Сегодня 12 мая, воскресенье ГлавнаяНовостиО проектеЛичный кабинетПомощьКонтакты Сделать стартовойКарта сайтаНаписать администрации
Поиск по сайту
 
Ваше мнение
Какой рейтинг вас больше интересует?
 
 
 
 
 
Проголосовало: 7272
Кнопка
BlogRider.ru - Каталог блогов Рунета
получить код
Ермоловская_Татьяна
Ермоловская_Татьяна
Голосов: 1
Адрес блога: http://ertata.ru/
Добавлен:
 

Сегодня День военно-транспортной авиации России

2013-06-01 14:21:44 (читать в оригинале)

Сегодня исполняется 82 года со дня создания военно-транспортной авиации (ВТА) Военно-воздушных сил (ВВС) России.

Ashampoo_Snap_2013.06.01_09h15m42s_009_ (700x497, 77Kb)
В настоящее время на вооружении соединений и воинских частей ВТА состоят самолеты Ил-76МД, Ил-62, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, Ан-2, Ту-154, Ту-134, вертолеты Ми-8.

С 2014 г. на вооружение ВТА начнут массово поступать самолеты Ан-70, глубоко модернизированные Ил-76МД90А, а также новые Ан-124-300.

Несмотря на то, что ресурс большей части существующего авиапарка ВТА рассчитан до 2020-2030-х годов, процентное соотношение новой авиатехники будет неуклонно расти.

В прошедшем зимнем периоде обучения экипажами ВТА было выполнено более 700 летных смен, общий налет в ходе которых составил более 22 тыс. часов.


За первое полугодие текущего года было перевезено более 20 тыс. военнослужащих и около 14 тыс. т грузов.

Во время различных мероприятий боевой подготовки произведено десантирование более 50 тыс. военнослужащих.
Ashampoo_Snap_2013.06.01_09h17m36s_010_ (700x491, 82Kb)
География пунктов назначения и выполнения задач для летных экипажей ВТА простирается от полярной базы «Борнео» до Африканского континента.

Среди стоящих перед ВТА в летнем периоде обучения задач наиболее значимыми являются подготовка к стратегическому командно-штабному учению «Запад-2013», а также к учениям «Индра-2013», «Селенга-2013» и ряду других.

17 экипажей ВТА подготовлено к задачам по тушению пожаров на специально оборудованных самолетах Ил-76.
Ashampoo_Snap_2013.06.01_09h30m11s_011_ (700x466, 42Kb)

«Аннушки» служат на совесть

У авиаторов-транспортников Тихоокеанского флота самый обширный регион «обслуживания» - от Посьета до Чукотки. И под крылом их самолётов, когда они преодолевают столь дальние расстояния, зачастую часами тянется безбрежная морская гладь дальневосточных морей Тихого океана. Чем живёт сегодня эскадрилья военно-транспортной авиации, которая дислоцируется на самом краю России? Об этом в канун профессионального праздника рассказал «Красной звезде» начальник морской авиации ТОФ полковник Сергей РАССКАЗОВ.
Ashampoo_Snap_2013.06.01_10h02m38s_015_ (700x430, 50Kb)
- Сергей Геннадьевич, не понаслышке знаю, что военно-транспортная авиация - истинная труженица, учитывая наш огромный регион, удалённость многих гарнизонов от главной базы ТОФ. Но известно также и то, что основной парк самолётов постепенно стареет, часть летательных аппаратов, наверное, уже и ресурс свой выработала. Какими же возможностями обладают ныне транспортники, чтобы в сложившейся ситуации ритмично обеспечивать обороноспособность флота, решать задачи по предназначению?

- Я бы не стал так утверждать в отношении ресурса наших «Аннушек». Да, выпускались они ещё в советское время, но в последние годы все прошли через авиационные заводы Таганрога и Иванова, где с помощью талантливых специалистов словно получили вторую жизнь. В конце года, к примеру, вернётся на базу с предприятия после завершения капитального ремонта ещё один Ан-12. Так что более 80 процентов этой техники сегодня в исправном состоянии, и она долго сможет послужить флоту.

Отрадно, что весь лётный состав эскадрильи регулярно поднимается в небо, с начала года налёт на человека в среднем составляет 60 часов. Это хороший показатель.

- Каковы особенности зимнего периода обучения, где в основном задействовали транспортные самолёты?

- Всё шло в плановом порядке. Основная задача - десантирование личного состава морской пехоты и других подразделений флота - выполнена на сто процентов. То же самое можно сказать и о доставке авиационно-технического имущества на Камчатку и в Хабаровский край, различных грузов в отдалённые районы региона. Одновременно авиаторы успешно выполнили все виды лётной подготовки.

- Какие проблемы беспокоят сегодня начальника морской авиации ТОФ? Что удаётся разрешать своими силами, а в чём-то наверняка нужна и помощь Министерства обороны?

- Что касается военно-транспортной авиации, то здесь проблемных вопросов возникает меньше всего. И по запасным частям, и по исправности воздушных судов всё решается на уровне начальника морской авиации Военно-морского флота. Так что транспортная авиация - один из тех родов авиации, который работает надёжно и в полном объёме.
Ashampoo_Snap_2013.06.01_09h56m39s_014_ (700x453, 62Kb)
- А намечается ли обновление техники или пока ставка делается на ремонт и модернизацию старых машин?

- Ожидаем подвижки в лучшую сторону. Уже в этом году рассчитываем получить новый самолёт для перевозки военнослужащих Ан-140. Поэтому летом переучим инженерно-технический и лётный составы.
Но необходимы, конечно, и новые самолёты для десантирования, выполнения других задач. Учитывая театр военных действий, нужны самолёты с большей дальностью полёта. Знаем, что эти вопросы сегодня рассматриваются на высоком уровне и через несколько лет у нас появятся перспективные транспортные воздушные суда.

- Сергей Геннадьевич, удаётся ли ставить на крыло молодых лётчиков? Есть ли вообще приток свежих сил в военно-транспортной эскадрилье?

- Лейтенанты приходят, поэтому штат укомплектован на сто процентов. И уверяю, без внимания наставников они не остаются. Полёты с вчерашними выпускниками проводим методом сборов на одном из аэродромов. Там же собирается инструкторский состав. Среди самых опытных авиаторов, которые душу вкладывают в дело практического обучения молодёжи, - заместитель комэска майор Андрей Потапов, командир экипажа майор Вячеслав Мясников. Кстати, в этом году начнём подобные сборы в июне.

- Какие задачи планируете на новый период обучения?

- Флот наш не стоит на месте, постоянно организует боевую подготовку в море. Значит, и мы будем участвовать во всех учениях, обеспечивая разведку, десантирование личного состава, перевозку необходимых грузов. Продолжится и доставка новобранцев в отдалённые гарнизоны флота. В эти дни, например, мы перебросили группы молодого пополнения на Сахалин и Итуруп. Кроме того, транспортная авиация постоянно несёт дежурство на случай поисково-спасательного обеспечения. Случись что, тут же самолёты возьмут курс в заданный район.
Ashampoo_Snap_2013.06.01_09h42m26s_013_ (700x595, 60Kb)
Сергей Геннадьевич Рассказов родился 20 ноября 1963 года в г. Иваново. После окончания Борисоглебского высшего военного авиационного училища лётчиков имени В.П. Чкалова в 1985 году был назначен на должность старшего пилота в отдельном корабельно-штурмовом авиаполку, дислоцирующемся в Приморском крае. После переучивания переведён в корабельно-истребительный авиаполк на Черноморском флоте. В 1992 году назначен заместителем командира эскадрильи на Северном флоте, где прошёл путь до заместителя начальника морской авиации СФ. После учёбы в Академии Генерального штаба возглавил штаб морской авиации ВМФ. С 2011 года - начальник морской авиации на Балтийском флоте, а с февраля 2013-го - на Тихоокеанском флоте. Заслуженный лётчик РФ, лётчик-снайпер, имеет в своём лётном багаже более сотни посадок на тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на самолётах Су-25 УТГ и Су-33. Награждён орденами Мужества, «За военные заслуги» и медалями.

