Фитнес клуб – путь к гармонии
2011-11-02 13:08:36
Во всем цивилизованном мире сложно найти человека, который бы не слышал слово фитнес. В фитнес-клубы ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Во всем цивилизованном мире сложно найти человека, который бы не слышал слово фитнес. В фитнес-клубы с каждым годом ходит все больше посетителей, на этом делают огромные деньги, некоторые даже посвящают делу фитнеса всю свою жизнь, а есть и те, кто достаточно скептически к нему относится. И вероятнее всего, такой скептицизм просто вызван незнанием, непониманием того, [...]
Тэги:
вид,
спорт,
упражнения,
физический,
фитнес
Пятая часть охранников в Германии — женщины
2011-11-01 15:43:43
В картину мира среднестатистического украинца вряд ли впишется женщина-охранник, которая, к тому же, ...
+ развернуть текст сохранённая копия
В картину мира среднестатистического украинца вряд ли впишется женщина-охранник, которая, к тому же, еще и приставлена к особо важному лицу, либо же просто в качестве патрульного. Однако в далекой Германии
Тэги:
безопасность,
мире,
новости,
охрана,
охраны,
сфере,
телохранитель,
физическая
Отжимания для девушек
2011-10-24 18:27:00
Отжимания для девушек Не один комплекс упражнений не обходится без отжиманий, но это упражнение ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Отжимания для девушек Не один комплекс упражнений не обходится без отжиманий, но это упражнение является одним из не любимых у представительниц прекрасного пола. Но отжимания для девушек очень полезны и поможет достичь желаемых спортивных результатов быстрее, чем используя другие упражнения. Рассмотрим все варианты для отжимания и эффективность их выполнения, а девушки выберут сами, какой способ их [...]
Тэги:
домашний,
здоровье,
отжимание,
польза,
пресс,
тело,
упражнения,
условие,
физический,
человек
Методы исследования в теории физического воспитания
2011-10-24 12:59:56
... вопросы теории
физического воспитания (например ... эффективность средств
физического воспитания, приемов ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Круг вопросов, которые изучает теория и методика физического воспитания, широк. Поэтому при исследовании применяются не только педагогические методы, но и методы, используемые в смежных науках — социологии, психологии, физиологии, биохимии и при врачебном контроле. В теории физического воспитания используются методы теоретического анализа и обобщения, педагогического обследования и эксперимента.
Методы теоретического анализа и обобщения. Любое исследование начинается с изучения, анализа и обобщения литературных источников. Для этого исследователь знакомится с библиографией и отбирает те литературные источники, которые ему необходимо проанализировать, составляет план их изучения, продумывает методику записей и анализа.
В теоретическом исследовании этот метод может быть единственным. Так можно проследить, как развивались взгляды на те или иные вопросы теории физического воспитания (например, структура физкультурного занятия в связи с конкретными историческими условиями).
Для экспериментальных исследований, при изучении литературы, следует установить, какие вопросы уже изучены, в какой мере они освещены и какие из них требуют дальнейшего обоснования и экспериментальной проверки.
Многие важные для теории физического воспитания данные можно обнаружить при анализе различных документов, составляемых работниками дошкольных учреждений (например, планы работы на неделю, планы-конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры, протоколы педагогических советов и др.). Данные, выявленные в результате анализа этих документов, могут быть использованы в качестве рабочей гипотезы (предполагаемых результатов экспериментального исследования).
Для сбора фактов могут быть использованы анкеты и опросные листы. В анкетах вопросы ставятся так, чтобы получить краткий ответ: «да» или «нет». В опросном листе ответы даются в развернутой форме, например возраст, стаж работы, образование, характеристика условий для занятия физическими упражнениями и др. В том и другом случае ответы должны быть письменными. Анкеты и опросные листы применяются чаще в начале исследования и имеют вспомогательное значение.
Интересующие исследователя материалы могут быть собраны во время беседы по заранее разработанному плану. Вопросы должны задаваться в непринужденной форме и стимулировать обстоятельные ответы. Например, воспитатель спрашивает ребенка: «Ты умеешь правильно стоять? Покажи, как нужно стоять. А теперь расскажи, как нужно правильно стоять» и т. д.
