МЕРА ЗА МЕРУ?
2016-09-08 19:44:54
עד שקר = כתר דן Лжесвидетель = корона суда: он лишает короны правосудие и осуждается, утверждая ...
+ развернуть текст сохранённая копия
עד שקר = כתר דן Лжесвидетель = корона суда: он лишает короны правосудие и осуждается, утверждая корону суда.
Интересно, есть ли другие юридические системы в мире, где тот же закон: лжесвидетель получает наказание, которое ждало того, кого он оклеветал?
Ведь цель: "устрани зло из своей среды" (Дварим, 19:19). Действуй этот закон, сколько людей было бы спасено, и насколько лучше бы стал мир.
И за это «И не пожалеет твой глаз: душа за душу, глаз за глаз, рука за руку, нога за ногу» (Дварим, 19:21) мир называет Б-га жестоким – чтобы спокойно и без помех продолжать клеветать и убивать.
Однако справедливо ли убивать человека только за то, что что-то сказал, разве можно назвать это мерой за меру?
В этом, по-моему, особенность еврейского закона, полностью приравнивающего слово к делу, действию, вроде «И сказал Б-г, и стало». Если в других языках есть принцип «слово и дело», поступай, как сказал, именно потому, что есть разница, двойственность, то в святом языке דבר – это и слово, и дело (в зависимости от контекста). В этом слове две буквы от глагола «творить», и если добавить к нему алеф, можно выразить это так ברא ד: сотворил «дверь», выход вовне, что делает всякое слово и действие. Идея высшей ответственности за каждое сказанное слово (порождающее «ангела обвинителя или заступника»), внутренне присуща еврейской религиозной культуре (как особенно ярко показал своими книгами в двадцатом веке Хафец Хаим).
Строение слова свидетель, עד определяет его содержание. Первая буква айн, «глаз» означает, что он должен видеть своими глазами. И далет, «дверь» – распространить это. А "знай", דע – это видеть, уяснять разрозненные факты, которые потом свидетель может передать, сообщить, как оформленное знание.
Это призыв, задача каждого еврея: познавай Б-га, знай, чтобы свидетельствовать о Нем, как написано в Шма, Исраэль. И в частности, утверждение Его З-на и Правосудия – свидетельство о Нем перед народами, «которые увидят и скажут: только этот народ мудрый и пониающий, у которого Закон»...
А лжесвидетель губит не только невинного человека и близких ему людей, но и оскверняет Имя Б-га. Он разрушает представление о Нем и о высшей Справедливости. И если люди не видят это на земле, заключают, что нет Его и выше.
Поэтому наказать лжесвидетеля – это искоренить зло, и это Добро. Для всех. В том числе и для него, ведь при высшей мере его душа уйдет, не успев совершить злодеяния. А если получит другое наказание, после этого сможет раскаяться и заслужить награду.
Тэги:
gedalia,
spinadel
УБИЙСТВО ГЕДАЛИИ, КРОВАВЫЙ НАВЕТ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ТРАГЕДИИ
2016-09-05 09:59:07
Сразу по окончании празднования Рош а-шана, третьего тишрея начинается пост Гедалии в память об ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Сразу по окончании празднования Рош а-шана, третьего тишрея начинается пост Гедалии в память об убийстве праведного руководителя еврейского народа (о чем рассказано в 2 Млахим 25:22-26 и Ирмия 40:5–43:7). И все же убили столько праведных евреев, что не совсем понятно, почему мудрецы решили отметить это событие.
Еще одна причина – после этого на пятьдесят лет опустела святая земля. Но после – не всегда значит поэтому. Так и здесь военачальник Йоханан не послушал пророка Ирмию, который сказал, что не надо бояться гнева Вавилона за убийство Гедалии и скрываться в Египте, и увел евреев в Египет и с ними Ирмию.
Интересно и, конечно не случайно: хотя убийца был еврей, его звали Ишмаэль, как первого, который хотел убить брата Ицхака, чья мать была из Египта и женила его на египтянке – а в итоге евреи поселились в Египте, и от «сынов Ишмаэля» мы страдаем до сих пор.
Само обращение военачальников и народа к пророку, чтобы вопросил Б-га, следует ли бежать в Египет, было, мне кажется, подобным греху послания разведчиков 9 ава. Ведь это прямо противоречило ясному указанию Торы.
