Сегодня 28 апреля, воскресенье ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Православный блог
Православный блог
Голосов: 1
Адрес блога: http://theorthodox.dreamwidth.org/
Добавлен: 2012-07-23 18:00:27
 

Собственность в Православии

2017-08-18 13:03:41 (читать в оригинале)

1. Человеку может принадлежать лишь то, что принадлежит Богу. Мир есть Божие творение, как и человек. Никуда человеку нельзя уйти от владения Божия. В какие бы бездны ни опускался человек, на какие бы высоты ни поднимался, всюду — владение Божие, бесконечное, необозримое, непостигаемое. Пилат опустился в бездну предательства: готов отдать на распятие Невинного Страдальца. И — что слышит от Премудрости Божией? — Ты не имел бы... никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (Ин. 19, 11). Соединяя в Себе и во всех словах Своих полноту земного и небесного, Спаситель указал Пилату, во-первых, на тех кесарей, от которых им власть получена, а также — на Источник всякой власти, всякого владения.

2. Можно закрыться от Бога, от лицезрения Владыки. Так, например, Адам закрылся от Бога, спрятавшись в кусты. — Наивная психология всякого грешника. «Адам, где ты?» — «Я скрылся»... Сколько прошло с тех пор лет, а сыны Адама по-прежнему думают, что могут от Бога скрыться. И «скрываются» кто, где и как может — в глубине кустов своих идеологических, ветвистых, запутанных кустов культуры века сего: «частная собственность», «общественная собственность», «государственная собственность», «коммунизм», «капитализм», «социализм», «свобода», «рабство», «богатство», «бедность», «имение», «экономические законы» и т. д., и т. д.

3. В основе всякой сложности должна быть простота. Если нет этой первичной простоты, сложность будет хаосом. Если основная простота есть — сложность будет уже гармонией. Представить собою гармонию оркестра, где нет лишних инструментов, или хотя бы целое машины, где нет лишних винтиков, сложная культура века сего может лишь в свете познания первичных законов жизни, вложенных в мир Творцом.

Только пользуясь этим знанием абсолютных законов, можно взвесить все понятия человеческие, определить их настоящий смысл.

4. Мир принадлежал, принадлежит и будет принадлежать лишь Богу, какие бы силы ни хозяйничали временно в мире.

Неужели это значит, что у человека нет никакой собственности и быть не может? Наоборот. Собственность человеческая имеет свое непреложное основание в том, что есть собственность вообще, и есть Хозяин всего вообще. Значит, собственность может быть дана, если есть ее истинный Хозяин... Какой простор, какое глубокое основание всякого истинного владения! В свете этого обоснования делается понятным, почему нельзя ничего красть, присваивать и — ничем нельзя «богатиться», ни через что нельзя возвышать себя.

Вся собственность принадлежит Богу, так же как Ему принадлежит жизнь. И собственность так же раздается Богом, как жизнь.

5. Человеку дается «талант» — круг физической жизни, душевных способностей, духовных возможностей. Дается не для закапывания, но разрабатывания. Весь круг жизни человеческой может быть уподоблен «полоске земли». Не лежать на ней должен человек, но разрабатывать ее, эту Божью землю — жизнь, данную ему в управление, как залог лучшей жизни, лучшей земли. Верный в малом и во многом верен будет (Лк. 16. 10). И вот человеку дается лишь «малое». Как бы ни было велико для земных глаз его «малое», каким бы великим ни величали его люди — оно остается очень малым по сравнению с тем, образом чего оно является. Но и это малое должно быть пущено в оборот на пользу всего мира. Оттого богатые люди, творчески употребляющие свое богатство и сами скромно живущие, являются истинными христианами, несмотря на свое «большое имение».

«Мое только то, что я отдал», — говорит св. Максим Исповедник. Отдал... кому? — Богу, людям... Есть люди, не пользующиеся своим богатством. Среди них есть «спрятавшие его для себя», зарывшие богатство в землю, и есть люди, отдавшие его Богу, начавшие себя считать лишь призванными как можно справедливее его распределить в мире. Различно выражается это благодатное управление богатством. Иные раздают его сразу или постепенно. Другие сохраняют всю видимость владения, но в душе своей искренно отдают его Богу, и задачей их является уже только правильное его распределение. Оно может быть и обычным экономическим хозяйствованием, построением хорошего земного фабричного или сельскохозяйственного предприятия. По виду оно будет как «все дела мира сего», но по внутреннему содержанию своему оно уже будет малым осуществлением Царствия Божия... Так, А.С. Хомяков имел землю и даже прикрепленных к себе крестьян, но по существу являлся не хозяином земель своих и людей, а заботливым отцом и даже слугой их. Таково миросозерцание всех имеющих состояние христиан: хозяев, промышленников, фабрикантов... Таково было и владение истинно православных царей.

Говоря миру: Больший да будет всем слуга, Господь Иисус Христос под «большим» разумел богатого, все равно чем: деньгами, положением, талантом... «Больший» должен служить, а не властвовать чрез те дары (материальные или духовные), которые даны ему лишь на время.

6. Всякая собственность этой земли кратковременна и пресыщена печалями (Иов. 14, 1), ибо, приходя и привязывая к себе человека, сейчас же уходит, оставляя в человеке недоумение, боль, скорбь, смерть. Оставляет пустоту вместо себя и прах вместо человека. Но, пока не осталась пустота вместо собственности, имение может приносить «плод мног»; даже малое имение бедного человека, ибо лепта вдовицы явилась большею ценностью, большей энергией добра, чем сокровища фарисеев.

7. Собственности у человека меньше, чем он думает. Лишь «в мыслях» своих миллионер обладает своими миллионами. На самом же деле они обладают миллионером, который, в большинстве случаев, бывает ими связан, принужден к определенному образу жизни, прикреплен к определенному кругу людей, вынужден иметь вокруг себя искательство, ложь, лесть, зависть, подобострастие, неискренность, покушения на свою жизнь — физическую и душевную... Разве это все не рабство, не каторга, увеличивающаяся по мере увеличения состояния? Велико ли то, что можно купить за деньги? Находится ли в числе покупок мир души — высшее счастье?