Методы педагогического обследования. Эта группа методов включает педагогическое наблюдение. В отличие от повседневного, оно организуется специально, имеет ясно сформулированную задачу, четко обозначенный предмет наблюдения, а также систему фиксации наблюдаемых фактов. При этом исследователь не вмешивается в ход педагогического процесса. Он заранее разрабатывает план проведения наблюдения, в котором указывается последовательность собирания фактов, система их фиксации (условные обозначения при записи и др.) и обработки. Кроме того, определяется рабочая гипотеза, которая должна подтвердиться или быть опровергнута в результате наблюдения. Наблюдение должно быть избирательным, конкретным (например, характер объяснений, указаний, качество выполнения физических упражнений и др.).
Преимущество педагогического наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать объекты в естественных условиях. При этом факты должны быть объективными и не зависеть от личных качеств исследователя. В процессе наблюдений следует использовать методы точной регистрации наблюдаемого. Например, для регистрации техники движений используются фотосъемка, киносъемка, циклография, видеомагнитофонная запись и др. Для фиксации отдельных параметров движения применяется различная аппаратура (динамометры для измерения силы и др.). Методом хронометража определяется время, затрачиваемое на выполнение физических упражнений, тех или иных действий, а также продолжительность отдельных частей занятия и занятия в целом. Хронометраж проводится с помощью хронометров, ручных секундомеров и других приборов. Речь воспитателя регистрируется путем стенографирования, магнитофонной записи. Результаты наблюдений заносятся в журнал, дневник, протокол.
В процессе наблюдения необходимо давать предварительную оценку зафиксированным данным. При обработке их должны быть отсеяны случайные факты, выявлены закономерности, сделаны обобщения, выводы. В результате изучения и обобщения фактов может оказаться, что их недостаточно или они противоречивы и не дают оснований для окончательных выводов. В этом случае наблюдение должно быть продолжено. На основании данных, полученных при повторном наблюдении, могут быть подвержены сомнению предварительно сделанные заключения и внесены поправки в первоначальную гипотезу, в организацию наблюдения.
Наблюдение может носить характер самонаблюдения в форме самоконтроля за состоянием здоровья, самочувствием. Самонаблюдение применяется как в процессе занятий физическими упражнениями, так и после них для изучения их влияния на организм. При этом следует руководствоваться не только субъективными ощущениями, но и объективными данными: показатели пульса, кровяного давления и др. Данные самонаблюдений должны заноситься в специальный дневник и анализироваться.
Экспериментальные методы. В зависимости от степени изменения типичных условий различают естественный и лабораторный эксперименты.
При естественном эксперименте занятия проводятся без отступлений от обычных условий, а если отступления имеются, то они минимальны.
Лабораторный эксперимент заключается в создании специальной обстановки и устранении побочных влияний, исключении случайностей и задержки в накоплении необходимого материала. Кроме того, экспериментатор может варьировать условия, чтобы точнее выяснить причинную связь между явлениями. В случае необходимости, например при недостаточном количестве фактов, эксперимент может быть повторен.
Эксперименты могут проводиться с целью выявления определенных фактов или зависимостей — абсолютный эксперимент.
Некоторые эксперименты направлены на сравнение показателей (эффективность средств физического воспитания, приемов обучения и т. д.). Такой эксперимент называется сравнительным.
Перед проведением эксперимента необходимо определить задачи и составить план исследования, сформулировать рабочую гипотезу, разработать методику экспериментальных занятий, методику регистрации фактов и их обработки.
В сравнительных экспериментах участвуют две или несколько однородных групп (по полу, возрасту и физической подготовленности). Занятия в них отличаются каким-либо одним фактором (например, введением подводящих упражнений при формировании двигательных навыков). В конце эксперимента определяется, в какой группе получены более высокие результаты по освоению движений.
Группа, в которой проводятся экспериментальные занятия, называется экспериментальной. Группу, которая занимается по обычной (общепринятой, традиционной) методике, называют контрольной.
Для большей достоверности результатов эксперимента применяются схемы так называемого перекрестного эксперимента. Например, в первом эксперименте одна группа занимается по первой методике, другая — по второй. Во втором эксперименте первая группа занимается по второй методике, а вторая — по первой.
В исследованиях, в которых сопоставляется эффективность трех и более вариантов, эксперименты проводятся в три и более этапов и выявляется преимущество одного из вариантов.
