18 промахов начинающих компаний. Часть III
2009-05-27 15:35:00
Original text of Paul Graham
+ развернуть текст сохранённая копия
Original text of Paul Graham
Перейти к начальной статье "18 роковых ошибок..."
Выбор неправильной платформы
Эта проблема связана с предыдущей – именно плохие программисты выбирают неверную платформу. К примеру, в девяностые годы многие стартапы обрекли себя на гибель, решив строить серверные приложения на базе Windows. Hotmail ещё годы после того, как его купила Microsoft, стоял на операционной системе FreeBSD – вероятно, потому, что Windows не могла справиться с аналогичной загрузкой. Если бы основатели Hotmail изначально решили использовать Windows, их бы буквально завалило.
А вот PayPal повезло и они удачно увернулись от пули. После их объединения с X.com, новый исполнительный директор хотел перейти на Windows – и после того, как один из основателей PayPal Макс Левчин продемонстрировал что на Windows их программное обеспечение достигало только 1% от производительности на Unix. К счастью, вместо смены платформы PayPal сменил исполнительного директора.
Платформа – весьма расплывчатое слово. Оно может означать и операционную систему, и язык программирования, и так называемый «фреймворк» на базе языка программирования. Платформа, как фундамент дома, несет в себе одновременно и поддержку, и определенные ограничения.
Всегда есть такие платформы, которые аутсайдеры сочтут прекрасным выбором для себя, но если они его сделают, то он подобно выбору Windows в 90-е погубит их. Самый эффектный пример – Java апплеты, которые убили почти 100 % стартапов, которые поверили в них как в новый путь поставки приложений.
Как выбрать правильную платформу? Нужно нанять хороших программистов и дать им возможность выбрать ее. Есть способ и похитрее: посетить ведущие научные центры в области компьютерных наук и посмотреть, что они используют в своих исследовательских проектах.
Слишком медленный выпуск
Все компании – от мала до велика – испытывают сложности с завершением программных продуктов. Программное обеспечение по своей природе всегда завершено только на 85%. Требуется определенное усилие, чтобы перешагнуть через этот факт и предоставить что-то пользователям.
Стартапы ищут массу оправданий для того, чтобы задержать запуск. Большинство из них похожи на те, по которым люди откладывают свои ежедневные дела.
Польза быстрого запуска в том, что он заставляет вас действительно завершить некую часть работы. Ничто по настоящему не завершается до тех пор, пока не выпущено в свет – вы можете убедиться в этом по возросшему напряжению и ажиотажу на этапе выпуска, независимо от того насколько продукт был к нему готов. Ещё один аргумент за то, чтобы поторопиться с выпуском – только через призму пользователей вы сможете увидеть и до конца понять собственную идею.
Задержать запуск могут много причин по отдельности: слишком медленное продвижение в работе, недостаточное понимание задачи, страх иметь дело с пользователями, страх быть осужденным, работа над разными вещами одновременно, неумеренный перфекционизм… К счастью, вы можете побороть все эти причины одним махом, воспользовавшись описанным приёмом и заставив себя выпустить хоть что-то как можно скорее.
Слишком быстрый выпуск
Слишком медленный старт погубил в сотни раз больше стартапов, чем слишком быстрый. Но всё же это возможно – начать слишком быстро. Опасность здесь в том, что можно испортить свою репутацию. Вы выпускаете продукт, его испытывают ранние последователи, и если он недостаточно хорош – они могут никогда не вернуться снова.
Советую разработать план работ, определить ядро продукта, которое будет а) полезно само по себе и б) может быть постепенно расширено до целого продукта.
Это подход, который используют многие программисты (и я в том числе) для написания программ. Держа в уме задачу в целом, начните с написания небольшого куска, который принесет пользу. Вам так или иначе придется написать эту часть, поэтому вы не теряете время. Зато вы обнаружите, что реализация пусть небольшой, но работающей части продукта благоприятно влияет на ваше моральное состояние и помогает четко видеть оставшуюся часть работ.
Первые пользователи, которых вам нужно впечатлить, обычно терпимы и не ждут от только что запущенного продукта универсальных возможностей; продукт просто должен что-то делать.
скачать Valon.Doc - программу для ускорения работы с документами
Тэги:
graham,
paul,
startup
18 промахов начинающих компаний. Часть II
2009-05-23 17:58:00
Original text of Paul Graham
+ развернуть текст сохранённая копия
Original text of Paul Graham
Перейти к начальной статье "18 роковых ошибок..."
Вторичная идея
Лишь единицы успешных проектов начинались с подражания другому стартапу. В чём они черпали идею? Обычно в какой-то характерной проблеме, с которой столкнулись другие компании, и не смогли решить.
Наша компания занималась программным обеспечением для создания онлайн-магазинов. Когда мы начинали, такого ПО почти не было; несколько сайтов, которые позволяли делать онлайн-покупки, были сделаны вручную с привлечением веб-консультантов. Мы знали, что рано или поздно подобные сайты должны будут создаваться при помощи программных продуктов. И мы написали несколько таких программ. Всё довольно просто.
