Сегодня 12 декабря, четверг ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7277
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Размышления о любви
Размышления о любви
Голосов: 0
Адрес блога: http://tinkanew.blogspot.com/
Добавлен: 2012-03-01 13:43:19
 

2012-03-01 12:29:00 (читать в оригинале)

 Сегодняя решила добавить в свой блог, раздел в котором писать стихи. Нет, конечно, несвои, т.к. бог не даровал такого дара. Но я очень люблю стихи и часто в чужихстихах ищу отображение своих чувств. Или же просто пытаюсь сопереживать автору,прочувствовать смысл его творения.

Вообще,я не мастер анализировать стихи, но попробую. Возьмем для примера,стихотворение А.А. Блока «Незнакомка».
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
(24 апреля 1906, Озерки)

Условно стихотворение можно разделить на две части.В первой части автор описывает дачный поселок со всеми его навевающими тоску и безнадежностьвидами. Во второй – размышления лирического героя и образ Прекрасной Незнакомки.
Охарактеризовать атмосферу дачного поселка можно как бездуховную, обыденную, тоскливую. Не смотря на то чтоего жители вроде бы и развлекаются, но в то же время их развлечения не вызываютникаких положительных эмоций и интереса ни у автора, ни у лирического героя стихотворения.Автор подчеркивает:
«А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск»
что такое положение вещей наскучило даже вездесущемусолнцу. Или все же луне? Ведь зачастуювечерами уже не солнце светит, а луна.
Лирический герой испытывает явное отвращение ко всему,что происходит вокруг. Он пытается залить свою тоску и одиночество. Он утратил верув красоту, в духовность, в добро. Окружающий его пейзаж невыносимо давит на нежнуюнатуру. Герой страдает от одиночества, но при этом не желает его скрашивать в толпепьянчуг.
И вот находясь в таком упадочном состоянии духа, лирическийгерой видит её – Прекрасную Незнакомку, окутанную туманом таинственности, но они не пытается развеять эту тайну. Во всей этой тоскливой повседневности она становитсясимволом красоты, романтики, высоких чувств. Меняется душа героя, меняется стих.На смену резким рифмам приходит мелодичность.Невозможно сказать кем на самом деле является Незнакомка, возможно, это просто женщина,но из-за огромного контраста с общим пейзажем, она становится идеалом женственностии красоты, символом того чего так не хватает миру и герою – любви, духовности, красоты,романтики.
Испытывая все эти глубокие чувства, лирический геройпонимает, что для него не все потеряно, что еще есть шанс вырваться из этой рутины,что только он может ее разрушить для себя. В этом его путь и его миссия. Хотя мне кажется, он сомневается, что она так хорошаи это только бред пьяного. И он так и говорит «Иль это только снится мне»...


ЛЮБОВЬ В АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ

2012-03-01 10:51:00 (читать в оригинале)



Нераз приходилось слышать, как говорят, что, мол, в Древней Греции (и в Риме)любви не было, что фено­мен любви возник только в средние века. В истоках этоговесьма распространенного предрассудка лежит, возмож­но, высказывание Ф.Энгельса, которое кочует из книги в книгу не делаясь от этого бесспорным. УЭнгельса мы читаем: «...для классического поэта древности, воспевавшего любовь,старого Анакреонта, половая любовь в нашем смысле была настолько безразлична,что для него безразличен был даже пол любимого существа».
Видимо,именно из этого высказывания и делается вывод, что в древности не было любви,«любви в нашем смысле», что такая любовь была для древнего грека безразлична, аесли что и было, то это нечто принци­пиально иное, такое, что и любовью назватьникак нель­зя. Такое истолкование не очень удачного и несправед­ливого поотношению к древним грекам суждения Эн­гельса неправильно.
Ак этому еще добавляют, что любовь, мол, дело интимное и личное, а личностидревние греки якобы не знали, ибо они до этого еще не доросли. Конечно, верно,что обезличенной любви быть не может, а имен­но такую «любовь» приписал древнимгрекам Энгельс. Если это так, то это, конечно, не любовь. Как писал Н. А.Бердяев, истинная любовь есть утверждение лика любимого, его неповторимойиндивидуальности. В про­тивном случае это вовсе не любовь, это в лучшем слу­чаесекс.
Чемже отличается любовь от секса? Что ни говори, но в основе любви лежитсексуальная чувственность. Однако любовь — нечто принципиально большее, лю­бовь— не только чувственное, но и духовное наслаж­дение от общения, не толькогармония тел, но и гар­мония душ.


