Сегодня 23 сентября, понедельник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7275
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Берегите природу и свой язык!
Берегите природу и свой язык!
Голосов: 0
Адрес блога: http://okey-best.blogspot.com/
Добавлен: 2013-07-06 16:52:18 блограйдером biogeniy
 

Путевые заметки путешественницы за медведицей

2013-06-26 13:45:00 (читать в оригинале)



КАК МЕДВЕДИЦА МАНЯ ПОПАЛА С КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЫ В КАЛИНИНГРАД.

Прошедший в начале сентября по ОРТ сюжет о медведице Мане, выросшей на одной из пограничных застав Приморья из маленького плюшевого медвежонка до опасной хищницы, и оказавшейся, таким образом, под угрозой отстрела, весьма заинтересовал сотрудников Калининградского зоопарка. У нас в коллекции есть три представителя гималайских медведей – молодой самец и две самки, по причинам возраста и состояния здоровья, не могущих иметь потомства. Поэтому получение молодой здоровой самки было бы весьма кстати, но покупка животного в наше время – дело весьма и весьма нелегкое, а тут -предлагают в дар, но как доставить красотку медведицу с Дальнего Востока на другой край страны?

Раз животное волей случая оказалось воспитанницей погранвойск, то решено было обратиться за помощью к пограничникам. Как ни удивительно, обращение к Директору Федеральной пограничной службы РФ генерал-полковнику Тоцкому К.В., дало результат, – было получено разрешение на транспортировку медведицы с Владивостока до Москвы попутным транспортным самолетом. Единственное условие – обязательно должен быть сопровождающий - представитель Калининградского зоопарка.
После почти месяца различных согласований, получения необходимых разрешений от природоохранных комитетов, операция вошла в свою решающую стадию – в начале ноября автор этих строк отправилась не за синими туманами, а за попавшей в беду медведицей.
Первоначально командировка планировалась не более, чем на десять дней и вроде бы все было распланировано чуть ли не по часам, но, как часто это бывает, жизнь внесла свои коррективы.

Накануне отлета (а до Москвы добраться обещали помочь наши военные летчики) выяснилось, что самолета не будет. В отчаянии бросившись за помощью в Управление Калининградской железной дороги, удалось заручиться поддержкой начальника железной дороги Неретина А.П. и уже утром следующего дня, вместе с клеткой для своей будущей пассажирки я отправилась в Москву. Несколько дней ожидания самолета на Владивосток и вот 9 ноября, с некоторым волнением в душе (до этого военными самолетами мне летать не приходилось), я поднялась на борт транспортного самолета ИЛ – 76Т. Первые слова, которые я там услышала были:”И это укротительница?”. Уж не знаю, какой сопровождающий был обещан экипажу, но увидеть такую пигалицу, как я, они явно не ожидали. Молча проглотив столь теплый прием, гордо и независимо, как мне казалось, я продефилировала мимо.

Еще пару минут и вот взревели двигатели и я лечу, лечу на другой край страны! И еще неизвестно, как оно все там сложится, а пока можно потратить время на изучение этого, столь нового для меня транспортного средства.
Вы никогда не летали на транспортных военных самолетах? - Тогда следующие несколько строк для вас. Огромные размеры (в них можно перевозить любую технику, вплоть до вертолетов), сильнейший шум (разговаривать невозможно, только если кричать в уши друг другу), жесткие сиденья вдоль борта, практически полное отсутствие иллюминаторов и отсутствие, простите за пикантную подробность, туалета, что в условиях многочасовых перелетов, невозможности посещения аэропортов (я-гражданское лицо, не имеющее пропуска) и отсутствие на взлетных полосах хоть каких-либо стратегических укрытий, все это внесло свою экзотическую нотку в мое путешествие. Однако, спустя какое-то время, когда экипаж, видимо из сострадания к моему несчастному виду, взял под свое покровительство и вовсю травил байки из своей более, чем богатой практики (во избежание недоразумений, - уточняю, из-за сложности перелета, экипаж был сдвоен), на столе источал аппетитные запахи горячий обед (а механики оказались не только профессионалами в своем деле, но и отличными поварами), жизнь уже не казалась слишком сложной.

 Под крылом самолета проносились сотни и тысячи километров, - юг, средняя полоса России, Сибирь; менялись часовые пояса и, пытаясь хоть как-то разобраться со временем, я окончательно в нем потерялась, как и во времени года. Уехав из Калининграда, когда на деревьях еще была нежная осенняя листва, а температура воздуха не опускалась ниже пятнадцати тепла, - в Новосибирске и Хабаровске, где проходила дозаправка самолета, я сразу попала в лютую зиму с сугробами и пронизывающими ветрами. Однако Камчатка, на которой нам предстояло провести выходные, встретила легким морозцем, ясным ночным небом и ошеломляюще красивым зрелищем цепи сопок и вулканов, залитых лунным светом. Кстати о том, что перед Владивостоком самолет сначала полетит на Камчатку, я узнала только накануне вылета и весьма памятен разговор с родными, когда я решила отметиться с Петропавловска – Камчатского.

Привет, у меня все нормально, я на Камчатке, - бодро начала я. Секундное молчание в трубке и недоумение, - Где???”. – “На Камчатке”.

А что ты там делаешь?”. – “Лечу во Владивосток”.

Через Камчатку ?!!”.
В общем нормальной мою командировку вряд ли назовешь.
Однако, так или иначе, хоть и весьма загогулистым путем, я наконец 14 ноября добралась до цели своего путешествия – во Владивосток. В отличие от Петропавловска – Камчатского, оставившего весьма удручающее впечатление, Владивосток очень красив. Мои впечатления от него :
    • бесплатные троллейбусы и трамваи. Однако, подходя к остановке, принято спрашивать, ходит ли транспорт вообще.
    • - столпотворение дорогих машин на улицах (причем преимущественно с правым рулем, что несколько озадачивает на первых порах);
    • полное пренебрежение правилами дорожного движения. Смело ступив на пешеходный переход, как в родном Калининграде, я в ту же минуту пожалела ос воей беспечности. Хорошо хоть успела, а то и этого могло не быть … .
    • очень высокие цены (из того, что меня интересовало – печать фото – 5-7 рублей штука, кофе в центре – что-то около 40 рублей!). Зато шикарные морепродукты на рыбном рынке – осьминоги, гребешки, мидии и т.п. по цене наших колбас. А увиденная в трамвае троица бомжат весело лущила аппетитные розовые креветки, доставая их из карманов грязными пальцами … .


