Сегодня 7 мая, вторник ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
между альфой и омегой
между альфой и омегой
Голосов: 1
Адрес блога: http://fluffyduck2.livejournal.com/
Добавлен: 2016-06-09 03:20:20 блограйдером fluffyduck
 

Слышали деды, война началася....

2017-08-14 07:00:08 (читать в оригинале)

Вчера в Гатчине прошла реконструкция Брусиловского прорыва.

Фронтовая наступательная операция Юго-Западного фронта Русской армии под командованием генерала А.А. Брусилова во время Первой мировой войны, проведённая 22 мая — 7 сентября (по старому стилю) 1916 года. Это было крупнейшее сражение Первой мировой войны по суммарным потерям. Австро-Венгрия и Германия потеряли более 1,5 миллиона убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Потери войск Юго-Западного составили около 500 тыс. солдат и офицеров.

На реконструкции Брусиловского прорыва 13.08.2017

Брусиловский прорыв был уникальной для того времени операцией, в которой массированный удар по оборонительным линиям противника наносился не в одном, а сразу в нескольких направлениях.

В результате Брусиловского прорыва фронты продвинулись от 80 до 120 км вглубь территории противника. Русские войска заняли почти всю Волынь, почти всю Буковину и часть Галиции.


IMG_3281.JPG
"австрияки"

Брусиловский прорыв был одной из летних наступательных операцией Антанты 1916 года - через две недели началось знаменитое сражение на Сомме, в котором принимали участие войска Русского экспедиционного корпуса во Франции. Поэтому гатчинская реконструкция состояла из двух частей: "Брусиловский прорыв" и "Битва на Сомме".

IMG_3294.JPG
"Британцы" сражались под звуки шотландской волынки.

Реконструкция была проведена на хорошем уровне: пехота была усилена кавалерией в три лошадиные силы и даже броневичком "Остин"

IMG_3293.JPG

Фестиваль был проведён Региональной общественной организацией всесторонней помощи ветеранам, инвалидам, участникам боевых действий, военно-патриотического воспитания молодежи «Пересвет», Региональным благотворительным фондом Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, при содействии Проекта «Военные летописи», РОО «Эпоха» на субсидию Российского Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь»

IMG_3291.JPG

IMG_3283.JPG

Ну и какой полноценный рекунструкторский фестиваль обойдётся без солдатской песни?

IMG_3286.JPG
"Мы смело в бой пойдём за Русь Святую..."






Напротив студии Учителя вывесили баннер с изображением Николая II

2017-08-13 13:56:29 (читать в оригинале)

В Санкт-Петербурге напротив студии А. Учителя на Крюковом Канале, 12 вывесили баннер с изображением императора Николая II с надписью: "За веру, царя и Отечество! Учитель, руки прочь от русского царя!".


41.png

Депутат Госдумы Виталий Милонов обратился к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой не допускать показа «Матильды» в Петербурге. «Эффект Матильды» идеологически очень опасен и вреден, — заявил Милонов. — Сейчас он вносит очень серьезный раскол в общество. Те, кто еще полгода назад называли себя соратниками, теперь находятся по разные стороны баррикад».

В беседе с «Комсомольской правдой — Санкт-Петербург» Милонов предположил, что «Матильда» может стать ударом для «крымского консенсуса», используя тему свободы творчества.



Оборотни Великой Войны: Алексеев, Рузский, Брусилов и другие.

2017-08-13 03:15:15 (читать в оригинале)

Оригинал взят у brodaga_2 в Оборотни Великой Войны: Алексеев, Рузский, Брусилов и другие.
Революция 1917 года не была подавлена лишь по одной причине. Многие царские генералы совершили факт государственной измены и вместо исполнения приказа на подавление восстания свергли царя, встав на сторону взбунтовавшихся либералов.
«Герои» нашего рассказа долгое время работали под маской патриотов, желая завоевать расположение императора и предали его лишь в последний момент, единовременно и единогласно.

Доску позора открывает начальник Главного Штаба Генерал Алексеев

h_1308171713_734127daf3

Именно он блокировал своевременное поступление информации о событиях в Петербурге Николаю II. Именно он пытался остановить Николая II от решительных мер по наведению порядка в бунтующей столице.

Генерал находился в разработке царских спецслужб, но расследование не было завершено вовремя. Вплоть до рокового часа Николай II считал Алексеева другом и надежным подданным.

