Запрещено обижать ближнего, как сказано (Ваикра, 24:17): «Не обижайте друг друга» (Талмуд, Бава Мециа, 58б). bear-hugs-1024x683Люди, в отношении которых следует быть особенно осторожным
Запрет обижать относится ко всем евреям, однако особенно выделяется несколько групп, в отношении которых надо быть предельно острожными: это гер, жена, вдова и сирота. Гер
В отношении гера (прозелита) надо быть особенно осторожным, поскольку Тора несколько раз предостерегает не обижать геров (Талмуд, Бава Мециа 59б; Шульхан Арух, 228:2).
Тот, кто обижает гера, нарушает три запрета Торы: общий запрет «Не обижайте друг друга» (Талмуд, Бава Мециа, 58б), а также: «…гера не обижай» (Шмот, 22:20) и «…когда будет жить с тобой пришелец (гер), не обижай его» (Ваикра, 19:33). (Талмуд, там же; Рамбам, Законы продажи, 14:15). Жена
Необходимо быть особенно осторожным, чтобы не обижать жену (Шульхан Арух, 228:3).
Повелели мудрецы, чтобы муж уважал жену больше, чем себя, и любил её так же, как себя. И если есть у него средства, пусть умножает ей всякие блага в соответствии со средствами, и пусть не наводит на неё лишнего страха, и пусть будет разговор его с ней мягким, без раздражения и гнева. (Рамбам, Законы супружества, 15:19). Вдовы и сироты
Очень грустный ребенокЕсть особый запрет притеснять и обижать сирот и вдов, как сказано: «Никакой вдовы, ни сироты не притесняйте» (Шмот, 22:21) (Рамбам, Книга Заповедей, 256). С ними необходимо говорить крайне мягко и деликатно, вести дела предельно добросовестно и порядочно и относиться к ним максимально доброжелательно, стремясь во всем этом достигнуть возможного совершенства. (Рамбам, там же; Законы Мнений, 6:10). Кто считается вдовой или сиротой?
Запрет обижать сирот относится как к сиротам по отцу, так и к сиротам по матери. (Рамбам, там же)
До какого возраста сирота считается сиротой с точки зрения этого запрета? До тех пор, пока сирота зависит в чём-то от взрослого человека и не может вести самостоятельный образ жизни. (Рамбам, там же)
Вдова считается вдовой всё время, пока не выйдет вновь замуж.
В запрет обижать сирот и вдову входят всякие виду обиды – запрещено дразнить и раздражать их, причинять им всяческую боль или наносить им материальный убыток. (Рамбам, там же)
Этот запрет действителен даже в случае, если вдова или сироты весьма богаты и занимают высокое социальное положение, ведь Тора подчёркивает: «никакой вдовы и сироты не обижайте». (Рамбам, Законы Мнений, 6:10). Суровое наказание за притеснение вдов и сирот
Тора предусматривает тяжёлое наказание тому, кто притесняет вдову или сирот, как сказано (Шмот, 22:21-23): «Никакую вдову и сироту не обижайте… если будешь обижать их..! Ибо если воззовет ко Мне, Я услышу его вопль; И воспылает Мой гнев, и поражу вас мечом, и будут ваши жены вдовами, а ваши дети сиротами». В каком случае не запрещено обижать вдов и сирот?
Запрещено притеснять или обижать вдову и сирот только в случае, если это делается для собственной выгоды. Если же человек обижает их, чтобы обучить их Торе, либо какой-то профессии, либо направить их по правильной дороге, в этом нет запрета. (Рамбам, там же)
Несмотря на это, да не будет человек вести себя с ними как с каждым другим, но пусть сделает различие между тем, как он относится к ним и к другим людям. Важно стараться всегда разговаривать с ними спокойно и проявлять к ним большое милосердие и почёт. (Рамбам, там же) Что включает в себя запрет обижать?
Запрет обижать ближнего включает в себя запрет обижать, огорчать и причинять страдание другому как словами, так и действиями. (Хаей Адам, 143)
Запрещено показывать другим или публиковать чьи-либо фотографии, если это причинит этому еврею боль. Если само фотографирование причиняет ему боль, то запрещено и фотографировать его.
