Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная /
Каталог блоговCтраница блогера --АлёнкА--/Записи в блоге |
СКАЗАНИЕ О ПОЯВЛЕНИИ РОДА ВОРОНА
2014-02-28 16:09:04 (читать в оригинале)Ну, тогда слушай и запоминай, - откинулся на оленью шкуру сказитель. — Эта легенда самая древняя из всех наших преданий. Ей много не веков, а тысяч лет! Она повествует о временах, когда люди не жили ни родами, ни племенами. В ту далёкую эпоху население Земли предпочитало жить в больших красивых городах. Люди тогда умели как птицы летать, поэтому дорог не строили. Они летали даже на далёкие видимые и невидимые звёзды.
То, что рассказывал Николай Константинович, меня буквально сразило! Легенда говорила о времени прошлой погибшей цивилизации прямым открытым текстом.
А между тем старый хант продолжал:
В ту далёкую эпоху на Земле жило три великих народа. Один народ был белый, один - чёрный и один - красный. Самыми многочисленными и сильными являлись люди с белой кожей. Но жили эти люди в разных местах. Часть из них построила свои города на севере под звездой Торума. Они называли себя народом зимы. Другие люди с белой кожей предпочитали жить на юге. Их города и их столица располагались на огромной земле, которую окружали большие тёплые воды. Они называли себя людьми лета. Правили и тем, и другим народами, по-нашему, великие «отыры», по-русски - цари. Помогали им в этом звёздные огненные шаманы. Долгое время оба и зимний, и летний народы дружили друг с другом. Ничто не могло разрушить их дружбу. Люди зимы на своих небесных собаках, а летние люди на крылатых конях уносились на промысел в далёкие звёздные урманы. Все звёзды на небе принадлежали тем людям. На одних звёздах они вели промысел зверя, на других добывали себе небесную рыбу. Шли годы. У отыра-царя зимнего народа появилось пятеро детей. Четверо сыновей и одна красавица-дочь. У царя летнего народа два сына. Со временем дети царей стали, как и их отцы, дружить друг с другом. И всё было бы хорошо, если б не встретил в своих звёздных странствиях
царь летнего народа духа зла. Прикинулся дух Нижнего мира другом отыру и стал его убеждать, что несправедлив к царству людей лета правитель зимнего народа. Что владеет он многими звёздами, которые должны быть во владении южного народа. Поверил духу зла царь. Прилетел он к себе на Землю и рассказал обо всём своему главному шаману. Стал убеждать он шамана, что прав его небесный друг в отношении людей севера. Понял шаман, что обманул дух Нижнего мира его правителя, но сколько ни убеждал его в этом, убедить так и не смог. Замыслил вероломный отыр отнять часть звёздных владений у царя северного народа. Перестал он есть, спать, стал думать, как это сделать. И вот, когда владыка севера вернулся из своих далёких звёздных урманов и лёг, чтобы отдохнуть, пожаловал к нему отыр юга. Разбудил он спящего, и сказал: - «Зачем тебе Вечерняя звезда, мой друг, подари её моему народу. Она ближе к Солнцу, поэтому по справедливости должна принадлежать летнему племени, - так и быть, возьми её себе, - согласился спросонок отыр севера. - Но у меня есть к тебе ещё одна просьба, - не унимался царь южного народа. - Отдай мне три звезды небесного лося. Они всё равно тебе не нужны. Ты знаешь, твои люди там почти не бывают. - Ладно, - согласился в полусне царь зимнего народа. - Я согласен, только дай мне отдохнуть. - Но у меня есть ещё одна просьба к тебе, - снова стал будить своего друга отыр людей лета. - Подари мне как другу ещё и Красную звезду! От последних слов правителя юга окончательно проснулся царь севера. - Почему я тебе её должен дарить, дружище? - посмотрел он на него. - Ведь это же несправедливо! Красная звезда холодная. Она далеко стоит от Солнца, к тому же на ней, как ты знаешь, живёт моя любимая дочь со своим мужем... Нет, я тебе не могу подарить Красную звезду! Выслушав молча отказ о передаче летнему народу красной звезды, отыр юга сел на своих крылатых коней и улетел к себе в столицу. Долго не находил он себе покоя, возмущённый отказом, потом вышел на площадь своего города и приказал разжечь большой костёр войны. Попытался отговорить своего вождя от глупой идеи великий шаман, но усилия его оказались напрасными. И, когда костёр войны разгорелся, вошёл в него в знак протеста шаман и сгорел на глазах своего