Любовь— союз двух полноценных личностей, а каж­дая личность так же неповторима, как иотпечатки ее пальцев. Более того, часто именно любовь делает чело­векаличностью.
Любовьозначает незаменимость. Если говорить с позиции мужчины, то любимая женщина —не просто одна из женщин, а Женщина, ибо в ней как бы сосре­доточился ивоплотился весь женский род. Но, разуме­ется, только для любящего. Изъясняясьязыком Гегеля, можно было бы сказать, что любовь — снятие дурной бесконечности(бессмысленного повторения) в сексуаль­ных отношениях между разными полами.Трагедия Дон Жуана как раз и состояла в том, что не смог он, полюбив, снятьдурную бесконечность своих авантюрных увлече­ний.
Мысказали «между разными полами». Да, это так. Однополая любовь — извращение нетолько любви, но и самой жизни. Такая «любовь» угрожает самому суще­ствованиючеловечества, ибо бездетна, не говоря уже об ее патологии.
Впрочем,древние греки грешили однополой любо­вью. Само слово «лесбиянство» произошло отназвания одного из крупных ионийских островов — острова Лес­боса, где впервыебыла описана любовь женщины к женщине, и сделала это сама лесбиянка и некак-нибудь, а в пронзительной лирике. Эта женщина — знаменитая древнегреческаяпоэтесса Сапфо (VI в. до н. э.).
Пришедшаяв Грецию из Персии «любовь» между мужчинами — обыкновенное явление в кругудревне­греческого философа Платона, более того, она им вос­хваляется как высшаяформа любви.
Так,в диалоге Платона «Пир» содержится мифоло­гическое и философское «обоснование»однополой «люб­ви» между мужчинами. В «Пире» любовь мифологиче­ски олицетворенав образе Эрота. Эрот описывается одним из участников беседы, Федром, как «самыйдрев­ний, самый почтенный и самый могущественный из бо­гов» Это бог любви, нодля Федра Эрот — прежде всего и по преимуществу олицетворение любви междумужчинами. Следующий оратор — Павсаний подводит под этот странный тезис некую«теоретическую» базу. Согласно мнению Павсания, Эротов должно быть два, так жекак две Афродиты. Есть Афродита небесная, старшая. Она родилась без матери отбога неба Урана. Младшая Афродита — дочь Зевса и Дионы, это та Афро­дита,«которую мы,— говорит Павсаний,— именуем пош­лой». И оказывается, что ЭротАфродиты небесной — «это любовь к юношам»
Развивая далеемысль Павсания, другой участник бе­седы о любви — Аристофан истолковывает Эротакак стремление человека (мужчины или женщины) к своей изначальной целостности.Когда-то, рассказывает свою басню Аристофан, люди были не такими, как ныне.
Они были как быдвойными: имели по четыре руки, по четыре ноги, по два лица, по две пары ушей ит. д. и т. п. Это делало их столь сильными, что они осме­ливались угрожатьсамим богам, отчего устрашенный Зевс вынужден был разделить каждое из такихчудищ вдоль пополам. Чудища же были не двух, а трех полов: однополые мужские,однополые женские и разнополые. При разделении из однополого мужского чудищаполу­чились два мужчины, из однополого женского — две женщины, а из разнополого— мужчина и женщина.
Став искусственноотделенной от своей половины, каждая половина стремится к своей половине. Это влучшем случае. Но найти свою половину нелегко. По­этому в- худшем случае каждаяполовина стремится к соединению с любой половиной соответствующего пола. Отсюдаи разнополая, и однополая любовь. «Женщины... представляющие собой половинкупрежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привле­каютженщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой породе. Зато мужчин,представляющих собой по­ловинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужско­му...»И именно такая однополая «любовь» восхваля­ется Аристофаном в платоновском«Пире», тогда как нормальные мужчины и женщины там унижены: «Муж­чины,представляющие собой одну из частей... двуполого прежде существа... охочи доженщин, и блудодеи в боль­шинстве своем принадлежат именно к этой породе, аженщины такого происхождения падки до мужчин и распутных.
Здесь всепоставлено с ног на голову! Но это вполне соответствует мировоззрению Платона,согласно которо­му идеи — это причины вещей, существующие до вещей, идеи вещейпервичны, а вещи как явления материаль­ного, предметного мира вторичны.
Кажется,что древнегреческие идеалисты и древне­греческие материалисты разошлись междусобой не только в основном вопросе философии, в вопросе о том, что первично:материальное или духовное бытие. Из­вестно, что у Платона не было ни жены, нидетей, тогда как материалист Демокрит имел жену, взяв, правда, в жены женщинумаленького роста, наивно полагая, что тем самым он выбрал наименьшее зло...Христианский идеолог Тертуллиан пустил о Демокрите слух, будто Демокрит самослепил себя (долго смотря на отражение солнца на гладкой отполированнойповерхности щита), так как не мог видеть женщин без вожделения, а это отвлекалоего от научных и философских занятий, что для Демокрита было главным.«Вожделение» Демокри­та — это, скорее всего, выдумка Тертуллиана с цельюкомпрометации материалиста. Но эта же басня говорит и о том, что древнегреческиефилософы-материалисты были нормальными людьми настолько, что клеветнику даже ив голову не пришло обвинять кого-либо из них в гомосексуализме, а через этоокончательно уронить материалистов в глазах христиан.
Известно,далее, что в философской школе Плато­на — Академии не было ни одной женщины,приобщен­ной к философии, тогда как в школе последователя Демокрита, Эпикура, в«Саду» Эпикура, таковые были.
Итак,осудив однополую «любовь», далее будем го­ворить только о разнополой,нормальной, любви в Древ­ней Греции.
Любовь,как уже отмечалось, предполагает незаме­нимость. Была ли у древних грековнезаменимость, а тем самым и любовь? Этот вопрос даже в своей по­становке стольже нелеп, как и вопрос: «Была ли у древ­них греков совесть?» Логика здесьпроста: совесть — личностное явление, у древних греков личности не было,значит, не было и совести. Так же и в случае любви: нет личности — нет любви. Имы читаем: «...вся античность принципиально отличается от новой Европы ещенедоста­точно развитым сознанием неповторимости личности, задавленной сначалародовыми, а затем и полисными авторитетами, или на Востоке неограниченным влады­чествомдеспота, перед которым миллионы людей были все на одно лицо и лежали ниц»
Однакоэто было не так. Любовь — важнейшая часть человеческой жизни, и ее, как и самужизнь, нельзя задавить тиранией.
Любовь,несомненно, была в Древней Индии, где не было политической свободы. Тем болееона была в Древней Греции, где впервые в истории распустился редкий и хрупкийцветок демократии, а тем самым возникли условия для расцвета личности.
Дванеотъемлемых свойства характерны для лично­сти: свобода и нравственнаяответственность, ибо без свободы не может быть нравственной ответственности, асвобода без такой ответственности означает произвол. И эти свойства в какой-тостепени были у древних гре­ков, иначе Платон не доказывал бы, что тираническаядуша несчастна: пользуясь насильственно присвоенной себе сверхсвободой, то естьсвободой без нравственной ответственности, тиран добром не кончает. Недаромзадолго до Платона первый древнегреческий фи­лософ Фалес на вопрос, что самоеудивительное, ответил, что самое удивительное — увидеть старика тирана.
Личное начало удревних греков было не только в политике, но и в любви. У раннегодревнегреческого лирика Стесихора есть стихотворение, где проникновен­ноописывается, как некая девушка по имени Калика умирает из-за неразделеннойлюбви к юноше. Кстати, и у Анакреонта идеи, что пол любимого существа не стольважен, нет; но если бы она и была, разве можнобыло бы судить о всех древнихгреках на основании мнения одного человека?
Возьмемдревнегреческие любовные романы. Их было немало. Но до нас целиком дошли только«Херей и Каллироя» Харитона (I—II вв.), «Дафнис и Хлоя» Лонга (II—III вв.),«Эфиопика» Гелиодора (III в.), «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия (II — III вв.). Вовсех этих романах воспеваются любовь девушки и юноши и их верность ввынужденной разлуке, несмотря на постоян­ные искушения, провоцируемые ихкрасотой, и претер­певаемые ими муки.
Возьмемдля примера «Эфиопику». Чего там только нет! Полно там и секса. Есть там некаяТисба — легко­доступная женщина. Но ведь Тисба — рабыня! Уже в «Одиссее» Гомерасказано о пагубности рабства: «Тя­гостный жребий печального рабства избравчеловеку, лучшую доблестей в нем половину Зевес истребляет». Легкодоступность,конечно, не в любви, а в сексе, ме­шает любви. 3. Фрейд писал, что «психическаяценность любовной потребности сейчас же понижается, как толь­ко удовлетворениестановится слишком доступным. Что­бы увеличить возбуждение либидо, необходимопрепят­ствие; и там, где естественные сопротивления удовлет­ворению оказываютсянедостаточными, там люди всех времен создавали условные препятствия» Примени­тельнок Древней Греции и Риму Фрейд замечает: «Во времена, когда удовлетворение любвине встречало затруднений, как, например, в период падения античной культуры,любовь была обесценена, жизнь пуста». Здесь Фрейд несколько преувеличивает. Изтворчества римского поэта Катулла (I в. н. э.) известно, насколько серьезныепрепятствия встречал он в своей любви к замужней женщине.
Ив «Эфиопике», через которую проходит как сквоз­ная тема любовь 17-летнейХариклеи и 20-летнего Теаге- на, препятствий и разлук у влюбленныхпредостаточно. Но они верны друг другу. И это несмотря на то, что их любовь —сплошное мучение, ибо все разнообразное зло, что есть в мире, стремится их другот друга навсегда оторвать
Конечно,могут сказать, что Гелиодор — поздняя ан­тичность, а там все было иначе, чемраньше, в эпоху классического полиса, точнее говоря, полисов — суве­ренныхгородов-государств, из которых и состояла Древ­няя Греция в свои лучшиевремена. В полисах человека, личность в человеке подавлял гражданин полиса. Вэпо­ху же эллинизма (III — I вв. до н. э.) человек перестал быть гражданином. Вусловиях громадных эллинистиче­ских монархий, поглотивших былые полисы, отрядового человека государственная жизнь уже совсем никак не зависела. Такойчеловек вынужден был уйти в свою ча­стную жизнь, замкнуться на сугубомежличностных от­ношениях, а что сильнее в этих отношениях, чем любовь?Перестав быть гражданином, став подданным, человек, мол, стал личностнее. Ноэто не совсем так. Да, человек эллинизма стал личностнее, но стал меньшеличностью, чем человек полиса, ибо у гражданина демократическо­го полиса,каковыми были в эпоху своего расцвета Афи­ны — центр Аттики, были и свобода, иответственность, как административная, так и нравственная...
Итам, в ранней Греции, мы находим не один пример любви, именно любви. Разве нелюбила Одиссея Пе­нелопа, осаждаемая претендующими на царский трон женихами? Иэто при том, что от Одиссея не было ни слуху ни духу в течение двадцати лет.
Древнегреческийдраматург Еврипид (V в. до н. э.) рассказывает о любви Медеи к Ясону, любви,принявшей форму чудовищной ревности, но может ли быть ревность без любви?Ревность — тень любви, часто зло­вещая тень. Ради Ясона Медея убила и брата, идядю, а когда Ясон пожелал жениться на другой, то погубила и свою соперницу, азатем, чтобы отомстить Ясону, эта внучка Гелиоса (бога Солнца) убила и своихсовместных с Ясоном двух сыновей, случай чудовищный, но не уни­кальный и в нашивремена... Надо ли говорить о Прокне, которая, желая отомстить мужу, не толькосилой овла­девшему ее сестрой Филомелой, но и вырезавшему ей язык, чтобы та немогла ничего рассказать, убила своего сына. Могут сказать, что любовь Медеи иПрокны — не любовь, а безумие. Да, это безумие, любовное безумие.
Древниегреки различали несколько видов любви.