Пишет Хазон Иш в послании (Сборник Посланий, 1:33): «Я чувствую для себя большую обязанность остерегаться, чтобы не причинить людям какую-то неприятность даже на одну секунду». И стоит каждому приучить себя такому поведению. Запрет упоминать дурные поступки
Если еврей делал в прошлом дурные поступки, но позже раскаялся, запрещено говорить ему: «Вспомни свои прежние поступки», поскольку это причиняет ему боль. (Талмуд, Бава Мециа, 58б; Рамбам, Законы Продажи, 14:13; Шульхан Арух, Хошен Мишпат, 228:4).
Также запрещено напоминать ближнему дурные дела его отцов либо родственников, если это причиняет ему боль.
Если еврея постигли какие-либо несчастья, запрещено ему сказать: «Это тебе наказание за твои грехи». (Талмуд, Рамбам и Шульхан Аурх, там же)
Однако, если еврей говорит, что его постигли беды несправедливо, можно упомянуть ему о его грехах. (Хошен Мишпат, там же) Всё же важно постараться сделать это деликатно, чтобы не обидеть еврея.
Если намекают еврею, что несчастья постигли его из-за его грехов, с тем чтобы пробудить того раскаяться и оставить грехи, это не запрещено. (Талмуд, Брахот, 5б; 25 רב הונא תקיפו ליה», -ое письмо рава Хаима Каневского, приведено в конце книги «Лереаха Камоха», 3 часть, «Мишпетей Шалом», 7, 14-ое примечание). Однако следует хорошо обдумать свои слова, как сказать это таким образом, чтобы не обидеть ближнего. (Торат Коаним, Кдошим, 2$ Рамбам, Законы нравов, 6:8) Запрет спрашивать цену товара
ценаЗапрещено спрашивать у продавца цену товара, если спрашивающий не намеревается его купить. (Талмуд, Рамбам и Шульхан Арух, там же)
Причина этого запрета в том, что продавец надеялся продать вещь, но был разочарован. (Меири, там же, Хафец Хаим Ховат а-Шмира, 14-ая часть). Поэтому, если человек уже купил какую-то вещь и видит её в другом магазине, нужно остерегаться, чтобы не спросить продавца, по какой цене он её продаёт.
Можно выяснять цену, когда у человека есть какая-то вероятность, что он её купит, либо он желает найти наиболее низкую цену в нескольких магазинах. (Мишпетей Шалом, 7, 9-ое примечание) Если человек сообщает продавцу, что не желает купить вещь, а просто выясняет цену, нет запрета это делать. (Мишпетей Шалом, там же). Проверьте свои знания
Хотите проверить, насколько хорошо Вы усвоили эти законы?
Мы подготовили для Вас тест. Проверьте свои знания и поделитесь результатами с друзьями и знакомым!
Недельная глава «Хаей Сара» «И ввел ее Ицхак в шатер Сары, своей матери. И взял он Ривку, и стала она ему женой, и он возлюбил ее. И утешение обрел Ицхак после своей матери». (Берешит 24:67)
Обратите внимание, что, на первый взгляд, порядок действий при женитьбе Ицхака на Ривке, описанный в Торе, выглядит крайне странным. Нам кажется, что порядок должен быть следующим: и полюбил Ицхак Ривку, после этого взял её в жёны и после свадьбы привёл её в шатёр. Почему же Тора перечисляет действия Ицхака в такой странной последовательности?
Чтобы получить ответ, обратимся к комментарию рава Шимшона Рафаэля Гирша к этому стиху (Берешит 24:67). Рав Гирш пишет: этот стих показывает нам огромное различие между знакомством и женитьбой, как их видит Тора, и знакомством и женитьбой, принятыми в светском мире. В светском мире, пишет рав Гирш (так это, по крайней мере, было в его время), брак обычно начинается со «слепой» любви — молодые люди влюбляются друг в друга, у них возникает пламенная любовь. Молодой человек делает предложение, и пара решает пожениться. Им кажется, что они будут самыми счастливыми супругами на всём земном шаре. Но не проходит много времени, как молодожёны начинают ощущать разочарование. Оно растёт изо дня в день. И по мере роста разочарования угасает любовь, пока семейные отношения не превратятся во что-то привычное и «пресное» (непривлекательное). Пламенной любви не остаётся и в помине.