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда».




ertata


Сегодня День Северного флота ВМФ России

2013-06-01 13:05:04 (читать в оригинале)

Восемьдесят лет назад, 1 июня 1933 года, была сформирована Северная военная флотилия. Этот день теперь отмечается как День Северного флота России. Сегодня Северный флот - самый «молодой» из всех военных флотов нашей страны - оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота России. Его основу составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли. Главной базой флота является город Североморск.

Ashampoo_Snap_2013.06.01_07h24m35s_001_ (700x364, 85Kb)
Его история действительно полна героических дел и больших свершений, но известна она гораздо меньше, чем история Балтийского и Черноморского флотов. В связи с этим интересно посмотреть, как зарождалась боевая слава североморцев, их традиции самоотверженности и героизма при выполнении своего долга, использования суровых условий театра для достижения превосходства над противником. Истоки этой славы тесно связаны с деятельностью Петра I и его титанической работой по созданию российского флота.


В 1700 году началась Северная война со Швецией. Россия стремилась вернуть себе земли по берегам Финского залива и обеспечить надежный выход в Балтийское море. Основные боевые действия развернулись в Финском заливе и на его берегах, но Петр I учитывал возможность нападения шведов со стороны северных морей. В то время Архангельск был уже крупным морским портом, через который шла оживленная торговля со странами Европы. Для его защиты Петр I распорядился установить береговые батареи, создать укрепления, усилить гарнизон и развернуть посты наблюдения за иностранными судами в Белом море. По его приказу в устье Северной Двины была построена Новодвинская крепость.

Шведская эскадра из 7 судов под командованием вице-адмирала Шёблада подошла к устью Северной Двины 24 июня 1701 года. В качестве лоцманов шведы попытались использовать взятых в плен поморов - Ивана Рябова и Дмитрия Борисова. Под видом торговых судов шнява и 2 галиота из состава шведской эскадры пошли к Архангельску. Рябов и Борисов, отлично зная фарватер, посадили шняву и галиот на мель против Новодвинской крепости. Оба судна были повреждены огнем береговых батарей и захвачены русскими. В бою Борисов погиб, а Рябов был ранен, но ему удалось спастись. После этого поражения шведы отказались от нападения на Архангельск. Разорив несколько прибрежных селений, шведская эскадра ушла от русских берегов.

В то время на Белом море еще не было боевых кораблей, а Рябов и Борисов, конечно, не являлись военными моряками, но они защищали северные рубежи нашей Родины от иностранных интервентов, и их подвиг по праву вписан в боевую летопись Северного флота. На протяжении всей Северной войны сохранялась угроза нового нападения шведов на Архангельск, поэтому было принято решение о создании Беломорской военной флотилии. С 1708 года на Соломбальской верфи Архангельска началось строительство для нее боевых кораблей. В 1710 году были спущены на воду три 32-пушечных фрегата, а в 1712-13 годах - пять 54-пушечных кораблей. Так зарождался Северный флот.

Строительство боевых парусных кораблей на Соломбальской верфи продолжалось до 1862 года, но практически все они сразу уходили на Балтику. На Севере оставались только небольшие отряды кораблей для охраны Белого моря и Кольского полуострова. В 1899 году на выходе из Кольского залива был основан порт Александровск-на-Мурмане. Своей реальной силы и большого военно-политического значения порт достигнет в конце 30-х годов XX столетия и во время Великой Отечественной войны, когда он станет главной базой Северного флота и городом Полярный. Здесь были сосредоточены основные силы флота. Отсюда совершали героические походы на вражеские коммуникации подводники, здесь базировались эсминцы, эскортировавшие конвои на внутренних и внешних коммуникациях, отсюда уходили на сухопутный фронт моряки-североморцы.

В конце XIX - начале XX веков происходил быстрый экономический рост России и расширение ее внешней торговли. В связи с этим постоянно возрастало значение Мурманска как единственного незамерзающего порта на севере России. В период первой мировой войны особенно остро встал вопрос о защите северных портов и морских коммуникаций. В 1916 году была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана. В ее задачу входила защита морских коммуникаций, соединявших Россию с союзниками по Антанте. Но действовать ей пришлось недолго. В феврале 1918 года под напором революционных событий флотилия распалась. Основная ее часть, находившаяся в Кольском заливе, попала в руки белых и интервентов. Корабли, базировавшиеся в Архангельске, красные увели по Северной Двине к Котласу. Из них была сформирована Северо-Двинская военная флотилия, которая активно участвовала в боях с белогвардейцами.

Прошло несколько лет, и 1 июня 1933 года было принято решение о создании Северной военной флотилии. Большую роль в этом сыграл Беломорско-Балтийский канал, вступивший в строй в 1933 году. По нему с Балтики в Баренцево море прошли несколько эсминцев, сторожевых кораблей и подводных лодок, составивших ядро флотилии. Большой вклад в ее становление внес Константин Иванович Душенов, который был ее командиром с марта 1935 по май 1938 года. При нем флотилия перешла в свою главную базу - Полярный, началось освоение губы Ваенга, где будет построен город Североморск. Состоялось преобразование флотилии в Северный флот. Очень активно велась боевая подготовка и освоение обширнейшей зоны ответственности флотилии. Подводные лодки и надводные корабли ходили в дальние походы к Новой Земле и в Карское море. Люди привыкали плавать в условиях сильных штормов и туманов, в сложных ледовых условиях.
Ashampoo_Snap_2013.06.01_08h41m53s_008_ (700x457, 115Kb)
Свое первое боевое крещение молодой Северный флот получил в ходе войны с Финляндией 1939-40 годов, участвуя в овладении базой Петсамо и портом Линахамари. С июля 1940 по август 1946 года флотом командовал Арсений Григорьевич Головко. К началу Великой Отечественной войны СФ насчитывал 8 эсминцев, 15 подводных лодок, 7 сторожевых кораблей, минный заградитель и 116 самолетов. В этой войне североморцы с честью выполнили поставленные задачи, сорвав планы гитлеровцев в короткий срок захватить Кольский полуостров с портом Мурманск и блокировать все северное побережье Советского Союза. Северный флот внес достойный вклад в разгром врага в Заполярье и освобождение Северной Норвегии. Корабли флота обеспечили проводку 76 союзных конвоев, которые доставили 4 млн. тонн груза (это 25% всех импортных грузов СССР за время войны). Флотские авиаторы, подводники и катерники наносили удары по коммуникациям противника, срывая воинские перевозки в Баренцевом море. Общие потери противника на театре составили 214 кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн и 1300 самолетов. Высокое звание Героя Советского Союза было присвоено 85 североморцам, а Б. Ф. Сафонов и А. О. Шабалин удостоены этого звания дважды.
Ashampoo_Snap_2013.06.01_07h53m58s_004_ (700x464, 68Kb)
В трудные послевоенные годы Холодной войны североморцы с такой же самоотверженностью, героизмом и настойчивостью овладевали ракетно-ядерным оружием, осваивали атомные подводные лодки и авианесущие крейсера, обеспечили выход флота на просторы мирового океана. Сейчас, пережив трудные 90-е годы, Краснознаменный Северный флот вновь набирает силы и пополняется современными кораблями. На флот приходят высокообразованные, инициативные офицеры и отбираемые по контракту матросы. Это обеспечит комплектование профессиональных экипажей, которые смогут грамотно и эффективно эксплуатировать сложнейшую боевую технику современных кораблей.

Додонов В.А.


