Сегодня 2 июня, воскресенье ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7274
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
маруся551
маруся551
Голосов: 2
Адрес блога: http://www.liveinternet.ru/users/1337200/
Добавлен: 2008-03-20 20:00:45 блограйдером Laminaria
 

Император Александр III Александрович

2015-07-29 12:30:38 (читать в оригинале)

Император Александр III Александрович
Тема:
Тринадцать лет императора Александра III (2)
11:2817.12.2013 (обновлено: 11:37 17.12.2013)27163318
Александр III вошел в историю как царь-Миротворец - в годы его правления Россия не участвовала ни в одном серьезном военно-политическом конфликте того времени.
Репродукция портрета Александра III
© РИА Новости. РИА Новости | Купить иллюстрацию
Российский император Александр III родился 10 марта (26 февраля по старому стилю) 1845 года в Санкт-Петербурге. Он был вторым сыном императора Александра II и императрицы Марии Александровны.

Получил традиционное для великих князей военно-инженерное образование.

В 1865 году, после смерти старшего брата — великого князя Николая, стал цесаревичем, после чего получил более фундаментальные знания. Среди наставников Александра были Сергей Соловьев (история), Яков Грот (история литературы), Михаил Драгомиров (военное искусство). Наибольшее влияние на цесаревича оказал преподаватель законоведения Константин Победоносцев.

До восшествия на престол Александр Александрович состоял наказным атаманом всех казачьих войск, был командующим войсками Петербургского военного округа и Гвардейского корпуса.

С 1868 года являлся членом Государственного совета и Комитета министров.

Сражение под Шипкой
© РИА Новости | Купить иллюстрацию
Восточная война 1877-1878 годов
В русско-турецкой войне 1877-1878 годов командовал Рущукским отрядом в Болгарии. После войны участвовал в создании Добровольного флота — акционерной судоходной компании, призванной содействовать внешнеэкономической политике правительства.
Взошел на престол 1 марта 1881 года после убийства террористами-народовольцами Александра II. Первые годы царствования провел в Гатчине под усиленной охраной войск и полиции.

В реформах отца, Александра II, видел, прежде всего, негативные аспекты — рост правительственной бюрократии, тяжелое материальное положение народа, подражание западным образцам. Политический идеал Александра III опирался на представления о патриархально-отеческом самодержавном правлении, насаждении в обществе религиозных ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии.

29 апреля 1881 года Александр III издал манифест "О незыблемости самодержавия" и развернул ряд реформ, которые были направлены на частичное сворачивание либеральных начинаний отца-реформатора.

Внутренняя политика царя характеризовалась усилением контроля центральной власти над всеми сферами жизни государства.

Для усиления роли полиции, местной и центральной администрации было принято "Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия" (1881). Принятые в 1882 году "Временные правила о печати" четко очерчивали круг тем, о которых можно было писать, и вводили жесткую цензуру. Кроме этого, был проведен ряд "контрреформ", благодаря которым удалось подавить революционное движение, прежде всего деятельность партии "Народная воля".

Александр III предпринял меры по охране сословных прав дворян-помещиков: учредил Дворянский поземельный банк, принял выгодное для помещиков Положение о найме на сельскохозяйственные работы, усилил административную опеку над крестьянством, содействовал укреплению общинности крестьян, формированию идеала большой патриархальной семьи.

При этом в первой половине 1880-х годов им был принят ряд мер, облегчающих материальное положение народа и смягчающих социальную напряженность в обществе: введение обязательного выкупа и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка, введение фабричной инспекции, поэтапная отмена подушной подати.

Серьезное внимание император уделял повышению общественной роли православной церкви: он увеличил число церковно-приходских школ, ужесточил репрессии против старообрядцев и сектантов.

В царствование Александра III было завершено возведение храма Христа Спасителя в Москве (1883), восстановлены закрытые в предшествующее царствование приходы, построено много новых монастырей и храмов.


© РИА Новости. РИА Новости | Купить иллюстрацию
Памятник царю Александру III
Александр III внес существенный вклад в переустройство системы государственных и общественных отношений. В 1884 году он издал Университетский устав, который урезал автономию университетов. В 1887 году издал "циркуляр о кухаркиных детях", ограничивший поступление в гимназии детей из низших сословий.

Укрепил общественную роль поместного дворянства: с 1889 года крестьянское самоуправление было подчинено земским начальникам — соединявших в своих руках судебную и административную власть чиновникам из местных помещиков.

Провел реформы в сфере городского управления: земское и городовое положения (1890, 1892) ужесточили контроль администрации над местным самоуправлением, ограничили права избирателей из низших слоев общества.

Ограничил сферу действия суда присяжных, восстановил закрытое судопроизводство для политических процессов.

Для хозяйственной жизни России в годы правления Александра III характерен экономический рост, что во многом было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности. Страна перевооружила армию и флот, стала крупнейшим в мире экспортером сельскохозяйственной продукции. Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов (продукция металлургии в 1886-1892 годы удвоилась, сеть железных дорог выросла на 47%).

Внешняя политика России при Александре III отличалась прагматизмом. Главным содержанием был поворот от традиционного сотрудничества с Германией к союзу с Францией, который был заключен в 1891-1893 годах. Обострение отношений с Германией было сглажено "Перестраховочным договором" (1887).

Александр III вошел в историю как царь-Миротворец — в годы его правления Россия не участвовала ни в одном серьезном военно-политическом конфликте того времени. Единственное значимое сражение — взятие Кушки — состоялось в 1885 году, после чего было завершено присоединение к России Средней Азии.

Александр III был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его первым председателем. Учредил Исторический музей в Москве.

Он упростил придворный этикет и церемониал, в частности, отменил коленопреклонение перед царем, сократил штат министерства двора и ввел строгий надзор за расходованием денег.

Император был набожен, отличался бережливостью, скромностью, досуг проводил в узком семейном и дружеском кругу. Интересовался музыкой, живописью, историей. Собрал обширную коллекцию картин, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур, которая после его смерти была передана в основанный императором Николаем II в память об отце Русский музей.

С личностью Александра III связывается представление о настоящем богатыре с железным здоровьем. 17 октября 1888 года он пострадал в железнодорожной катастрофе недалеко от станции Борки в 50 км от Харькова. Однако, спасая жизни близких, император около получаса держал рухнувшую крышу вагона, пока не подоспела помощь. Как предполагают, в результате этого чрезмерного напряжения у него начала прогрессировать почечная болезнь.

1 ноября (20 октября по старому стилю) 1894 года император умер в Ливадии (Крым) от последствий нефрита. Тело было доставлено в Петербург и похоронено в Петропавловском соборе.

Супругой Александра III была датская принцесса Луиза София Фредерика Дагмара (в православии — Мария Федоровна) (1847-1928), на которой он женился в 1866 году. У императора и его супруги было пятеро детей: Николай (впоследствии — российский император Николай II), Георгий, Ксения, Михаил и Ольга.


© РИА Новости. РИА Новости | Купить иллюстрацию
Александр III с детьми в гостях у датского короля


РИА Новости http://ria.ru/history_spravki/20131217/984581007.html#ixzz3hGqxeh45

1.
91f73b6246639c7350104c65971ff2d0bc5f6c142059070 (664x700, 311Kb)

2.
280px-Kramskoy_Alexander_III (280x399, 99Kb)

3.
97187452cf605fc7992f4f98e97da339 (700x525, 358Kb)

4.
a3semya (250x377, 70Kb)

5.
alexander__s_family_by_julanna-d342i7h (700x627, 717Kb)

6.
alexandr3 (356x430, 131Kb)

7.
dd7ae790-051a-0131-ab71-bf1e2a4de3b2 (290x305, 153Kb)

8.
3_Zaxarov (640x360, 146Kb)

Александр II

2015-07-29 12:01:39 (читать в оригинале)

Александр II - биография

Александр II


Александр II Николаевич (1818-1881) — российский[en] император с 1855, из династии Романовых. Старший сын Николая I. Осуществил отмену крепостного права и провел затем ряд реформ (земская, судебная, военная и т. п.). После Польского восстания 1863-64 перешел к реакционному внутриполитическому курсу.

С конца 70-х гг. усилились репрессии против революционеров. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865-81). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в русско-турецкой войне 1877-78. На жизнь Александра II был совершен ряд покушений (1866, 1867, 1879, 1880); убит народовольцами.

Вошел в русскую историю как Александр II Освободитель. Он не был назван современниками и историками Великим, подобно Петру или Екатерине, но реформы его осознаны и определены как Великие.