Этопрежде всего, конечно, Эрот, обожествленный эрос. Эрот, или эрос,—любовь-страсть, любовь, погра­ничная с безумием, безумная любовь. Древние грекитак и говорили: «эротоманиа» — «безумная (безрассуд­ная) любовь». Был глагол«эреоманео» — «быть безум­ным от любви».
Эрос— главным образом половая любовь. Отсюда «эротикэ» — искусство любви. Отсюда иназвание произ­ведения римского поэта Левия «Эротопайнион» — «Лю­бовнаязабава», аналогичная латиноязычной поэме Ови­дия — «Искусство любви». Правда,любовь-страсть может быть направлена и на другое. Геродот писал о спартан­скомцаре Павсании (это не тот, который в «Пире»), что тот «имел страсть» («эротасхон») стать тираном всей Эллады... Однако любовная страсть, как всякаястрасть, редка и непродолжительна. Как все безмерное (древние греки понималинеразумное, безумное как безмерное), страсть, пожирая своего носителя, пожираетсебя.
Болееспокойна «филиа». Существительное «филиа» имеет свой глагол —  «филео» — «я люблю» («филео су» — «я люблютебя»), У этой любви больший спектр значений, чем у эроса. Такой любовью можнолюбить многоразличное. Это, кроме того, не только любовь, но и дружба. Поэтомуэротическая любовь — лишь один из видов «филии».
«Филиа» — это не столько любовь, сколько влюбчивость («фи- лерастйа»). Остальные виды «филии»: любовь к отцу («филопа- тор»— «любящий своего отца»), любовь к матери («филомэтор»— «любящий свою мать»), любовь к детям («филопайс» — «детолю­бивый»), любовь к братьям и сестрам («филадельфйа», от «адель- фос» — «брат» и «адельфэ» — «сестра»), любовь к своим товари­щам («филетайрйа»), к друзьям («филофилйа»), вообще дружелю­бие («филофронэсис»), любовь к своему родному городу («фило- лоли»), к своим согражданам («филополйтэс» —' «любящий своих сограждан»), любовь к своему отечеству («филопатрйа»), любовь к своей родине — Греции, преданность ей («филеллэн» — любящий Грецию, Элладу), любовь к народу («филодэмос» — «народолюби- вый»), любовь к человеку («филантропйа», отсюда «филантропия»), «Филиа» — любовь к наслаждению («филэдонйа»), к славе («филен- доксйа»), к власти («филархйа»). Это любовь к свободе («филелеу- терон»), но любви к несвободе, к рабству у древних греков не было, хотя было «филотюраннос» — «стоящий на стороне тира­нов, приверженец тирании». «Филиа» — любовь к прекрасному («филокалйа») — любви к безобразному не было; любовь к добро­детели, к добру, к доброте («филагатос»), но возможно и стремле­ние к пороку («филопонэрос» — «тяготеющий к пороку» в отличие от «филаретос» — «любящий добродетель»), <Филиа» — любовь к правде, к истине («филалетёйа»), но возможна и любовь ко лжи («филопсеустйа»), «Филиа» — любовь к деятельности («филергйа»), труду («филопонйа»), к земледелию («филогеоргйа»), к искусствам, ремеслам («филотехнйа»), любовь к музам, т. е. также любовь к наукам и искусствам («филомусйа»). Это также любовь к богат­ству («филоплутйа»), жадность к деньгам («филохрэматйа»), страсть к наживе, корыстолюбие («филкёрдейа»), «Филиа» — любовь к обще­нию («филокойнос» — «любящий общение») и любовь к одино­честву («филёремос» — «любящий одиночество»), «Филиа» — любовь к своему телу, т. е. тщательный уход за телом («филосоматон»), любовь к самому себе («филоаутос»), любовь к своей душе, к сво­ей жизни («филопсюхйа» и «филодзойа»), однако это осуждалось как чрезмерное жизнелюбие, жалкая привязанность к жизни, как источник трусости и рабства.
Любовькак высшая степень хорошего эмоциональ­ного отношения «я» к «не-я» колеблетсямежду себя­любием, где «не-я» — это «я», и «друголюбием», лю­бовью к «не-я», закоторой, однако, может скрываться опосредованное себялюбие, когда предмет любви(«фи- лэтон») сводится лишь к объекту и к средству удовлет­ворения себялюбия, ане рассматривается как нечто самоценное, как нечто даже более ценное, чем «я».Лю­бовь в первом смысле — любовь потребительская. Это не настоящая любовь.Только вторая, самоотверженная, любовь истинная. Гегель не зря сказал, чтонастоящая любовь — это обретение самого себя в отказе от самого себя и висчезновении себя в другом. Настоящая любовь самоотверженна. Она включает всебя и элемент жало­сти и сострадания к предмету любви. Можно сказать:
Да, нет любви из жалости,
но нет любви без жалости,
а если нет в ней жалости —
то это просто шалости...
Выберем из всехвидов «филиа» какой-либо один вид. Остановимся, например, на «филадельфиа» — набрат­ской любви, в частности на любви сестры к брату. Это тема одной изтрагедий Софокла — «Антигоны». Но тема «Антигоны» — не только братская,сестринская любовь. Люди живут в обществе. Поэтому их, казалось бы, сугуболичные отношения имеют социальную сторону, они не безразличны для общества. Втрагедии «Антигона» тема самоотверженной любви к брату органически связана стемой «человек — общество — государство», с темой двух правд: личностной игосударственной, с вопросом о том, кто для кого существует: государство длячело­века или человек для государства, с вопросом о пре­делах государственнойвласти и неотъемлемых правах человека, индивида, личности, с вопросом осоотноше­нии человека и гражданина. Означает ли гражданственность истребление всебе всех человеческих чувств и симпатий, если они противоречат интересамгосударст­ва? Таковы вечные вопросы, поднятые великим древне­греческимдраматургом Софоклом (496—406 гг. до н. э.).
«Антигона»была поставлена на афинской сцене в середине V в. до н. э.
Вдревнегреческом городе-государстве Фивы должны были править поочередно двабрата — Этеокл и Полиник, причем в период правления одного из братьев другойдолжен был находиться в изгнании. Этеокл нарушил договор и отказался уступитьбрату престол. Тогда По­линик уговорил аргосского царя, на дочери которого онженился, находясь в изгнании, пойти в поход на Фивы.
Такимобразом, Полиник поставил свою дерзкую гор­дыню («хюбрис») выше «филопатрии» —любви к своему отечеству. Он явно не «филополитэс» («любящий своих сограждан»).Ведь падение Фив, взятие полиса аргос- ской армией означало, что часть гражданперебьют, а оставшихся в живых продадут в рабство. Город же раз­рушат. Так ислучилось позднее, когда Фивы были взяты сыновьями пошедших с Полиником шестиаргосских вож­дей. Но пока что Фивы устояли и почти все аргосские вождипогибли.
Погиби Полиник в единоборстве со своим братом Этеоклом, также погибшим. Так кончилсязлосчастный род, на котором лежало проклятие, павшее на деда Полиника и ЭтеоклаЛая и на его потомство. Кроме того, Этеокл и Полиник были прокляты своим отцомЭдипом, сыном Лая.
Лай— потомок легендарного основателя Фив, выход­ца из Финикии Кадма, фиванскийцарь — совершил пре­ступление, надругавшись над юношей редкой красотыХрисиппом, после чего тот покончил с собой. За это Гера, хранительницанравственной чистоты, определила Лаю наказание — его убьет собственный сын. Лайпопы­тался тут же избавиться от своего новорожденного сына, но тот выжил,вырос, возмужал и, не зная, что это его отец, убил своего отца и оказался мужемсвоей матери, не зная, что это его мать. Эдип стал царем Фив. Этеокл и Полиник— сыновья, а Йемена и Антигона — дочери Эдипа и его матери Иокасты... Когда всеэто раскры­вается, Иокаста кончает самоубийством, Эдип ослепляет себя и бежит.Власть в городе переходит к брату Иока­сты Креонту. Эта часть древнегофиванского эпического цикла была художественно обработана в трагедии Со­фокла«Царь Эдип».
Сампоход Полиника против Фив изображен Эсхилом (525—456 гг. до н. э.) в трагедии«Семеро против Фив» (с Полиником аргосских вождей было семеро). У Эсхила былахудожественная обработка всего фиванского цикла, но трагедии «Лай» и «Эдип» несохранились. В «Анти­гоне» Софокла мы видим изображение событий, проис­шедшихпосле поражения агрессора и гибели братьев Антигоны.
ПравительФив Креонт, дядя Антигоны по матери, приказывает похоронить с почестями толькоЭтеокла— защитника города, тело же врага отечества Полиника оставить безпогребения. «Никто не волен ни земле предать Изменника, ни похоронным плачемЕго почтить; непогребенный, отдан Он на съеденье и алчным псам и хищникамНебес»,— распоряжается Креонт. Наруши­тель будет казнен. Однако Антигона неможет согла­ситься с этим распоряжением. Ей невыносима мысль, что тело ее братаосталось без погребения, что его терзают звери и птицы. Она решает совершитьобряд погребения и просит о содействии свою сестру Йемену. Однако робкая Йеменабоится нарушить приказ пра­вителя. С этого разговора сестер и начинаетсядействие трагедии. Антигона совершает обряд погребения одна. Многого она немогла сделать, она только, когда при­ставленная к трупу стража отошла, успелапосыпать тело брата песком, однако вернувшаяся стража сбросила песок с телаПолиника, а когда Антигона вернулась, чтобы повторить обряд погребения,схватила ее и при­вела к Креонту. Узнав в нарушителе свою племянницу, Креонтсмущен, однако гражданское побеждает в нем личное, и Антигону замуровывают вгробницу, где она должна умереть медленной смертью... Однако фиванский народ,несмотря на то что победа Полиника сулила ему, народу, безмерные бедствия,осуждает Креонта. Осуждает его и его сын Гемон — жених Антигоны. Но Креонтнепреклонен. Только вмешательство слепого про­рицателя Тиресия, которыйугрожает Креонту гневом богов и гибелью его близких, заставляет Креонта оду­маться.Он решает освободить Антигону. Однако она уже повесилась. Над ее трупомзакалывается Гемон. Супруга Креонта Эвридика, узнав о смерти сына, тоже кончаетжизнь самоубийством. Креонт нравственно слом­лен. А ведь он хотел добра своемуродному городу!
Такстолкнулись две правды: правда Креонта и прав­да Антигоны, правдагосударственная и правда челове­ческая, правда в данном случае семейная. Этапробле­ма двух правд в связи с «Антигоной» породила громад­ную полемику,которая продолжается уже двадцать пять веков.
Креонт иАнтигона: кто прав? На первый взгляд Антигона выглядит темной, отсталой женщиной.Да от­куда ей быть иной? Ведь в Афинах времен Софокла (а изображая далекоепрошлое, Софокл фактически изображал людей своего времени), в этом культурней­шемцентре Древней Греции, женщины были начисто выключены из общественной икультурной жизни, они не получали никакого образования, они были некуль­турны(исключение составляли гетеры, но они все были иногородними, не афинянками).Поэтому Антигона в свое оправдание ссылается, во-первых, на «долг крови», народственные связи, хотя в Фивах времен Антигоны род­ственные связи уже быливытеснены полисными, городскими, гражданскими. Родовые связи остались только вчастной жизни, они не имели уже государственного значения. Общество из родовогобыло перестроено в территориальное. Во-вторых, Антигона следует религиоз- ] нымобычаям, согласно которым никто не может быть лишен погребения, ведь душа, покатело не предано земле (у Гомера, пока не сожжено на погребальном костре), неможет уйти в царство мертвых, в Аид, и обре­сти там успокоение. Креонт оскорбилАида и Персе- фону — богов царства мертвых, они разгневаны, и Анти­гона боитсяих больше, чем Креонта: ведь ей самой рано или поздно придется оказаться вАиде. Кроме того, Антигона ожесточена. Ведь у них, детей Эдипа, уже было однострашное несчастье: они узнали, что они дети отца и матери отца, что по материони братья | и сестры своему отцу, а по отцу — внуки и внучки матери. (Длягреков это уже было страшным несчастьем. Сожительство сына с матерью для них —тяжкий грех. Однако так было не всегда, например в древнеегипет­ском преданиибог Амун говорит: «Я Амун, который сделал беременной собственную мать», и этовосприни­мается как нечто совершенно естественное.)
Таковаправда Антигоны. Но у Креонта тоже своя правда. Он тоже не чужой Полинику,одн

