2016-12-28 22:37:28
В Хануку каждый день читают из Торы, что приносили главы одного из 12 колен в дар в Бейт а-Микдаш и ...
+ развернуть текстсохранённая копия
В Хануку каждый день читают из Торы, что приносили главы одного из 12 колен в дар в Бейт а-Микдаш и Храм. Приношения у всех были одинаковы, и каждое из них в Торе описывают 6 фраз. 6 – связь, а всего их 72, как в 72-буквенном Имени! (Аналогично, мидраш о 12 камнях нагрудника первосвященника с именами родоначальников колен, говорит, что на каждом были выгравированы 6 букв, по числу дней творения.) Об этих приношениях читают из Торы в утренней молитве раздела Насо и в восемь дней Хануки. И вот, что они приносили – драгоценные сосуды с их содержимым и животных: Серебряную чашу весом 130 шекелей и серебряную кропильницу весом 70 шекелей с мучным приношением с оливковым маслом. И золотую ложку с воскурениями – 10 шекелей. Рассмотрим их символику:
Сосуды – כלים, келим, 100. Серебро в традиции – символ хесед, милосердия. 130 равно אחד, один, 13 х 10 – один развертывается на 10 уровнях. Особенно явно это в слове סיני, Синай, 130, когда Один Б-г раскрылся в даровании 10 заповедей. А все евреи, наученные рабством и спасением, как «один человек с одним сердцем» в смирении, подобно עני, бедняку, 130, приняли на себя «исполнять все сказанное» и стали Твоим народом, עמך, амха, 130. 70, ע – раскрытие числа 7, земли и цели, на 10 уровнях. Об этом числе мы упоминали, заметим только что гематрия этой буквы айн, עין – тоже 130. Мучное приношение с маслом – выражение милости, хесед. И омер, сноп первой жатвы пшеницы приносили в дар Творцу на пятидесятый день после Песаха в праздник Шавуот, когда Он даровал Тору. 130 – слава и благодарность за откровение Б-га на Синае, за союз, который сделал евреев Его вечным народом. И 70 – слава и благодарность за спасение от рабства семьи Якова, пришедшей в Египет числом семьдесят душ, избранных, чтобы привести к Творцу 70 народов. Золото – символ суда. А воскурения служат для умиротворения суда Владыки, который дал 10 заповедей и требует их выполнения. На это указывает гематрия слова «благовония», кторет, קטרת (609+4 – по числу букв в слове) = 613 заповедей Торы, вытекающих из 10 заповедей. Действие воскурений можно увидеть, например, в эпизоде, когда народ погибал от мора после связи с мидьянитянками и поклоениня их идолам. Моше сказал Аарону взять курильницу, и там, где он пробегал с ней, мор прекращался. Символ понятен: гнев Творца разгорелся за нарушение одной или нескольких заповедей, но их 613, и воскурение коэна показывает, что народ верен заключенному союзу и своему слову соблюдать все заповеди Торы, а грех – лишь эпизод, проступок, нехарактерное отклонение от нормы. О чем говорит сумма этих чисел 130+70+10 = 210? Яков с семьей רדו, спустились в Египет, «по слову», указу, גזר Творца, потому что Он בחר, избрал наших праотцев. А потом по милости Своей, через 210 лет (вместо 400), вывел их потомков из עמק, эмек, долины смертной тени, из «дома рабства», чтобы привести на эту гору, ההר – Хорев, חרב, где даровал Тору и заключил с народом вечный союз.