8. Если же посмотреть с другой стороны, собственности у человека гораздо больше, чем он думает... Каждый глоток воздуха, попавший в его легкие, есть его собственность, и притом гораздо большая, чем монета, лежащая в его кармане, ибо делается непосредственным поддержанием его жизни. Каждый луч солнца, согревший человека, есть его тепло, соединившееся всецело с ним... И так во всем, во всех мельчайших проявлениях жизни, человек окружен собственностью, дарами Божьими, изливающимися на человека, превращающимися в самую жизнь человеческую. Велик и славен этот закон, делающий из всякого человека богача.

9. Чтобы войти в гармонию расстроившегося, но ныне настраивающегося мира, человек должен по совести (а не умом лишь) признать над собою власть Бога, сам сделаться собственностью Божьей, так как весь мир этою собственностью уже является. Бесчисленные мириады миров, звезд, солнц, неисчислимые септиллионы жизней вращаются в пределах, положенных Творцом. Камни, вода, воздух, земля, огонь — подчиняются непреложным законам, в которые человек может заглянуть, которые ему дано «открывать»... Для чего? Для научения себя правильной жизни по этим законам. Подчинение физическим законам есть лишь образ подчинения духовным законам Бога. Как физическая природа открывается в естествознании, физике, химии, механике, космографии и других науках, так духовная природа открывается в Евангелии. Глядя на подчинение Богу физической природы, человек должен научиться подчинению Богу своего духа.

10. Трезвому, непредубежденному человеку естественно думать и видеть, что его земная «собственность» — более чем относительное явление... Как исчезают века, так исчезает всякая собственность человеческая на земле. Словно пар в воздухе, растворяются все «права» на землю, на имущество, на самую жизнь, — права отдельных людей, городов и народов.

Неразрушима во всей Вселенной только сила Божия, творящая миры. Все остальное хрупко и разрушимо. И именно для того разрушимо, чтобы разрушимое не считали люди неразрушимым. В веке будущем, когда «будет собрана пшеница», т. е. собраны ото всех веков люди, творившие правду и любившие Бога, не будет более опасности кому-либо возлюбить тварь более Творца, и тогда вновь, как в Раю, разрушимое станет неразрушимым. Но никто этого вечного неразрушимого естества не будет обоготворять. Все будут зреть лишь славу Божию и в свете Ее неизреченном видеть всю жизнь и находить вечное обновление своей неумирающей жизни...

11. Это состояние на земле невозможно для нас, ибо мы все время возлюбляем что-нибудь или кого-нибудь более Бога. Сердце наше «прелюбодейно» в самом глубоком (религиозном) смысле. Оттого «род» человеческий назван Спасителем (никогда напраслины не говорившим) родом прелюбодейным и грешным (Мк. 8, 38). Падшее человечество привязано к преходящим ценностям, прилипло к сластям сего мира, к его призрачному богатству, к его столь же призрачной славе... Не будь червей, ржавчины, моли, саранчи, смрада, тления, страданий, смерти — мир был бы живым адом. Некоторым людям кажется как раз наоборот: не будь на этой земле болезней и печалей, был бы «рай». Но — то был бы ад. Греховность плоти земной покрывается печалями земли. Благословенная соль страданий предохраняет дух человеческий от разложения и смерти вечной. Предохраняет в тех людях, которые понимают и принимают узкий путь Христов.

Оттого так благословенны, оправданны и вожделенны вкупе (как говорит псалом), для праведника все пути Господни. Оттого блажен Крест жизни каждого живущего на преходящей земле человека.

12. Наивысшее выражение человеческой жизни есть наиполная преданность ее Богу. Человек, освобождаясь от гордыни житейской, от похоти очей и от похоти плоти (1 Ин. 2, 16) (от всего «материализма»), делается все более и более «прозрачным» для Бога, доступным для вселения чистейшего Духа Божия. И когда сделается человек совершенно прозрачным, свободным от всякой гордыни, от всякого темного пристрастия к себе и к миру — собственность Божия, т. е. весь мир, сделается его собственностью, и он, «ничего не имеющий» и даже сам себе не принадлежащий, по слову апостола, будет всем обладать (2 Кор. 6, 10). Бог будет почивать в человеке и сделает его жизнь покоем и богатством. Эта прозрачная гармония жизни есть Царствие Божие.

13. Порядок жизни временной человеку дан, как лестница, или трамплин для перехода в вечную жизнь. Лишь верный в малом (во временном) будет верен во многом (в вечном). Уже здесь, на земле, надо обучиться вечной жизни.

Ничто, отделенное от Бога, в себе жизни вечной не имеет. Кто не привьется к Лозе Божьей (Ин. 15, 5), тот не будет жить. По лестнице земной жизни, по трамплину земных ценностей (отталкиваясь от них) мы переходим в Царствие Божие. Но если в неверном направлении оттолкнулся человек от ценностей мира (например, отчаявшийся человек, самоубийца), он падает в пропасть.

14. Материальный мир есть «посох» для больной души, ее точка опоры, точка приложения первичных сил духа, — посох, который помогает идти к Богу, при умении им пользоваться. Все в мире сотворено и все попускается для пользы человеку, и из всех, даже самых тяжелых и болезненных проявлений земной жизни (а иногда более всего именно из них), человек может сотворить себе путь к достижению райской земли.

15. Материальный мир есть бесконечно удобная возможность спасения в Боге, достижения Бога. Но эта возможность бывает открыта лишь бескорыстию человеческому. Для корыстности же мир есть одна сплошная сеть, приманка и погибель.