Воспитание и характер

Александр II родился 29 апреля (17 апреля по старому стилю) 1818 года, в Москве. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 императорской четы Николая I и Александры Федоровны (дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III), Александр получил хорошее образование. Наставником его был В. А. Жуковский, воспитателем — К. К. Мердер, среди учителей — Михаил Михайлович Сперанский (законодательство), К. И. Арсеньев (статистика и история), Е. Ф. Канкрин (финансы), Ф. И. Брунов (внешняя политика).

Личность наследника престола формировалась под влиянием отца, который хотел видеть в сыне «военного в душе», и одновременно под руководством Жуковского, который стремился воспитать в будущем монархе человека просвещенного, дарующего своему народу разумные законы, монарха-законодателя. Оба эти влияния оставили глубокий след в характере, склонностях, мировосприятии наследника и отразились в делах его царствования. От природы наделенный разносторонними способностями, прекрасной памятью, трезвым и здравым умом, отзывчивым сердцем, веселым нравом, доброжелательностью к людям, Александр, однако, не имел внутренней потребности в систематической умственной деятельности, не обладал твердой волей, не имел склонности к предстоящей ему миссии царствовать, что Николай I называл «обязанностью» и неуклонно внушал сыну. Совершеннолетие и принятие присяги примирили его со своим предназначением. И к 19-ти годам, путешествуя по России, он пишет отцу, «что чувствует в себе новую силу подвизаться на дело, на которое Бог меня предназначил». Отношение его к государственной политике вполне укладывалось в русло официального направления николаевской эпохи.

Начало государственной деятельности

С 1834 Александр II сенатор, с 1835 член Святейшего Синода, с 1841 член Государственного совета, с 1842 — Комитета министров. В 1837 путешествовал по России (29 губерний Европейской части, Закавказье, Западная Сибирь), в 1838-1839 — по Европе. Генерал-майор (1836), с 1844 полный генерал, командовал гвардейской пехотой, с 1849 начальник военно-учебных заведений, председатель Секретных комитетов по крестьянскому делу 1846 и 1848. Во время Крымской войны 1853-1856 с объявлением Петербургской губернии на военном положении Александр II начальствовал над всеми войсками столицы.

Семья

Александр II был женат (с 1841) на принцессе Гессен-Дармштадской Максимилиане Вильгельмине Августе Софии Марии (в православии Марии Александровне, 1824-1880), имел семь детей: Александр, Николай, Александр, Владимир, Мария, Сергей, Павел (первые двое умерли — дочь в 1849, наследник престола в 1865).

Второй раз Александр II был женат (1880) морганатическим браком на княжне Е. М. Долгорукой (княгине Юрьевской), с которой был связан с 1866 года, от этого брака имел 4-х детей. Собственный капитал Александра II составлял на 1 марта 1881 около 11740 тысяч рублей (ценные бумаги, билеты Госбанка, акции железнодорожных компаний); из личных средств он пожертвовал в 1880 1 млн. руб. на устройство больницы в память императрицы.

Начало царствования. Реформы 1860-70-х гг.

Ни в юности, ни в зрелые годы Александр не придерживался какой-либо определенной концепции во взглядах на историю России и задачи государственного управления. Вступив на престол в 1855, он получил тяжелое наследие. Ни один из кардинальных вопросов 30-летнего царствования его отца (крестьянский, восточный, польский и др.) решен не был, в Крымской войне Россия потерпела поражение. Не будучи реформатором по призванию и темпераменту, Александр стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли.

Первым из его важных решений было заключение Парижского мира в марте 1856. С воцарением Александра II наступила «оттепель» в общественно-политической жизни России. По случаю коронации в августе 1856 он объявил амнистию декабристам, петрашевцам, участникам Польского восстания 1830-1831, приостановил на 3 года рекрутские наборы, в 1857 ликвидировал военные поселения.

Осознав первоочередную важность решения крестьянского вопроса, Александр II в течение 4-х лет (от учреждения Секретного комитета 1857 до принятия закона 19 февраля 1861) проявлял неуклонную волю в стремлении отменить крепостное право. Придерживаясь в 1857-58 «остзейского варианта» безземельного освобождения крестьян, он в конце 1858 согласился на выкуп крестьянами надельной земли в собственность, т. е. на программу реформы, разработанную либеральной бюрократией, совместно с единомышленниками из среды общественных деятелей (Н. А. Милютин, Я. И. Ростовцев, Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский и др.). При его поддержке были приняты Земское положение 1864 и Городовое положение 1870, Судебные уставы 1864, военные реформы 1860-70-х годов, реформы народного образования, цензуры, отмена телесных наказаний.

Александр II не в силах был противостоять традиционной имперской политике. Решительные победы в Кавказской войне были одержаны в первые годы его царствования. Он уступил требованиям продвижения в Среднюю Азию (в 1865-1881 в состав Империи вошла большая часть Туркестана). После долгого сопротивления он решился на войну с Турцией 1877-1878.

После подавления Польского восстания 1863-64 и покушения Дмитрия Владимировича Каракозова на его жизнь 4 апреля 1866 Александр II пошел на уступки охранительному курсу, выразившиеся в назначении на высшие государственные посты Д. А. Толстого, Ф. Ф. Трепова, П. А. Шувалова. Реформы продолжались, но вяло и непоследовательно, почти все деятели реформ за редким исключением (например военного министра Д. А. Милютина, считавшего, что «только последовательные реформы могут остановить в России революционное движение»), получили отставку. В конце своего царствования Александр II склонился к введению в России ограниченного общественного представительства при Государственном совете.

Покушения и убийство

На Александра II было совершено несколько покушений: Д. В. Каракозовым, польским эмигрантом А. Березовским 25 мая 1867 в Париже, А. К. Соловьевым 2 апреля 1879 в Петербурге. Исполнительный комитет «Народной воли» 26 августа 1879 принял решение об убийстве Александра II (попытка взрыва императорского поезда под Москвой 19 ноября 1879, взрыв в Зимнем дворце, произведенный С. Н. Халтуриным 5 февраля 1880).

Для охраны государственного порядка и борьбы с революционным движением была создана Верховная распорядительная комиссия. Но ничто не смогло предотвратить его насильственной смерти. 1 марта 1881 Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Игнатием Иоахимовичем Гриневицким. Он погиб как раз в тот день, когда решился дать ход конституционному проекту М. Т. Лорис-Меликова, сказав своим сыновьям Александру (будущему императору) и Владимиру: «Я не скрываю от себя, что мы идем по пути конституции». Великие реформы остались незавершенными.

Александр II скончался 13 марта (1 марта по ст.ст.) 1881 года, в Санкт-Петербурге. Л. Г. Захарова

Смотрите других знаменитых мужчин по имени Александр.
История жизни знаменитых людей истории по фамилии на букву Р.
Описание отчества Николаевич.
Описание имени-отчества Александр Николаевич.
Описание отчества Александрович
А так же значение имени Александр.

1.
aleksandr-2 (497x700, 211Kb)

2.
aleksandr2_1856 (335x400, 83Kb)

3.
alex2 (491x700, 193Kb)

Крейсер Аврора

2015-07-28 19:44:42 (читать в оригинале)

Крейсер Аврора
29.03.2011 |
Аврора спущенная на воду

Крейсер Аврора большинство людей живших при советской власти знают, как символ социалистической революции. Легендарным крейсер стал после того, как гром его орудий возвестил о государственном перевороте в России и о приходе к власти большевиков. Об этом нам рассказывают учебники, но только ли этим знаменит крейсер? Нет. История крейсера Аврора начинается 17-тью годами ранее. Именно в 1900 году корабль был спущен на воду и за семнадцать лет успел избороздить половину земного шара. И так, что мы знаем?

Крейсер Аврора - корабль, рождённый на стыке веков.

И так давайте познакомимся поближе с нашей богиней. Крейсер Аврора родился на стыке 19-го и 20-го века, а именно 23 мая 1897. В то время Русский флот подвергался, как модно сейчас говорить, глобальной реформе. Аврора была заложена вместе с еще двумя крейсерами. Диана и Паллада были однотипными сёстрами. Так же с ними был спущен на воду крейсер Громобой. Все вместе они должны были заменить более старые модели крейсеров, типа «Рюрик».

Крейсер Аврора, относился к бронепалубным кораблям. Это такой тип кораблей, у которых основная защита возложена на палубу для того, что бы защитить жизненно важные узлы и экипаж от навесного огня с кораблей противника. Борта у бронепалубных крейсеров были защищены слабо и вступать в сражение с тяжёлыми броненосными силами противника они не могли. Тем не менее, крейсера обладали большей подвижностью и манёвренностью, что позволяло им выполнять возложенные на них боевые задачи.

История крейсера Аврора

В российском флоте существовала (и существует) традиция преемственности названий кораблей, и новые крейсера унаследовали имена парусных фрегатов. Постройка корабля заняла более шести лет - "Аврору" спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.

