Сегодня 7 мая, вторник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
между альфой и омегой
между альфой и омегой
Голосов: 1
Адрес блога: http://fluffyduck2.livejournal.com/
Добавлен: 2016-06-09 03:20:20 блограйдером fluffyduck
 

Срочные традиции

2017-06-30 11:47:22 (читать в оригинале)

Наши традиции не ограничены сроком годности.

Но сроки за них иногда дают.



68.jpg



Сперва Мюнхен. Molotov–Ribbentrop Pact потом.

2017-06-30 10:25:59 (читать в оригинале)

Тему Пакта Молотова-Риббентропа ещё во времена перестройки подняли на щит прибалтийские борцы с "оккупантами". А в последнее время нездоровый интерес к теме довоенных советско-германских отношений проявляют щенэвмэрлики. Постят фото рукопожатия советских и германских генералов во время парадов на Красной площади в 1939-40 гг., "когда европейские демократии уже сражались с Третьим Рейхом", пишут что-то типа "деды дружили с нацистами., вот и поплатились за это" и прочая и прочая.

Вот таким должен быть "наш ответ Чемберлену":

86.jpg


Чекист (1992)

2017-06-30 08:15:03 (читать в оригинале)

Оригинал взят у m_jake в Чекист (1992)


От перестроечного кино в определенных кругах принято отмахиваться - мол, коварные либералы дорвались до власти и принялись злостно очернять великое прошлое, снимая клеветнические фильмы про советскую власть. Но с "Чекистом" Александра Рогожкина такой прием не работает.

Дело в том, что этот фильм является экранизацией повести вполне советского писателя Владимира Зазубрина, в свое время получившего лестные отзывы и от Ленина, и от Горького. В 1923 году автор решил выпустить повесть "Щепка", основанную на рассказах сотрудников ЧК - непосредственных участников и исполнителей "красного террора" в Сибири. Причем посыл в произведении был скорее про-советский, основная мысль сводилась к теме: "Сложно работать в ЧК: целый день людей стреляешь сотнями, пальцы на курок жать устают, нервы, опять же, шалят, некоторые спиваются - пожалейте тружеников и дайте им молоко за вредность". Под это же были подведены философские изыскания главного героя, которые в основном также сводились к тому, что истреблять людей просто за одну только принадлежность к социальному классу - это тяжкий труд и такая революционная необходимость. В итоге получилось слишком откровенное людоедство, в последний момент "Щепку" все же решили не публиковать и до массового читателя она дошла только в конце 80-х.

Для сценария же, впрочем, повесть была несколько переработана - мысли и галлюцинации главного героя остались в основном за кадром, а некоторые моменты были прямо-таки смягчены. Например, эпизод, где молодая девушка с огромными глазами перед расстрелом вдруг начинает просить о пощаде: "Товарищи, жить хочется!" - и даже у палачей появляется некая доля сомнения в необходимости расстрела (подаваемый режиссером в контексте "тоже люди, хоть и звери"), в книге выглядит гораздо жестче и однозначнее :

"Голая женщина уступила одетому мужчине. С дрожью в холеных ногах, тонких у щиколоток, ступала по теплой липкой слизи пола. Соломин вел ее осторожно, с лицом озабоченным.
Другая - высокая блондинка. Распущенными волосами прикрылась до колен. Глаза у нее синие. Брови густые, темные. Она совсем детским голосом и немного заикаясь:
— Если бы вы зн-н-ннали, товарищи... жить, жить как хочется...
И синевой глубокой на всех льет... Из кармана черный браунинг. И прямо между темных дуг бровей, в белый лоб никелированную пулю. Женщина всем телом осела вниз, вытянулась на полу. На лбу, на русых волосах змейкой закрутились кровавые кораллы. Полногрудая рядом без чувств. Над ней нагнулся Соломин и толстой пулей сорвал крышку черепа с пышной прической..."


То есть никаких сомнений у тружеников красного террора. И это - еще раз - текст, скорее оправдывающий работу чекистов, написанный скорее как апология их работы.