Жертвенные животные: 1 бык, 1 баран и 1 годовалый ягненок – для ола всесожжения, единственной жертвы, которые приносили 3 наших праотца. 1 козел – для приношения за грех. 2 быка, 5 баранов, 5 козлов и 5 годовалых барашков для шломим, мирных жертв = 17 – טב, тов, благо, хорошо. Всего животных: 21, אהיה – это Имя Я буду, открытое Моше и сообщенное народу перед выходом из изгнания. По-моему, числа приношений глав колен выявляют основные цели изгнания – обретение единства, смирения и умения ждать и надеяться. 210 лет ожидания в рабстве – предпосылка раскрытия Б-га как будущего, 21, Я буду на 10 уровнях. Мы обязаны «каждый день вспоминать об Исходе», когда Б-г наших праотцев навсегда стал нашим Г-сподом. И искреннее сосредоточенное чтение и слушание перечня этих жертв дает нам возможность вновь и вновь переживать события Исхода, осознавать причины нашего спуска в Египет и цели нашего освобождения, нашей жизни. автор текста: Gedalia Spinadel
2016-12-26 23:42:19
Так советует Йосеф фараону. И тут же тот говорит своим слугам «Где мы еще найдем человека, в котором ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Так советует Йосеф фараону. И тут же тот говорит своим слугам «Где мы еще найдем человека, в котором дух Б-жий?», назначая Йосефа своим заместителем. Почему Йосеф выбирает именно такие эпитеты: נבון וחכם, «понимающего и мудрого» человека (41:33)? Начало второй фразы предыдущего раздела Торы вызывает удивление: «Вот порождения Якова – Йосеф»… Мидраш поясняет, что между ними было очень большое сходство и близость. И среди прочего рассказывает, как Йосефу удалось преодолеть искушение, за которое он единственный из братьев удостоился звания цадик, праведник. Он уже почти согрешил с женой хозяина, Потифара, но вдруг увидел в окне лицо отца (о котором он постоянно думал, как показывают имена, которые он дал своим сыновьям), и это его отрезвило, он вскочил и убежал. Можно предположить, что он увидел свое отражение (себя со стороны) и принял его за лицо отца – так они были похожи. Тора пишет: «А Исраэль любил Йосефа больше всех сыновей, потому что он сын его старости…» (37:3). Что вызывает вопрос, ведь Биньямин был последним сыном Якова? И Раши поясняет странное слово: не старости, זקנים – а мудрости (поскольку это слово имеет два значения). Но почему Тора высказалась именно так? Может быть, потому что гематрия слова זקנים (которое без огласовок можно прочесть как «старцы», и бен зкеним, «сын старцев») – 207. Добавим 1 и получим гематрию имени Ицхак. И действительно мидраш рассказывает, что Йосеф был любимым внуком Ицхака, который его учил до самой смерти – а ученик называется сыном. То есть Йосеф был учеником, сыном своего отца и деда, на которого тоже был похож, набираясь у обоих понимания, бина и мудрости, хохма. А теперь передложим ответ на первый вопрос: נבון וחכם = יעקב, Яков. Фараон увидел, что Йосеф лишен эгоизма, предан Б-гу и отцу. И этого было достаточно, чтобы понять: в его руки он может предать бразды правления всем государством.
2016-12-25 21:17:07
– решился я спросить красивого старика, соседа в автобусе в центре Иерусалима. Он помолчал – так что ...
+ развернуть текстсохранённая копия
– решился я спросить красивого старика, соседа в автобусе в центре Иерусалима. Он помолчал – так что я засомневался, услышал ли меня. Потом поднял на меня печальные мудрые глаза и спросил: «Разве мы знаем, кто такой Яков»?
