![]() ![]() ![]()
Какой рейтинг вас больше интересует?
|
Главная /
Каталог блоговCтраница блогера IRIS/Записи в блоге |
![]() |
|
Анна Ахматова. Воспоминания и случаи .
2013-03-28 19:20:13 (читать в оригинале)Это цитата сообщения Юрий-Киев Оригинальное сообщение
"Жизнь её была прекрасной и трагической. Мифология о ней — красочна и парадоксальна. В печально знаменитом докладе 16 августа 1946 года Жданов сказал об Ахматовой:«Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой». Слова эти до сих пор воспринимаются как хамский выпад безграмотного партийного идеолога."
Анна Андреевна высоко ценила юмор, сама любила пошутить, склонна была «к едкой ироничной шутке, к острому слову…» (Чуковский). Ахматова считала юмор очень существенной частью европейской культуры, в отличие от восточной. Она могла находить смешные черты во многом, что казалось скучным или даже страшным. «Я вам ещё не ставила пластинку про Бальмонта?.. про Достоевского?... про паровозные искры?» – дальше следовал блестящий короткий этюд, живой анекдот наподобие пушкинских Table-talk, с афоризмом, рассказывал А. Найман. Бывало,говаривала своим ученикам в литературном кружке (по воспоминаниям В. Берестова): «Не смейтесь, я Ахматова, а не Чаплин! Не смейтесь.Посмотрите в литературную энциклопедию, я трагический поэт. Мне свойственен пессимизм и упадничество». Вообще, хоть грусть и «была наиболее характерным выражением лица Ахматовой, даже когда она улыбалась, – как писал художник Юрий Анненков, – эта чарующая грусть делала её лицо особенно красивым".
Пива светлого наварено,
На столе дымится гусь.
Поминать царя да барина
Станет праздничная Русь.
Крепким словом, прибауткою
За беседою хмельной.
Тот – забористою шуткою,
Этот – пьяною слезой.
1921.
Вот я и решил, насколько хватит бумаги, пособирать «упадничества», сплетен, «невыдуманных»историй об Ахматовой. - Игорь Фунт.
Как-то Харджиев попросил Ахматову написать такое стихотворение, чтобы любители интимной лирики шарахнулись (по свидетельству Э. Бабаева). На следующий день Ахматова, очень весёлая, прочла ему новое стихотворение:
Не лирою влюблённого
Иду прельщать, народ –
Трещотка прокажённого
В моей руке поёт.
1960
* * *
Когда Ахматову спросили, куда девались нежные,неумелые, притягательные своей беспомощностью женщины, те самые –слабый пол, Анна Андреевна серьёзно ответила:
– А слабые все погибли, выжили только крепкие.
* * *
Верите ли, когда она однажды нашла в гумилёвском пиджаке записку от женщины, то вместо упрёков запальчиво крикнула ему: «А всё я пишу стихи лучше тебя!» – Связано это было с тем, что после выхода первого сборника «Вечер» (в марте 1912 г.) её супруг пока не признал в ней настоящего поэта; и даже приветствовавшие первые стихи Ахматовой петербургские поэты больше говорили о ней,как о жене Гумилёва. После «Чёток», выдержавшей впоследствии множество изданий, имя Ахматовой станет известно всей России.
«Ужасы войны его только развлекали», – скажет Олдос Хаксли о рослом красавце, баловне судьбы, талантливом поэте и удивительном художнике Борисе Анрепе, роман с которым случился у Ахматовой «в три дня» (1915), накануне отъезда Бориса в армию.Познакомил их потомок Пушкина, самый элегантный денди Петербурга,поэт и литературный критик Николай Недоброво, с которым«Гумильвица», как шутя называл её остряк Верховский, каталась на лыжах по замёрзшей Неве до Стрелки, под мостами, вдоль набережных.Жила она тогда с Гумилёвым на «Тучке» (Тучков пер., 17) – оттуда и спускалась на лёд реки, хватая по утрам лыжи.
Как под скатертью узорной
Протянула перстень чёрный...
Гумилёв, проведав, что Аня подарила Анрепу кольцо с чёрным камнем из бабушкиного ожерелья, и тот увёз его с собой(1916), сказал полушутя: «Я тебе руку отрежу, а ты свези её Анрепу– скажи, если кольцо не хотите отдавать, так вот вам рука к кольцу…» – Николай Гумилёв знал, что Анна любила Анрепа.