Но надо признать, что все же отступления от повести сделали фильм в некоторых моментах глубже и интереснее. Например, полная неспособность главного героя на сексуальную близость с женой видится мне прямой отсылкой к образу Ильи Бунчука из "Тихого Дона" (где имелся практически идентичный эпизод), а, например, сцена, когда палачи после казни принимают душ прямо в расстрельном подвале, встав на те же места, где незадолго до этого стояли их жертвы, полна символизма сразу на нескольких уровнях, не только как предчувствие будущего пожирания Революцией своих детей в годы "большого террора". Столь же символична эпизодическая героиня Нины Усатовой, постоянно моющая полы и протирающая стены - с одной стороны работники ЧК ее брезгливо обходят (хотя, казалось бы, вот он - тот самый народ, за счастье которого они сражаются), а с другой - могут и песни вместе затянуть, и в одном душе не постесняются мыться (намек, что все эти палачи - все же не "внешняя сила"), но могут и допросить (потому что никто не в безопасности).

В целом же, главным героем фильма является не столько чекист Срубов, медленно сходящий с ума и в итоге вставший "к стенке", но не в расстрельном подвале, а в сумасшедшем доме, а скорее машина террора сама по себе. Сначала революционная "тройка" штампует приговоры один за другим, особо не вникая в суть дела (вплоть до того, что герой Алексея Полуяна, позднее сыгравшего инфернального капитана Журова в "Грузе 200", в какой-то момент приговаривает к расстрелу сам себя, просто на автомате, когда его коллеги в шутку произносят его фамилию среди обвиняемых). Потом людей утомительно однообразно расстреливают - на экране проносятся множество самых разных человеческих историй, но финал везде один. После чего тела точно также методично и скучно достают из подвала и складывают в грузовики, чтобы увезти в неизвестном направлении. Из-за этого обилие обнаженной натуры уже почти сразу воспринимается без малейшего намека на эротику, скорее как мясо.

В итоге, конечно же, фильм оставляет довольно тягостное впечатление. Но, во-первых, не столь гнетущее, как, например, сборник "Красный террор глазами очевидцев", от которого нельзя отгородиться спасительной мыслью о художественных преувеличениях, а во-вторых, это тоже страница нашей истории, которую нужно знать и помнить.



В борьбе за ЭТО - воспоминания рождённых в СССР

2017-06-28 02:30:00 (читать в оригинале)

В моём советском детстве одними из самых ярких впечатлений были редкие поездки с родителями на Кузнечный рынок. Почему редкие? - Потому что там за одно посещение уходила примерно половина маминой зарплаты. Почему на Кузнечный рынок? - Потому что там покупалась снедь, отсутствовавшая в магазинах.

До рынка ехали на метро. Выход на станции "Владимирская", в вестибюле которой висит панно "Изобилие".

14.jpg

А спускались в метро на станции "Балтийская", в которой тоже имеется мозаичное панно:

17.jpg

"Анекдот Володи" из фильма "Черная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви":
Приходит мужик в Политбюро и спрашивает:
— Где ЭТО?
— Что «это»?
— Ну ЭТО!
— Что «это»?!
— Ну ЭТО: «И как один умрем в борьбе за ЭТО». Где ЭТО?!!

Когда первый раз смотрел фильм, в этом эпизоде сходу вспомнились оба панно из Ленинградского метрополитена - поставить их рядом - лучшей иллюстрации к анекдоту не придумаешь.

Снабжение торговой ленинградской розничной сети было намного хуже чем в Москве, но оно показалось мне почти изобилием, когда я побывал в гостях у двоюродной тётушки в Свердловской области.

Ниже - воспоминания жителей других регионов РСФСР.


Оригинал взят у konstantinus_a в Жирное молоко — только для Москвы

Живописные зарисовки из повседневного дневника гражданина с дубликатом бесценного груза в широких штанах, о быте прочих таких же граждан в эпоху наивысшего расцвета советского коммунистического проекта, за долго до всякого "предателя" Горбачёва, который, с точки зрения совпатриотической мифологии, якобы и довёл СССР до тотального дефицита и экономического краха в первые же месяцы своего правления, а до того все как сыр в масле катались.

