Сегодня 3 февраля, понедельник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7278
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
My personal blog.
My personal blog.
Голосов: 1
Адрес блога: http://abdullin.blogspot.com/
Добавлен: 2010-01-26 23:41:06 блограйдером rusfbm
 

Формула E = mc² в работах Н.А. Умова до Эйнштейна

2012-05-07 16:12:00 (читать в оригинале)

Так называемая "эквивалентность массы и энергии" E = mc².Формула впервые появилась в работе "Die allgemeine Bewegung der Materie als Grundursache aller Naturerscheinungen",
Heinrich Schramm, 1872, Wilhelm Braumüller, k.k.Hof- und-Universitäts-Buchhändler.


Обсуждалась в работах Н.А. Умова в 1873 году. Umoff (Umov) N.A. Beweg – Gleich. d. Energie in contin. Korpern, Zeitschriff d. Math. and Phys. V. XIX, Schlomilch. 1874.


Получена Томсоном в статье "Об электрическом и магнитном эффекте, обусловленном
движением наэлектризованных тел", опубликованной в 1881 г. (см. Кудрявцев П.С. Курс
истории физики, М.: Просвещение, 1974).


Получена, исходя из теории Максвелла, в работе О. Хевисайда в 1890 году.
В качестве примера содержится в работе А. Пуанкаре в 1900 году.


Рассмотрена в работе Ф. Газенёрля в 1904 году: Zur Theorie der Strahlung in bewegten
Korpern F. Hasenöhrl, Ann. Phys., Band 15, Seite 344-370, (1904); 16, 589 (1905).»
bolshoyforum.org


Эйнштейн родился в 1879 году ! Эйнштейн с женой Марич при подготовке статей использовали неопубликованные работы немецкого математика Линдемана, приятеля Макса Планка и Эмиля Варбурга, членов редакции журнала «Анналы физики». Эйнштейн попал в поле зрения иллюминатов, по-видимому, в силу того, что его мать работала воспитательницей детей банкира Оппенгеймера (Оппенгеймеры и Варбурги – близкородственные семейства). Главная цель создателей и пропагандистов теории относительности – искоренение представления об эфире, из энергии которого Тесла научился получать электроэнергию. На пути к той цели иллюминаты убирали основных оппонентов и конкурентов Эйнштейна. Первой жертвой пал редактор журнала «Анналы физики» Пауль Друде, получивший пулю в голову. Затем в одной больнице в один год при странных обстоятельствах умирают Минковский и Ритц. Затем в больнице внезапно умирает Пуанкаре. Как недавно выяснилось, на физическом конгрессе он обвинил Эйнштейна в плагиате. Затем при не менее странных обстоятельствах умирают Шварцшильд, Фридман и ряд других менее известных физиков. Вопреки экспериментам Майкельсона, Морли и Миллера, физическое сообщество становится на путь отрицания эфирного ветра и эфира. Совершается подлог, когда вместо высокоточных экспериментов Миллера, достоверность которых подтверждена практикой работы с волоконно оптическими и СВЧ системами цифровой связи, на веру были приняты результаты экспериментов с интерферометрами, находящимися в металлической оболочке, где эфирного ветра быть не может. Но главное другое. Дорога к освоению человечеством экологически чистой бестопливной энергетики была закрыта, а монополия иллюминатов на топливные ресурсы сохранилась. К настоящему времени в бестопливной энергетике достигнут большой прогресс (чтобы познакомиться с этими технологиями, можно скачать в интернете журналы «Новая энергетика»). Однако попытки внедрить бестопливные технологии в широкую практику обычно кончаются для авторов этих проектов плохо.
С.А. Сааль






Уже в 1873 году Н.А. Умов (Теория простых сред, СПб, 1873) указал на соотношение массы и энергии для эфира в виде Е=kMC² (где: 0,5 =< k =< 1).
(Умов Н. А. Избранные сочинения. М. — Л., 1950).


В своей докторской диссертационной работе "Уравнения движения энергии в телах" Умов писал (1874):  "...количество энергии, протекающее через бесконечно малый плоский элемент в бесконечно малое время, равно отрицательной работе сил упругости, действующих на этот элемент".


"Эта энергия является эквивалентной массе, как теплота и механическая энергия, и коэффициент эквивалентности представляется квадратом скорости света." Умов Н.А. "Уравнения движения энергии в телах". - Одесса:Типогр. Ульриха и Шульце, 1874. - 56 с.




"Излучаемая энергия является составной частью массы тела. Излучение света уменьшает эту массу. Энергия лучей Максвелла является эквивалентной массе, как теплота и механическая энергия, и коэффициент эквивалентности представляется квадратом скорости света".
(А. И. Компанеец. Борьба Н.А. Умова за материализм в физике).


В своей знаменитой речи "Эволюция физических наук и ее идейное значение", произнесенной в 1913 г., Н.А. Умов говорил:  "Количество движения или излучается материей, или принимается ею через электромагнитное, в частности, световое давление... Электромагнитное мировоззрение указывает, что энергия, связанная с какой-нибудь массой, равна произведению этой массы на квадрат скорости света".


В своей речи "Эволюция атома" Умов, опираясь на открытия радиоактивных явлений, решительно выступил против теории тепловой смерти мира:


"Перейдем теперь к вопросу о смерти нашего мира. Не поражало ли Вас, что, несмотря на рост энтропии, на идущее от века рассеяние энергии, наш мир никак не может умереть и небесные светила не могут потухнуть? С законом роста энтропии связан один важный вопрос: если она увеличивается, то должен был существовать момент, когда энтропия была наименьшей; он должен был совпасть с началом мира, и мы пришли бы опять к загадке: к чему было строить и пускать в ход механизм, осужденный с первого же момента своего существования на смерть? Все эти недоумения решаются всплывающими в современной физике новыми пониманиями. Подсчет энергий, который до сих пор делался, касается лишь внешних движений молекул и атомов и внешних, действующих между ними сил. Эти энергии действительно рассеиваются, но не ими одними обусловливается жизнь мира, его энергия. Они составляют лишь ничтожную крупицу той неисчерпаемой энергии, которая запасена в движениях и силах частей атомов, иначе говоря, в эфире..."


В своих работах Умов на основе конкретных материалов показал, что новейшие открытия физики раскрыли взаимосвязь между энергией и массой, нанесли удар по воззрениям старой физики, разрывавшей эти важнейшие понятия физической науки. В одной из своих работ (1897) Умов указывал:


"В умах современных теоретиков эта энергия (т. е. энергия электромагнитного поля излучения.- А. К.) облеклась новыми, непредвиденными свойствами. Мы привыкли отождествлять гравитационную массу тела с его инерцией. Современное учение о лучистой электромагнитной энергии, повидимому, раскалывает такое представление. Излучаемая энергия является составной частью массы тела. Излучение света уменьшает эту массу. Энергия лучей Максвелла является эквивалентной массе, как теплота и механическая энергия, и коэффициент эквивалентности представляется квадратом скорости света. Излучение переносит массу от тела излучающего к телу абсорбирующему".


Умов получил основное уравнение движения энергии, характеризующее изменение количества энергии в элементе объема среды со временем:





Это уравнение Умов называет "основным законом энергии". Оно открывает связь между количеством энергии, отнесенным к единице времени, втекающим в среду через ее границы, и изменением количества энергии в среде.


Основное уравнение движения энергии, полученное Умовым, в математической (дифференциальной) форме фиксирует закон сохранения энергии. Именно в нем выражена основная мысль Умова о непрерывности энергии, о том, что энергия может распространяться, передаваться от одной точки среды к другой только непрерывно. Положение Умова о непрерывности энергии, о том, что энергия распространяется не только в определенном пространстве, но и в определенный промежуток времени, исключает всякую мысль о ньютоновском мгновенном дальнодействии.
bourabai.narod.ru


Умов Николай Алексеевич. Теория взаимодействий на расстояниях конечных и её приложение к выводу электростатических и электродинамических законов. - М.: Имп. Москов.Ун-т,1873. - 44 с. Скачать.pdf (3792.19 кБ).