16. Благословенна собственность, основанная на любви к Богу и на свободе сердца. Даруемая собственность приносит благословение. Похищаемая — низводит проклятье.

Есть собственность корыстная и есть — некорыстная. Корыстная — это эгоистическая; некорыстная — евхаристическая собственность. Подлинное обладание человеческое сокрыто лишь в этой евхаристической собственности, идущей от Бога и к Богу чрез человека. Лишь эта духовно-легкая, не обременяющая дух, не пригвождающая к временной жизни, не влекущая ко греху собственность может быть названа «благословенной». Она поистине благословенна, в чем бы ни выражалась, — обладание талантом, способностью, вещью, землею, человеком. Все это благословенно, когда — в Боге. И все это проклято, когда заслоняет Бога и мир делает богом.

17. Евхаристическая собственность есть все, за что люди могут благодарить Бога и — человека, через которого Бог дает что-либо. В этой благодарности не только вера в Бога, но и признание Его Хозяином жизни. Чрез это благодарение за жизнь и за все, благодарение, достигающее своего свершения и предела в Евхаристии, человек востекает к новой жизни, к Царствию Божьему. Бесконечно малые ценности земли сей, осоленные благодарением Богу, делаются евхаристической собственностью человека и остаются навеки «за ним», как нечто новое, большое, перенесенное за врата вечности.

18. Собственность есть проводник любви Божьей и человеческой. Но люди часто делают ее проводником ненависти к Богу и к человеку. Не собственность виною здесь, не факт обладания, но — злое обладание или злое пожелание обладаний.

19. Человек призван к обладанию (Быт. 1, 28) землею, человек должен наследовать (Мф. 5, 5) землю.

Источник: http://vsemolitva.ru

comment count unavailable comments

Бедность и богатство в Православии

2017-08-15 18:43:53 (читать в оригинале)

Бедные могут обогащать богатых. Богатые — обеднять бедных. Как различно произносит мир эти слова! Неверующие за ними подразумевают эксплуатацию бедных богатыми. Верующие во Христа, живущие во Христе люди видят в этом утверждении совсем другой, гораздо более широкий и богатый план: бедный материально может высотой и чистотой своего духа возвышать, духовно обогащать более материально богатого человека. И наоборот: неблагополучный, в нравственном смысле, богач, конечно, «обедняет», духовно опустошает соприкасающегося с ним бедного человека. Ибо каждый не только «за всех виноват», но каждый на всех влияет, независимо от своего социального положения. В мире же постоянно, невидимо для глаз поверхностного сознания, ходят, перекатываются друг через друга волны нравственных и духовных энергий отдельных людей, бывающих не только для себя, но и для всего мира фабриками добра или зла, проводниками света Христова или тьмы дьявольской.

Не само по себе материальное богатство вредно (оно нравственно нейтрально), и не сама по себе бедность полезна для возвышения души (бедность тоже нравственно нейтральна). Но похотение, обожествление богатства есть личный и социальный яд: когда богатству приносятся человеческие жертвы (а неразумный богач приносит в жертву себя самого и всех окружающих); когда забывается бессмертное и великое достоинство человеческое и цель жизни человека на земле. Похоть же богатства проявляется не только у богатых или богатеющих, но столь же часто у бедняков, завидующих лучшему материальному состоянию. Существо христианского духа есть свобода от всякого пристрастия к тленному богатству, и во Христе освобожденным, свободным духовно как от скупости эгоистической, так и от зависти эгоистической, может быть всякий человек, независимо от своего социального положения.

Бедность, которая живет завистью и дышит убийством, не есть благословенная евангельская бедность. Это есть ужасная бедность. Также и смиренный обладатель богатства, считающий себя лишь «управляющим» (см. Лк. 16) этого богатства, принадлежащего Творцу, и справедливо владеющий им, приобретающий милостивое отношение к миру через пего, конечно, не может быть причислен к тем богатым, о которых Спаситель сказал, что горе им. Нет, таким богатым — не горе, а радость, и — радость вечная.
Никакая материальность и никакое отсутствие материальности не есть само по себе ни добро, ни зло. Это только марксизм, вслед за буддизмом (как это ни покажется странным), возводит материальную сторону бытия в категорию нравственного добра и нравственного зла (тем выявляя религиозный по существу, хотя и отрицательный характер своих утверждений). Для христиан зло и добро — не во внешнем, но все в мире делается добром или злом в зависимости от внутренних побуждений и намерений человека, ибо как добро, так и зло суть чисто внутренние, духовные движения, создающие либо ад, либо рай внутри человека. Внешний же мир есть лишь периферия проявления человека, и, конечно, если светел человек, то и периферия его жизни будет светить.
Злом Спаситель назвал не само по себе богатство материальное, но «надежду на богатство», т. е. устройство своей жизни вокруг идеи материального благополучия. В Евангелии всячески подчеркивается непрочность, ненадежность такого богатства и такой надежды. Это и «дом, построенный на песке», и «богач, светло празднующий» свои дни и не понимающий, что его подстерегает внезапная смерть. Апокалипсис про такое богатство говорит очень определенно: Ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг... (Апок. 3, 17). В обратном значении этого выражения можно было бы сказать про какого-нибудь материально бедного человека, богатого добрыми и светлыми чувствами и самоотверженными поступками, но видящего лишь свою бедность, свое ничтожество земное: «Ты говоришь, что ты беден, худ, и нищ, и во всем имеешь нужду, а не знаешь, что ты богат во Христе, богат в вечности, и этого богатства, доставляющего тебе вечное блаженство, никто не может от тебя отнять»... Да, если бы все люди прониклись до конца этим истинным созерцанием реальности, как иначе пошла бы жизнь их; как разлетелись бы и исчезли все ужасные человеконенавистнические теории, одна другую сменяющие в мире, и воцарилось бы одно правильное, настоящее отношение к ценностям земли. Эти земные ценности, перестав быть высшими, сделались бы настоящими.