2016-12-18 21:54:50
Яков услышал, что навстречу ему идет Эсав и с ним 400 человек. «И очень испугался Яков, и стал ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Яков услышал, что навстречу ему идет Эсав и с ним 400 человек. «И очень испугался Яков, и стал молиться… Ты же мне сказал: вернись на землю, в ПОЧЕМУ ЯКОВ БОЯЛСЯ? Яков услышал, что навстречу ему идет Эсав и с ним 400 человек. «И очень испугался Яков, и стал молиться… Ты же мне сказал: вернись на землю, в которой рожден, и Я сделаю тебе хорошо. Недостоин я всей доброты и доверия, что Ты оказал мне… Спаси меня, я молю, от руки моего брата, от руки Эсава! Я боюсь его, ведь он может придти и убить нас всех – матерей вместе с детьми. Ты однажды сказал: у тебя будет все хорошо, и Я сделаю твоих потомков как песчинки морские, которые не счесть» (32:8-13). Спрашивают, чего Яков боялся, если Б-г ему обещал, что все будет хорошо? Неужели был маловером? Вопрос, что такое «хорошо», что имел в виду Б-г – ведь «все к лучшему». Один известный ответ следует за словами Якова: «Спаси меня, я молю, от руки моего брата, от руки Эсава»! Он боялся убить Эсава, как сказала Ривка: «Зачем мне терять обоих в один день?» И вообще причнить ему вред, ведь это его брат, к тому же он перед ним виноват. Другой известный ответ: праведники смиренны и всегда трепещут, не веря в свои заслуги перед Б-гом и боясь, что их потеряют. Как Авраам после победы над четырьмя царями считал, что у него после этого чуда больше не осталось заслуг перед Б-гом, как говорит здесь Яков: «Недостоин я всей доброты и доверия, что Ты оказал мне». И я думаю, что Яков дает и третий ответ: «Я боюсь его, ведь он может придти и убить нас всех – матерей вместе с детьми». Яков боится не за себя: кроме обещания Творца, он еще ночью боролся с ангелом-покровителем Эсава и победил его, и тот обещал ему великое будущее. Но ни в Бейт Эле, ни потом, ему не было обещано, что его потомство будет именно от этих жен и детей, а он их любил, поэтому боялся за них. И действительно – его любимая Рахель погибает. Дину насилуют и похищают… И даже за себя у него были основания бояться. Он победил, но ночная схватка закончилась тем, что он стал хромать. Он не был неприкосновенным и неуязвимым, и инвалидность могла помешать заботиться о несовершеннолетних детях. А дети, создание зерна народа из 70 человек было для Якова главной целью. Ведь даже гематрия имени יעקב, Яков равна двум основным именам Б-га – Авая Эло-им – плюс 70. которой рожден, и Я сделаю тебе хорошо. Недостоин я всей доброты и доверия, что Ты оказал мне… Спаси меня, я молю, от руки моего брата, от руки Эсава! Я боюсь его, ведь он может придти и убить нас всех – матерей вместе с детьми. Ты однажды сказал: у тебя будет все хорошо, и Я сделаю твоих потомков как песчинки морские, которые не счесть» (32:8-13). Спрашивают, чего Яков боялся, если Б-г ему обещал, что все будет хорошо? Неужели был маловером? Вопрос, что такое «хорошо», что имел в виду Б-г, ведь «все к лучшему». Один известный ответ следует за словами Якова: «Спаси меня, я молю, от руки моего брата, от руки Эсава»! Он боялся убить Эсава, как сказала Ривка: «Зачем мне терять обоих в один день?» И вообще причнить ему вред, ведь это его брат, к тому же он перед ним виноват. Еще один известный ответо: праведники смиренны и всегда трепещут, не веря в свои заслуги перед Б-гом и боясь, что их потеряют. Как Авраам после победы над четырьмя царями считал, что у него после этого чуда больше не осталось заслуг перед Б-гом, как говорит здесь Яков: «Недостоин я всей доброты и доверия, что Ты оказал мне». Второе объяснение: «Я боюсь его, ведь он может придти и убить нас всех – матерей вместе с детьми». Яков боится не за себя: ночью он боролся с ангелом-покровителем Эсава и победил его, и тот обещал ему великое будущее. Но ни в Бейт Эле, ни потом, ему не было обещано, что его потомство будет именно от этих жен и детей, а он их любил, поэтому боялся за них. И действительно – его любимая Рахель погибает. Дину насилуют и похищают. И даже за себя у него были основания бояться. Он победил, но ночная схватка закончилась тем, что он стал хромать. Он не был неприкосновенным и неуязвимым, и инвалидность могла помешать заботиться о несовершеннолетних детях. А дети, создание зерна народа из 70 человек было для Якова главной целью. Ведь даже гематрия имени יעקב, Яков равна двум основным именам Б-га – Авая Эло-им – плюс 70.