Группа процессов планирования
состоит из процессов, осуществляемых для определения общего содержания работ, постановки
и уточнения целей и разработки последовательности действий, требуемых для достижения
данных целей. В процессах планирования разрабатываются план управления проектом
и документация проекта, которые будут использованы для выполнения проекта. Комплексный
характер управления проектами порождает цепочки обратной связи для дополнительного
анализа. По мере поступления и осмысления большего объема информации или характеристик
проекта может потребоваться дополнительное планирование. Значительные изменения,
происходящие на протяжении жизненного цикла проекта, приводят к необходимости вновь
вернуться к одному или нескольким процессам планирования, а, возможно, и к процессам
инициации. Эта последовательная детализация плана управления проектом часто называется
«планированием набегающей волной» (“rolling wave planning”), что указывает на то,
что планирование и документирование – повторяющиеся и постоянно идущие процессы.
Рис. 3-8. Группа процессов планирования
План управления проектом
и документы проекта, разрабатываемые как выходы группы процессов планирования, описывают
все аспекты содержания, сроков, стоимости, качества, коммуникаций, рисков и закупок.
Обновления, возникающие вследствие одобренных изменений во время проекта, могут
значительно влиять на части плана управления проектом и документы проекта. Изменения,
вносимые в эти документы, уточняют расписание, стоимость и ресурсные требования,
необходимые для исполнения содержания проекта.
Команда проекта должна
способствовать вовлечению всех необходимых заинтересованных сторон в планирование
проекта и разработку плана управления проектом и документов проекта. Так как процесс
получения обратной связи и уточнения не может длиться неопределенно долго, установленные
организацией процедуры диктуют, когда должны закончиться первоначальные работы по
планированию. На данные процедуры влияет характер проекта, установленные границы
проекта, соответствующие действия по мониторингу и управлению, а также внешняя среда,
в которой реализуется проект.
Прочие взаимодействия
между процессами в рамках группы процессов планирования зависят от характера проекта.
Например, в некоторых проектах практически невозможно идентифицировать риски, пока
не проведены значительные работы по планированию. В этот момент команда может установить,
что цели по стоимости и расписанию излишне жесткие и влекут за собой гораздо большие
риски, чем можно было предположить ранее. Результаты итераций документируются в
виде корректив плана управления проектом или других документов проекта.
Группа процессов планирования
(рис. 3-8) включает в себя процессы управления проектами, определенные на рисунках
с 3-9 по 3-28 (см. разделы 3.4.1 – 3.4.20).
3.4.1 Разработка плана управления
проектом
Разработка плана управления
проектом – это процесс документирования действий, необходимых для определения, подготовки,
интеграции и координации всех вспомогательных планов. План управления проектом становится
основным источником информации о том, как проект будет планироваться и исполняться,
как будет производиться его мониторинг и управление, а также как он будет завершен.
Рис. 3-9. Разработка
плана управления проектом: входы и выходы
3.4.2 Сбор требований
Сбор требований – процесс
определения и документирования потребностей заинтересованных сторон проекта для
достижения целей проекта.
Рис. 3-10. Сбор требований: входы и выходы
3.4.3 Определение содержания
Определение содержания
– процесс разработки детального описания проекта и продукта.
Рис. 3-11. Определение содержания: входы и выходы
3.4.4 Создание ИСР (иерархической структуры работ)
Создание иерархической
структуры работ – процесс разделения результатов проекта и работ по проекту на меньшие
элементы, которыми легче управлять.
Рис. 3-12. Создание ИСР: входы и выходы
3.4.5 Определение операций
Определение операций
– процесс определения тех операций, которые необходимо выполнить для производства
результатов проекта.
Рис. 3-13. Определение операций: входы и выходы
3.4.6 Определение последовательности операций
Определение последовательности
операций – процесс определения и документирования связей между операциями проекта.
Рис. 3-14. Определение последовательности операций: входы
и выходы
3.4.7 Оценка ресурсов операций
Оценка ресурсов операций
– процесс оценки типов и количества материалов, человеческих ресурсов, оборудования
или закупок, требуемых для выполнения каждой операции.
Рис. 3-15. Оценка ресурсов операций: входы и выходы
3.4.8 Оценка длительности операций
Оценка длительности
операций – процесс приблизительного определения количества рабочих периодов, требуемых
для завершения отдельных операций при предполагаемых ресурсах.
Рис. 3-16. Оценка длительности операций: входы и выходы
3.4.9 Разработка расписания
Разработка расписания – процесс анализа последовательностей
операций, их длительности, потребности в ресурсах и временных ограничений для создания
расписания проекта.
Рис. 3-17. Разработка расписания: входы и выходы
3.4.10 Оценка стоимости
Оценка стоимости –
процесс приблизительного подсчета денежных ресурсов, необходимых для завершения
операций проекта.
Рис. 3-18. Оценка стоимости: входы и выходы
3.4.11 Определение бюджета
Определение бюджета
– процесс консолидации оценок стоимости отдельных операций или пакетов работ для
создания утвержденного базового плана по стоимости.
Рис. 3-19. Определение бюджета: входы и выходы
3.4.12 Планирование качества
Планирование качества
– процесс определения требований и/или стандартов качества для проекта и продукта,
а также документирования того, каким образом проект будет демонстрировать соответствие
требованиям и/или стандартам качества.
Рис. 3-20. Планирование качества: входы и выходы
3.4.13 Разработка плана управления человеческими ресурсами
Разработка плана управления
человеческими ресурсами – процесс определения и документирования проектных ролей,
ответственностей, требуемых навыков и отношений отчетности, а также создания плана
управления обеспечением персоналом.
Рис. 3-21. Разработка плана управления человеческими
ресурсами: входы и выходы
3.4.14 Планирование коммуникаций
Планирование коммуникаций
– процесс выявления потребностей заинтересованных сторон проекта в информации и
определения подхода к коммуникациям.
Рис. 3-22. Планирование коммуникаций: входы и выходы
3.4.15 Планирование управления рисками
Планирование управления
рисками – процесс определения того, каким образом будет осуществляться управление
рисками проекта.
Рис. 3-23. Планирование управления рисками: входы и выходы
3.4.16 Идентификация рисков
Идентификация рисков
– процесс определения того, какие риски могут повлиять на проект, и документирования
их характеристик.
Рис. 3-24. Идентификация рисков: входы и выходы
3.4.17 Качественный анализ рисков
Качественный анализ
рисков – процесс расстановки приоритетов рисков для их дальнейшего анализа или действий,
путем оценки и сопоставления их последствий и вероятностей возникновения.
Рис. 3-25. Качественный анализ рисков: входы и выходы
3.4.18 Количественный анализ рисков
Количественный анализ
рисков – процесс проведения численного анализа влияния выявленных рисков на цели
проекта в целом.
Рис. 3-26. Количественный анализ рисков: входы и выходы
3.4.19 Планирование реагирования на риски
Планирование реагирования
на риски – процесс разработки вариантов и действий для расширения возможностей и
снижения угроз для целей проекта.
Рис. 3-27. Планирование реагирования на риски: входы и
выходы
3.4.20 Планирование закупок
Планирование закупок
– процесс документирования решений в отношении закупок для проекта, определения
подхода и идентификации потенциальных продавцов.
Рис. 3-28. Планирование закупок: входы и выходы