Сегодня 5 мая, воскресенье ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
My personal blog.
My personal blog.
Голосов: 1
Адрес блога: http://abdullin.blogspot.com/
Добавлен: 2010-01-26 23:41:06 блограйдером rusfbm
 

Кто контролирует продовольствие…

2012-09-01 04:09:00 (читать в оригинале)

Анетта Грот, Александр Кинг
«Разворачивается историческое сражение, исход которого определит будущее человечества сильнее, чем гораздо более масштабные войны за нефть, чем терроризм или политические идеологии. Это борьба за контроль над глобальным производством, переработкой и распределением продуктов питания» [1].
Дебби Баркер, заместитель директора международного Форума по вопросам глобализации, Сан-Франциско, США. 
 
Острые дискуссии, развернувшиеся вокруг продовольственного кризиса и роли сельского хозяйства в южных странах дают шанс проведению социально и экологически ориентированной аграрной политики. Тем не менее, существует угроза успешного развития капиталистического, ориентированного на экспорт и управляемого концернами сельского хозяйства и соответственно – масштабной реструктуризации, полного контроля концернов над аграрным сектором экономики и капиталистического способа хозяйствования. Сюда же относится возрождение «зеленой революции», потерпевшей поражение в Африке в 1990-е гг. Эта стратегия, предполагающая использование новых технологий и применение большого количества пестицидов, должна была увеличить выпуск сельскохозяйственной продукции в развивающихся странах. Действительно, результаты этой политики сначала показались успешными – был отмечен рост урожайности. Однако средне- и долгосрочные последствия оказались плачевными: отравление почвы пестицидами, распространение монокультур и концентрация землевладения.
Важной причиной неудачи «зеленой революции» стало тогда сокращение объемов государственного финансирования, а также объемов экономической помощи, предоставляемой для поддержки сельского хозяйства в развивающихся странах. Соответственно, сельское хозяйство перестало рассматриваться как ключевой пункт стратегии роста, ориентированной на борьбу с бедностью. Вместо этого средства, предоставляемые на развитие аграрного сектора, направлялись в первую очередь на производство экспортных товаров: кофе, какао, позже – цветов и овощей, а также других продуктов.
В это же время из США и Евросоюза текли потоки товаров, удешевленных за счет субсидий и принудительной отмены таможенных пошлин. Это привело к банкротству многие национальные сельскохозяйственные предприятия, которые оказались ненужными. Таким образом, многие африканские страны опять очутились в кризисной ситуации: резко ослабла поддержка сельскохозяйственного сектора и сократился рост производства продуктов питания, предназначенных для населения этих стран; рухнули рыночные цены; снизился уровень доходов – в том числе и вследствие истечения сроков таких международных контрактов, как соглашение о поставках кофе. Пример Кении показывает, насколько ошибочна эта стратегия развития: одновременно с созданием бурно развивающегося, ориентированного на экспорт аграрного сектора (цветы стали самым популярным экспортным товаром!), поддерживаемым иностранными спонсорами – в том числе и Германией, – страна регулярно переживает голодные годы (последний кризис был отмечен в 2006 г.), так как население страны невозможно накормить местными продуктами. До 1980-х гг. Кения, как и многие другие страны, сама снабжала себя основными продуктами питания; сегодня страна импортирует 80% продуктов питания.
Несправедливые торговые соглашения и экспортные сельскохозяйственные субсидии являются наиболее важными причинами роста уровня бедности и числа голодающих, а также – разрушения рынка в развивающихся странах. «Петухами смерти» называют в Камеруне импортируемое из Европы куриное мясо: одной из причин является то, что в большинстве своем оно поставляется полурастаявшим и, как следствие, зараженным сальмонеллами и другими возбудителями болезней, но, прежде всего, потому, что низкие цены на ввозимую продукцию разоряют отечественных производителей мяса домашней птицы. В подобной критической ситуации оказались также крестьяне-бедняки в некоторых других африканских странах. Они занялись разведением свинины вместо домашней птицы и с начала года вынуждены конкурировать с поставщиками более дешевой свинины, ввозимой из Евросоюза. В декабре 2007 г. Евросоюз, не афишируя, установил размер субсидий на экспортируемую из ЕС свинину до 0,54 евро за килограмм.
Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (UNCTAD) рассчитала, что африканские государства ежегодно теряют часть экспортных доходов в размере 700 миллиардов американских долларов в связи с протекционистской политикой ЕС, реализующейся в форме сельскохозяйственных субсидий, нетарифных торговых барьеров и сниженных таможенных пошлин.
Если Евросоюз и страны-члены ЕС стремятся поддерживать экономику африканских стран и эффективно бороться с голодом, следует немедленно отменить субсидии и аннулировать временные соглашения об экономическом партнерстве, которые страны АКТ (Африка, страны Карибского бассейна и Тихоокеанского региона) подписали в 2007 г. под мощным давлением Европейского комиссара по торговле. Правительства некоторых стран и Африканская федерация профсоюзов также требуют отмены этих соглашений о свободной торговле, которые заставляют страны АКТ резко снижать таможенные пошлины на импортные товары и открывать свои рынки (не только для промышленных и сельскохозяйственных товаров, но и для инвестиций и услуг) и увеличивать объемы государственных закупок. «Соглашения об экономическом партнерстве подорвут развитие всех южных стран», – предупреждают авторы научных исследований. Одним из самых непримиримых критиков «Соглашений об экономическом партнерстве» является Амината Траоре, бывший министр культуры Мали, характеризующая эти соглашения следующим образом: «Европа требует от нас конкурентоспособности, однако конкурентоспособность Китая, испытанная на собственной шкуре, вызывает у нее панику. Европа везет к нам куриные ножки, подержанные автомобили, лекарства с истекшим сроком годности и стоптанные ботинки. Поскольку эти товары наводнили рынок, наши ремесленники и крестьяне разоряются. Теперь свои товары везет на европейский рынок Китай, и это не обноски, а приличные, конкурентоспособные товары. И что делает Европа? Обсуждает таможенные пошлины. Я считаю, что Африка также должна проводить протекционистскую политику. Европа просто не может требовать открытости от Африки, пребывая в панике от Китая. (…) Для нас эти соглашения являются европейским оружием массового уничтожения». (Из интервью газете «Die Tageszeitung», июль 2005 г.).