Показания директора Департамента Полиции А.Т. Васильева:

«Гучков, Милюков и Родзянко несомненно старались привлечь командование, прежде всего генералов Рузского и Алексеева, на сторону Думы. Незадолго до этого я заметил, что часть переписки не проходит через почту, а пересылается с помощью специальных почтальонов и потому мне недоступна. Но, хотя мне приходилось довольствоваться только тщательно скрытыми намёками в письмах, которые удавалось получить, но и их оказалось достаточно, чтобы дать представление о вероломной деятельности всей компании»

Позже было перехвачено донесение английского разведчика Брюса Локкарта в Лондон от 21 декабря 1916 г. со словами Г.Е. Львова о совместном обеде прошлым вечером наедине с М.В. Алексеевым, который сказал: «Император не изменится. Нам надо менять Императора» [А.Б. Давидсон «Февраль 1917 года. Политическая жизнь Петрограда глазами союзников» // «Новая и новейшая история», 2007, №1].

Интересным является также сохранившиеся донесение капитана Малейси от 8 апреля 1917 г. , которое сохранилось в архиве А. Тома:

«Франции нужно всемерно противиться расчленению России, к чему тайно стремится Англия ради своего доминирования».

«Цель Англии весьма проста – прежде всего разгромить Германию, но с одновременным уменьшением влияния России во имя обеспечения собственного мирового господства. Англия сражается с центральными державами, дальновидно подготовляя элементы урегулирования, ведя двойную игру».

«менее открыто, но эффективно действовал ген. Алексеев по договоренности с большинством генералов, в том числе с Рузским и Брусиловым».

«Алексеев уже давно контактировал с Гучковым, втайне содействуя всем своим авторитетом в армии ходу последующих событий».

«Видным организатором выступил британский посол сэр Дж. Бьюкенен, верховодивший всем заодно с Гучковым. В дни революции русские агенты на английской службе пачками раздавали рубли солдатам, побуждая их нацепить красные кокарды. Я могу назвать номера домов в тех кварталах Петрограда, где размещались агенты, а поблизости должны были проходить запасные солдаты».

Англия «перешла на сторону революции и её спровоцировала. Лорд Мильнер во время пребывания в Петрограде, это вполне установленный факт, решительно подталкивал Гучкова к революции, а после его отъезда английский посол превратился, если можно так выразиться, в суфлёра драмы и ни на минуту не покидал кулис» [«Революция глазами второго бюро» (публ. О.Ф. Соловьёва) // «Свободная мысль», 1997, №9, с.103-104].

Именно генерал Алексеев арестовал царя 8 марта 1917 года.


Следующим по масштабу предательства становится генерал Рузский. Начальник Северного Фронта

Именно он зарекомендовал себя как верный и надежный подданный. Когда началась революция именно к нему прибыл император в надежде на верность вверенных ему войск Северного Фронта.

Несмотря на созданную иллюзию верности, Рузский оказался изменником.

Прибывший к нему царский поезд окружили, от царского имени отправили ряд телеграмм, Рузский публично нарушил клятву на верность императору. Там же, на станции Дно под Псковом, было симулировано отречение.

Николай, поняв, что его предали, попытался заручиться поддержкой других генералов, но Рузский и Алексеев угрозами и шантажом вынудили и других генералов присоединиться к заговору.


Генерал Брусилов.

Измена царю и желание угодить большевикам свили вокруг Брусилова тот самый ореол славы, которым он окутан до сих пор.

Да, надо признать, он был не плохим руководителем, но заслуги его мягко скажем крайне сильно преувеличены.

В историю Брусилов вошел как командующий «единственной успешной» для России военной операции Первой Мировой — Брусиловского Прорыва.

Здесь несколько поправочек.

1) Брусиловский прорыв — одна из 16 победоносных для Русской Армии операций и уж ни как не единственная.

2) Сам по себе «Брусиловский Прорыв» в действительности более Николаевский, чем Брусиловскийю

Почему то совершенно забыто, что план начальника Генерального Штаба генерала М.В. Алексеева предусматривал широкий охватывающий удар по противнику силами всех фронтов, за исключением фронта Брусилова. Именно решением Николая II было сделано ровно наоборот. Всем фронтам было приказано обороняться и только Брусилов получил приказ наступать. Величайшая наступательная операция должна называться Николаевским прорывом, а не Брусиловским. Принятие этого личного решения, идущего вопреки плану Генштаба, как не трудно догадаться требовало решительности именно с Николаевской стороны.