правителя. Видя уход своего великого шамана и советника к предкам, ещё пуще разгневался на царя севера владыка юга. В гневе он схватил из костра войны самую большую головню и бросил её на Красную звезду. Превратилась в костёр Красная звезда. Сгорели в пламени и дочь, и зять отыра зимнего народа. В ужасе смотрел на погибающий небесный мир царь севера. Горько заплакал он, видя, что произошло. Позвал он тогда своих сыновей и сказал им, чтобы готовились они к великой битве. И началось великое сражение между зимним народом и летним. Битва шла не только на Земле, но и на небесах, даже на Луне и на многих звёздах. Осыпали отыры друг друга из своих волшебных луков огненными стрелами, падали стрелы, сравнивая с землёй горы. Дрожала земля и стонала от огня и пламени. Наконец кончились стрелы у царей-воинов. И тогда сели на свои небесные колесницы люди юга, а на летающие нарты властители севера и устремились с конями и пальмами навстречу друг другу. Началась новая битва на небесах. Встретились в сражении друг с другом цари двух народов. Горели ненавистью их глаза, крепко сжимали они в своих руках смертоносное оружие. - Зачем ты убил мою любимую дочь? - спросил отыр зимнего племени своего противника. - Она не сделал тебе ничего дурного? - За то, что ты не отдал мне Красную звезду! - ответил его противник. Сошлись отыры в рукопашной схватке. Но перегрызли небесные собаки крылатым лошадям глотки. И полетела колесница царя юга кувырком на землю. Видя свою гибель, стал звать на помощь духа Нижнего мира поверженный отыр. Но не пришёл к нему дух раздора. Он только посмеялся над глупым царём. И тогда проклял владыка летнего народа своего противника. Упала на землю колесница. Удар был такой силы, что потрескалась земля и погрузилась на дно Великой воды. Так погибло царство летнего народа. Опустилось воинство севера на свою землю и увидело, что от проклятия южного царя стала она погружаться на дно холодного моря. Грусть охватила победителей. Не порадовались они своей победе. И тогда решено было покинуть Землю и переселиться на звёзды. Но когда подошли они к своим небесным нартам, то увидели, что у их звёздных собак Номи Торум отнял крылья. Решил Великий дух не отпускать с земли людей зимы. Не захотел он север своих владений оставлять без присмотра. И тогда созвал владыка и победитель отыр людей зимы народное собрание. И объявил на нём, что надо уходить с гибнущей родины на юг. Туда, где стоят покрытые лесами горы и зеленеют степи. Сам же он решил остаться на земле предков. Стали собираться люди зимы в дальнюю дорогу, стали запрягать в нарты бескрылых, бывших звёздных своих собак и домашних оленей.
А почему ты назвал при встрече моего Халзана звёздной собакой? - остановил я рассказчика.
Потому что потомком тех собак он и является, - просто сказал шаман. - Он чёрный с белой мордой и с жёлтыми бровями. Чёрный цвет - фон ночного неба, а жёлтые брови - память о звёздных предках. Отняв крылья, Торум оставил на мордах у северных собак в форме бровей жёлтые звёзды.
Прости, что тебя перебил, слишком много я ещё не знаю.
Ничего, слушай дальше, - улыбнулся рассказчик. - Позвал к себе своих сыновей царь зимнего народа и наказал старшему идти до конца земли на юг. Второму сыну вести своих людей на восток, третьему сыну найти край земли на западе. А четвертому сыну после его, отца, погребения отправиться на поиски старшего брата. Со слезами на глазах покинули свою родину люди севера. Со слезами прощались со своим отцом уходящие в неведомое сыновья. А на Земле продолжали гореть леса, свирепствовали грозные ураганы, за облаками на несколько лет исчезло Солнце. Не успел зимний народ покинуть свою гибнущую родину, как на неё обрушились сильные холода. Наступающие на землю воды очень скоро превратились в лёд. Но на этом льду продолжали жить те, кто не хотел покидать свою землю. То были потомки четвёртого сына, ушедшего к предкам вождя севера. Они не пошли на поиски своих откочевавших на юг родственников. Те люди приспособились жить на льду и на голых мёртвых скалах северных островов. Их было совсем немного. Но они отличались выносливостью и силой. Как известно из всех живых существ самым выносливым является полярная птица - ворон. Поэтому люди, оставшиеся на севере, избрали себе имя людей Ворона. Так и возник мой род.