Ворота в генную инженерию

Предложение возродить неудавшуюся африканскую «зеленую революцию» было озвучено бывшим Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном в июле 2004 г. В сентябре 2006 г. Фонд Билла и Мелиссы Гейтс совместно с Фондом Рокфеллера основали «Движение за зеленую революцию в Африке». Даже Жак Диуф (Jacques Diouf), генеральный директор Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, призвал к поддержке этого движения. Ключевым пунктом этой программы является PASS (Program for Africa’s Seed System) – программа развития национальных и международных научно-исследовательских центров, занимающихся аграрными проблемами. Ожидается, что при помощи этой программы в течение ближайших 5 лет удастся вывести по меньшей мере 200 новых сортов посевных семян. Предполагается, в сотрудничестве с такими концернами, как Monsanto, использовать «многообещающие возможности в области биотехнологий».
Насколько велика угроза возможности использования продовольственного кризиса для распространения генетически модифицированных семян и продуктов (ГМО[2]), показывает речь нынешнего Генерального секретаря ООН Пан Ки Муна, прозвучавшая в апреле 2008 г. Как и его предшественник, Пан Ки Мун призывает использовать для посева генно-модифицированное зерно, что якобы гарантирует более высокую урожайность. Таким образом, ООН играет на руку сельскохозяйственным концернам, преследующим именно эту цель – как можно более масштабное распространение ГМО. По словам Джонсона Экпере, профессора из Нигерии, занимающегося вопросами биотехнологий, «сегодня согласие использовать биотехнологии часто является предпосылкой получения экономической помощи».
Споры относительно применения генных технологий возникли уже во время продовольственного кризиса 2002 года в южной части африканского континента. В то время США намеревались поставить в Малави, Мозамбик, Замбию и Зимбабве 500 тыс. тонн маиса. Правительства этих стран не желали принимать «подарок», так как поставки могли содержать генно-модифицированную продукцию. Всемирный банк и МВФ прямо-таки принуждали Малави погасить свой долг за счет продажи имевшихся в стране больших запасов маиса. Уже в 2001 г., когда появились первые признаки продовольственного кризиса, страна создала большие запасы маиса для смягчения возможных последствий кризиса. Подобно тому, как это происходит сегодня, спекулянты скупали запасы маиса за бесценок, а позже продавали его по более высоким ценам. Хорст Кёлер, занимавший в то время пост директора МВФ, и глава Всемирного банка спихивали друг на друга вину за малавийские «принудительные продажи». В ходе кризиса МВФ и Всемирный банк требовали от правительства Малави отмены всех субсидий в продовольственном и сельскохозяйственном секторах в качестве условия реализации программ развития и экономической помощи, аргументируя тем, что рынок должен сам устанавливать уровень цен. Интересно, какую реакцию вызвало бы в современной Германии требование главы государства отменить все субсидии?
На примере хлопка можно легко увидеть, насколько успешно проходит начатый несколько лет назад в Африке «крестовый поход генной инженерии»: После Буркина Фасо развернул пятилетнюю программу по внедрению ГМО и крупнейший африканский производитель хлопка Мали. Ответственность здесь лежит на сельскохозяйственных концернах Monsanto и Syngenta, а также на американском агентстве экономической помощи USAID. «В настоящее время африканские страны соглашаются принимать трансгенные растения. Я убежден, что война выиграна», – комментирует ситуацию бывший председатель Комиссии ООН по борьбе с голодом, лоббирующий внедрение ГМО, Педро Занхец.
Защитники генной инженерии одержали победу и в Южной Африке: импортерам генно-модифицированной пшеницы больше не требуется никакой специальной лицензии на импорт, если они ввозят генно-модифицированный продукт, разрешенный в США. Все большее число стран принимают законы и иные законодательные акты, дающие зеленый свет генно-модифицированным растениям – даже если страны уверяют в своем стремлении обеспечить биологическую безопасность и соблюдать условия Картахенского протокола. «В Латинской Америке эти законы называются законами Monsanto», – говорит Джонсон Экпере, нигерийский профессор, занимающийся проблемами биотехнологий.
Аргументы, якобы доказывающие преимущества генно-модифицированной сельскохозяйственной продукции, легко опровергаются: генно-модифицированные продукты не являются более дешевым товаром. Наоборот, генно-модифицированный маис в США стоит на треть больше, чем обычный. При выращивании некоторых видов генно-модифицированных растений приходится применять большее количество средств сельскохозяйственной химии, поскольку у насекомых-вредителей вырабатывается иммунитет. Рост прибыли также замедляется. Даже специалисты Бюро оценки последствий использования технологий при Правительстве ФРГ приходят к выводу, что выгода от производства генно-модифицированных продуктов не доказана.
Итак, при внедрении генных технологий речь идет, в первую очередь, о контроле над рынком продовольственных товаров, как однажды заявил бывший сотрудник Monsanto: «Monsanto хочет мирового контроля над всеми продуктами питания». Уже в 1970-х гг. влиятельный американский политик Генри Киссинджер (советник по безопасности Президента США в1969-1975 гг., министр иностранных дел США в 1973-1977 гг.) объяснил: «Тот, кто контролирует нефть, в состоянии контролировать государства; тот, кто контролирует продовольствие, контролирует людей».
Уже сегодня лишь 5 концернов контролируют 90% мирового рынка зерна; лидеры рынка – компании Cargill и ADM вместе контролируют 65% мировой торговли. Сегодня на продовольственный рынок стремятся попасть международные торговые сети Carrefour, Metro, Wal-Mart, Ahold и Tesco, попутно устраняя небольшие розничные компании и компании-посредники и оказывая давление на производителей, которые все меньше зарабатывают на своей продукции. В Индии уже появилось мощное движение против этих попыток захвата контроля над рынками, в связи с тем, что из-за деятельности торговых сетей десять миллионов розничных торговцев и торговых посредников могут лишиться доходов.
Новый этап «зеленой революции» – реальная угроза для посевного фонда небогатых крестьян, с помощью которого до сих пор удавалось покрывать 80-90% мирового спроса на зерно. Посевные культуры обмениваются друг на друга или продаются по низким ценам на неофициальных рынках. Эта система потребления зерна, дешевая и общедоступная, заменяется официальной системой сбыта, контролируемой и управляемой международными концернами. Это приводит к зависимости крестьянства от промышленного зерна, что, в свою очередь, ведет к распространению генетически модифицированного биоматериала.
Призыв к «зеленой революции в Африке» – это попытка подчинить условиям хозяйствования на капиталистическом мировом рынке те сферы сельского хозяйства в Африке, которые еще не полностью интегрированы в глобальную цепочку предприятий, создающих стоимость.

Еда для топливного бака

Свою лепту в продовольственный кризис внесла также ситуация с топливом. Правда, это не единственный фактор, повлиявший на темп роста цен, однако, согласно оценкам, 30-70% роста цен на продукты питания объясняется повсеместным использованием растительного сырья для производства топлива.
Несмотря на усиливающуюся критику в адрес сторонников развития производства топлива из растительного сырья со стороны Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейского энергетического агентства и особенно – со стороны многочисленных организаций экономической помощи, а также гражданских обществ южных стран, Европейский союз неуклонно продолжает поддерживать производство такого топлива. Правда, субсидии когда-нибудь закончатся, и тогда министры охраны окружающей среды ЕС разрешат производство только такого топлива, которое не потребует к вырубке влажных тропических лесов. Кроме того, в будущем для производства биотоплива вместо маиса и свеклы будет использоваться осадок сточных вод или другие органические остатки, что позволит избежать нехватки продуктов питания и, следовательно, высоких цен на продукты. Исходя из вышесказанного, Европейская комиссия разрешит производство только таких видов топлива, при производстве и потреблении которых выбросы углекислого газа будут как минимум на 35% меньше, чем при использовании жидких энергоносителей.
Очень сомнительно, что эти идеи будут воплощены в жизнь, а воплощенные проекты будут должным образом контролироваться. Три церковные организации помощи развивающим странам – «Хлеб – миру», «Евангелистская служба развития» (EED) и епископская служба «Мизереор» (MISEREOR) подчеркивают в своем совместном заявлении на одном из парламентских слушаний (февраль 2008 г.), посвященном «за» и «против» «биомассы», что «во многих странах отсутствует эффективная, контролируемая и прозрачная политика эксплуатации [посевных] площадей, которая гарантировала бы соблюдение социальных и экологических стандартов». Церковные организации видят «наибольший потенциал для борьбы с бедностью и голодом не в монокультурах и в генно-модифицированных растениях, пригодных для производства топлива, а смешанном возделывании нескольких культур, в многообразии видов и подборе подходящих для данной местности сортов».
Ярыми противниками производства топлива из растительного сырья являются представители различных организаций южных стран. Как подчеркивают представители этих организаций, увеличение объемов экспорта биогенного топлива приведет не только к усилению вырубки тропических лесов, к интенсивному возделыванию монокультур и увеличивающейся нехватке воды. Особенно актуальной становится проблема насильственного выживания мелких крестьян и, соответственно, коренных народов с их земли, которую затем используют для выращивания сахарного тростника или масленичных пальм, необходмых в производстве биотоплива.