Рождение индивидуальной любви

2012-02-27 08:35:00 (читать в оригинале)


Новые ступени впсихологии любви запечатлевают римские поэты I в. до н. э.— Катулл, Тибулл,Пропер- ций, Овидий, Гораций, Вергилий. Любовь достигает у них огромных высот,утончается, приобретает новые свой­ства, которых не было раньше.
Конечно, речьидет о высших точках тогдашней люб­ви, о любви, пропущенной через сердцехудожника и поэтому опоэтизированной, рафинированной. Любовь в жизни обычнониже по своему уровню, чем в лири­ке. Говоря о своих чувствах стихами, поэт ужеодним этим дает им другое звучание, облагораживает, утон­чает их, делает болеебогатыми — делает другими. И кроме того, любовь в искусстве — это вершина горы,а много ли места занимает вершина в общей массе горы?

Многие, наверно,знают, что в Риме той эпохи лю­бовь часто превращалась в сластолюбие, визощренную игру. В «Анналах» Тацита и «Жизни, двенадцати цезарей» Светонияподробно рассказано о любовных оргиях, которые достигали вакханальных высот придворе цеза­рей. Императоры предавались любви публично, на глазах у народа. Онистановились любовниками или любовни­цами мужчин, брали себе в наложницы сестер— как Ка­лигула и даже мать — как Нерон.
Конечно, немалобыло в те времена любви без оза­рений, простой, может быть, грубой, и любвиобычной, незаметной, ничем особенным не выдающейся. Навер­но, именно таким ибыло большинство любовных свя­зей того времени — подножье, на котором возвыша­ласьлюбовь искусства. Но в искусстве той поры больше всего запечатлелись высшиевзлеты чувства, и особенно ярко видно это в поэзии.
Катулл, певецантичного изобилия любви, воспевает ее неумеренную бескрайность:
Помни: только лишь деньпогаснет краткий,
Бесконечную ночь намспать придется.
Дай же тысячу сто мнепоцелуев,
Снова тысячу дай и сновасотню.
И до тысячи вновь иснова до ста.
Эта титаническаяненасытность — особое свойство ан­тичной любви, и о нем много рассказывают нами мифы и стихи древних. Именно с такой ненасытностью любили в мифах и Зевс, иПосейдон, и Аполлон, и другие боги. Среди греческих легенд о Геракле есть илегенда о его тринадцатом подвиге, о котором у нас почти не знают. Это былнастоящий любовный подвиг — по приказу царя Эврисфёя Геракл в одну ночьоплодотворил сорок де­вять дочерей Фёспия. Те же подвиги совершал и Ра- вана,страшный царь ракшасов из индийской мифологии: у него были сотни жен, и онкаждый день посещал всех их. И здесь любовь титанична, и здесь она чрез­мерна, полнабуйного изобилия.
Эта тяга,гремящая в древних с силой открытия, окрашивает их любовь в особые цвета. Онипоют лю­бовь как величайшее откровение человека перед чело­веком, и это новаянота в подходе к ней. Когда они прославляли женское тело, когда слали проклятияскры­вающим его одеждам, когда Овидий писал:
И малолетен и наг Купидон: невинен младенец,
Нет одеяний на нем — весь перед всеми открыт,—
они говорили нетолько о телесной открытости, а именно обо всей человеческой открытости, о тойраспахнутости до конца, которая открывает влюбленным все друг в дру­ге. И,наверно, обнаженность античных статуй тоже го­ворила не только о телеснойоткрытости.
Все в любви былодля них естественным, не запрет­ным,— и это тоже было одним из главных свойствтог­дашней любви. И поэтому великий Овидий так прям и открыт, когда пишет обинтимных подробностях люб­ви. Он язычески, плотски любит свою Коринну, и еголюбовные элегии, которые рассказывают о светлых радостях любви,— один изярчайших шедевров ми­ровой лирики.
Но не только«телесной» была любовь у Овидия. Все его телесные тяготения одухотворены,опоэтизиро­ваны, и в этом их скрытая, внутренняя духовность. Прав­да, единстводуши и тела меняет здесь свой характер — оно уже не такое, как в классическиевремена. Теперь тело одухотворено не только этическими свойствами, как это былораньше, к ним все больше прибавляются и эстетические свойства.
Впрочем, рольэтических свойств теперь уменьша­ется, красота как бы оттесняет их назад, ицентр тя­жести идеалов передвигается с этических свойств чело­века налюбовно-эстетические.
Такразвертывается в те времена цепь потерь и при­обретений в человеческихчувствах, так расширение и усложнение любви идет рядом с ее сужением. По доро­геэтих утрат и обогащений и идет развитие челове­ческой любви, созревание ееновой духовности, кото­рая сменяет старую — «телесную духовность». Красотавыходит в первые ряды этой новой духовности, и сам спектр духовностиусложняется, делается «многослой- нее». Она уже начинает внутренне созревать,делаться самостоятельной, отделяться от тела.
Поэтому-то втворчестве Овидия как бы сливаются два потока: ярко чувственная (ноодухотворенная кра­сотой) любовь «Любовных элегий» и «Искусства люб­ви» — сглубокой и открыто духовной любовью «Мета­морфоз». Имена многих героев этихметаморфоз сдела­лись нарицательными, стали примерами глубокой и вер­нойлюбви,— вспомним хотя бы Орфея и Эвридику, Пирама и Фисбу, Филемона и Бавкиду.
Тем, кто называетэрос античности телесным чувст­вом, которое не идет дальше жара в крови, стоилобы вспомнить и многие стихи Пропёрция. Вот он прямо говорит о своейвозлюбленной, гетере Кйнфии:
Но не фигура ее довела меня, Басс, до безумья;
Большее есть, от чего сладко сходить мне с ума:
Ум благородный ее, совершенство в искусствах, а также
Грация неги живой, скрытая тканью одежд.
Любовь его — ителесное и духовное влечение, тяга и к ее грации, красоте, и к благородству ееума, к ее совершенству в искусствах. Калокагатия уже пере­стает быть смутным инеразделимым единством, она как бы начинает кристаллизоваться внутри себя,члениться на «доли». Любовь тут — сложное чувство, уже «цивилизованное», как бысостоящее из раз­ных потоков.
Это совершенноновое чувство, которого почти не могло быть несколько веков назад. И рождениеэтого чувства — звено в цепи тех огромных психологических и социальныхпереворотов, которые происходят во вре­мена эллинизма в человеке и в обществе.
Древнийсинкретизм жизни начинает тогда быстро распадаться,— первые шаги этого распадаможно было заметить и в классическую эпоху. Неразвитость лич­ности, узостьлюдских связей постепенно уходят в исто­рию. Разделение труда растет, обществовсе больше дро­бится на слои и ячейки, социальная и частная жизнь усложняется,растет соревновательность людей, их борь­ба между собой.
Центробежныесилы, разрывающие общество, все больше нарастают. Внутренний разлад пронизываетжизнь во всех измерениях. Смутное единство личности и общества пропадает,старый монолит дробится, его раскалывают миллионы трещин, и глыба делается внут­римозаикой.
Личность начинаетобособляться от общества, начи­нает все больше осознавать свои отдельные,частные интересы, все больше выдвигать их на первый план. И вместе с этимобособлением резко углубляется и любовь, она как бы выдвигается вперед,попадает под увеличительное стекло, и постижение ее ценностей де­лается кудаболее глубоким и разветвленным.
Овидий радостнопризнается, что писать о любви для него куда важнее, чем о богах или битвах.Про- перций с ликованием говорит, что не боги вдохновляют его на стихи, а егомилая. С такой же радостью говорят об этом Катулл, Тибулл, Гораций.
Троянская войнаначалась у Гомера из-за любви, но любовь в «Илиаде» — только внешняя веха, ацентр ее — битвы героев и народов. В римской лирике именно любовь, а не битвы —центр жизни и по­эты говорят не о войне, а о мире, не о народах, а о двух людяхи не обо всей их жизни, а только об их любви.
Частная жизньличности делается суверенной, про­тивопоставленной всему остальному, и лирика«специа­лизируется» на ней.
Сначала у Сапфо,Архилоха, Анакреона, потом у Фео- крита, Мосха, Биона, потом — уже решительно —у рим­ских лириков любовь начинает превращаться в ось жиз­ни, ось мировойпоэзии. Не с начала нашего тысячеле­тия, как это считают многие, а на целую эрураньше.
Именно тогда появляетсяощущение исключительно­сти любви, ее несравнимости с другими чувствами. То идело говорят поэты, что любовь — центр жизни, самое главное в ней, что онасильнее всего на свете — сильнее уз крови, сильнее даже инстинкта жизни.