Каким-то уникальным по своим боевым качествам этот корабль отнюдь не являлся. Ни особо резвой скоростью хода (всего 19 узлов - эскадренные броненосцы того времени развивали скорость 18 узлов), ни вооружением (8 шестидюймовых орудий главного калибра - далеко не потрясающая огневая мощь) крейсер не мог похвастаться. Корабли другого принятого тогда на вооружение русского флота типа ("Богатырь") бронепалубных крейсеров были гораздо быстроходнее и в полтора раза сильнее. И отношение офицеров и команд к этим "богиням отечественного производства" было не слишком тёплым - крейсера типа "Диана" имели массу недостатков и постоянно возникающих технических неполадок.

Тем не менее, своему прямому назначению - ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба - эти крейсера вполне соответствовали, обладая солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) "Аврора" могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.

Все три крейсера предназначались для Тихого океана, где назревал военный конфликт с Японией, и первые два из них уже находились на Дальнем Востоке к моменту вступления "Авроры" в строй действующих кораблей. Третья сестра тоже спешила к родственницам, и 25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) крейсер Аврора с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.

В Средиземном море крейсер присоединился к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса, состоявшего из эскадренного броненосца "Ослябя", крейсера "Дмитрий Донской" и нескольких миноносцев и вспомогательных судов. Однако на Дальний Восток отряд опоздал - в африканском порту Джибути на русских кораблях узнали о ночном нападении японцев на порт-артурскую эскадру и о начале войны. Следовать дальше было признано слишком рискованным, поскольку японский флот блокировал Порт-Артур, и существовала высокая вероятность встречи с превосходящими силами противника ещё на подходе к нему. Высказывалось предложение выслать навстречу Вирениусу отряд владивостокских крейсеров в район Сингапура и идти вместе с ними во Владивосток, а не в Порт-Артур, но это вполне разумное предложение принято не было.

"Любимица" адмирала Рожественского

5 апреля 1904 года "Аврора" вернулся в Кронштадт, где был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий. Здесь на ней шесть из восьми орудий главного калибра прикрыли броневыми щитами - опыт боев артурской эскадры показал, что осколки фугасных японских снарядов буквально косят незащищённый личный состав. Кроме того, на крейсере сменился командир - им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев. 2 октября 1904 года в составе эскадры "Аврора" вторично отправилась в путь - к Цусиме.



Крейсер Аврора

Адмирал Рожественский был, скажем так, личностью оригинальной. А среди многих "причуд" адмирала была следующая - он имел привычку давать вверенным ему боевым кораблям прозвища, весьма далёкие от образчиков изящной словесности. Так, крейсер "Адмирал Нахимов" именовался "Идиотом", броненосец "Сисой Великий" - "Инвалидным убежищем", и так далее. В составе эскадры были два корабля с женскими именами - бывшая яхта "Светлана" и "Аврора". Первый крейсер командующий прозвал "Горничной", а "Аврора" удостоилась и вовсе скабрёзного титула "Проститутка подзаборная". Знал бы Рожественский, какой корабль он так малопочтительно именует!

"Аврора" состояла в отряде крейсеров контр-адмирала Энквиста и в ходе Цусимского боя добросовестно выполняла приказ Рожественского - прикрывала транспорты. Задача эта была явно не по плечу четырём русским крейсерам, против которых действовали сначала восемь, а потом шестнадцать японских. От геройской гибели их спасло только то, что к ним случайно подошла колонна русских броненосцев, отогнавших наседавшего неприятеля.

Чем-то особенным крейсер в бою не отличился - автором приписываемых "Авроре" советскими источниками повреждений, которые получил японский крейсер "Идзуми", на самом деле был крейсер "Владимир Мономах". Сама же "Аврора" получила около десятка попаданий, имела ряд повреждений и серьёзные потери в людях - до ста человек убитыми и ранеными. Погиб командир - его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.

Аврора после Цусимского сражения

Крейсер 1-го ранга "Аврора" на рейде Манилы после Цусимского сражения, июнь 1905 года

Ночью же, вместо того, чтобы прикрыть израненные русские корабли от бешеных минных атак японцев, крейсера "Олег", "Аврора" и "Жемчуг" оторвались от своих главных сил и направились на Филиппины, где и были интернированы в Маниле. Впрочем, обвинять команду крейсера в трусости нет никаких оснований - ответственность за бегство с поля боя лежала на растерявшемся адмирале Энквисте. Два из этих трёх кораблей впоследствии погибли: "Жемчуг" был потоплен в 1914 году германским корсаром "Эмден" в Пенанге, а "Олега" в 1919 году потопили английские торпедные катера в Финском заливе.

На Балтику Аврора вернулась в начале 1906 года вместе с несколькими другими кораблями, уцелевшими от японского разгрома. В 1909-1910 годах "Аврора" вместе с "Дианой" и "Богатырём" входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.

В спасении жителей Мессины от последствий землетрясения 1908 года команда "Авроры" не участвовала, но медаль за этот подвиг от благодарных жителей города получили русские моряки с "Авроры" при посещении крейсером этого сицилийского порта в феврале 1911 года. А в ноябре 1911 года авроровцы принимали участие в торжествах в Бангкоке в честь коронации сиамского короля.

Аврора В Первой мировой войне

Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, - в 1915 году. Усилили артиллерийское вооружение корабля - число 152-мм орудий главного калибра сначала было доведено до десяти, а затем и до четырнадцати. Многочисленную 75-мм артиллерию демонтировали - размеры и живучесть эсминцев возросли, и трёхдюймовые снаряды уже не представляли для них серьёзной опасности.

Крейсер получил возможность принимать на борт до 150 мин - минное оружие широко применялось на Балтике и доказало свою эффективность. А зимой 1915-1916 на "Авроре" установили новинку - зенитные пушки. Но до второй модернизации славный крейсер мог и не дожить...

Первую Мировую войну "Аврора" встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с "Олегом", "Богатырём" и "Дианой"). Русское командование ожидало прорыва мощного германского Флота Открытого моря в Финский залив и удара по Кронштадту и даже по Санкт-Петербургу. Для парирования этой угрозы спешно ставились мины, и оборудовалась Центральная минно-артиллерийская позиция. На крейсера же возлагалась задача несения дозорной службы в устье Финского залива с тем, чтобы своевременно известить о появлении германских дредноутов.

Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую. Первого успеха русские корабли добились уже 26 августа, когда у острова Оденсхольм сел на камни германский лёгкий крейсер "Магдебург". Подоспевшие крейсера "Паллада" (старшая сестра "Авроры" погибла в Порт-Артуре, и эта новая "Паллада" была построена после русско-японской войны) и "Богатырь" попытались захватить беспомощный корабль противника. Хотя немцы и сумели взорвать свой крейсер, на месте аварии русские водолазы нашли секретные германские шифры, которые в ходе войны сослужили добрую службу и русским, и англичанам.

Но русские корабли ждала новая опасность - с октября на Балтийском море начали действовать германские подводные лодки. Противолодочная оборона на флотах всего мира находилась тогда в зачаточном состоянии - никто не знал, как и чем можно поразить скрывающегося под водой невидимого врага, и как избежать его внезапных атак. Ни ныряющих снарядов, ни, тем более, глубинных бомб и гидролокаторов ещё и в помине не было. Надводные корабли могли рассчитывать только на старый добрый таран - ведь не принимать же всерьёз разработанную анекдотическую инструкцию, в коей предписывалось накрывать замеченные перископы мешками и сворачивать их кувалдами.

11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка "U-26" под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу "Палладу" и подошедшую ей на смену "Аврору". Командир германской субмарины с немецкой педантичностью и скрупулёзностью оценил и классифицировал цели - по всем статьям новый броненосный крейсер представлял собой куда более заманчивую добычу, нежели ветеран русско-японской войны.

Попадание торпеды вызвало на "Палладе" детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем - на волнах осталось только несколько матросских бескозырок...

"Аврора" развернулась и укрылась в шхерах. И снова не стоит обвинять русских моряков в трусости - как уже говорилось, бороться с подводными лодками ещё не умели, а русское командование уже знало о случившейся десятью днями раньше трагедии в Северном море, где немецкая лодка потопила сразу три английских броненосных крейсера. "Аврора" вторично избежала гибели - судьба явно хранила крейсер.

В огне революций и войн

На роли "Авроры" в событиях октября 1917 года в Петрограде особо задерживаться не стоит - об этом сказано более чем достаточно. Заметим только, что угроза расстрелять Зимний дворец из орудий крейсера была чистой воды блефом. Крейсер стоял в ремонте, и потому весь боезапас с него выгрузили в полном соответствии с действовавшими инструкциями. А штамп "залп "Авроры" неверен чисто грамматически, поскольку "залп" - это одновременно произведённые выстрелы из как минимум двух стволов.