Продовольствие как объект спекуляций

Помимо всего прочего, широко обсуждается дефицит и подорожание продуктов питания из-за биржевых спекуляций. Американские и европейские пенсионные фонды вкладывают средства в сырье, к которому, помимо нефти, относятся также соя, пшеница и маис. Чем выше цены, тем больше доходы вкладчиков. Благодаря виртуальным скупкам сырья цены на сырьевых рынках выросли более чем на 20%. Эта ценовая спираль может продолжить раскручиваться, как это можно наблюдать в настоящее время на примере нефти. Каждую неделю в сырье инвестируется 1-2 миллиарда долларов США. По оценкам экспертов, для того, чтобы скупить у США весь урожай зерновых культур, потребуется 120 миллиардов долларов США – небольшой вклад для биржевых игроков на валютном рынке, где ежедневно заключаются сделки на общую сумму более 3 тыс. миллиардов долларов. Спекуляция продовольственными товарами является преступлением и должна быть запрещена. Индийское правительство это признало и уже в начале 2007 г. запретило все срочные контракты на поставки пшеницы, риса, один сорт бобовых и стручковый горох. Этот запрет был недавно распространен на соевое масло, картофель и каучук.
В докладе, опубликованном в апреле этого года, Мировой аграрный совет при программе «Международная оценка сельскохозяйственной науки и технологии для развития» (IAASTD) требует смены парадигмы: вместо промышленно и экспортно ориентированного сельского хозяйства политика поддержки аграрного сектора экономики должна быть направлена на поддержку мелкого крестьянства, развитие соответствующих технологий, справедливое распределение земли и ресурсов, а также предоставление более широкого доступа к образованию и кредитам. Рост урожайности в мелких крестьянских хозяйствах достижим через использование многообразных возможностей промышленного сельского хозяйства и может обеспечить питание для девяти миллиардов человек, подчеркивается в докладе. Особого внимания заслуживает комплекс мер, направленных на поддержку женщин, которые возглавляют почти треть крестьянских хозяйств в Африке, к югу Сахары. Женщины заняты преимущественно в сфере производства продуктов питания и торговли сельскохозяйственными товарами и, следовательно, больше других страдают от разрушения местный рынок импортными товарами.
Только радикальные изменения сельскохозяйственной политики и устранение таких вышеозначенных препятствий, как несправедливые соглашения о свободной торговле субсидии на экспортируемую сельскохозяйственную продукцию могли бы победить мировой голод. Сюда же относится усиление традиционного «обычного права» на земельные и водные ресурсы. В ходе разгосударствления и либерализации земли, традиционно находившиеся в общественной собственности и использовавшиеся, с одной стороны, крестьянами, а с другой, – кочевниками-скотоводами, были приватизированы. Из-за повсеместной коммерциализации земельных владений ради промышленного производства продуктов питания и аграрного топлива, ради обустройства частных заповедников и других туристических достопримечательностей или как часть стратегии накопления капитала национальной элитой притесняются наиболее уязвимые слои населения – женщины, молодежь, пастухи-скотоводы. Для предоставления этим людям гарантированного законом доступа к их землям и биоресурсам появляются негосударственные организации экономической помощи, целью деятельности которых является укрепление позиций традиционного «обычного права». Это может быть важным шагом на пути предотвращения разворовывания земель, т.е. изгнания людей с их земель по вине национальных элит и/или зарубежных концернов, а также учащающихся случаев спекуляции землей.
Вывод: следует добиться смены парадигмы в аграрном секторе экономики и проведения социально и экологически ориентированной сельскохозяйственной политики. Результатом такой политики будет неоднократно обещанный рост продуктивности.
Перевод с немецкого Евгении Чугайновой
под редакцией Нины Дмитриевой
Статья опубликована в газете «Junge Welt» от 13.06.2008 г. [Оригинал статьи]

www.scepsis.ru


О дробном питании

2012-08-31 23:57:00 (читать в оригинале)


Рекомендуемое современной медициной трёх- четырёхразовое питание (а тем более ещё более частое “дробное” питание) превращает человека в придаток к пищеварительному тракту: он всё время что-то жуёт или переваривает, а алгоритмика управления физиологией организма отдаёт бóльшую часть ресурсов пищеварительному тракту и выделительной системе: высшая нервная (интеллектуальная и творчество) и мышечная деятельность обеспечиваются по остаточному принципу. Как следствие — работоспособность во всех её проявлениях близка к минимуму; здоровье тоже прогрессивно падает на протяжении всей жизни, поскольку матрично предопределённому количеству функционально специализированных клеток организма требуется для нормальной физиологической деятельности существенно меньшее количество пищи: та пища, которая избыточная и не может быть усвоена клетками организма, идёт на прокорм микроорганизмов, для которых организм человека — среда обитания. Кроме того, она оседает в качестве физиологических шлаков и мусора в самом организме, что сопровождается в ряде случаев разрушением систем организма и клеток.

Диалектика и атеизм: две сути несовместны Внутренний предиктор СССР


Капитализм без среднего класса

2012-08-30 02:24:00 (читать в оригинале)