Но мир повидать – это хорошо, но пора было и за дело браться. Оставив экипаж выполнять свою основную задачу – служить интересам государственной границы, я отправилась на границу с Китаем, на заставуЗолотая, к конечной цели своего путешествия – медведице Манечке, на редакционной машине вместе с корреспондентом газеты Владивосток, - Федором Гурко, впервые сделавшем репортаж о Мане. По пути заехали на пункт пропуска на российско-китайской границе. Честно говоря, я не с первого и даже не со второго раза поняла, где мы находимся. После наших переходов с обилием пластика, неона и других наворотов цивилизации, одинокая дощатая будочка за переплетением колючей проволоки вызывала недоумение. Однако подъехавшие автобусы с челноками, рвущимися в Китай, развеяли сомнения, - это все-таки “окно” на Восток.

Еще несколько минут, - и мы въезжаем на территорию заставы. И, несмотря на то, что я живу на территории России, со всех сторон окруженной границами, только здесь чувствуешь, что граница – это серьезно, и страна по ту сторону системы, не Литва и не Польша, куда можно свободно сходить или съездить поболтать с друзьями и выпить по чашечке кофе.

МАНЯ.Первое знакомство с четой Черепановых – приемных родителеймедвежонка и моей будущей подопечной. Несмотря на обилие гостей, Маня отнюдь не запугана, - внимательно следит за всем происходящим, охотно позирует перед фотокамерой (уже настоящая звезда!) а затем, ловко подцепив банку сгущенки, которую мы приберегли как вознаграждение, она поворачивается к нам спиной и больше уже ни на что не обращает внимания, сосредоточившись на получении сладкого удовольствия.
После отъезда корреспондентов, я знакомлюсь с Манечкиной биографией. Многочисленные фото- и видеосъемки показывают, что в доме она явно была любимицей. И хотя история ее появления в доме была несколько приукрашена прессой, ее действительно подарили жене старшины Черепанова – Галине на выкармливание, как щенка! Пристрелившие мать медведицу по злому ли умыслу, либо по неосторожной случайности, о чем история умалчивает, крохотулю медвежонка люди пожалели и привезли на воспитание мягкосердечной Галине, да и дочери в один голос умоляли –Давай оставим!. Так и прижилась Маняша на заставе Золотой в доме старшины. Первое время из бутылочки сливками выпаивали, хоть и царапала крохотуля невольно своими когтями так, что раны потом долго не заживали. Потом на манную кашку перешли, прикорм различный, как малым детям давать стали. А в конце лета уже и на общий стол перевели. Обожала Манечка урожай, что щедро приносит Приморский край, расположенный на южной широте, - свои и арбузы, не уступающие размерами и вкусом астраханским, и помидоры, и огурцы. Воду не пила – в миске всегда свежее или кислое молоко от своих коров было. Неудивительно, что когда я ее первый раз увидела, то глаз не могла отвести, - шерсть густая, искрится на зимнем солнышке.

Пока малышкой была – в доме жила. После того, как в доме не осталось ни одного места, где бы ни побывала ее когтистая лапка, была водворена на веранду. Однако, как и любому ребенку, на месте не сиделось, - то зеркала у мотоцикла свернет, то шифер начнет на крыше сдирать. Пока невелика была, можно было просто прикрикнуть, а то и тряпкой шлепнуть, а как второй год жизни пошел, - не слишком то пошумишь, - та и сама огрызнуться могла. Вот и была летом этого года водворена на постоянное место жительства в клетку, и остро встал вопрос о ее дальнейшей судьбе. Выпускать нельзя, - все равно к людям выйдет, а пристрелить жалко. Вот и обратились к зоопаркам страны с просьбой забрать воспитанницу…Много интересного я узнала о Манечке, ходила кормить ее, - привыкали друг к другу. Благо времени на это было, – хоть отбавляй. Вместо трех дней ждали мы самолета почти полторы недели, - то обильный снегопад, то обледенение, то топлива нет, то еще какие-то проблемы. Каждый день проходил на нервах:кормить Манечку, не кормить, - решено было в транспортную клетку ее на еду заманивать (что, кстати, потом и удалось). В общем, так Маня последние несколько дней маялась на полуголодном содержании, жалобно недоумевая по этому поводу.

Уже и машина из Владивостока за нами пришла и опять на выходные вылет отложили, - к несчастью для нас, а к удаче для корреспондентов ОРТ, успевших приехать и сделать заключительный сюжет об истории, которая благодаря им и началась.
ДОМОЙ.Так и не дождавшись окончательного решения вопроса, на свой страх и риск вернулись во Владивосток, где с великим облегчением узнали, что вылет в Москву все-таки наутро состоится.
На следующий день Манечку загрузили в самолет, где она произвела настоящий фурор, став пассажиркой №1. Едва сдерживая слезы, я распрощалась с девчатами из пресс-службы погранвойск, с которыми мы успели настолько подружиться, как будто знали друг друга всю жизнь. Доведется ли нам когда-нибудь встретиться? Чудеса, конечно, случаются, но не так часто, как нам хотелось бы.
Короткий разбег по взлетной площадке и … 28 ноября начался наш путь домой. Манечка, конечно, нервничала и жалобно поскуливала, особенно во время взлетов-посадках на дозаправках. Тогда приходилось садиться возле нее, разговаривать, утешать. Однако, как ни странно, столь редкая перемена обстановки не отразилась на ее аппетите, - сьелись все пирожки, припасенные мамой Галей” в дорогу, в ход пошли подношения других пассажиров. И лишь когда было совсем уж страшно, прижималась она к решетке, подставляя спину и я почесывала ее (если б мне в начале командировки сказали, что я медведя буду за ушком чесать, - ни за что бы не поверила!). Я такая такая же укротительница, как героиня “Полосатого рейса – только по необходимости.

Но теперь все было проще, – мы все-таки летели домой! Ласточка, как любовно называл ее экипаж, явно тоже торопилась вернуться в родные края, мы летели вслед за солнцем и, благодаря, этому маленькому чуду, уже вечером этого же дня были в Москве.
Прощание с экипажем, - спасибо, вам, ребята, - вы были хорошей поддержкой в пути и расставаться тоже грустно.
Одно лишь поддерживает мое измученное сознание, - завтра должен быть самолет на Калининград, и вечером я уже должна быть дома!