Всем обещаньям вопреки
И перстень сняв с моей руки,
Забыл меня на дне…
Во время бомбардировок Лондона, когда дом Б.Анрепа был разрушен, а сам он чудом остался жив, кольцо было утеряно, но осталась память о любимом человеке: в Национальной лондонской галерее выставлена мозаика Б. В. Анрепа «Сострадание»(1952) с изображением Анны Ахматовой.
«Мрачное недоразумение» – второй муж Ахматовой Шилейко был гениален, говорил на 52-х языках, востоковед,ассириолог, знаток клинописных текстов (во «Всемирной литературе»должна быть целая кипа переводов ассирийского эпоса, переписанных рукой А., её каллиграфическим почерком. «И это при отвращении А. к процессу писания!» (Лозинский)); в двадцать три года ему предлагали кафедру в Баварии! – в общем, был «не сахар», по словам сына, – всё в нём выглядело странно и необычно. «Я не желаю видеть падение Трои, я уже видел, как Аня собирается в Москву!» – шутил он. Но, к несчастью, был он страшно ревнив, запирал её дома, дабы не могла никуда выйти, ревновал Аню даже к стихам, разжигая самовар рукописью сборника «Подорожник» (по воспоминаниям В.Недошивина).
Много позже, в 1958 году Всеволод Иванов(«Великий мистификатор, граф Сен-Жермен!» – по словам А.) попытался что-то объяснить Анне Андреевне про хеттскую клинопись, но она его прервала:
– Что вы мне говорите о хеттских табличках? Я же с ними десять лет прожила! – «И начинала с восхищением говорить о Шилейко, называя его гениальным», – вспоминал Всеволод Вячеславович.
* * *
О своём почерке Анна Андреевна отзывалась так: «Я не люблю своего почерка... Очень не люблю... Я собирала всё, что было у моих подруг написанного мной, – и уничтожала... Когда я в Царском Селе искала на чердаке в груде бумаг письма Блока, я, если находила что-нибудь написанное мной, уничтожала... Не читая –всё... Яростно уничтожала...»
Владимир Шилейко иногда едко издевался над её почерком – жена и впрямь писала порой с ошибками: «выстовка»,«оплупленный», «разсказал». Любила выворачивать язык: вместо «до свиданья» говорила «данья», вместо «письмо» – «пимсо»; бросалась фразами навроде «фуй, какой морд», «не бойтесь, я не зажилю, как говорят на юге», «тоника советую сунуть в...» Могла капризно, как маленькая, сказать «домку хочется» вместо «хочу домой». И была как бы накоротке с великими: прочитав что-то у Пушкина, отзывалась:«Молодец, Пушняк!» Закадычного дружка Михаила Лозинского кликала«мифкой».
Как-то А.А. сокрушалась по поводу ударения в слове – «произнесенный» или«произнесённый»:
– В моей жизни всего было по два: две войны, две разрухи, два голода, два постановления – но двойного ударения я не переживу!
Впрочем, Шилейко иногда и вещал: «Когда вам пришлют… мантию из Оксфорда, помяните меня в своих молитвах!» – И ведь напророчил…
"Потом… так смешно было… там водочка была. Анна Андреевна не чуралась этого напитка. Кто-то из её учеников начал разливать, и, как только струйка коснулась донышка, Анна Андреевна начала величественный кивок — вот такой царственный. И он кончился только тогда, когда с горбиком уже было налито."
Борис Тищенко: «Бродский был толстый ценитель музыки…»
Максим Горький устраивал литераторам продовольственные пайки («паёк академический»), который развозился по писательским дворам на телеге. Однажды, увидев из окна въезжающую во двор лошадь, Ахматова грустно пошутила: «Вот едет горькая лошадь…» – В пайке была конина, крупа, соль, табак, жиры и плитка шоколада. – «Все люди немного дети… Революция их обидела.Нужно им дать по шоколадке, это многих примирит с действительностью», – примирял нужду с действительностью Горький.«Скоро встану на четвереньки, с ног свалюсь», – вторила Горькому Ахматова.
Однажды в Доме творчества писателей некая женщина стала жаловаться Ахматовой, что её знакомому (достойному,разумеется, всяческого уважения автору) дали в Малеевке маленький двухкомнатный коттедж, в то время как бездарному секретарю Союза писателей там же предоставили прекрасный пятикомнатный коттедж.