Причем разработка операции, вплоть до деталей была поручена талантливому но скромному артиллеристу генералу М.В. Ханжину.

Участие Брусилова в «Брусиловском» прорыве было незначительным.

Именно поэтому, когда после проведения операции, Брусилов подкатил к Николаю II с проектом собственного награждения Георгиевским Крестом II степени, а также Георгиевским Оружием с бриллиантами,  Николай не понял. Совершенно не жадный на награды Николай II, награду Георгиевским Крестом отклонил, ходя оружие с бриллиантами все же выдал.

Истинный разработчик конкретного плана «Брусиловского» прорыва — генерал-майор Ханжин ни о каком награждении не просил, но Николай, командовавший прорывом, его не только наградил Георгиевским оружием, но и повысил до генерал-лейтенанта. Но все это осталось в тени липовых советских «историков»

Вообще военная «карьера» (если то что было у Брусилова можно так назвать) довольно странная.

Все должности, вплоть до генерал-майора включительно он получил резвясь с лошадками… Это не шутка. Он служил учителем верховой езды. Втеревшись в доверие к любителю лошадей князю Николаю Николаевичу, никогда ни чем предварительно не командуя, Брусилов получил вторую гвардейскую дивизию. Через короткий срок он уже командовал корпусом.

Отличительной чертой Брусилова было постоянное умение «подкрашиваться». В момент февральской революции  1917 года Бурсилов конечно-же примкнул к либералам, которые ему предложили должность главнокомандующего. Когда либералы стали терять власть, он без зазрений совести переметнулся к Троцкому.

Сохранились данные о том, как это бывший царский генерал, который клялся на верность Царю, носился перед солдатами с красной тряпкой и кричал «Я вождь революционной армии», но солдаты прогоняли его по свист и хохот.

Источник: П.В. Мультатули «Господь да благословит решение мое…»…Император Николай II во главе действующей армии и заговор генералов» (СПб.: Сатисъ, 2002).


Изучая подлые натуры оборотней великой войны: изменников и предателей, клявшихся царю в верности не понимаешь, как же Николай II мог держать их около себя… Но историческая факт состоит в том, что проявили себя эти изменники лишь в момент потрясений. Все образованные, все выполняли приказы и имели отличные репутации. Единственное, в чем можно их было упрекнуть, так это в безграничной гордости. Эта черта связывала их всех, но в общении с императором они это качество конечно не проявляли…

«С весны по осень 1916 года окончательно складывается заговор с целью устранения Царя, подготавливаемый левыми партиями и масонскими ложами. Военная масонская ложа, куда (как потом выяснилось) входил начальник Верховного штаба Алексеев, бывший военный министр Поливанов, главнокомандующий армиями Северо-Западного и Северного фронтов Рузский, член Государственной Думы Гучков и целый ряд других высокопоставленных лиц, разработала план, согласно которому предполагалось заставить Царя отречься» — указывал историк Олег Платонов.

Эти оборотни были не только нравственно падшими людьми, но еще и рабами своего рода секты, о которой говорит Платонов.

В той или иной степени в заговор вошли все командиры фронтов.

Все командующие фронтами, в роковой момент 2 марта 1917 года изменили Родине и Николаю II.

Их имена:


  • Алексеев (Начальник Главного Штаба)

  • Эверт А. Е. (Западный фронт),

  • Брусилов А. А. (Юго-Западный фронт),

  • Сахаров В. В. (Румынский фронт),

  • Рузский  (Северный фронт)

  • Непенин А. И. (Балтийский флот)

Не встал на сторону заговорщиков, но и не встал на защиту царя адмирал Колчак, командующий Черноморским Флотом.

На этих людях лежит вина предательства.  Позже эти люди, кроме Брусилова, поймут что натворили и уйдут в белое движение, но ни кого из них там не ждало удачи.

Их ждали нелепыте смерти…


  • Сахаров в 1920 расстрелян «зелеными» близ Карасубазара в Крыму.

  • Нелепин уже в 1917 убит в порту пьяным матросом

  • Рузский в 1918 году убит кинжалом на кладбище в Есентуках

  • Алексеев в 1918 умер от внезапного воспаления легких

Источник http://nick2.ru



"Матильда" не историческая клубничка, а подстрекательство новой революционной смуты.