Богатство может быть благословенным даром Бога. И бедность тоже. Богатство может быть проклятьем для человека. И бедность тоже. Бедность делается проклятой, когда она пролетаризируется. Богатство бывает проклятым, когда оно пролетаризирует бедного человека. Пролетаризация бедности есть отнятие благословения у души, пребывающей в бедности, отнятие у нее путей духовных для стяжания и удержания у себя этого благословения. Пролетаризация бедности есть также отъединение, выключение бедного, в силу его бедности. Пролетаризация эта есть внедрение антихристова духа в бедных людей и началась она, конечно, не с Карла Маркса и не с вождей раннего социализма. Ее появление есть проявление вообще греха в мире: как в мире богатых, так и в мире бедных. Не только бедный человек своим неправильным отношением к бедности пролетаризирует бедность, но и богатый — своим неправильным отношением к своему богатству и к бедности других — также пролетаризирует бедность и собирает камни на свою голову.

Путь современного христианского сознания должен быть определенным идеологическим и — более того — пневматологическим, духоносным действием против пролетаризации бедности, как со стороны самих бедных, так и со стороны богатых. Это действие должно быть священной борьбой за величайшую ценность мира — душу человеческую, и вестись только через живую человеческую личность, чрез единение таких живых во Христе личностей человеческих и утверждение на собственном примере исповедуемых основ жизни.

В мире не два лагеря — капиталистов и пролетариев, — как то хочет представить внешнее сознание. В мире три лагеря:
  • безбожные бедняки;
  • безбожные богачи;
  • бедные и богатые (материально) христиане.
Такова этическая карта мира. Христиане не делятся на «бедных» и «богатых», ибо бедные осознают преимущества своей бедности, богатые — стеснительность своего богатства и, во всяком случае, его непрочность и оттого — незначительность. И все остаются на своем пути, несут свое служение... Для этих третьих только и может быть, в собственном смысле, «социальная проблема». Для первых она не существует и не может существовать, ибо там действует принцип борьбы и решительной непримиримости, т. е. либо войны, либо чисто дипломатического, не имеющего никакой реальной силы, мира. Третья группа, конечно, наименьшая в мире, ибо небесно-почетная принадлежность к ней есть выражение не словесной и даже — считаем нужным подчеркнуть — не идеологической, но духовно-реальной, конкретной христианской веры. Только из этой подлинной реальности духа может вырастать идеология общественной христианской жизни.

Христианин есть трудящийся, независимо от своего богатства или бедности. Во всяком своем социальном и имущественном положении христианин есть труженик в деле жизни. В поте лица добывает свой хлеб физический и — хлеб духовный: вечную жизнь во Христе. Кто не хочет трудиться, тот и не ешь, — говорит апостол Павел (2 Фес. 3, 10), и его заповедь есть Божия заповедь для всех христиан. Кто имеет для себя хлеб физический без усилий (например, имеющий ренту), без борьбы с терниями земли, тот, если он христианин, не бездействует, но добывает хлеб для других людей, и тем самым приобретает хлеб духовный для себя и для других. Христианин, владеющий имуществом, никогда не празден, он всегда — «трудящийся»... Если же он не трудящийся, то он и не христианин.

Оттого христиане все — в одном лагере: богатые и бедные, знатные и незначительные по своему земному положению, и иначе и быть не может. Христиане лишены как зависти, так и пренебрежения. Высший и низший находят себя равными в плане вечности, и оттого невозможна зависть к высшему и пренебрежение к низшему. По мере своего труда и воли Божией (без коей ничто ни на небе, ни на земле не совершается) христианин достигает того или иного имущественного положения, наиболее для него полезного и спасительного.

Пусть вокруг бушуют страсти потерявших облик Божий людей, пусть пытаются завлечь христианина в свой тот или другой человеческий лагерь, где вместо любви спайкой является солидарность, основанная на преследовании низших и часто преступных интересов... Христианин не продает своей духовной свободы, возвышающейся над миром, за чечевичную похлебку скоропреходящего мира. И не строит свое счастье на страдании других.

Для Церкви Христовой «нет ни богатых, ни бедных»... Правильнее сказать, они есть, но лишь — в другом плане. Качества иные богатства и бедности в Церкви. «Богатые» — это нищие духом, «бедные» — богатящиеся своими земными ценностями. В отношении богатых у Церкви такой обычай: они Ей служат. В отношении бедных: Она им служит. Бедные почитаются таким образом достойными помощи, богатые — достойными служения. Церковная психология прямо противоположна психологии, обычно наблюдаемой в миру, где бедные прислуживают, а богатые принимают их услуги как нечто должное. Примечательно, что и вне пределов земли осуществляется этот закон Церкви: святые, отошедшие с земли, молятся за грешных людей, живущих на земле, и тем служат их спасению. Живущие же на земле верующие люди, как более богатые, чем усопшие грешники, потерявшие земное время для творения добра, могут помогать молитвою этим последним, служить их спасению.

Как в этом духовном смысле служение есть по преимуществу дело «богатых», так и в чисто земном смысле богатство, власть, положение всегда для христианского сознания связаны с принципом служения, а никак не вящего наслаждения земной жизнью (что есть принцип не только язычества, но язычества низшего, ибо высшее возвышалось над этим принципом эпикурейства).
Церковь на земле и на небе есть, по преимуществу, служительница всему «малому», беспомощному, угнетенному, недостаточному (все равно в каком — земном или духовном смысле). Сильные должны носить немощи бессильных, а не себе угождать... (заповедь Апостола) (Рим. 15, 1). Оттого Церковь одинаково склоняется над уврачеванием богатого, как и бедного: богатого, «надеющегося на свое богатство», и бедного, унывающего от своей бедности и заболевшего завистью к богатому.