Однако утром меня ждало последнее в этой истории, но самое тяжелое разочарование, - наш самолет по погодным условиям в Москву не летит. Денег на перевозку у меня уже нет и хотя до дома вроде рукой подать (по сравнению с тем путем, что мы уже проделали), а он недоступен, как никогда. Вот тут в первый раз я была на грани отчаяния, а отчаявшись сделала то же, что и в самом начале командировки, - кинулась искать спасения у Калининградской железной дороги. . Не буду описывать чего мне стоило за два часа решить этот вопрос, скажу лишь, что начальнику Белорусского вокзала пришлось дозваниваться аж до Министерства путей сообщения (после того, как я сказала, что приду и оставлю медведя у них в кабинете, вот такой у меня был черный юмор), но, слава Богу, добрых людей на свете все-таки много, – посадили меня вечером того же дня на поезд Москва – Калининград, но без… проездных документов. Как я боялась проезжать границы (русско-белорусскую, белорусско-литовскую и литовско – российскую)! Беларусы проверили только ветеринарные документы, литовцы не проверяли вообще ничего, а наши таможенники, когда я спросила, кому показать документы – воскликнули 

А мы вас с медведем 15 минут назад по ОРТ видели! , - и документы смотреть не стали.
И вот, подъезжая к вокзалу, когда я мечтала только пристроить Манечку на новое место и отправиться домой отсыпаться, судьба преподнесла мне еще один сюрприз, - нас встречали, как каких-нибудь важных персон, только что оркестра не было! А так, окруженные телекамерами (помимо местных, там были и ОРТ, и НТВ, и РТР), все местные радиокомпании и журналисты, мы с Маней просто ошалели. Так что Маня теперь стала местной знаменитостью, хотя она этого не понимает и грустит в своей вольере, не зная, что в будущем году ей уготована встреча со Степаном, которому и везли невесту с дальних краев (необходимое отступление – ближе гималайские медведи не водятся!). а я пытаюсь отключиться от своего путешествия на другой край земли и заняться повседневными проблемами, которых накопилось множество и заняться новыми проектами, - пора подыскивать пару для овдовевшей этим летом слонихи…

Послесловие.

История гималайской медведицы Мани закончилась благополучно и, даст Бог, она порадует калининградцев своим потомством. Однако эта командировка вскрыла всю остроту проблемы с охраной животных на Дальнем Востоке. В крае процветает браконьерство, - в сопредельном Китае платят очень хорошие деньги и скупают мясо, шкуры и желчь гималайских медведей, шкуры, когти и кости тигров, струю кабарги, лягушек и даже медуз! Несмотря на все усилия по пресечению браконьерства, оно процветает махровым цветом и, за две недели пребывания в Приморье, мне предложили забрать еще четверых медвежат, которых я взять не могла. Дальнейшая их судьба – неизвестна…


Маню спасали всем миром:
Координация действий в Москве – секретное Управление воспитательной работы ФПС РФ;
Транспортировка по Москве – Московский зоопарк;
Самолет и экипаж – из г.Йошкар-Ола;
Организация транспортировки и оформление необходимых документов в Приморье – пресс-служба погранвойск Тихоокеанского регионального управления пограничной службы РФ;
Семья старшины Черепанова заставы Золотая ТОРУ ФПС, приютивших представителя зоопарка на все время задержки рейса;
Корреспондент газеты Владивосток Федор Гурко, поднявшего эту проблему;
Фирма Айсберг и Исполком региональной организации партии Единство, обеспечивших представителя командировочными.

Спасибо Всем!


КАК МЕДВЕДИЦА МАНЯ ПОПАЛА С КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЫ В КАЛИНИНГРАД.

2013-06-24 16:12:00 (читать в оригинале)


Путевые заметки путешественницы за медведицей или

Прошедший в начале сентября по ОРТ сюжет о медведице Мане, выросшей на одной из пограничных застав Приморья из маленького плюшевого медвежонка до опасной хищницы, и оказавшейся, таким образом, под угрозой отстрела, весьма заинтересовал сотрудников Калининградского зоопарка. У нас в коллекции есть три представителя гималайских медведей – молодой самец и две самки, по причинам возраста и состояния здоровья, не могущих иметь потомства. Поэтому получение молодой здоровой самки было бы весьма кстати, но покупка животного в наше время – дело весьма и весьма нелегкое, а тут -предлагают в дар, но как доставить красотку медведицу с Дальнего Востока на другой край страны?

Раз животное волей случая оказалось воспитанницей погранвойск, то решено было обратиться за помощью к пограничникам. Как ни удивительно, обращение к Директору Федеральной пограничной службы РФ генерал-полковнику Тоцкому К.В., дало результат, – было получено разрешение на транспортировку медведицы с Владивостока до Москвы попутным транспортным самолетом. Единственное условие – обязательно должен быть сопровождающий - представитель Калининградского зоопарка.

После почти месяца различных согласований, получения необходимых разрешений от природоохранных комитетов, операция вошла в свою решающую стадию – в начале ноября автор этих строк отправилась не за синими туманами, а за попавшей в беду медведицей.
Первоначально командировка планировалась не более, чем на десять дней и вроде бы все было распланировано чуть ли не по часам, но, как часто это бывает, жизнь внесла свои коррективы.

Накануне отлета (а до Москвы добраться обещали помочь наши военные летчики) выяснилось, что самолета не будет. В отчаянии бросившись за помощью в Управление Калининградской железной дороги, удалось заручиться поддержкой начальника железной дороги Неретина А.П. и уже утром следующего дня, вместе с клеткой для своей будущей пассажирки я отправилась в Москву. Несколько дней ожидания самолета на Владивосток и вот 9 ноября, с некоторым волнением в душе (до этого военными самолетами мне летать не приходилось), я поднялась на борт транспортного самолета ИЛ – 76Т. Первые слова, которые я там услышала были:”И это укротительница?”. Уж не знаю, какой сопровождающий был обещан экипажу, но увидеть такую пигалицу, как я, они явно не ожидали. Молча проглотив столь теплый прием, гордо и независимо, как мне казалось, я продефилировала мимо.