В гражданской войне и в боях с английским флотом "Аврора" участия не принимала. Острая нехватка топлива и прочих видов снабжения привела к тому, что Балтийский флот сократился до размеров ДОТа, - "действующего отряда" - состоявшего всего из нескольких боевых единиц. "Аврору" вывели в резерв, а осенью 1918 года часть орудий с крейсера сняли для установки на самодельных канонерских лодках речных и озёрных флотилий.

В конце 1922 года "Аврору" - единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, - решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.



Модель крейсера Аврора

Затем в течение десяти лет - с 1923 по 1933 год - крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ. Корабль совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах вновь возрождавшегося Балтийского флота. Но годы брали своё, и из-за плохого состояния котлов и механизмов "Аврора" после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.

Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума.

Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее "стотридцаток" обороняли подступы к городу. Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер "Киров"), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.

Но корабль снова - уже в третий раз за свою более чем сорокалетнюю историю - выжил. После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер вывели из состояния клинической смерти - подняли с грунта и (в который уже раз!) поставили в ремонт. С "Авроры" сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, - четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.

Теперь крейсеру предстояло стать кораблём-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища. В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная "Аврора" встала туда, где она стоит и по сей день - к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. А в 1956 году на борту "Авроры" открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея.

Учебным кораблем для воспитанников Ленинградского Нахимовского училища "Аврора" перестала быть в 1961 году, однако статус корабля-музея сохраняет и поныне. Дальние плавания и морские сражения остались в прошлом - пришла пора заслуженной и почётной пенсии. Кораблю редко выпадает такая судьба - ведь корабли обычно или гибнут в море, или заканчивают свой путь у стенки завода, где их режут на металлолом...

Ветеран широкого профиля

В советские годы, естественно, основное (да, пожалуй, и единственное) внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения "Авроры" присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался таким же символом города на Неве, как Петропавловская крепость или Медный всадник. Всячески превозносилась роль крейсера в Октябрьской революции, и существовала даже шутка-анекдот: "Какой корабль в истории имел самое мощное вооружение?" - "Крейсер "Аврора"! Один выстрел - и целая держава рухнула!".



Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге

В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. В Ленинграде у Смольного горели костры, возле которых, опершись на винтовки, стояли люди в солдатских шинелях и в бушлатах революционных матросов семнадцатого года с непременным атрибутом - с перекрещенными на груди и на спине пулемётными лентами.

Понятно, что заслуженный корабль просто не могли обойти вниманием. К юбилею был сделан фильм "Залп "Авроры", где крейсер играл главную роль - самого себя. Для вящей достоверности изображаемых событий все съёмки производились на натуре. "Аврору" отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту, где снимался эпизод захвата авроровцами вышеупомянутого моста. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.

Впрочем, самой "Авроре" не впервой было выступать в роли кинозвезды. Ещё в 1946 году, в ходе ремонта, "Аврора" сыграла роль крейсера "Варяг" в одноимённом кинофильме. Тогда "Авроре", как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж - с орудий сняли щиты (на "Варяге" их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.

Последний ремонт "Аврора" прошла в середине 80-х годов прошлого века, и с этим связаны слухи о "ненастоящей "Авроре". Дело в том, что у крейсера полностью заменили днище, а старое отволокли в Финский залив и там бросили. Вот эти ампутированные останки и породили слухи.

На корабле в 1992 году вновь подняли андреевский флаг, крейсер числится в составе военно-морского флота России, и в настоящее время на корабле служат офицеры и матросы (пусть даже их вдесятеро меньше, чем было когда-то). Конечно, отойти от места вечной стоянки "Аврора" сама уже не сможет, но все вспомогательные механизмы и системы жизнеобеспечения поддерживаются командой крейсера в работоспособном состоянии. В рабочем ухоженном состоянии и корабельные орудия.

Сегодня основное занятие крейсера "Аврора", возраст которого уже перевалил за сто лет, - это служить музеем. И музей этот очень посещаемый - на борту корабля бывает до полумиллиона гостей в год. И честное слово, музей этот стоит посетить - и не только тем, кто ностальгирует по безвозвратно ушедшим временам.

Прекрасно, что "Аврора" дожила до наших дней. Во всём мире подобные корабли-памятники можно пересчитать по пальцам: "Виктория" и "Катти Сарк" в Англии, "Куин Мери" в США, "Микаса" в Японии. Остаётся только пожелать ветерану доброго здоровья на следующие сто лет; ведь холостой выстрел в октябре 1917 года - это всего лишь одна из многих страниц долгой биографии славного крейсера. А из неё, как из песни, слова не выкинешь...

1.
300px-Aurora_Cruiser_Museum_(1) (300x201, 58Kb)

2.
999199 (700x525, 310Kb)

3.
42967629_1240565815_avrora1 (600x379, 109Kb)

4.
avrora1905manila (700x375, 149Kb)

5.
images (1) (259x194, 50Kb)

6.
images (2) (259x194, 37Kb)

7.
images (3) (259x194, 60Kb)

8.
images (4) (259x194, 56Kb)

9.
images (259x194, 39Kb)

10.
museum_aurora (700x525, 303Kb)

11.
v800_piter10 (700x475, 249Kb)

12.
0_91d7a_45b51525_XXL (700x466, 323Kb)

Исаакиевский собор

2015-07-28 19:32:27 (читать в оригинале)

Исаакиевский собор


Адрес: Исаакиевская пл., 1
Годы постройки: 1818-1858
Архитекторы: Монферран О.
Ближайшие станции метро: Адмиралтейская



Первые воплощения
Первая Исаакиевская церковь, 1710 г.

Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. Храм в честь этого святого было решено строить при Адмиралтействе. Для новой церкви было решено переоборудовать бывшую адмиралтейскую чертёжную [2, с. 129]. Летом 1707 года к югу от верфи появилось небольшое деревянное здание крытое тёсом с десятью слюдяными окошками. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.
К 1717 году на Адмиралтейском острове не было ни одного каменного храма. Таковым в первую очередь решили сделать Исаакиевскую церковь: "В прошлом 717м году августа в 8 день... велено Ярославского уезду крестьянину Якову Неупокоеву при Адмиралтействе построить каменную церковь по абрису архитекта Матерновия" [Цит. по: 1, с. 169]. При этом новый храм было решено строить ближе к берегу Невы, примерно там, где теперь стоит знаменитый "Медный всадник". Поначалу строительство велось быстро. Руководивший им с 1719 года (после смерти Маттарнови) Н. Ф. Гербель в июле 1721 года уже запрашивал канаты и верёвки для подъёма стропил на возведённые стены.
Пётр I хотел видеть Исаакиевскую церковь похожей на храм Святого Петра в Риге. Для него там составили чертёж шпиля, который был прислан в Петербург. Хорошо зарекомендовавшие себя на работе со шпилем Петропавловского собора архитектор Трезини и инженер Герман ван Болес были выбраны для установки и этого сложного инженерного сооружения. В ноябре 1722 года Доменико Трезини осмотрел и описал церковь:
"[Здание было выстроено] длиною на дватцати осми саженях с половиною и полчетверти вершка, шириною на десяти саженях, вышиною от фундамента гымзом пять сажен и пять четвертей аршина и три вершка, стены толщиною между окошек в полтора аршина и пять вершков с выпущенными лопатками толщиною два аршина и три вершка. Где купол шириной четырнатцать сажен и один аршин... Купол над срединою зделан осмиуголной круглой шириною четырёх сажен и трёх фут, вышиною от фундамента тринатцать сажен два аршина и два вершка с половиною, шириною пять сажен один аршин полтора вершка... Своды над церковью и олтарём и над столбами арки сведены толщиною в замке в один кирпич. Известью неподмазана и не белена, которую надлежит мазать и белить" [Цит. по: 1, с. 169, 170].
В 1723 году Пётр I подписал указ о том, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в этом храме.
Вторая Исаакиевская церковь
Вторая Исаакиевская церковь
11 сентября 1724 года директор Канцелярии от строений У. А. Сенявин объявил о том, что в сводах Исаакиевской церкви обнаружены серьёзные повреждения. Через неделю архитекторы Трезини, ван Звитен, Б. Растрелли и ученик архитектуры М. Г. Земцов подали в Канцелярию доклад о способах устранения недостатков. 7 июня 1725 года Канцелярия от строений определила:
"В Исакиевской церкви, свод которой повредился, розбирать архитекту Гаитану Киавери... А деревянной или каменной лехкой свод недлежит делать, о том доложась Её величеству Государыне императрице... указ учинён будет впредь. А архитекту Трезину того строения не ведать для того что он архитект Трезин отягчен многими другими делами" [Цит. по: 1, с. 234].
Для решения о типе возводимого нового свода и способах укрепления стен была собрана комиссия из архитекторов Трезини, Киавери, Земцова, "архитектурных гезелей" Тимофея Усова и Петра Еропкина. Комиссия постановила укрепить стены церкви железными связями и соорудить наружные контрфорсы.
В мае 1726 года Екатерина I распорядилась изготовить для Исаакиевской церкви ангела с крестом. В мае следующего года она изменила решение о материале для свода. Вместо камня было решено применить дерево. Ещё через два месяца императрица повелела устроить у следующему лету купол и деревянный шпиль. Для этого архитекторам Трезини и Киавери было поручено составить соответствующие чертежи. Последний сообщил в Канцелярию от строений, что повреждения каменных стен колокольни ещё не устранены, после чего комиссия из архитекторов Трезини, Земцова, Усова и Еропкина осмотрела колокольню и выдала своё решение об её исправлении.
Освящение Исаакиевской церкви состоялось 30 мая 1727 года. Сразу после этого первую деревянную церковь разобрали. В 1728-1729 годах вокруг колокольни для укрепления стен и сводов установили 20 круглых каменный столбов на пьедесталах, устроив таким образом крытую галерею. К сентябрю 1729 года на колокольне был установлен деревянный купол с фонариком. Тогда же храм был выкрашен в белый цвет.
21 апреля 1735 года от молнии загорелся шпиль. В результате выгорел весь храм. Его восстановление доверили архитектору Пьетро Антонио Трезини, который нашёл способ реставрации здания без разборки покосившейся колокольни. По указаниям Трезини были заново сложены своды и купол, а также обновлена внутренняя и наружная отделка. Восстановление Исаакиевской церкви продолжалось до 1746 года [1, с. 334].
3-й Исаакиевский собор (проект Ринальди)
3-й Исаакиевский собор (проект Ринальди)
Решить проблемы второй Исаакиевской церкви так и не удалось. Она была построена слишком близко к Неве - в 21 метре от берега. К тому же, фундамент здания оказался слишком слаб. В 1758 году архитекторами было установлено:
"под тою церковью фундамент зделан слаб и узок, а паче без свай, а хотя под однеми углами и под средними четырьмя столбами сваи и побиты, но весьма редко, отчего стены и столбы садятся вниз, налишные же стены зделаны тонки и от зделанных сводов распирает врозь, отчего как стены, так и внутренние столбы пошатились розно на один вершок... Хотя для подкрепления и зделаны были прежде с боков контрофорсы, но и от того помощи мало, и все от стен отсели и перемычки разседались... колокольня хотя и подкреплена контрофорсами, токмо по слабости фундамента садитца вниз и от церкви имеет в стенах отделение" [Цит. по: 1, с. 235].
В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди. Собор стали строить на новом месте, дальше от берега, там где находится современное сооружение. С тех пор он разделяет Исаакиевкую и Сенатскую площади. Я. Штелин описал закладку храма:
"В июле 1768 года Её величество императрица Екатерина II в присутствии всего Двора, иностранных министров и огромной толпы народа торжественно заложила камень в основание церкви святого Исаакия, которая должна строиться на Адмиралтейском лугу. Под закладной, или краеугольный, камень, где, собственно, будет сооружён алтарь, были положены различные монеты, чеканенные в правление Её величества, а также особая, выпущенная по этому случаю медаль. Чертёж этой церкви исполнен государтвенным архитектором Ринальди, а осуществление постройки по изготовленной для этого модели возложено на сенатского архитектора Виста под главным надзором господина генерал-лейтенанта графа Брюса. Она должна стать самой большой и пышной церковью, какой никогда ещё не было в Российском государстве" [Цит. по: 1, с. 451].
Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось различными сортами русского мрамора. Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II, он был построен лишь на половину.
Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь оставшийся мрамор на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор быстро достроить в кирпиче. Спешка была связана с приближающимся 100-летием Санкт-Петербурга, масштабная стройка в центре которого не украсила бы праздник. В результате пришлось уменьшить высоту колокольни, понизить главный купол, отказаться от возведения боковых куполов.
Когда Антонио Ринальди уехал из России, облицовка стен здания мрамором была осуществлена только до карнизов. Завершал работу Винченцо Бренна. Новый Исаакиевский собор был достроен и освящён к 1802 году.
Об этом сооружении в народе родилась следующая эпиграмма:
"Се памятник двух царств,
Обоим им приличный,
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный".
Качество постройки оставляло желать лучшего. При одной из служб с потолка упала отсыревшая штукатурка. Когда стали разбираться в причинах этого, поняли, что здание подлежит серьёзной переделке. Построенный наспех по усечённому проекту храм не соответствовал статусу главного православного храма, не украшал собой центр столицы Российской империи.
Строительство
Вид на разборку старого Исаакиевского собора
Вид на разборку старого Исаакиевского собора
В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора. Его личным требованием стало использование в новом здании алтарной части старого храма. Первый оказался безрезультатным. Несмотря на то, что в нём участвовали А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, В. П. Стасов, Ж. Тома де Томон, их проекты не были приняты императором. Все они предлагали строить новый собор заново, не используя уже построенное сооружение.
Создание четвёртого здания Исаакиевского собора задержала Отечественная война 1812 года. В 1816 году Александр I вновь распорядился начать проектировать храм. Но и второй конкурс не выявил архитектора, достойного этой работы. Тогда император поручил инженеру Августу Бетанкуру, председателю Комитета по делам строений, найти нужного мастера. Таковым оказался французский архитектор Огюст Монферран. Это решение многих удивило, так как Монферран тогда не был хорошо известен. Архитектор представил императору сразу 24 проекта собора в разных стилях: от готического до китайского. Император остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Вероятно, на решение императора повлияло то, что Монферран предлагал использовать часть конструкций собора Ринальди.