Примерно так, в провинции и было; в Москве и Питере было гораздо лучше, в этом смысле при совдепе разница между столицами и провинцией была куда больше чем в 90-х и тем паче сейчас, впрочем тогда даже в столицах жили в целом куда хуже чем в современной провинции. Рассказ Дедкова в целом согласуется и с моими воспоминаниями.

Оригинал взят у maxfux
Костромской писатель Игорь Дедков с 1950-х по 1990-е вёл дневник жизненных наблюдений. Отдельные его впечатления — о дефиците еды в своём городе.

Игорь Александрович Дедков родился в Смоленске в 1934 году. Окончил в 1957 году факультет журналистики МГУ, но в Москве его не оставили, и он уехал работать и жить в Кострому. В 1970-е Дедков — зам. гл. редактора газеты «Северная правда», с 1976 года — ответственный секретарь Костромского отделения Союза журналистов.

Он вёл дневники с середины 1950-х. В 1992 году Дедков свёл их в единую книгу, но при жизни она не увидела свет. В 1994 году Дедков умер. Эти дневники вышли в нескольких номерах журнала «Новый мир» с 1996-го по 2003 год.

Мы публикуем небольшую часть (скачать дневник целиком) этих дневников, в которых Дедков фиксирует умирание продовольственного рынка в Костроме в 1970-е, о том, как в начале 1980-х децифит настигает и Москву.



29.12.76
Пенсионерам дают к Новому году талоны на мясо в домоуправлениях (1 кг на пенсионера). Впрочем, не талоны, а «приглашения». Получаешь «приглашение» и идёшь в магазин. Сегодня «Северная правда» отправила своих представителей в магазин, чтобы получить мясо (по 1 кг на работника). Именно так дают мясо трудовым коллективам. В магазине же сказали: берите тушу и рубите сами. Редакционные женщины возмутились и ушли. После телефонных переговоров с начальством мясо обещали завтра: и разрубленное, и высшего сорта. Сегодня жена Камазакова, член областного суда, целый день сама рубила мясо. Этому коллективу мясо выдали тушей. Рубили, взвешивали, торговали.

25.10.77
В эти дни повсюду по конторам собирают по 7-8 рублей (на колбасу и за курицу), чтобы можно было отметить 60-летие родного государства. Сам видел, как в отделе комплектования областной библиотеки среди стоп новых книг на полу лежали грудами куры и стоял густой запах. Все ходили и посмеивались. Такая пора: все ходят и посмеиваются.

В эти дни в магазинах нет туалетного мыла. Нет конфет. Само собой разумеется, нет мяса (на рынке в очередь — по четыре рубля за кг), нет колбасы, сала и прочего.

Виктор Б. уверял меня, что ливерная колбаса ныне переименована в «растительную» (58 и 60 копеек за килограмм). Сегодня впервые я попробовал пить кофейный напиток производства ростовского (ярославского). Состав: ячмень — 75 процентов, овёс — 15 процентов, рожь — 10 процентов. Пить можно, но действия никакого. Пахнет зерном.


22.11.77
И.Клеевицкий (начальник облкниготорга) рассказывал мне сегодня о том, как допекают его всякие начальники из-за книг. Как-то позвонил второй секретарь К.Суслов и попросил достать «пять Пикулей» (имеется в виду сборник исторических рассказов Пикуля). Когда же председатель облисполкома К.Донцов обнаружил, что когда-то, лет десять, а то и больше назад, он не выкупил какого-то тома какого-то издания, то дал Клеевицкому машину и отправил его в Москву на добывание недостающего тома. Клеевицкий сделал всё, что мог, но не добыл. А чтобы убедить Донцова в серьезности своих усилий, он привез официальный ответ от какого-то крупного книготоргового начальника, что достать этот том сейчас не представляется возможным. Клеевицкий жаловался, что все дела теперь приходится устраивать с помощью книг и преподносить книги строителям, автотранспортникам и т.д. Да и в Москву, сказал, приходится возить книги, чему я удивился.