Еще пару минут и вот взревели двигатели и я лечу, лечу на другой край страны! И еще неизвестно, как оно все там сложится, а пока можно потратить время на изучение этого, столь нового для меня транспортного средства.
Вы никогда не летали на транспортных военных самолетах? - Тогда следующие несколько строк для вас. Огромные размеры (в них можно перевозить любую технику, вплоть до вертолетов), сильнейший шум (разговаривать невозможно, только если кричать в уши друг другу), жесткие сиденья вдоль борта, практически полное отсутствие иллюминаторов и отсутствие, простите за пикантную подробность, туалета, что в условиях многочасовых перелетов, невозможности посещения аэропортов (я-гражданское лицо, не имеющее пропуска) и отсутствие на взлетных полосах хоть каких-либо стратегических укрытий, все это внесло свою экзотическую нотку в мое путешествие. Однако, спустя какое-то время, когда экипаж, видимо из сострадания к моему несчастному виду, взял под свое покровительство и вовсю травил байки из своей более, чем богатой практики (во избежание недоразумений, - уточняю, из-за сложности перелета, экипаж был сдвоен), на столе источал аппетитные запахи горячий обед (а механики оказались не только профессионалами в своем деле, но и отличными поварами), жизнь уже не казалась слишком сложной. Под крылом самолета проносились сотни и тысячи километров, - юг, средняя полоса России, Сибирь; менялись часовые пояса и, пытаясь хоть как-то разобраться со временем, я окончательно в нем потерялась, как и во времени года. Уехав из Калининграда, когда на деревьях еще была нежная осенняя листва, а температура воздуха не опускалась ниже пятнадцати тепла, - в Новосибирске и Хабаровске, где проходила дозаправка самолета, я сразу попала в лютую зиму с сугробами и пронизывающими ветрами. Однако Камчатка, на которой нам предстояло провести выходные, встретила легким морозцем, ясным ночным небом и ошеломляюще красивым зрелищем цепи сопок и вулканов, залитых лунным светом. Кстати о том, что перед Владивостоком самолет сначала полетит на Камчатку, я узнала только накануне вылета и весьма памятен разговор с родными, когда я решила отметиться с Петропавловска – Камчатского.

Привет, у меня все нормально, я на Камчатке, - бодро начала я. Секундное молчание в трубке и недоумение, - Где???”. – “На Камчатке”.
А что ты там делаешь?”. – “Лечу во Владивосток”.
Через Камчатку ?!!”.
В общем нормальной мою командировку вряд ли назовешь.
Однако, так или иначе, хоть и весьма загогулистым путем, я наконец 14 ноября добралась до цели своего путешествия – во Владивосток. В отличие от Петропавловска – Камчатского, оставившего весьма удручающее впечатление, Владивосток очень красив. Мои впечатления от него :
    • бесплатные троллейбусы и трамваи. Однако, подходя к остановке, принято спрашивать, ходит ли транспорт вообще.
    • - столпотворение дорогих машин на улицах (причем преимущественно с правым рулем, что несколько озадачивает на первых порах);
    • полное пренебрежение правилами дорожного движения. Смело ступив на пешеходный переход, как в родном Калининграде, я в ту же минуту пожалела ос воей беспечности. Хорошо хоть успела, а то и этого могло не быть … .
    • очень высокие цены (из того, что меня интересовало – печать фото – 5-7 рублей штука, кофе в центре – что-то около 40 рублей!). Зато шикарные морепродукты на рыбном рынке – осьминоги, гребешки, мидии и т.п. по цене наших колбас. А увиденная в трамвае троица бомжат весело лущила аппетитные розовые креветки, доставая их из карманов грязными пальцами … .
Но мир повидать – это хорошо, но пора было и за дело браться. Оставив экипаж выполнять свою основную задачу – служить интересам государственной границы, я отправилась на границу с Китаем, на заставуЗолотая, к конечной цели своего путешествия – медведице Манечке, на редакционной машине вместе с корреспондентом газеты Владивосток, - Федором Гурко, впервые сделавшем репортаж о Мане. По пути заехали на пункт пропуска на российско-китайской границе. Честно говоря, я не с первого и даже не со второго раза поняла, где мы находимся. После наших переходов с обилием пластика, неона и других наворотов цивилизации, одинокая дощатая будочка за переплетением колючей проволоки вызывала недоумение. Однако подъехавшие автобусы с челноками, рвущимися в Китай, развеяли сомнения, - это все-таки “окно” на Восток.
Еще несколько минут, - и мы въезжаем на территорию заставы. И, несмотря на то, что я живу на территории России, со всех сторон окруженной границами, только здесь чувствуешь, что граница – это серьезно, и страна по ту сторону системы, не Литва и не Польша, куда можно свободно сходить или съездить поболтать с друзьями и выпить по чашечке кофе.
МАНЯ.Первое знакомство с четой Черепановых – приемных родителеймедвежонка и моей будущей подопечной. Несмотря на обилие гостей, Маня отнюдь не запугана, - внимательно следит за всем происходящим, охотно позирует перед фотокамерой (уже настоящая звезда!) а затем, ловко подцепив банку сгущенки, которую мы приберегли как вознаграждение, она поворачивается к нам спиной и больше уже ни на что не обращает внимания, сосредоточившись на получении сладкого удовольствия.
После отъезда корреспондентов, я знакомлюсь с Манечкиной биографией. Многочисленные фото- и видеосъемки показывают, что в доме она явно была любимицей. И хотя история ее появления в доме была несколько приукрашена прессой, ее действительно подарили жене старшины Черепанова – Галине на выкармливание, как щенка! Пристрелившие мать медведицу по злому ли умыслу, либо по неосторожной случайности, о чем история умалчивает, крохотулю медвежонка люди пожалели и привезли на воспитание мягкосердечной Галине, да и дочери в один голос умоляли –Давай оставим!. Так и прижилась Маняша на заставе Золотой в доме старшины. Первое время из бутылочки сливками выпаивали, хоть и царапала крохотуля невольно своими когтями так, что раны потом долго не заживали. Потом на манную кашку перешли, прикорм различный, как малым детям давать стали. А в конце лета уже и на общий стол перевели. Обожала Манечка урожай, что щедро приносит Приморский край, расположенный на южной широте, - свои и арбузы, не уступающие размерами и вкусом астраханским, и помидоры, и огурцы. Воду не пила – в миске всегда свежее или кислое молоко от своих коров было. Неудивительно, что когда я ее первый раз увидела, то глаз не могла отвести, - шерсть густая, искрится на зимнем солнышке.