УЧЕНИЕ Н. А. УМОВА О ДВИЖЕНИИ ЭНЕРГИИ

Крупнейшей научной заслугой Н. А. Умова является то, что он на протяжении ряда лет с материалистических позиций разрабатывал важнейшую проблему физики - проблему сохранения и превращения энергии. Он явился одним из выдающихся продолжателей материалистических идей М. В. Ломоносова о неуничтожимоеT и несотворимости движения и материи.
"...Вое встречающиеся в природе изменения,- писал Ломоносов,- происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого... Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому" '.
Умов явился основоположником нового учения о движении и распределении энергии в средах. Своими замечательными исследованиями он внес неоценимый вклад в сокровищницу отечественной и мировой физики.
С материалистическими воззрениями на энергию Умов выступил в то время, когда в среде физиков были широко распространены различного рода идеалистические концепции. Западноевропейские физики-идеалисты пытались доказать "исчезновение материи", "заменить" ее энергией. Поход зарубежных реакционных ученых против материалистического учения об энергии был поддержан идеологами царского самодержавия, раболепно преклонявшимися перед иноземными авторитетами.
В борьбе против материалистического учения об энергии ярко выразился страх правящих классов царской России и их казенных профессоров перед могучим ростом материалистической науки, подрывавшей корни идеализма, религии.
Известно, что классики марксизма-ленинизма, подвергнув резкой критике взгляды физиков-идеалистов, впервые вскрыли подлинно научное значение учения о сохранении и превращении энергии. Они показали, что движение есть способ существования материи, форма ее бытия, одно из важнейших и неотъемлемых ее свойств, что движение немыслимо без материи, как и, наоборот, материя немыслима без движения, что отрыв движения от материи равносилен отрыву мышления от объективной реальности, равносилен переходу на сторону идеализма.
Классики марксизма-ленинизма придавали огромное значение открытию закона сохранения и превращения энергии для обоснования и утверждения научного диалектико-материалисти-ческого мировоззрения. Закон сохранения и превращения энергии Энгельс называл великим, основным законом движения, абсолютным законом природы. Открытие этого закона составило целую эпоху в науке. Оно показало, что различные виды энергии (тепловая, электрическая, химическая и др.) представляют собой различные формы проявления универсального движения материи; которые переходят одна в другую, что в природе мы имеем непрерывный процесс превращения одной формы движения материи в другую.
Доказательство взаимной превращаемости различных форм движения материи друг в друга в корне подрывало метафизическое понимание явлений природы. До установления этого факта при истолковании теплоты, электричества, магнетизма и т. д. прибегали к особым таинственным материям - теплороду, электрическим, магнитным и другим невесомым жидкостям. Когда же была открыта взаимная превращаемость различных форм движения, тогда сама собой отпала потребность в том, чтобы выдумывать различного рода лжематерии. Стало ясно, что теплота, электричество, свет и т. п. есть результат превращения различных форм движения материи друг в друга. Учение о превращении энергии привело к тому, отмечал Энгельс, что исчезло последнее воспоминание о внемировом творце.
Заслуга Умова состоит в том, что он в этот период решительно отстаивал материалистический взгляд- на энергию. Еще в 1870 г. на заседании Московского математического общества он сделал сообщение о своей первой научной работе "Законы колебаний в неограниченной среде постоянной упругости", где развил начала своего учения о движении энергии. Это сообщение с большим одобрением встретили Столетов, Бредихин, Жуковский.
Умов исследовал в общем виде вопрос о поперечных и продольных колебаниях в средах постоянной упругости - вопрос, играющий большую роль в трактовке проблемы движения энер-
гии и природы теплоты. Относя положение точек пространства, наполненного средой постоянной упругости, к тройной системе ортогональных 'Поверхностей, из которых одна есть поверхность волны, и приняв за параметр волны отрезок длины луча, Умов показал, что ее дифференциальный параметр первого порядка есть величина постоянная, во всем пространстве равная единице.
Такой подход к проблеме колебаний в неограниченной среде дал возможность Умову разделить задачу о поперечных и продольных колебаниях, получить ряд интересных заключений о характере этих колебаний. Опираясь на вышеуказанное положение, Умов в своем монументальном труде "Уравнения движения энергии в телах" нашел общие соотношения между формой волн, несущих продольные или поперечные колебания, и движениями частицы упругого тела.
Предположив, что поверхность волны есть поверхность изотермическая, Умов доказал, что из всех изотермических поверхностей только плоскость, сфера и круглый цилиндр могут быть поверхностями волны.
Мастерски использовав метод криволинейных координат, который является основой многих его физико-математических работ, Умов определил по данному виду волны поперечные колебания, распространяемые ею. Молодой ученый пришел к выводу, что все волновые поверхности могут быть разделены на три группы: 1) поверхности, допускающие прямолинейную поляризацию по той или другой линии кривизны (поверхности сферы и круглого цилиндра), 2) поверхности, допускающие прямолинейную поляризацию по одной из линий кривизны (поверхности вращения, допускающие поляризацию по одной из двух линий кривизны), 3) все остальные поверхности, не допускающие прямолинейной поляризации ни по одной из линий кривизны. Развитая Умовым теория поперечных колебаний позволяет по данному виду волны определить законы колебаний, происходящих на ее поверхности.
Умов сформулировал и развил чрезвычайно важные научные положения и относительно продольных колебаний. Он писал, что "одни изотермические волновые поверхности могут распространять колебания продольные. Итак, если -поверхность сотрясения или начальная волна не принадлежат к поверхностям изотермических волн, то вблизи их колебания происходят смешанные; но на значительных расстояниях волна приближается к виду одной из изотермических волн, и в явлении, обнаруживаются колебания продольные. Это заключение было выведено иным путем Пуассоном" '.

Характеризуя значение работы Умов а "Законы колебаний в неограниченной среде постоянной упругости" для современной физики, советский ученый А. С. Предводителев справедливо отмечает, что положения ее сохраняют научную ценность и в настоящее время.
В наши дни одной из существенных 'Проблем молекулярной физики является построение теории тепловых явлений в твердых и в особенности в жидких телах. Все более и более укрепляется в, науке тот взгляд на природу тепла, по которому тепло рассматривается как ультраакустические колебания, беспорядочно распространяющиеся в жидком или твердом теле. Несмотря на 80-летнюю давность, мысли, развиваемые в работе Умова, помогают решать такие вопросы современной физики, как вопрос о природе теплоты, о неоднородных волноводах, рупорных .антеннах и др.
В 1872 г. Умов защитил магистерскую диссертацию "Теория термомеханических явлений в твердых упругих телах".
Опираясь на закон сохранения энергии, он развивал дальше передовое материалистическое направление в физике.
В основу своей теории термомеханических явлений в твердых упругих телах Умов положил мысль о том, что твердое тело состоит из движущихся материальных частиц, находящихся на некоторых расстояниях друг от друга, и что расположение этих частиц может измениться либо механическими силами и давлениями, либо теплотой. Поэтому при исследовании явлений термических и механических в их совокупности необходимо предположить, что взаимодействие между материальными частицами тела слагается из двух частей: одно из них не зависит от термического состояния частиц, другое зависит от этого состояния.
Первое из этих взаимодействий представляет собой механическую силу, действующую по линиям, соединяющим материальные частицы, и зависящую только от их взаимного расстояния. Эту силу Умов называет молекулярной силой.
Второе взаимодействие выражается в двух явлениях: 1) термическое состояние частиц вызывает механические действия, которые можно приписать силе, действующей по линиям, соединяющим материальные частицы, и зависящей от расстояния между ними и от их температуры (эту силу Умов называет тепловой силой); 2) термическое состояние частиц вызывает обмен тепла между ними, который совершается по линиям, соединяющим материальные частицы, и зависит от расстояния между ними и от их температуры. Вое эти виды взаимодействий совершаются только на расстояниях весьма малых.

Таким путем ученый пришел к понятию обобщенных сил упругости, слагающихся из молекулярных и тепловых сил.
В своей диссертации Умов связал теорию упругости с механической теорией теплоты. При этом он не ограничился частным случаем равномерного распределения во всем теле температуры, нормальных давлений и натяжений, а исследовал вопрос с более общей точки зрения, когда температура, давления и натяжения в различных частях тела различны.
Обосновывая теорию теплопроводности, Умов выдвинул положение об обмене тепла между двумя бесконечно близкими частицами тела. Опираясь на закон сохранения и превращения энергии, он показал, что явления теплопроводности и упругости в твердых телах тесно взаимосвязаны между собой.
Рассматривая величины перемещений и приращений температуры как непрерывные функции координат и времени, Умов обосновал молекулярные и тепловые взаимодействия между материальными частицами твердого упругого тела. При этом он показал, что основные уравнения и математические выражения значительно упрощаются, если исходить при их выводе из определенного строения промежуточной среды, окружающей взаимодействующие материальные частицы и свойственной данному явлению. Так, если строение среды симметрично относительно плоскости, -перпендикулярной какой-либо оси прямоугольных координат, то в математических выражениях отдельные коэффициенты исчезают.
В средах, говорит Умов, строение которых симметрично относительно тройной системы взаимно перпендикулярных плоскостей, выражения тепловых сил, отнесенные к этим плоскостям, принятым за систему прямоугольных координат, не зависят от производных температуры по координатам. Из уравнений, полученных Умовым, как непосредственное 'Следствие вытекают первое и второе главные уравнения механической теории теплоты, а также уравнения теплопроводности и уравнения равновесия твердых упругих тел.
В работе "Теория термомеханических явлений в твердых упругих теллх" Умов., применяя методы термодинамики, исследует взаимодействие между элементами твердого тела и подробно рассматривает вопрос о притоке и отдаче тепла вследствие теплопроводности. Здесь впервые вводится в науку понятие о так называемом тепловом токе, под которым ученый подразумевает "количество тепла, протекающего через плоский элемент вследствие обмена тепла по линиям, соединяющим материальные частицы с той и другой стороны элемента и пересекающим его".
Полученные результаты Умов применяет к исследованию адиабатических, изотермических, изодинамических и других термомехйнических процессов. Он вводит понятие термомеханического равновесия, под которым понимает такое со-
стояние тела, когда его частицы, начиная с некоторого момента, удерживают неизменную температуру и не перемещаются более.
В рассматриваемой работе Умов впервые вывел так называемое основное уравнение теплопроводности. Вопрос о тепловом токе, т. е. о приливе и отливе тепла, о переносе, передаче тепла, являющегося одной из разновидностей энергии, как будет показано ниже, получил дальнейшее развитие в работах Умова "Теория простых сред", "Теория взаимодействий "а расстояниях конечных" и в особенности в его докторской диссертации "Уравнения движения энергии в телах".