2017-08-12 00:35:46 (читать в оригинале)

66.jpg

Оригинал взят у lina_seregina в "Матильда" не историческая клубничка, а подстрекательство новой революционной смуты.
Оригинал взят у holmogor в "Матильда" не историческая клубничка, а подстрекательство новой революционной смуты.
Раз и навсегда развернуто высказался про "Матильду".

https://um.plus/2017/08/09/matil-da-i-kassandra/

Лев Гумилев в свое время говорил, что после Наполеона никакой истории нет. Есть пропаганда. За прошедшие десятилетия граница, быть может, чуть сдвинулась. Но вот всё, что после Крымской войны – это по прежнему пропаганда. И всерьез ссылаться на право художника вольно обращаться с историей не приходится. «Матильда» не исторический, не костюмно-исторический, не фэнтезийно-исторический фильм. Перед нами пропаганда, как пропагандой является любой фильм о Ленине, Сталине, Гитлере или Черчилле. Как пропагандой британского патриотизма эпохи «брэкзита» является нашумевший «Дюнкерк».

Пропагандой чего является «Матильда»? Пропагандой замшелого антимонархического мифа, буйное цветение которого в мозгах российского общества привело к падению русской монархии в 1917 году и погружению России в кровавый ад революционной смуты, гражданского братоубийства, раскулачивания и террора. Перед нами, пожалуй, один из самых кровавых мифов в истории – «Распутин спал с царицей», «императрица – шпионка Вильгельма», «царь-тряпка», «николашка кровавый» и прочее были пулеметными лентами, которые в последовавшие за свержением монархии 40 лет убили миллионы людей, в том числе немало и самих пропагандистов этих мифов.

Царефобия привела от екатеринбургского подвала к Бутовскому полигону с той же четкостью, с какой нацизм от «ночи длинных ножей» перешел к Дахау. Представим себе, что современный германский режиссер снимает фильм из жизни еврейской банкирской семьи в Германии 1920-х годов. Герои подкупают чиновников, наживаются на крови и поте немецких пролетариев, предаются безудержному разврату, плюют на кресты и т.д. Очевидно, что каждый здравомыслящий человек увидит в подобном произведении неонацистскую пропаганду. И реакция будет довольно жесткой.

Мы здесь наблюдаем инверсию грязного мифа про царицу и Распутина. Хвататься за него было бы сегодня, после всестороннего исследования историками данного вопроса, попросту рискованно для режиссера. И тогда он решился придумать «Распутина в юбке».

Но цель осталась та же самая – выставить последних русских государей – Александра III и Николая II, последовательно придерживавшихся национальных, консервативных, русофильских убеждений и, при этом, работавших над индустриализацией и модернизацией страны, как шутов гороховых, развратников, трусов, идиотов и интриганов. А тем самым – оправдать смуту 1917 года, подогнать аргументы «вот поэтому народ их и сверг». Перед нами новая инкарнация того самого царефобского мифа, который закончился кровавым детоубийством в Екатеринбурге.

Все танцы с Матильдой – это не поиск гламурной квазиисторической клубнички, а пропаганда революции и разрушения исторической России.

И, разумеется, трудно не увидеть здесь подстрекательства новой смуты, так как от оценки событий 1917 года напрямую зависит готовность их повторить.

Речь идет не об историческом кино, а о подстрекательстве смуты.



Ликбез и грамотность в СССР

2017-08-10 13:56:47 (читать в оригинале)

Оригинал взят у tutchev в Ликбез и грамотность в СССР
Эта статья была подготовлена мной лет пять назад для Википедии, но до сих пор не была опубликована там из-за возникших дискуссий со сторонниками «официальной» советской версии. Теперь публикую её здесь.
Частично материалы данной статьи имеются в действующей статье Википедии «Ликбез», но есть и существенные отличия (которые и вызвали дискуссии в Википедии).

ГРАМОТНОСТЬ В ЦАРСКОЙ РОССИИ к 1917 году.