Пока малышкой была – в доме жила. После того, как в доме не осталось ни одного места, где бы ни побывала ее когтистая лапка, была водворена на веранду. Однако, как и любому ребенку, на месте не сиделось, - то зеркала у мотоцикла свернет, то шифер начнет на крыше сдирать. Пока невелика была, можно было просто прикрикнуть, а то и тряпкой шлепнуть, а как второй год жизни пошел, - не слишком то пошумишь, - та и сама огрызнуться могла. Вот и была летом этого года водворена на постоянное место жительства в клетку, и остро встал вопрос о ее дальнейшей судьбе. Выпускать нельзя, - все равно к людям выйдет, а пристрелить жалко. Вот и обратились к зоопаркам страны с просьбой забрать воспитанницу…

Много интересного я узнала о Манечке, ходила кормить ее, - привыкали друг к другу. Благо времени на это было, – хоть отбавляй. Вместо трех дней ждали мы самолета почти полторы недели, - то обильный снегопад, то обледенение, то топлива нет, то еще какие-то проблемы. Каждый день проходил на нервах:кормить Манечку, не кормить, - решено было в транспортную клетку ее на еду заманивать (что, кстати, потом и удалось). В общем, так Маня последние несколько дней маялась на полуголодном содержании, жалобно недоумевая по этому поводу.
Уже и машина из Владивостока за нами пришла и опять на выходные вылет отложили, - к несчастью для нас, а к удаче для корреспондентов ОРТ, успевших приехать и сделать заключительный сюжет об истории, которая благодаря им и началась.

ДОМОЙ.

Так и не дождавшись окончательного решения вопроса, на свой страх и риск вернулись во Владивосток, где с великим облегчением узнали, что вылет в Москву все-таки наутро состоится.На следующий день Манечку загрузили в самолет, где она произвела настоящий фурор, став пассажиркой №1. Едва сдерживая слезы, я распрощалась с девчатами из пресс-службы погранвойск, с которыми мы успели настолько подружиться, как будто знали друг друга всю жизнь. Доведется ли нам когда-нибудь встретиться? Чудеса, конечно, случаются, но не так часто, как нам хотелось бы.
Короткий разбег по взлетной площадке и … 28 ноября начался наш путь домой. Манечка, конечно, нервничала и жалобно поскуливала, особенно во время взлетов-посадках на дозаправках. Тогда приходилось садиться возле нее, разговаривать, утешать. Однако, как ни странно, столь редкая перемена обстановки не отразилась на ее аппетите, - сьелись все пирожки, припасенные мамой Галей” в дорогу, в ход пошли подношения других пассажиров. И лишь когда было совсем уж страшно, прижималась она к решетке, подставляя спину и я почесывала ее (если б мне в начале командировки сказали, что я медведя буду за ушком чесать, - ни за что бы не поверила!). Я такая такая же укротительница, как героиня “Полосатого рейса – только по необходимости.

Но теперь все было проще, – мы все-таки летели домой! Ласточка, как любовно называл ее экипаж, явно тоже торопилась вернуться в родные края, мы летели вслед за солнцем и, благодаря, этому маленькому чуду, уже вечером этого же дня были в Москве.
Прощание с экипажем, - спасибо, вам, ребята, - вы были хорошей поддержкой в пути и расставаться тоже грустно.
Одно лишь поддерживает мое измученное сознание, - завтра должен быть самолет на Калининград, и вечером я уже должна быть дома!
Однако утром меня ждало последнее в этой истории, но самое тяжелое разочарование, - наш самолет по погодным условиям в Москву не летит. Денег на перевозку у меня уже нет и хотя до дома вроде рукой подать (по сравнению с тем путем, что мы уже проделали), а он недоступен, как никогда. Вот тут в первый раз я была на грани отчаяния, а отчаявшись сделала то же, что и в самом начале командировки, - кинулась искать спасения у 
Калининградской железной дороги. . Не буду описывать чего мне стоило за два часа решить этот вопрос, скажу лишь, что начальнику Белорусского вокзала пришлось дозваниваться аж до Министерства путей сообщения (после того, как я сказала, что приду и оставлю медведя у них в кабинете, вот такой у меня был черный юмор), но, слава Богу, добрых людей на свете все-таки много, – посадили меня вечером того же дня на поезд Москва – Калининград, но без… проездных документов. Как я боялась проезжать границы (русско-белорусскую, белорусско-литовскую и литовско – российскую)! Беларусы проверили только ветеринарные документы, литовцы не проверяли вообще ничего, а наши таможенники, когда я спросила, кому показать документы – воскликнули А мы вас с медведем 15 минут назад по ОРТ видели! , - и документы смотреть не стали.

И вот, подъезжая к вокзалу, когда я мечтала только пристроить Манечку на новое место и отправиться домой отсыпаться, судьба преподнесла мне еще один сюрприз, - нас встречали, как каких-нибудь важных персон, только что оркестра не было! А так, окруженные телекамерами (помимо местных, там были и ОРТ, и НТВ, и РТР), все местные радиокомпании и журналисты, мы с Маней просто ошалели. Так что Маня теперь стала местной знаменитостью, хотя она этого не понимает и грустит в своей вольере, не зная, что в будущем году ей уготована встреча со Степаном, которому и везли невесту с дальних краев (необходимое отступление – ближе гималайские медведи не водятся!). а я пытаюсь отключиться от своего путешествия на другой край земли и заняться повседневными проблемами, которых накопилось множество и заняться новыми проектами, - пора подыскивать пару для овдовевшей этим летом слонихи…

Послесловие.

История гималайской медведицы Мани закончилась благополучно и, даст Бог, она порадует калининградцев своим потомством. Однако эта командировка вскрыла всю остроту проблемы с охраной животных на Дальнем Востоке. В крае процветает браконьерство, - в сопредельном Китае платят очень хорошие деньги и скупают мясо, шкуры и желчь гималайских медведей, шкуры, когти и кости тигров, струю кабарги, лягушек и даже медуз! Несмотря на все усилия по пресечению браконьерства, оно процветает махровым цветом и, за две недели пребывания в Приморье, мне предложили забрать еще четверых медвежат, которых я взять не могла. Дальнейшая их судьба – неизвестна…
Маню спасали всем миром:
Координация действий в Москве – секретное Управление воспитательной работы ФПС РФ;
Транспортировка по Москве – Московский зоопарк;
Самолет и экипаж – из г.Йошкар-Ола;
Организация транспортировки и оформление необходимых документов в Приморье – пресс-служба погранвойск Тихоокеанского регионального управления пограничной службы РФ;
Семья старшины Черепанова заставы Золотая ТОРУ ФПС, приютивших представителя зоопарка на все время задержки рейса;
Корреспондент газеты Владивосток Федор Гурко, поднявшего эту проблему;
Фирма Айсберг и Исполком региональной организации партии Единство, обеспечивших представителя командировочными.
Спасибо Всем!