В области термодинамики одно из первых мест в отечественной и мировой литературе принадлежит работе Умова "Теория термомеханических явлений в твердых упругих телах". Она не утратила своего значения и в наше время, когда современная физика еще не решила вопрос о том, как следует рассчитывать упругие напряжения, возникающие вследствие неоднородного поля температур в теле. Идеи, сформулированные Умовым, помогают советским физикам решать указанный вопрос, имеющий значительный теоретический и практический интерес.
В 1873 г. Умов опубликовал два своих крупных исследования: "Теория простых сред и ее приложение к выводу основных законов электростатических и электродинамических взаимодействий" и "Теория взаимодействий на расстояниях конечных и ее приложение к выводу электростатических и электродинамических законов". В 1874 г. в немецком журнале "2е11зсппй иг МаШешаШс ипс! РЬуз1к" была напечатана статья Умова "Теорема относительно взаимодействий на расстояниях конечных". В названных работах он творчески развивает материалистическое учение об энергии. При этом он последовательно опирается на концепцию близкодействия и развивает свои идеи о промежуточной среде.
Что понимал Умов под промежуточной средой, какова ее роль в процессах превращения одной формы энергии в другую, в процессах взаимосвязи одной формы энергии с другой, передачи энергии от одного тела к другому, в какой зависимости находятся тела с окружающей их средой?
В истолковании данного вопроса в истории физики существовало два направления. Одно направление, представленное Ньютоном и его последователями, исходя из концепции дальнодействия, признавало существование пустого пространства, ненаполненного материей, оторванного от нее; другое направление (Декарт, Ломоносов, Лобачевский, Столетов, Умов, Попов, Лебедев, Максвелл, Герц), опираясь на концепцию близкодействия, отвергало такое понятие пространства.
Умов, Столетов и другие физики-материалисты подвергли критике ньютоновскую физику, главным недостатком которой они считали то, что она при объяснении явлений природы совершенно игнорировала промежуточную среду между телами, отрывала материю от 'Пространства, наделяла тела какими-то непостижимыми для ума дальне- и мгновеннодействующими силами, необъяснимыми из самой природы.
В борьбе материалистической концепции близкодействия против антинаучной концепции дальнодействия, длившейся на протяжении многих десятилетий, нашла свое яркое отражение борьба материализма против идеализма в физике.
Продолжая материалистическую линию Ломоносова, Умов писал: "Теперь идея о возможности взаимодействия между телами на расстоянии без посредствующей среды, всегда противная уму естествоиспытателя, оставлена наукой... Действие не передается через пустоту, а только через материю. Эта идея... оказалась в высокой степени плодотворной в области электромагнитных явлений" '.
Поскольку, по Умову, в действительности не существует пустого пространства, незаполненного материей, постольку все движения, по его мнению, передаются при соприкосновении тел, причем не мгновенно, а в какой-то определенный промежуток времени. "Передача движения совершается только толчками и при соприкосновении".
В своих работах Умов исходил из того, что все явления в природе происходят не только в пространстве, но и во времени, что изменение количества движения тел или материальных частиц, находящихся в одной части пространства, вызывает соответствующее и равное ему изменение количества движения непосредственно прилегающих к ним частиц. Он неизменно отстаивал положение о неуничтожимости и несотворимости движения.
Оригинальные идеи Умова о промежуточной среде, о неразрывной связи материи, времени и пространства положены в основу всех его многочисленных научных исследований. Так, б одной из упомянутых выше работ "Теория взаимодействий на расстояниях конечных" Умов, определяя задачу своего исследования, писал: "Цель предлагаемого труда заключается в сведении явлений взаимодействия тел на конечных расстояниях на явления в среде, их окружающей. Эту среду я назову промежуточной средой. Задача, которую я себе ставлю, уже нередко затрагивалась, с тех пор как в науке укоренилось убеждение, что все явления природы устанавливаются как во времени, так и в пространстве лишь постепенно. При современном развитии естествознания, указанной идее постепенности может соответствовать только представление о последовательной передаче движения от одних материальных частиц другим бесконечно к ним близким" '.
Умов доказывает, что без промежуточной среды не может иметь места взаимодействие, взаимосвязь между различными формами энергии, что вообще взаимодействие на расстояниях конечных между любыми агентами природы невозможно, если они не окружены -промежуточной средой. Для того чтобы вскрыть суть любого взаимодействия, необходимо, с точки зрения Умова, детально исследовать среду (поле), в которой происходит данное взаимодействие. Промежуточная среда при этом трактуется им в широком смысле слова: в нее включаются магнитное, электрическое, гравитационное и другие поля.
Исследуя вопрос о взаимодействии между телами, Умов последовательно опирался на закон сохранения энергии и с необходимостью пришел к своим представлениям о непрерывности передачи энергии в пространстве, о ее движении и локализации, о необходимости существования промежуточной среды, материального передатчика для всех форм энергии.
Идеи Умова о промежуточной среде легли в основу трактовки им в докторской диссертации "Уравнения движения энергии в телах" вопроса о движении и распределении энергии в телах, средах, о превращении одной формы энергии в другую к т. д. "Я постараюсь теперь,- писал он,- решить часть вопросов, связанных с объяснением явлений второй группы, т. е. взаимодействий на расстояниях конечных, из частичных движений. Эти движения должны происходить, в общем случае, как вс взаимодействующих телах, так и в среде, в которую последние погружены. Эту среду я буду называть промежуточной средой. Определению формы частичных движений должно предшествовать, по указанному выше методу, определение законов энергии в промежуточной среде, определение закона обмена энергии между телами и промежуточной средой и, наконец, определение законов энергии в самих телах. Я буду разделять энергию тел на две части: на энергию бесконечно малых частичных движений этих тел, или внутреннюю энергию тел, и на энергию, представляемую живой силой их ябйых движений, приписываемых обыкновенно взаимодействию на расстояниях конечных" 2.

Умов считал, что для световых явлений промежуточной средой является эфир, для явлений теплопроводности - твердое тело, проводящее теплоту, для явлений гальванического тока - проводник, для электростатических явлений - проводник или изолятор и т. д. Промежуточной средой между двумя телами, которые можно вообразить сосредоточенными в точках А и В Умов называет пространство, ограниченное с одной стороны поверхностью бесконечно отдаленной сферы, а с другой - бесконечно малыми сферами, окружающими точки А и В.

Учение Умова о промежуточной среде лежит в основе его взгляда на потенциальную энергию, оригинальные идеи о которой развиты им в работах "Теория простых сред...", "Теория взаимодействий на расстояниях конечных...", "Георема относительно взаимодействий на расстояниях конечных" и других. В этих работах ученый указывал, что в 70-х годах прошлого столетия в науке отсутствовало реальное физическое представление, соответствующее понятию потенциальной энергии. Но всякому ясно, писал он, что пока не дано реального явления, которое представляло бы собой этот запас энергии, понятие о потенциальной энергии есть понятие чисто условное.
Из этих слов Умова иногда делают неправильный вывод, будто бы он вообще отвергал понятие потенциальной энергии и стремился изгнать это понятие из науки. В действительности же ученый выступал не против понятия потенциальной энергии как такового, а против идеалистического или, как он выражался, противонаучного истолков'ания этого понятия. Антинаучный характер господствовавшего тогда в физике толкования потенциальной энергии Умов показал на следующем примере. Если бросить вверх камень, то его скорость в некоторой точке обратится в нуль. При обратном падении камня потерянная им скорость вновь восстанавливается. В какой форме и где, спрашивает Умов, существует энергия явного движения камня, им потерянная? "Говорят, что она превратилась в энергию потенциальную, и запас этой энергии (ёпег§1е етта^азшёе) находится в камне" '.
Умов указывал, что при таком толковании потенциальной энергии не вскрывалась физическая сущность превращения кинетической энергии в потенциальную, оставался не выясненным реальный смысл понятия потенциальной энергии. С точки зрения Умова, потенциальная энергия, в которую превратилась кинетическая энергия при бросании вверх камня, находится не в камне, а в системе камень - земля, причем в эту систему он включает и промежуточную среду между камием и землей. Он доказывал, что когда налицо имеется только одна среда, то превращение кинетической энергии в потенциальную происходить не может, а следовательно, невозможно образование потенциальной энергии. Если предположить, говорил он, что в процессе превращения кинетической энергии в потенциальную участвует только одна среда, тогда последней невозможно дать "никакого реального толкования".
Умов понимал, что антинаучное толкование потенциальной энергии допускает уничтожение живой силы в физическом смысле. Реальное явление - движение с его скоростью и живой силой - превращается в какое-то напряже