Молодой, да мощный

1 июня Краснознамённый Северный флот отмечает 80-летие. Отправной точкой в истории самого молодого из четырёх флотов ВМФ России принято считать день образования Северной военной флотилии в 1933 году. О сегодняшних достижениях Северного флота, об успехах моряков-североморцев и их планах на ближайшую перспективу в преддверии юбилея корреспонденту «Красной звезды» рассказал командующий Северным флотом адмирал Владимир КОРОЛЁВ.
Ashampoo_Snap_2013.06.01_07h40m08s_003_ (700x682, 77Kb)
Визитная карточка. Владимир Иванович Королёв родился 1 февраля 1955 года. В 1977 году окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и был направлен на Северный флот. В 1987 году окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ, в 1995-м - Военно-морскую академию имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Последовательно занимал должности заместителя командира соединения АПЛ, начальника отдела оперативного управления штаба Северного флота. Указом Президента РФ от 24 июня 2011 года назначен командующим Северным флотом.

- Владимир Иванович, 1 июня отмечается день образования Северного флота. По сравнению с «возрастом» других флотов ВМФ России (310 лет Балтийскому флоту, 282 года Тихоокеанскому и 230 лет Черноморскому) 80-летний юбилей Северного флота - звучит скромно. В чём уникальность Краснознамённого Северного флота?

- Несмотря на свою «молодость», Северный флот поправу считается одним из самых мощных. Наличие самой важной составляющей системы обороноспособности - морских сил ядерного сдерживания и современных кораблей дальней океанской зоны - делает Северный флот гарантом стратегической стабильности и позволяет защищать экономические и политические интересы России в любой точке Мирового океана.
Ashampoo_Snap_2013.06.01_08h26m28s_007_ (700x463, 95Kb)
Многое из того, чем сегодня гордятся моряки-североморцы, было сделано впервые. Именно мы первыми в мире произвели старт баллистической ракеты с борта подводной лодки, первыми совершили групповое кругосветное плавание отряда атомных подводных лодок, первыми приступили к освоению тяжёлых авианесущих кораблей. Впервые в истории атомная подводная лодка Северного флота, совершив поход подо льдами Арктики, всплыла в районе Северного полюса и произвела успешный пуск баллистической ракеты по полигону на полуострове Камчатка. Северный флот стал первым объединением Военно-морского флота России, занявшимся освоением Арктики и Северного морского пути. Моряки-североморцы первыми приступили к обеспечению испытаний строящихся новейших атомных подводных лодок и модернизированных кораблей. Впервые в истории российского ВМФ крейсер Северного флота «Пётр Великий» награждён орденом Нахимова.

Северный флот, занимая фланговое положение в оперативном построении Вооружённых Сил России, играет основную роль в обеспечении безопасности северных рубежей Отечества с морских направлений. Он представляет собой важнейшее звено всей системы коллективной безопасности страны и готов к решению поставленных ему задач.

- Раз уж мы коснулись темы подводников, расскажите, пожалуйста, как происходит обновление боевого состава подводного флота?

- В минувшем году подводные силы Северного флота завершили подготовку к приёму кораблей нового поколения. 10 января 2013 года на подводном ракетоносце «Юрий Долгорукий» был поднят Военно-морской флаг России, после чего корабль вошёл в боевой состав ВМФ и соединения ракетных подводных крейсеров стратегического назначения Северного флота.

Этот день стал началом новой вехи в истории подводного флота России. Лодки такого класса в ближайшем будущем станут основой морских стратегических ядерных сил России, гарантом глобального баланса безопасности России и её союзников.
04h30m43s (700x333, 163Kb)
Этим летом ещё один наш экипаж впервые выйдет на заводские ходовые испытания на атомной подводной лодке четвёртого поколения «Владимир Мономах». Также в 2013 году будут продолжены государственные испытания ещё одного ракетоносца - «Александра Невского».

Хочу отметить, что в прошлом году была полностью выполнена и программа заводских ремонтов подводных крейсеров.

- Хочется уточнить: когда вернётся в строй ракетный крейсер «Маршал Устинов»? Не планируется ли его передача Тихоокеанскому флоту, как об этом писали некоторые СМИ?

- Мы рассчитываем на окончание ремонта этого крейсера в 2014 году. Передача ракетного крейсера «Маршал Устинов» Тихоокеанскому флоту не планируется. Он будет выполнять задачи в составе Северного флота.

- А когда начнётся ремонт и модернизация тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», на ремонт которого, по данным ОАО «Объединённая судостроительная корпорация», выделено 5 миллиардов рублей?

- Ремонт ТАРКР «Адмирал Нахимов» уже начался. Производятся оценочные работы и определяется объём модернизационных работ. Безусловно, такой корабль нужен и Северному флоту, и Военно-морскому флоту России в целом.
Ashampoo_Snap_2013.06.01_08h09m57s_006_ (700x464, 64Kb)
- Ещё один вопрос относительно крупных надводных кораблей: планируется ли ремонт тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»? И будет ли проводиться перевооружение авиационной составляющей корабля?

- Плановый ремонт и восстановление технической готовности тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» уже идут. В детали этого ремонта погружаться не буду. Нужно просто принимать во внимание, что ремонт корабля такого класса всегда предусматривает обновление его технических средств и внутрикорабельных систем.

Относительно перевооружения авиационной техники нашего авианосца: мы очень надеемся, что в течение ближайшего времени палубные лётчики Северного флота получат новые машины - МиГ-29 К и Миг-29КУБ.

После завершения ремонта и восстановления технической готовности крейсер будет готов к выполнению задач в дальней океанской зоне. Естественно, что походы, в которых примет участие «Адмирал Кузнецов» в 2013 и 2014 годах, будут предполагать участие в различного рода учениях. В том числе и в формате межфлотского взаимодействия.
Ashampoo_Snap_2013.06.01_07h56m10s_005_ (700x523, 134Kb)
- День Северного флота совпадает с началом летнего периода обучения в Вооружённых Силах России. Скажите, пожалуйста, к чему моряки-североморцы готовятся в ближайшем полугодии?

- В летнем периоде обучения, как и ранее, Северному флоту предстоит выполнять задачи несения боевого дежурства и патрулирования в море, поддержания установленной степени боевой готовности кораблей и частей.

Североморцы продолжат обеспечивать безопасность гражданского мореплавания и противодействовать террористическим угрозам как в дальней океанской зоне, так и в районах Арктики и Северного морского пути, примут участие в ряде международных учений на море, совершат десятки заходов в иностранные порты.

На ближайшее полугодие также спланирован ряд мероприятий по отработке межфлотского взаимодействия с кораблями других флотов ВМФ России. Итоговым экзаменом для нас станет комплексная подготовка разнородных сил флота в море с выполнением учебно-боевых упражнений практическим оружием, в ходе которой планируется задействовать более 30 надводных и подводных кораблей, а также авиацию и силы береговых войск.

- Владимир Иванович, в завершение беседы примите поздравления с юбилеем Северного флота.

- Спасибо. Хочу выразить признательность всем морякам-североморцам, ветеранам флота, гражданскому персоналу, всем, кто стойко и мужественно выполнял и продолжает выполнять свой воинский долг. Желаю всем крепкого флотского здоровья, счастья, благополучия, новых успехов в деле повышения обороноспособности страны и защите северных рубежей России!
92fd7d630305109f4edf5b6c010bd056 (700x582, 156Kb)

Ольга ВОРОБЬЁВА, «Красная звезда».




ertata


Дольче и Габбана

2013-05-31 23:51:13 (читать в оригинале)

Ashampoo_Snap_2013.05.31_18h38m49s_006_ (700x449, 190Kb)
Женьке Москвичёву подарили новую версию «Варкрафта». Он уже давно о ней мечтал, поэтому не мог дождаться конца уроков, чтобы скорее припасть к компьютеру. Однако по закону подлости Вера Ивановна, классная руководительница шестого «Б», объявила, что сегодня после занятий все должны остаться на уборку территории вокруг школы.

- Это ж надо какая подлянка! - возмущался Женька. - В кои-то веки собрался по-человечески время провести, и на тебе!
- Не переживай. Тут работы на полчаса, - успокоил его верный друг Лёха Потапов.