Несколько минут хант молчал, потом добавил:
Прошли тысячи лет, Геша, и на севере стало теплее. Климат изменился, начали таять вечные полярные льды. Только новое наводнение заставило уйти на юг последних обитателей севера. Род Ворона переселился на новую родину не так давно. По легендам, три тысячи лет назад, а может, и позднее. Но Вороны не ушли в степь, а остались жить в тундре и урманах. Здесь они и повстречались сначала с самоедами, а позднее с хантами. Это вороны научили самоедов оленеводству, немного погодя, и хантов с вогулами. Хантов род Ворона научил строить большие лодки. Хетагур - ханты больших лодок учились плавать по рекам у Воронов, Геша. И железо научили добывать хантов и самоедов тоже Вороны. Теперь ты понял, почему я назвал тебя одним из нас, несмотря на то, что ты русский? Корень у нас один. И не только у нас с тобой, но и у всех людей с белой кожей и серыми или даже карими глазами... Все мы потомки одного великого северного зимнего племени.
Хотя и говорим на разных языках, - закончил я за ханта повествование. - Скажи мне, - через несколько минут спросил я шамана, - только ли сюда, в Западную Сибирь, откочевали люди рода Ворона? Что об этом говорят ваши предания?
Меньше всего Воронов ушло на Ямал, больше половины их откочевало совсем в другую сторону. На восток людей ушло больше, чем на юг.
Вот откуда появились люди Ворона у юкагиров, чукчей и особенно, индейцев таннаков на Аляске, - подумал я вслух. - И везде Вороны учили народы, идущие на север, своей уникальной арктической культуре. Об этом рассказывают даже эскимосские легенды. По ним туниты и научили предков инуитов шить арктическую одежду и охотиться на морского зверя.
Совсем как мы хантов, - улыбнулся Николай Константинович.
«Вот оно что, значит, в глубине души ты до сих пор считаешь себя
другим?» - подумал я про себя.
Да считаю, - прочёл мои мысли шаман. - И все мы так считали, потому с хантами особо и не смешивались. Другое дело с русскими...
В печке, стоящей в центре чума, горел огонь. Отсветы его через щели падали на берестяную покрышку и на развешенную по стенам утварь. За стенкой жилища стояла тихая сентябрьская ночь. Николай Константинович мирно спал на своём месте. Но мне не спалось. То, что я услышал от ханта, было выше всех моих ожиданий.
«Вот почему хранитель так берёг своих чёрных с подпалинами и белыми масками собак! А ведь он мне говорил, что они самые древние лайки в мире. Что эта порода наша русская, пришедшая в современное время из погибшей Орианы. Но я тогда ничего из сказанного не осознал. А сам миф! В нём отражена гибель земной цивилизации на Луне, Марсе и где-то ещё, чего мы не знаем. И земная катастрофа. Опускание на дно континентов. Коротенькая небольшая сказка, а охватывает буквально всё. Кратко, сжато и предельно точно. Интересно, сколько еЩё знает этот спящий по ту сторону печки старик? Последний из ро- Да Ворона!»
Очевидно, чувствуя, что мне никак не удаётся уснуть, Николай Константинович проснулся, посмотрел в мою сторону и, запалив керосинку, спросил:
Никак не можешь уснуть? Что тебе мешает, Геша?
У тебя тепло и уютно. А не могу уснуть я от того, что услышал. Ты рассказал мне потрясающую быль. Платон и тот не смог выдать миру того, что ты только что мне передал. Это похлеще предания «о гибели мира», которое поведал Лисак Павлович.
Обе были дополняют друг друга. То, что рассказал я, создавалась на севере, она очень древняя. Вторая быль сложилась в этих краях. Но время у них одно. Правда, взгляд на одни и те же события с разных сторон. Но чтобы тебя немного отвлечь, я скажу тебе вот что: ты про Сорни Най слышал?
Конечно, - кивнул я.
Знаешь, как её из-за Камня на Енисей перевезли?
В общих чертах.