Те самые скандальные часы

2012-05-07 13:03:00 (читать в оригинале)


(в печати для "GPS Solutions", любезно предоставлено для нашего сайта автором 20 Ноября 2003)


АННОТАЦИЯ


Также как VLBI (сверхдлиннобазовая интерферометрия, так и система GPS имеет нерешенные проблемы, которые указывают, что ход наземных часов является функцией их позиции в направлении орбитального вектора скорости Земли. Подтверждение этого хода уже обсуждалось, и результат подтвержден сравнениями наземных часов с миллисекундными пульсарами. Этот ход часов - точно такой, чтобы скорость света проявилась как величина "c" в инерциальной системе отсчета (ИСО) Земли. Это показывает, что скорость света - не изотропна в ИСО Земли и, что преобразование Лоренца есть только частный случай инерционного преобразования Селлери, учитывающего ход часов.

Введение


Поведение часов на поверхности или около Земли, если подойти к этому скрупулёзното, приводит нас к скандальному выводу. Специфическое экспериментальное подтверждение этого выводится из VLBI (сверхдлиннобазовой интерферометрии), из GPS (Глобальная навигационная система) и зи миллисекундных двойных пульсаров. Подтверждение поведения этих систем преподносит нам две различных, но серьезных проблемы. Стандартные решения в этой проблеме - неприемлемы. В случае VLBI, обычно допускаемое решение зависит от магии. В случае GPS, предлагаемые решения - несомненно не верны. Будет предложено общее механистическое решение этих двух проблем, но это скандальное решение.

Проблема аберрации VLBI

Первым делом, для изпользования VLBI надо описать отчасти идеализированную экспериментальную установку - просто, чтобы получить насколько возможное упрощение. В экспериментальной установке, один получатель VLBI располагается на экваторе точно на такой долготе, которая соответствует 6:00 между точками осеннего и весеннего равноденствия. Это делается для того, чтобы направление на эту станцию VLBI из центра Земли было в том же направлении как земной орбитальный вектор скорости. Наша вторая станция VLBI также располагается на экваторе, но на 180 градусов долготы от первой, то есть в 6:00 ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ. Обе наблюдают квазар в направлении противоположном по отношению к Солнцу, то есть это ортогональное расположение к вектору скорости. Таким образом, в этой геометрии две станции разделяются расстоянием земного диаметра. Тот факт, что расширенное совместное наблюдение квазара невозможно из-за земного вращения, есть частичная идеализация, однако допустимо, что общее наблюдение возможно для этой геометрии.

Эксперименты с VLBI (с учетом нашей идеализации) хорошо согласуются с результатами, предсказанными Эйнштейном в разделе 7 его классической статьи "К электродинамике движущихся тел" [1]. Это проверяется тем, что обычно используются такие наблюдения, чтобы определить направление на квазар, использовав ИСО Земли или солнечную ИСО. Две ИСО связываются лоренцевским преобразованием координат и времени и электромагнитным преобразованием для полученного света. Результатом является то, что в земной ИСО обнаруживается ожидаемая аберрация переднего фронта волны, то есть свет приходит к ближнему получателю (6:00) на 4.09 микросекунд раньше, нежели к дальнему (6:00 ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ). Тем не менее, когда результаты этого обрабатываются с использованием солнечной (барицентрической) ИСО, задержка фронта волны отсутствует. (Пока невозможно идентифицировать конкретные волны в поступающем излучении, но корреляция амплитуды является фундаментальным измерением; и нет причины подозревать наличие значимого расхождения между групповой и фазовой скоростями.)

Эти результаты VLBI поднимают некоторые интересные вопросы. Как например: "Есть ли какая либо причина предпочтения использования солнечной ИСО нежели ИСО Земли для обработки измерений?" Несомненно, объяснение эффекта разницей двух ИСО было бы взаимоисключающим. Наклонение телескопа на Земле для аберрации поступающего луча не зависит от того, какая ИСО использовалась. Но, в земной ИСО, передний фронт волны и приходящий луч - ортогональны друг другу. В солнечной ИСО, передний фронт - не ортогонален приходящему лучу. В солнечной ИСО, эффект аберрации несомненно аналогичен классической аналогии с падением капель дождя. Поворот луча вызывается композицией скоростей. Подобно дождю, падающему слоями, не должно происходить никакого поворота слоев. Передние фронты волн не должны быть ортогональны направлению падения, так чтобы быть видимыми движущемуся наблюдателю. Как могут слои (или передние фронты волн) гнуться в земной ИСО? Ответ на этот вопрос, кажется, в том, что преобразование Лоренца для считывания часов в отдельных позициях VLBI от солнечной ИСО до земной ИСО изменяет считывание часов точно такой суммой, чтобы создать явную аберрацию волнового фронта.

Если аберрация переднего фронта волны реальна, как указано в специальной теории относительности (СТО) Эйнштейна, то возникает другая проблема, которая кажется, ведет к несовместимости в теории. Из наблюдений над годичным интервалом мы знаем, что реальное направление на квазар точно ортогонально вектору скорости Земли в весеннем равноденствии. Если свет в передних фронтах волн движется со скоростью света, то как часть переднего фронта волны может прибыть раньше, а часть волн переднего фронта прибывает позднее? Это противоречит претензии СТО, на то что скорость света всегда дается константой, "c." Единственное решение этой проблемы, соответствующее СТО, должно опираться на объявление Минковского, что время и позиция в направлении скорости можно смешивать. Но такое объявление несомненно относится к магии.

Альтернативное объяснение заключается в том, что поворот переднего фронта волны не реален и, ход часов на Земле проще представить как функцию их позиции на пути распространения луча. Это дает ясный механизм для этой точки зрения. Механизм состоит просто в том, что перемещающиеся часы работают медленнее. Синхронизация часов в земной ИСО, использующая или двойную технику Эйнштейна, или замедление хода часов, несомненно приводит к тому, что часы уходят относительно аналогичных часов в той же позиции, которые синхронизированы использованием скорости измеряемой в солнечной ИСО. Согласно этому последнему взгляду телескопы также должны быть наклоненными, чтобы принять во внимание аберрацию, вызванную скоростью земного вращения, но это вращение не влияет на аберрацию передних фронтов VLBI.

Итак, реальна ли аберрация передних фронтов, или уходят наши часы? Что мы имеем: магию или механизм?
Проблема синхронизации GPS

GPS преподносит нам другую проблему. Хорошо известно, что спутниковая система GPS разрабатывалась в США. Минобороны обеспечивает наивысшую точность средств определения как позиции, так и времени везде на поверхности Земли и ее окрестностях. Но часы GPS (и даже наземные часы) преподносят нам такую проблему, которая не очень хорошо известна, что допускаемые в ней решения этой проблемы - несомненно неправильны с точки зрения СТО.

Часы GPS показывают, как и ожидается, что перемещающиеся часы идут медленней и, что часы идут медленней при более низком гравитационном потенциале.

Часы GPS корректируются за ожидаемое замедление хода перед запуском на орбиту, принимая во внимание то, что земной гравитационный потенциал на высоте номинальной орбиты заставляет их работать быстрее. Этот более быстрый ход часов является частичной компенсацией эффекта номинальной циклической орбитальной скорости спутников.

Есть два интересных взаимодействия между эффектами гравитационного потенциала и эффектами скорости в показаниях часов. Сначала, на уровне моря все часы на Земле идут с одной и той же скоростью. Это связано с тем, что вращение Земли вызывает ее раздувание на экваторе, так как гравитационный потенциал там выше. (Часы на экваторе дальше от центра Земли.) Эффект в показаниях часов от этого большого потенциала в экваторе и эффект в показаниях часов от скорости вращения точно компенсируют друг друга. Так что показания часов на экваторе равно показанию часов на полюсах.