Когда дверь за дамой закрылась, А.А.сказала:
– Зачем она мне это говорила? Все свои стихи я написала на подоконнике или на краешке чего-то.
* * *
«Её безразличие к быту не перестаёт удивлять меня. Много раз описанная обстановка комнаты –¬¬¬ кресло, стул,железная кровать, которая, кажется, должна вот-вот упасть под тяжестью её тела, небольшой кованый сундучок (не там ли лежат её рукописи?), маленький столик... Не вижу у неё книг. Трудно назвать библиотекой полочку на стене с десятком томиков; а ведь через эту комнату ручьём течёт и русская и зарубежная литература: поэты посылают ей свои книги, друзья приносят всё заслуживающее внимания»(Лесман).
– Я бедная, но мне чужого не надо, как говорят кухарки, когда что-нибудь украдут! – смеялась Ахматова. (Правда,это было сказано по поводу несостоятельной ревности Анны Радловой,поэтессы, судьбой не менее, а в чём-то и более трагичной, чем у А.)
* * *
«Я… был совершенно потрясён. Чтобы звать меня…» –писал после знакомства с Ахматовой (1923) третий, гражданский муж Николай Пунин, ошарашенный тем, что она первая прислала ему записку: «Я сегодня буду в «Звучащей раковине». Приходите.Ахматова». – Они стали часто видеться: то вместе шли менять карточки на паёк, то он пригласит её к себе на завтрак.
И когда она спрашивала:
– Рад, что я пришла?
Довольно глупо отвечал:
– Ещё бы. – Мечтая про себя: «Взять бы её,закутать в мех… и везти в снежную пыль». А какие письма писал он ей! «Как я люблю в тебе эту склонность к бродяжничеству, когда ты крестишься на встречную церковь… а такая грешница…» Или: «Как стебель ты. Гибкая… Гибкая гибель…»
Как пустыня, ты мною печально любима,
Как пустыня, твоя беспощадна душа,
Ты стройна, словно струйка прозрачного дыма
Гашиша.
(Нат. Грушко)
Ахматовой посвящено поклонниками (и поклонницами,«Я научила женщин говорить... Но, Боже, как их замолчать заставить!») несколько сотен восторженных стихотворений, посланий,эпиграмм. Часть этих творений она сложила в особую папку, которая называлась «В ста зеркалах». В этой папке – посвящения от Гумилёва,Блока, Мандельштама, Кузмина, Клюева, Недоброво, Хлебникова,Пастернака, Асеева. Из молодых поэтов, окружавших Ахматову в последние годы её жизни, такой чести удостоились Бродский, Найман,Бобышев, Рейн.
Ты не тщеславна, не спесива,
Приятельница тихих муз,
Приветлива и молчалива.
(Лечащий А. врач П. Ланг)
***
В ожесточённые годины
Последним звуком высоты,
Короткой песней лебединой,
Одной звездой осталась ты.
(Шилейко)
***
В начале века профиль странный,
истончен он и горделив,
возник у музы.
Звук желанный раздался...
(С. Городецкий)
***
Как Чёрный ангел на снегу,
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу,
Есть на тебе печать Господня.
(Мандельштам)
***
«Красота страшна», – Вам скажут, –
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи...
(Блок)
***
Любовное свидание с Ахматовой
Всегда кончается тоской:
Как эту даму ни обхватывай,
Доска останется доской. –
– А что? По-моему, удачно, – шутила Анна Андреевна по поводу этой эпиграммы Бунина.
* * *
В начале шестидесятых годов многие молодые поэты старались попасть под удар критических статей, и даже интриговали для достижения своих целей. Для жизни эти статьи были уже не опасны, но приносили героям большую популярность в народе. Анна Андреевна сказала про таких поэтов:
– Боже мой, очередь на Голгофу.
Ахматова рассказывала, как в 20-е годы шла по Невскому с Пуниным; они завернули за угол Большой Морской и неожиданно столкнулись с Маяковским. Тот не удивился и сразу же сказал:
– А я иду и думаю: сейчас встречу Ахматову.