2.12.77
На областном собрании физкультурного актива представители из районов говорили о том, что нельзя ждать никаких результатов от штангистов, потому что спортсмен в районе, даже в областном центре, не может поддерживать необходимый режим питания. Все запасы пищи, которые я привёз из Москвы, закончились; осталось немного корейки. Я понимаю, что всё это можно стерпеть. Когда Слава Сапогов огорчился, увидев в продаже только синие лампочки (у него уже в комнатах темно), я ему сказал: «А ты не огорчайся, ты смейся, потому что, может быть, так и было задумано».

Приближение праздника чувствуется во всём: несут елки, в пять вечера на улице выстраивается очередь за маслом, по конторам (служащим) продают мясо по килограмму, низшей категории. Значение пролетариата как авангарда сказывается в том, что рабочим выдают тот же килограмм, но двухрублёвый.

12.10.78
Сливочного масла нет.

В эти дни заканчиваются работы в колхозах и совхозах, в которых участвовали тысячи горожан. Никто и не думает этих людей просить. Звонок из райисполкома («примите телефонограмму») обязывает: такого-то числа поставить в такое-то хозяйство столько-то человек. Эта власть давно разучилась уважать своих граждан, она — бесцеремонна. Всякое непослушание, принимающее — даже невольно — политическую окраску, расценивается как худшая из разновидностей непослушания и нарушения порядков. И пьянство, и хулиганство, и прочее понимаются и воспринимаются (и наказываются также) много спокойнее и легче, чем инакомыслие.

26.10.78
В Кострому прибыли 25 молодых азербайджанцев-мелиораторов. Это нужно понимать так: братья азербайджанцы явились на помощь своим русским братьям. Теперь-то матушка-Россия будет спасена, навалятся дружно азербайджанцы, грузины, узбеки да туркмены, отмелиорируют её бедные земли на славу, и начнется новая жизнь. И уже в Сусанине строят, спешат ракетчики — отложив какие-то свои дела — 60-квартирный дом для азербайджанцев и тех, кто прикатит следом. А про азербайджанцев уже поговаривают, что они уже просят барашков и удивляются, почему это в Костроме буквально каждый день — мяса нет.

Галунина рассказывала, как ходила недавно в ресторан Берендеевка. Там обедала группа грузин; какая-то заехавшая в Кострому делегация, а не предприниматели с базара. И вот один из грузин, разговорившись с Аней, сказал, что у вас здесь нет достоинства. У вас нет того и другого, а вы делаете вид, что так и должно быть, что всё в порядке. У вас нет достоинства, повторил он и, уходя, сказал: «Подумайте об этом».


8.12.78
Москва в эти декабрьские дни наводнена приезжим народом. За мясом и колбасой огромные очереди. Даже выехать из Москвы трудно. Никогда не видел зимнюю Москву такой. Достали и до Москвы продовольственные нехватки. Самарская (из «Молодой гвардии») нимало не смущаясь сказала мне, что на одной из новых станций метро есть изображения городских гербов из т.н. Золотого кольца и что теперь москвичи говорят: это города, которые у нас кормятся. Принято решение раскрепить московских писателей по магазинам. Ради этого решено устроить приём в честь пятидесяти директоров гастрономов, и на правлении Литфонда обсуждали вопрос о выделении денег для преподнесения директорам книжных подарков.

Герой СоцТруда Буракова. Приехала она на областную партконференцию. Сначала рассказывала, как два вохомских председателя ездили в Голландию и как им там понравились условия сельской жизни.

Настроение у этой женщины было не очень веселое. Молока сырзаводу не хватает. Коровы стоят голодные. «Съездишь на ферму, потом полночи не спишь, всё эти коровы в глазах стоят». Они уже не способны принести приплод, настолько обессилены. Осенью вручную было выкошено около пяти тысяч га пшеницы, ячменя, овса, из тех, что не взяли комбайнами. Выкосили, сложили в копешки, и всё ушло под снег.

Люди пьянствуют; видела она и спящих пьяных доярок, свалившихся прямо на ферме. «Наверное, мы долго не проживём», — сказала она, и я даже не сразу понял, о чем это она. Оказалось: о войне.