Второе взаимодействие гравитационного потенциала и скорости в показаниях часов происходит из-за эксцентричности орбит GPS. В перигее, более низкий гравитационный потенциал приводит к тому, что часы GPS идут медленнее, чем номинально. Также в перигее, спутники перемещаются быстрее чем в среднем и это также заставляет часы GPS работать медленнее - точно с той же суммой. Так что кажется, что энергия – вот что заставляет часы идти с другим темпом. Возрастающая гравитационная потенциальная энергия заставляет часы работать быстрее. Возрастающая кинетическая энергия (скорость) заставляет часы работать медленнее.

Ну и в чем же проблема часов? Проблема проявляется, вопреки ожиданиям, с часами на Земле, которые как кажется, не подвержены влиянию солнечного гравитационного потенциала. Почему так? Для часов, приязанных к Земле, проблема была описана как проблема "полдень-полночь". В полдень часы ближе к Солнцу на диаметр Земли, нежели часы в полночь. Таким образом, ожидается, что в полдень часы должны идти медленнее, чем в полночь из-за солнечного гравитационного потенциала, однако это не наблюдается.

Сначала предлагаемое решение проблемы "полдень-полночь" было выдвинуто Банешем Гофманом (Banesh Hoffmann) [2] в статье, называвшейся "Полуденно-полуночное красное смещение". В статье заявляется, что потенциальный гравитационный эффект не имеет места, поскольку он компенсируется релятивистским Доплер-эффектом. Таким образом, автор говорит, что, подобно часам на уровне моря, имеет место взаимоуничтожение скоростного и потенциального эффектов. В двух словах, Гофман заявляет, что, поскольку точка на Земле, ближайшая к Солнцу, и точку на Земле дальняя относительно движения вокруг Солнца имеют разные скорости, они будут иметь эффекты хода часов, отличающиеся от тех, что наблюдаются при орбитальном движении вокруг Земли.

Это верно, что часы, которые облетают Солнце за год по радиусу земного полдня должны иметь тот же ход, что часы, которые облетают Солнце за год по радиусу земной полночи, то есть потенциальное гравитационное различие должно компенсироваться скоростным различием. Но объяснение Гофмана не может быть принято. Это противоречит поведению часов GPS. Различие в солнечном гравитационном потенциале для GPS синхронизируемых в точке, ближайшей к Солнцу и дальней от Солнца ( различие в расстоянии приблизительно в четыре раза превосходит земного диаметр) кажется, не оказывает никакого влияния на часы GPS. Несомненно, эти точки на орбите облетают Солнце с другими скоростями. Плоскости спутниковых орбит GPS не вращаются так, как земная орбита вокруг Солнца. Однако, они движутся вокруг Солнца в той же скорости. То, что ось вращения земли не изменяется, как земная орбита вокруг Солнца должно быть достаточным, чтобы отрицать объяснение Гофмана. Вращение точки полдень-полночь Земли не подразумевает, что земная ИСО подвергается годовому вращению. Для отсутствующего эффекта необходимо иное объяснение.

Альтернативная попытка в объяснении может быть найдна в литературе. Статья Эшби и Бертотти (Ashby, Bertotti) [3], названная "Релятивистские эффекты в локальной ИСО", требует, чтобы ускорение свободного падения порождало фиктивное гравитационное поле, которое нейтрализует реальное поле. Легче всего прочесть версию того же самого аргумента в исчерпывающей книге о GPS [4].

Проблема аргументации Эшби и др. в использовании принципа эквивалентности. Приводим цитату со страницы 686 источника [4].



Принцип эквивалентности подразумевает, что наблюдатель в свободном падении в гравитационном поле солнечной системы не может почувствовать присутствием внешних гравитационных полей. Хотя в мгновенной позиции свободного падения наблюдателя есть гравитационное поле силой (сила на единицу массы), это поле производит ускорение падения наблюдателя. Из-за этого ускорения, дополнительное фиктивное гравитационное поле порождается в СО наблюдателя. Два поля - одно реальное и одно индуцированное компенсируют друг друга; суммарная сила поля в позиции наблюдателя - нулевая. Это подразумевает, что гравитационный потенциал в районе свободного падения наблюдателя не может иметь любые линейные условия в пространственных координатах. Только квадратичные условия могут сохраняться - это приливные условия. Приливные условия, связанные с этими остаточными эффектами - незначительны в GPS.

Именно последние два предложения этой цитаты являются предметом обсуждения. Как Майкл Фридман (Friedman) [5] в Основаниях пространственно-временной теории”, так и Сьюфолини и Уилер (Ciufolini, Wheeler) [6] в “Гравитации и инерции” сообщает нам, что принцип эквивалентности строго соблюдается не в локальной области, а в бесконечномалой области. Позвольте мне сослаться на Фридмана (Friedman), стр. 202, довольно подробно.



Стандартные формулировки принципа эквивалентности затемняют критическое различие между законами первого порядка и второго порядка, смазывая различие между "бесконечно малыми" законами, справедливыми в единственной точке, и локальными законами, соблюдающимися в окрестности точки. Они теряют различие между структурой пространства касательно Tp и конфигурации пространств касательно Tq для q в окрестности p. (Это одно место, где несерьезное отношение физика по отношению к "бесконечно малой" приводит его к реальной проблеме!) О чем несомненно говорит принцип эквивалентности, затем, о чем говорят специальная относительность и общая относительность, имея в виду ту же "бесконечно малую" структуру, но не ту, что является локальной структурой.

Ясно, что в расширенной области (окрестности), градиент потенциала не может быть точно элиминирован путем простого использования принципа эквивалентности. На странице 14 Сьюфолини и Уилер говорят о слабом принципе эквивалентности, "принцип может переформулирован говоря, что в каждой локальной, невращающейся, свободно падающей системе отсчета линия, сопровождающаяся свободное падение пробной частицы есть прямая линия." Чтобы спрямить линии в области этого свободного падения пробной частицы требуется, чтобы система осчета повернулась раз за одно обращение по орбите так, чтобы соседняя точка оставалась смежной пробной частице и следовала за ней эквивалентным прямым путем. Это вращение именно то, чем Гофман предагет объяснять потерю эффекта часов в первой статье, на которую мы ссылались выше. Таким образом, Эшби и др. объясняют отсутствие эффектов дифференциальных часов в спутниках GPS от солнечного гравитационного потенциала, как следствие принципа эквивалентности. Но они ошибаются, применяя результат, который в силе только над бесконечно малой областью в большой области. Так что Эшби и др. потерпели неудачу, подобно Гофману, в обеспечении объяснения отсутствующего дифференциального эффекта солнечного гравитационного потенциала в часах около Земли. Однако все же необходимы некоторые другие объяснения для отсутствующего эффекта. (Смотри математическое приложение, связанное с вышеуказанными заявлениями.)

Так каково же объяснение для отсутствия любых эффектов влияния солнечного гравитационного потенциала на часы около Земли? Почему мы не находим правильного объяснения в литературе? Ответ на первый из этих двух вопросов оказался не трудным. Подобно анализу VLBI, ответ может быть найден путем использования солнечной ИСО для анализа данных. Когда мы это сделаем, используя скорости и позиции в солнечной ИСО и гравитационных потенциалах как Земли, так и Солнца, решение первого вопроса станет очевидным. В солнечной ИСО солнечные гравитационно потенциальные причины "вдоль скорости" смещения часов (относительно часов, синхронизированных в земной ИСО) вращаются так, чтобы они оставались "вдоль скорости", так как вектор скорости изменяет направление из-за солнечной гравитационной силы. Другими словами, градиент гравитационного потенциала (гравитационная сила) заставляет земной вектор скорости изменять направление. Этот же градиент гравитационного потенциала заставляет часы около Земли работать в таком ритме, что часы изменяют ход так, чтобы поддержать его в направлении "вдоль скорости". Этим путем обеспечивается явное отсутствие эффекта в земной ИСО просто, поскольку поглощены как часть преобразования Лоренца от солнечной ИСО до земной ИСО. Другими словами, это действие солнечного потенциала, что держит часы синхронизированными по направлению вдоль-скорости, чтобы скорость света была измерена такой же, как в земной ИСО.

Ответ на второй вопрос немного более умозрителен. Если солнечный гравтационный потенциал является частью того механизма, который оставляет скорость света очевидно изотропной в земной ИСО, преобразование Лоренца может разлагаться на две составные части. Одна часть должна отображать позицию и скорость одной ИСО относительно другой, то есть преобразование Селлери (Selleri) [7], а вторая часть должна быть распределением хода часов, которое делает скорость света изотропной в новой ИСО. И это есть механизм для замены магии преобразованиями Лоренца. Он подразумевает, что Специальная Теория Относительности (СТО) должна быть заменена Эфирной Теорией Лоренца (ЭТЛ). Но такая замена будет скандалом.