В глубине души Женька и сам понимал, что дело выеденного яйца не стоит, но он не любил, когда его планам что-то мешало, поэтому продолжал нагнетать обстановку:
- Ничего ты не понимаешь! Новый «Варкрафт» - полный улёт! Трёхмерная графика, стереозвук. Монстры - закачаешься. Можно вдвоём играть. Прикинь, цивилизация в опасности, а тут мусор собирай.
- Всё равно ведь ничего не поделаешь, - развёл руками Лёха.
Он не имел ничего против уборки школьного двора. Видимо, судьба цивилизации волновала его гораздо меньше, хотя он тоже был не прочь погонять монстров.
- А давай сбежим, - предложил Женька. - Пускай Петухов парится. У него мозг с горошину и силы девать некуда. Или Шмыгунов. Его интеллекта хватает только на то, чтобы метлой махать. А людям умственного труда и без того есть чем заняться.
Женька покровительственно положил руку на плечо друга, признавая в нём собрата по разуму. Лёха был забубённым троечником, но вовсе не считал себя дураком. Ему польстила столь высокая оценка его умственных способностей, хотя здравый смысл подсказывал, что сбегать всё же не стоит.
- А вдруг Вера Ивановна завтра спросит, где мы были? Он попытался урезонить друга, но если Женька что-то вбил себе в голову, спорить с ним было бесполезно.
- Кто там тебя заметит? Знаешь, какая толпа на субботник выйдет? Скажем, что работали с другой стороны школы.

После недолгого препирательства Женьке удалось убедить друга. Было решено после уроков по-тихому улизнуть, но возникли непредвиденные трудности. Поскольку Москвичёв с Потаповым оказались не единственными умниками, возле выхода из школы стояла завуч и живенько отправляла особо сообразительных за мётлами и граблями.

Заметив преграду, беглецы благоразумно ретировались, но скоро поняли, что попали в окружение. На лестнице они едва не столкнулись с Верой Ивановной. Хорошо ещё, что Женька Зоркий Глаз её вовремя заметил. Друзья заметались в поисках укрытия. Женька бросился к двери спортзала, и - о чудо! - она была не заперта. Ребята юркнули внутрь, чтобы переждать облаву.

В зале было непривычно пусто. Все звуки отдавались гулким эхом под высоким потолком. Женька обошёл зал, оглядев его хозяйским взглядом, и остановился возле «козла». На уроках физкультуры они
были непримиримыми врагами. Вернее, «козлу»-то что, он деревянный, а вот Женьке доставалось. Из-за невысокого роста и не слишком развитой мускулатуры он, хоть убей, не мог перепрыгнуть через снаряд и вечно плюхался на него животом, чем вызывал бурное веселье всего класса.

Женька встал в боксёрскую позу и, пружинисто прыгая, нанёс несколько удачных хуков то ли в морду, то ли в тыловую часть злосчастного «козла», чтобы отомстить ему за свой позор, а потом уселся на него верхом, приосанился и, царственно вытянув руку,спросил:
- Я на Юрия Долгорукого похож?
- Чего? - прыснул со смеху Лёха. — Ты похож на Москвичёва на козле.
- Ну что ты за человек? - разочарованно вздохнул Женька. - Нету у тебя воображения.
- А у тебя есть? Ты скажи ещё, что я на Пушкина похож, - обиделся Лёха.

Это был явный перебор. Даже при очень буйной фантазии было нелегко найти сходство между белобрысым здоровяком Потаповым и светочем русской поэзии. Однако признаться в отсутствии воображения Женька не мог, поэтому он обтекаемо произнёс:
- Это как посмотреть. Некоторые актёры вообще без грима играют.
Ashampoo_Snap_2013.05.31_18h45m34s_008_ (700x507, 116Kb)
Он поднялся на ноги и собирался спрыгнуть с «козла» на пол, когда его взгляд упал на окно. Представшее перед ним зрелище было истинным праздником для души: Петухов под пристальным взором математички старательно сгребал граблями опавшую листву. Ради такого аттракциона
с «Варкрафтом» можно было повременить. Женька подозвал друга:
- Лёх, смотри, как Петух старается.

Учительницу позвали девчонки. Стоило ей отойти, как Женька подбежал к окну и забарабанил в стекло. Петухов обернулся на стук, и его лицо вытянулось от удивления.
Он обратился к работающему рядом Шмыгунову.
- Чего это Москвич там делает?
- Наверное, в зале убирается, - пожал плечами Шмыгунов.

Видя, что Петухов прекратил грести и смотрит в его сторону, Женька крикнул:
- Эй, Петух! Чего застыл? Давай, трудись. Труд сделал из обезьяны человека. Так что старайся, а то так и пробегаешь всю жизнь бабуином.

Ashampoo_Snap_2013.05.31_19h44m31s_010_ (250x309, 59Kb)Женька для наглядности оттопырил уши, скорчил обезьянью рожу и запрыгал возле окна. Он чувствовал
себя в безопасности, потому что с такого расстояния Петухов вряд ли мог его услышать его. Заметив Женькины кривляния, Петухов усмехнулся:
- Глянь, как Москвича колбасит. Вот макака-то.

К сожалению, им пришлось прервать столь содержательный диалог. Вера Ивановна велела Петухову помочь девочкам собирать сухие листья в мешки. Женька не слышал её слов, зато прекрасно видел, как Петухов положил грабли и направился в сторону парадного входа. Женька забеспокоился: а вдруг тот всё слышал? Накостыляет по шее и «ах» не скажет.
- Атас! Петух идёт! У него что, локаторы вместо ушей? - крикнул Женька и скомандовал: - Лёха, давай в подсобке спрячемся.
- Пойдём лучше вместе со всеми убираться. Верванна даже не заметит, что нас не было, - предложил Лёха.
- Ага, сейчас прямо к Петуху побегу, только завещание напишу. Видал, как он разъярился? Сто пудов сюда побежал, - с опаской сказал Женька.
- С чего ты взял? Больно ему надо, - отмахнулся Лёха.

За дверью послышались шаги. Медлить дальше было нельзя.
- Что я тебе говорил? - прошипел Женька, ухватил Лёху за руку и потащил за собой в подсобку.
Оказавшись в безопасности, он для верности запер дверь на швабру.
- Когда речь идёт о собственном здоровье, осторожность не бывает лишней, - назидательно изрёк Женька.

Минут пять ребята сидели, прислушиваясь к каждому шороху. В зал так никто и не вошёл. Наконец Лёха не выдержал:
- По-моему, он уже давно свалил.
- Бережёного Бог бережёт, - вспомнил Женька слова бабушки. - Лучше переждать, а то Петух, когда в раж войдёт, совсем борзым становится. Сейчас небось вокруг школы круги наматывает, нас стережёт.

Лёха не возражал. На уборку выходить уже не имело смысла и спешить было некуда, разве что домой, учить уроки. Но с этим делом он никогда не торопился.

Оглядевшись, ребята поняли, что в подсобке можно вполне сносно провести время. В углу в сетке лежали мячи. Друзья для разминки покидали мяч друг другу, постучали об пол... И тут Женька заметил под потолком небольшое оконце.

- Что это там? Потайное окно? - заинтересовался он. - Сейчас посмотрим, куда оно выходит.
Он вскарабкался на стопку матов и позвал друга:
- Лёха, лезь сюда. Тут такой обзор! Всё под контролем. Глянь, Синицына с Майкой мешки прут. О, гиганты! У Майки от натуги сейчас косица дыбом встанет. Самурай Тащико-Мешковако на особой миссии. Гляди, и Петух там. Вся якудза в сборе.
- Самураи не бандиты, а древние японские воины, - блеснул эрудицией Лёха.
Но Женька оставил его реплику без внимания. Внезапно он посерьёзнел и с возмущением произнёс:
- Опаньки! А это ещё что такое?
- Чё такое? - эхом переспросил заинтригованный Лёха и тоже полез на маты.