Это хорошо, что в общих чертах. Сейчас будешь знать конкретно, - засмеялся шаман. - Статую золотой богини здесь в Сибири от берегов Иртыша до Курейки на востоке перевозили люди рода Ворона. В частности, этим занимался прапрадед того, кого ты перед собой видишь... Он со своими людьми и остался на Енисее как один из хранителей путей.
А кто управлял всей этой операцией? - поинтересовался я.
Один из потомков древнего северного великого шамана, который увёл народ на юг вместе с сынами царя севера.
Только теперь до меня дошло, почему ханты спасали в Сибири Сорни Най до самого Енисея.
И даже дальше, - налил себе чаю Николай Константинович.
Вот так по крупицам всё разрозненное и, на первый взгляд, необъяснимое, наконец сложилось в моём сознании в целостное и вполне понятное. Ханты рода Ворона, потомки последних ориан-гипербореев, помня о своём великом прошлом, помогли русским жрецам- хранителям укрыть от жадных христианских ищеек золотое изображение богини любви. А между тем Николай Константинович продолжал:
Некоторое время тайное капище Сорни Най находилось неподалёку отсюда на речке Орт-Ягуне. Это потом богиню перенесли на Вах. Тогда, когда на месте древнего города «железных людей» христиане стали строить первый Сургут.
Я хочу, Николай Константинович, увидеть на Торум-Ягуне Шаманскую гору и те места, где когда-то жили пришельцы с севера, - прервал я старого ханта. - Хочется посмотреть на озеро Пикуто и на пирамиды в вершине реки.
Всё это я тебе покажу, может, не сразу, но обязательно покажу, - посмотрел на меня шаман рода Воронов. - Ты всё увидишь, но этого мало. Ты должен найти потомков северного народа среди русских. Они ещё сохранились. Вот кто тебе покажет древние дороги и крепости, да и стародавние времена они помнят лучше, чем мы, вороны.
Скажи на милость, - пожал я плечами. - Где же мне их искать? Русские на севере не живут как вы юртами. Они предпочитают жить в городах и больших посёлках. А там, известное дело, со всех сторон влияние другого времени.
Всё это так, - грустно улыбнулся хант. - Но ты забыл про кержацкие скиты. - А они до сих пор стоят и на земле самоедов и на земле хантов. И с теми, и с другими кержаки живут дружно, не чествуют они христиан и коммунистов. На Тазу и Пуре они подобно ненцам разводят оленей и на Оби, Казыме и других больших реках, как и мы, рыбачат.
Но насколько я знаю, кержаки тоже христиане, только старообрядцы или раскольники, - возразил я шаману.
Верно, часть из них такая, как те, что пришли в Сибирь с запада из-за Камня, ты их сразу поймёшь: у них в скитах полно икон, и они двумя пальцами крестятся, - поднял руку с двумя сложенными пальцами шаман. - Тебе же надо отыскать других кержаков, о которых в посёлках говорят: «Живут в лесу и молятся колесу». Их мало, но они до сих пор встречаются. Когда-то мой род с такими людьми дружил. Они жили недалеко от юрт Рускинских здесь на Торум-Ягуне. Потому до сих пор и зовугся эти юрты Рус-скинскими, то есть - русскими.
А потом куда они делись? - поинтересовался я.
Когда на наши земли нахлынули нефтяники, они ушли на Казым, где нет буровых и можно разводить оленя, - погрустнел Николай Константинович. - И нас они звали с собой...
Неужели они эти странные кержаки, и на самом деле молятся колесу? - отвлёк я своим вопросом ханта от грустных мыслей.
Не колесу они поклоняются, а духу Солнца, - ответил мне шаман. - Солнце же представляют в виде колеса.
«Неужто, и вправду, до сих пор в Сибири живы ведические русские?» - невольно подумал я.
Живы-живы, - прочёл мои мысли Николай Константинович. - Только их мало, но они ещё живы, это род Ворона вымер...
Так как же мне их отыскать? - развёл я руками.
Меня же нашёл?
Благодаря Лисаку Павловичу, - напомнил я.
Вот и я тебе помогу, главное, что у тебя есть желание, - закончил разговор шаман.
Георгий Сидоров, книга 3, глава 31.
Древняя легенда эвенков. (голубоглазый народ эндри)
2014-02-23 10:17:54 (читать в оригинале)Поздно вечером ко мне пришла сестрёнка Коли, ученица восьмого класса - Лиля. Она жила у своего дяди по матери и старалась окончить школу не в интернате, а рядом с родными. Девочка сообщила мне, что только что в Центральный на оленях приехала её бабушка. И что она, старая шаманка, желает меня видеть. Но так, чтобы никто не знал о нашей с ней встрече.