Оттого истинные служители Церкви никогда не заискивают перед богатыми, даже если они жертвуют Церкви и строят ей храмы. Служители Церкви остаются свято-беспристрастными к богатству и бедности, не впадая и в другую крайность — обличение богатства как такового. Церковь знает, что не по внешнему своему положению будет судим человек, но по степени чистоты своего сердца и степени любви к Богу и к человеку: любви, выразившейся в делах.

Безбожные богачи не считаются и никогда не считались с бедным человеком. Они уступают лишь материальному давлению бедных. Своим жестокосердием и своим сидением на сгнившем (Иак. 5, 2) богатстве они разнуздывают низшие инстинкты бедных, и в своем эгоизме являются проповедниками атеизма... Неверные духу Церкви ее представители нередко развращали богатых своим заискиванием перед ними, потаканием их лицемерию, молчанием при их беззакониях... В этом были, конечно, виноваты и мы, представители Великой Русской Церкви. Мы не смогли завоевать себе духовного доверия со стороны масс русского народа, который в большей своей части ушел от нас. Мы не показали беспристрастия духовного и достаточной заботы о душах как бедных русских людей, так и богатых. Невозможно никакое восстановление, воскресение нашей православной русской культуры, если мы не пройдем сквозь огонь покаянного очищения и осознания своих грехов и ошибок. Священнослужители должны являть пример не только служения, но и покаяния.

На своем собственном историческом пути мы должны убедиться в праведности Божьего Суда над нами, и горе тем из нас, которые сочтут этот суд незаслуженным.

Ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои (Апок. 16, 7).

Источник: http://vsemolitva.ru

comment count unavailable comments

Меню поминальной трапезы

2017-08-04 15:21:43 (читать в оригинале)

Кутья поминальная

Стакан риса, 100 г изюма без косточек, 100 г меда. Стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно закрыть крышкой, варить три минуты на сильном огне, шесть минут — на среднем, три — на слабом, затем еще двенадцать минут не открывать крышку кастрюли, давая рису настояться на пару. Отдельно сварить изюм, соединить с рисом, подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

Кутья

200 г очищенной пшеницы, 150 г мака, 50 г очищенных орехов, 50 г изюма, ванильный сахар, мед и сахар по вкусу.
Пшеницу перебрать, промыть, залить водой и варить до готовности.
Мак заварить кипятком и держать на огне до тех пор, пока не будет легко растираться пальцами. Отцедить мак на сите, пропустить через мясорубку, перемешать с пшеницей, добавить измельченные орехи, ошпаренный кипятком и отцеженный изюм, мед и сахар по вкусу, ванильный сахар. Переложить в блюдо. Подавать охлажденной.

Коливо

250—300 граммов зерен пшеницы, 100 г изюма, 100 г инжира, мед, сахар по вкусу.
Пшеницу залить кипятком и сварить. Отдельно сварить перебранные, промытые изюм, инжир. Мед растворить в небольшом количестве кипяченой охлажденной воды. Смешать отваренную пшеницу со сладкими плодами, подсластить медом или сахаром. Коливо (кутья) должно быть сочным, сладким. Вкушением колива начинается поминальная трапеза.

Кисель клюквенный

200—400 г клюквы, 6—8 столовых ложек сахара, 4—6 столовых ложек картофельного крахмала.
Клюкву перебрать, промыть, протереть через сито, отжать сок. Выжимки залить пятикратным количеством горячей воды, довести до кипения, процедить. Часть отвара охладить и развести в нем картофельный крахмал. В оставшийся отвар положить сахар, вскипятить его, затем влить разведенный крахмал, отжатый сок и довести до кипения. Перелить в блюдо, посыпать сахарной пудрой, чтобы не образовалась пленка, и охладить.

Кисель овсяный

400 г овсяной муки или геркулеса, 250 г сахара.
Овсяную муку или геркулес развести холодной водой и дать хорошо закиснуть, затем процедить. Заварить густо кисель, добавить сахар и картофельный крахмал из расчета 1 столовая ложка 1 на стакан жидкости. Остудить.

Источник: http://vsemolitva.ru

comment count unavailable comments

Постные рецепты

2017-07-31 12:04:43 (читать в оригинале)

Фасоль в горшочке по византийски

Фасоль замочите на ночь, на следующий день отварите и жидкость слейте в отдельную посуду.
Лук нарежьте кольцами и слегка обжарьте в растительном масле, затем хорошо посолите и поперчите черным и красным перцем.
В огнеупорную посуду поместите, чередуя, слой фасоли и слой жареного лука (верхним слоем должна быть фасоль), полейте все оставшимся растительным маслом и влейте воду, в которой варилась фасоль.
Запекайте в духовке при средней температуре в течение 40 мин. Подавать на стол надо в той же посуде, в которой запекалась фасоль.
300 г зрелой фасоли, 12 больших луковиц, половина стакана растительного масла, литр оды, 1 полная чайная ложка соли, чайная ложка перца, неполная столовая ложка красного молотого перца.

Болгарский суп из чечевицы чесночный

400 г чечевицы, 100 г растительного масла, 1 средняя луковица, 2 головки чеснока, 1 ст. ложка муки, 1 ст. ложка томата-пюре, по 1 ст. ложке рубленой зелени петрушки и чабреца, 1 ч. ложка молотого красного перца, соль.
Чечевицу перебрать, промыть 2—3 раза в холодной воде, залить чистой водой и быстро довести до кипения. Добавить целые, очищенные от верхней шелухи головки чеснока и чабрец, по вкусу посолить и варить до мягкости чечевицы. Приготовить пассировку в растительном масле из мелко нарезанного лука, муки и томатного пюре, заправить суп и варить еще 15 минут. Готовый суп подать на стол горячим или холодным с зеленью петрушки — рубленой или веточками, по вкусу.