Взгляд Женьки был прикован к Вадику Груздеву, который вместо того, чтобы трудиться с остальными, на виду у всех учителей направлялся к калитке. Не считая Петухова, Вадик был для Женьки самой ненавистной личностью, и не потому, что он был школьной знаменитостью. Его славе Женька не завидовал... почти. Мало ли кто побеждает на всяких фортепианных конкурсах. Главным преступлением Груздева было то, что он норовил приударить за Ленкой Синицыной, но самое возмутительное, что она благосклонно принимала его ухаживания.

При виде Груздева, который в самый разгар работы легально, не таясь, покидал школьный двор, Женьку прямо перекосило от негодования.
Он воскликнул:
- Я чего-то не догоняю. Груздь что, самый умный? Все пашут в поте лица, а он линяет?

В праведном гневе он даже забыл о том, что трудятся далеко не все. Некоторые члены коллектива удобно возлежат на матах и пялятся в окно.

- Так он же пианист. Небось в музыкалку пошёл, - высказал предположение Лёха.
- Ой, какие мы важные! Может, у меня тоже дел по горло, а я в школе торчу.
- Но мусор-то не убираешь, - справедливо напомнил Лёха и ностальгически добавил: - Лучше бы работали с остальными. Им там весело. Видел? Смеются...
- Нет, теперь я из принципа не пойду. Если Груздь слинял, то я тоже работать отказываюсь. Что же это получается? Он на пианино будет бренчать в своё удовольствие, а я, значит, мусорского сгребать?Дураков нету.
- Сейчас всё равно незаметно не уйдёшь. Полный двор наших, - урезонил его Лёха.
- Значит, назло всем будем сидеть тут, - решительно заявил Женька.
- Скучно тут, - вздохнул Лёха.

Женька сверху окинул подсобку взглядом и, заметив на столе физрука секундомер, предложил:
- Давай я буду тебя тренировать на скорость по канату лазить.
- Тоже мне тренер нашёлся. Самому слабо хоть до середины доползти? - усмехнулся Лёха.
- Подумаешь! - фыркнул Женька. - Тренеру и не нужно самому париться. На чемпионатах видел тренеров? Там же одни старики лет по пятьдесят. Три метра пробегут - уже одышка, а каких спортсменов готовят!
- Не хочу я лазить, - хмуро отказался Лёха.
- Тогда давай журнальчики полистаем. Занятно, что там спортсмены почитывают?
Он протянул руку и достал с полки стопку журналов «Физкультура и спорт». Друзья так увлеклись разглядыванием красочных фотографий что не заметили, как двор опустел. Ребята закончили уборку и разошлись по домам.
Ashampoo_Snap_2013.05.31_19h05m19s_009_ (700x437, 222Kb)
Первым опомнился Лёха. Он глянул в окно и озадаченно произнёс:
- Э, куда это все подевались? Ушли, что ли?

Женька посмотрел на часы, и глаза у него полезли на лоб.
- Вот это да! Знаешь, который час? Пятый! Все уже по домам сидят, обед трескают. Ну, мы и лажанулись. Всё, Лёха, пора на заслуженный отдых.
Он соскользнул с матов и с гордостью посмотрел на товарища:
- Видал, как я съехал? Прямо бобслей. Ты так умеешь?

Лёха тоже попытался представить себя бобслеистом, но манёвр не удался. Пара верхних матов сверзлась следом за Лёхой и припечатала незадачливого спортсмена к полу.
- Тьфу ты, кажется, я в какую-то дрянь вляпался, - охнул Лёха, вылезая из-под матов.

Это оказалась вовсе не дрянь, а вполне качественная белая краска. Накануне в зале делали разметку и банку с остатками краски отнесли в подсобку.
- Всё. Доигрались. Теперь надо идти отмываться, - мрачно заметил Лёха.
- Не бойся. Главное, чтобы краска не взялась. Свежую мы её быстро ототрём, - успокоил его Женька.

Он вытащил из дверной ручки швабру, которая оберегала их покой, и друзья поспешили к выходу. Но тут их ожидал сюрприз. Дверь в спортзал оказалась запертой на ключ.
Женька подёргал за ручку и позвал:
- Эй, кто-нибудь.
На зов никто не откликнулся. Лёха изменился в лице.
- Что будем делать?
- Не трясись. Сейчас до кого-нибудь докричимся.

Женька постучал в дверь кулаком, но в школьном коридоре по-прежнему было тихо.

- Что там все, оглохли, что ли? Есть там кто живой или нет? — с возмущением крикнул Женька.
Лёха приложил ухо к двери и с тоской произнёс:
- Или нет. Как в фантастическом фильме. Помнишь, ты мне рассказывал? Человек просыпается, а на планете никого.

Они помолчали. Картина вырисовывалась довольно печальная.
- Всё из-за тебя. «Сбежим. Пусть дураки парятся», - передразнил Женьку Лёха. - «Дураки» уже давно дома, пообедали и телик смотрят. А мы тут...

- Ничего, сейчас что-нибудь придумаем.
- Тебе хорошо. Ты чистенький, а я ещё и краской вымазался, - сокрушался Лёха.

Женька лихорадочно искал путь к спасению, и тут ему пришла на ум отличная идея. Он радостно воскликнул:
- Лёха, мы лохи! У нас же на службе технический прогресс.
- Ну? - буркнул Лёха, не понимая, куда клонит Женька, а тот возвестил:
- Сейчас я Синицыной смску пошлю. Всего-то дел.

Он взял мобильник и быстро набил: «Спасай! Срочно иди в школу».

Сообщение застало Синицыну в кафе-мороженом, куда ребята пошли всем классом по окончании работы. Получив послание, Синицына со вздохом произнесла:
- Опять этот придурок.
- Кто? - оживилась Майка.
- Да Москвичёв. Снова какую-то глупость придумал. В школу зовёт.
- Ага, прямо разбежались. Только шнурки погладим, - сказал Петухов.

Все рассмеялись, и Ленка напечатала коротко и ясно: «Щас».

Получив ответ, Женька расслабился.
- Не вибрируй, Лёха. Она в соседнем доме живёт. Мигом явится и выпустит нас отсюда.
- А с рукой что делать? Краска совсем засохнет.
- Ерунда. Я у мамы возьму жидкость для снятия лака с ногтей. Зверь! Любую краску мгновенно смывает. Будешь как новенький.

Прошло пятнадцать минут. Ожидание затягивалось. Женька поминутно поглядывал на часы, а Лёха молча сидел, выставив руку, чтобы ненароком не испачкаться. Наконец Женька не выдержал.
- Ну где она там? За это время можно три раза туда и назад сбегать, - возмутился он и отстучал новое послание: «Ты где?»

Ответ его обескуражил. Прочитав два коротких слова «в пингвине», Женька потерял дар речи.
«Пингвином» называлось кафе-мороженое, расположенное неподалёку от школы.
- Видал? Мы тут страдаем, в заточении томимся, а она, оказывается, в кафе развлекается! - в сердцах воскликнул Женька и отстучал: «Чё там делаешь?»

Получив новую смску, Синицына пожала плечами.

- Странный вопрос. Что можно делать в кафе? «Мороженое ем», - ответила она.
- Зря ты ему сказала, где мы. Сейчас тоже притащится, - недовольно проворчал Петухов.

Вопреки их ожиданиям Женька в кафе не появился и смсок больше не присылал.
- Затих, - сказал Шмыгунов.
- Понял, что ему не обломится, - добавила Майка.

Они не ведали, что у пленников случилась трагедия: связь с миром прервалась. Женькин мобильный
разрядился.
- Вот гадство. В самый неподходящий момент, - сокрушался Женька и приказал Лёхе: - Доставай свой.
- Откуда? У меня отец его ещё позавчера отобрал, после того, как я «пару» по алгебре получил. Говорит, что я, кроме игрушек, ничем не занимаюсь.
- Ничего себе! У тебя родители совсем озверели! Человек даже сигнал сос послать не может! -возмутился Женька. - Пора их воспитывать.
- Воспитаешь тут.