Где бабушке Нюше удобнее, туда я и приду, - сказал я Лиле.
Ходить не надо, - улыбнулась девочка. - Лучше чай поставь. Часа через два, когда посёлок уснёт, мы с ней придём.
Я обрадованно кивнул.
Через два часа, как и говорила Лиля, в дверь тихо постучали.
Да, да, входите! - сказал я, идя навстречу гостям.
Первой в открытую дверь вошла Лиля, за ней её бабушка. Когда я взглянул на старую шаманку, то обомлел: на ней был зимний праздничный национальный костюм. Орнаментированный женский нагрудник переливался бисером! Аккуратно сшитая оленья кырняжка и капор были украшены белыми и чёрными костяными и роговыми украшениями. Высокие новые, сшитые из голубого оленьего камуса че- колмы на подошве красовались ещё не вытертой оленьей щеткой! Сама старушка оказалась ниже своей внучки почти на голову. Маленькая и щупленькая, но полная какого-то особенного национального достоинства. Её цепкие карие глаза скользнули по моей фигуре и упёрлись в точку чуть выше моих бровей. Секунду старушка молчала, потом, ответив на приветствие, начала снимать с себя верхнюю одежду. Я помог гостям раздеться и пригласил их к столу. На нём были все, какие я только смог отыскать у себя яства: свежий хлеб, жаренные с яйцами макароны, нарезанный на ломтики кусок отварной лосятины. К чаю я поставил заветную банку мёда и тарелку с налитой в неё сгущёнкой. Когда гости уселись за стол, бабушка Нюра сказала:
Я не кушать к тебе пришла, лючи - друг моего народа. А рассказать тебе великую тайну этой вот земли. Наверное, здесь на Кети и Сы- ме только я знаю её... Этим, - показала она на свою внучку, - уже ничего не надо. Только курить да пить! Да ещё на себя тряпки разные вешать, как в телевизоре. Давай, бери бумагу и запиши, что я скажу тебе.
Но меня интересует исчезновение и смерть...
Твоего друга? - перебила меня эвенкийка. - О том сам догадаешься, когда меня выслушаешь. Поэтому не перебивай, а запоминай. Может, когда-нибудь тебе это всё понадобится. И меня добром помянешь.
Я принёс чистую тетрадь, карандаш и, раскрыв её, стал слушать.
Тунгусы народ древний, - начала своё повествование сказительница. - Когда-то нас было много, как звёзд на небе. Но то, о чём я говорю, было давно. Очень давно. Ещё до великого горя.
А что вы имеете в виду, говоря о великом горе? - посмотрел я на сказительницу.
Время страшного несчастья - время гибели мира! Легенды говорят, что качалась земля, с неба падали звёзды и всё вокруг горело. А потом исчезло на несколько лет Солнце, и наступили великие холода. Тогда весь народ тунгусов и вымер. А те, что уцелели, пошли с мёртвой земли искать землю живую. Сказания шаманов повествуют, что в те далёкие времена наши предки жили далеко на юге, и на север они пришли, чтобы спастись от голодной смерти и от преследующих их врагов. Несколько столетий жили предки эвенков - орочёны на Большой реке, которую называют теперь Амуром, а потом, попросив разрешение, двинулись к Сибирскому морю Ламе. На Ламе орочёнов стали называть ламутам.
А у кого вы спросили разрешение перейти Амур? Насколько я знаю, Сибирь несколько тысяч лет тому назад была незаселённым краем.
Это в твоих дурацких книгах так написано, а ты, лючи, им веришь! Верить надо тому, что помнят предки, а не писанине, - показала шаманка корявым пальцем на полку с книгами. - Когда орочёны переходили Амур, здесь, в Сибири, было большое царство!
Царство? - опешил я. Мне показалось, что старушка спятила.
Да, Геша, царство голубоглазого и русоволосого сильного народа эндри. Эндри на реку Амур пришли после Великой Беды откуда-то с севера. Предания говорят, что у них там тоже было царство, но его поглотили наступившие холодные воды.
Шаманка несла какую-то чепуху, но я, чтобы не обидеть гостью, сделал вид, что ей верю.