«Гениальный юноша, написавший «Облако в штанах» и«Флейту-позвоночник», – отзывалась о Маяковском Анна Андреевна. – …Если бы его поэзия оборвалась перед революцией, в России был бы гениальный поэт. А писать: «Моя милиция меня бережёт», – это уже за пределами. Можно ли себе представить, чтобы Тютчев, например,написал: «Моя полиция меня бережёт»… «Впрочем, могу вам объяснить:он всё понял раньше всех. Во всяком случае, раньше нас всех. Отсюда«в окнах продукты, вина, фрукты», отсюда и такой конец…»
* * *
В феврале 1936 года Ахматова навестила Мандельштама в его ссылке, получив телеграмму, что тот находится при смерти. Несмотря на своё трудное положение, Ахматова не побоялась приехать к опальному поэту («Я не отрекаюсь ни от живых,ни от мёртвых!» – восклицал он), осталась верна старой дружбе.Оказалось, что всё не так уж и плохо, как показалось Ахматовой по тексту телеграммы, – что дало повод Осипу Эмильевичу потом со смехом говорить:
– Анна Андреевна обиделась, что я не умер!
Однажды Ахматова позвала к себе «на Мандельштама»Б. Бухштаба и Л. Гинзбург (1933). Но как раз в эти дни последних арестовали.
Анна Андреевна сказала с горечью Мандельштамам:
– Вот сыр, вот колбаса, а гостей – простите –посадили.
Про Осипа Эмильевича Ахматова говорила, что в его стихах очень сильно чувствуются интонации Кузмина (о Кузмине все«натренировались не говорить плохо»); и вообще, Мандельштам слишком прямолинеен, всегда под чьё-нибудь влияние попадает и постоянно кем-нибудь восхищается.
Вспоминала:
«Осип только что выучил итальянский язык и бредил Дантом, читая наизусть страницами (1933). Мы стали говорить о«Чистилище», и я прочла кусок из ХХХ песни (явление Беатриче)...
Мандельштам заплакал.
Я испугалась:
– Что такое?
– Нет, ничего, только эти слова и вашим голосом…»
То было бы нарушить божий рок –
Пройти сквозь Лету и вкусить губами
Такую снедь, не заплатив оброк
Раскаянья, обильного слезами.
Только эти слова и её голосом…
http://www.chaskor.ru/article/mortu...o_dominisupsup_ 27059
... у каждого есть сундучок...
2013-03-28 18:50:38 (читать в оригинале)Это цитата сообщения Эльвин Оригинальное сообщение
* * *

Eric Merrell ~ Магия синего~...
2013-03-28 18:31:39 (читать в оригинале)Это цитата сообщения My_breathing Оригинальное сообщение
Мы забыли, как нужно ждать.
Это почти забытое искусство.
И наше величайшее сокровище —
это быть способными ждать подходящего момента.
ОШО
Irises
Нравится мне этот Эрик...:-) Для меня его картины, прежде всего- медитативны...
Мой любимый...Синий...
Eucalyptus Leaves
В христианстве это символ божественности неба и истины. Синий цвет - бесконечность, космос, мудрость, спокойствие и глубина. Он совмещает в себе какое -то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает о тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину.
У этого цвета «нет дна», он никогда не кончается, он затягивает в себя, опьяняет. При этом сила цвета недооценивается. Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью; зовет к нахождению смысла, истины. Но! не дает ответа в понимании смысла жизни; вгоняет в меланхолию, слабость. Вызывает не чувственные, а духовные впечатления.
Синий цвет традиционно считается женским принципом - ИНЬ.
В целом синий цвет - символ философского образа мышления и интеллекта.
Silver in Shade
Синий олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающими; объединение, чувство общности. В обычной жизни считается - это цвет верности. Однако, когда дело касается союзников, человек становится особенно раним, поэтому синий также олицетворяет глубину чувств.
At the Edge
Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства и огорчений, в котором события развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверии к другим, и другие могут доверять ему.
hristmas in the Air
Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения, преданы тому, что делают, их преданность людям может доходить до рабства.
Чувственно синий цвет воспринимается как сладость, эмоционально - как чуткость.
Christmas Eve
Выбирают синий цвет те, кто устал от напряжения, кто хочет гармонии с окружающими, и с самим собой...Это самое важное , на мой взгляд...:-)
Joshua Tree Nocturne
Out Over the Desert
Le Vieux Cité; Carcassonne, France
tude de Nuages; Dijon, France
aravan of the Moon
Traditions - Maine Boathouse
A Window on Provincetown
Moored on a Mirror, Provincetown Harbor
http://www.ericmerrell.com/paintings.html
http://www.astromeridian.ru/magic/sinii_cvet.html
Ginette Beaulieu | Когда я влюблена, я согласна раствориться...