Экспериментальное исследование проводится по этапам. Сначала организуется поисковый эксперимент по опробованию методики сбора материала (наблюдений и др.), по уточнению методики экспериментальных занятий. После этого проводится констатирующий эксперимент. Например, обследование уровня развития двигательных навыков, физических качеств, а также знаний о физическом воспитании у детей экспериментальной и контрольной групп. В дальнейшем организуется обучение—формирующий эксперимент, проверка разработанной методики проведения занятий. В ходе проведения экспериментальных занятий проводятся наблюдения, регистрация техники движений с помощью фото- и киносъемки и др. Данные наблюдений оформляются в виде протоколов.
После окончания эксперимента проводится повторное обследование детей по тем же параметрам, что и в констатирующем эксперименте. Данные срезов, наблюдений подвергаются количественному и качественному анализу, статистической (математической) обработке.
После проведения эксперимента организуется проверка выводов и рекомендаций на практике. На последнем этапе полученные результаты следует внедрить в работу детских учреждений.
Математические методы. После сбора экспериментального материала индивидуальные результаты изменений изучаемых показателей под влиянием воздействующих факторов должны быть подвергнуты математической обработке с целью определения достоверности сделанных выводов (получения статистически достоверных обобщений данных). По результатам эксперимента часто возникает необходимость установить функциональную зависимость между отдельными показателями. В этом случае применяют методы корреляции, регрессии и дисперсионный анализ. Данные математической обработки могут быть представлены в виде таблиц, диаграмм и графиков .
Тэги:
воспитанный,
исследование,
метод,
физический
Связь теории физического воспитания с другими науками
2011-10-23 14:01:42
... организаций
физической культуры, влияние
физических ... организовывать процесс
физического воспитания, ...
+ развернуть текст сохранённая копия
Связь теории физического воспитания с другими науками детей дошкольного возраста связана с целым комплексом специализированных научных дисциплин. Одни из них — гуманитарного характера (общая теория физического воспитания, общая педагогика, дошкольная педагогика, психология физического воспитания и спорта, детская психиатрия — изучают социальные закономерности развития и организаций физической культуры, влияние физических упражнений на психику человека (ребенка), а также законы применения средств, форм и методов педагогического воздействия. Другие науки — биологические и смежные естественнонаучные дисциплины (физиология и биомеханика физических упражнений, динамическая анатомия, биохимия, медицина, педиатрия, гигиена физических упражнений, врачебно-физкультурный контроль, лечебная физическая культура)—изучают процессы биологического развития человека (ребенка).
Каждая из перечисленных выше научных дисциплин изучает определенную сторону физического развития, но не может быть положена в основу системы педагогических воздействий для достижения лучших результатов воспитания. Эту задачу призвана решать специализированная педагогическая наука — теория и методика физического воспитания детей, которая синтезирует все достижения других наук, имеющих отношение к физическому воспитанию.
Естественнонаучную и психолого-педагогическую основу теории физического воспитания детей дошкольного возраста составляют взаимосвязанные научные дисциплины, позволяющие целостно подходить к изучению закономерностей возрастной физиологии и детской психологии. В связи с этим деятельность организма человека (ребенка) рассматривается как единая система, в которой взаимодействуют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические, функциональные и психические процессы. Советская психология указывает на то, что физиологическое и психическое является одной и той же рефлекторной отражательной деятельностью и лишь рассматривается она в различных отношениях. Поэтому психологическое исследование деятельности естественно продолжает физиологическое (С. Л. Рубинштейн).
Исследования показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условно-рефлекторный характер и формируются на протяжении детства под влиянием внешних воздействий, т. е. в процессе воспитания.
Современные достижения науки в этой области опираются на учение о высшей нервной деятельности великих русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева. Их ученики и последователи Н. И. Красногорский, Н. И. Касаткин, А. Н. Крестовников, Н. М. Щелованов и другие развили это учение применительно к высшей нервной деятельности ребенка.
Исследования советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна свидетельствуют о том, «что ни одна из таких специфических человеческих способностей, как логическое мышление, творческое, воображение, целесообразная воля и т. д., не дана ребенку в готовом виде от рождения, что они формируются прижизненно в результате усвоения детьми общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями» .
О единстве организма и среды. С момента рождения человека начинается его взаимодействие с внешней средой, возникает способность к приспособлению, уравновешиванию. И. П. Павлов рассматривал это уравновешивание как основной закон жизни.
