Была позавчера на том-самом-концерте Жарусски в ММДМе. Все еще немножко "офигеть, оно живое". Истерика-с, дурацкая такая. И теперь понимаю, что едва ли у меня к этому певцу останутся прежние предубеждения и несерьезное отношение. Хотя концертные привычки у него некоторые и впрямь забавные. Например, выпрыгивание и привставание на цыпочки на высоких нотах для и так длинного человека - очень ой.
К счастью, к барочной музыке уже немного прислушалась, адаптация к тому, как это звучит в конкретных условиях (да, камерный оркестр в большом зале внезапно начинает быть хорошо слышным не сразу), заняла меньше половины первого отделения. С одной стороны, новая музыка. С другой, вау, что творит. С третьей, в поток не включилась, слишком часто выдергивало, выноса мозга не случилось, хотя кое-где и до мурашек пробирало. С четвертой, зарядило так, что еще полночи - а я всю неделю не высыпаюсь и не очень соображаю даже днем - успешно читала довольно тяжелую для понимания литературу.
Едва ли оставшиеся впечатления поддаются анализу. Вначале было странно из-за акустики, казалось, что все-таки зал большеват, но потом началась трагически-драматическая часть программы, и - все. На каденциях (в это время оркестр затихает, слышен только голос) - напряженное всеобщее безмолвие, аж страшно - так слушали, звук вниманием публики будто втягивало в зал. Я, кажется, поняла, как Шолль умудрился петь на Last Night of the Proms. Если ему внимали хоть вполовину так, как вчера - Жарусски, ничего удивительного. Еще - рулады и пассажи, где казалось, он вообще не дышит. Особенно когда идут бесконечные совершенно фразы, которые в какой-то момент сливаются с мелодией струнных, потом снова из нее выделяются, и нет этому конца. Хотя понятно, что дышит, конечно, но вот кажется, что нет, и от этого тоже не по себе. Эмоционально убивающего - для меня - было "Nel già bramoso petto" и "Alto Giove". А вот быстрые арии прошли больше мимо. Музыка показалась сравнительно не помпезной и неустойчивой. Что-то такое извилистое, но без кудрявых завитушек - хотя, казалось бы, украшательств хватает, чтобы все мозги сломать. Для любителей жуткой фильмы про Фаринелли, разница - между всем, что звучало вначале, и той самой "Alto Giove" на сцене с затмением. Меньше это относится к тому, что с быстрым темпом, оно больше заставляло вспомнить про Вивальди. И эта неустойчивость-извилистость при целостности - как берет за жабры, так и не отпускает, даже когда выпал, заставляет снова пытаться вслушаться. Поэтому, в общем, и вау. Конечно, запомнилось больше, но оно слишком плохо расчленяется и вообще не хочет выражаться.
Милый был эпизод после концерта, когда оркестранты выждали несколько минут и вышли забирать ноты, им начали кричать браво, и дирижер буквально вытащил Жарусски на сцену. Тот очень быстро убежал, но атмосфера разрядилась кричать и хлопать на некоторое время перестали. :) Хотя те, кто задержался надолго, говорят, оркестру, когда музыканты уезжали, аплодировали даже на улице. В общем, на меня даже большее впечатление произвела атмосфера на концерте, чем сам концерт. И от этого немножко грустно - всегда не радует ощущение, что что-то пропустил.
Не знаю уж, дело тут в музыке или в эффекте "я это первым услышал", но версии Кёркби и Бартоли мне нравятся не так, хотя там с верхними нотами лучше, чем у Перссон. Что-то плохо осознаваемое. :)
Se il rigor d'ingrata sorte rende incerta la mia fede, ah palesi almen la morte di quest'alma il bel candor.
D'una vita io son già stanco, che m'espone al mondo in faccia a dover l'indegna taccia tollerar di traditor.
Если жестокость неблагодарной удачи делает мою честность бессмысленной, ах, пусть, тогда смерть освободит истинную чистоту моей души!
Теперь жизнь моя стала легка, она выставила меня пред всем миром, требуя сносить это позорное обвинение в предательстве.
Вспомнила, что давно не интересовалась, нет ли чего насчет Вилладсена. Оказалось, есть. Стихи Лорки. Музыка современная, некоего датчанина. Ему канал на ютубе принадлежит.
стихи Ф.Г. Лорки
Vestida con mantos negros piensa que el mundo es chiquito y el corazón es inmenso.
Vestida con mantos negros.
Piensa que el suspiro tierno y el grito, desaparecen en la corriente del viento.
Vestida con mantos negros.
Se dejó el balcón abierto y el alba por el balcón desembocó todo el cielo.
¡Ay yayayayay, que vestida con mantos negros!
Одетой в черное платье весь мир ей кажется малым, а сердце - большим необъятно.
Одетой в черное платье.
Ей кажется, горькие стоны и нежные страстные вздохи в потоке ветра утонут.
Одетой в черное платье.
Балкон остался открытым, и сквозь перила балкона - заря по небу разлита.
Думала, сегодня сделаю грустный пост, но мне слишком весело для всяких memento mori.
Г-на Шолля этот клип безмерно огорчает. Он даже оправдывался, дескать, простите за дурновкусие, молод был.
Меня пришлось выковыривать из-под стола и просить ржать потише. Не, такое нельзя воспринимать всерьез.
Еще недавно на ютубе лежала версия качеством получше, но ее удалили, хехе.
Какие-то у Шолля стремные отношения с клипами. В смысле, сам он снимает и монтирует круто, но постановочные мьюзик видео с ним хорошими не выходят, будь то электропоп или английские песни XVII века. Болтать и улыбаться он умеет лучше. :)
На этот раз - Моцарт!) "Митридат, царь Понтийский", позавчера посмотренный. И щенячьи восторги по поводу режиссуры.
Суть происходящего: маньяк с ножом - царь Митридат, трое связанных - его сыновья и его возлюбленная, которых он хочет казнить за неверность; сын Фарнак - прежде успевший начать тайно крутить шашни с Римом - услышал о подступающих к городу римских войсках, собирающихся живым или мертвым схватить его отца, и поет о своем раскаянии. В качестве Фарнака - Беджун Мета.
Вся постановка мозговыносительна. Не знаю, насколько меня бы опера впечатлила, если бы не то, что делалось на сцене. До конца было не совсем понятно: то ли действительно подступает римская армия, то ли это Митридат устраивает присутствующим мистерию (современная режиссура - такая режиссура), то ли и то, и другое. И, вообще говоря, у меня даже не было сомнений, что самоубийство Митридата - не совсем по поводу "не сдамся врагу живым".
А как эта ария сделана! Рука на глазах! Ааа! На манипуляциях с отцовскими ботинками можно было уносить - это очень сильная находка. Если говорить в понятиях фанфикшна, погладили кучу кинков.
Già dagli occhi il velo è tolto, vili affetti io v'abbandono: son pentito, e non ascolto, che i latrati del mio cor. Tempo è omai, che al primo impero la ragione in me ritorni; già ricalco il ben sentiero della gloria e dell'onor.
Теперь с моих глаз спала пелена; низкие страсти, я отрекаюсь от вас: я раскаиваюсь и слышу теперь лишь только плач моего сердца. Пришло то время, когда разум вернулся, чтоб управлять мной; теперь я вновь встаю на светлый путь славы и чести.
Еще из запомнившегося, уже скорее музыкой: "Se di lauri il crine adorno" Митридата "Venga pur minacci e frema" Фарнака "Se il rigor d'ingrata sorte" Сифара (!!!)