Я тебе рассказываю про царство эндри, чтобы ты знал, что Сибирь никогда не принадлежала ни остякам, ни дяндри-кетам, ни юра- кам, ни одулам. Все эти народы пришли с юга и эндри дали им место и научили жить на севере. Раньше всех в Сибири появились маленькие чури. Предания рассказывают, что они очень давно жили по берегам северного Ламы, но с приходом туда юраков ушли под землю.
«Вот, началось, - подумал я, - чуть что, сразу же под землю, и концы в воду! Несёт какую-то несуразицу».
А между тем бабушка, закрыв глаза, продолжала:
Все пришедшие с юга роды были малочисленны. Если бы эндри не пустили их под своё покровительство, южные враги их бы всех убили. Предания шаманов повествуют, что темнолицые злые народы охотились на предков эвенков и одулов как на дичь. Они ели человеческое мясо. И не будь сильных эндри, пришли бы и в Сибирь. Ты должен знать, Геша, что предки эвенков во времена великого кочевья знали только собак. Разводить оленей они не умели. Жили только охотой. И поэтому часто голодали. Хорошими оленеводами были белоглазые эндри. Это они подарили ламутам оленей и научили их разводить. Научили эндри оленеводству и предков юраков. Ты видел, какие у нас большие и сильные олени? Почти такие, как лоси! Неужели ты думаешь, что эвенки смогли вывести такую породу? Мы умеем ухаживать за оленями, пасти их, охранять от волков, но и только. Говорят, что на востоке у тунгусов олени ещё больше наших. Но это все равно одна порода. Предания рассказывают, что и запорному рыболовству эндри научили наших предков. В древности ловить рыбу они не умели. Стреляли её из луков, но разве это рыбалка?
То, что рассказывала старая шаманка, меня стало почему-то захватывать. И я её спросил:
Расскажите, что сохранили ваши легенды об этих самых эндри? Кто они были такие?
Я же тебе сказала, что они пришли с севера, люди сильные и добрые. С белой кожей, светловолосые... Такие же, как ты.
А как они жили? - задал я вопрос.
Легенды шаманов говорят, что жили эндри по берегам рек. На высоких ярах строили себе большие города. Дома делали из брёвен с печами, разводили на юге, там, где нет беломошников, коров и лошадей, а севернее лосей и оленей.
Как лосей? - удивился я.
Не знаю, - пожала плечами старушка. - Об этом надо спрашивать предков. Они всё знали. Если легенды говорят, что у эндри были домашние лоси, значит, так и было. В некоторых сказаниях и не такое рассказывается, - на секунду задумалась шаманка.
Что же? - не удержался я.
То, что эндри держали ещё и волосатых эндриков...
Кого, кого? - не понял я.
По-вашему - мамунтов, - невозмутимо ответила эвенка. - Само название «эндри» так и понимается, племя, разводящее мамунтов. Или мамунтовый народ.
«Может, поэтому столько мамонтовых костей и находят учёные на палеолитических стоянках в Сибири, - невольно подумал я. - Если мамонты были ручными, то это многое объясняет».
Летом эндри любили передвигаться по воде на лодках, - продолжала свой рассказ сказительница. - Зимой на лошадях и оленях. Эндри и показали свои дороги нашим далёким предкам и научили ими пользоваться. Их кочевые дороги пересекали всю Сибирь с юга на север и с востока на запад. Пользуясь ими, ламуты и стали расселяться по необжитым местам Севера. Без таких дорог никуда бы наши предки не ушли. Так бы и крутились на месте, где есть дичь и корм для оленей. Часть тунгусов по горным тропам ушла от Ламы на восток. Их и сейчас называют ламутами. Другая часть - на север и запад. Знаешь, как появились на Сыму, Вахе, Тыму и Кети эвенки? - хитро улыбнулась бабушка.
Откуда же мне это знать? - покосился я на неё.
После зимних аргишей с реки Иньзя-Енисея они ходили на пермскую пушную ярмарку.
Что?! - не поверил я своим ушам. - Так ведь это же минимум пара тысяч километров! Такое невозможно!
Просто так, напрямую через урманы - нет! Но по старинной кочевой дороге эвенки в Пермь на своих оленях ходили... Эта дорога начиналась с Чуньки, за рекой Иньзя шла Ваховскими борами, потом борами Салыма и так до Камня. Везде корм оленям, везде сплошные ягельники. Иногда, правда, если весна приходила ранняя, то вернуться не успевали и до тёплой воды приходилось жить с оленями либо на Вахе, либо на Сыму. Потом переправлялись на лодках, олени - вплавь.