В разделе Шофтим сказано: «Поставьте надо собой царя, которого выберет Б-г Г-сподь ваш из среды братьев ваших (ахеха)…Только чтобы не возвращал народ в Египет» (Дварим, 17:15,16). Кстати отчество Гедалии (что значит «возвеличил Б-г») – бен Ахикам – «сын моего возвысившегося брата». Хотя так действительно звали его отца, он был истинным руководителем народа.
А они спрашивали, не вернуться ли, и, несмотря на ответ пророка, что не надо уходить, Б-г обещал обеспечить народу хорошую жизнь в обетованной земле, Йоханан увел народ.
События 9 ава, как известно, горестно отзываются народу снова и снова. В известном смысле, мне кажется, так происходит и с последствиями этого нарушения воли Творца.
И это поясняет, по-моему, сопоставление гибели Гедалии именно с разрушением Храма, которое произошло 9 ава (Рош А-шана, 18): «Отсюда мы учим, что смерть праведника приравнивается к сожжению Дома Всевышнего, ибо как был установлен пост в день разрушения Храма, так был установлен и в день смерти Гедальи».
Через пятьсот лет после этого события в Египте проживала огромная еврейская диаспора с центром в Александрии, где они построили подобие Иерусалимского Храма и приносили там жертвы – хотя это следовало делать только в Иерусалиме.
В 30-40 годах по общеевропейскому исчислению эллинизированный египтянин Апион оклеветал еврейский народ, обвинив в человеческих жертвоприношениях и каннибализме, и римский император Калигула в споре конкурирующнй греческой и еврейской общин Египта встал на сторону греков. А из этого обвинения, которое впоследствии безуспешно опровергал еврейский историк Флавий в своей работе «Против Апиона», вырос кровавый навет, который убивает евреев до наших дней и отравляет сознание человечества.
Но это не все. Через несколько десятков лет был разрушен Иерусалимский Храм, и началось двухтысячелетнее изгнание еврейского народа, незаконченное до сих пор.
А вскоре возникло христианство, которое обвинило евреев уже в богоубийстве, а среди прочего переиначило идею египетского еврея Филона о Логосе и создало свое учение о троице.
Мы продолжаем жить и страдать в мире, в значительной степени порожденном убийством Гедалии и последующим бегством народа в Египет – как не поститься?!
Тэги:
gedalia,
spinadel
* * *
2016-09-03 11:02:09
играя с веткой и порхающим пером
следя движенью на ветру
и следуя за запахом цветка
...
+ развернуть текст сохранённая копия
играя с веткой и порхающим пером
следя движенью на ветру
и следуя за запахом цветка
мы говорим расти мой друг
Тэги:
gedalia,
spinadel
* * *
2016-09-01 22:43:23
играя с веткой и порхающим пером
следя движенью на ветру
и следуя за запахом цветка
...
+ развернуть текст сохранённая копия
играя с веткой и порхающим пером
следя движенью на ветру
и следуя за запахом цветка
мы говорим расти мой друг
Тэги:
gedalia,
spinadel
ЖЕСТОКОВЫЙНЫЙ
2016-08-31 12:10:21
Sophie Decor: красивая декоративная подушка прекрасное дополнение и яркий штрих на вашей мягкой ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Sophie Decor: красивая декоративная подушка прекрасное дополнение и яркий штрих на вашей мягкой мебели
Много раз в Торе сыны Израиля осуждаются за упрямство и непослушание, и называется это קשה ערף עם – «жестоковыйный народ», не склоняющий головы.
И много раз говорится, что Б-г избрал его и сделал Своим народом на вечные времена. Возникает вопрос, как сочетаются эти качества?
Есть понятное объяснение – если уж такой народ проникнется сознанием величия Одного Единственного и Вечного Б-га, и своей миссии, что для него труднее, чем для неевреев, и пойдет путем Б-га, то сможет идти дольше, до конца. Одно качество может быть упрямством и упорством, как говорят «наши недостатки – продолжение наших достоинств».
Но мой вопрос – нет ли в самих этих словах намека на особое позитивное качество потомков Авраама, Ицхака и Якова или на великое будущее?
И вот гематрию «жестоковыйный» можно представить так: כתר קהל = קשה ערף, «корона кахала, собрания». То есть, когда евреи собираются вместе, что для них особенно трудно, как было при даровании Торы и когда царь читал книгу Давим в Иерусалиме, они удостаиваются «короны» – быть выражением высшей воли Творца.
А קשה ערף עם – «жестоковыйный народ» = כתר הרם – высшая корона или корона Всевышнего.
Тэги:
gedalia,
spinadel,
декоративная,
подушка