Лучше всего решать такие проблемы, которые затрагивают тебя лично. Apple возникла потому, что Стив Возняк хотел компьютер, Google – потому что Ларри и Сергей не могли найти что-то онлайн, Hotmail – потому, что Сабир Бхатия и Джек Смит не могли обмениваться электронными сообщениями на работе.
Поэтому, вместо того чтобы копировать Facebook, или делать вариацию на эту тему с какими-то возможностями, которые были проигнорированы в оригинале, посмотрите в другом направлении. Поищите вокруг интересные задачи и представьте компанию, которая может их решить. На что жалуются люди? Чего бы они хотели?
Упрямство
В некоторых областях ключ к успеху – иметь четкое представление того, чего ты хочешь достичь, и держаться намеченного несмотря на все неудачи, с которыми ты сталкиваешься. Но для стартапов этот ключ не работает. Всё время держать перед глазами цель хорошо, когда она четко определена – например, ты борешься за золотую медаль на Олимпийских играх. А стартап – это наука идти по следу, куда бы он ни вёл.
Поэтому не слишком привязывайтесь к изначальному плану – возможно, он окажется неверным. Большинство успешных стартапов в конце концов приходили к чему-то отличному от того, что изначально намеревалось. Будьте готовы разглядеть появление ещё лучшей идеи. Порой самое сложное при этом - отказаться от старой.
Но открываться новым идеям тоже нужно в меру. Хвататься на что-то новенькое каждую неделю губительно. Можно использовать различные способы проверки. Например, спросить себя, несёт ли в себе новая идея некое развитие предыдущих? Можно ли применить в ней большинство уже сделанных наработок? Если новая идея требует начать всё с нуля, это плохой знак.
К счастью, всегда есть люди, у кого можно спросить совета – это ваши клиенты. Подумываете о переходе на какое-то новое направление и пользователи, узнав об этом, заинтересованы – значит, шансы на успех высоки.
Плохие программисты
Я забыл включить этот пункт в ранние версии списка, потому что почти все основатели стартапов, которых я знаю – программисты. Для них это не является серьезной проблемой. Они могут по ошибке нанять плохого специалиста, но это не погубит всей компании. В крайнем случае, они могут сделать какую-то работу сами.
Но когда я размышляю о том, что сгубило большинство начинаний в области электронной коммерции в 90-е годы, то прихожу к одному ответу: плохие программисты. Многие из тех компаний были основаны бизнесменами, которые думали, что достаточно придумать хитроумную идею и найти программистов для ее реализации. На деле всё оказывалось сложнее, чем на словах – потому что бизнесмены не могли отличить способных программистов от никудышных.
Бизнесмены нанимали, как им казалось, хороших программистов (в резюме каждого из них говорилось, что он сертифицированный Майкрософт разработчик), но их умения не достигали заявленного уровня. Стартап двигался медленно и неуклюже, словно бомбардировщик времен Второй Мировой, а в это время его с истребительской скоростью обгоняли конкуренты.
Как же вам найти хороших программистов, если вы сами им не являетесь? Не думаю, что есть ответ. Вначале я хотел было сказать, что нужно найти одного хорошего программиста, который будет помогать вам нанимать людей. Но если вы не можете различить хорошего программиста, как вы это сделаете?
скачать Valon.Doc - программу для ускорения работы с документами
Тэги:
graham,
paul,
startup
18 промахов начинающих компаний. Часть I
2009-05-23 10:00:00
Original text of Paul Graham
В недавнем разговоре кто-то спросил меня, почему погибают ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Original text of Paul Graham
В недавнем разговоре кто-то спросил меня, почему погибают начинающие проекты. После секундного замешательства я понял, что это очень тонкий вопрос. То же самое, что спросить, как достичь успеха в стартапе – если ты избегаешь причин неудач, ты достигнешь успеха.
Полезно посмотреть на проблему с противоположной стороны. Если у тебя есть список вещей, которые ты не должен делать, то инвертировав его, ты можешь превратить его в список вещей для достижения успеха. На практике всегда проще заметить, что ты делаешь то, что НЕ должен, чем постоянно помнить о том, что ты должен делать.
Если подумать, то начинающие проекты убивает единственная ошибка: когда ты не создаёшь то, что хотят потребители. Если ты делаешь что-то, нужное клиентам, ты будешь успешен, вне зависимости от каких-то дополнительных действий. И наоборот, если ты делаешь то, что потребителям не нужно, ты потерпишь неудачу несмотря на все другие активности. Поэтому на самом деле это список 18 вещей, из-за которых стартапы не делают вещи, нужные потребителям.
Единственный основатель
Вы замечали, как мало успешных проектов были основаны всего лишь одним человеком? Даже если у компании изначально был один основатель, как в случае с Oracle, как правило впоследствии добавлялись ещё несколько. И вряд ли это случайное совпадение.