Подробно я писал об этом в отдельной статье «Грамотность и образование в царской России» (здесь в ЖЖ и на Проза.ру) – здесь коротко суммирую основные данные.
Оценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914-1915 гг году достаточно сильно разнятся: от 35-38 % к 1915 году[108][109] до 43% в 1917, но применительно только к европейской части собственно России, исключая детей, не достигших 10 лет[18]. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год).[110] По данным исследования Института этнологии и антропологии РАН под руководством д.и.н., профессора М. М. Громыко[111] реальная грамотность крестьян была заметно выше данных официальной статистики, поскольку многие (особенно старообрядцы) не считали нужным записывать при обследованиях свою грамотность, и по ряду других причин [112](c.59-60). Отмечается также, что тяга крестьян к грамоте, интерес к книгам и периодическим изданиям постоянно росли[113], особенно быстро после 1906 года [114].
Развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. В течение 1908-1915 гг. кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 - на 6 900 000 р., в 1909 - на 6 000 000 р., в 1910 - на 10 000 000 р., в 1911 - на 7 000 000р., в 1912 - на 9 000 000 р., в 1913 - на 10 000 000 р., в 1914 - на 3 000 000 р., в 1915 - на 3 000 000 р.[115](с.144) - как видно, кредит на нужды начального образования увеличивался даже во время ПМВ. Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года[39]. Тем не менее, уровень грамотности взрослого населения и развитие школьного образования в регионах с преимущественно инородческим населением (особенно в Средней Азии) к 1917 году был еще очень низок.
По состоянию на 1914 г. в разных уездах и городах РИ (всего в РИ было 441 уездных земств): «осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство» [116](с.146) (то есть более чем в 10% земств). Там же указано также, что в 1914 году 88% земств осуществляли (переход) к всеобщему образованию по согласованию с МНП, причем "62% земств предстояло менее 5 лет до всеобщего обучения, 30% - от 5 до 10 лет, и лишь в 8% - свыше 10 лет". Ожидалось, что всеобщее начальное образование на территории европейской России будет достигнуто между 1919 и 1925 годами (более чем в 90% земств всеобщее обучение могло быть введено к 1924 году).
Имевшие место в России в 1896-1917 гг неуклонный рост грамотности населения, быстрый рост числа начальных и средних школ и учащихся (см. Грамотность), средних и высших учебных заведений и числа студентов, а также техников, инженеров, специалистов во всех областях хозяйства и учёных ( см. Образование в Российской империи), – эти процессы, лишь замедлившиеся в годы Первой мировой войны[117][118](с.59) прервались и обрушились в годы Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов.[119][120][121](с. 71)[122](с.803).



32.jpg

НАЧАЛО и ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА ЛИКБЕЗА

Одну из главных проблем, вследствие Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов, представляли беспризорники. По разным данным, в 1921-1923 гг их было от 4.5 до 9 миллионов[123].[72]. Число неграмотных постоянно пополнялось за счёт беспризорных подростков.
Практические шаги к решению проблемы возраставшей при большевиках безграмотности (как среди взрослых, так и, особенно, среди детей и подростков) начались в 1920 году. В 1920 Совет народных комиссаров принимает декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имеют обязательный характер. Она образуется для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и будет в 1920—1930 руководить обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский[124].
1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).
14 августа 1923 вышел декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности», дополняющий декрет от 26 декабря и устанавливающий количество инструктивных школ 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных). Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность».
27 января 1921 года была создана «Деткомиссия ВЦИК» (Комиссия по улучшению жизни детей) во главе с Феликсом Дзержинским. Главным, после обеспечения жилья, мероприятием, осуществляемым в ходе борьбы с беспризорностью, стало обучение беспризорников грамоте. Помимо Наркомата просвещения этими проблемами занимались и общественные организации, в т.ч. «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям». В 1925 году в СССР была создана общественная организация «Друзья детей»[125]. К началу 1928 года по всему СССР насчитывалось около 300 тысяч беспризорных[72], но в начале 1930-х гг их число вновь возросло, и говорилось о 2-2.5 миллионах беспризорниках.[126](с.928), появившихся вследствие нового массового голода («голодомора») начала 1930-х годов . Только 31 мая 1935 года в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» было заявлено, что массовая беспризорность в стране ликвидирована. В ходе борьбы с беспризорностью, сочетающейся с одновременным обучением детей грамоте, а затем и другим дисциплинам, проявился талант крупнейшего советского педагога А. С. Макаренко, автора «Педагогической поэмы».
Большой проблемой в 1920-х гг. как для развития школьного образования, так и для организации ликвидации безграмотности была катастрофическая нехватка средств. Д.Сапрыкин пишет: «По самым оптимистичным оценкам при Советской власти в середине 20-х годов «образовательные» статьи расходов в советских бюджетах составляли около 3% и в абсолютных цифрах упали более чем в 10 раз по сравнению с дореволюционным».[127]