В противоположность этому еврейский брак основывается не на страсти и увлечении, а на мудрости. Молодые люди задумываются, прежде всего, насколько они подходят друг другу для семейной жизни, советуются об этом с родителями и мудрыми людьми. И только после того, как поймут, что подходят друг другу, они решают построить вместе семейный очаг. Чем больше усилий прилагают супруги к строительству семьи после женитьбы, тем больше становится их любовь. Ведь истинная любовь — это способность ощутить себя единым целым с другим человеком. Поэтому настоящая любовь между супругами возможна только при совместном строительстве семьи. И чем дольше они женаты, чем больше времени занимаются этим строительством, тем сильнее их любовь друг к другу.
Именно таким был порядок в отношениях между Ицхаком и Ривкой. Вначале Ицхак желал проверить, насколько Ривка праведна и насколько подходит для того, чтобы стать его женой. Для этого он, прежде всего, привёл Ривку в шатёр своей матери, праведницы Сары, чтобы проверить, праведна ли она в той же мере, что и его мать. Так переводит этот стих Ункелос: «И привёл её Ицхак в шатёр, и увидел, что её дела праведны, как дела Сары, матери его, и (только после этого) взял Ривку в жёны». Это же следует и из комментария Раши: «Он ввёл ее в шатёр, и стала она подобной Саре, матери его… Ведь пока Сара жила, свеча горела (в шатре) от одного субботнего вечера до другого, и благословение было на тесте, и облако стояло над шатром. Когда же она умерла, все это пропало, а с приходом Ривки появилось вновь».
После того, как Ицхак понял, что Ривка праведна, он женился на ней. И только после этого Ицхак полюбил её по-настоящему, и огонь их любви постоянно увеличивался в течение всей их жизни.
2016-11-15 12:37:28
Ответ раввина: + развернуть текст сохранённая копия
Ответ раввина: На первый взгляд, отношение Торы к этому вопросу противоречиво. В одном стихе сказано, что снам доверять нельзя: «…и сновидения ложное рассказывают» (Зхарья 10, 2). Из другого стиха следует, что сны открывают человеку истину и им надо верить — ведь сам Всевышний говорит, что открывается пророкам во сне: «…если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним» (Бэмидбар 12, 6). nightmaresКроме того, в нескольких местах в Танахе рассказывается о вещих снах, например, о снах Йосефа, снах фараона и Невухаднецара.
Два вида снов: В Талмуде (Брахот 55 б), а также в Зоаре (Рэайа Мээймана б) объяснено, что это противоречие — кажущееся. Сказано в Талмуде, что, действительно, существует два «противоположных» вида снов.Одни «вкладывает человеку в голову» ангел. Эти сны открывают человеку будущее, чтобы он подготовил себя к тому, что его ожидает. Другие сны приходят через «беса», т.е. от различных сил нечистоты. Но есть и третий вид — сны, которые вызваны дневными раздумьями человека, как сказано в трактате Брахот (там же): «Показывают человеку (сны) только из того, о чём он думает».
Плохой сон
Но и истинные сны сбываются не полностью, как сказано в Талмуде (Брахот 55а): «Сказал рабби Берахья: “Сон, хотя и исполняется часть его, целиком не исполняется”». Причина этого заключается в том, что к каждому сну примешаны также и те мысли, о которых человек мыслил до сна. Трудно отличить истинный сон от неистинного, но обычно истинный сон человек видит очень ясно. И ещё сказано в Талмуде (Брахот 55 б): «Три (вида) снов сбываются: утренний сон; и сон, который человек видел о другом человеке; и сон, разъяснившийся во сне (т.е., во время сна человек слышит толкование сна). А некоторые говорят: и повторяющийся сон».
Волнение из-за снов Не стоит волноваться из-за снов, которые, по видимости, предвещают дурное, потому что человек не знает истинного смысла снов. Приведу пример из Талмуда (Брахот 56 б): «Бен-Дама, сын сестры рабби Ишмаэля, спросил у рабби Ишмаэля: “Я видел, что две мои щеки отвалились”. Ответил тот: “Два римских легиона подали о тебе дурной совет и умерли”. (Рот — орган речи — “связывает” щёки между собой, поэтому два римских легиона, которые дали дурной совет, уподобились во сне). Бен Дама, который не был мудрецом Торы, считал, что видел плохой сон. Однако рабби Йишаэль знал истинный смысл его снов, и поэтому показал, что это хорошие сны.