С горечью рассказывала, как ездила в Одессу в связи с экспортом сыра на Кубу. Её поразило обилие и высокое качество товаров, отправляемых на Кубу, — масла, консервов, сыра и т. д. — и почему своим ничего не остается.

О нынешней ситуации в хозяйстве. Такие есть данные: в этом году уже пало крупного рогатого скота: 9886 — в совхозах, 6900 — в колхозах области. Теперь понятнее, почему директор сырзавода, вернувшись с ферм, долго не может заснуть. Она вспоминает, как дрались коровы из-за корма, и как сильные теснили слабых, и какой стоял рёв.

В обкомовском буфете клюква стоит три рубля килограмм. Это дороже заморских фруктов.

4.1.79
Сегодня в редакцию позвонил И.Иванов (зам. зав. отделом агитации и пропаганды обкома партии) и сказал, что необходимо выделить трёх человек на курсы трактористов.

15.9.79
В библиотеке мне сказали, что к сентябрю каждая сотрудница библиотеки уже тридцать раз ездила на работу в колхоз и неизвестно, когда поездки закончатся. Такое массовое привлечение людей к сельхозработам всех удивляет: прежде такого не было. А что будет дальше? — спрашивают себя люди.

21.5.80
Пучок редиски (пять штучек) стоит на базаре 50 копеек. Яблоки (там же) — четыре рубля. Шофёр из красносельской редакции возмущался по дороге этими ценами. Он хотел купить в Костроме селёдку, но не нашёл. Вёз в Красное (36 км от Костромы) спички, потому что со спичками перебои. Говорит, что масла и сыра в Красном нет, молоко бывает, но лучше всего снабжают водкой. У нас, в городе, опять нет масла, нет муки, крахмала, всё реже удается купить кефир, творога нет.


2.11.80
Из Демидкова перевезли в середине октября два мешка картошки; стало как-то полегче, какое-то время не придётся рыскать в поисках картошки: на базаре есть, да нужно приходить вовремя, а в магазинах — небывалое дело — нет. Когда приезжал Стасик, хотел купить коньяка, но не смог: нигде не было, да и водки не было; мрачные люди стояли у винных отделов, ждали привоза, а услышав, что где-то какое-то дешёвое винишко есть, подхватывались и устремлялись в указанном направлении. Было во всем этом что-то унизительное.

10.2.81
В зале горкома партии проходила встреча интеллигенции творческой с руководителями города.

Тома подала там вопрос о молоке. До каких пор, спросила она, в нашем городе будет продаваться молоко только пониженной жирности (1,4%)? Ответ был таков: молоко будет таким и впредь. В стране сделано исключение (жирность: 3,6%) для Москвы, Ленинграда, Киева и ещё нескольких городов. Разумеется, никто этому не удивился. Нас уже приучили к существованию привилегированных городов, пространств, слоёв и групп населения. Почему московские дети должны жить в лучших условиях, чем большинство их сверстников? Этот вопрос не возникает.

Теперь всё перевернулось: со всех маленьких станций, со всей России едут в большие города, но, не найдя и там колбасы, мяса, творога, а то и масла, устремляются в Москву.

2.1.82
В Москве — всюду толпы, очереди, кипение. Была последняя неделя декабря, и русская провинция брала свое. У одного из магазинов увидел толпу, перед толпой стоял грузовик, и какой–то мужчина с грузовика что–то кричал толпе, энергично потрясая руками. «Революция», — подумал я, но подошел поближе. Мужчина выкрикивал цифры по порядку: триста шестьдесят четыре, триста шестьдесят пять и т. д. Магазин назывался «Ковры». Если бы эту сцену снять кинокамерой и скрыть магазинную принадлежность здания, то всё это можно озвучить как уличный митинг. Столько страсти и благородного энтузиазма в том мужчине на грузовике!