Загадка прошлого века:Тунгусский метеорит

2013-06-23 15:26:00 (читать в оригинале)



30 июня 1908 г. 7.15 утра. Фактория Ванавара, правый приток Енисея Подкаменная Тунгуска. Вдруг по небу со свистом и шипением пролетело нечто огромное и светящееся. Огненный шар, столб, взрыв: 
Примерно так описывали Тунгусскую катастрофу её очевидцы. Последствия были ужасающими: ударной волной был в тайге полностью повален вековой лес. Из-за мощной световой вспышки и потоков раскалённых газов возник лесной пожар, в результате чего в радиусе нескольких десятков километров был сожжён растительный покров. 

Казалось бы, почти за сотню лет можно было решить даже самую сложную задачку матери-природы. На месте катастрофы побывали несколько экспедиций. И многим из них удалось <пролить свет> на беспрецедентное природное явление. Однако на простой на первый взгляд вопрос ЧТО ЭТО БЫЛО? до сих пор не найдено ответа. 

Уже в 1927 г. была организована знаменитая первая экспедиция по изучению Тунгусского метеорита под руководством профессора Кулика Л.А. Следующий этап изучения необычного явления начат в 1958 г. экспедицией Комитета по метеоритам АН СССР под руководством К.П. Флоренского. Всего таких экспедиций было около 20. Сегодня в эвенкийской тайге действует комплексная экспедиция Томского университета, Всесоюзного астрономо-геодезического общества и Комиссии по метеоритам и космической пыли СО АН СССР.

 

Гипотез, самых разных, похожих на истину и нелепых, набралось около сотни. Атомный взрыв корабля, прибывшего с Марса, прилёт корабля с Венеры, космолёт, доставивший на Землю <снежного человека>, сошествие бога Огды, полёт по небу огненного змея, взрыв огромной тучи комаров и мошек - вот, пожалуй, самые любопытные и несерьёзные. Но утопающий, говорят, хватается за соломинку: 
Судя по всему, развязка наступит ещё не скоро. Но кое-что мы можем смело утверждать уже сегодня: Во-первых, тунгусское тело взорвалось на высоте примерно 

5-7 км, так и не достигнув земной поверхности. Это похожее на правду предположение объясняет, почему в месте падения метеорита нет кратера. Лес в районе катастрофы растёт необычно быстро, причём не только молодняк, но и 200-300-летние деревья, случайно уцелевшие после взрыва (пока до конца не понятны причины этого роста). Обычно в пользу <антиметеоритных> гипотез приводят тот факт, что осколки космического тела до сих пор не найдены. Специалисты, работавшие в районе катастрофы, утверждают, что поискам <останков> пришельца мешает неоднородный геохимический фон местности - древние лавовые потоки, скопления вулканического пепла. Также известно, что спустя несколько минут после взрыва началась геомагнитная буря, длившаяся более четырёх часов. Это напоминает геомагнитные возмущения, наблюдавшиеся после проведения в земной атмосфере высотных взрывов ядерных устройств. Найденные в районе катастрофы минералы обладают избыточной люминесценцией, что можно объяснить только воздействием природного фона жёстких радиоактивных излучений. 
Хотя исследование механизма взрыва Тунгусского метеорита ещё не завершено, большинство учёных считают, что это тело, обладавшее большой кинетической энергией, имело низкую плотность (ниже плотности воды), малую прочность и высокую летучесть. <Кометная теория>, предложенная Куликом, пока не отвергнута. В историю космическое тело надолго вошло под условным названием <метеорита>. 
7 мая в Российском музее леса прошёл 9-й Российско-германский семинар по проблеме Тунгусской катастрофы. Участник одной из экспедиций начала 60-х гг., ныне работающий в Международном институте леса, 

В.Г. Бережной выступил с докладом <Влияние Тунгусской катастрофы на состояние и возобновление леса>. Об особенностях роста сосны в районе Тунгусской катастрофы рассказал В.Г. Кабашев из Института Тунгусской катастрофы, И.Г. Зоткин из Государственного астрономического института им. Штенберга поднял проблему устойчивости деревьев в эпицентре происшедшей трагедии. Участникам семинара предложили посмотреть видеофильм о работе немецкой экспедиции на Тунгуске.
Катастрофу 30 июня 1908 г. можно без преувеличения назвать катастрофой века, загадку которой даже лучшие умы так и не смогли разгадать. Тем не менее точку на этом ставить пока никто не собирается. Видимо, нашей науке придётся <ломать голову> и дальше. 
Иветта КРАСНОГОРСКАЯ. 


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:ДОКТОР ЗООЛОГИИ ПЕРЕВОДИЛ ГОРАЦИЯ

2013-06-21 22:17:00 (читать в оригинале)


ДОКТОР ЗООЛОГИИ ПЕРЕВОДИЛ ГОРАЦИЯ

И тих этот вечер и ясен, 
И чист небосвод голубой, 
И сад задремавший безгласен, 
Горит и закат золотой; 
Но нет в этом вечере бледном 
Ни зрелости той, ни огня, 
Что видишь в закате победном 
Трудом освещённого дня. 