Миллисекундные пульсары как часы


Они показывают, что различие между часами на Земле и часами в солнечной ИСО - необходимо по многим другим причинам. JPL (Лаборатория реактивного движения) использует солнечную ИСО фактически для всех межпланетных исследований. Отдаленные пульсары, которые имеют частоту вращения в сотни оборотов в секунду, действуют как чрезвычайно точные часы с медленным, но очень точным изменением на частоту, определяемую освобождаемой энергии. Эти часы, внешние по отношению к солнечной системе, могут использоваться для сравнения с часами на Земле. Они конкурируют по точности с самыми лучшими часами на Земле.

Чарльз M. Хилл [8] сообщил результаты сравнения часов на земле и миллисекундными пульсарами. Это сравнение несомненно показывает, что существует ход часов "вдоль скорости", которые находятся в земной ИСО и показывают, что часы в полдень идут медленнее, чем часы в полночь. Полуденная секунда почти на 300 пикосекунд длиннее, чем полуночная, из-за солнечного гравитацонного потенциального эффекта в часах. В земной ИСО эти смещения и различия в показаниях часов не проявляются. Различие в частоте вызывает такой ход часов, что, вращаясь, они так остаются в направлении "вдоль скорости" и ход заставляет скорость света появляться так, как будто оно изотропно в земной ИСО. Синхронизация Эйнштейна или медленное перемещение часов в земной ИСО вызывает эти те же смещения часов, так что они являются не очевидными при работе в пределах земной ИСО.

Выводы


Ход часов несомненно представляется как функция положения в направлении земного вектора скорости. Этот ход часов несомненно обнаруживается использованием солнечной ИСО при анализе различных источников данных измерения. Анализ также несомненно показывает, что градиент солнечного гравитационного потенциала удерживает эти смещения часов вровень с земным вектором скорости. Очевидно, единственная причина того, что в литературе появилось альтернативное неправильное объяснение в том, что истинное объяснение несовместимо с специальной теорией относительности Эйнштейна. Ход часов является причиной анизотропии скорости света на Земле, центрированной невращающейся ИСО, проявляющейся так, как будто она фактически изотропна. Ну и скандальные часы!

Ссылки


  1. Einstein, Albert (1905) “On the Electrodynamics of Moving Bodies,” in The Principle of Relativity, Dover Publications reprint 1952, Section 7, page 55.
  2. Hoffmann, Banesh (1961) “Noon-Midnight Redshift,” Physical Review, Vol. 121, No. 1, pp 337-342.
  3. Ashby, N. and B. Bartotti (1986) “Relativistic Effects in Local Inertial Frames,” Physical Review, Vol. D34, pp 2246-2258.
  4. Ashby N. and J. Spilker (1996) “Introduction to Relativistic Effects on the Global Positioning System, “ which is Chapter 18 of Global Positioning System: Theory and Applications I, ed. B. Parkinson and J. Spilker, AIAA (American Institute of Aeronautics and Astronautics), p 686-689.
  5. Friedman, Michael (1963) Foundations of Space-Time Theories, Princeton University Press, p 202.
  6. Ciufolini, I. and J.A. Wheeler (1995) Gravitation and Inertia, Princeton University Press, p 14.
  7. Selleri, Franco (2001) “Space and Time should be preferred to Spacetime–1,” published in Redshift and Gravitation in a Relativistic Universe, ed. Rudnicki, Aperion Press, Montreal, pp 63-71.
  8. Hill, Charles M., (1995) “Timekeeping

    Гунны и хунны

    2012-05-02 03:14:00 (читать в оригинале)

    Хунны (они же в "Слове о полку Игореве" "хинове" - это тюркоязычные и монголоязычные племена, которые пришли на Урал из Джунгарии (северо-запад Китая) и Монголии в 155-160 г. н.э. Здесь они смешались с уграми и породили гуннов. Угры жили на нижней Волге и Урале. Переход хуннов был продуман и взвешен: отброшенные от границ Китая и Западного края, они должны были стремиться передвинуться к границе другой земледельческой культуры, так как изоляция обрекала их на нищету и гибель (были кочевниками). Впоследствии эта тюркоязычная общность распалась на два языка - булгарский и хазарский. Хазары остались на нижнем течении Волги, а булгары разделились на две части. Аммиан Марцеллин так описывает их быт: "Они никогда не прикрываются никакими строениями и питают к ним отвращение как к гробницам, отрешенным от обычного людского обихода. У них нельзя найти даже прикрытого тростником шалаша; кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить голод, холод и жажду; и на чужбине они не входят в жилище, за исключением разве крайней необходимости; у них даже не считается безопасным находиться под кровлей". Тут какое-то преувеличение. А как же живут гунны зимой? Но ниже есть ответ на наш вопрос. "Все они... кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жены ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужалости. Никто не может ответить на вопрос, где его родина: он зачат в одном месте, рожден далеко оттуда, вскормлен еще дальше". Сарматской тактике удара гунны противопоставляли тактику совершенного изнурения противника. Они не принимали рукопашной схватки, но и не покидали поле боя, осыпая противника стрелами или ловя его издали арканами. При этом они не прекращали войны ни на минуту, "разнося смерть на широкое пространство". Тяжеловооруженный всадник, естественно, уставал быстрее легковооруженного и, не имея возможности достать его копьем, попадал в петлю аркана. В семидесятых годах IV в. они перешли Дон и победой над остготами открыли новый период истории, известный под названием "Великое переселение народов".

    По Л.Н. Гумилеву. История народа хунну

    Обожествление предков у славян

    2012-05-01 22:28:00 (читать в оригинале)

    И так провозглашали мы славу богам, которые суть – отцы наши, а мы – сыны их. И будем достойны их чистотой телес и душ наших, которые никогда не умрут. И не умирают они в час смерти наших тел. И падшему в поле Перуница давала выпить воду живую. И выпивший ее отправлялся к Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал и вел в благие свои чертога. И там он будет пребывать в это время, и достанет себе новое тело, и так станет жить, радуясь и творя молитвы за нас ныне, и присно, и от века до века.
     Велесова книга

    Юнг К.Г. "Йога и Запад"

    2012-05-01 17:12:00 (читать в оригинале)