И.А.Дедков - Дневник 1953-1994 (полностью)

  • Сны о колбасе

  • Вспоминая СССР

  • Взгляд из прошлого

  • Из воспоминаний советского грузчика

  • Бесплатный сыр советских квартир

  • Советская скука

  • СССР, который мы потеряли






"Прощай, немытая Россия" - подленькая мистификация, устроенная «белоленточниками» XIX столетия

2017-06-26 13:56:16 (читать в оригинале)

О том, что "Прощай, немытая Россия" - это dubia (произведение, предположительно приписываемое тому или иному автору) известно многим, но не всем, посему посчитал нелишним проинформировать тех, кто не в курсах.

16.jpg

Далее цитата отсюда:

Почти все наши соотечественники, родившиеся, выросшие и ходившие в школу в Советском Союзе, твердо помнят одно-единственное стихотворение Лермонтова — «Прощай, немытая Россия».
Стихотворение слабенькое, попахивающее какой-то либеральной гнильцой.

Почему «немытая»? Почему народ «предан» голубым мундирам? (Политкорректный «Word» бдительно подчеркивает слово «голубым»). От каких таких «пашей» собирается скрываться автор «за стеной Кавказа» (в Персии?). И почему у пашей всего один всевидящий глаз, хотя и много ушей? Стихи хоть и не вполне графоманские, но наводящие на мысль о графомане, старательно воспроизводящем ритм и стиль пушкинского «Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые…»

К тому же, как хорошо известно всем лермонтоведам и лермонтофилам, автографа этого восьмистишия в природе не существует. Что же есть? Есть публикации П.А. Висковатова и П.И. Бартенева. В письме Бартенева П.А. Ефремову 9 марта 1873 г. оно цитируется с пометкой «списано с подлинника». С какого подлинника? Неизвестно. В еще одном письме (к Н.В. Путяте) Бартенев конкретизирует: «с подлинника руки Лермонтова». А в 1887 г. П.А. Висковатов публикует бартеневскую версию в журнале «Русская старина» с «копирайтом» Михаила Юрьевича. Правда, вместо дурацких «пашей» у Висковатова стоит «вождей». Но это ведь уже конец восьмидесятых годов, призрак пролетарской революции маячит на горизонте и поощряет использовать соответствующий вокабуляр.


Лермонтоведы уже давно осторожно замечали, что профессиональный историк, археограф и библиограф Бартенев почему-то ничего не сообщил о том «автографе Лермонтова», на который охотно ссылался в письмах. Хотя и в те времена, и сейчас находка неизвестной рукописи великого поэта – не то событие, о котором можно просто забыть. Выходит, не мог ничего предъявить?

Нормальный въедливый литературовед по меньшей мере задумался бы, и уж наверняка принудил составителей хрестоматий писать в примечании «авторство приписывается Лермонтову». Однако рок, преследовавший Лермонтова, и в этом случае оказался сильнее рациональных соображений. Стихотворение, которое мог написать любой критически настроенный гимназист, вошло во все собрания сочинений и школьные учебники как несомненный «шедевр» Гения №2 Русской Литературы. И до сих пор его учат в школе, как канонические «стихи Лермонтова».

Более того — современные либералы, не стесняясь, используют имя юбиляра, чтобы «доказать», что они-то и есть настоящие патриоты, вот только понимают патриотизм «видимо, не так как некоторые». Это я цитирую знатного патриота Владимира Познера, который на «Эхе Москвы» ссылается на пресловутое восьмистишие, чтобы патетически воскликнуть: «Сегодня за такое стихотворение последовало бы обвинение в русофобстве. Это Лермонтов-то русофоб? Это смешно. Лермонтов – патриот, в самом прекрасном значении этого слова».

Ну, Лермонтов-то, конечно, патриот, вот только стихи, которые цитирует Познер, написал совсем другой человек.

В 2005 г. нижегородский философ А.А. Кутырева опубликовала статью «О патриотизме Лермонтова и об авторстве стихотворения «Прощай, немытая Россия», где убедительно доказала, что истинным автором пресловутого восьмистишия был известный в свое время пародист «Искры» (не той «Искры», из которой впоследствии разгорелось спалившее Российскую Империю пламя, а одноименного журнала, издававшегося в 60-е годы 19 века Степановым и Курочкиным) Д.Д. Минаев. Минаев был, по общему мнению, «виртуозом стиха», но в том смысле, в каком был им, скажем, покойный ведущий передачи «Вокруг Смеха» Александр Иванов. Проще говоря, Минаев был талантливым пародистом.