Анатолий САФРОНОВ 

Кризис современного мира обусловлен, прежде всего, хроническим сокращением покупа-тельского спроса. Вместо того, чтобы выплачивать нормальные заработные платы, владельцы крупного бизнеса, стремящиеся к максимальной прибыли, сдерживают и сокращают доходы своих работников. При этом массовое потребление по «высшему стандарту» остается неприкосновенным идеологическим фетишем индустриального Запада. В итоге растущие потребительские запросы жителей «богатых» западных стран давно не подкрепляются их реальным заработком.
Последние двадцать с лишним лет в США и Западной Европе рост товарных продаж, а значит — и рост экономики, стимулирует не увеличение доходов населения, а безудержное, неограниченное кредитование частного сектора. Люди, компании и целые государства вроде Греции или Исландии легко брали кредиты и жили в долг, бездумно тратя те средства, которые им не принадлежали. В результате все они попали в капкан сложных процентов, из которого невозможно выбраться обычным путем. За счет финансовой подпитки американского потребительского рынка глобальный спрос поддерживался необеспеченными долларами, выпускаемыми Федеральной резервной системой США. Но эта поддержка, полезная для самих США, обернулась для остального мира, особенно для периферийных государств, глубоким погружением в трясину слаборазвитости и зависимости.
Новейший экономический кризис, впрочем, имеет не только финансовую подоплеку, но и социально-политическое основание. Даже апологеты глобальной экономики сегодня нехо-тя, но соглашаются с тем, что западная либеральная версия капитализма с опорой на массовое потребление, политическую демократию и многочисленный средний класс себя исчерпала. Действительно, на протяжении второй половины XX века капитализм пред-ставал перед очарованными массами в блеске вещественного изобилия, политической всеядности и технологического великолепия. Но в наши дни образ «прекрасного свободного мира» потускнел и покрылся сетью трещин.
 В США и в Западной Европе идет открытое наступление на интересы среднего класса, который утрачивает былые привилегии, беднеет и постепенно загоняется в трущобы. Не только в лимитрофах Западного мира — в Греции, Прибалтике, Румынии, Болгарии, но и в странах промышленного центра — в Италии, Великобритании, Швеции, разрыв между богатыми и бедными становится все более угрожающим. Либеральное государство благоденствия сталкивается с опасным явлением «нового пауперизма». Ощущая сильное политическое давление со стороны «новых униженных», правящий класс индустриальных стран пытается найти безопасный для себя выход из сложившейся драматичной ситуации. И такой выход заведомо предполагает отказ от идей либерализма, прав человека и свободы политического выбора.
В наши дни любой здравомыслящий человек, обеспокоенный надвигающимся переворотом, хотел бы знать: какие социальные альтернативы доступны глобальному миру? И вообще, есть ли будущее у капитализма, в какие предельные, антилиберальные, мутантные социальные формы он способен преобразоваться в ближайшее время? Предлагаемая статья — предварительная концептуальная попытка ответить на эти вопросы.
Чтобы обозначить ближайшие перспективы глобальной эволюции, прежде всего определим ее базовые, неизменные черты или системные параметры. Начать здесь следует с определения политэкономической сущности новейшего глобального порядка. Важно помнить, что современная мировая экономика отнюдь не преодолела, не «сняла» капи-тализм, как беспочвенно полагают сторонники теорий информационного или постиндустриального общества. Сейчас, как и в XIX или XX столетиях, системное ядро глобального хозяйственно-политического строя по-прежнему остается откровенно ка-питалистическим. Понятие «капитализм» очень не любят приверженцы либерально-предпринимательской идеологии. Но обращение к нему является для нас методологически необходимым. Опора на многогранный концепт «капитализма», соавторами которого были Карл Маркс и Вернер Зомбарт, облегчает выявление системных противоречий глобального мира и способствует предсказанию его вероятных будущих мутаций.
Почему мы так уверенно говорим о «капиталистической природе» современного мира?
Современный капитализм достиг пределов накопления и вступил в эпоху неотвратимого социального разлома.
Дело в том, что капиталистический способ производства представляет собой динамическое единство трех моментов:
— универсальной товарной формы, которая превращает любой объект, подпавший под ее влияние, в вещь, товар и предмет спекулятивного торга;
— прибавочной стоимости, создаваемой трудом наемных работников, чьим материальным воплощением в конечном итоге становится прибыль;
— накопления — непрерывного, периодического наращивания капитала, замыкающего формулу Д—Т—Д' и одновременно запускающего ее новый цикл.
Наличие указанных моментов легко обнаруживается в деятельности любого частного коммерческого предприятия. Те же составляющие, только представленные в мегамасштабе, мы без усилий найдем в любых глобальных экономических взаимодействиях.
Однако универсальной товарной формой, прибавочной стоимостью и безграничным накоплением суть капитализма, конечно, не исчерпывается. В политическом аспекте, который предполагает деление всех людей на «своих» и «чужих», базовым основанием капитализма оказывается принцип частной собственности. Интегральным основанием для бесконечного круговорота товаров и прибылей, реализующего себя в накоплении или в эко-номическом росте, выступает частное владение и распоряжение средствами производства. В более широком плане под «частной собственностью» понимается обособленное: индивидуальное или корпоративное владение средствами обращения (банковский капитал), транспортной инфраструктурой всех типов, орудиями культурно-идеологической манипуляции (СМИ).
Причем сами права собственности не столь «безобидны» и «нейтральны», как это может показаться на первый взгляд. Они не сводятся к юридическому или контрактному владению каким-либо имуществом. Права собственности очерчивают и определяют, хотя и не всегда явно, жесткую границу, пролегающую между правящим классом финансовой буржуазии и подчиненным классом наемных работников. Вспомним Маркса, который указывал, что «посредством принципа частной собственности буржуазия превратила личное достоинство человека в меновую стоимость».
Частная собственность — могущественный политический фактор. Она вовлекает в поле своего контроля и затем ограничивает все виды активности, существующие при капитализме. Не только экономические, но и социальные, культурные и технологические контакты здесь всецело подчинены доминирующим отношениям собственности. Да, индустриализм, или крупное машинное, конвейерное производство, формирует довольно крепкую и частично автономную технократию или техноструктуру. Согласимся с Дж. Гэлбрейтом, утверждавшим, что немалая доля власти в современной крупной индустрии перетекает от собственника к управляющему, эксперту и инженеру. Но тезис того же Гэлбрейта о «распылении», или «преображении», частной собственности необходимо отвергнуть. Управляющий фирмой, эксперт или инженер в индустриальном/ капиталистическом обществе всегда действует от имени и по поручению крупного собственника. Любое намеренное и серьезное отклонение от курса, обозначенного владельцами бизнеса, является покушением на права собственности. Подобное самовольство обрекает представителя техноструктуры на увольнение, а в худшем случае — на арест.
Склонность «растворять» капитализм в индустриализме, подчинять отношения собственности технологическим или научным требованиям — давняя традиция либеральных экономистов и философов. Между тем индустриализм — лишь машинное тело развитого капитализма или его видимая инструментальная, технологическая оболочка. Знакомый нам исторический индустриализм, помещенный вне пределов круговорота товаров и прибылей, за рамками циклов накопления и прав частной собственности, функционировать не будет. Следует также помнить, что капитализм изначально, с момента своего возникновения в XVI веке, являлся крупным, сложно организованным, корпоративным предприятием. В Западной Европе его фактически создала «сверху» абсолютистская королевская власть, учреждавшая мануфактуры, вводившая таможенные барьеры для государств-конкурентов и проводившая энергичную меркантилистскую политику.
Свободный, «маленький бизнес», основанный на «инстинкте мастерства» (термин Т. Веблена), был пасынком индустриальной экономики и развивался на обочине капиталистической линии развития. Не мелкий бюргер, не частный предприниматель творили современный капитализм, хотя их «буржуазный дух» и посодействовал этому. Капитализм — политико-экономическая конструкция банковских воротил, монархической власти и торговых гильдий. Кажущееся исключение составляют США, где в 1870—1890-х годах сталелитейные заводы и железные дороги были вроде бы построены рисковыми одиночками (Морган, Карнеги, Меллон), названными «капитанами индустрии». Но и там период условной вольницы длился недолго. К началу XX века все промышленные отрасли США были подчинены крупному ор-ганизованному капиталу, создавшему особые формы авторитарной жизнедеятельности — картели, синдикаты и тресты.
Мы должны сформировать массовый средний класс
Следовательно, подлинным интегратором мирового капитализма являлась не частная собственность (крестьянина, мелкого торговца или ремесленника) вообще, но исключительно крупная частная собственность. Известно, однако, что кардинальная противоположность крупной и мелкой собственности, которая и предопределяет деление общества на малочисленный правящий класс и подчиненное ему пассивное большинство, в современном индустриальном мире тщательно маскируется.
Почему так происходит? Выше мы отметили, что капитализм не тождественен «голой» экономике, не равен товарно-денежным отношениям. Зрелый либеральный капитализм — развернутая и многоуровневая система политико-идеологического и хозяйственного господства. Она включает в себя: ограниченный рынок, автономного индивида, потребительский фетишизм, расчетливое и бюрократи-зированное серийное производство, формальную демократию, гибкое и симулятивное мышление, способное доказать или опровергнуть все что угодно (философия постмодерна). Но, подобно любой системе господства — архаически-племенной, традиционной или теократической, капитализм нуждается в легитимации, оправдании собственных претензий на абсолютную власть и окончательную истину. При этом в отличие от старых типов властного порядка капитализм, основанный на частной собственности, то есть на экспроприации, отчуждении от общества ценностей, этим обществом созданных, не может прямо освящать фигуру властителя — будь он царем, президентом или вождем. Настоящие господа жизни оказываются в его рамках анонимными и диффузными: их нельзя достоверно выявить, отфильтровать и ухватить «за хвост». Это обстоятельство и позволило американскому политологу Р. Далю назвать современный буржуазно-демократический строй в его североамериканском исполнении «полиархией».
Кроме того, капитализм не может оправдывать технический порядок господства напрямую, хотя демокра-тия и превозносится как «священный принцип». За сакральной природой демократии в капиталистической системе проглядывает фигура «свободного индивида», который и служит подпоркой для оправдания формальных демократических процедур. Не готово индустриальное общество, воспитанное на атеистической идеологии, «обожествить» и саму идею власти. Такой вариант гениально описан Дж. Оруэллом в романе «1984». Но оруэлловская антиутопия не реализуема в парадигме универсальной товарной формы, прибавочной стоимости и цикла накопления. В результате у правящей буржуазии остаются только косвенные способы легитимации. Но и этого оказывается достаточно.