Что не так в наличии всего одного основателя? Прежде всего это «вотум недоверия». Это означает, что оснаватель не смог уговорить ни одного из своих друзей начать вместе с ним общее дело. Довольно тревожный знак, потому что друзья – это люди, которые лучше всего нас знают.
Но даже если друзья основателя неправы и начинание является стоящим риска, он всё равно в невыгодном положении. Запуск стартапа – слишком трудная вещь для одного человека. Даже если ты можешь делать всю работу сам, коллеги необходимы – для того, чтобы было с кем обсудить идеи, провести «мозговой штурм», отговорить от глупых решений и поддержать в моменты, когда дела плохи.
Последний пункт, наверное, самый важный. Падения в стартапе бывают столь болезненны, что мало кто выдержит их в одиночку. Когда основателей несколько, чувство солидарности связывает их настолько, что они, казалось, способны преодолеть законы физического мира. Каждый думает: «Я не могу разочаровать своих друзей». Это одна из самых могущественных сил в человеческой природе, и один основатель лишён её.
Неудачное месторасположение
Начинающие проекты расцветают в одних местах и увядают в других. Лидирует Силиконовая долина, затем идут Бостон, Сиэтл, Аустин, Денвер и Нью-Йорк. Все остальные места уже резко отстают. Даже в Нью-Йорке число стартапов на человека в двадцать раз меньше, чем в Силиконовой долине. А в таких городах, как Хьюстон, Чикаго или Детройт, их число просто мизерно.
Это очень интересный вопрос – почему города становятся узлами, где концентрируются проекты. Причина, по которой они развиваются там, возможно, справедлива для любой другой области: потому, что там находятся специалисты в своем деле. Высокие стандарты; люди заинтересованы в том, что ты делаешь; люди, которых ты хочешь нанять на работу, хотят жить здесь; вспомогательные индустрии также здесь; люди, с которыми ты случайно знакомишься, работают в той же области. Кто знает, как именно эти факторы сочетаются и вызывают всплеск стартапов в Силиконовой долине и их гибель в Детройте, но ясно одно – они влияют, и это очевидно из статистики.
Маргинальная ниша
Множество стартапов, которые закончились ничем, пострадали от того, что выбрали узкую, малоизвестную нишу в надежде избежать конкурентной борьбы.
Если вы понаблюдаете за маленькими детьми, играющими в спортивные игры, то заметите, что дети младше определенного возраста боятся мяча. Когда я был восьмилетним мальчиком, я редко мог поймать бейсбольный мяч, потому что всякий раз, когда он летел ко мне, я закрывал глаза, а руки поднимал скорее с целью защиты, чем в надежде поймать мяч.
Выбор маргинального проекта для стартапа чем-то напоминает мою тогдашнюю стратегию поведения с мячами. Если ты делаешь что-то хорошо, у тебя непременно будут конкуренты. Ты можешь избежать конкуренции только если избегаешь хороших идей.
Я думаю, что избегание соперничества происходит по большей части неосознанно. Это не тот случай, когда люди думают о масштабных идеях, но решают заняться меньшими, потому что они выглядят менее рискованными. Из-за неуверенности человек даже не позволяет себе просто подумать о грандиозной идее. Решить эту проблему можно, если размышлять о идеях не вовлекая в них себя: «Что может быть великой идеей стартапа для кого-то еще?».
скачать Valon.Doc - программу для ускорения работы с документами
Тэги:
graham,
paul,
startup
Я знаю, что произошло на Рождество!
2008-01-08 06:34:46
Несмотря на выходной понедельник, 7 января в этом году выдалось на славу продуктивным. Итак, что ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Несмотря на выходной понедельник, 7 января в этом году выдалось на славу продуктивным. Итак, что привлекло моё внимание в этот день:
1. В Лас-Вегасе открылась крупнейшая выставка высоких технологи
Речь, конечно, о CES-2008 - International Consumer Electronics Show 2008. Сегодня же там выступил Билл Гейтс , оч ем немного подробнее написано на ленте. Все мы уже знаем, что в июне [...]
Тэги:
ces,
flash,
internet,
microsoft,
startup,
top4top,
wikia,
yahoo
Top4Top – элитная социальная сеть
2007-12-19 06:38:29
Приятно, когда и в Рунете появляются уникальные проекты, не имеющие своих «старших западных братьев ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Приятно, когда и в Рунете появляются уникальные проекты, не имеющие своих «старших западных братьев». Одним из таких проектов обещает стать TOP4TOP – социальная сеть, которая позиционируется одновременно и как социальная сеть для интеллектуалов и как коммуникационно-развлекательный портал. Отцы проекта – известный российский журналист, телевизионный ведущий и музыкант Дмитрий Дибров (креативный продюсер) и не менее известный в оффлайне [...]
Тэги:
internet,
startup,
top4top
Страницы:
... 21 22 23 24 25 26