То, что поведала старая шаманка, в голове у меня никак не хотело укладываться. Я смотрел на неё и думал: «Сидит, плетёт, что попало и разыгрывает меня... Но, с другой стороны, зачем ей это? Похоже, всё- таки говорит правду...»
Со временем эвенки с Катанги решили переселиться на Вах и Сым. Тем более, места уже были знакомые. Так и сделали...
Но на Сыму и Вахе жили остяки? - заметил я.
С нандри и дяндри началась война, - кивнула головой старушка.
С кетами и селькупами, - пояснила Лиля.
И что же?
Эвенки оказались сильнее... Но то произошло совсем недавно, Царские люди запретили воевать...
Потом, подождав несколько минут, поев моих разносолов и попив чаю, шаманка сказала:
Твой друг, Геша, потерялся как раз на такой вот кочевой дороге. Только эта дорога проложена эндри на север. На берега Ледяной Ламы. Она также идёт сплошными беломошными борами и болотами... Начинается она где-то с берегов Ингары.
Так эвенки называют Чулым, - объяснила Лиля.
Но почему он пропал? Почему исчез Юрий Петрович, как будто растворился? - задал я мучающий меня вопрос.
Потому, что вошёл в место входа в наш мир духов. Он оказался на шаманском месте. Там, где когда-то общался с духами великий шаман эндри.
А почему он все-таки вернулся? Духи его не приняли? - снова задал я вопрос.
Его вернул назад шаман, - спокойно ответила, попивая горячий чай, бабушка. - Вернул вблизи избушки. И ему надо было не бежать, куда попало сломя голову, а зайти в зимовьё, растопить печь и дожидаться вас.
А медведь? Почему на него налетел тот злобный амикан? Есть здесь какая-то связь? - посмотрел я на свою гостью.
Есть, конечно, - вздохнула она. - Будь у Юрия Петровича с головой всё в порядке, он был бы жив. Но твой друг не перенёс того, что увидел. Сказалось современное воспитание. И духи решили его убить.
Но ведь это же жестоко! Почему так?
Ты думаешь, для Юрия лучше было бы оказаться в сумасшедшем доме? Кто бы ему поверил в его россказни об увиденном? Не жестокость, однако, а наоборот... Если бы он дождался вас и вы бы его успокоили или, наконец, привезли бы его ко мне, всё было бы, наверное, хорошо. Но у твоего друга оказались слишком слабые нервы... И потом, у него был долг. И он его должен был отдать.
Что ещё за долг? - спросил я недоверчиво старушку.
Плохое отношение к амиканам. Стрелял их ради удовольствия... - закончила своё объяснение шаманка.
Постойте! С ваших слов получается, что шаман эндри жив?! Эти загадочные эндри где-то в тайге живут?
Основная их часть много веков назад откочевала далеко на юг. А потом, говорят, ушла на запад, - первый раз посмотрев на меня, улыбнулась шаманка. - Но многие семьи того народа остались. Они управляли племенами Сибири вплоть до прихода сюда из-за Камня лючи, - поднялась из-за стола сказительница.
Всё, нам пора, - сказала Лиля, помогая своей бабушке одеться. - Спасибо за чай!
Спасибо вам за повествование! - растерянно пробурчал я. - Я столько от вас узнал!
Запомни, - перед уходом посмотрела на меня шаманка, - по берегам рек, здесь на Кети, на Сыму, на Вахе, Оби и Енисее и дальше на восток, вплоть до Великой Ламы, стоят сотни брошенных городов. Городов ушедшего на юг великого народа. Не мы, эвенки, и не якуты хозяева этой земли. Все мы на ней гости. Только гости, которых когда-то пустили сюда пожить. Подлинные хозяева Сибири вы, лючи - прямые потомки великих эндри. Но вы об этом ничего не знаете!