Легитимировать себя в глазах народа капитализм способен прежде всего за счет расширенного толкования принципа частной собственности. И далее — посредством всестороннего освящения абстрактного права собственности «вообще». Но поскольку в парадигме буржуазного сознания «благодетельно» лишь то, что обладает весом, массой, размером, постольку на первый план выставляются массовые, наиболее очевидные, бытовые отношения собственности — парцеллярные или мелкобуржуазные.
Иначе говоря, «свободный гражданин» или «частное лицо», независимо от того, каким статусом он наделен — бюргера, вольного хлебопашца, профессора, лавочника или искусного ремесленника, и есть та почетная, высшая инстанция, через которую легитимируется сам организованный капитализм, а наряду с ним и его ключевое основание — право крупной частной собственности. В конкретно-исторической ретроспективе оправдание капитализма осуществляется через популяризацию и освящение институтов западноевропейского гражданского общества, то есть через идеологическое превознесение того конгломерата частных лиц, где, по выражению Адама Смита, «каждый человек — торговец». Для среднего европейца эпохи индустриальной революции владение чем-то весомым — домом, земельным участком, лавкой или мастерской есть тот пропуск, который помогает ему «войти» в сообщество свободных граждан, имеющих право голоса. Не случайно в западноевропейских странах и в США вплоть до первой четверти XX века право собственности на недвижимое или ценное имущество давало и избирательное право, то есть право на участие в демократической процедуре.
Между тем ясно, что фальшиво весомую, «порченую» собственность обычных граждан, из которых к началу 1960-х годов на Западе был вылеплен массовый средний класс, нельзя сопоставить (по реальному политическому и хозяйственному влиянию) с авторитетом крупной собственности, находящейся в распоряжении правящей элиты. С другой стороны, право состоятельного инвестора на долю в корпорации ценой в 3 миллиарда долларов и право небогатого фермера на крохотный участок земли в пригороде ценой в 20 тысяч долларов юридически и формально неотличимы друг от друга. Во всех гражданских кодексах развитых стран владельческие права на имущество очень давно (во Франции — еще при Наполеоне Бонапарте) были уравнены по статусу и оторваны от специфики или величины объек-тов собственности. Так утверждалось либеральное равенство прав индивидов на теоретическую возможность обладания каким-либо имуществом; через равенство же прав на абстрактную собственность подтверждалось и гражданское равенство людей. С позиции либеральной идеологии миллиардер из Чикаго и безработный из трущоб Детройта в этом плане ничем не отличаются друг от друга. Оптимальным методом оправдания крупной собственности, таким образом, оказывается наглядная и повсеместная легитимация собственности мелкой, бытовой, распыленной.
Мелкая буржуазия XIX столетия, ставшая прародителем современного среднего класса, определяла себя посредством частичного владения над условиями собственного труда. Следуя формуле К. Маркса, подчеркнем, что мелкий буржуа извлекает прибыль из триединого источника — капитала, земли (или профессионального статуса) и личного труда. Доход его, таким образом, формируют проценты на капитал, рента и заработная плата. Однако, в отличие от классической мелкой буржуазии, массовый средний класс никогда не владел условиями труда, а, напротив, был подчинен им. Он изначально являлся классом наемных, хотя и привилегированных, работников, а потому жил в основном на заработную плату. Настоящие мелкие предприниматели, независимые фермеры и лица «свободных профессий», работающие на себя, всегда составляли в западном среднем классе небольшую долю — от 5 до 12 процентов.
А потому не собственная лавка, мастерская или участок плодородной земли оказались здесь факторами оправдания частной собственности. В период с 1950-х по середину 1980-х годов из сообщества наемных работников было целенаправленно выковано массовое среднее сословие с другими источниками благосостояния. По указанной причине популярное среди западных социологов деление среднего класса на «новый» (управленцы и профессионалы) и «старый» (мелкие предприниматели, фермеры), на наш взгляд, не имеет смысла. Во-первых, потому что на Западе всю вторую половину XX века доминировал «новый» средний класс. А во-вторых, потому что назначение среднего класса состояло в первую очередь в том, чтобы оправдывать принцип крупной частной собственности.
С дозволения правящих элит западноевропейский и американский средний класс обеспечил себе высокий регулярный заработок. Люди «среднего класса» — опытный рабочий, инженер, учитель, служащий, врач государственной клиники — стали по-своему богаты. Они имели комфортный дом в пригороде, дачный коттедж на природе, две машины на семью, возможность три или четыре раза в год проводить отпуск в любой точке земного шара. И конечно, у них была возможность обучать детей в престижной школе и далее — в достойном университете. Все это в совокупности породило феномен, который социологи именуют психологической и социальной «автономией» среднего класса. По существу, истинным членом западного среднего класса был тот человек, который мог рано или поздно за свои деньги или в кредит купить все, что ему хочется в рамках его понимания смыслов и ценностей жизни (пресловутый standing).
Впрочем, одним указанием на широкое распространение мелкой собственности, которая якобы равна крупному частному владению, либеральный капитализм не решал в полной мере проблему собственного политического оправдания. Дополнительным шагом в этом направлении стало искусное и малозаметное для большинства населения перенесение сферы свободного выбора из области морали и практики в область потребительского, товарного предпочтения. Товарное изобилие или гедонистическое мировоззрение «общества растущего потребления» в результате вытеснили и заменили изначально ценные протестантские идеи «производительного труда» и ответственности человека за личную судьбу.
Еще одним прикрытием антагонистического, господского характера частной собственности стали концепции «свободного предпринимательства» и «свободного рынка». Развитые К. Поппером, М. Фридманом, Ф. фон Хайеком и Л. фон Мизесом в 1950— 1970-е годы, эти теории, особенно популярные в США, обосновывали разницу социальных статусов не исходной классовой позицией человека в системе владения крупной собственностью, но леностью или, наоборот, трудолюбием, а заодно умением «творчески мыслить», «находить свежие предпринимательские решения». Вплоть до начала 1990-х годов идеология «свободного предпринимательства» сохраняла популярность у активных граждан в Западной Европе и США. Нервный ажиотаж по поводу «равных шансов на деловой успех» начал затихать к началу 2000-х, когда правящим элитам стало окончательно ясно, что сохранить массовый средний класс и прежнюю систему легитимации политической власти не удастся.
Дополнительно оправдывало претензии капитализма на тотальное господство превращение универсальной товарно-денежной системы из общественного продукта в миф, то есть в природное явление, которое существует извечно и не может быть преодолено никакими человеческими усилиями. В такой же миф превратилось и либеральное понятие «индивид»10. Подобную мифологию, впрочем, многочисленный средний класс на Западе принял терпимо и благосклонно. Ведь признание одномерного пути капита-листического развития теоретически закрывало выход «по ту сторону» сложившегося положения дел и избавляло пока еще сытых людей от трудных размышлений и моральных страданий. Знаменитый «одномерный человек» Герберта Маркузе — это, конечно, представитель массового среднего класса. Он грезит о большой свободе, но реально находит ее только в плоском ракурсе житейских и биологических потребностей.
Несмотря на многообразие способов легитимации капиталистического господства, главным тут остается одно: «железное» и вечное доказательство неотчуждаемости прав частной собственности. Принципы демократии, толерантности, свободы слова или свободы шествий не образуют настоящий идейный каркас капиталистического общества. Они лишь удачно и ситуационно маскируют глубокий водораздел, отделяющий правящую буржуазную элиту от класса наемных работников. Последний класс сегодня уже не явля-ется чисто «пролетарским» по Марксу Но от этого его стесненность и закрепощенность не уменьшились. Как мы увидим дальше, зрелый капитализм при нужде прекрасно обходится без либеральной теории и либеральной практики, скатываясь в тотальную деспотию.
Позиции среднего класса укрепляли институты гражданского общества: независимый суд, правовые кодексы, сильные профсоюзы, способность к самоорганизации, наличие множества локальных сообществ, муниципальное самоуправление, многопартийные выборы, всеобщая ответственность и «равенство» перед законом. Более того, состоявшееся гражданское общество формально ограждало свободного человека от произвола «власть имущих», создавало ему гарантии благоденствия. Но в полном соответствии с теорией А. Грамши, сообщество бюргеров, заключивших договор о «ненападении», есть лишь тонкий и изощренный инструмент гегемонии правящего класса.
Капитализм в его либеральной вариации необходимо опирается на гражданское общество и на массовый средний класс. Подобно англичанам в азиатских колониях, правящие буржу-азные элиты в обычных условиях, когда возможности для экономического роста безграничны, выбирают мягкие, непрямые методы правления. Демократия в данном случае представляла техническую форму косвенного господства. Вспомним примечательные слова Карла Шмитта: «Демократия сама по себе просто форма, она не имеет никакого политического содержания». С другой стороны, отказ от демократии предполагал разрушение среднего класса. Впрочем верно и обратное. Ликвидация массового среднего класса неизбежно вела к слому институтов либеральной политической демократии.
Бурный процесс размывания среднего класса, который начался еще в 1990-е годы с разрушения средних сословий в Аргентине, Бразилии и Мексике, ныне охватил все страны развитого Запада, включая такие оазисы довольствия, как Новая Зеландия или Норвегия. Веская причина, побудившая господствующую элиту Запада отменить привилегии массового потребителя, заключается в том, что глобальный капитализм уперся в пределы накопления и роста. Другие страны мира — как относительно развитые, так и отсталые, — пассивно присоединились к избранному курсу.
Потребность в росте заложена в природе капиталистической экономики. Капитализм должен непрерывно расширять собственные границы, дабы избыточный капитал находил для себя экономически выгодное применение. Любая остановка циклов накопления влечет крах системы буржуазного господства. Но глобальный мир окончательно сложился к середине 1990-х годов. Последней попыткой территориального расширения «за чужой счет» была экспроприация Западом рынков СССР и государств бывшего социалистического блока в целом.
Накопление же глобального капитала идет двумя способами:
— посредством внешней агрессии и империалистической товарной экспансии: через завоевание пространств и расширение рынков сбыта или
— за счет внутреннего или внешнего ограбления слабых и беззащитных слоев населения либо за счет экспроприации собственности у «чужих» капиталистов, не входящих в состав мировой элиты или изгнанных по каким-то причинам за ее пределы. Подобный метод экспроприации Дэвид Харви называет «накоплением путем лишения прав владения».