Болгарский монастырский суп из фасоли

Подготовленную и предварительно замоченную на 2—3 часа пеструю фасоль сварить на сильном огне до мягкости. Добавить нарезанные мелкими кусочками морковь, лук, чеснок, зеленый сладкий перец, влить немного растительного масла и варить до готовности овощей. За 10 минут до готовности снять суп с огня, посолить, добавить нарезанный тонкими кружочками помидор, всыпать измельченный укроп. Кастрюлю с супом хорошо укутать и дать постоять 10—15 минут. При подаче на стол порционно влить немного лимонного сока или уксуса. Пропорции продуктов произвольные.

Суп из фасоли по-гречески

200 г сухой фасоли, 1/2 стакана оливкового масла, по 2 ст. ложки рубленой зелени петрушки, укропа и мяты, соль.
Подготовленную белую или цветную фасоль сварить в нужном для супа количестве воды до полной готовности зерен. В конце варки по вкусу посолить, добавить оливковое масло, рубленую зелень и проварить 6—10 минут на слабом огне. Подавать готовый суп горячим или теплым.

Армянские голубцы толма с чечевицей

200 г чечевицы, 100 г мелкой пшеничной крупы, 2 луковицы, 1/2 стакана растительного масла, 1/2 стакана кураги,
100 г желтой сливы, 1/2 стакана изюма, соль, молотый перец, рубленая зелень кинзы, мяты, чабреца, петрушки, виноградные или капустные листья.
Для начинки: подготовить чечевицу, отварить, откинуть на дуршлаг, отцедить отвар и переложить готовую чечевицу в миску. Пшеничную крупу промыть, отварить, охладить и также переложить в миску с чечевицей. Желтую сливу ошпарить кипятком, очистить от косточек, мелко нарезать и добавить в начинку. Обжарить в масле мелко нарезанный лук, добавить в начинку вместе с маслом, в котором он жарился. Изюм перебрать, хорошо промыть и всыпать в начинку. Тщательно измельчить зелень кинзы, мяты и чабреца, соединить с начинкой, заправить по вкусу солью и молотым черным перцем. Всю массу тщательно вымешать.
Разделать голубцы на подготовленных виноградных или капустных листьях, уложить их в кастрюлю рядами, перекладывая каждый ряд хорошо промытой курагой. Залить подсоленным кипятком, чтобы голубцы были им только покрыты, влить растительное масло и плотно прикрыть сверху опрокинутой тарелкой. Кастрюлю накрыть крышкой и тушить голубцы на слабом огне до готовности. Горячую толму выложить на блюдо, залить оставшимся при тушении соусом и засыпать рубленой зеленью петрушки.
Начинку для толмы можно приготовить и из гороха, добавив вместо пшеничной крупы отваренный до полуготовности рис.

Лобио по-грузински

500 г фасоли, несколько луковиц, 1/4 стакана растительного масла, 1/4 стакана винного уксуса, 5 помидоров, 1/2 стакана ядер грецких орехов, по 1—2 ст. ложки мелко нарубленной зелени кинзы, петрушки, мяты, укропа, сельдерея, чабреца, по 1/2 ч. ложки семян кориандра, корицы, гвоздики, сунели, 4 зубчика чеснока, по 1 ч. ложке черного и красного молотого перца, соль по вкусу.
Отваренную в подсоленной воде белую или цветную фасоль, не давая ей остыть, переложить в кастрюлю с поджаренным или пассированным в растительном масле мелко нарезанным луком, посолить и прогреть 3—4 минуты, чтобы фасоль впитала в себя масло, в котором жарился лук. Затем переложить фасоль с луком в фарфоровую или эмалированную посуду, добавить часть винного уксуса, предварительно слегка проваренного с базиликом или эстрагоном 2—3 минуты. Помидоры ошпарить кипятком, снять кожицу, тщательно размять в пюре деревянной ложкой и добавить к фасоли. Всыпать сухие пряности и рубленую зелень. Мелко растолочь орехи вместе с чесноком, перцем и солью, хорошо растереть, развести винным уксусом и так же соединить с фасолью. Всю смесь очень осторожно перемешать двумя вилками и хорошо охладить.

Овощной гуляш по-румынски

Хорошо промыть кабачки и нарезать кусочками. Очищенные картофель, морковь и корень сельдерея или петрушки нарезать ломтиками. Цветную капусту разделить на соцветия. Стручки зеленой фасоли очистить от прожилок и наломать мелкими кусочками. Все овощи припустить в небольшом количестве подсоленной воды до готовности. Приготовить заливку: пассировать муку в растительном масле до желтоватого колера, развести ее кипятком (от количества кипятка зависит густота блюда). Добавить 1 ст. ложку томатного пюре, разведенного 0,5 стакана воды, посолить, заправить по вкусу сахаром и осторожно смешать заправку с овощами.
Все довести до кипеня и проварить немного на совсем слабом огне, помешивая, чтобы масса не прикипела ко дну кастрюли. Подавая на стол, обсыпать рубленой зеленью.

Гювеч по-болгарски

120 г растительного масла, 160 г репчатого лука, 160 г зеленых и красных стручков сладкого перца, 160 г молодых кабачков, 100 г стручковой фасоли, 120 г баклажанов, 300 г помидоров, 400 г картофеля, 20 г зелени петрушки, 15 г панировочных сухарей, красный молотый перец, соль.
Лук очистить и мелко нарезать, перец очистить от семян и нарезать поперек кружками, стручковую фасоль нарезать на две-три части в длину, баклажаны нарезать крупными кубиками, помидоры и картофель очистить и нарезать ломтиками. Овощи положить в глиняный или эмалированный неглубокий сосуд или на противень. Посолить, посыпать красным молотым перцем и размешать. Сверху равномерно посыпать панировочными сухарями, полить маслом и небольшим количеством воды и запекать в духовке до тех пор, пока не станут мягкими все овощи и не выпарится вся жидкость, останется только жир. Гювеч можно приготовить и вареным. В этом случае прежде всего нужно поджарить лук, добавить к нему молодую фасоль и тушить вместе до полумягкости. Затем положить баклажаны и кабачки, а когда они станут мягкими, добавить перец и картофель. Посолить и посыпать красным перцем, залить небольшим количеством воды и варить. Помидоры кладут последними из овощей. Гювеч доварить на тихом огне до испарения жидкости. Готовое блюдо можно посыпать мелко нарезанной зеленью петрушки.