Следует подчеркнуть, что приспособление человеческого организма, обладающего потенциальными возможностями развития мышления, чувств, сознания, требует с первых дней жизни комплексного воспитательного воздействия, направленного на постепенное, неуклонное формирование человеческой личности, поэтому забота о правильном физическом развитии и здоровье ребенка должна осуществляться в единстве с духовным, интеллектуальным развитием.
Индивидуальные приспособления очень многообразны. Они возникают в условиях естественной жизни и могут вырабатываться человеком специально, преднамеренно. В процессе физического воспитания особо важным является повышение или расширение функциональных возможностей человеческого организма.
Физическое воспитание ребенка предусматривает определенный научно обоснованный режим, закаливание организма, формирование двигательных навыков. Систематические занятия утренней гимнастикой в сочетании с закаливающими процедурами (обтирание, обливание и т. п.), физкультурные занятия, игры, спортивные упражнения в условиях пониженной температуры воздуха, воды — все это повышает устойчивость организма к изменениям внешней среды.
Необходимым условием нормального развития организма ребенка является двигательная активность, от которой зависит его положительное нервно-психическое состояние, нормальный рост и развитие, уровень функциональных возможностей и работоспособность (П. Ф. Лесгафт, А. Н, Крестовников, И. А. Аршавский, О. В. Силина, Г. П. Юрко и др.). Следует отметить, что двигательная активность зависит не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.
Двигательный режим складывается из организованных занятий и свободной двигательной деятельности детей, которая в основном реализуется во время прогулки. При нормировании двигательного режима детей важное место занимает уровень или запрос двигательной активности. «Известно, что моторная активность детей определяется многими факторами — возрастом, состоянием здоровья, индивидуально-типологическими особенностями, ВНД (высшая нервная деятельность) детей, постановкой физического воспитания, климатическими условиями, временем года и т. д. Как показало специальное исследование, индивидуальная двигательная потребность ребенка наиболее ярко проявляется в его деятельности» .
Закаливание и физические упражнения содействуют расширению функциональных возможностей организма человека (ребенка). Возникающие же в процессе этого закаленность и определенная тренированность представляют индивидуальные приспособления каждого к изменяющейся внешней среде. Ведущее значение для развития человеческого мозга, высшей нервной деятельности имеет социальная среда.
Индивидуальное приспособление человека в процессе общественно-трудовой деятельности, а ребенка в процессе семейного и общественного воспитания осуществляется по принципу условно- рефлекторных временных связей, через вторую сигнальную систему во взаимодействии с первой. При этом второсигнальные раздражители оказывают определяющее влияние как на физиологические процессы, протекающие во всех тканях и внутренних органах, так и на поведение человека в целом. К индивидуальном приспособлению ребенка в окружающей социальной среде могу быть отнесены различные навыки, образующиеся привычки, установленный жизненный режим и вся дисциплина поведения, основанные на сознательном отношении к требованиям окружающей жизни.
Об индивидуальных особенностях нервной системы ребенка. Для осуществления полноценного физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста особое значение имеет изучение возрастных закономерностей развития центральной нервной системы ребенка, определяющих отбор педагогических воздействий и организацию учебно-воспитательного процесса.
Установлено, что ребенок появляется на свет с определенными врожденными задатками и особенностями нервной системы. Однако, являясь лишь органическими предпосылками психического развития ребенка, они не предопределяют характер и уровень этого развития. Доказано также, что каждый ребенок имеет огромные потенциальные психофизиологические возможности, составляющие надежную основу для его нервно- психического развития. Таким образом, учитывая, с одной стороны, органические предпосылки и, с другой, потенциальные возможности, необходимо создавать наилучшие педагогические условия, правильно организовывать процесс физического воспитания, позволяющий непосредственно воздействовать на организм и психику ребенка в условиях целенаправленного воспитания и обучения. Учитывая врожденные особенности нервной системы ребенка и ведущую роль внешних воздействий на ее формирование, важно обеспечить правильный режим и его неуклонное выполнение (полноценный сон, четкая дозировка занятий, активная двигательная деятельность, установленное время пребывания на воздухе). Особое значение имеет эмоционально-положительная обстановка — ровные, спокойные, дружелюбные взаимоотношения детей и взрослых с детьми.