Выбор классического облика Исаакиевского собора оправдан прежде всего контекстом, в который он встраивался. Архитектура Санкт-Петербурга ориентирована прежде всего на Европу, поэтому находящийся в нём главный кафедральный собор должен быть тоже в европейском стиле, но не, к примеру, в византийском. Из-за этого было сразу понятно, что храм не будет полностью соответствовать православным канонам церковного строительства.
Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 года.
Как только проект Монферрана стал реализовываться, тут же в нём нашлись ошибки. Так, архитектор рассчитывал сохранить старые пилоны. Но это оказалось невозможным, так как новые и старые пилоны дали бы разную осадку. Академия художеств создала специальную комиссию для исправления проекта. Зодчему пришлось переделать свою работу принимая во внимание все замечания. Монферрану пришлось отказаться от сохранения старых пилонов, оставив от собора Ринальди только его алтарную восточную часть.
Процесс строительства Исаакиевского собора получился разбит на несколько стадии. В 1818-1827 годах производилась разборка старой церкви и устраивался фундамент новой.
Учитывая местные особенности грунта в основание фундамента вбили 10 762 сваи. На это ушло пять лет. Сейчас такой способ уплотнения грунта достаточно обычен, а в то время он произвёл огромное впечатление на жителей города. Тогда по городу ходил следующий анекдот. Будто когда вбивали в грунт очередную сваю, она бесследно ушла под землю. Вслед за первой начали вбивать другую, но и та скрылась в болотистой почве. Установили третью, четвёртую... Пока в Петербург в адрес строителей не прибыло письмо из Нью-Йорка: "Вы испортили нам мостовую". - "Причём здесь мы?" - ответили из Петербурга. - "Но на конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи "Громов и К" пришёл ответ из Америки.
Установка колонн южного портика
Установка колонн южного портика
На втором этапе с 1828 по 1830 годы устанавливали колонны четырёх больших портиков.
Изначально Монферран планировал оснастить храм только северным и южным портиками. С других двух сторон они по его мнению были неуместны, так как упирались в стены соседних зданий, из-за чего их сложно видеть целиком. Но Николай I настоял на строительстве всех четырёх портиков, мотивируя это необходимостью приданию храму более торжественного вида. То, что они не будут функциональны, для императора не имело значения.
Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. Этими работами руководили каменотёс Самсон Суханов и Архип Шихин. Сухановым был изобретён оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камня. Рабочие просверливали в граните отверстия, вставляли в них клинья и били по ним до тех пор, пока в камне не появлялась трещина. В трещину помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.
О перевозке этих гранитных монолитов писал Николай Бестужев:
"Они приступили к делу с обыкновенною своею механикаю: привязали покрепче судно к берегу - подложили ваги, брёвна, доски, завернули верёвки, перекрестились - крикнули громкое ура! - и гордые колоссы послушно покатились с судна на берег, и прокатываясь мимо Петра, который, казалось, благословлял сынов своих рукою, легли смиренно к подножию Исаакиевской церкви".
Доставка строительного материала от берега Невы к строительной площадке осуществлялась по приобретённым за границей рельсам. Причём делалось это задолго до появления в России первой железной дороги. Это значительно облегчило работу, так как лес, песок, каменные заготовки и монолиты доставлялись в Петербург по воде.
Установка 48 колонн портиков производилась до возведения стен Исаакиевского собора. Первая колонна (крайняя колонна справа в первом ряду северного портика) была установлена 20 марта 1828 года, а последняя - 11 августа 1830 года. Установка первой колонны стала важным событием в жизни Петербурга. На торжестве присутствовали иностранные гости, царская чета и многочисленная толпа любопытствующих горожан. Перед их взором всего за 45 минут была установлена 17-метровая колонна весом 114 тонн. Под её основание была положена свинцовая коробка, в которую вложили платиновую медаль с изображением Александра I.
С 1830 по 1836 годы возводились стены и подкупольные пилоны. В 1837-1841 годах - сооружали своды, барабан купола и четыре колокольни. Работа по установке 24 колонн вокруг центрального купола также была весьма грандиозной. Каждая из них весит 64 тонны. Впервые в строительной практике колонны такого веса и размера поднимались на высоту более 40 метров.
Металлические конструкции внутри купола
Металлические конструкции внутри купола
По предложению Огюста Монферрана главный купол собора был создан не из кирпича, а из металла, что значительно сократило его вес. При его проектировании зодчий использовал в качестве прототипа купол собора святого Павла в Лондоне. Он состоит из трёх вложенных в друг друга частей. Внутренний свод опирается на колоннаду. Он обшит досками, обит просмоленным войлоком и оштукатурен. Его нижнюю поверхность, которую видит посетитель собора, расписал художник К. П. Брюллов. На внутреннем своде стоит второй, поддерживающий фонарик собора. Он окрашен в голубой фон с бронзовыми лучами и звёздами, что создаёт картину звёздного неба. Третий свод - внешний, покрыт медными позолоченными листами. На золочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.
14 сентября 1839 года купол Исаакиевского собора увенчал крест.
С 1841 по 1858 год оформлялись интерьеры. При составлении их проектов Монферран совершил путешествия по Италии и Франции, дабы ознакомиться с лучшими образцами. Проект интерьера был утверждён Николаем I в январе 1843 года.
Исаакиевский собор строился необычайно долго. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. "Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства". - "То-то он так долго строит".
Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор на самом деле умер вскоре после окончания строительства Исаакиевского собора. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра II на одно из скульптурных украшений здания. Монферран оставил своеобразный портрет. В скульптурном декоре западного фронтона присутствует группа святых, поклоном головы приветствующая появление Исаакия Далматского. Среди них скульптор поместил фигуру Монферрана с моделью собора в руках, который в отличие от остальных голову держит прямо. Обратив внимание на данный факт, император не подал руки архитектору проходя мимо, не сказал слова благодарности за работу. Монферран не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.
Если не принимать в расчёт слухи, то задержку в строительстве можно объяснить допущенными Монферраном ошибками в проектировании. Обнаружены они были уже во время строительства, понадобилось время на их устранение.
На возведение храма было потрачено рекордное количество денег. К примеру, на строительство сомасштабного Троице-Измайловского собора было потрачено около 2 000 000 рублей, тогда как только на фундамент Исаакиевского собора ушло 2 500 000 рублей. Финансирование велось из казны, несмотря на дефицит бюджета. Храм Исаакия Далматского стал самым дорогим в Европе. Он обошёлся казне в 23 256 852 рубля и 80 копеек без учёта стоимости церковной утвари. Экономия при его оборудовании была весьма незначительной, но всё-таки была. Так, по указанию Николая I кафедра была здесь выполнена не из дорогого каррарского мрамора, а из дуба. Экономией также обуславливается отсутствие задуманной Монферраном богатейшей ограды вокруг храма. Она, как и всё связанное с главной православной церковью, задумывалась весьма помпезной:
"Предложено было именно устроить великий балюстрад, украшенный двадцатью пьедесталами. На восьми из этих пьедесталов, особенно выдающихся, поставить фигуры мужей, просветивших Россию своей верою, а прочие двенадцать занять грандиозными канделябрами для газового освещения. Сверх того, предложено было против трёх главных подъездов на портиках собора поставить высокие колонны..." [Цит. по: 3, с. 138]
Описание
Интерьер Исаакиевского собора
Интерьер Исаакиевского собора
Высота Исаакиевского собора - 101,5 метр. Здание весит 300 000 тонн. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4 000 квадратных метров он может вместить до 12 000 человек. При этом сам Монферран рассчитывал, что вместимость здания составляет 7 000. Ему приходилось учитывать размеры пышных юбок дам, а также необходимость "резервирования" как минимум одного квадратного метра для каждого верующего.
Являясь главным храмом, Исаакиевский собор поставлен на стереобат - возвышение, что символизирует приближение к Богу. Ступени стереобата сделаны большими, больше человеческого шага, что настраивает посетителя на медленный, вдумчивый вход в собор.
Восточный и западный портики Исаакиевского собора имеют по восемь колонн, а северный и южный - по шестнадцать. Это связано с тем, что последние оформляют Сенатскую и Исаакиевскую площади, а значит должны быть более торжественными. Вместе с тем, по православным канонам главный вход должен был бы быть с запада - напротив алтаря. В архитектуре здания это никак не выявлено.
Фасад здания облицован мрамором, толщина блоков которого составляет 40-50 сантиметров.
Главным скульптором Исаакиевского собора стал Иван Петрович Витали. Его привлёк к работе Монферран, который таким образом нашёл замену французскому скульптору Лемеру. И. П. Витали создал уникальные двери храма. Каждая из створок весит более 20 тонн [3, с. 78]. За их образец Монферраном были выбраны "Золотые двери" баптистерия работы скульптора Гиберти. Для Исаакиевского собора была выполнена их точная копия в натуральную величину, а затем Витали отлил их из бронзы. Изображения святых на дверях портретны. За прообраз скульптор брал образы рабочих, которых Витали зарисовывал проходя по стройке.