Рагу овощное по-болгарски

1 баклажан (200 г), 3 кабачка (300 г), 2 сладких перца (50 г), 450 г помидоров, 2 головки репчатого лука, 2 дольки чеснока, 3 веточки базилика, 2 ст. ложки оливкового масла, соль, перец.
Подготовленные баклажаны и кабачки нарезать кружочками, перец — полосками. Помидоры очистить от кожицы, разрезать на 4 части. Очищенный лук, чеснок и базилик мелко порубить. Овощи посолить, поперчить, уложить в форму, сбрызнуть маслом, поставить в предварительно разогретую духовку. Запекать около 40 мин. Подать с белым хлебом.

Стручки фасоли по-монастырски

1 кг стручков зеленой фасоли, 600 г помидоров, 1 луковица, по 150 г моркови и корня сельдерея, 80 г чеснока, 200 г алычи, мята по вкусу.
В кастрюлю с подготовленными к варке стручками зеленой или желтой (восковой) фасоли добавить нарезанные кусочками лук, помидоры и коренья. Залить небольшим количеством теплой воды, чтобы продукты были только покрыты ею. Тушить под крышкой на слабом огне около часа, затем по вкусу посолить, добавить очищенную от косточек алычу, чеснок и веточки мяты для аромата и тушить еще 20—30 минут. Подать фасоль горячей. По желанию при тушении добавить в фасоль немного растительного масла.

Яхния из баклажанов

1 кг баклажанов, 500 г репчатого лука, 500 г спелых помидоров, 1—2 ст. ложки томата-пюре, 1—2 ст. ложки муки, 2 головки чеснока, 1 стакан растительного масла, лавровый лист, 10 горошин душистого перца, черный перец, молотый красный перец, соль.
Баклажаны нарезать продольными ломтиками, посолить и дать отцедиться горькому соку, после чего обжарить во фритюре. Использовать жир для пассирования мелко нарубленного лука. Довести до мягкости, добавить молотый красный перец, мелко нарезанные или натертые на терке помидоры, измельченный чеснок, молотый черный перец, душистый перец, лавровый лист и соль по вкусу. Массу выложить в посуду и сверху поместить жареные баклажаны. Пассировать муку с 1—2 столовыми ложками растительного масла и добавить 4 ст. ложки разбавленного томата-пюре. Баклажаны полить соусом и поместить на 10 мин. в духовку при умеренной температуре. Подать на стол с салатом по выбору.

Гювеч из баклажанов

800 г баклажанов, 500 г помидоров, 200 г лука, 100 г моркови, 80 г растительного масла, красный молотый перец, зелень петрушки, соль.
Баклажаны нарезать крупными ломтиками, посолить, через полчаса слить выделившийся горьковатый сок. Лук, морковь и петрушку мелко нарезать, смешать и посолить.
В глиняный невысокий сосуд или противень положить половину баклажанов, на них — половину нарезанных лука, моркови и петрушки и посыпать перцем. Положить нарезанные дольками помидоры, затем — вторую половину баклажанов, смеси из лука, моркови и зелени петрушки и сверху — опять дольки помидоров. Овощи полить растительным маслом. Гювеч запечь в умеренно нагретой духовке.

Мусака по-гречески с баклажанами

800 г баклажанов, 100 г репчатого лука, 200 г помидоров, 100 г растительного масла, 80 г риса, 40 г муки, петрушка, соль.
Баклажаны нарезать тонкими продольными брусочками. Посолить и через 30 мин. отцедить горький сок. Слегка обжарить и в том же жире потушить до мягкости лук. Добавить рис, часть помидоров и немного воды. Дать смеси немного повариться, чтобы разбух рис. В противень, на дно которого уложены нарезанные кружками помидоры, положить половину жареных баклажанов, посыпать мелко нарезанной зеленью петрушки, на них — слой риса, затем покрыть его остальными жареными баклажанами. Сверху положить нарезанные тонкими кружками помидоры.
Мусаку запекать в духовке на сильном огне. Залить соусом «бешамель».

Баклажаны фаршированные

5 одинаковых по величине баклажанов, 3/4 стакана растительного масла, 4—5 морковок, 1/2 корня сельдерея, 7—8 луковиц, 5—8 помидоров, 1 головка чеснока, 8—10 мясистых стручков перца, соль, черный перец, молотый красный перец, петрушка, лимон.
С баклажанов снять кожицу и срезать по длине крышечку. Удалить мякоть, посолить внутри и снаружи, дать отцедиться горькому соку и обжарить на одной части растительного масла. В том же масле потушить измельченные лук и чеснок, натертые на терке морковь, сельдерей и часть помидоров, а также мякоть баклажанов. Добавить мелко нарезанные испеченные и очищенные от кожицы и семян стручки перца. Посолить, посыпать рубленой зеленью петрушки и молотым красным перцем и снять с огня. Этой массой нафаршировать обжаренные лодкообразные баклажаны. Накрыть срезанными крышечками и прикрепить их с помощью зубочисток. Выложить в смазанную маслом посуду. Между баклажанами разместить остаток фарша. Полить смесью из натертых на терке оставшихся помидоров и растительного масла и запекать в духовке при умеренной температуре до выпаривания жидкости. Подать остуженными с ломтиком лимона на порцию. Есть несколько разновидностей этого блюда. Разрезать баклажаны вдоль на две половины, придать им лодкообразную форму, удалив мякоть, обжарить и нафаршировать овощной массой. Покрыть ломтиками красных помидоров и лимона (без корки и семян) и запечь, как указано в основном рецепте. Баклажаны очистить от кожицы полосами, в которых сделать разрезы для удаления мякоти. Нафаршировать смесью из пассированного лука и чеснока, ореховых ядер и изюма. Дальнейшая процедура — как в основном рецепте.
Баклажаны не очищать от кожицы, а только удалить мякоть. Дальше действовать вышеуказанным способом.