«Пример взрослых, окружающая среда и вся обстановка представляют важные факторы для развития высшей нервной деятельности. В атмосфере недовольства, волнений, раздоров возникают самые разнообразные формы детских неврозов, а спокойное гармоническое окружение ребенка есть лучшее средство для формирования твердого, законченного характера» .
Имея в виду определенное значение врожденных предпосылок и вместе с тем возможности их изменения, дошкольная педагогика направляет воспитательный процесс, с одной стороны, на ослабление неблагоприятных черт, а с другой — на развитие положительных задатков.
Н. И. Красногорский писал: «Важно для воспитателя и учителя установить типы высшей нервной деятельности своих воспитанников; зная типовые особенности, они могут умело направлять развитие высшей нервной деятельности детей по определенным путям и оказывать действенную помощь своим советом».
В процессе физического воспитания типологические особенности детей учитываются с целью осуществления индивидуального подхода, обеспечения оптимальных условий режима, закаливания, активной двигательной деятельности, эмоционально-положительного состояния ребенка.
Как известно, индивидуальные особенности нервной системы у детей различны. Одни отличаются уравновешенностью в поведении и деятельности; другие повышенно возбудимы, неуравновешенны, с трудом справляются со своими эмоциями; наблюдаются дети, имеющие пониженную реакцию, не уверенные в себе. Последним требуется иногда Дополнительные усилия и большая организованность, чтобы довести до успешного окончания начатое дело. Однако достигнутый результат, потребовавший мобилизации всех сил, может быть очень высоким, поэтому педагогические условия должны помогать ребенку в преодолении трудностей, способствовать укреплению веры в свои силы.
Определение особенностей нервной системы ребенка в целях отбора методов индивидуального руководства требует подробных сведений о ребенке со дня его рождения (состояние здоровья, перенесенные болезни, время начала ходьбы, развитие речи), об условиях семейной обстановки, о перенесенных травмах (если они были), интересах ребенка, его привязанностях, любимых занятиях и т. д. Очень важны собственные наблюдения воспитателя в процессе повседневной жизни. Анализ всего материала позволит воспитателю сделать необходимые выводы и наметить пути воспитательного влияния, содействующие поддержанию эмоционально- положительного состояния ребенка, развитию разнообразной активной деятельности, проявлению творческих склонностей.
Физическое воспитание располагает действенными средствами и методами, оказывающими влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе активной двигательной деятельности ребенок упражняется в проявлении морально-волевых качеств: смело действовать в игре и несмотря на опасность быть пойманным, стараться выручить товарища; стремиться вместе со всеми выполнить общую задачу (например, вовремя прибежать и построиться всем звеном) и др. Неоднократное повторение таких действий постепенно осознается ребенком как необходимость. Поощряющая оценка воспитателя и сверстников вызывает чувство морального удовлетворения, эмоциональный подъем, желание поступать так же в дальнейшем. Выполнение робким ребенком ведущих ролей, объяснение и показ для всех детей по заданию воспитателя какого-либо упражнения постепенно освобождают его от застенчивости, мобилизуют память, вызывают интерес к занятиям. Ребенок становится более общительным, инициативным, веселым. Дети неуравновешенные, но самоуверенные постепенно в процессе занятий и игр начинают подчиняться общим требованиям, становятся более сдержанными, организованными, умеющими уступать другим, соблюдать очередность при выполнении интересных заданий (быть водящим в игре, исполнять любимую роль, объяснять и показывать упражнение и т. п.).
Мероприятия по закаливанию укрепляют нервную систему и улучшают ее деятельность; физические упражнения, в том числе подвижные игры, создают условия для активной двигательной деятельности и вызывают эмоциональный подъем, энергию, усиливают кровообращение, работу сердца и кровоснабжение мозга, содействуют общему оздоровлению организма.
Неотъемлемым компонентом физического воспитания следует считать систематическое развитие у ребенка творческой инициативы, проявлению которой содействует двигательная деятельность в подвижных играх и физических упражнениях. Творческие задания, предлагаемые детям в этих двигательных формах, стимулируют развитие воображения и мышления, возникновение ассоциаций и желания придумать что-то свое, а затем практически воспроизвести свой замысел (Л. М. Коровина, Э. Я. Степаненкова).
«Забота о человеческом здоровье,— писал В. А. Сухомлинский,— тем более о здоровье ребенка,— это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» .
Тэги:
воспитание,
связь,
теория,
физический