Лёха в сердцах махнул рукой и нечаянно полоснул по джинсам.
На тёмно-синей ткани осталось белое пятно.
- Вот непруха! Ещё и джинсы вымазал! Теперь мне отец точно башку открутит, - расстроился он.

Женька мог бы сказать, что это чепуха и пятно ототрётся, но у него не повернулся язык лгать лучшему другу.

Друзья мрачно уставились на злосчастное пятно. Только теперь они начали осознавать, что такое безвыходная ситуация. И тут Женьку в очередной раз осенило. Его лицо просветлело, и он радостно сообщил:
- Лёха, считай, тебе крупно повезло!
- Издеваешься?! Почти новые шта- ны придётся выбрасывать. Мне их только в прошлом месяце купили, - обиделся Лёха.

Он не ожидал такой чёрствости от друга. Но Женька уверенно заявил:
- Зачем же выбрасывать? Теперь они куда дороже стоят.
- У человека горе, а ты со своими шуточками, - рассердился Лёха.
- Это не шуточки. Это перст судьбы. Я понял, нас не зря здесь заперли. Недаром говорят, что в жизни нет ничего случайного. Это же поворот всей жизни.
- Чего? - не понял Лёха.
- Смысл жизни. Сечёшь? - с пафосом сказал Женька.

Лёха промолчал и только обиженно засопел. Он отнюдь не считал вымазанные краской штаны смыслом жизни. Видя его недоумение, Женька объявил:
- Я понял, кем мне предназначено быть! Дизайнером.
- Чего? - снова протянул Лёха и повертел пальцем у виска, но Женька не обратил внимания на этот жест. Он был выше мелких обид и с воодушевлением продолжал:
- Ты видел, какие джинсы продаются в самых модных и дорогих бутиках?
- Ну? - неопределённо промычал Лёха.

Откровенно говоря, он не считал себя экспертом в области моды и в дорогих бутиках никогда не был. Женька снисходительно пояснил:

- Там такое рваньё висит - праздник бомжа. На помойку выбросишь, никто не подберёт. Твоё пятно просто пустяк, о котором даже говорить не стоит.
- Мне-то что с твоих бутиков? У меня же обыкновенные джинсы.
- Понятное дело, до стильной одежды они пока не дотягивают. - Женька критически осмотрел Лехины штаны и оптимистично заявил: - Немного подкрасим, порвём в паре мест, будет самое оно.
- Ну уж нет! Я свои джинсы рвать не стану, - наотрез отказался Лёха.
- Не хочешь рвать, не надо. До- бавим колорита: лишь несколько мазков, и будет полный порядок. Пойми, тебе терять всё равно нечего, а приобрести ты можешь о-го-го!

Женькино «о-го-го» Лёху не воодушевило.

- Что это тебе, забор, что ли? От масляной краски они колом встанут, - проявил он недюжинную сметку.
- Я же не предлагаю их целиком красить. Надо по ним только пятернёй пройтись. Дело говорю.

Женька уже рисовал в своём воображении красочную картину, которая обрастала всё новыми деталями.
- Прикинь, в бутике барахло стоит бешеные бабки только потому, что на нём стоит имя известного дизайнера. Да я таких моделей сто за час наштампую. Представляешь, торговая марка «Москвичёфф и компания».
- Что ещё за компания? - насупившись, поинтересовался Лёха.
- Ты. Будешь моим компаньоном. Мы такое производство развернём!
- Размечтался! Как будто ты шить умеешь! - фыркнул Лёха.
- Не путай, Лёха. Дизайнер, это тебе не портной. Это мозг всего дела, усёк? - важно произнёс Женька. - Для начала возьмём готовые джинсы, а потом, когда разживёмся, народ наймём.

Женька оценивающе посмотрел на Лёхины штаны, и Лёхе очень не понравился его взгляд.

- Не дам, - решительно отказался он и отступил на шаг.
- Вот чудак! Своего счастья не видишь. У тебя будут супермодные порты, а не ширпотреб с рынка.
- А мама?
- Что «мама»? Она даже рада будет, когда ты станешь партнёром в модельном бизнесе. Будешь её по всему миру возить. Она тобой гордиться станет.
- Ага, хитренький. Я в краске измажусь, а он с чистыми руками, - возразил Лёха.
- Плохо же ты обо мне думаешь. Я ради дела на всё готов. Вот, смотри, - сказал Женька и обмакнул пятерню в краску.
Он поднял руку и спросил:
- Доволен?

Женькин поступок так потряс Лёху, что тот потерял дар речи, а вместе с тем и бдительность. Очнулся он только, когда Женька припечатал ладонь прямо ему на штаны.

- Ты что?! - вскинулся Лёха.
- По-моему, неплохо, - сказал
Женька, оглядывая свою работу.
- Неплохо? - едва не плакал Лёха. - Давай тогда я тебе тоже пятерню поставлю.
- Ты соображаешь, что говоришь? - покачал головой Женька.
- А что?
- В дизайне что главное? Лёха пожал плечами.
- Индивидуальность. Если один человек ходит в джинсах с пятернёй, это стильно, а если каждый станет пятерню лепить, это уже ширпотреб. Нужно выделяться из толпы.
- Вот сам и выделяйся, - сказал Лёха.
- Чего ты упрямишься? Разбогатеешь, сможешь себе сто таких джинсов купить. Или вообще триста шестьдесят пять. Слабо, каждый день штаны менять?
- Не надо мне каждый день.
- Ладно, если не понравится, обещаю: отдам тебе все мои сбережения. Пойдём и купим новые джинсы, - щедро предложил Женька и добавил: - Всё равно тебе нечего терять.

Это была горькая правда, и Лёха согласился. Некоторое время новоиспечённые дизайнеры преображали Лёхины джинсы в супермодную вещь из бутика, но скоро даже буйная Женькина фантазия иссякла.

Наступали ранние осенние сумерки. Хотелось есть. Узники затосковали. Избавление пришло неожиданно. Команда старшеклассников пришла на тренировку по баскетболу.

Вечером будущих воротил модельного бизнеса ждало самое суро-вое испытание. Впрочем, Женька отделался лёгким испугом. Его лишь слегка пожурили за испачканный в краске рукав (Чего не случается на уборке школы!), да и свитер был уже не новый.

А вот Лёхины родители оказались отсталыми людьми. Они не оценили дизайнерского решения, и отец, который много раз обещал достать ремень, впервые перешёл от слов к делу.

Впрочем, Женька не отчаивался, ведь Дольче и Габбана тоже не сразу стали знаменитыми.

© Тамара Крюкова.


ertata


Литература в эпоху контрпросвещения

2013-05-31 22:19:20 (читать в оригинале)

Ashampoo_Snap_2013.05.31_18h01m57s_004_ (700x526, 154Kb)
Русскую литературу выдавливают из школы. Но в скукоженной программе нашлось место для Виктора Пелевина, Асара Эппеля, Людмилы Улицкой – писателей, у которых есть поклонники, но нет бесспорной репутации всенародного достояния.

Скандальная программа приоткрыла фрагмент будущей реальности, которую уготовили нам модернизаторы. По признанию разработчиков программы во главе с Борисом Ланиным, вместо знаний футуристическая школа будет давать «самоидентификацию в очень быстро меняющемся мире».

Ни литературы, ни русского языка в старших классах не будет – только аморфный и сумбурный предмет (дисциплиной это варево назвать невозможно!), который должен стать промежуточным финишем на пути к поголовной безграмотности.

Ряд депутатов Госдумы призвали к отставке министра образования. Но, думаю, виновников погрома нужно искать не в кабинете министра, а в лабораториях Российской академии образования, хотя президент РАО изо всех сил старается не замечать пятен на мундире: авось, и этого министра пересидим!.. Именно там шалят весёлые и находчивые бюрократы, которые уже не одно правительство проводили в путь-дорогу.