ЛИКПУНКТЫ И ШКОЛЫ ГРАМОТНОСТИ

Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.
Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.
Качество общеобразовательной подготовки в 1920-е и в начале 1930-х гг, в условиях ликбеза, было гораздо ниже, чем в дореволюционной России – обучение часто проводили культармейцы, не имевшие специального педагогического образования. [128]. Задачу ликвидации неграмотности формально упрощало то, что для ее решения не требовались кадры, обладающие специальными познаниями в сфере образования (квалифицированные учителя); считалось, что грамоте могли обучать и те, кто сам был просто грамотен. Фактически об этом говорилось в п. 3 Декрета Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (от 26 декабря 1919 ): «Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны...»[129] В 1921 г. во всех школьных и воспитательных учреждениях насчитывалось 351 тыс. преподавателей — в основном в начальной школе (высшее и неоконченное высшее образование из них имели 7,5%, среднее — 62%, специальную педагогическую подготовку имели лишь 12% против 51,5% в 1915 г.)[130](Глава3, ч.1.).
Численность учащихся, достигнутая в Российской империи к 1917 году, была восстановлена в СССР только к 1930 году [77]. 25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Как считалось в СССР, полностью оно было закончено в 1934 году. Но профессиональных учителей при этом по прежнему сильно не хватало. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», наряду с некоторыми льготами, были предусмотрены ограничения в их перемещении и свободе выбора места работы – эти вопросы решали местные исполкомы, а не сами учителя. Еще и в 1932 году на педагогическую работу были мобилизованы 20 тыс. комсомольцев. [131]

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ЛИКБЕЗА

В 1920—1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание — под названием «Долой неграмотность» — включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению — «Мы — не рабы, рабы — не мы», а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта. Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).
В 1925/26 уч.г. в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты: идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.

ИТОГИ ЛИКБЕЗА

Всего в 1917—27 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень (от начала введения Ликбеза в 1920 г.) был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920г (Народное образование по основному обследованию 1920г)[132] в школах учились всего около 7.3 миллионов учеников (в школах первой ступени - 6 860 328 детей, и в школах второй ступени - 399 825), причем школы в европейской части советской России посещали менее 59% детей в возрасте 8-12 лет (старше 12 лет - еще и много меньше).
В годы нэпа темпы снижения неграмотности также были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 г. занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. — соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе — 88,6 и 73,9 %, в селе — 67,3 и 35,4 %).
В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтенных школах грамоты — 10 млн.
Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтенных школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 1937 года

Тем не менее, по переписи населения 1937 года в целом по СССР четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. 30 % женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали. [133][134][135]. «Усилия советской власти по борьбе с безграмотностью позволили только отчасти преодолеть последствия гражданской войны, в частности, массовой детской беспризорности, бывшей в России невиданным до того явлением»[136](с.60).
Полностью преодолеть все негативные последствия Гражданской войны и беспризорничества 1920-х и начала 1930-х гг., а также огромные потери высоко образованных людей царской России, выключенных из общественной и социальной жизни через ограничения их прав («лишенцы»), «чистки» и репрессии 1920-х и начала 1930-х гг. в сфере образования удалось в СССР лишь после восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны. Тогда же, с начала 1950-х гг., была окончательно выстроена действительно эффективная и одна из лучших в мире система образования, как школьная, так и высшая. Тем не менее, по данным Российской педагогической энциклопедии[137](статья «Грамотность»):
"В конце 30-х годов достигнут уровень грамотности населения свыше 80 %. Ликвидация массовой неграмотности в СССР завершена после Великой Отечественной войны. Процесс становления полной грамотности завершался в конце 60-х и в 70-е годы: удельный вес лиц с образованием ниже законченного начального (в том числе и лиц без образования) составлял среди населения СССР в возрасте 10 лет и старше в 1959—32,9%, в 1970 — 22,4%, в 1979 — 11,3%".