Скульптурное оформление экстерьера Исаакиевского собора по желанию Николая I было дополнено восемью фигурами ангелов над пилястрами и четырьмя группами ангелов со светильниками по углам здания. Последние использовались в дни церковных праздников, когда в светильниках зажигался газ.
Бронзовые барельефы фронтонов также создал Витали. Барельеф западного фронтона называется "Святой Исаакий и Император Феодосий". По совету художника Карла Брюллова скульптор придал лицам героев сюжета черты своих современников. В лице Феодосия показан сам Николай I, жена византийского императора похожа на супругу государя Александру Фёдоровну, царедворцы Сатурнин и Викторий - на министра двора князя Волконского и президента Академии художеств Оленина, святой Исаакий Далматский - на митрополита Серафима, византийский архитектор (как уже упомянуто выше) - на Монферрана.
Внутренние стены здания также как наружные облицованы мрамором. Но выше аттика, начинающегося на высоте 43 метров, плоскости обработаны стюком, то есть искусственным мрамором, более дешёвым чем естественный камень. На такой высоте зритель не видит подмены.
Исаакию Далматскому посвящён центральный главный придел храма. Северный - святому благоверному князю Александру Невскому, южный - святой великомученице Екатерине.
Собор освещают семь бронзовых золочёных люстр на 980 свечей. Кроме них здесь имелись канделябры, но всего этого всё-равно не хватало для полноценного освещения. До появления электричества в храме (в 1903 году) было настолько темно, что росписи выше аттика не были видны. Староста собора Е. Богданович писал:
"Приближаясь к собору, прежде всего, поражаешься его обширностью и малым числом окон <...> Все эти окна в куполе мало дают света внутренней части храма, где стоят богомольцы, - так что гораздо больше освещается купол, занимающий сравнительно небольшое пространство, чем самый храм, отчего последний, со своими богатствами и художественными произведениями, теряет весьма много... Внутри храма поражает его примрачность." [Цит. по: 3, с. 215, 216]
Проблему недостаточного освещения предлагали устранить хотя бы частично, путём пробивки окна в своде над алтарём. Но ради сохранения росписи свода от этого отказались.
По указанию Николая I живописное убранство Исаакиевского собора постепенно было переведено в мозаики. Заказы на оформление интерьера храма распределялись не конкурсами, а по воле императора. Таким образом к работам был привлечён художник Т. Нефф, который до этого нарисовал лишь портрет великой княгини Марии Николаевны.
Над иконостасом художник Ф. Бруни изобразил картину "Страшный суд", которая обычно располагается на западной стене храма. Здесь так сделать не удалось, так как соответствующее место с западной стороны разбито аттиком и карнизом на три небольшие части. Из-за этого пришлось отойти от традиции православной церкви и поместить там четвёртый, шестой и седьмой дни творения Богом Вселенной, а сцену Страшного суда - на востоке над иконостасом.
Создание росписи плафона Исаакиевского собора Николай I поручил Карлу Брюллову. Это самая масштабная живописная работа в храме площадью 816 квадратных метров. В процессе работы живописцем были созданы сотни эскизов и набросков отдельных персонажей и деталей. Роспись плафона называется "Богородица во Славе". По замыслу Брюллова здесь были увековечены святые - покровители императоров России: Иоанн Богослов, святой Николай, Иоанн Креститель, святые Пётр и Павел, Екатерина, Елизавета, Анна, Александр Невский и Исаакий Далматский, император Константин и святой Алексей. Лицу Александра Невского художник придал черты Петра I.
Над плафоном Исаакиевского собора Брюллов работал с середины 1845 до начала 1847 года. Из-за сложных условий он заболел, его пришлось заменить П. Басиным, который завершил "Богородицу во Славе" к концу 1848 года. В 1849-1852 годах Басиным по эскизам Брюллова были расписаны барабан купола, парусные своды и аттик.
В память о том, что храм строился при правлении Николая I, в юго-западом плафоне колокольни художником Риссом создано изображение святой Февронии - личной покровительницы императора.
Иконостас Исаакиевского собора
Иконостас Исаакиевского собора
Иконостас Исаакиевского собора создавался в 1840-е годы в классическом стиле в виде триумфальной арки. Его имперский стиль подчёркивают 10-метровые колонны из малахита. Именно они, а не Царские врата, как принято в православных церквях, стали композиционным центром иконостаса. Ещё одним нарушением правил стало размещение северных и южных дверей главного алтаря не в самом иконостасе, а в стенах, отделяющих алтарь от приделов.
Из канонических икон в иконостасе помещены лишь четыре: Иисуса Христа, Исаакия Далматского, Богоматери с младенцем и Тайной вечери. Остальные иконы посвящены святым, личным покровителям императоров, в периоды правления которых велось строительство всех четырёх зданий Исаакиевского собора: святому Павлу, великомученице Екатерине, Александру Невскому, Николаю Чудотворцу и Петру. Все эти иконы набраны мозаикой по живописным оригиналам Т. Неффа. Иконы с изображениями событий Евангелия расположены не во втором ярусе иконостаса, а разбросаны по всему собору, будучи помещёнными в нишах пилонов. В иконостасе их места занимают святые покровители членов царской семьи: князь Владимир и княгиня Ольга, Мария Магдалина и царица Александра, Николай Новгородский, архистратиг Михаил, праведные Анна и Елизавета, равноапостольный царь Константин и царица Елена. Эти иконы также созданы в технике мозаики, сделаны по эскизам Ф. П. Брюллова (брата Карла Брюллова). Ещё одним нарушением традиции стало изображение в иконостасе шести святых жён. Все отходы от традиционного исполнения иконостаса обусловлены необходимостью отразить в нём идею государственности, показать единство царской и небесной властей.
Венчающая Царские врата скульптурная группа "Христов со Славе" выполнена П. Клодтом и Т. Неффом.
На золочение интерьера Исаакиевского собора было потрачено 300 килограммов золота.
Алтарное окно храма украшено витражем, что для православной традиции является исключительным событием. Витраж Исаакиевского собора исполнен немецкими мастерами в Германии и был доставлен в Санкт-Петербург по частям. Он изображает Иисуса Христа во весь рост, его площадь составляет 28 квадратных метров.
Церковная утварь была создана для Исаакиевского собора из казённого золота за 17 500 рублей придворными поставщиками Никольсом и Плинке. Они же поставили в храм 26 предметов из казённого серебра. Серебряных дел мастера Сезиков и Верховцев поставили в храм ещё 89 вещей из казённого драгоценного металла. В благодарность за получение этого заказа поставщики изготовили 57 вещей из собственного серебра.
История
Исаакиевский собор, 1850-е гг.
Исаакиевский собор, 1850-е гг.
Строительство Исаакиевского собора завершилось освящением храма 30 мая 1858 года. За сооружение храма Огюст Монферран получил чин действительного статского советника, единовременно 40 000 рублей и пенсию в 5 000 рублей [3, с. 176]. Церемония освящение храма началась в 9 утра, завершивший её парад войск окончился в 16 часов дня. Все петербургские газеты описывали это событие в восторженных тонах, вспоминая ясный день и огромное стечение народа. Современники отмечали и типичные для России особенности мероприятия:
"Гадкая история сцепилась с этой церемонией. Во время коронации Красная площадь в Кремле покрывалась красным сукном, которого пошло несколько тысяч аршин... Нынче опять понадобилось красное сукно, чтобы устлать дорогу от Зимнего дворца до собора, и государь вспомнил про то, коронационное, и приказал употребить его. Списались с Москвой. Оттуда отвечали, что сукно очень плохо, что его моль поела. Государь приказал прислать его таким, какое оно есть. Тогда оказалось, что его вовсе не существует, и что оно никогда не было куплено, а было взято на прокат. Барон Боде, говорят, отставлен, и с ним ещё несколько человек потеряли свои места. Об этой истории много говорят. Говорят, что сукно было действительно куплено, то есть деньги поставлены в счёт, а сукно потом продали и деньги поделили между собой." [Цит. по: 3, с. 195]
На церемонии освящения Исаакиевского собора присутствовала огромная толпа петербуржцев и гостей города. Вокруг храма были устроены зрительские места. В амфитеатре напротив западного портика ложи стоили по 100, а кресло по 25 рублей серебром. Окна ближайших к церкви домов сдавались за огромные деньги ещё в начале мая.
Газета "Санкт-Петербургские ведомости" так описала события 30 мая 1858 года:
"С семи часов утра начали покрываться зрителями трибуны, устроенные на Петровской и Исаакиевской площадях. Все окна домов, стоявших на пути шествия, запестрели разноцветными уборами дам. Самые кровли покрылись народом. Суда на Неве разцветились флагами. Мы дошли до эстрады, устроенной у Конногвардейского манежа, вскоре после девяти часов. Чудное зрелище представляла одна из величайших в мире площадей: напротив от нас вздымал к небу золотой купол соборный храм; портики его были покрыты разнообразною толпою в блестящих мундирах; налево, за другой эстрадой, выстроенной у Адмиралтейского бульвара, блистала широкая лента Невы и развевались флаги судов; перед нами двигались пёстрые массы войск, занимавших места свои. Большой колокол гудел торжественно...