Современный капитализм — не боевой империализм начала XX столетия, перед которым простирался огромный и пока не освоенный дикий мир, полный деловых шансов. Нынешний глобальный капитализм — вялый, утомившийся, «бедный» постимпериализм, скованный пределами собственного роста. Экономический простор для извлечения прибылей и уверенного накопления сегодня крайне узок: ведь хозяйственная периферия Запада давно обобрана до последней нитки. Будучи глобальным, всемирным явлением, постимпериализм не способен расширяться куда-либо спонтанно.
Возможным решением было бы новое стимулирование спроса за счет увеличения зарплат для наемных работников. Но на это мировая правящая элита не идет: то ли в силу алчности, то ли в силу недальновидности.
Вместе с тем принцип циклического накопления никто не отменял. А это значит, что капиталистическая система обязана найти новый вариант роста. И лучшим выходом здесь оказывается экспроприация среднего класса, слом остатков государства «всеобщего благоденствия» и переход к новым методам принудительного и фрагментарного (не глобального, а регионального) накопления. Подобный сдвиг предполагает отказ от либеральной концепции «прав человека», распад политической демократии и строительство регламентированной системы тотального государственного капитализма. При таком раскладе самодеятельный индивид утрачивает способность произвольно выбирать стиль жизни («Liberty»). Его личные устремления без остатка поглощает интегрированная «воля общества» («Volksgemeinschaft»). Она официально диктует индивидам дозволенные правила поведения и допустимые аксиомы мышления.
Оптимальной формой организации такой деспотической воли, оправдывающей сохранение частной собственности, становится тотальный государственный капитализм. Мы ведем речь именно о тотальном государственном капитализме, а не о его смешанных, государственно-частных, квазилиберальных вариациях. Квазилиберальный госкапитализм, подобно зрелому капитализму англосаксонской метрополии, основан на открытом понятии частной собственности. В последние десятилетия он укоренился во многих периферийных странах: в Бразилии, Аргентине, России, Индонезии и т. д. Такой частно-государственный капитализм — соглашательский, компрадорский тип социально-экономического господства.
Легитимация прав собственности в его рамках происходит, как в индустриальных странах Запада — через оправдание мелкой собственности (Египет после Насера, Индонезия при генерале Сухарто, Россия на заре 1990-х) и шире — через освящение либеральных свобод и «гражданского согласия». Но поскольку в периферийных странах никогда не существовало устойчивого гражданского общества и не было относительно автономной мелкой буржуазии (бюргерства), постольку легитимация прав частной собственности шла опосредованно — через освящение и популяризацию западных стандартов и потребительского образа жизни. Само наличие «процветающего», манящего Запада в этой ситуации было наилучшим оправданием принципов локальной буржуазной власти.
Учитывать коренную непохожесть тотального государственного порядка и обычных квазилиберальных форм капиализма крайне важно. Лишь тотальный государственный порядок выводит легитимацию прав собственности на новый уровень, создавая условия для новой фазы капиталистического накопления. Частная собственность здесь оправдывается превращенным или хитро опосредованным образом. Она как бы «исчезает» в совокупном общественном интересе, трансформируется в делегируемую собственность, принадлежащую будто бы «всем». Но оперативное управление коллективной собственностью попадает в руки назначенцев из состава правящей элиты.
Смена угла атаки, переход от воспевания индивида-гражданина к превознесению тотальной коллективной воли делает излишними институты формальной демократии, а гражданское общество (если оно до этого успело сложиться) сводится к растительным первоосновам — к самым примитивным и одновременно функциональным моделям самоорганизации.
Классический пример такого упрощения — соглашение о взаимных уступках «труда и капитала», заключенное в нацистской Германии между наемными работниками, которые отказывались от забастовок и повышения зарплат, с одной стороны, и владельцами предприятий, ограничившими прибыльность бизнеса «минимально возможным» уровнем, с другой. В этом плане развитое гражданское общество уступчиво и инфантильно. Оно не препятствует установлению тотальной диктатуры капитала. Напротив, как и показывал А. Грамши, институты гражданского общества, и прежде всего его активная способность к низовой самоорганизации, — отличная питательная среда для формирования фашистских и квазитоталитарных режимов разного толка. Напомним, что «мягкий» диктатор Марсело Каэтано, ставший в 1969 году преемником Антонио Салазара в корпоративистской Португалии, был истовым поклонником гражданских свобод и инициатив. Он так прямо и говорил, что «потеря гражданской свободы ведет к рабству — низведению человека до юридической категории "вещи"». Пристальный интерес к коммунальному единению (принцип фасций) был присущ и Бенито Муссолини (и в конечном итоге именно он и дал фашизму его самоназвание).
У капитализма, столкнувшегося с пределами роста и желающего сохранить себя, есть две альтернативы: оправдывать частную собственность через полное распыление ее в тотальном бюрократическом капитале либо освящать ее через остаточные структуры гражданского общества, подчиненные все тому же бюрократическому капиталу. Исторически осуществились три способа легитимации капитализма: через средний класс и сложно организованное гражданское общество (современный Запад); через остаточные гильдейские, цеховые, корпоративные организации («нуово эстадо» А. Салазара в Португалии и Ж. Варгаса в Бразилии, франкизм в Испании, режим гоминьдана в Китае) и наконец через соборное или спаянное общество-коммуну, чей интерес воспринимают и транслируют правящие «народные», а фактически бюрократические/партийные элиты, выполняющие роль совокупного капиталиста: сталинский СССР, Венгрия при Ракоци, маоистский Китай, Северная Корея, Албания Энвера Ходжи.
Однако промежуточный и компромиссный второй вариант, при котором тотальный госкапитализм обустраивается частично и декларативно, оказывается чересчур слабым, уступчивым методом правления. Легитимация капитализма через остаточные гильдейские структуры востребована в экономически успешной зоне полупериферии в обстановке внутреннего гражданского раскола. В ситуации мирового кризиса гильдейский, или цеховой, принцип нивелируется и растворяется в более широком, тотально-социальном требовании. Отсюда происходят две предельные формы социального порядка, организованного на базе госкапитализма: тотально-гильдейская и тотально-общинная. Эти две формы тотального капитализма были реализованы в виде итальянского фашизма, германского национал-социализма (радикальная версия) и сталинизма, обретшего на местах специфический национально-культурный облик (советская модель 1929— 1955 годов, маоизм в Китае, политика чучхе в Северной Корее, тоталитаризм Э. Ходжи в Албании).
Представляется, что фашизм возникает в европейских странах, имеющих относительно развитое гражданское общество и частично индустриализированную экономику, — в Италии, Германии, Испании (с поправкой на умеренный либерализм Франко), в Словакии времен Тиссо ит. д. В момент появления фашизма в этих странах отсутствовал массовый средний класс, но имелась относительно влиятельная мелкая городская и сельская буржуазия, выросшая из средневекового бюргерства. Мелкий буржуа повсеместно становился массовой социальной базой фашизма, и именно это позволило пристрастным историкам и публицистам-дилетантам называть фашизм «диктатурой мелких лавочников»15, что явно не соответствует исторической реальности. «Лавочники» при фашизме, как и средний класс в либеральном государстве, играют роль маскировки, идеологического прикрытия, тогда как истинным продюсером и организатором власти в обоих случаях является крупный финансово-промышленный капитал. Не зря после Второй мировой войны представители крупного немецкого капитала (Круппы, Тиссены) не были осуждены и не лишились прав собственности.
Тотально-государственному капитализму «гражданского толка», то есть классическому фашизму, свойственны неприкрытая агрессивность и стремление к расширению «Lebensraum» («жизненного пространства»). Разные фашистские режимы по-своему оп-равдывали необходимость ведения наступательной войны. Так, Муссолини обосновывал итальянское завоевание Ливии необходимостью переселения избыточного сельского населения, а война в Эфиопии стала неудачным средством по восстановлению утерянного «римского престижа». Для национал-социалистов идеей фикс стала концепция расового и континентального «германского мира», населенного по периферии вассальными (фран-цузы, словенцы) и рабскими (поляки, русские) народами. Для хортистской Венгрии политическим стимулом к ведению войн стало восстановление «округлой» мадьярской империи. Образцовый национал-социалист А. Павелич, переиначивший учение Гитлера на хорватский лад, фактором агрессии считал сербскую и цыганскую «угрозы». В то же время умеренные, гильдейские фашистские режимы А. Салазара или Ф. Франко агрессивных войн не вели (присутствие испанской «голубой дивизии» на Восточном фронте не в счет). И потому оба они вышли из катастрофы Второй мировой войны без каких-либо территориальных и политических потерь.
Не стоит, впрочем, поверхностно истолковывать агрессивность фашизма как обычный геополитический натиск. На самом деле фашизм побуждали к внешней агрессии отнюдь не идеологические, географические или чисто политические факторы (хотя их явно не стоит сбрасывать со счетов), а потребность в капиталистическом накоплении за счет «лишения прав владения» тех лиц, предприятий, народов и стран, которые были признаны «чужими». В этом аспекте немецкий антисемитизм был разделительной чертой, позволявшей легко и наглядно межевать имущественные права на «истинные» и «сомнительные». В целом в экономической и военной политике «классических» фашистских режимов отчетливо просматривается частный интерес крупного капитала — как местного, так и глобального, искусно замаскированный под тотальный интерес нации или расы.
Сталинизм подобно фашизму был формой тотально-государственного управления капиталом. Но возник он в странах, где либо никогда не было гражданского общества (Северная Корея, Албания), либо оно имело зачаточный и замкнутый характер (русская община, китайский коммунитаризм). Право крупной частной собственности в такой системе легитимируется посредством строительства мощного го-сударственного сектора и с помощью яростной, но фальшивой апелляции к «общественному благу». Конечно, и в русской революции 1917 года, породившей в конечном итоге (к 1927-му) сталинизм, и в китайской революции 1949 года, создавшей маоистскую народную диктатуру, присутствовали антибуржуазные и идеалистические коммунистические тенденции. Но они имели вторичную природу и постепенно были подавлены (в СССР) либо вытеснены на обочину общественной жизни (в КНР).
Таким образом, следует отказаться от стандартного противопоставления фашизма и коммунизма, как, впрочем, и от присущего либеральным кругам отождествления двух этих моделей социального порядка. Фашизм и национал-социализм были социально-политической реальностью, тогда как коммунизм неизменно оставался лишь утопическим мировоззрением, не нашедшим полноценного организационного воплощения. В тех странах, которые в XX столетии по наивному предубеждению назывались «коммунистическими», никакого коммунизма в духе Платона, Т. Кампанеллы, Ш. Фурье или тем бол