2013-03-28 18:16:41 (читать в оригинале)Это цитата сообщения Panter_Woman Оригинальное сообщение
Современный канадский художник
Ginette Beaulieu
Nio - Далеко и близко
Какая ты, когда влюблена? - спросила меня она. Спросила вдруг, без подтекста...Логично, ведь это. вероятно, наилучший способ познания естества человека, узнать, каков он в любви...Я задумалась...Да, возможно она даже поставила меня в тупик, я стала осторожно, затем маниакально искать в себе точки отсчета - отсчета от меня самой и начала моей новой влюбленности...И поняла - я и влюбленность вещи столь неразделимые, что даже я сама не могу уловить эту тонкую грань, этот переход, этот момент, когда зажигается искорка, маленькая, звездочка, которая затем превращается в планету...
Когда я влюблена, я прячу дерзость в глазах, безоговорочно разменивая ее на крупицы безумной нежности, неги и сладкой истомы...Когда я влюблена, в мышцах, без спортзала, появляется сладкая, немного трепетная, боль, которая ласково тянет мое тело и я заново открываю новые источники наслаждений...Когда я влюблена, я просыпаюсь с улыбкой, я свечусь внутренним, неповторимым лунным светом, потому что солнце утрачивает смысл для меня, и я, как вампир, живу только ночью...
Когда я влюблена, я становлюсь обычной городской ведьмой, пускаю волосы по ветру, играю на флейте водосточных труб, не ноктюрн, фокстрот, только фокстрот...Я танцую танго с фонарными столбами и улыбаюсь каждой унылой урне, трепетно подставляющей свое хмурое, урбанистское лицо под мои окурки...Я снимаю с себя все украшения и дарю себя такой, какая есть, без прикрас, потому что знаю. как я удивительна в этом мнимом неглиже, как я прекрасна, потому, что я истина - я женщина...А что может быть прекрасней влюбленной женщины?...Когда я влюблена, я окончательно превращаюсь в кошку, я безумно гуляю по ночным крышам, насвистывая излюбленного Синатру, я вкладываю прохожим в ладони глупые записки с банальными, но тем не менее теплыми пожеланиями...
Когда я влюблена, моя улыбка становится во сто крат загадочней, чем улыбка Джаконды...Когда я влюблена, я согласна расплескать содержимое своего бокала, я согласна на миг обрушиться теплым летним дождем на унылые плечи прохожих...Когда я влюблена, я согласна раствориться, Элла...Ты знаешь, что это такое?..А вы, знаете?
© Copyright: Калябяська
Тэги: женский, женщина, образ, портрет, проза, художник, цитата, эмоция
Комментарии | Постоянная ссылка
О, как порой нам не хватает весенней нежности цветов... Xu Man Ke 许曼克 (China)
2013-03-28 17:02:41 (читать в оригинале)Это цитата сообщения Вьюгитта Оригинальное сообщение
О, как порой нам не хватает весенней нежности цветов...
Xu Man Ke 许曼克 (China)
Я проснулся от птиц, гомонящих в сиянии дня...
От весеннего сна не заря пробудила меня.
Я проснулся от птиц, гомонящих в сиянии дня.
Ведь вчера допозна спать мешали мне ветер и дождь:
А теперь у окна все цветы, сколько их - не сочтешь...
Мэн Хаожань (689-740)
Xu Man Ke 许曼克 окончила факультет журналистики и коммуникации университета Сямынь. Обучалась в Китайской академии художеств в классе живописи. В настоящее время работает в художественной школе Сямынь (Xiamen).
сайт



![]() | ||
+223 |
233 |
CAPTAIN |
+196 |
256 |
Yurenzo |
+185 |
193 |
Simple_Blogger |
+171 |
263 |
Annelle |
+166 |
246 |
Similis_Deo |
![]() | ||
-1 |
162 |
Литературное кафе "ИСКУССТВО" |
-1 |
154 |
Кому на Руси жить хорошо? |
-2 |
14 |
Фрамин |
-4 |
13 |
Miss Understanding |
-7 |
164 |
Lucy-sama |

Загрузка...

взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.