РАО – государственная структура, существует она не на подачки эксцентричных меценатов, а на средства державы. Президент и премьер-министр твердят: нужно всерьёз приобщать к русскому языку и литературе мигрантов – а модернизаторы придумали более эффективный финт: с помощью стандарта всех граждан России постараются опустить на уровень китайцев или среднеазиатов, прибывших в нашу страну утренним поездом и впервые услышавших русскую речь на перроне. После программы с Улицкой и Эппелем словарный запас уравняется!

Государство восстанавливает музеи, в том числе и литературные заповедники: Михайловское, Тарханы, Карабиху, Константиново, сотни оазисов культуры по всей стране. Но если модернизация по РАО пройдёт, считайте, что Россия напрасно содержит эти священные усадьбы и парки.

Возможно, составители программы осознали, что никакой литературы в школе не будет, и решили покуражиться напоследок, привечая своих любимых писателей. Да, нам представили список нахально тусовочный и подтасовочный. Но модернизаторы подмигивают: всё равно никто не будет это читать, всё равно ваша литература – архитектурное излишество, так гори всё синим пламенем!

Борис Ланин успокаивает нас, ворчливых охранителей: «Это всего лишь проверка программы, которая заработает в 2020 году!» Господин составитель убеждает, как супервайзер «Гербалайфа»: ничего страшного, всем писателям (вообразите: даже Гоголю!) нашлось место в программе по литературе. Где-то для «углублённого» изучения спрятались и Лесков с Алексеем Толстым…

А ведь это спорный вопрос: нужно ли вообще изучать современную литературу в школе? События должны отстояться, эмоции схлынуть. Сегодня вряд ли возможен взвешенный разговор о литературных кумирах современности. Схожие проблемы мы видим и в школьной программе по истории. Материал последних десятилетий – пока ещё газетный, публицистический, не выкристаллизовавшийся. И основательное изучение истории вплоть до 1950-х годов куда полезнее таких параграфов, как «деятельность Николая Травкина» или «правительство В.С. Черномырдина». Не прошло и десятилетия, а этот материал устарел, выпал, рассеялся. В историю он войдёт в переработанном, преображённом виде… лет через сорок. Так и в истории литературы. Проза М. Шолохова, поэзия А. Ахматовой, Н. Заболоцкого и А. Твардовского, хронологически относящаяся к 1920–1950 годам, – это уже признанная классика, способная достойно завершить школьный историко-литературный курс.

О новейшей – текущей – литературе можно и нужно толковать на факультативных занятиях, на специальных обзорных уроках… И приглашать писателей в школы! Стихи, рассказы и очерки Н. Рубцова, Ю. Нагибина, В. Астафьева, Д. Лихачёва, В.Соколова и многих других писателей второй половины ХХ века есть в хрестоматиях для шестых-седьмых классов – и слава богу! Но основой среднего образования должен быть историко-литературный курс от «Слова о полку Игореве» до Твардовского – курс, которому место в последних трёх-четырёх классах школы.

Базисный учебный план давно стал пугалом, кошмаром учителей. За предложенное время изучение историко-литературного курса невозможно; говорить о том, что в школе будет литература, – фарисейство.

Я вот что думаю: если Улицкая и Эппель для нас сегодня – то же самое, что Толстой и Гоголь, почему мы должны с почтением относиться к какому-то РАО? Если мы упраздняем институт классики, к которому имеют отношение Пушкин, Гоголь, Толстой, то не разогнать ли почтенную академию, к которой причастны Александрова, Львова и Ланин? Будем последовательны в нигилизме: если уж освобождаться, то и от такой академии. Пушкин и Толстой до сих пор рентабельны. И для международного престижа России они и сегодня делают больше, чем доктор филологических наук Борис Александрович Ланин, заведующий лабораторией дидактики литературы Института содержания и методов обучения РАО. Их и через сто лет будут переиздавать и экранизировать, а Ланина не вспомнит никто – даже за его научную халатность.

У нас же в последние годы не так важно, что сделано, как – сколько освоено. Вот и наш герой ещё в 90-е годы написал не повесть про оборону Царицына и не «Путешествие с нигилистом», а очень своевременную брошюру «Идеи «открытого общества» в творчестве Василия Гроссмана». В те времена кратчайший путь к банкнотам пролегал через институт «Открытое общество», вот вам и источник научного вдохновения. Гроссман у него принялся подпевать Соросу. Господа из РАО, во-первых, не любят школу, в-четвёртых – не любят и не знают русскую литературу, а во-вторых и в-третьих – шалят. Впрочем, не будем плохо думать о людях, будем надеяться, что шалят они не бескорыстно.

Система стимулирует деградацию. Даже если завтра Ливанов получит отставку, а Ланин – 15 суток за хулиганство, ситуация не исправится. Наша школа пребывает в состоянии торжества показухи и коррупции. Я понимаю, что укротить коррупцию невозможно – так давайте хотя бы показуху прищучим, чтобы примоднённый фасад не принимали за суть образования! А суть его – если говорить о литературе – в сохранении традиции. У авторов программы получается, что русская классика – лишь несколько остановок на маршруте нашего паровоза… Но русская классическая литература – по крайней мере от Пушкина до Чехова – это чудо, которое повторится у нас не раньше, чем в Афинах появится новая троица трагиков.

Сегодня в отношении к литературе не инновации нужны, а оборона. Когда просвещение оставляет очередной бастион – туда немедленно входит генерал Безграмотность.

Замостьянов Арсений
Литературная газета


Списки Ланина

Вместо интервью

Ashampoo_Snap_2013.05.31_18h08m05s_005_ (371x505, 45Kb)На этом месте должно было стоять интервью с Борисом Ланиным, профессором, литературоведом, доктором филологических наук, заведующим лабораторией литературы в Институте содержания и методов обучения РАО. К сожалению, дав предварительное согласие, господин Ланин впоследствии от беседы отказался, предложив свою статью по интересующей нас тематике. Но если тематика нас интересует как таковая, то статьи Ланина по ней – вряд ли. Читывали мы его в «Учительской газете»…

От «вопросов в лоб» он предпочёл уйти. Что ж, это его право. Однако и у нас есть право представить свою точку зрения нашим читателям. Мы неоднократно поднимали этот вопрос на своих страницах и останавливаться не собираемся.

Для начала немного предыстории. Не так давно Борис Ланин и его коллеги по РАО В.М. Шамчикова и Л.Ю. Устинова представили «примерную программу» по русской литературе для 10–11-х классов. Данная программа готовилась под непосредственным руководством Ланина и вызвала как в научном мире, так и в обществе взрыв негодования. Посудите сами – из обязательных для прочтения были исключены произведения Лескова и Куприна, пушкинский «Медный всадник», чеховский «Человек в футляре» и многое другое, без чего отечественную литературу можно назвать «неполной». Владимир Путин на съезде организации «Всероссийское родительское сопротивление», касаясь данной ланинской разработки, отметил, что когда из школьной программы исключаются Пушкин, Лесков и Алексей Николаевич Толстой, то «это вызывает вопросы». Президент поддержал тех, кто был недоволен подбором авторов, отметив: «Замечания высказываются резонные. Поэтому рассчитываю, что соответствующие выводы будут сделаны определёнными нашими инстанциями».

Быстрее пугливой лани помчался Ланин оправдываться и опубликовал в «Учительской газете» статью «Какая программа по литературе нам нужна?». В ней он, во-первых, обвинил своих критиков в антисемитизме. Во-вторых, обильно процитировал негативный пассаж «специалиста по всем вопросам» Дмитрия Быкова, касающийся нашей газеты и её главного редактора. В-третьих, слукавил, заявив: «Президент РФ был дезинформирован. Повторю ещё раз: ни одно из перечисленных Президентом РФ В.В. Путиным имён классических русских писателей не было исключено из программы».