Баклажаны, фаршированные по-гречески

Баклажаны разрезать вдоль, вынуть ложкой часть мякоти, мелко ее изрубить, добавить много разной рубленой зелени по вкусу и поджарить на растительном масле. Смесь посолить, слегка загустить молотыми сухарями, добавить промытый и ошпаренный кипятком рис. Начинить получившейся массой половинки баклажанов, соединить их вместе, перевязать нитками. Сложить подготовленные баклажаны в кастрюлю, залить томатным соком, перекипяченным с добавлением 1 ст. ложки муки, соли и и сахара по вкусу. Тушить на слабом огне до готовности. Вынуть баклажаны, уложить их на блюдо, сняв нитки, залить остывшим соусом, в котором они тушились, и подать холодными.



Источник: http://vsemolitva.ru

comment count unavailable comments

Постная кухня

2017-07-24 14:19:27 (читать в оригинале)

Рецепты многих постных блюд пришли к нам со времен крещения Руси. Некоторые из блюд имеют византийское, греческое происхождение, но сейчас невозможно распознать в этих традиционных постных блюдах греческое происхождение.

В Древней Руси не записывали кулинарные рецепты, не было кулинарных книг, рецепты передавались от матери к дочери, из дома в дом, из поколения в поколение.

Изменений в рецептах и технологии приготовления почти не было, и в постные дни шестнадцатого века или даже конца девятнадцатого века ели почти те же блюда, что приготовлялись со времен святого равноапостольного князя Владимира. Добавлялись лишь новые овощи: до конца семнадцатого столетия на Руси не знали других овощей, кроме капусты, чеснока, лука, огурцов, редьки, свеклы.

Кушанья были просты и не разнообразны, хотя русские столы отличались и огромным количеством блюд. Но эти блюда походили почти во всем друг на друга, отличаясь лишь в малом — какой зеленью посыпали, каким маслом заправили.

Очень были распространены щи, уха, рассольники.

К горячим щам подавали пироги с начинками из каш.

Пироги делали пряженые, то есть жаренные в масле, и подовые, печеные.

В постные нерыбные дни пироги пеклись с рыжиками, с маком, горохом, соком, репою, грибами, капустою, с изюмом, разными ягодами.

В постные рыбные дни пеклись пироги со всевозможнейшими родами рыб, особенно с сигами, снетками, с одними рыбными молоками или с визигой, на масле конопляном, маковом или ореховом; мелко искрошенная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном, которое сейчас мы называем рисом.

Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели.

Оладьи делались из крупитчатой муки, с ореховым маслом и подавались с патокой, сахаром или медом. Оладьи огромного размера назывались приказными оладьями, потому что их приносили приказным людям на поминки.

Блины делались красные и белые: первые из гречневой, вторые из пшеничной муки.

Блины не составляли принадлежности масленицы, как теперь, символом масленицы были пироги с сыром и хворосты — вытянутое тесто с маслом.

Кашу ели овсяную или гречневую, пшенная каша была редко.

Икра осетра и белорыбицы была роскошью, но паюсная, мешочная, армянская — раздражающего свойства и мятая, низшего сорта, была доступна самым беднякам.

Икру заправляли уксусом, перцем и искрошенным луком.

Кроме сырой икры, употребляли икру, варенную в уксусе или маковом молоке, и пряженую: в посты русские делали икрянки, или икряные блины, — долго взбивали икру, добавляли крупитчатую муку, затем тесто запаривали.

В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, ели кислую и отварную свежую капусту, свеклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, с овощной начинкою, гречневую и овсяную каши с постным маслом, луковники, овсяный кисель, левашники, оладьи с медом, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку.

Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран.

В среду первой недели Великого поста 1667 года святейшему патриарху московскому готовили кушанья: «Хлебца чет, папошник, взвар сладкий с пшеном и с ягоды, с перцем да шафраном, хрен, греночки, капуста топаная холодная, горошек зобанец холодный, киселек клюквенный с медом, кашка тертая с маковым сочком».

В постные дни в великосветских домах Москвы или Санкт-Петербурга подавали ту же отварную капусту, политую постным маслом, ели кислые грибные щи, как в любом из городов и домов Российской империи.

Во время постов во всех ресторациях, трактирах, даже самых лучших заведениях на Невском проспекте выбор блюд ничем не отличался от тех, что ели в монастырях. В одном из лучших трактиров Петербурга, «Строгановском», во время Великого поста не было, конечно, не только мяса, но даже и рыбы, а посетителям предлагали грибы, гретые с луком, капусту шатковую с грибами, грибы в тесте, галушки грибные, грибы холодные под хреном, грузди с маслом, гретые с соком. Кроме грибов, в обеденную карту входили горохи мятые, битые, цеженные, кисели ягодные, овсяные, гороховые, с патокой, сытой и миндальным молоком. Чай в эти дни пили с изюмом и медом, варили сбитень.

За столетия русский постный стол почти не изменился. Вот как описывает Иван Шмелев первые дни Великого поста в начале двадцатого века:

«Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной.

Мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва.

А жареная гречневая каша с луком, запить кваском!

А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом, в первую субботу, какое-то коливо!

А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью... а великая кулебяка на Благовещенье, с вязигой, с осетринкой! А калья, обыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань», а грешники с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!»

Конечно, не все эти блюда можно приготовить в наше время. Но некоторые легко можно приготовить и на нашей кухне, из доступных продуктов.

Источник: http://vsemolitva.ru

comment count unavailable comments


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.