Автору этого стихотворения сегодня исполнилось бы 135 лет, а написал его он семнадцатилетним юношей, то есть в 1883 г. Но как современно звучит оно! Автор вообще тонко подмечал природу, поистине был знатоком её, а точнее - крупнейшим учёным в области зоологии. Он же - и натуралист-энтомолог, и зоогеограф: Имя его весьма популярно в науке: Андрей Петрович Семёнов-Тян-Шанский, сын знаменитого русского учёного и путешественника П.П. Семёнова-Тян-Шанского, обессмертившего своё имя исследованиями Центрального Тянь-Шаня, за что Русское Географическое общество постановило присоединить к его первоначальной фамилии - Тян-Шанский. В январе будущего года учёные, общественность нашей страны отметят 175-летний юбилей со дня рождения выдающегося исследователя Средней и Центральной Азии. 
Такую же преданность русской науке наследовал и его сын. Уже студентом он получил от Географического общества серебряную медаль за первый научный труд, организовал экспедиции по изучению редких насекомых нашей страны. Ему принадлежит важное открытие в отечественной зоологии: в лесах Дальнего Востока он находит неизвестного ранее жука, оказавшегося самым крупным в фауне России - около 11 см. До этого считалось, что самые крупные жуки обитают только в тропиках Южной Америки. Нового жука назвали - усач реликтовый. 
Уже в то время А.П. Семёнов-Тян-Шанский был обеспокоен оскудением природы, не раз в своих выступлениях поднимал вопрос о её охране. Насекомые, утверждал он, составляют неотъемлемую часть природы, они необходимы ей, поэтому нельзя формально разделять их только на вредных и полезных, даже в борьбе с вредителями надо прежде всего отдавать приоритет разуму, который всегда устремлён в будущее. Особенно актуальны его взгляды в наше время. Неумелое, бездумное использование химических средств в борьбе с вредными насекомыми наносит ущерб прежде всего природе, в то время как вредители, кому эти средства <предназначены>, успевают приспособиться к ним, <привыкнуть>. Как часто используемые садоводами препараты не приносят успеха, наоборот, влекут за собой отрицательные последствия. Распыляемые наудачу растворы инсектицидов нарушают гармонию взаимосвязей в природе, вызывают гибель не только вредных, но и полезных насекомых, главным образом опылителей растений: 
В 1934 г. А.П. Семёнову-Тян-Шанскому присуждается степень доктора зоологии. К этому времени он уже крупный учёный-систематик, редактировал многие научные журналы, работал в Зоологическом музее Академии наук. К тому же он ещё и публицист, поэт. Всесторонне образованный человек, А.П. Семёнов-Тян-Шанский превосходно знал античную поэзию, переводил древнеримского поэта Горация, в том числе его оду <К Мельпомене>. В ней есть такие строки: <Нет, не весь я умру! Лучшая часть моя избежит похорон:>. Знаменитое пушкинское <Я памятник себе воздвиг нерукотворный> предваряется эпиграфом из оды Горация, а само стихотворение интерпретирует тему античной оды, являясь как бы её вольным переводом. До Пушкина это же произведение использовали в своём творчестве М. Ломоносов, Г. Державин и В. Капнист. 
А.П. Семёнов-Тян-Шанский старался в свою очередь быть ближе к оригиналу, поэтому его перевод оды Горация лишён рифмы. Вообще учёный сделал много переводов с древнегреческого, был страстным исследователем творчества А.С. Пушкина, поэзию которого очень любил. Любопытен его труд <Пушкин и Елена Раевская: тайные страницы биографии поэта>, в котором он показал себя уже как учёный-пушкинист. 
Андрей Петрович обладал ещё одним пристрастием: был горячим поклонником музыки: знал её и мог даже в этой области стать исследователем. Казалось, нет таких сторон жизни, искусства, которые бы не интересовали его. И в преклонном возрасте он оставался увлечённым человеком. Война с фашистами помешала осуществлению многих его замыслов. Страстный патриот, он верил в победу советского народа, остался в осаждённом Ленинграде. Умер в блокадную весну 1942 г. 
Юрий Куксов, 
член Союза писателей России. 


Самая жаркая Долина может ожить

2013-06-20 21:30:00 (читать в оригинале)


Долина смерти может ожить

Величайший <геологический> скандал в истории США случился в 1906 г. Сперва бродячий золотоискатель обнаружил в горах Блэк-Маунтинс, на территории штата Калифорния, богатейшие залежи меди. И, несмотря на то что эта местность посреди пустыни Мохаве называется Долиной Смерти - здесь ведь находится один из самых засушливых и жарких районов на Земле - окрестности немедленно стали заселяться любителями лёгкой наживы. 
Как грибы после дождя (которого здесь никогда не бывает) появились горняцкие шуми - городки со своими, тогда ещё не воспетыми в вестернах, салунами и времянками, где ютилась разнообразная, но весьма малопочтенная публика. Крупнейший такой посёлок именовался Гринуотером, хотя никакой <зелёной воды> здесь никто и не видывал. Его население временами достигало 2 тыс. человек. При въезде стоял огромный щит с гордой надписью <Гринуотеру суждено быть богатейшим горнодобывающим городом на всей планете!> 

А к 1908 г. эти Нью-Васюки исчезли. Бум закончился так же внезапно, как и начался, когда оказалось, то медь здесь проявляется лишь отдельными мелкими пятнышками, да и та очень низкого качества. Авантюристы разбежались в поисках новых удач, или скорее неудач. Лишь несколько жуликов успели нагреть руки, продавая акции несуществующих шахт и разрезов. 
Но вот сегодня Гринуотер, вернее, то, что от него осталось, начинает приносить богатство. Это богатство - экологические данные. Немалый их массив уже собран группой специалистов, возглавляемой гидрологом Робертом Уэббом из Геологического управления США в Тусоне (штат Аризона). Они изучили природную обстановку и её динамику в окрестностях восьми городов-призраков, оставленных людьми в начале ХХ в. в пустыне Мохаве, в том числе и в Гринуотере. 
Главной целью было проверить, как многострадальная почва по прошествии времени, оправляется от перенесённых потрясений. Оказалось, что характерные для этих мест смолистые креозотовые стелющиеся кустарники (Larrea Divaricata), пустынная полынь и другие виды засухоустойчивой растительности заново осваивают некоторые места, где были человеческие поселения, превращая их тем самым в подобие оазисов. 
Считается, что нарушенный почвенный слой пустыни полностью не восстанавливается никогда. 
В общем, это довольно верно. Например, в центре пустыни Мохаве, где ещё в дни Второй мировой войны был учебный танковый полигон, глубокие следы гусениц местами заметны до сих пор. И всё же пустыня умеет выздоравливать. 
Но не везде с одинаковой скоростью На улицах некоторых городов-призраков нарушенный менее чем сто лет назад почвенный слой сейчас уже одет прямо-таки дерзким растительным покровом. А вот в других - зелень едва-едва пробивается. 

