В книге "Найти идею" нашел описание очень интересного эксперимента, который ставил Генрих Саулович Альтшуллер над детками в детском саду. Он хотел выяснить, как работает фантазия у детей.
Запись 1.
Мне повезло: в детском саду шел ремонт, одна комната была уже пуста, и я за двадцать минут подготовил все необходимое для опыта. "Оборудование" было предельно простым - две тонкие веревки, прикрепленные к потолку.
На подоконнике лежали старые, сломанные игрушки. Воспитательница ввела первого подопытного - мальчика лет шести. Я объяснил: надо взять одну веревку и привязать к концу другой веревки.
Можно было начинать эксперимент. Воспитательница ввела первого подопытного - мальчика лет шести. Я объяснил: надо взять одну веревку и привязать к концу другой веревки. Мальчик схватил ближайшую веревку, потянул ее к другой... и остановился.
"Оборудование" я специально рассчитал так, чтобы нельзя было дотянуться до одной веревки, держа в руке другую. Кто-то должен был помочь - подать вторую веревку.
Выбор будущей профессии – одно из самых серьезных решений, которые приходится делать выпускнику школы. Некоторые ребята уже в детстве определяют свои наклонности, и после окончании школы не сомневаются в правильности своего выбора. Многие совершенно не представляют себе, кем быть, какую профессию выбрать для себя, да так, чтобы не ошибиться. А знаете ли вы, что есть такая профессия: человек, решающий проблемы.
В данный момент я нахожусь на фестивале педагогических технологий и прохожу обучение на секции под названием «ТРИЗ-педагогика». Занятия очень интересные и думаю стоит написать что это за технология и для чего она нужна.
Если коротко, то на секции преподают отдельный курс, который называется «Учись Мыслить Смело». Его задача – развитие креативности у школьников средних классов. Елена Паклина - очень талантливый ведущий и прекрасный человек. Попутно она рассказывает приемы работы с трудными ситуациями (как утихомирить класс, как работать с возражениями школьников...) Курс хоть и рассчитан на школьников, но прекрасно сработает на других возрастах с минимальными поправками.
Мне особенно понравилось сумасшедшее количество креативных задачек, которые наверняка появятся в следующих публикациях блога =).
Немного фото с фестиваля:
Фотографии в альбоме «ПТФ2013 - 1» Чернова Дмитрия на Яндекс.Фотках
В этой статье я хочу опубликовать отрывок из книги «Изгнание Шестикрылого Серафима». В нем мы можем заглянуть за плечо изобретателя и посмотреть как он формулирует задачу для своего изобретения и каким путем он к нему приходит. Пусть вас не отпугнет, что пример основан на примере бурения нефтяных скважин, его суть достаточно проста и поможет сэкономить много времени на поиски своих решений.
Задача.
Для того чтобы добраться до нефти, находящейся на глубине в сотни и даже тысячи метров, бурят нефтяные скважины. Изначально скважины бурили вертикально, оно и понятно. Так легче бурить, и перпендикуляр короче наклонной.
Выглядело это как на примере слева (картинка кликабельна). Но у этого «классического» метода есть один существенный недостаток: на одном месте можно пробурить лишь одну скважину.
Теперь представим, что мы пробурили несколько наклонных скважин, которые расходятся под землей веером (или "кустом", как говорят нефтянники). В этом случае с одного места можно собирать гораздо больше нефти, но такие скважины и сложнее бурить. Зато можно экономить на оборудовании, сократить число рабочих и обслуживающих, облегчится транспортировка нефти.
К тому же второй способ имеет огромное значение при добыче нефти на море, где просто невозможно рядом построить несколько вышек и площадь очень ограничена.
Строительство в море обходится очень дорого и понятно, что с одного места выгоднее бурить 3-5 скважин, а то и семь. Кстати, в СССР существовала станция у которой было 19 скважин.
Однако в бурении под углом есть свои проблемы. Посмотрите на рисунке, как изгибаются каналы. Старый бур банально застревал на таких поворотах, ибо он имел очень большую длину.
Решение.
Казалось-бы что может быть проще, нужно просто уменьшить длину этого бура и дело в шляпе. Однако это не так, с потерей длинны сильно падала мощность и он уже был не пригоден для работы. С другой стороны более длинный бур был более мощным, но быстрее застревал и тоже не годился.
Получается, что бур должен быть одновременно и длинным, чтобы сохранить мощность, и коротким, чтобы не застревать. Получили противоречие.
– Совершенно верно! – радостно подтвердил изобретатель Ахундов. – Именно так – противоречие! – Но что же здесь хорошего? – возразил журналист. – Как – что! Ведь это значит... Самое трудное в решение задачи – понять противоречие.
Правильно найденное противоречие позволяет избежать лишних поисков и метаний. Становится ясным в каком месте нужно искать выход.
– Вот именно, где же выход? – спросил журналист. – Нам нужен мощный электробур, поэтому давайте договоримся, что длину мы не трогаем. Что остается? Остается диаметр и форма. Уменьшение диаметра сделает его более подвижным, но это означает изменение всей конструкции и снова потерю мощности. Остается форма.
...У обычного электробура корпус прямой, сделать его кривым? Но такой электробур сложно построить. Да и на практике часто приходится менять наклон скважины, а значит под каждый наклон делать отдельный электробур?
– Я чуствовал, – продолжал изобретатель Ахундов, – что основное направление выбрано правильно. Но конкретное решение долго не приходило. И тогда я увидел трамвай... Правда, лучше было бы, если бы я увидел поезд. – Простите, вы шутите? – возразил журналист. – Только отчасти. Почему вместо одного длинного вагона делают два сравнительно коротких? Ведь это сложнее и дороже? – Я об этом как-то не задумывался... Вероятно, длинный вагон получился бы очень громоздким. Ему трудно было бы разворачиваться. – Вот именно! В этом и состоит решение, электробур нужно сделать составным. – Из двух частей? – Почему обязательно из двух? Можно и из нескольких. Как видите, мне действительно лучше было бы увидеть поезд.
Быстрыми движениями карандаша изобретатель набрасывает эскиз. Секции корпуса соединяются между собой более или менее жестко. Секции ротора - главной части электробура – с помощью шарниров Гука.
Получается удивительная вещь. С одной стороны, длина электробура не уменьшается и мощность остается прежней, а с другой стороны каждая секция имеет небольшую длину и значит он уже не застрянет в скважине.
Подведем итог.
На этом примере прекрасно видна настоящая работа изобретателя. Вместо «научного» метода тыка, он использует системный подход. В решении любой изобретательской задачи в начале необходимо определить проблему и выявить противоречие, которое не позволяет решить её известными способами.
После этого в первую очередь проверяют, нельзя ли изменить сам объект (размер, форму, число частей, материал, температуру, давление, скорость. Именно этим путем и пошел изобретатель Фридун Мусаевич Ахундов*
*1935-1936гг.
Впервые в СССР, инженер-нефтяник Фридун Ахундов (1915-1996гг.)
получил авторские свидетельства на свои разработки: 1) электробур и, 2)
лифт замещения для эксплуатации глубоких малодебитных нефтяных
скважин. Ф.М. Ахундов - автор более 300 изобретательских предложений и
авторских свидетельств в области нефтяного дела Азербайджана.
Это ооочень старая книга аж 1961 года выпуска о теории изобретательства. Книга явно рассчитана на подростков и начинающих изобретателей. Построена в интересной форме диалога репортера с различными изобретателями, который пытается выяснить можно-ли научиться изобретательству или же все открытия носят лишь случайный характер, по воле проведения, музы или шестикрылого Серафима. chernov.pro