Любовь, о которойидет речь в искусстве, была инди­видуальной уже и в те времена. Любимый человеккак бы отделялся от других, все в нем начинало казаться особенным,неповторимым. Недаром так ярко говорят античные поэты о своей любви именно кэтой женщине. Недаром Овидий, который не был приверженцем стро­гих нравов,писал, что хочет любить только одну Корин- ну и хочет славить только ее одну(хотя он любил не только ее и славил не только ее одну).
В это время влирике появляется почти немыслимый раньше мотив верности любви. Этот мотивверности — явная ветвь на стволе индивидуальной любви, такой же обычный еепризнак, как и ревность.
Появляется тогдаи мотив вечности, поэты — как это делал Проперций — начинают давать клятвы влюбви до гроба. И это не случайно. Во времена, когда не было еще любви, а былоодно только телесное влечение, дол­гота этого влечения была меньше. Родившисьна свет, любовь резко удлинила сроки любовных связей. Ведь телесную радостьмогут дать многие, а полную радость любви — и телесную и духовную — дает тольколюби­мый. И поэтому так важно стало, чтобы источник этой радости — любовь кодному человеку и его любовь к тебе — не иссякал как можно дольше.
Поэтому вантичной поэзии начинает звучать нота нескончаемости любовного чувства.Проперций пишет:
Тот, кто безумствам любви конца ожидает, безумен:
У настоящей любви нет никаких рубежей.
Слова эти,конечно, иллюзорны: все мы знаем, что вечной любви нет, и поэзия, котораяговорила о любви до гроба и после гроба, питалась утопическими взгля­дами — тонаивно-романтическими, то мистическими.
Но Проперцийлишен восторженности трубадуров, он понимает, что счастье мгновенно, что онобыстро про­ходит. И именно потому, что он горестно ощущает всю егобыстротечность, он и хочет, чтобы оно было всегда. И это еще одна примета настоящейиндивидуальной любви — желание, чтобы она не кончалась, невозмож­ностьпредставить, что она когда-то умрет.
Такой стройощущений рождала в людях и разви­вающаяся в них личность, и всятрагически-вакханаль­ная атмосфера тогдашней жизни: водоворот смертей ипроизвола, ощущение неустойчивости и заката.
Конечно, не стоитдумать, что любовь была в те вре­мена одним только вихрем наслаждений. Античнаяли­рика — и греческая, и римская — много говорит и о бе­дах, горе любви, отерзаниях и тоске, которую она дает. И в самой жизни было, наверно, многотяжелой, тусклой любви — любви в ярме рабства, закабаления, бедности.
Любовь, которуювоспевали греческие и римские лирики, была чаще всего любовью к гетерам, женщи­намвыдающимся, исключительным. Энгельс говорил о них, что это «единственные яркиетипы греческих жен­щин, которые так же возвышались над общим уровнем женщинантичности своим умом и художественным вку­сом, как спартанки своим характером».
Уровень любви кэтим женщинам был равен их соб­ственному высокому уровню, и он мог сильноотличать­ся от обычной любви в жизни, мог быть намного выше ее; об этой разницемежду вершиной и подножием стоит помнить всегда.
Что касается«субъективной глубины чувства», в ко­торой отказывают древним, то психология ихлюбви часто совсем не однолинейна, особенно когда они гово­рят о противоречияхлюбви, о горе, которое она дает им. Катулл, например, писал:
И ненавижу ее и люблю.Это чувство двойное!
Боги, зачем я люблю! — иненавижу зачем!
Биениепротивоположных чувств, борьба любви и не­любви — обо всем этом много говорилипоэты эллиниз­ма. Вот, например, эллегия Овидия «Много я, долго тер­пел».
Япобедил, я любовь наконец попираю ногами,—
говорит он о борьбес собой, которую породили в нем измены Коринны. Он рассказывает о своих муках,о ее вероломстве, он ликует, что теперь он свободен,— и вдруг с болью инедоумением замечает, что его тянет к ней:
Борются все же в груди любовь и ненависть... Обе
Тянут к себе...
Нрав недостойныйпретит,— милое тело влечет...
Если б не так хороша тыбыла иль не так вероломна!
И он бессильноговорит:
Так, не в силах я житьни с тобой, ни в разлуке с тобою,
Сам я желаний своих не всостояньи постичь.
Непростота чувств— хотя и чуть схематичная — не ус­тупает тут многому в позднейшем искусстве.Это уже первое — пусть далекое — предварение той психологи­ческой сложности,которая появится позднее у Петрар­ки или у Шекспира, и это еще раз говорит обуслож­няющихся переменах в самом укладе человеческих чувств.
В одной из своих вещей Проперций говорит, что любойпустяк, любая мелочь, которая напоминает ему о милой, рождает в нем стихи. Онготов писать целые элегии о ее одежде, прическе, пальцах, о том, как онаиграет, ходит...
Еслиже дрема смежит ей усталые глазки,—
Сыщетпоэт для стихов тысячу новых причин;
Еслинагая со мной затеет борьбу за одежду,
Будуя рад сочинить целые тьмы «Илиад»;
Что бни сказала она и что бы ни сделала, тотчас
Изпустяка у меня длинный выходит рассказ.
Здесь, как насрезе дерева, видно, как в челове­ческое сознание входит новый масштаботношения к че­ловеку. Любовь делает самоценным каждое движение любимогочеловека, каждую частицу его тела, его обли­ка. Она — пока еще в первомприближении — начинает вводить в искусство «психологию подробностей», рас­ширяетдиапазоны психологии, добавляет в человече­скую этику и эстетику целые новыеобласти жизни.
С ходомцивилизации все больше распадается древ­ний синкретизм, все дальше уходятвремена, когда ду­ховность еще не вышла из лона телесности. Теперь она частоуже самостоятельна, независима, уже существует сама по себе. Любовь все большепронизывается духов­ными тяготениями, и это видно не только в лирике, но и впозднеантичном романе — в сказании об Амуре и Психее из «Золотого осла» Апулея,в «Левкйппе и Клитофонте» Ахилла Татия, в «Повести о любви Херея и Каллирои»Харитона и особенно в «Эфиопике» Гелио- дбра, романе, который служит как бымостом к позднему средневековью и который явно предвосхищает миро­ощущение тойэпохи.
За временаантичности любовь проходит расстояние от Афродиты Пандемос — через АфродитуКнидскую — до Афродиты Урании. Телесный эрос сменяется лю­бовью. В жизньчеловечества, в его психологию входит совершенно новая, гигантская область,которая резко меняет и психологию людей, и их мораль, и всю систе­му ихпредставлений о добре и зле, счастье и горе.
Но только ли одни приобретения далалюдям лю­бовь? Не потеряло ли что-нибудь человечество с этим переходом от эросак любви?
Федра изеврипидовского «Ипполита» спрашивает кормилицу:
—   Ты знаешь ли, чтоэто значит — «любит»?
И та отвечает:
—    Да, слаще нет,дитя, и нет больней.
Для древнихлюбовь — смесь меда и яда, и недаром их трагедия с таким страхом писала о ней.Вместе с появлением любви резко выросли не только радости жизни, но и —пожалуй, еще больше — ее горести, ее боль, тревога. Любовь — огромныйпсихологический уси­литель восприятия, и она увеличивает в глазах людей исчастье и несчастье, и, может быть, несчастье даже больше, чем счастье. Ипоэтому так много горя и боли в античной драме, в античной лирике, да и вообщеу поэтов всех других эпох — от Петрарки до Блока и Маяковского.
Входя в жизньчеловечества, любовь меняет весь строй ее ценностей. Это совершенно новыйстимул сре­ди стимулов человеческого поведения, и, появляясь, он бросает свойотсвет на все другие стимулы, смещает их равновесие, резко меняет пропорции.Простота чело­веческой жизни теперь пропадает, рождение любви за­путывает,усложняет индивидуальную жизнь, лишает ее былой ясности и цельности.
В эпохусоциальной и материальной несвободы, во времена низкого жизненного уровня инеравенства она несет людям особенно много бед. Один только контраст междуслепящими радостями, которые дает любовь, и тусклыми невзгодами, которыеотравляют жизнь любя­щих, резко увеличивает горести людей, делает послед­ниеневыносимыми.
Конечно, в разныевремена и у разных людей это выглядит по-разному. Но ясно одно — и это давным-давно стало понятно людям: любовь приносит человече­ству не только свет, но имрак, она не только поднимает, но и гнетет человека.