    Перевод А.М. РУТКЕВИЧА
         Менее века прошло с тех пор, как Западу стала известна йога. Хотя всякого рода истории о легендарной стране Индии - стране мудрецов, гимнософистов и омфалоскептиков - были известны в Европе уже две тысячи лет, о реальном знании индийской философии и философской практики нельзя было говорить до тех пор, пока усилиями француза Анкетиля дю Перрона Запад не получил Упанишады. Что же касается более глубокого и всестороннего знания, то оно стало возможным благодаря трудам Макса Мюллера, издавшего в Оксфорде священные книги Востока. Вначале это знание оставалось привилегией специалистов - санскритологов и философов, однако очень скоро теософское движение, вдохновляемое г-жой Блаватской, завладело восточными традициями и донесло их до самой широкой публики. С тех пор вот уже несколько десятилетий знания о йоге развиваются по двум различным направлениям: с одной стороны, йога - предмет самой строгой академической науки, с другой - она стала чем-то вроде религии, хотя и не развилась в церковную организацию, несмотря на все усилия Анни Безант и Рудольфа Штайнера. Хотя Штайнер был основателем антропософской секты, начинал он как последователь г-жи Блаватской .
         Этот продукт развития йоги в западном варианте весьма трудно сравнивать с тем, что представляет собой йога в Индии. Дело в том, что восточное учение встретилось на Западе с особой ситуацией, с таким состоянием умов, которого Индия никогда не знала ранее. Для этой ситуации характерно строгое размежевание между наукой и философией, которое в той или иной мере существовало на протяжении примерно трехсот лет до того времени, как йога стала известна Западу. Начало этого раскола - специфически западного феномена - в действительности относится к Возрождению, к XV в. Именно в это время пробуждается широкий и страстный интерес к античности, вызванный падением Византийской империи под ударами ислама. Впервые в Европе не осталось, пожалуй, ни одного уголка, где бы не знали греческий язык и греческую литературу. Великая схизма в Римской церкви была прямым результатом этого вторжения так называемой языческой философии. Появляется протестантизм, который вскоре охватит всю Северную Европу. Но даже такое обновление христианства не могло удержать в рабстве освобожденные умы европейцев.
         Начался период мировых открытий, как географических, так и научных - мысль все в большей степени освобождалась от оков религиозной традиции. Конечно, церкви продолжали существовать, поддерживаемые религиозными нуждами населения, но они утратили лидерство в сфере культуры. В то время как Римская церковь сохранила единство благодаря своей непревзойденной организации, протестантство раскололось чуть ли не на четыреста деноминации. С одной стороны, это было свидетельством его банкротства, с другой - говорило о его неудержимой религиозной жизненности. Постепенно, в течение XIX в., этот процесс привел к появлению ростков синкретизма, а также к широкомасштабному импорту экзотических религиозных систем, таких как религии бабизма, суфийских сект, "Миссии Рамакришны" , буддизма и т.д. Многие из этих систем, например, антропософия, содержали в себе элементы христианства. Возникшая в итоге ситуация чем-то напоминала эллинистический синкретизм III-IV вв. н.э., в котором также присутствовали следы индийской мысли (ср. Аполлоний Тианский, орфико-пифагорейские тайные учения, гностицизм и т.д.).
         Все эти системы подвизались на поприще религии и рекрутировали большую часть своих сторонников из протестантов. Поэтому в своей основе они являются протестантскими сектами. Своими атаками на авторитет Римской церкви протестантизм в значительной мере разрушил веру в Церковь как необходимое орудие божественного спасения. Вся тяжесть авторитета была возложена, таким образом, на индивида, а вместе с тем и невиданная ранее религиозная ответственность. Отсутствие исповеди и отпущения грехов обострило моральный конфликт, отяготило индивидадроблемами, которые ранее за него решала церковь. В самом деле, таинства, в особенности церковная месса, гарантировали индивиду спасение посредством священного ритуала, имеющего силу благодаря священнослужителям. Единственное, что требовалось от индивида, - это исповедь, покаяние, епитимья. Теперь же, с распадом ритуала, осуществлявшего за индивида всю эту работу, он стал вынужден обходиться без божественного отклика на свои поступки и мысли. Вот этой-то неудовлетворенностью индивида и объясняется спрос на системы, которые обещали бы хоть какой-то ответ, явную или хотя бы поданную знаком благосклонность к нему иной силы (высшей, духовной или божественной).
         Европейская наука не уделяла ни малейшего внимания этим надеждам и чаяниям. Она жила своей интеллектуальной жизнью, которая не касалась религиозных нужд и убеждений. Этот исторически неизбежный раскол западного сознания также оказал влияние на йогу, стоило только ей закрепиться на западной почве. С одной стороны, она сделалась объектом научного исследования, с другой - ее приветствовали как путь спасения. Что касается самого религиозного движения, то его история знает немало попыток соединить науку с верой и практикой религии, например, в "Христианской науке"3, теософии и антропософии. Последняя особенно любит придавать себе научную видимость, а потому, как и "Христианская наука", она легко проникает в круги интеллектуалов.
         Поскольку у протестанта нет заранее предопределенного пути, он готов приветствовать чуть ли не всякую систему, которая обещает успех. Он должен теперь делать сам то, что ранее исполняла, как посредник, церковь, - однако он не знает, как это делается. И если он всерьез испытывает нужду в религии, то вынужден предпринимать чрезвычайно большие усилия, чтобы обрести веру, - ведь протестантская доктрина ставит веру исключительно высоко. Однако вера - это ха-ризма, дар благодати, а не метод. Протестанты настолько лишены метода, что многие из них серьезно интересовались чисто католическими упражнениями Игнатия Лойолы. Но что бы протестант ни делал, более всего угнетает противоречие между религиозной доктриной и научной истиной. Конфликт веры и знания вышел далеко за пределы протестантизма, он затронул и католицизм. Этот конфликт обусловлен историческим расколом в европейском сознании. С точки зрения психологии, у этого конфликта не было бы никаких оснований, не будь столь неестественного принуждения верить и столь же неестественной веры в науку. Вполне можно вообразить себе такое состояние сознания, когда мы просто знаем, а вдобавок и верим в то, что кажется нам по тем или иным основаниям вероятным. Для конфликта между верой и знанием нет никакой почвы, обе стороны необходимы, ибо по отдельности нам недостаточно ни только знания, ни одной лишь веры.
         Поэтому, когда "религиозный" метод в то же время рекомендуется в качестве метода "научного", можно быть уверенным, что он найдет на Западе широкую публику. Йога вполне отвечает этим чаяниям. Помимо притягательности всего нового и очарования полупонятного, есть еще немало причин того, что к йоге стекаются поклонники. Прежде всего она не только предлагает долгожданный путь, но также обладает непревзойденной по глубине философией. Кроме того, йога содержит в себе возможность получать контролируемый опыт, а тем самым удовлетворяет страсть ученого к "фактам". Более того, глубокомысленность йоги, ее почтенный возраст, широта доктрины и метода, покрывающих все сферы жизни, - все это обещает неслыханные возможности, каковые не устают подчеркивать ее миссионеры.
         Я не стану распространяться о том, что значит йога для Индии, поскольку не могу судить о чем бы то ни было, не имея личного опыта. Я могу говорить лишь о том, что она значит для Запада. Отсутствие духовной ориентации граничит у нас с психической анархией, поэтому любая религиозная или философская практика равнозначна хоть какой-то психологической дисциплине; иными словами, это метод психической гигиены. Многие чисто физические процедуры йоги представляют собой также средство физиологической гигиены, намного превосходящее обычную гимнастику или дыхательные упражнения, так как йога представляет собой не просто механику, но имеет философское содержание. Тренируя различные части тела, йога соединяет их в единое целое, подключает их к сознанию и духу, как то с очевидностью следует из упражнений пранаямы, где прана - это и дыхание, и универсальная динамика космоса. Если любое деяние индивида является одновременно событием космическим, то "легкое" состояние тела (иннервация) сочетается с подъемом духа (всеобщая идея), и благодаря такому сочетанию рождается жизненное целое. Его никогда не произвести никакой "психотехнике", будь она даже самой что ни на есть научной. Практика йоги немыслима - да и неэффективна - без тех идей, на которых она базируется. В ней удивительно совершенным образом сливаются воедино физическое и духовное.
         На Востоке, где лежат источники этих идей и этой практики, где непрерывная традиция на протяжении более четырех тысячелетий создавала необходимые состояния духа, йога является превосходным методом слияния тела и сознания. Такое их единение вряд ли можно поставить под сомнение, и я охотно готов это признать. Тем самым создаются предрасположенности, делающие возможным интуитивное видение, трансцендирующее само сознание. Индийское мышление с легкостью оперирует такими понятиями, как прана. Иное дело - Запад. Обладая дурной привычкой верить и развитым научным и философским критицизмом, он неизбежно оказывается перед дилеммой: либо попадает в ловушку веры и без малейшего проблеска мысли заглатывает такие понятия, как проча, атман, чакра, самадхи и т.п., либо его научный критицизм разом отбрасывает их как "чистейшую мистику". Раскол западного ума с самого начала делает невозможным сколько-нибудь адекватное использование возможностей йоги. Она становится либо исключительно религиозным делом, либо чем-то вроде гимнастики, контроля за дыханием, эуритмики и т.п. Мы не находим здесь и следа того единства этой природной целостности, которые столь характерны для йоги. Индиец никогда не забывает ни о теле, ни об уме, тогда как европеец всегда забывает то одно, то другое. Благодаря этой забывчивости он завоевал сегодня весь мир. Не так с индийцем: он помнит не только о собственной природе, но также о том, что он и сам принадлежит природе. Европеец, наоборот, располагает наукой о природе и удивительно мало знает о собственной сущности, о своей внутренней природе. Для индийца знание метода, позволяющее ему контролировать высшую силу природы внутри и вовне самого себя, представляется дарованным свыше благом. Для европейца же подавление собственной природы, и без того искаженной, добровольное превращение себя в некое подобие робота показалось бы чистейшим адом.
         Говорят, йоги могут двигать горы, хотя было бы, пожалуй, затруднительно найти тому доказательства. Власть йога ограничена тем, что приемлемо для его окружения. Европеец, тот способен поднимать горы на воздух, и мировая война принесла горькое осознание того, на что он может быть способен, когда интеллект, сделавшийся чуждым природе, утрачивает всякую узду. Как европеец, я не пожелал бы другим европейцам еще бблыыих "контроля" и власти над природой, будь она внутренней или внешней. К стыду своему, я должен признаться, что самые светлые мои прозрения (бывали среди них и совсем недурные) обязаны своим появлением тому обстоятельству, что я всегда поступал как раз противоположно предписаниям йоги. Пройдя свой путь исторического развития, европеец настолько удалился от своих корней, что ум его в конце концов раскололся на веру и знание; подобно тому, как всякое психологическое преувеличение всегда разрывается на внутренне ему присущие противоположности. Европейцу нужно возвращаться не к Природе - на манер Руссо, - а к своей собственной натуре. Он должен заново открыть в себе естественного человека. Однако вместо этого европеец обожает системы и методы, способные лишь еще более подавить в человеке естественное, которое все время становится европейцу поперек дороги. Поэтому он наверняка станет употреблять йогу во зло, ибо психические предрасположенности у него совсем иные, нежели у человека Востока. Я готов сказать каждому: "Изучай йогу, и ты многому научишься, но не пытайся применять ее, поскольку мы, европейцы, попросту не так устроены, чтобы правильно употреблять эти методы. Индийский гуру все тебе объяснит, и ты сможешь во всем ему подражать. Но знаешь ли ты, кто применит йогу? Иными словами, знаешь ли ты, кем являешься, как ты сам устроен?"
         Сила науки и техники в Европе столь велика и несомненна, что нет нужды упоминать все то, что благодаря им сделано или может быть сделано, перечислять все изобретенное. Перед лицом таких изумительных возможностей можно лишь содрогнуться. Сегодня совсем иной вопрос приобретает тревожный смысл: кто применяет всю эту технику? В чьих руках находится эта сила? Временным средством защиты в настоящий момент является государство - ведь это оно охраняет гражданина от огромных запасов ядовитых газов и прочих адских машин разрушения, каковые можно изготовить к любому необходимому моменту времени. Наши технические навыки сделались настолько опасными, что самым настоятельным является вопрос не о том, что еще можно сделать, но о том человеке, которому доверен контроль над всеми этими достижениями. Это и вопрос о том, каким образом изменить сознание западного человека, чтобы он смог избавиться от чувства привычности этих ужасающих возможностей техники. Куда важнее лишить его иллюзии всевластия, нежели еще более усиливать в нем ложную идею, будто все ему доступно, все, чего он ни пожелает. В Германии мы часто слышим: "Там, где есть воля, найдется и путь" - этот лозунг стоил жизни миллионам людей.
         Западный человек не нуждается в большем господстве над природой, внешней или внутренней. Господство над обеими достигло у него чуть ли не дьявольского совершенства. К сожалению, при этом отсутствует ясное понимание собственной неполноценности по отношению к природе вокруг себя и к своей внутренней природе. Он должен понять, что не может делать все, что ему заблагорассудится. Если он не дойдет до осознания этого, то будет сокрушен собственной природой. Он не ведает того, что против него самоубийственно восстает его собственная душа. Так как западный человек с легкостью обращает все в технику, то, в принципе, верно, что все, имеющее видимость метода, для него или опасно или бесполезно. Поскольку йога есть форма гигиены, она столь же полезна, как и всякая другая система. Однако в более глубоком смысле йога означает нечто совсем иное, куда большее. Если я правильно ее понимаю, йога - это освобождение сознания от всякого порабощения, отрешение от субъекта и объекта. Но так как мы не можем отрешиться от того, что является для нас бессознательным, то европеец должен для начала знать, что он собой представляет как субъект. На Западе мы называем его бессознательным. Техника йоги применима исключительно к сознательным уму и воле. Такое предприятие обещает успех лишь в том случае, если бессознательное не обладает заслуживающим внимания потенциалом; иначе говоря, если в нем не содержится значительная часть личности. В противном случае сознательные усилия останутся тщетными. Все судороги ума породят карикатуру или вызовут прямую противоположность желаемому результату.
         Богатая метафизическая и символическая мысль Востока выражает важнейшие части бессознательного, уменьшая тем самым его потенциал. Когда йог говорит "прана", он имеет в виду нечто много большее, чем просто дыхание. Слово "прана" нагружено для него всею полнотой метафизики, он как бы сразу знает, что означает прана и в этом отношении. Европеец его только имитирует, он заучивает идеи и не может выразить с помощью индийских понятий свой субъективный опыт. Я более чем сомневаюсь в том, что европеец станет выражать свой соответствующий опыт, даже если он способен получить его посредством таких интуитивных понятий, как "прана".
         Первоначально йога представляла собой естественный интровертив-ный процесс, в котором имеются различные вариации. Интроверсия ведет к своеобразным внутренним процессам, которые изменяют личность. На протяжении нескольких тысячелетий интроверсия организовывалась как совокупность достаточно сильно отличающихся друг от друга методов. Сама индийская йога принимает многочисленные и крайне разнообразные формы. Причиной этого является изначальное многообразие индивидуального опыта. Не всякий из этих методов пригоден, коща речь идет об особой исторической структуре, каковую представляет собой европеец. Скорее всего, соприродная европейцу йога имеет неведомые Востоку исторические образцы. Сравнимые с йогой методы возникли в двух культурных образованиях, которые на Западе соприкасались с душой, так сказать, практически - в медицине и в католическом целительстве души. Я уже упоминал упражнения Игнатия Лойолы. Что же касается медицины, то ближе всего к йоге по дошли методы современной психотерапии. Психоанализ Фрейда возвращает сознание пациента во внутренний мир детских воспоминаний, к вытесненным из сознания желаниям и влечениям. Его техника - это логическое развитие исповеди, искусственная интроверсия, целью которой является осознание бессознательных компонентов субъекта. Несколько отличается метод так называемой аутогенной тренировки, предложенный профессором Шульцем, - этот метод сознательно сочетается с йогой4. Главная цель здесь - сломать перегородки сознания, которые служат причиной подавления бессознательного. Мой собственный метод, подобно фрейдовскому, основывается на практике исповеди. Как и Фрейд, я уделяю особое внимание сновидениям, но стоит подойти к бессознательному, как наши пути расходятся. Для Фрейда оно представляет собой какой-то придаток сознания, куда свалено все то, что несовместимо с сознанием индивида. Для меня бессознательное есть коллективная психическая предрасположенность, творческая по своему характеру. Столь фундаментальное различие точек зрения ведет и к совершенно различной оценке символики и методов ее истолкования. Процедуры Фрейда являются в основном аналитическими и ре-дукционистскими. Я добавляю к этому синтез, подчеркивающий целесообразный характер бессознательных тенденций развития личности. В этих исследованиях обнаружились важные параллели с йогой - особенно с Кундалини-йогой, а также с символикой тантрической, ламаистской йоги и параллели с китайской йогой даосов. Эти формы йоги со своею богатой символикой дают мне бесценный сравнительный материал при истолковании бессознательного. Но в принципе я не применяю методов йоги, поскольку у нас на Западе ничто не должно насильно навязываться бессознательному. Нашему сознанию присущи интенсивность и ограниченная узость действия, а потому эту, и без того доминирующую, тенденцию нет нужды еще более усиливать. Напротив, нужно делать все для выхода бессознательного в сознание, для освобождения от жестких препон сознания. С этой целью я использую метод активного воображения, заключающийся в особого рода тренировке способности выключать сознание (хотя бы относительно), что представляет бессознательному возможность свободного развития.
         Мое столь критичное неприятие йоги вовсе не означает, что я не вижу в ней одного из величайших достижений восточного духа, изобретений человеческого ума. Надеюсь, я достаточно ясно дал понять, что моя критика направлена лишь против применения йоги западными народами. Духовное развитие Запада шло совсем иными путями, чем на Востоке, а потому оно создало, пожалуй, самые неблагоприятные условия для применения йоги. Западная цивилизация едва достигла возраста одного тысячелетия, она должна прежде избавиться от своей варварской односторонности. Это означает в первую очередь более глубокое видение человеческой природы. Посредством подавления и контроля над бессознательным никакого видения не добьешься - и тем менее путем имитации методов, взращенных совсем иными психологическими условиями. Со временем Запад изобретет собственную йогу, она будет опираться на фундамент, заложенный христианством.