Учёные провели сопоставление геологических, геоморфологических, геохимических черт и возрастов почвы в тех и других и начали устанавливать, что именно способствует возвращению трав и кустарников, а что - препятствует. Надо сказать, что здесь заложен далеко не один только теоретический интерес. Скажем, сегодня на территории пустыни Мохаве расположено шесть военных баз армии США и четыре национальных парка. Их ландшафты полностью зависят от человеческой деятельности, так что прежде чем решать, где проложить дорогу и куда направить на учения бронетанковый батальон, необходимо посоветываться со специалистами из Национального парка Джошуа-Три и Ботанического сада Аридных районов в Финиксе (штат Аризона). 
Мохаве занимает четвёртое по площади место среди пустынь Северной Америки. В основном она расположена в Калифорнии, но частично вдаётся и в территории соседних штатов Невада и Аризона. 
Мохаве крайне засушлива. В центре пустыни не выпадает и 200 мм осадков в год. Но совсем уж мёртвой пустошью её тоже называть неправильно. В скальных укрытиях вечнозелёные кустарники покрывают довольно крупные клочки земли, а весной примулы, маргаритки и полынь спешат на короткое время расцветить окресности. 
Ещё один важнейший <природный> фактор - человек. Кроме упомянутых выше военных баз, где люди репетируют очередную <войну в пустыне>, и помимо небольшого природного заповедника, здесь теперь проходят линии газопровода, шныряют туда и сюда штатские внедорожные джипы и тяжёлые грузовики высокой проходимости; новейшая техника придаёт прежним бросовым землям некую ценность, и их владельцы проявляют заинтересованность в том, чтобы природная среда окончательно не гибла. 
Ещё 30 лет назад ботаник Филип Уэллс провёл перепись растений, осмелившихся занять брошенный после окончания медного бума городок Уамони в Неваде. К своему удивлению, он констатировал: <Здесь возникло совершенно новое пионерное сообщество, включающее в себя различные виды: от рыхлокустовых трав до горных дикорастущих трав и кустарников, которые раньше здесь почти не встречались>. А ведь со времени ухода людей тогда прошло всего несколько десятилетий. 

Воодушевлённый этим результатом Ф. Уэллс решил проверить себя в иной местности. Далеко ходить ему не пришлось: по западную сторону Долины Смерти, в предгорьях хребта Панаминт, с 1906 по 1917 г. бурлила жизнь <медного> городка Скиду, восточнее которого у гор Блэк-Маунтинс, но несколько ниже над уровнем моря, стоял уже упоминавшийся Гринуотер и ещё несколько подобных посёлков. К 70-м годам, когда проводились исследования, от них мало что осталось. Но дошли до наших дней чертежи, планы и схемы, показывающие, кому принадлежал тот или иной участок земли, где располагались рудные и околоствольные дворы. Сохранилось и несколько фотографий, на которых видны дома, улицы и кое-какая растительность, их озеленявшая три четверти века тому назад. Учёный на месте обследовал нынешнее состояние здешней почвы и растительного покрова, - где он встречается естественно. 
Выяснилось, что повреждённая когда-то людьми обстановка не возобновилась. Возникли совсем новые сообщества растений-колонистов, быстро растущих и размножающихся видов, умеющих приспосабливаться к нынешним условиям. Покров не был сплошным, а скорее пятнистым, многолетние растения, такие как креозотовые кусты, были сравнительно редкими, а ведь раньше они здесь доминировали. 
Но больше всего учёного заинтересовали различия между теми или иными пунктами. Оказалось, что в Скиду, в отличие от других мест, одна волна <новопоселенцев> сменяла другую, причём виды с кратким сроком жизни уступали позже смеси иных, главным образом многолетних. Процесс здесь шёл довольно быстро, тогда как в Гринуотере зелень едва начала оправляться на восьмом десятке лет после ухода человека. Почему так происходит? 
Впрочем, за последнее двадцатилетие, возвращаясь <в поле> раз за разом Р. Уэбб начал находить некоторые ответы на свои вопросы. К концу века Скиду можно считать почти полностью возродившимся. Здесь теперь <командуют парадом> колючие кустарники, но встречается и эфедра, и другие виды, знакомые по временам до <медной лихорадки>. С Гринуотером дело обстоит хуже. Хотя общее количество зелени приближается к прежнему, разнообразие видов здесь совсем иное. Превалируют в нём первые из <возвращенцев> - обладающие краткими сроками жизни. Если взглянуть с самолёта, то различия в растительности чётко обозначат очертания бывшего посёлка, а в Скиду и вообще не различить. 
Теперь можно с уверенностью назвать главный фактор, приведший к подобным различиям. Это - возраст почвы. Согласно определениям геохимиков, почвенный слой в Гринуотере образовался по меньшей мере 100 тыс. лет назад. А в Скиду ему насчитывается едва 4 тыс. лет. Здесь почва родилась в результате сравнительно недавнего селевого потока, принесшего мелкие грязевые частицы. Он сперва скатился со склонов горы после обильных дождей, а затем осел внизу в сухом каньоне. 

Когда здесь появился городок, эта сравнительно свежая почва ещё не сформировала свою характерную структуру, а сообщество растений ещё было несложившимся. Поэтому здесь почве было легче вернуться к исходному состоянию, чем на участках с более древним поверхностным слоем. 
Основываясь на этом, можно полагать, что молодые почвы в Мохаве могут озелениться новым покровом многолетних спустя примерно 80 лет после их нарушения людьми. Правда, в первоначальное состояние набор видов сумеет сам вернуться лишь разве что через несколько миллионов лет, а то и никогда!.. 
Подобные мысли развивает эколог Джайн Белноп (J. Belnap) из отделения Геологического управления США в Моабе (штат Юта). Она указывает, что в пустынях геоморфологический возраст почвы играет огромную роль. Например, тамошние молодые почвы обладают грубой крупнозернистой структурой, включающей в себя мелкие камешки и гравий. Это позволяет слою поглощать и удерживать в себе влагу лучше, чем то же удаётся более древним почвам, которые или уже разрушились до мелкозернистого состояния, или же стали глинистыми, вязкими и комковатыми. 

Почвенное разнообразие говорит о том, что пустыня - явление не только весьма легко уязвимое, но и неоднородное: А в основе её способности к самовосстановлению лежит геоморфологический возраст подповерхностных почв. Если необходимо потревожить, то лучше это делать там, где почвы молоды. 
Отрицательный пример, подтверждающий подобное утверждение, приводит научный сотрудник Национального рекреационного района Лейк-Мид (штат Вашингтон) Дженнифер Холи (J. Haley). Пятьдесят лет назад, во время сооружения знаменитой плотины им. Гувера и заполнения рекой в районе Колорадо водохранилища Мид на границе между штатами Невада и Аризона была проложена двухколейная магистраль. Сейчас вокруг неё с трудом можно увидеть и единственное растение. Этого можно было избежать, привлекая нынешние почвоведческие познания. Поэтому следует приветствовать недавние назначения профессиональных специалистов по природным ресурсам в штатное расписание военных баз на территории Мохаве. 

По материалам журнала подготовил Б. СИЛКИН. 


Страницы: 1 2 3 4 5 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.