В полдневный жар на даче Безбородко
С «Беседой Русскою» лежал недвижно я.
Был полдень жгуч,
струился воздух кротко,
Баюкая меня…

Вот это – типичный Минаев. Он пародировал всех подряд. Пушкина, Фета, Майкова. Ну, и Лермонтова. Лермонтова – особенно.

«Бес мчится. Никаких помех
Не видит он в ночном эфире
На голубом его мундире
Сверкают звезды рангов всех…»

Это фрагмент «сатирической поэмы» Минаева «Демон». Уже по одному названию видно, что к Михаилу Юрьевичу пародист наш был неравнодушен. Но, кроме того, именно в «Демоне» присутствует «фирменная» метка Минаева – «голубой мундир».

Казалось бы, ну что тут особенного? Жандармы в России действительно носили красивые мундиры светло-синего сукна (и сюртуки, и шинели «по цвету мундиров») и при Лермонтове, и в годы, когда «творил» Минаев. Но когда Алексей Константинович Толстой называет жандармского офицера «лазоревый полковник», изящная деталь сразу же выдает «руку мастера», а когда автор «немытой России» уныло твердит про «голубые мундиры», становится ясно, что писал это ремесленник. Мастеровитый, бойкий, но ремесленник.

А самое обидное, что Михаил Юрьевич Лермонтов Россию по-настоящему любил, хотя и «странною любовью». К этой «странной любви» настойчиво апеллируют те, кому очень хотелось бы записать М.Ю. в когорту «внутреннего Запада». Мол, ну как же еще можно любить «эту страну», если не «странною любовью»? Однако Лермонтов имел в виду совсем не то, чего бы хотелось познерам. В «Родине» нет ни намека на Катулловское «Odi et amo». Ничего он не ненавидит. Он всего лишь не чувствует какой-то особой привязанности к великой и кровавой истории России.

Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Это, впрочем, вполне понятно. Он был из другого мира. Он, дальний потомок Томаса Лермонта из Эрсилдуна, возлюбленного королевы эльфов, чувствовал себя в России оторванным от корней.

Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?

На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.

На древней стене их наследственный щит
И заржавленный меч их висит.
Я стал бы летать над мечом и щитом,
И смахнул бы я пыль с них крылом;

И арфы шотландской струну бы задел,
И по сводам бы звук полетел;
Внимаем одним, и одним пробуждён,
Как раздался, так смолкнул бы он.

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.
Меж мной и холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.

Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой…
О! зачем я не ворон степной?..

Может быть, в этом и кроется разгадка. Может быть, именно из-за этого ощущения «чуждости», неукорененности в русской почве, Лермонтов и не был принят русским коллективным бессознательным как безоговорочно свой. Пушкин — свой, невзирая на арапских предков и экзотическую внешность. А Лермонтов – неуловимо не свой. Иной.

Но из того, что Лермонтов кажется реинкарнацией шотландского барда, недоуменно озирающегося по сторонам на балу, где вокруг него скользят по навощенному паркету шелестящие кринолином дамы и бравые усачи-офицеры совсем из другой эпохи, вовсе не следует, что он питал к России те чувства, которые приписывают ему либералы. Между мрачным желанием черной птицей скользить меж руин родового замка и плохо скрываемым отвращением к «немытой России» — дистанция огромного размера. Подленькая мистификация, устроенная «белоленточниками» XIX столетия, превращает одинокого гения в какого-то озлобленного разночинца, мелкотравчатого оппозиционера. И это куда печальнее, чем переименование площадей и станций метрополитена.



Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»
Изменения рейтинга
Категория «Авто/Мото»
Взлеты Топ 5
+265
299
MicheL1102
+238
257
Темы_дня
+230
258
Bisdiv.com
+220
259
Дневник
+177
284
Пофигист
Падения Топ 5


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.