До начала поезда Государь Император, окружённый свитой, объехал все войска и приветливо с ними поздоровался.

В назначенный церемониалом час показался вдали поезд. Вскоре после того, как Государь Император, член Августейшего Семейства и свита Их вошли в собор, где, в присутствии Их, совершён был обряд освящения храма, показался вдали крестный ход, предшествуемый певчими в разноцветных одеждах. Духовенство, в белых глазетовых ризах, с хоругвями, образами и святыми мощами, несомыми на главе архиереем, шествовало двумя рядами, впереди которых несли фонарь и крест. По мере прохождения процессии мимо полков музыка играла гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Эта музыка, исполненная piano, производила удивительное впечатление: слышались не инструменты, а как будто несколько поющих в отдалении хоров. Всё вместе - и эта трогательная музыка священного гимна, и эта тихая, торжественная, блестящая процессия, двигавшаяся посреди необозримой площади, установленной войсками и обрамлённой тысячами народа, - представляло зрелище, которого, конечно, не забудет во всю жизнь свою всякий, кому довелось видеть его.

По прибытии крестного хода, Государь Император, Государыня Императрица, члены Августейшего Семейства и свита вышли из собора. Их Величества спустились до нижней ступени. Раздалось пение. Потом ход снова двинулся вокруг собора, сопровождаемый Их Императорскими Величествами и Их Императорскими Высочествами; обошед храм кругом, процессия вошла в храм." [Цит. по: 3, с. 197-199]
Сохранился церемониал освящения храма. Он опубликован в книге Н. Ю. Толмачёвой "Исаакиевский собор" в виде приложения к основному материалу [3].
Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище - Исаакиевском соборе. Но Александром II это желание не было исполнено. Гроб с телом архитектора лишь обнесли вокруг храма, после чего вдова увезла его в Париж.
После открытия храм находился не в духовном ведомстве, а в государственном. После ликвидации комиссии по его постройке в 1864 году собор перешёл в ведение Министерства путей сообщения и публичных зданий. В 1871 году здание было передано Министерству внутренних дел.
На содержание Исаакиевского собора казна ежегодно выделяла огромные деньги. В храме пел многочисленный хор. Для обеспечения звона колоколов держался штат из 16 человек, разделённых на две смены. Притч храма был самым большим в Петербурге, его члены получали государственное жалование. В других церквах, за редким исключением, притч жил на деньги от церковно-приходских доходов.
В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. К тому же родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.
Исаакиевский собор бесспорно является одним из символов Санкт-Петербурга. Его высокий барабан с куполом виден ещё с Финского залива, он стал заметной частью портрета города. Однако по поводу непропорциональности барабана и поставленных рядом колоколенок возникли неофициальные названия. Одно из них - "Чернильница".
Исаакиевский собор, современный вид
Исаакиевский собор, современный вид
После принятия в 1920 году декрета об изъятии церковных ценностей из Исаакиевского собора было вывезено 50 килограммов золота и более двух тонн серебра, множество драгоценных камней, все иконы и другие ценности.
Некоторое время храм оставался действующим. В 1925 году Наркомпрос отмечал, что из-за плохого состояния его следовало бы закрыть. Администрация собора не могла обеспечить должный уход за зданием вследствие прекращения своего финансирования со стороны государства и значительного сокращения объёма пожертвований. Поэтому в 1928 году Исаакиевский собор был передан Главнауке. Тогда с Исаакиевского собора были сняты колокола и отправлены на переплавку. При этом в юго-западной колокольне была сделана шахта лифта.
Исаакиевский собор было решено использовать в качестве музея. С 1928 по 1931 год в нём провели косметический ремонт и подготовили выставку по истории проектирования и строительства здания. К марту 1931 года эту выставку дополнили материалами антирелигиозного содержания, после чего музей "Исаакиевский собор" был открыт.
При открытии музея в последний раз открывали все три большие парадные двери собора. В дальнейшем от этого отказались, так как при открытых дверях в таком огромном здании невозможно поддерживать требуемую для сохранения его живописного убранства температуру (16-18 °С) и влажность.
На церемонии открытия музея в здании удалось разместить 10 000 человек, а всего за первые три месяца работы его посетили более 100 000 человек.
Экскурсия по музею состояла из трёх разделов: 1) история собора, раскрывающая тяжёлый труд крепостных строителей; 2) антирелигиозная работа музея; 3) естественно-научный раздел, одним из его экспонатов которого стал маятник Фуко. Этот маятник был прикреплён к куполу и спускался к центру здания. Его высота составляла 91 метр.
В советское время Исаакиевский собор продолжал быть объектом мифотворчества. В одной из довоенных легенд говорится о том, что Америка была готова купить храм. Предполагалось перевезти его в США по частям на кораблях, там собрать заново. За это американцы якобы предлагали заасфальтировать все улицы Ленинграда, в то время покрытые булыжником.
Вторая легенда повествует о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек. Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора... Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора. При обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрелять по нему. Так и вышло. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.
Но снаряды всё-равно взрывались рядом. О Великой Отечественной войне напоминают следы от осколков, повредивших колонны западного портика Исаакиевского собора. Купол и звонницы здания

Спас-на-крови

2015-07-28 19:21:41 (читать в оригинале)

Спас-на-крови

Собор Воскресения Христова на канале Грибоедова построен в 1883-1907 годах. Здесь 1 марта 1881 года было совершено покушение на императора Александра II, в результате которого он погиб. Уже на следующий день, 2 марта Городская дума на своём чрезвычайном заседании приняла решение просить нового императора Александра III "разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник" погибшему государю.
Сразу после получения такого разрешения на месте покушения была освящена временная деревянная часовня работы Л. Н. Бенуа. Эта часовня была построена на средства лесопромышленника И. Ф. Громова. А когда из губерний стали поступать крупные пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.
Был объявлен архитектурный конкурс. Его условием были: ориентация на русскую культовую архитектуру XVII века, включение во внутренний объём собора места трагедии. Проекты рассматривал лично Александр III. Свои проекты предлагали Н. Л. Бенуа, А. И. Резанов, В. А. Шретер, Р. И. Кузьмин и другие архитекторы. Победителем конкурса оказался академик архитектуры Альфред Александрович Парланд. Дальнейшую работу он вёл вместе с другим архитектором - архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру И. В. Малышевым.
Альфред Парланд писал:
"Высочайше утверждённый в Гатчине 1 мая 1887 года проект для храма Воскресения мною составлен по указанию Его Величества в стиле времён московских царей XVII века. Выдающимися образцами этой эпохи являются церковь Василия Блаженного в Москве и целая группа храмов в Ярославле, Ростове и др. Изучая эти прекрасные памятники русской старины, стараясь восприять не только умом, но и сердцем те пути и приёмы, те средства, которыми пользовались зодчие того времени, стараясь, насколько возможно, понять тайну их творчества, я с увлечением принялся за возложенную на меня работу".
Закладка здания состоялась 18 октября 1883 года. Первый камень положил сын убитого государя, новый император - Александр III. Руководство строительством император повелел своему брату - великому князю Владимиру Александровичу. Великий князь являлся президентом Академии художеств, и при строительстве храма смог бы воспользоваться своими связями среди архитекторов и художников.
Сразу после закладки собора деревянную часовню разобрали.
Спас-на-крови
Спас-на-крови
Спас-на-крови был создан на основе необычного инженерного решения, на что повлияло его расположение на берегу канала. Для того, чтобы воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на восемь метров.
Спас-на-крови был создан в русском стиле, по образу московского собора Василия Блаженного. Одним из украшений фасадов собора Спас-на-крови стала мозаика, из которой выполнены гербы русский городов, губерний и уездов. В технике мозаики выполнены также и панно на евангелические сюжеты, созданные по эскизам известных художников и расположенные на всех четырёх фасадах. В нишах закреплены 20 гранитных досок с описанием важных исторических событий времён правления Александра II.
Мозаичное убранство также является главной особенностью и внутренней отделки храма. Мозаичный в Спасе-на-крови даже иконостас. Изображение Спасителя и Богоматери для иконостаса выполнил Виктор Васнецов. Киоты созданы по рисункам Альфреда Парланда, мозаичные иконы - по рисункам Михаила Нестерова. Общая площадь мозаик в интерьерах храма составляет 7050 кв. м., они покрывают не только стены, но и пол, потолок, колонны. Над сохранившимися в неприкосновенности фрагментами набережной - части ограды, плит тротуара, мостовой, на которую упал император, сооружена специальная сень. Свод сени облицован лазурью и украшен звёздами из топазов и самоцветов. Высота самого высокого купола собора - 81 метр.
Спас-на-Крови строился долго. Его освящение состоялось только лишь 19 августа 1907 года, уже при внуке Александра II, императоре Николае II. При этом тогда вдвое быстрее был построен дворец великого князя Владимира Александровича. Комиссия по строительству собора обнаружила растрату казённых средств в особо крупных размерах. Следствие быстро нашло виновного. Им стал сотрудник великого князя, конференц-секретарь Академии художеств Пётр Фёдорович Исеев. Несмотря на ходатайство брата императора, Исеева сослали в Сибирь. Впрочем, ходили слухи, что жил он там весьма богато.
От Михайловского сада собор Спас-на-крови отделяет уникальная ограда. Исполнена она в 1903-1907 годах по проекту Альфреда Парланда.
В 1908 году рядом была освящена Иверская часовня. В 1923 году Спас-на-крови стал кафедральным собором.
После закрытия в 1930 году собор стал использоваться как склад. Его планировалось снести как не представляющий ни исторической, ни художественной ценности. Но в последний момент в судьбу Спаса-на-крови вмешалась война. Снести его попросту не успели.
Во время блокады храм использовался как морг, сюда свозили тела погибших. В один из куполов попал неразорвавшийся снаряд. После Великой Отечественной войны Спас-на-крови использовался для хранения декораций Малого Оперного театра.
В 1970 году собор передали в качестве филиала музею "Исаакиевский собор". С 1977 по 1991 год храм реставрировался, всё это время он стоял в строительных лесах. В связи с этим возникли истории, схожие с разговорами о строительных лесах Исаакиевского собора. Говорили, что леса стоят до тех пор, пока стоит советская власть. Разобрали их незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году. Открыт для посетителей собор был 19 августа 1997 года.

1.
a6807748ccdb1cf3a7b016bab810ac29 (413x497, 135Kb)

2.
church (327x406, 139Kb)

3.
DSC01062 (700x465, 291Kb)

4.
luxfon.com_8242 (700x484, 318Kb)

5.
pet57 (700x511, 369Kb)

6.
spas_na_krovi_01 (525x700, 363Kb)

7.
9df5e2e3421fafaed0ad1abce0f0b408 (330x440, 191Kb)


Страницы: ... 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по сумме баллов (758) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.