2016-11-13 11:55:32
И услышал Авраам Эфрона, и отвесил Авраам Эфрону серебро, о чем тот говорил во услышание сынов Хета, ...
+ развернуть текстсохранённая копия
И услышал Авраам Эфрона, и отвесил Авраам Эфрону серебро, о чем тот говорил во услышание сынов Хета, четыреста шекелей серебра, (что) в ходу у торговца. (Берешит 23:16)
Что на уме, то и на языке
Эфрон вначале предлагает Аврааму взять бесплатно землю для захоронения Сары, а, в конце концов, берёт за неё баснословную сумму денег: «четыреста шекелей серебра, (что) в ходу у торговца». Из этого поведения Эфрона учат мудрецы Талмуда (Бава Мециа 87 а), что грешники обещают много, но даже малую часть из своих обещаний не выполняют. Праведники же, утверждают наши мудрецы, наоборот: обещают мало, а делают много. И это учат мудрецы из поведения Авраама по отношению к его гостям, как повествуется в главе Ваера: вначале пообещал им Авраам ломоть хлеба (Берешит 18:5), а потом сказано, что Авраам взял для них «тельца, нежного и хорошего» (Берешит 18:7).
Праведники неразрывно связаны с истиной во всех своих словах и поступках, поэтому они не разбрасываются обещаниями, опасаясь, что не смогут их выполнить. Грешники же пренебрегают истиной, поэтому они не боятся разбрасывать обещания направо и налево – в их глазах не случится ничего страшного, если они не смогут их выполнить. Более того, уже в то время, когда они дают обещания, они вовсе не намереваются их выполнить. Природа грешника – говорить одно, а думать другое.
Мудрецы в трактате Бава Мециа (49 а) учат из слов Торы, что необходимо, чтобы во время торговли человек не кривил душой, а, говоря «да», подразумевал «да», и, говоря нет, подразумевал «нет». И так описывает Рамбам образ переговоров, которые ведёт мудрец Торы (Законы Нравов, 2:16): «Переговоры мудреца Торы (наполнены) истины и веры; он говорит на «да» — «да», а на «нет»- «нет»».
И ещё пишет Рамбам (Законы Нравов 5:13): «Запрещено человеку вести льстивые речи и обольщающие разговоры, и не должно быть на словах одно, а на уме другое. Но должен быть человек снаружи таким же, как и внутри, то есть, что на уме – то и на словах».
2016-11-11 11:46:25
Скоро день смерти нашей праматери Рахель — 11 хешвана. Не могли бы Вы рассказать про этот день ...
+ развернуть текстсохранённая копия
Скоро день смерти нашей праматери Рахель — 11 хешвана. Не могли бы Вы рассказать про этот день?
Могила Рахель
В главе Ваишлах приводится, что когда Яаков со всей его семьей был по дороге в Бейт Эль, в месте, близком к городу Бейт Эль, умерла его жена Рахель во время родов. Родившегося сына отец назвал Биньямин. Тора рассказывает (Берешит, 35:20): «И поставил Яаков постамент над ее могилой, это могильный постамент Рахели до сего дня».
И действительно, вплоть до наших дней, благодаря непрерывной традиции, известно место захоронения праматери Рахель – недалеко от нынешнего Бейт-Лехема, на юге Иерусалима. Подтверждение этой традиции мы находим в мидраше «Ялкут Шимони» (162), который сообщает нам, что Биньямин родился 11-го Мархешвана. А поскольку в Торе приводится, что Рахель умерла при родах Биньямина, выходит, что в день рождения Биньямина умерла Рахель.
