколоть ухо к косяку двери, и после этого останется его рабом навек (до юбилейного года). Обратим внимание на сходство слов «миновал» (פָסַח) и «вход» (פֶּתַח), которые в европейском произношении звучат почти одинаково: пасах и песах. Причем праздник, парадоксально, называется не Пасах (что переводят как «миновал» или «перепрыгнул»), а Песах – как «вход». Может быть, соседство и сходство слов не случайно, и праздник мацы обрел название Песах не только из-за того, что губитель миновал тогда наши дома, но и потому что Б-г дал нам этим выход из «дома рабства», Египта и вход на свободу в наш обещанный дом? Свидетелем нашей самоотверженности, публичного принесения в жертву египетского идола являются косяки. Корень слова мезуза – זז, заз – «двигаться». И в данном случае евреи получили повеление не двигаться до наступления утра, пока не будут поражены первенцы Египта, но утром двинуться в путь из Египта. Мезуза обеспечила движение евреев, и с тех пор евреи постоянно в движении, в котором их сопровождают мезузы на косяках их новых домов. А в суде, как учат, мезуза – напоминание рабу-еврею о вечной свободе, данной Г-сподом народу. Гематрия слова «мезуза» – 65 = אדנ-י, Г-сподь (мой Господин). Они свидетельство Его существовании и защиты нас и наших домов. И две мезузы – 130, раскрытие слова эхад, Один. Это напоминает финальную песню Седера Хад Гадья (Один козленок), которого «Отец купил за два зуза» – דזבין אבא בתרי זוזי. Может быть, за две мезузы – то есть за пасхальную жертву? И за обрезание – ведь в слове «купил», דזבין просматривается слово בין (בן), «сын», а слово «за два», בתרי – это ברית, брит, «обрезание»? И еще – что за «кот» «съел» козленка, который в припеве постоянно появляется как два козленка? Может быть, Шунра – лашон ара, злословие, из-за которого Йосеф, а затем и вся семья Якова попадает в рабство в Египет – мать всех изгнаний, и потом был разрушен второй Храм, и началась цепь изгнаний, незаконченная до сих пор? А козленок напоминает того, который был зарезан ради обмана Якова и чьей кровью былы замарана полосатая разодранная рубаха праведника Йосефа, подобная одеянию первосвященника и напоминающая об изгнаниях. В этой связи вспомним, что два зуза – это полшекеля, выкуп души каждого еврея и ежегодный взнос в Храм, который объединял весь народ, из-за раздора которого он был разрушен и началось изгнание. А о собаке, которая здесь укусила кошку, сказано, что ни одна собака не залаяла, когда евреи выходили из Египта, и этим они обрели заслугу, ведь это противоположно злословию и доносу, из-за которого попадает в долгое изгнание и наш учитель Моше. Кроме того, собака – друг. Вероятно, ее «нападение» и помешало коту загрызь козленка до конца. Дальнейшие приключения бедного козленка пока для меня скрыты. Но главное мы знаем – придет Святой, благословен Он, и поразит смерть, и еврейский народ, человек достигнет совершенства, как вначале. автор текста: Gedalia Spinadel
2017-04-07 00:22:18
Вот история о злословии - добавил пояснение в конце. Злословие, как известно – любые слова, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Вот история о злословии - добавил пояснение в конце. Злословие, как известно – любые слова, приносящие любой ущерб, независимо от намерениий. Мы живем в мире асия – действий. Человека судят по его словам и делам. Законы о злословии надо хорошо знать – чтобы различать зло и не сказать (случайно или намеренно) то, что принесет ущерб говорящему, слушателю или объекту речи. Пример ущерба объекту: сказать, что человек много дает на благотворительность (если сам не просил об этом или не разрешил, например, желая давать тайно или только на определенные цели). Это может очень осложнить его жизнь, кроме того, этим могут воспользоваться нехорошие люди. И те же слова с ущербом слушателю – пример из жизни. В одной ешиве, школе и благотворительном центре в советской диаспоре возник денежный кризис. Профессор, который прежде приезжал туда и учил бесплатно, предложил прислать к нему, в другую часть света, преподавателя, чтобы пошел к известному миллионеру, «который всем дает» (а ему самому обратиться за помощью неудобно), заметив при этом, что отец этого миллионера из этого места. Кроме того, преподавателю посчастливилось до этого найти редкую фотографию 18 года с учниками религозной школы в этом месте, которую он решил пожертвовать на благое дело. С этой фотографией и большими надеждами он прилетел туда. Служащий миллионера по этим делам со дня на день отвечал, что встреча может произойти сегодня в любое время, ждите звонка. И преподаватель две недели просидел у домашнего телефона, пока, наконец, звонок прозвенел. В назначенный час он оказался в приемной, дождался очереди среди подобных ему просителей и удостоился двухминутной аудиенции. Рассказал о широко известном бедственном положении в республике, о голодных стариках, которым не хватает на лекарства. И подарил фотографию. Миллионер обещал через пару недель помочь. Прошло двадцать лет, помощь пока не поступила. Благотворитель, как было широко известно, действительно, щедро помогал – но только своему религиозному направлению. Что вышло? Организация израсходовала много денег на билет, преподаватель потратил время и нервы, ему не заплатили, и люди не дождались помощи. А если бы поехал на это время в другое место, все могло быть иначе. Профессор – чудесный и самоотверженный человек, хотел как лучше. Но как на это посмотрят с Небес? Ответ на комментарии: Многие не понимают, чем профессор виноват? Кстати, его никто из людей (в том числе он сам себя) не обвинял, даже в мыслях. Однако он сказал: «который всем дает». И, поскольку пользовался авторитетом, его послушали. А миллионер давал не всем, а только своим. И профессор мог это выяснить. Публикуются списки с суммами и адресами пожертвований больших людей, которые можно просмотреть. Можно поговорить с разными людьми и раузнать - живут же в одном городе, рядом, куча общих знакомых, да и сами они знакомы. Можно лично спросить, даст ли он на это, и о какой сумме может идти речь. Например, подойти к нему в шабат в его синагоге. Или договориться о звонке ему из-за границы. Или узнать об отсутствии интереса и нежалтельности звонка и встречи. Можно и самому попросить, чтобы не тратили на билет за тридевять земель. Посмотрите ниже мои комментарии. Многое можно, только так нельзя было говорить. (Это ФБ напомнил прошлый год, но актуально и сегодня) автор текста: Gedalia Spinadel