Чем отличались чувства древних от нынешних чувств

2012-02-24 13:02:00 (читать в оригинале)


В греческоймифологии есть группа преданий, в ко­торых любовь — уже явно не простой эрос.
Все, наверно,помнят легенду о певце Орфее, кото­рый так любил Эвридику, что даже хотелвернуть ее из Тартара, а потом отказывался смотреть на других женщин и былразорван за это вакханками. В другом мифе — об Адмёте и Алкестйде — Мойрыготовы со­хранить умирающему Адмету жизнь, если кто-то возь­мет его смертьсебе, и любовь Алкестиды так велика, что она умирает вместо него.
Такую же сильную любовь питает Пенелопа, которая ждетОдиссея, Пигмалион, любовь которого оживила статую, Лаодамия, которая пожелалаумереть вместе с Протесилаем, Филлйда, которая повесилась от тоски, когда еелюбимый, афинский царь Демофонт, вовремя не вернулся из-под Трои. И Эвадна сгоря кинулась в погребальный костер мужа; и покинутая Энеем Дидона любила так,что от горя бросилась на меч; и знаменитая Геро, увидев утонувшего Леандра, втоске бросилась в море...
Для каждой из них — вопреки Гегелю — «бесконечнаяважность обладать именно этим человеком» была дороже жизни, сильнее смерти.

От мифа к мифурастет значение любви, ее роль в жизни людей. В эпосе об аргонавтах она ужеделается одним из главных рычагов жизни, который сильней всех других чувств ипривязанностей. В троянском цикле любовь — чуть ли не основная двигательнаяпружина. И она теперь — не эпизод, не дело двух существ, как в других мифах;она связана с судьбами людей и государ­ства, с их обычной жизнью и с ихвойнами.
Великолепной силыдостигает любовь в древней ли­рике. Стихи гениального лирика Архилоха (VII в.до н. э.), первого в Европе поэта любви, рождены огромным, хотя и сдержаннымнапором энергии. Бурная сила за­хлестывает Архилоха, страсть его мощна илапидарна, как удар копьем, и он говорит о ней:
От страстиизнемогши весь,Бедный, без сил я лежу,и боги мучительной болью
Суставы мне пронзаютвдруг!
С такой жепламенной силой, но уже по-женски ощущает любовь Сапфо (VII в. до н.э.)—десятая муза, как называл ее Платон. Она пишет:
Словно ветер, с горы надубы налетающий,Эрос души потряс нам...Страстью я горю ибезумствую...
Сила этойстрасти, сотрясающей человека,— сила те­лесной страсти, и выражается она в«категориях» телес­ных, а не духовных ощущений. Но поэтичность этих телесныхощущений, их эстетическая - настроенность — это и есть их духовность; такаяпоэтичная телесность была тогдашней формой духовности.
Еще в доклассические времена многиепоэты Гре­ции писали о любви как о главной радости жизни.
Так говорил о нейи современник Сапфо Алкей, и Мимнёрм (VII—VI вв.) в своих песнях к прекраснойфлейтистке Нанно, и Феогнйд (VI в. до н. э.) в своих элегиях, и Ивик, иАнакреон, жившие в то же время, и другие поэты. Такой же была любовь и дляпоэтов эпохи эллинизма (конец IV—I в. ); особенно ярко видно это в знаменитыхидиллиях Феокрита, в стихах Мосха, Биона, в греческой и римской комедии тоговремени. Любовная лирика была очень важна в жизни древних, до того важна, чтосреди их девяти муз была даже особая муза любовной поэзии — Эрато.
И уже тогда сталоосознаваться раздвоение любви, ее деление на плотскую и духовную. В V в. до н.э. фило­софы стали говорить о двух Афродитах: Афродите Пан- дёмос (Всенародной)—божествегрубой чувствен­ной любви и Афродите Урании (дочери Урана) — бо­гине любвивозвышенной, утонченной. А в сократи­ческих теориях о любви говорилось как ошколе мудрости, важной части добродетели, помощнице ра­зума.
Великолепновыражена античная любовь и в клас­сической скульптуре греков.
АфродитаКнидская, эта скульптурная поэма, изваян­ная Праксителем, появилась на светпочти два с поло­виной тысячелетия назад. Афродита недаром была бо­гиней любвии красоты — для греков любовь и красота были неотделимы. И она вся переполненаэтой изобиль­ной красотой тела и духа.
Она стоит,опираясь на одну ногу, и тело ее выгнуто от этого плавно и музыкально. Какбудто медленная волна прошла по ее талии, по ее бедру и по ее ноге, прошла иоставила там свой изгиб. Во всем ее теле есть контуры этой волны — и в ееплечах, и в ее груди, и в изгибе ее рук, и в ее приоткрытых губах, и в кудряхее головы. Рожденная из волны, она несет в себе ее медленную и спокойнуюкрасоту.
Она вся —естественность, вся — умиротворенность. Она нагая, но она стоит спокойно, в еепозе нет никакого стеснения. Она не боится, что ее нагота может привестикого-то в ужас; она не боится, что ее может осквернить чей-то взгляд. Ее любовь— в полной гармонии с миром, между ней и миром нет никакого противоречия, и вэтом — особый тип ее отношения к жизни.
Афродита как быживет в особом мире — мире нормальных, не извращенных чувств. Она живет для про­стогочеловеческого взгляда, который увидит в ней и ее этос — выражение ее духовноговеличия, и ее эрос — выражение ее телесной, любовной привлекательности, увидитих гармонию, их красоту.
Афродита Книдская— богиня гармонической духов­но-телесной любви. Она воплощает в себе знаменитыйгреческий идеал «калокагатии» (калос кай агатос — прекрасный и хороший) — идеалпросветленной гармо­нии тела и духа, сплава физической красоты и духов­ногосовершенства.
Но греки понималиэту гармонию совсем не так, как ее понимаем мы. И сама душа и само тело былидля них не такими, как для обиходного сознания нового времени. Этому сознаниютело кажется чем-то неоду­хотворенным, чисто физическим, а психика — чем-тоидеально-бестелесным, и они так непохожи между со­бой, что их невозможносмешать.
В обиходномсознании греков душа и тело еще не отделялись друг от друга с нынешней чистотой.Слияние их было синкретическим, нераздельным, гармония души и тела была полнымих растворением друг в друге, и в этом сплаве частицы души и тела былинеотличимы друг от друга.
И так женеразличимо сплавлены телесные и духов­ные мотивы в любви доэллинской Греции.Частицы духов­ных и телесных тяготений смешиваются там, превра­щаются друг вдруга, существуют в смутной неразделен- ности, и эта смесь видна в каждомдвижении чувств, в каждом переливе эмоций; она как бы первичная кле­точка этихэмоций.
Такой смутныйсплав — стержневая особенность той любви, о которой рассказывает классическоеискусство, главное ее отличие от всех остальных видов любви. Тут лежит оченьважное отличие чувств древних людей от чувств людей нынешних. В чувствахнынешнего чело­века нет этой неразделимости, они внутренне кристал­лизовались,и духовные ощущения существуют часто отдельно от телесных, да и друг от друга.
Особый складчувств рождался у греков особым типом тогдашнего отношения к миру, он прямозави­сел от особого типа доэллинского человека, от особого уклада его жизни.
Вся эта жизньбыла тогда как бы «синкретической», представляла собой полупервичную смесь, изкоторой только начинали выкристаллизовываться будущие грани и формы. Тело почтине отделялось от души, художест­венное сознание от научного, науки — друг отдруга, личность — это особенно важно для нас — от общества. Как писал Маркс,«отдельный индивидуум еще столь же крепко привязан пуповиной к роду или общине,как отдельная пчела к пчелиному улью».
Личность не противостоялатогда обществу как что- то особое, она была частью его и не осознавала, что еенельзя свести к этой части, что она больше, чем просто часть.
На почве зрелого и уже подходящегок своему концу синкретизма выросла и классическая трагедия древних, трагедияЭсхила, Софокла, Еврипида. Отношение к любви там особое, уникальное, и вглавных своих чертах оно никогда не повторялось больше в мировом искус­стве.
Любви как чувствапочти нет в трагедии древних, хотя как пружина действий героев она очень важнатам. Трагедия древних — как и их скульптура — непсихологич­на: психология невыделялась еще из действий человека, как дух не всегда выделялся из тела (хотяи в жизни и в искусстве той поры есть и явные выходы за эти рамки).
Недаром действиевсех классических драм проис­ходит на площади, под небом, недаром оно никогдане входит под своды дома. Не частная жизнь, а только то, чем живет общество,интересует трагиков. Любовь, как частное, психологическое чувство, живет запорогом дома, и поэтому она в большинстве случаев остается за порогом трагедий.Трагедия говорит чаще не о самой любви, а о ее общественных последствиях, оцепи событий, которую она развязывает.
Это, конечно, незначит, что у греков того времени любовь была лишена психологии. Лирика тоговремени уже говорит о любовных переживаниях, в ней уже рож­даетсяпсихологический подход к любви, и, конечно, приходит он туда из жизни.
Кстати говоря,лирика — как особый род поэзии — это и есть выражение личных чувств,психологических состояний. И она может возникнуть только тогда, когда людипостигают ценность этих личных чувств, их гро­мадный человеческий иобщественный смысл. Лирика родилась сначала в Египте в XVI—XV веках до нашейэры, потом в Греции в героическую эпоху, и уже в VII—VI вв. до н. э. она сталатеснить греческий эпос и делаться главным видом поэзии.
Само рождениелирики говорило, что в человече­стве начался огромный психологический сдвиг,стали появляться совершенно новые стороны психологии, но­вые чувства, новыевзгляды на себя и на мир. Все это означало, что синкретическое сознаниедревности всту­пило в полосу кризиса, готовится уйти с арены истории, уступитьее новому типу сознания.
У классическойтрагедии есть, кроме непсихологич- ности, еще одно отличие от лирики; онамолчит о бла­гах и радостях любви и больше всего говорит о ее горе и бедах.Страх перед любовью, леденящая боязнь ее — это главное настроение, котороепронизывает боль­шинство трагедий.
В «Агамемноне»Эсхила, в «Трахинянках», «Герак­ле» и «Эдипе-царе» Софокла, в «Ипполите»,«Медее» и «Электре» Еврипида любовь — это кровавый двига­тель людскихпоступков, она несет людям муки и ужас, смерть и измену.
Медея, которуюразлюбил Ясон, мстит ему, убивая своих детей; Федра, полюбив Ипполита, своегопасынка, кончает с собой, а Тезей, ее муж, убивает Ипполита; Геракл в припадкебезумия приканчивает жену и детей, а потом и сам гибнет от любви Деяниры;Клитем­нестра, полюбив Эгиста, губит мужа, Агамемнона, а их дети, Орест иЭлектра, убивают ее; Эдип, кото­рый убил своего отца, Лая, и стал мужем матери,Иокасты, узнав об этом родстве, выкалывает себе глаза...
Ужас перед этиминфернальным чувством, страх пе­ред этой демонической силой насквозьпронизывают классическую драму.
Но откуда все этоберется? Почему так тесно смы­каются самые «дружеские» и самые «вражеские» чув­ства?Почему кровное родство омывается кровью? По­чему люди, связанные самыми теснымиузами жизни, несут друг другу смерть?
Греки по-своемухотят понять сущность жизни, и та­кое соединение нетерпимых полюсов и есть дляних эта сущность. Полюса эти враждебны, они не могут жить вместе, но жизнь длягреков — всесмешение, в ней все слито в синкретической неразделенности, и,сталкивая между собой ее крайние силы, они хотят постичь их смысл.
Поэтому-то Эротклассической трагедии — это не тот веселый и порхающий летун, которого мыпривыкли видеть. Хор в еврипидовском «Ипполите» называет его царем над смертными,жестоким богом, который сеет смерть и проклятья. «Вы ужасы миру о силе Кипридымогли бы поведать»,— поет он. Эрот — это страшный бог, которого боятся другиебоги, такой, каким он был у Гесиода, или в древних гимнах, или у первых лириковГреции.
Это еще ступеньстраха перед непонятной силой, ступень цепенящего недоумения. Для греков тойэпохи жизнь полна тайн, и самый, пожалуй, ясный ее двига­тель — это воля богов.Герои многих классических тра­гедий, особенно ранних,— всего лишь наперстки напальце рока, и они действуют так, как он велит им.
Боги — этопсевдоним неясных человеку движущих сил жизни, и чем больше эта неясность, тембольше пружин своей жизни человек отдает богам — и тем страшнее, сильнее,могущественнее кажутся они ему.
И любовь выглядитв трагедии такой же страшной и непонятной, как эти боги, силой — и такой жемогу­щественной. Чувства, которые испытывают герои,— это не обычныечеловеческие чувства, а титанические им­пульсы души. Как будто обычные чувствавзяты под увеличительное стекло, чтобы лучше рассмотреть их, и от этого резковыросли в масштабах, стали неузнаваемо другими.
Вот, например,какую ураганную силу ненависти из­вергает Клитемнестра, эта леди Макбетантичности, убив Агамемнона:
Там он, с хрипеньем, вкрасной луже отдал дух;И вместе с жизнью хлынувиз гортани, столб
Горячей крови обдал емулицо волной
Столь сладостной, кактеплый ливень сладостен
Набухшим почкам, алчущимрасторгнуть плен.
Это не чувствачеловека, а сверхчеловеческие стра­сти, циклопические клокотания души. Любовь,ненависть, радость, тоска, горе — все они достигают у древних накала страсти, иэта страсть швыряет человека, как пес­чинку, владеет им, как рабом, несет его,как ураган щепку.
Таким было тогдапонимание чувств, такими были представления классических времен о чувствахчелове­ка. Видимо, до психологического реализма тут еще да­леко, и тогдашняялирика ближе стоит к нему, чем драма.
Возможно, впрочем, что «увеличенныечувства», «чувства-великаны» и есть на самом деле чувства древ­них — или хотябы какой-то их части. Возможно, что накал эмоций, переходящих в страсти,—особое свойство синкретического чувства древних, такой же стержень тогдашнейсинкретической психологии, как и неразли­чимое смешение телесных и духовныхощущений.