В комментарии на главу Ваехи (Берешит, 48:7) Раши приводит причину, по которой Яаков похоронил Рахель в дороге, а не в Маарат а-Махпела, где были захоронены все праотцы. Великий комментатор пишет, объясняя слова Яакова «А я.., когда я шел из Падана, умерла у меня Рахель…, и похоронил я ее там»: «Я похоронил ее там по слову Г-спода, чтобы она была в помощь своим сыновьям, когда Невузардан подвергнет их изгнанию. Когда будут проходить там, Рахель выйдет (встанет) у своей могилы и будет плакать и просить для них милосердия, как сказано: “Голос в Раме слышен…” (Ирмияу, 31:14). А Святой, благословен Он, отвечает ей: “есть воздаяние за твой труд – говорит Г-сподь, …и возвратятся сыны к пределам своим” (там же 16, 17)».
Почему же была воля Всевышнего, чтобы именно Рахель была захоронена по дороге в изгнание? В чем особая сила ее молитвы?
Ответ на этот вопрос мы находим в мидраше «Эйха Раба» («Птихот»). Там рассказывается, что во время изгнания обратился пророк Ирмияу к праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову с просьбой, чтобы они умоляли Творца смилостивиться над Его народом. Но на их молитву не было ответа. Он обратился к Моше с этой просьбой. Но и его молитва так же осталась без ответа. Тогда Рахель обратилась к Творцу с молитвой: «Владыка мира, известно Тебе, что Яаков, раб Твой, любил меня неизмеримой любовью и работал за меня у моего отца семь лет. А когда пришло время свадьбы, мой отец решил подменить меня моей сестрой. И мне от этого стало больно, когда узнала я замыслы моего отца. Я сообщила об этом моему мужу и передала ему знак, по которому он сможет различить между мной и моей сестрой, чтобы отец мой не смог подменить. Но после этого я передумала и решила перебороть мою любовь, поскольку мне было жалко сестру, она могла быть опозорена. Я открыла ей знак, который передала моему мужу. Более того, я забралась под кровать, на которой лежали мой муж и моя сестра, и я отвечала ему, чтобы он не распознал голос моей сестры. Он говорил с ней, а она молчала, я же отвечала на его слова».
Рахель продолжила: «И если я, кровь и плоть, прах и пепел, не ревновала к моей сестре и не опозорила ее, почему Ты, Царь Вечный, гневаешься из-за идолов, в которых нет ничего истинного? И Ты послал в изгнание народ Твой, и много бед они терпели».
Рассказывает мидраш: «Сразу же пробудилось милосердие Творца, и сказал Он: “Из-за твоей заслуги, Рахель, Я возвращаю евреев на их землю”. И так говорит пророк (Ирмияу, 31:14-16): “Так сказал Г-сподь: слышится голос в Раме, вопль (и) горькое рыдание – Рахель оплакивает сыновей своих; не хочет она утешиться из-за детей своих, ибо не стало их. Так сказал Г-сподь: удержи голос твой от рыданья и глаза твои от слез, ибо есть воздаянье за труд твой, – сказал Г-сподь, – возвратятся они из вражьей страны. И есть надежда будущности твоей, – сказал Г-сподь, – возвратятся сыны в пределы свои”».
В мишне (Сота, 8б) приводится, что Творец поступает с человеком по принципу «мера за меру». Поскольку Рахель смогла погасить в себе ту боль, которую причинила ей ее сестра, и сделать все, чтобы ее сестра не пострадала, Всевышний также простит детям Рахель их грехи, погасит пламя Своего гнева и вернет их на их землю.
Испокон веков наш народ обращается ко Всевышнему на могилах праведников. Калев бен Йефуне молился в Хевроне на могилах праотцев, чтобы Всевышний уберег его от замысла разведчиков. Однако нельзя забывать, что в молитве запрещено обращаться к праведнику. Нужно обращаться только ко Всевышнему (ради заслуг праведника)!
Особое место молитвы – это именно могила Рахели в силу того, что ее молитва о возвращении из изгнания была принята. Наиболее благоприятное время для молитв на могилах праведников это день их смерти – йорцайт. Многие тысячи евреев посещают могилу Рахели в день ее смерти: просить у Всевышнего в заслугу праматери о горестях и нуждах.
Сказал Всевышний Рахели: «удержи голос твой от рыданья и глаза твои от слез». Великий глава ешивы Мир рав Хаим Шмулевич говорил: «Плачь, мама Рахель, плачь».