Вы полагаете, господин Ланин, что президента так легко дезинформировать, что его окружение сплошь состоит из некомпетентных людей (включая министра культуры России В. Р. Мединского)? Или, может, вы думаете, что наш президент книжек не читает и не способен делать выводы самостоятельно? Ведь достаточно просто взять вашу разработку, выпущенную издательством «Вентана-Граф», чтобы убедиться в справедливости её критиков. Не перевелись ещё на Руси читающие люди, а также мыслящие, уверяем вас, Борис Александрович!

Исчезнувшие имена русских классиков всплывают в списке для углублённого уровня изучения литературы. Но много ли таких школ в России? Совершенно понятно, что главным списком является так называемый базовый. А кто в базовом? Основательно подзабытый писатель-эмигрант Гладилин, разрекламированные Пелевин и Улицкая, наконец, мало кому известный Асар Эппель. Не нашлось тут места не только Лескову и Куприну, но и современным классикам: Виктору Астафьеву, Владимиру Личутину, Александру Проханову. А вот Эппель есть! Чудеса да и только. Каким образом средненький переводчик и второразрядный прозаик попал в этот список со сборником рассказов «Травяная улица»? Насколько оправдано его присутствие среди корифеев отечественной литературы? Вот пример прозы Эппеля: «Самсон же Есеич был тат подлинный, и напрасно некоторые, у кого нация тоже плачет над Моисеевым Пятикнижием, считали, что он совершил святотатство, переведясь в татство (опять непереводимая игра слов!) – это было неправдой, и все, говоря по правде, знали это. К тому же Самсон Есеич не избегал, а скорей, предпочитал водиться с собратьями по вероучению, здорово, впрочем, отошедшими от общих преданий, впрочем, как и он сам…»

Неужели эти небрежно выписанные местечковые страдания выше произведений А.Н. Толстого, не включённого в список? Что такого ценного почерпнут школьники из этой тусклой прозы, повествующей в основном об ужасах советского бытия, тиране Сталине и пресловутом пятом пункте? А вот пример диалогов из книги Эппеля:

– Будьте мне здоровы, товарищ Колышев Мокей Петрович!
– И вы не болейте, товарищ Беренбоим Саул Мойсеевич!


Как говорится, классики отдыхают. Совершенно очевидно, что в данном случае происходит явная подмена ценностей. Произведения выдающихся писателей переносятся во второстепенные списки для углублённого изучения, а в базовые (основные) вводятся сочинения, мягко говоря, сомнительного качества.

В разделе «Литературный процесс второй половины ХХ века» ланинской брошюры натыкаемся на интересное:«Произведения поэтов второй половины ХХ века, получивших общественное признание современников: Н. Рубцов, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Ю. Кузнецов, А. Вознесенский, Н. Тряпкин, Б. Окуджава, В. Высоцкий, Д. Пригов, Т. Кибиров, С. Гандлевский, О. Седакова, М. Степанова, И. Губерман». Позвольте, а какое общественное признание получили Пригов и Кибиров? «Домашняя» известность – ещё не признание. А Мария Степанова была признана разве что на почившем в бозе сайте «Оупенспейс», которым руководил её супруг Глеб Морев. Достаточное ли это основание для того, чтобы попасть в школьную программу?

В разделе «Литература рубежа ХХ–ХХI веков» школьникам для самостоятельного чтения рекомендованы: Д. Быков, А. Геласимов, В. Маканин, В. Павлова, С. Рассадин, А. Слаповский, Л. Улицкая и всё тот же Эппель. Похоже, не мытьём так катаньем, но кому-то позарез нужно протащить Эппеля в русские классики. Ну и явная несуразица – если «Травяная улица» Эппеля входит в базовую программу, то зачем её рекомендовать для самостоятельного чтения? Любопытно также, что здесь представлены исключительно либералы. Разве нет ярких писателей из других лагерей? Почему бы не порекомендовать Алексея Иванова, Сенчина, Шаргунова? Они-то будут поизвестнее Слаповского (не говоря уже об Эппеле). Или в списки попадают только по предъявлении белой ленты?

Конечно, можно объяснить нелепость списков экспериментом. Но экспериментировать таким образом может свободный художник, а не государственный чиновник, получающий за это зарплату. Нравятся Пригов, Степанова и Эппель – так пиши о них книги, пропагандируй их творчество на здоровье! Но – в частном порядке. А вот тащить их, не прошедших проверку временем, в школьную программу – это, извините, более чем странно. Трудно сказать, чем руководствовались Борис Ланин и его подручные – политическими убеждениями, родственными интересами? Но пока что видно одно – такая программа нам не нужна. И в этом, кстати, едины и патриоты, и многие либералы (из думающих). Перестарались вы, Борис Александрович, со своими списками. Пишите новые. Пока… Выводы-то уже делаются.

Хохловский П.
Литературная газета




ertata


Заменители сахара ведут к диабету 2-го типа

2013-05-31 21:29:06 (читать в оригинале)

Ashampoo_Snap_2013.05.31_17h18m34s_003_ (700x446, 53Kb)
О возможном негативном влиянии искусственных подсластителей на человеческий организм заявила группа ученых из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сэнт-Луисе, США.

Ученые-медики анализировали известный во всем мире заменитель сахара Splenda — это название химического вещества трихлоргалактосахароза.

В эксперименте, проведенном в рамках исследования, приняли участие люди с избыточным весом — с индексом массы тела 42 и выше (начиная со значения 30 ставится диагноз «ожирение»). Всем им в рамках низкокалорийной диеты врачи прописывали применять сахарозаменители. В первой части эксперимента люди получали дозу глюкозы, но перед ней — Спленду. Во второй части — вначале просто воду, а потом глюкозу. Доза глюкозы была примерно равна тому количеству, которое человек получает при проведении обычных медицинских тестов на усвояемость глюкозы.


Результаты показали, что после приема Спленды и последующего приема глюкозы уровень сахара в крови повышался значительно по сравнению с показателями сахара у тех же людей после приема обычной воды и затем глюкозы. Соответственно, подскакивал и уровень инсулина.

Врачи интерпретируют полученные результаты следующим образом: повышение уровня инсулина в крови может быть хорошим индикатором — это значит, что организм способен справляться с повышением уровня глюкозы в крови. Но есть и негативная сторона: когда организм постоянно вырабатывает слишком много инсулина — а именно это и происходит в случае приема трихлоргалактосахарозы, — он становится нечувствительным к его высоким дозам, что ведет к диабету второго типа.

И еще один любопытный факт: как известно, цель использования заменителей сахара — обмануть рецепторы языка, который воспринимают продукт с использованием заменителя сахара как сладкий, но при этом в организм не попадает глюкозы и, соответственно, калорий. Оказалось, что поджелудочная железа имеет рецепторы, виртуально схожие с теми, которые есть у нас во рту, и она воспринимает искусственно подслащенные напитки и еду так же, как сладкие. Это приводит к усиленному выбросу инсулина, и как следствие — усиленной абсорбции глюкозы организмом. Исследования на эту тему проводились с участием животных.

Принято считать, что заменители сахара несут с собой лишь эффект снижения калорийности пищи без ущерба вкусовым качествам. Врачи пока не высказывают жестких запретов и рекомендаций по поводу применения заменителей сахара на регулярной основе, так как пока клинически не доказано, насколько критично для организма повышение выработки инсулина на 20%, что продемонстрировали эксперименты. Но совершенно очевидно, что на пользу организму подобные скачки тоже не идут.

Статья о результатах экспериментов опубликована в журнале Diabetes Care.


ertata


Страницы: ... 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 ... 

 


Самый-самый блог
Блогер ЖЖ все стерпит
ЖЖ все стерпит
по количеству голосов (152) в категории «Истории»


Загрузка...Загрузка...
BlogRider.ru не имеет отношения к публикуемым в записях блогов материалам. Все записи
взяты из открытых общедоступных источников и являются собственностью их авторов.