Дзэн дзадзэн

2012-08-29 02:18:00 (читать в оригинале)

Дзэн дзадзэн заключается в соответствии чудесной присущей вам от рождения мудрости, что предшествует появлению различающей мысли; дза - значит быть свободным от всех обстоятельств. Если вы просто сидите с закрытыми глазами, то это нельзя назвать дзадзэн. Я ценю только такой дзадзэн, который соответсвует чудесной мудрости. Все ваши иллюзии основываются на различающей мысли. Вот почему вы оказываетесь в колесе перерождений. Когда у вас появляется гневная мысль, вы сановитесь Сражающимся Демоном; страсть превращает вас в Животное; сожаления и метания превращают вас в Голодного Духа. Если вы умрете, так и не освободившись от этих мыслей, то вы будете вечно вращаться в колесе перерождениц, проходя через различные изменения формы в иллюзорном рождении-и-смерти. Ели вы освободитесь от мыслей и не будете омрачены иллюзиями, то не будет кармической причины и следствия. А есл нет причины и следствия, то нет и перерождения. Пока есть различающая мысль, если вы творите добро, есть благая причина и следствие, а если вы творите зло, есть пагубная причина и следствие. Когда вы освободитесь от различающей мысли, вы будете пребывать в гармонии с чудесной праджня - мудростью, не будет ни рождения, ни смерти, ни причины, ни следствия. Все это может звучать как мысль об отрицании или пустоте, в которой ни для чего нет места. Но это не тка. Почему? Потому что сейчас, когда я говорю вам все это, вы слышите меня. Вы не принимаете решения о том, что вы хотите услышать меня, но всё же, поскольку изначальная мудрость, которую каждый из вас получил при рождении, совершенно освещает всё сущее, каждый из вас слышит и понимает меня. Когда ваше тело соприкасается с огнём или водой, вы сразу же чувствуете жар или холод, хотя никого из вас не обучали этому. Так как эта деятельность свободна от (вмешательства) мыслей, вряд ли можно назвать это пустотой, даже несмотря на отсутствие мыслей. Эта чудесная мудрость вашей изначальной природы свободна от дуалистических представлений о бытии и пустоте. Эта мудрость постоянно присутствует во всех вещах/дхармах и соединяет собой всё сущее. Какую пользу можно извлечь при таком положении вещей из различающей мысли? Различающая мысль появляется там, где есть иллюзия. Если вы постигнете неразличающую мудрость, то вы будете видеть и распознавать все вещи/дхармы, и это видение и распознавание будет предшествовать возникновению мыслительного различения, и у вас не останется ни одной иллюзии. Вот почему я восхваляю неразличающую мудрость и говорю, что дзадзэн нерождённой, чудесной мудрости есть высшая практика.