Детство любви

2012-02-20 14:00:00 (читать в оригинале)


А вы задумывались когда-нибудь когдавозникла любовь — вынес ли ее человек из животного царства, или она появиласьпозднее?

Есть мнение, что любовьродилась позже своих собратьев — ненависти, зависти, дружелюбия и материнскогочувства. Пещерные люди, которые жили ордой, групповым браком, наверно, не зналиникакой любви. Исследователи древности говорят, что ее не было даже тогда,когда стало возникать единобрачие.

Исходя из работ таких исследователей —Моргана и Бахофена,— Энгельс писал:
«До средних веков не могло быть и речи обиндивидуальной половой любви. Само собой разумеется, что физическая красота,дружеские отношения, одинаковые склонности и т. п. пробуждали у людейразличного пола стремление к половой связи, что как для мужчин, так и дляженщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в эти интимныеотношения. Но от этого до современной половой любви еще бесконечно далеко».

Многие философы, психологи, ученые считают, что во время античности любви небыло, а был один только телесный эрос, простое половое влечение. Эросантичности — так называют они любовь того времени.

Гегель писал, что в искусстве античностилюбовь не встречается «в такой субъективной глубине и интимности чувства», какпозднее. «Она вообще выступает в этом искусстве как подчиненный для изображениямомент или же только в аспекте чувственного наслаждения». В одах Сапфо, говоритГегель, больше виден изнурительный жар крови, чем «глубокое истинное чувствосубъективного настроения». У Анакреона тоже нет индивидуального влечения, и«бесконечная важность обладать именно этой девушкой и никакой другой...остается в стороне...».

По мнению Гегеля, трагедия древних, «также не знает страсти любви в ееромантическом значении». И в скульптуре, например в Венере Медицейской,«совершенно отсутствует выражение внутреннего чувства, как его требует романтическоеискусство».

В словах Гегеля, очень многоверного, но есть тут и расширение частных оценок до всеобщих, подстановка частивместо целого. Почти везде Гегель идет от «не», от обратных ходов мысли: любовьне такая как позднее, в ней нет глубины и индивидуальности, которую даетискусство нового времени, нет того, что есть в нем. А что же есть в самой этойлюбви, каков ее облик, ее внутренние особенности – об этом говорятся толькообщие слова: «изнурительный жар крови», «чувственная страсть, внушеннаяВенерой».

Я очень сомневаюсь, что вдревности не было настоящей любви. О любви то и дело говорится уже в самыхдревних мифах Греции, а в классическую эпоху, почти двадцать пять веков назад,появились даже теории духовной любви — Сократа, Платона и Аристотеля. Агреческие боги любви? В свите богини любви Афродиты было многобогов—покровителей любви. Один из них олицетворял собой начало и конец любви (уЭрота была стрела, рождающая любовь, и стрела, гасящая ее), другой — плотскиевожделения (Гимэрот), третий — ответную любовь (Антэрот), четвертый — страстноежелание (Поф), пятый — любовные уговоры (богиня Пейто), шестой — брак(Гименей), седьмой — роды (Илифия). И раз были боги любви и даже теории любви,то откуда же они брались, если не из любви?