Когда эвенки ушли, я никак не мог поверить в то, что услышал. Сотни городов! Дороги! Прирученные лоси и мамонты! И до сих пор живущие среди лесов ведические жрецы! Сказка, да и только! Но что- то подсказывало, что я прикоснулся к истине. К тому бесценному знанию, которое почему-то тщательно скрывается от русского народа. То, о чём поведала старая шаманка, из моей головы никак не выходило. Властелины севера, легендарные русоволосые эндри? Люди, некогда приручившие лосей и мамонтов! Кто они? Припомнились однажды увиденные мною Ленские писанницы. На них были изображены погонщики, сидящие на громадных лосях, и бегущие за мамонтами охотники. Может, писанницы рассказывают о жизни эндри? По словам шаманки, о русских людях, некогда живших в Сибири? А может, и не русских, но всё равно, людей белой расы.
«Интересно, - думал я, - сохранились древние кочевые дороги эндри в наши дни или нет? Вот бы побывать на одной из них и своими глазами убедиться, что всё, о чём я услышал, - правда. Но скорее всего, кочевые дороги давным-давно заросли лесом. А если за ними кто-то ухаживает? Например, на севере селькупы и ненцы, южнее те же эвенки или кеты? Хотя вряд ли. Слишком много прошло времени. Древняя традиция, наверняка, прервалась. Но тогда почему шаманка определила, что Юрий Петрович потерялся как раз на одной из таких дорог? И потом, старушка рассказала об оставленных жителями сотнях северных городов. Что это за города? Где они? Я ни разу их не видел».
И мне опять захотелось встретиться со старой эвенкийкой.
Сидоров Георгий, книга 3, глава 20.
Шар абажур из ниток
2014-02-14 12:39:40 (читать в оригинале)Это цитата сообщения Amensa Оригинальное сообщение
| СВОИМИ РУКАМИ | МАСТЕР КЛАСС | КЛАССИЧЕСКАЯ ЭЛЕГАНТНОСТЬ АБАЖУРА |
• Такие ажурные и простые в своем великолепии Абажуры и Новогдние шары,сделать очень легко,быстро и просто !
• МАСТЕР КЛАСС • АБАЖУР •
• Для каркаса будущего абажура вам понадобится воздушный шарик любого размера :
• Так же это может быть мяч или любой предмет, подходящий по форме.
- Нитки.
-Желательно хлопковые да потолще :
• Цвет ниток зависит только от вашей фантазии и желания.
- Картофельный крахмал.
- Вазелин
• Нужно сварить крахмал и положить туда пряжу, чтобы она пропиталась.
• Обмазываем обильно шар вазелином, чтобы пряжа не приклеилась к нему в процессе высыхания.
•. Начинаем обматывать шар нитками в хаотичном порядке.
Надуваем шарик, если берем его за основу, или берем мяч и рисуем на нем окружность, на которой ниток не должно быть. На этом месте будет патрон, лампочка, провода.
• После того, как обмотали, нужно подождать около 48 часов, пока это все высохнет и можно лопать шарик иголкой или сдувать мяч.
• Абажур готов !
Осталось лишь вставить лампочку и патрон.
• Можно попробовать на то место, где шарик будет прокалываться, наклеить небольшой кусочек скотча, и прокалывать через него.
Тогда шарик будет сдуваться медленно...
• И делать и вырезать снежинки,вообще,любые поделки,- большое удовольствие,особенно вместе с нашими детьми !
• Абажур из пластиковой бутылки-супер • Волшебные Снежинки ! • Новаторские схемы нежнейших снежинок • Чарующие снежинки в технике квиллинг
• УДАЧИ ВАМ И ВСЕХ БЛАГ ! •
А у нас снег сошёл!
2014-02-11 14:41:05 (читать в оригинале)Потеплело! +15 будут ли ещё морозы?
1.
Наш дом :-) - новая серия фотографий в фотоальбоме
2014-02-10 12:54:17 (читать в оригинале)Фотографии Искательница_истины : Наш дом :-)
Категория «IT»
Взлеты Топ 5
+646 |
670 |
Remi_Etien_Le_Bo |
+628 |
671 |
Темы_дня |
+606 |
617 |
ClericDade |
+578 |
618 |
OnepaTop |
+544 |
583 |
wishmaster-moscow |
Падения Топ 5
-1 |
38 |
Elephant_Talk |
-1 |
299 |
Блог Мэтра |
-1 |
9 |
Markup |
-1 |
35 |
Русский Ubuntu Linux |
-5 |
28 |
Заметки Servisnika о компьютерном железеЗаметки Servisnika о ком |
Популярные за сутки
Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.