    Примечания

          Статья "Йога и Запад" первоначально была опубликована на английском языке в журнале "Прабуддха Бхарата" (Калькутта) в феврале 1936 г..
          Елена Петровна Блаватская (1831-1891) – основательница теософии; Анни Безант (1847-1933) – ее последовательница, долгое время возглавляла теософское общество. Рудольф Штейнер (1861-1925) – начинал свою деятельность в теософском обществе, но разошелся с ним (прежде всего в трактовке Иисуса Христа); в 1913 г. был вместе со своими последователями исключен из теософского общества и создал свое собственное, антропософское.
          Рамакришна (1836-1886) – индуистский жрец храма Кали в Дакшинешваре, признанный аватаром – воплощением Вишну. Выполнял исламские и христианские обряды, провозглашая Кришну, Будду, Христа и Магомета воплощениями одного и того же божественного начала, проповедовал единство всех вероисповеданий. Религиозная организация "Миссия Рамакришны" была основана в 1897 г. учеником Рамакришны – Вивеканандой.
          "Христианская наука" – религиозная организация, основанная М.Бейкер Эдди (1821-1910). "Христианская наука" утверждает, что материальный мир иллюзорен, а единственной реальностью является сознание; страдания и смерть суть результат ложного мышления; исцеление от болезней происходит путем противопоставления иллюзиям правильного мышления: богопознание, осознание универсальной гармонии дают не только ясность мысли, но и телесное здоровье. "Христианская наука" получила широкое распространение в англоязычных странах; издаваемая в Бостоне "The Christian Science Monitor"" является старейшей из общенациональных газет США.
          См. Schultz J.H. "Das autogene Training". B., 1932. Аутогенная тренировка Шульца – созданная в начале нашего века немецким врачом И.Г. Шульцем система аутотренинга и психотерапии; на основе наблюдений за методами йоги он предложил систему упражнений по расслаблению мышц, дыханию и самовнушению.


    Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 

     


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.