Если говорить об эросе, тослово это больше подходит к народам, которые вышли на дорогу цивилизации раньшегреков,— к египтянам, шумерам, аккадам. Правда, от них дошло до нас очень малолитературных памятников — из-за хрупкости и недолговечности папирусов, исведений об их любви очень немного. Из любовной лирики Древнего Египта уцелело,например, все го около пятидесяти стихов и фрагментов. 

В шумеро-аккадском пантеонебогов была богиня Иштар (Иннин) – покровительница любви и распри, вожделения ивойны. Вражда и дружба, высший вид приязни и неприязни – эти неисходящиесяполюса еще сходятся в ней; у поздних богов – из греческой и индийской мифологии– такого смешения уже нет. Наверно, культ этой богини возник тогда, когдалюбовь только еще начинала выделяться в особую силу жизни, когда ее еще неосознавали в отдельное чувство.

Судя по аккадскому «Эпосу оГильгамеше», богине Иштар нужна только телесная близость, она еще не любит, апросто вожделеет. Поэтому-то она так лего и вероломно отделывается от своегосупруга Таммуза, отправив его в преисподнюю, от пастуха, которого она любила,сделав его волком, от садовника, который не захотел ее любви, - превратив его впаука.
Поэма о гильгамеше на тысячулет старше «Илиады», она сложены в XXIII  XXI  веках до нашей эры, исейчас ей четыре тысячи лет. В те времена, как пишет исследователь эпоса И.М.Дьяконов, «акт размножения был священен – шумерам смутно казалось, что от негозависит не только плодородие семьи, но и каким-то образом и общее плодородие страны;и вождь правитель, олицетворявший общину перед лицом бога, гордился не толькосвоим богатством, отвагой в бою и мудростью, но и своей мужской силой».
При древних храмах жили тогдаособые жрицы любви, их почитали, а любовь обожествлялась как таинственная сила.И характер этой любви хорошо виден по истории жрицы любви Шамхат и дикогочеловека Энкиду, укротить которого ее послали. Вот как говорится об этом впоэме:
Раскрыла Шамхат груди, свой срам обнажила.Увидел Энкиду — забыл, где родился!Не смущаясь, приняла его дыханье...Наслаждение дала ему, дело женщин,Ласки его были ей приятны.
Конечно, это еще простой эрос,телесный, лишенный духовности. Но уже и в те времена людям ясно было, что этотэрос не просто животное чувство,— он очеловечивает человека. Сказание оГильгамеше, может быть, первая в мире поэма, где прямо говорится об этом.
Энкиду, который жил раньшесреди диких зверей, полюбив, стал совсем другим, стал человеком. И эпос говорито нем: «Стал он умней, разуменьем глубже».

Таким же эросом, судя подошедшим до нас преданиям, была сначала любовь и в Древнем Египте. Четыретысячелетия назад у египтян уже был культ Хатор — богини любви и веселья. В еечесть пели тогда гимны, в которых ее называют Прекрасной, Золотой, Владычицейзвезд.
Но чуть позднее — околотридцати пяти веков назад — в Древнем Египте возникла любовная лирика, искуснаяи изощренная в своих высших взлетах. И любовь, которая в ней отразилась, небыла простым эросом,— в ней были уже духовные чувства, «вечные», во многомпохожие на нынешние.

Рождение любви видно и вдругих областях духов ной культуры Египта. В те же времена — примерно три споловиной тысячи лет назад — египтяне создают знаменитый скульптурный портрет —голову Нефертити. В ней запечатлелся такой высокий эстетический уровень, такаявысота духа, при которой уже вполне возможна любовь.

Любовь Эхнатона к Нефертитивообще была, пожалуй, первой известной нам из истории великой любовью. В сотнях надписей, в десятках скульптур и надгробий возглашал фараон свою любовь кНефертити, и легенды об этой любви передавались из поколения в поколение.
А в «Сказаниях оСанти-Хемуасе», (записанных двадцать три века назад, но созданных, видимо,раньше) идет речь прямо об индивидуальной любви: дочь фараона Ахура любитсвоего брата и даже под угрозой смерти не хочет выходить замуж ни за кого,кроме него. (Тогдашние обычаи это позволяли, фараоны иногда даже брали в женысвоих дочерей.) И в знаменитой «Рамаяне» индусов, которой сейчас две споловиной тысячи лет, Любовь Рамы и Ситы также духовна и индивидуальна.

Эра античности тянулась большетысячи лет и прошла несколько разных эпох. Вслед за микенской, долитературнойэпохой (второе тысячелетие до н.э.) шла героическая, или аттическая, эпоха (VIII  VI вв.),потом классическая (V-IV вв.),потом эллиническая (IV-I вв.),потом – в первых веках нашей эры – поздняя античность.

С ходом времени менялись люди,другим делался уклад их жизни, их психология. И наверно, нельзя выводить общиедля всех эпох античности правила, думать, что любовь была одинаковой, равнойсамой себе.

Любовь ранней античностивполне, видимо, можно назвать античным эросом. Это как бы предлюбовь, в ней ещемного общеприродного, одинакового для человека и для других живых существ. Незря Зевс становился быком, чтобы сочетаться с Европой, лебедем, чтобы любитьЛеду, сатиром, чтобы насытить страсть к Антиопе. Не зря ведь и Посейдонпревращался в коня, чтобы сочетаться с Даметрой и с титанидой Медузой, котораяродила потом крылатого коня Пегаса.

В этих фантастическихпревращениях, в этих поэтичных метаморфозах прямо отпечатались взгляды древнихна любовь, виден характер эроса. Телесные (хотя уже и одухотворенные)тяготения, плотские желания – таким и был, видимо, ранний эрос античности.

Не раз говорится в мифах отом, что боги принимали облик других людей, чтобы под их  видом явиться к возлюбленным. Такпришел к Алкмене Зевс, приняв облик ее мужа, Амфитриона, и от этой их встречиродился Геракл. То же делали и боги индийской мифологии: Индра, например, воблике мудреца Гаутамы пришел к его жене Ахалье. Все это говорит, что богам ненужна была ответная любовь, любовь именно к ним, индивидуальное чувство. Имнадо было насытить свою плотскую страсть, они и не думали о взаимности, илюбовь не была тогда индивидуальной, да и не была еще любовью, хотя уже иначинала становиться ею.

Интересный факт, что любовьпоявляется во времена, когда женщина попадает под господство мужчины. Можнобыло бы подумать, что любовь возникла в истории как психологическое возмещениеза женское рабство: подчинив женщину, мужчина сам попал к ней в плен. Но этовнешний подход — и очень однолинейный. Ясно, что рождение любви — как и другихдуховных чувств — зависело не от одной причины, а от многих и было только однимзвеном в цепи общего развития человека.

У рождения любви было много идругих пружин — и прежде всего духовное усложнение человека, рождение в немновых идеалов, подъем на новые ступени этического и эстетического развития.

Но самое неожиданное состоит втом, что это было, видимо, второе рождение любви. Впрочем, говорить об этомможно пока больше предположительно, чем утвердительно. Думать так позволяюткое-какие свидетельства, которые дошли до нас от первобытных времен — песни,фрагменты первобытной музыки и живописи, обычаи тех племен Индии, Америки,Африки, в которых женщины занимают матриархально высокое положение.

Современные этнографы считают,что матриархата как всеобщей ступени в жизни человечества не было. Но,возможно, матриархальные нравы правили жизнью хотя бы некоторых народов. Судяпо обычаям, которые сохранились у таких народов, женщины и мужчины были у нихсоциально равны и между ними было гораздо больше дружественной близости, чемсоперничества. Психологический уровень людей был достаточно высок, душевные ихотношения глубоки, и в этом теплом климате вполне могли появиться первыевесенние побеги любви.

Позднее духовный климат резкопеременился: это можно увидеть по некоторым нынешним племенам, в том числеавстралийским. Главным чувством мужчины было у них высокомерие и презрение кженщине, главным чувством женщины — боязнь и неприязнь к мужчине. «Они,—говорит о девочках подросток из племени, алава.— как и крокодилы, были нашимиестественными противниками... Я думал о них как о злейших врагах, которых надовсячески изводить и мучить...» «При малейшем поводе мы нападали на девочек, аони — на нас». «Может, именно поэтому я, как и многие другие аборигены, никогдане ухаживал за девушкой. Может, поэтому большинство алава не целуют своих подругдаже после женитьбы» '.

Можно предположить, чтопохожие нравы царили в начальные времена варварского патриархата. Любовь невыдержала этого психологического ледникового периода и погибла. И лишь спустядолгие тысячелетия, когда отношения мужчины и женщины начали смягчаться, любовьстала рождаться снова.

' - Локвуд Д.Я. - абориген. М., 1971.С. 95-97


Страницы: 1 2 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»
Изменения рейтинга
Категория «Живопись»
Взлеты Топ 5
+148
209
Relazioni
+137
188
МухО_о
+131
141
allf
+125
186
RouxAngel
+123
142
kalininskiy
Падения Топ 5


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.