Банкэй

Норман Уоделл / Нерожденный. Жизнь и учение мастера дзэн Банкэя

Бесценность Родины

2012-08-20 02:39:00 (читать в оригинале)

Богатства страны, природные ресурсы и необыкновенная энергетика являются достоянием народа. Все многообразие жизни подарено Богом, и россияне могут в полной мере распоряжаться удивительным потенциалом Родины. При правильном подходе правительство нашего государства может укрепить силу России, увеличить ее красоту и мощь. Раньше люди очень любили землю, на которой родились. Она давала необходимые им энергии. Ее полевые структуры способствовали сохранению константы человека, помогали развить его скрытые способности. Каждая личность по Воле Создателя приводится на Землю в определенное место. Здесь люди проходят свои первые жизненные испытания, познают окружающий мир, знакомятся с природой. В неповторимой энергетике родины таятся большие секреты. И тот, кто просит Бога, начинает их раскрывать.
План Творца необычен, он рассчитан на миллионы, миллиарды лет. Человек проводит на Земле определенный отрезок своей Космической жизни и проходит все необходимые для его Души уроки. Люди как песчинки в море стихий, они легко уязвимы, потому что в физическом мире таится масса опасностей. Поэтому Создатель все предусмотрел для сохранения жизни. На своей родине человек встречается с личностями, которые имеют для его Души особое значение. Важно, насколько люди связаны с родной землей, каково их отношение к ней. Необычное энергетическое взаимодействие землян с планетой дает им изумительную силу, укрепляет Дух и помогает жить дальше. Природа, которой окружен человек с самого детства, на физическом и тонких планах оказывает на него прямое влияние. Она гармонизирует все духовные системы, снимает нервное напряжение.
И если люди молятся Богу, то происходит пополнение их энергетики. При этом снимаются негативные вибрации, уходят стрессы и болезни. Таковы уникальные механизмы, созданные Творцом. Они работают вне времени и пространств. Земляне ощущают действие Божественных природных сил, но не понимают до конца важности этих процессов, не задумываются о том, как гениально все устроено Свыше. Когда Вседержитель создавал нашу планету, Он вложил в нее специальные системы, сохраняющие энергетическую константу
человека. Они усиливают потенциал людей и позволяют продлить им жизнь. В России много уникальных мест, которые обладают большим спектром живительных вибраций, они спасают народы и исцеляют их. Эти необычные энергетические зоны являются золотым запасом
нашей страны. Если россияне правильно поймут и начнут гениально поступать, то русская земля может преобразиться. Она наполнится необычными силами и подарит людям удивительные энергии. Леса, моря, горы, реки, озера, источники с целительной водой созданы для расцвета человечества. В природе заключены большие секреты. И если народы любят и берегут ее, она дарует им необыкновенный потенциал, с помощью которого они могут обрести Божественную силу.
К сожалению, не все россияне задумываются над тем, как сотворена эта уникальная жизнь. Вседержитель создал на Земле сложную систему параллельных миров. Их представители не только помогают людям, но и сохраняют жизненные силы природы. Божественные Духи и сущности постоянно трудятся, чтобы народы могли дышать свежим воздухом, пили чистую воду и копили положительные энергии. Они прикладывают большие усилия, чтобы
вырастить леса и сохранить в них константу Вседержителя. Для нормальной жизнедеятельности физического мира необходимо, чтобы на Земле развивались богатая флора и удивительная фауна. Все это, в первую очередь, необходимо народам. Однако люди относятся к природе как варвары, хотя без нее они не смогли бы жить. К сожалению, некоторые из них, не задумываясь о последствиях, сжигают сотни гектаров леса, при этом гибнут животные, птицы, целебные растения. Погубленная природа очень медленно восстанавливается...
Самое печальное заключается в том, что энергетика таких мест навсегда утрачивает особые вибрации и поля, которые являются важнейшими элементами в системе сохранения жизненной силы человечества. В данной ситуации многие Духи Светлых сил были отозваны Создателем, так как после поджога леса нарушились энергетические матрицы флоры и фауны. Для людей подобные пожары становятся привычными, а для многих представителей тонких миров это настоящая катастрофа. За считанные часы рушатся все тонкие связи в природе, вместо жизненных вибраций начинают работать поля смерти. Только через несколько лет лес начинает
частично восстанавливаться, но многие целительные энергии уже утрачены навсегда. В таких пожарах часто гибнут люди. В этой связи чудовищными кажутся цели тех лиц, которые устраивают поджоги.
Не секрет, что подобными методами пользуются некоторые недобросовестные охотники. Они поджигают лес, чтобы дым гнал животных в нужном им направлении. В результате этого огонь
наносит невосполнимый урон всему живому. Гибнут сотни тысяч животных, птиц, и детеныши задыхаются от дыма. Ради меркантильных целей люди бездумно губят жизнь. По Божественным Космическим Законам им придется за это отвечать.
Другая крайность, когда леса поджигают с целью наживы. Сейчас это происходит во многих регионах России. Преступники знают, что обгоревшие деревья легче обрабатывать, и такой лес
можно скупить за бесценок. Очевидно, что люди уничтожают мир, благодаря которому живут и укрепляют свое здоровье.
Действительность показывает, что человек может считать себя умным и развитым, цивилизованным существом, а поступать как вандал.
Для народов, достигших расцвета и сумевших оставить после себя гениальные временные знания и системы, понятия Бог, человек, природа и Родина были взаимосвязаны. Это действительно так, все пространства и миры Земли сотканы из энергий Создателя. Люди
представляют собой неотъемлемую часть Вселенной и Космоса. Планета и все, что на ней существует, является органичной частью Божественного мироздания и находится в константе. Любые пространства и реальности начнут гармонично развиваться только в том случае, если будут находиться в единой энергетике со всеми мирами Творца. Таковы особенности Плана Вседержителя.
Важно, чтобы народы поняли, что являются частью сложнейшей Космической системы Создателя, и от их положительного потенциала зависит будущее человечества, планеты и всей Вселенной. Тогда они начнут по-настоящему любить жизнь, окружающих людей и все, что сотворено Свыше. Россияне смогут возродить свою страну, для этого им надо научиться ее любить и ценить. Они сумеют уберечь Родину, данную Богом, от зла и сохранят ее свободной для будущих поколений. Жизнь нашего государства будет продолжаться, и народ должен принять в этом непосредственное участие.

Бакаев. Спасение человечества IV.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер Рыбалка
Рыбалка
по среднему баллу (5.00) в категории «Спорт»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.