ЛИТЕРАТУРА и ПРИМЕЧАНИЯ

108. ; В. А. Мельянцев "Россия за три века: экономический рост в контексте мирового развития"
109. ; Примечание: в некоторых источниках приводятся и более низкие оценки, но они сомнительны. Так А.И.Уткин в своей книге "Первая мировая война". М.:Алгоритм, 2001 в разделе "Экономический подъем России"(Уткин. ПМВ Глава 1) приводит цифру 30%, но в той же главе в разделе "Позиция противостояния с Германией" он пишет: "В России лишь 20% населения были грамотными". А в главе 2 читаем: "Слабые стороны русской армии обнаружились довольно быстро. Прежде всего они отражали факт бедности основной массы населения России, неграмотность половины ее населения" (Уткин ПМВ, Глава 2) - так 20%, или 30%, или 50% были грамотными? Соответственно, 80%, или 70%, или 50% были неграмотными? В шестой главе А.И.Уткин пишет о "трех четвертях неграмотного населения" (к 1917 году). - Вероятно, заслуженно уважаемый автор просто не изучал вопрос грамотности в РИ, поскольку для его книги этот вопрос был на периферии его внимания
110. ; Malevsky—Malevitch P. Russia. USSR. Complete handbook. Publisher: William Farquhar Payson, 1933.
111. ; Громыко М.М. Мир русской деревни. М. "Молодая гвардия", 1991
112. ; Громыко М.М. Мир русской деревни. М. "Молодая гвардия", 1991
113. ; Громыко М.М. Мир русской деревни. М. "Молодая гвардия", 1991
114. ; «Вестник Псковского губернского земства» № 12 от 27 марта 1916 г.
115. ; Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 - Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» - Т.28 - стр. 123-149
116. ; Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 - Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» - Т.28 - стр. 123-149
117. ; НЭС. Петроград: изд-во бывшее Брокгауз-Эфрон, 1916. Т.28, Начальное образование. с. 123-149
118. ; Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009
119. ; Культурное строительство СССР. Статистический сборник. / М.-Л.: Госпланиздат. 1940. С. 39, таблица 1
120. ; Труды ЦСУ, т.12, выпуск 1, Народное образование по основному обследованию 1920 года (на 1 ноября 1920 года) . М.: 1922. С. 10-14
121. ; Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009
122. ; История России. Век XX. 1894-1939\\ под ред. А.Б.Зубова. М.: АСТ-Астрель, 2010
123. ; Рожков А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134.
124. ; Что такое ЛикБез? — LikBez.by — ликвидация безграмотности — Белорусский книжный интернет магазин
125. ; Общество «Друзья Детей» // Бурят-Монгольская правда. № 261 (653) 13 ноября 1925 года. стр.6
126. ; История России. Век XX. 1894-1939\\ под ред. А.Б.Зубова. М.: АСТ-Астрель, 2010
127. ; Конечно, в дальнейшем в абсолютных цифрах расходы на образование в СССР быстро росли, но, как отмечает тот же Д.Сапрыкин, «доли в 8-9% от имперского бюджета и в 15-17% от консолидированного бюджета, имевшие место накануне Первой мировой войны никогда не достигались ни в СССР, ни в Российской Федерации» [Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009, с.71].
128. ; Павлова Л. В. Ликвидация неграмотности взрослого населения. 1897-1939 гг.: На материалах Оренбуржья (автореферат канд. ист. Наук). Оренбург, 2006 215 с. РГБ ОД, 61:06-7/628.
129. ; Ковалевский М.А. Льготы сельских учителей в жилищно-коммунальной сфере: историко-правовой и конституционно-правовой аспекты // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 2. 2007. С. 128–165.
130. ; Волков С.В. Интеллектуальный слой в советском обществе
131. ; Ковалевский М.А. Льготы сельских учителей в жилищно-коммунальной сфере: историко-правовой и конституционно-правовой аспекты // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 2. 2007. С. 128–165.
132. ; Труды ЦСУ, т.12, вып.1, М., 1922, (стр.11-12)
133. ; Перепись населения 1937 года: вымыслы и правда. А.Г. Волков. – Перепись населения СССР 1937 года. История и материалы. /Экспресс-информация. Серия "История статистики". Выпуск 3-5 (часть II). М., 1990
134. ; Всесоюзная перепись населения 1937 г. М.: изд-во ИРИ РАН, 1991
135. ; Поляков Ю.А., Жиромская В.Б., Киселев И.Н., Полвека под грифом "секретно. – М.: Наука, 1996
136. ; Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009
137. ; Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993





Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»
Изменения рейтинга
Категория «Авто/Мото»
Взлеты Топ 5
+265
299
MicheL1102
+238
257
Темы_дня
+230
258
Bisdiv.com
+220
259
Дневник
+177
284
Пофигист
Падения Топ 5


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.